Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 ноября 2021 г. 00:46

Время вышло. Современная русская антиутопия. — М.: Альпина-нон-фикшн, 2022. — 280 с.


Сборник под названием «Время вышло» издательства "Альпина-нон-фикшн", составленный из тринадцати рассказов, вышел с подзаголовком "Современная русская антиутопия". Стоит заглянуть в содержание книги — и уже не получится равнодушно отложить её в сторону — перечень фамилий авторов весьма и весьма многообещающ...

Андрей Рубанов

Сергей Шаргунов

Герман Садулаев

Эдуард Веркин

Александр Иличевский

Александр Снегирёв

Александр Пелевин

Алексей Сальников

Дмитрий Захаров

Ксения Букша

Вадим Панов

Алиса Ганиева

Денис Драгунский

Посмотрим, что у них получилось!


Из предисловия издателя Павла Подкосова:

"..оглядываясь на окружающую реальность и вчитываясь в прогнозы писателей разных стран, мы приходим к выводу, что время не просто прошло, оно — вышло. Этот сборник — попытка ухватить реальность, создать слепок настоящего и всмотреться в будущее. Тринадцать известных современных российских писателей, с разными авторскими манерами, взглядами, опытом, обращаются к жанру антиутопии и размышляют о том, что нас ждёт. Кто-то — о том, что нас ждёт совсем скоро, кто-то — в более отдалённом будущем, но длина временной дистанции здесь не главное. Главное, что тринадцать рассказов этого сборника — это тринадцать отдельных миров, альтернативных реальностей, не похожих одна на другую: фантастические, условные, реалистичные, гротескные. Это не только современный литературный процесс в миниатюре, но и окружающий нас мир во всём своём многообразии. И будущее этого мира, в котором что-то пошло не так.


Статья написана 14 ноября 2021 г. 00:16

В последние время пришлось столкнулся с ангелами из романов Тимура Максютова "Чешуя ангела" и "Крылья" Марии Герус, что заставило меня вспомнить повесть Марии Галиной "Прощай, мой ангел", на которую я когда-то отзывался. Со дня первой публикации этой повести в международном журнале "Крещатик", который Маша когда-то подарила мне на фестивале "Звёздный мост", прошло ровно двадцать лет...


Мария ГАЛИНА. ПРОЩАЙ, МОЙ АНГЕЛ: Повести. — М.; OOO «Издательство АСТ», 2002. – 304 с. – (Звёздный лабиринт. Библиотека фантастики «Сталкера».)


Мария Галина успешно работает в разных литературных областях: она известна одновременно как публицист, критик, переводчик, поэт и талантливый прозаик. Сегодня я хотел бы вспомнить две её ранние вещи, в том числе — повесть "Прощай, мой ангел", ровно 20 лет назад опубликованную в журнале "Крещатик", немного позднее переизданную издательством «АСТ» совместно с донецким «Сталкером».

В повести «Прощай, мой ангел» описывается гипотетическая Земля, на которой задолго до появления людей утвердилась древняя цивилизация грандов или мажоров (от латинских слов grandis – большой, важный и major – старший, больший). Гранды произошли от древнеавстралийских шестиплавниковых рыб. Обоеполые позвоночные, да еще с крыльями (правда, рудиментарными), размножающиеся чем-то вроде почкования, они и дальше бы жили в уютной Австралии, но губительная пандемия, выкосившая почти всю их популяцию, заставила мажоров искать убежища на других континентах. Намного более развитые в техническом отношении гранды постепенно прижали примитивное человечество к ногтю и заняли внутри него ключевые позиции. Действие повести происходит во времена, примерно соответствующие нашим дням, в столице Евразийского союза (объединиться Европе и Азии тоже помогли мажоры). Людей в этом государстве держат под неусыпным контролем, искусственно сдерживается увеличение численности людского населения, практически запрещены антибиотики (на грандов пенициллин действует, как наркотик), строго лицензируются научные исследования, производимые людьми, индивидуумы с низким ИТ (индексом толерантности) лишены возможности делать карьеру. Всё это ведёт к гибельному противостоянию двух разумных рас и катастрофическому революционному взрыву. Ради объективности хочу отметить, что для части человеческого населения Евразийского союза гранды не только начальники-хозяева, но и кто-то вроде старших братьев, ангелов-хранителей. Тем паче, что у них и в самом деле есть крылья. Автор очень достоверно (Мария Галина в прошлом биолог) рассказывает о происхождении и анатомии мажоров, ярко показывает драму взаимоотношений главных героев повести: человека 0леся Воропаева и молодого мажора Себастиана, убедительно конструирует историю сосуществования и трагического конфликта грандов и людей, конфликта, в котором обе стороны по-своему правы…

«Крещатик». Международный литературно-художественный журнал. № 1(11), 2001.

