Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 декабря 2021 г. 13:41

Буквально на днях прислали ссылку: оказывается, обо мне есть небольшая статья в Википедии. Не ведаю, кого благодарить, отправляю в эфир лучи признательности неведомому доброжелателю, вдруг долетят до нужного человека. Конечно, можно было значительно больше обо мне хорошего и всякого написать, я б даже помог материалами и ссылками, но со мной никто не связывался. Например, там написано, что я «интервьюировал Олега Дивова, Алексея Пехова, Андрея Измайлова и др.». Спору нет, перечислены замечательные писатели, но не менее замечательные остались в «и др.». Я ведь в своё время, когда мне было интересно заниматься интервью, делал для разных изданий беседы с Гарри Гаррисоном, Марией Галиной, Василием Головачёвым, Мариной и Сергеем Дяченко, Александром Житинским, Василием Звягинцевым, Александром Зоричем, Евгением Лукиным, Геннадием Прашкевичем, Николаем Романецким, Вячеславом Рыбаковым, Анджеем Сапковским, Андреем Столяровым, Борисом Стругацким, Михаилом Успенским, Робертом Шекли и не только… Неупомянутым обидно будет... И фотка моя к статье не подвёрстана, а я б мог найти какую-нибудь (например, с внуком). Да ладно, чего уж там, дарёному коню… Ещё раз огромное спасибо неизвестному радетелю! У меня неожиданно появилось что-то вроде отчёта (хоть я и грозился никогда не отчитываться – не люблю отчёты ещё со времени работы в НИИ), который можно выложить в соцсетях и блогах перед Новым годом и очередным моим днём рождения.


С внуком Иваном. 26.12.21.


У меня и вправду скоро – 1 января – день рождения. 66 стукнет! Поскольку 1 января всем будет не до родившегося Ларионова, заранее сообщаю номер карты Сбера, на который можно перевести для меня небольшое поздравление: 5228600560756241

А если вам удобнее переводить поздравление по телефонному номеру – дам и телефон, обращайтесь! Поздравляйте, пока жив, не ждите объявления сбора средств на похороны!


Статья написана 11 декабря 2021 г. 11:14

Рагим Джафаров. Сато. – СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2020.


На приём к детскому психологу Даше Кауфман приходят супруги Марина и Саша с пятилетним сыном Костей. Они ообеспокоены резкой переменой в поведении мальчика, который вдруг начал считать себя пленным контр-адмиралом, командующим карательным корпусом «Ишимура». Костя сообщает, что его зовут Сато, что его свобода ограничена: он не может покинуть место заключения, не имеет права выйти на связь с вверенными ему подразделениям, его заставляют жить по установленному распорядку дня, носить колготки и есть брокколи. Следует заметить, что изменения в характере ребёнка действительно нешуточные: он ведёт себя как взрослый, употребляет при разговоре термины явно не из лексикона дошкольника, проявляет невозможную для ребёнка эрудицию и хитрость. Даша начинает серию диагностических встреч с мальчиком, подозревая диссоциативное расстройство личности, а далее автор разворачивает картину взаимодействий психолога и Кости, психолога и родителей (вместе и по отдельности), родителей и Кости, родителей друг с другом. Вместо имени Костя я мог бы написать – Сато, ведь часто именно контр-адмирал Сато командует телом и поступками мальчика… События с неожиданными перерывами отслеживаются в романе на протяжении дюжины с лишним лет до совершеннолетия Кости и подаются под соусом разнообразных взаимных психологических манипуляций героев.

Ближе к финалу романа один из самых искусных манипуляторов в романе (Александр, муж Марины), взвинченный чередой неприятностей, свалившихся на его семью, обвиняет психолога-консультанта в том, что именно она стала причиной всех проблем. Чуть не задушил бедную Дашу… Кстати, напрашивается мысль, а стоит ли всецело доверять психологам, путь даже опирающимся на значительный массив знаний, накопленных соответствующей наукой и практикой? Кто гарантирует, что, препарируя внутренние психологические программы, ставшие, по мнению специалиста, причиной тех или иных поступков клиента, специалист сделает правильные выводы? Ведь консультант может заблуждаться – вполне искренне или в силу недостаточной квалификации и возможной некомпетентности: плохо усвоил тот самый массив знаний и методик, накопленных наукой, не умеет ими правильно пользоваться. Есть ли гарантия, что советы, к которым прислушается клиент на консультациях и поступки, которые он совершит под их воздействием, в конечном счёте пойдут ему во благо? Может, вообще не стоило ни на какие консультации ходить? Конечно, психолог Даша руководствуется самыми благими намерениями, но всем известно, куда ими вымощена дорога. В средствах массовой информации разразится истерия, инициированная и оплаченная Александром, Дарью Кауфман будут травить, обзовут «чёрным психологом», обвинят в нарушении этических норм, ей придётся уйти из профессии. Ничего страшного, Дарья не пропадёт, устроится в хороший банк.

Эта книга явно не для прожжённых олдскульных любителей фантастики, потому как основная её часть прекрасно обходится без фантастического допущения. Роман захватывает не фантастической занимательностью, а профессионально описанной реальностью непредсказуемо и болезненно меняющихся ситуаций во время и вне психологических сеансов. Интересны сомнения и терзания психолога Даши, да и вообще безумно интересна вся эта психологическая «кухня» с влезанием психолога в голову клиента и супервайзера в голову психолога. В одном из интервью Джафаров признаётся, что у детского психолога из книги был реальный прототип с тем же именем и профессией, автор в процессе создания романа около года консультировался с реальной Дашей. А она, не зная сюжета, работала с выдуманным персонажем Костей как с всамделишним ребенком, писала расшифровки сессий, выдвигала гипотезы. На этом по-настоящему увлекательном фоне фантастическая составляющая романа кажется нарочитым гротеском. Автор то ли цинично иронизирует, то ли до изумления серьёзно пишет про все эти странные и даже страшные дела, непосредственно связанные с внедрением в сознание Кости личности контр-адмирала Сато и преступлениями последнего. Читатель довольно долго не может понять: болен мальчик или нет, существует Сато, или Костя его всё-таки выдумал. Мне, например, финал произведения вовсе не кажется однозначным...


Рагим Джафаров. Марк и Эзра. — М.: Эксмо, 2019.


Роман «Сато» — вещь необычная, нестандартная и неформатная. Наверное, поэтому она вышла в санкт-петербургском издательстве «Скифия» небольшим тиражом: всего 500 экз., хотя в 2020-м году роман победил в читательском голосования премии «НОС». В любом случае, на экзотическую прозу Рагима Джафарова стоит обратить внимание. Кстати, в 2019 году парадоксальный и довольно забавный роман Джафарова «Марк и Эзра» (тоже с элементами необычайного) был издан «Эксмо» в серии «Современная интеллектуальная фантастика» тиражом немножко побольше (2000 экз.). Речь в книге о владельце антикварной лавки Марке Кауфмане (знакомая фамилия, не правда ли?), торгующим чудесами со всего света, и его помощнике – воспитаннике приюта Эзре. В том же году некий гражданин подал на Джафарова иск за оскорбление чувств католических верующих. Не знаю, чем закончилось дело, но тираж книги, к счастью, не конфискован, роман «Марк и Эзра» можно найти или заказать в книжных магазинах. Как и роман «Сато».


Статья написана 9 декабря 2021 г. 23:42

Шамиль Идиатуллин. Всё как у людей. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022.


Писателя Шамиля Идиатуллина читатель знает по политическому триллеру «Татарский удар», утопии «СССР™», мистической дилогии «Убыр» (изданной под авторским псевдонимом Наиль Измайлов), романам «Город Брежнев», «Бывшая Ленина», антиутопии «Последнее время», о которых я на Фантлабе писал, и ряду других вещей для детей и взрослых. Недавно в «Редакции Елены Шубиной» вышел сборник фантастических произведений Идиатуллина «Всё как у людей».

Сборники я иногда читаю не в порядке составления, а как в голову взбредёт, но на этот раз начал с самого начала – и не прогадал. Блестящая повесть «Светлая память», выполненная в неповторимой, предельно концентрированной, энергичной идиатуллинской подаче, заставила меня вспомнить и прекрасную «Маску» Станислава Лема, и огромнейший массив разнообразных вариаций на тему кульбитов искусственного интеллекта в мировой фантастике… У Идиатуллина, конечно, всё это имеется в виду, но при этом всё своё, оригинальное: драйв, непредсказуемость, игра со смыслом и словами – одни только названия глав чего стоят! И – самое главное – надежда на счастье, неясно проступающая на фоне ошеломляющих ужасов происходящего.

Кроме повести «Светлая память» в авторский сборник фантастики Шамиля Идиатуллина вошли: ещё одна повесть «Эра водолея», несколько рассказов, подборка микрохорроров и сценарий под названием «Коллектор», состоящий трёх частей (каждая в отдельном жанре: триллер, комедия, хоррор). Произведения очень разные по темам и поводам создания: Идиатуллин делится историей их появления в небольших послесловиях к каждой вещи. Кстати, эти ироничные комментарии автора как бы цементируют содержание книги, делая сборник более цельным. Это подмечает в блёрбе на задней обложке книги и писатель Алексей Сальников, а я с ним совершенно согласен.


Статья написана 6 декабря 2021 г. 23:27

В уходящем 2021 году санкт-петербургский писатель и библиограф Леонид Эллиевич Смирнов закончил чрезвычайно сложную и кропотливую работу по составлению «Библиографии отечественной фантастики, изданной на русском языке в Российской империи и Советском Союзе, а также за рубежом с 1759 по 1991 год». Выпущен её завершающий 7-ой том, включающий разделы: «Сборники и альманахи фантастики, волшебной литературной сказки и приключений», «Специализированные журналы и газеты фантастики и приключений», «Критика, публицистика, дискуссии, интервью», «Библиографические материалы» и «Приложение. Литературные псевдонимы писателей-фантастов и сказочников».