События второй повести книги разворачиваются в государстве с полностью разрушенной экономикой. Обнищавшие, отчаявшиеся люди готовы на всё, лишь бы как-то поправить своё жалкое положение. Группа горожан, завербовавшись курьерами в некий таинственный «Комитет спасения», отправляется в опасное путешествие по стране, распавшейся на воюющие между собой военные округи. Повествование ведётся от лица журналистки Риты. Это обычная женщина: не слишком красива, в меру умна, в меру осторожна, но именно ей в этой экспедиции придётся принимать самые трудные и ответственные решения. Повесть чем-то напомнила мне «Гадких лебедей» Стругацких: то ли холодным дождём на последних страницах, то ли неким лепрозорием для избранных, в который загадочные «Комитеты» вывозят «нужных» людей определённого склада, чтобы с их помощью строить новое будущее.

Отличный литературный язык, стилистически сдержанная, но вместе с тем уверенная манера повествования, глубокое проникновение автора в психологию героев-аутсайдеров заметно выделяли этот сборник Марии Галиной на современном ему общем «фантастическом» фоне. В повестях ощутимо присутствует трогательная вера героев в чудо, надежда на то, что придёт кто-то очень добрый, сильный, понимающий и спасёт, и всё устроит, полюбит и оценит, сделает их (и нас, читателей, заодно) счастливыми, здоровыми, защищёнными. Я знаю, автор понимает, что надежды эти совершенно беспочвенны. Но… А вдруг и вправду кто-нибудь придёт?


P. S.

Моя более подробная рецензия на повесть "Прощай, мой ангел" была в своё время опубликована в фэнзине "Семечки":

http://s3000.narod.ru/lof01804.htm

Её можно прочесть и здесь (с картинками):


Статья написана 12 ноября 2021 г. 00:03

Мария Герус. Крылья. – М.: Никея, 2021. – 760 с.: ил. – (Никея – фэнтези).

Страна, состоящая из десятка княжеств, когда-то направляемая и оберегаемая крылатым народом крайнов, в ходе разорительных междоусобных войн, инициируемых ненасытными и жадными удельными вождями, предала и потеряла своих искусных наставников и добрых защитников. Крайны – благородные и справедливые существа, в чём-то похожие на ангелов, ушли, предоставив людей самим себе. А люди без крайнов утонули в злобе и ненависти…

Следует отметить, что слово «ангел» Мария Герус в романе не упоминает, автор предоставляет самому читателю право находить и проводить аналогии. На самом деле крайны всё-таки больше люди, чем классические бестелесные ангелы из Священных Писаний, поскольку обладают плотью и множеством недостатков, присущих человеку. Крайны могут гневаться, обижаться и любить, но при этом стараются контролировать свои чувства, к тому же обладают рядом волшебных умений, в частности: строят колодцы гиперпереходов, исцеляют хворых и контролируют погоду. Сложные взаимоотношения людей с более могущественным и продвинутым крылатым народом, живущим рядом, описывали многие фантасты. Можно, например, вспомнить замечательную повесть Марии Галиной «Прощай, мой ангел» (2001), но я, кажется, слишком отвлекаюсь. Тем более, что в романе Герус основное внимание уделяется не особенностям крылатых особей и их социуму, а единственному их представителю – крайну по имени Рарог Лунь Ар-Морран-ап-Керриг, оказавшемуся в гуще событий вместе с группой подростков.

Кстати, судьба крайна Луня вовсе не самое главное в романе «Крылья». Объёмистая (760 страниц), книга наполнена захватывающими приключениями и забавными кружевами отношений внутри компании тинейджеров, взрослеющих в очень необычных обстоятельствах. Выразительные характеры, предсказуемые и не очень поступки, загадочный учитель, надвигающаяся война, проверка дружбы на прочность, любовь, предательство и тайны: всего этого в романе как раз столько, чтобы от книги было невозможно оторваться. Несколько минут чтения – и ты уже полностью там, в тревожном мире «Крыльев», вместе с основными персонажами самозабвенно борешься за жизнь, постигаешь истину и раз за разом делаешь трудный выбор. Подростки, вырванные из своего привычного бытия, неожиданно попадают в заложники, готовятся к смерти, чудесным образом спасаются, выживают в труднейших условиях и – растут, и – учатся жизни, и – стараются быть честными. «Крылья» – история фантастическая, но предельно искренняя и бесхитростная, она легко берёт в плен читателя, соскучившегося по чистым, прямодушным, непосредственным и непорочным главным героям.

Победа добра над злом, торжество справедливости и обретение крыльев – мы все об этом мечтаем. Вы ведь со мной согласны? Тогда читайте «Крылья» Марии Герус! Они есть, например, здесь.