Библиографии отечественной фантастики, изданной на русском языке в Российской империи и Советском Союзе, а также за рубежом с 1759 по 1991 год.


Семитомник продолжает библиографии отечественной фантастики, изданные в приложениях к книгам известного советского фантастиковеда Анатолия Фёдоровича Бритикова. Речь о монографии Бритикова «Русский советский научно-фантастический роман» (1970) с размещённой в ней библиографией художественной фантастики и критики за 1917 – 1967 годы, а также о его посмертном сборнике статей «Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра» (2000) с библиографической информацией, охватывающей 1968 – 1987 годы.


Бритиков А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман. — Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1970.


Библиография Леонида Смирнова (первые три тома подготовлены им совместно с вдовой А.Ф. Бритикова Кларой Фёдоровной Бритиковой) не просто суммирует библиографический материал упомянутых изданий с добавлением позиций за следующие четыре года (1988 – 1991), но и вводит в библиографическое пространство огромный дополнительный материал – как по авторам, так и по годам и месту издания. Заново изучен весь длительный дореволюционный период, охватывающий более полутора веков.



В библиографию включен пласт зарубежных произведений (изданных на русском языке) тех российских авторов, кто был вынужден эмигрировать при царском режиме и в годы советской власти. В библиографию введены сотни авторов, которые в своём творчестве не специализировались исключительно на фантастике. Кроме того, библиография содержит тысячи произведений, относящихся к сказочной фантастике и волшебной литературной сказке.



Надо отметить, что данная «Библиография отечественной фантастики» содержит большое количество критических и публицистических материалов, в том числе, опубликованных в многотиражных и местных периодических изданиях. Я, например, даже нашёл указания на свои статьи и заметки, вышедшие в те далёкие годы в сосновоборской газете «Маяк прогресса».



Статья написана 4 декабря 2021 г. 17:26

Несколько слов о писателе и журналисте Андрее Измайлове, ушедшем вчера из жизни…


Андрей Нариманович Измайлов (05.06.1953 — 03.12.2021)


С Андреем я познакомился, пожалуй, раньше, чем с кем-либо другим из ленинградских писателей, ещё до выхода его знаменитого «Русского транзита» (1992), позднее экранизированного. Измайлов в Сосновом Бору с 1974 года (я с 1975-го). Измайлов работал на Ленинградской АЭС (я – рядом). В конце семидесятых они вместе с моим приятелем, местным диск-жокеем Василием Белоусовым (позднее священнослужителем) и кинорежиссёром и сценаристом Валерием Зеленским (это он написал сценарий фильма «Предчувствие любви» с Александром Абдуловым в главной роли) занимались КВНами в нашем городе, позднее организовали здесь видеоклуб. Закончив в 1981 факультет ЛГУ, Андрей переезжает в Ленинград, работает референтом Союза писателей, активно (по меркам тех времён) публикуется. С 1979 года Измайлов — член семинара Бориса Стругацкого. Но о питерском периоде жизни Андрея Наримановича пусть напишут другие, хотя встречались мы с ним в Ленинграде и Санкт-Петербурге на разных фантастических мероприятиях и конференциях по-прежнему достаточно часто. Активно участвовал Андрей и в фантастических конвентах «ФантОР-89» и «Интерпресскон-91», которые мы проводили в Сосновом Бору.


Андрей Измайлов на 25-летии семинара Бориса Стругацкого.


Андрей был весёлым человеком, ироничным, малость циничным, но реалии времени, которые он активно не принимал, убавили его праздничность. Вспомнить энергичный юмор Измайлова мне помогают подаренные им смешные книжки, наполненные непридуманными анекдотами из писательской жизни «Референт» (2000) и «Судьба референта» (2009).


Андрей Измайлов на творческом вечере Вячеслава Рыбакова. 27.11.2000.


Когда я стал искать какие-нибудь снимки Андрея Измайлова, сделанные мною, чтобы подверстать к вышенаписанному, то обнаружил, что Андрей почти везде на них смеётся-улыбается.

Такие дела…


Андрей Измайлов с Робертом Шекли на Конгрессе фантастов "Странник-99".


Андрей Измайлов с Михаилом Успенским. СПб. АБС-премия. 21.06.1999.


Светлая память…

Мои соболезнования родным и близким Андрея…


Андрей Измайлов и Владимир Ларионов. Интерпресскон-97.


Ниже — ссылки на три моих интервью с Андреем Измайловым, взятых по разным поводам:

АНДРЕЙ ИЗМАЙЛОВ: «ЭТО – ФАНТАСТИКА!», 1989 г.

http://www.fandom.ru/inter/ismailov_3.htm


АНДРЕЙ ИЗМАЙЛОВ: «СОСНОВЫЙ БОР ЛЮБЛЮ ПО-СВОЕМУ», 2001 г.

http://www.fandom.ru/inter/ismailov_1.htm


АНДРЕЙ ИЗМАЙЛОВ СОЗДАЁТ ПРЕЦЕДЕНТ, 2002 г.

http://www.fandom.ru/inter/ismailov_2.htm





  Подписка

Количество подписчиков: 202

⇑ Наверх