Издательская аннотация

Пятеро подростков и их учитель по прозвищу Крыса, которого все ненавидят, оказываются в странной, драматичной и, похоже, безвыходной ситуации. И здесь все по-настоящему — боль, смерть, ненависть и любовь. И сказка о прекрасных мудрых крайнах вдруг оказывается вовсе не сказкой…

Эту книгу читают, не отрываясь, и подростки, и взрослые интеллектуалы. Психологи дают ее детям, нуждающимся в помощи. Родители видят в ней чудо взросления. Повествование

«Крыльев» объемно кинематографично, это мир фэнтезийный и одновременно очень реальный. Мир, где безысходность имеет выход. И где каждый найдет себя.


Статья написана 23 октября 2021 г. 23:06

В нынешнем году петербургский писатель и библиограф Леонид Смирнов закончил колоссальный труд, выпустив завершающую книгу семитомника "Библиографии отечественной фантастики". Это издание было задумано ещё в начале нулевых как продолжение библиографий отечественной фантастики, ранее опубликованных в приложениях к книгам литературоведа Анатолия Бритикова.

Чтобы не повторяться, даю ниже свой материал "Библиография фантастики пополняется" из журнала "Реальность фантастики" о выходе первого тома "Библиографии", подготовленный мною пятнадцать лет назад, в 2006-м году.

А под ним (обратите внимание!) вашему вниманию предлагаются комментарии автора библиографии Леонида Смирнова, о том как развивался процесс на деле, и чем результат отличается от планов (вместо пяти томов было создано семь и другие любопытные подробности).

Бритикова К.Ф., Смирнов Л.Э. БИБЛИОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКИ, ИЗДАННОЙ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ с 1759 по 1991 год. Том 1. Художественная фантастика (А — Г). — СПб.: "Борей-Арт", 2006. — 472 с. Тир. 100 экз.


Этот труд продолжает и дополняет две библиографии отечественной фантастики, ранее опубликованные в приложениях к книгам известного фантастоведа Анатолия Фёдоровича Бритикова. В монографии "Русский советский научно-фантастический роман" (Л.: "Наука", 1970), была помещена библиография художественной фантастики и критики за 1917-1967 гг. (всего 861 позиция, из них — 38 позиций, посвящённых дореволюционной фантастике, самое раннее произведение датировано 1832 г.). Книга статей А.Ф.Бритикова "Отечественная научно-фантастическая литература. Некоторые проблемы истории и теории жанра" была издана в 2000 году, уже после смерти автора, Творческим центром "Борей-Арт". Она включала в себя библиографический список с 1968 по 1987 гг. (всего 4000 позиций, в том числе библиография библиографии, а также перечень произведений участников Студии НФ А.Д.Балабухи и А.Ф.Бритикова) и была подготовлена К.Ф.Бритиковой при участии Л.Э.Смирнова. В настоящей "Библиографии отечественной фантастики" (далее — БОФ) просуммирован материал предшествующих изданий, упомянутых выше, с добавлением позиций за следующие четыре года (1988-1991), а также учтён огромный дополнительный материал — как по авторам, так и по годам и месту издания. Таким образом, охвачен малоизученный пласт российской фантастики за полтора столетия дореволюционного периода (1759-1916 гг.), исправлен и переработан материал советского времени (1917-1991 гг.).

В предисловии составители пишут: "Предлагаемая библиография — попытка собрать и систематизировать обширные материалы отечественной художественной фантастики, критики и библиографии, опубликованной на русском языке с 1759 по 1991 год — то есть со времён царствования императрицы Елизаветы Петровны и вплоть до распада Советского Союза. Эту эпоху в развитии российской фантастики с некоторой натяжкой можно назвать "имперской", когда в литературном процессе участвовали представители множества народов и земель, государственная идеология постоянно накладывала отпечаток на тематику произведений, а цензура безжалостно отвергала рукописи или уничтожала тиражи уже изданных книг. Тем интереснее изучать напечатанное в краткие периоды относительной свободы — между февральской и октябрьской революциями 1917 года, в НЭПовскую и хрущёвскую "оттепели", во времена горбачёвской "гласности".

Данный труд включает в себя исключительно прозаические произведения, обширная фантастическая поэзия в силу расплывчатости её определения осталась за рамками БОФ. Помимо отечественных изданий, учтены произведения российских авторов-эмигрантов на русском языке. Добавлено значительное количество данных о текстах, относящихся к так называемой сказочной фантастике и волшебной сказке (литературной, не народной). Библиография содержит большой объём критических и публицистических материалов, разбитых на три группы:

1) касающихся конкретных произведений и изданий (рецензии, статьи, монографии);

2) оценивающих творчество автора (разбиты по конкретным авторам и завершают их персональные гнёзда);

3) посвящённых фантастике в целом и отдельным её направлениям.

В особый отдел БОФ выделены "околофантастические" статьи и очерки (в основном из серийных сборников фантастики и приключений "Фантастика", "Мир приключений", "НФ", "На суше и на море"), посвящённые грядущему, научным гипотезам, проблемам Контакта… Авторы посчитали необходимым включить в БОФ произведения, являющиеся продолжением или завершением издательских проектов, стартовавших ещё в советский период: например, "Библиотека фантастики" (1986-1994), "Библиотека русской фантастики" (1990-2000), двенадцатитомник А.и Б.Стругацких издательства "Текст" (1991-1993), книги ВТО МПФ и ряд других. Включены в БОФ и наиболее масштабные литературоведческие работы, посвящённые истории российской фантастики и её наиболее заметным фигурам.

Всего авторы планируют выпустить 5 томов БОФ следующего состава (в настоящее время в свет вышел 1-ый том):

Том 1

Предисловие

Список условных сокращений

Художественная фантастика (А-Г)

Том 2

Художественная фантастика (Д-К)

Том 3

Художественная фантастика (Л-Р)

Том 4

Художественная фантастика (С-Я)

Том 5

Сборники, альманахи и специализированные журналы приключений и фантастики.

Критика и публицистика.

"Околофантастические" статьи и очерки.

Библиографические материалы.

Исправления и дополнения к томам 1-4

Приложение 1

Художественная фантастика, критика, публицистика и рецензии на отечественную фантастику участников Студии научной фантастики А.Д.Балабухи и А.Ф.Бритикова, опубликованные в 1992-2002 гг.

Приложение 2

Литературные псевдонимы писателей-фантастов

Авторами проделана титаническая, скрупулёзнейшая работа. По словам санкт-петербургского писателя Л.Э.Смирнова, который продолжает трудиться над БОФ вместе с вдовой литературоведа А.Ф.Бритикова К.Ф.Бритиковой, для окончательного завершения "Библиографии" понадобится ещё несколько лет, ведь выпускать более одного тома в год авторскому коллективу численностью в два человека невозможно просто физически. Но начало, весьма важное начало, выходом первого тома положено. К сожалению, тираж пятитомника БОФ очень ограничен. Будем надеяться, что проектом заинтересуются серьёзные издательства и меценаты-спонсоры, неравнодушные к фантастике…

© Владимир Ларионов, январь 2007.

(Опубликовано в журнале "Реальность фантастики" #3, 2007.)


СЕГОДНЯШНИЙ КОММЕНТАРИЙ ЛЕОНИДА СМИРНОВА

Далеко не всем нашим планам было суждено осуществиться. Но зато в чем-то удалось продвинуться гораздо дальше, чем мы поначалу рассчитывали.

1) Работа над библиографией была прервана в 2009 году после 3-го тома, и та вполне могла остаться незаконченной. Работа была продолжена в 2015 году благодаря спонсорской помощи.

2) Когда процесс был возобновлен, я уже остался без своего соавтора и мог пересмотреть некоторые давние правила. Например, отказаться от принципа максимальной минимизации (для удешевления проекта) – добавить к фамилии авторов имя и отчество и перестать варварски ужимать строки.

3) Обещанные 5 томов в конечном счете превратились в 7. В первую очередь, из-за того, что в моем распоряжении, благодаря спонсорской помощи, теперь оказалось намного больше источников, включая биобиблиографические словари и библиографические справочники. А также я использовал созданные в недавние годы (или продолжавшие развиваться) библиографические сайты.

4) Когда началась работа над последним 7-м томом, стало ясно, что он может неприлично разрастись — до тысячи и более страниц, и стоит отказаться от его наименее важных разделов. Так, по здравому размышлению, я удалил из текста сведения об «околофантастических» статьях и очерках, к которым вообще-то можно причислить огромный массив научно-популярных материалов, а также библиографию литературной студии Балабухи, которая уже была опубликована в приложении к сборнику статей А.Ф.Бритикова и вдобавок выпадала из изучаемого периода.

5) Зато я выделил в отдельный раздел специализированные журналы фантастики и добавил к ним вовсе не запланированные специализированные газеты.

6) Исправления и дополнения к томам 1-3 тоже ощутимо увеличились благодаря использованию ряда новых источников. В итоге они почти полностью заняли 6-й том.


P. S. от Ларионова

Кстати, рекомендую всем авторскую колонку Леонида Смирнова, недавно им открытую, там будет ещё много интересного:

https://fantlab.ru/user187137/blog


Статья написана 9 октября 2021 г. 13:13

Святослав, поздравляю с юбилеем!

Желаю сил и здоровья!

Несколько фото из прошлых лет:

Слава только что подписал мне свою книгу. СПб, ИПК-2012.


Слава вручает мне премию "Интерпресскон".


Рассуждаем о судьбах фантастических бестселлеров прошлого века. ИПК-2017.


На творческом вечере Логинова, посвященном его 50-летию.





  Подписка

Количество подписчиков: 201

⇑ Наверх