Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 апреля 2012 г. 11:49
90 лет исполнилось сегодня нашему старейшему фантасту Евгению Львовичу Войскунскому.



фото sandsun

Здоровья юбиляру!
И новых книг!
(Я точно знаю, что Евгений Львович продолжает работать).


Рекомендую любопытный материал в ЖЖ Павла Амнуэля, который уже полвека знает Евгения Войскунского и считает его своим учителем:
http://amnuel.livejournal.com/102786.html

Книги детства...


Интервью Е.Войскунского "Литературной газете" (2009):
Пространство любви и витамин К


Интервью журналу "Алеф" (2011):
Евгений Войскунский о семье, войне и любви


Статья написана 7 апреля 2012 г. 02:16

Север Гансовский. Люди этого часа. — М.: Искусство, 1974 г.


Из послесловия В.Витюка к сборнику одноактных пьес Севера Гансовского "Люди этого часа" (1974):

...Так в шуточной пьесе всерьез и в полный голос заявлена автором центральная его тема.

Можно думать, что эта тема зародилась у автора в послевоенные годы, когда поборники политики с позиций силы размахивали над миром ядерной бомбой. Можно связать ее с тем вспыхнувшим в сороковых-шестидесятых годах интересом к науке, который был порожден ее ошеломляющими успехами. И то и другое будет верно.

Но, думается, истоки этой взволнованной заинтересованности у С. Гансовского имеют также и личный, автобиографический характер. Они связаны с тем временем, когда на знаменитом пятачке над Невой отбивал боец морской пехоты Север Гансовский яростные атаки врага. Когда под бомбежками и артиллерийским обстрелом он и его товарищи стояли насмерть. («Насмерть» здесь не просто привычное литературное выражение: официальное сообщение о том, что рядовой Север Феликсович Гансовский убит в бою и похоронен под Невской Дубровкой, будущему писателю родные принесли в ленинградский блокадный госпиталь, где он лежал тяжелораненным.

Я уверен, что именно тогда зародился у Гансовского тот символический образ бездушной техники в руках бездушных людей, который занимает столь заметное место в его рассказах. И из тех же жизненных впечатлений выросла уверенность в человеке, в могуществе его разума и духа, его мужестве, выносливости, непреклонности, перед которыми оказались бессильны самые грозные машины и механизмы.

Есть среди ранних вещей С. Гансовского показательный рассказ — «Новая сигнальная». Автор вспоминает несколько случаев, когда обостренным чутьем фронтовика он угадывал грозящую ему опасность за мгновение до того, как она проявляла себя. И неприметно, непринужденно переходит к рассказу о бойце Званцове, которому доводилось улавливать чувства и намерения ведущих бой людей. Ему передавались мысли немецкого летчика, охотившегося за ним с воздуха. Он перевоплощался в ведущих между собой огневую дуэль советских танкистов и немецких артиллеристов. Он воспринимал планы находившегося поблизости замаскированного фашистского шпиона. Напряженность переживаний и выработанная войной чуткость восприятия открыли в Званцове, как называет его писатель, «новую сигнальную» (имеется в виду учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах).

Рожденное реальной жизнью восхищение человеком и его духовными силами открыло писателю путь в жанр фантастики. К этому же жанру подводила писателя и мысль о неисчерпаемой способности человека к научному и техническому творчеству, о коллизиях, возникающих между человеком и техникой, о нравственных и политических проблемах, которые в этой связи встают. Жанр фантастики избирается писателем не ради демонстрации научных идей и технических изобретений, но во имя того, чтобы с гуманистических позиций решать нравственные проблемы.

Техника и человек — эта тема широко представлена в прозе Гансовского. Меньше места она занимает в его драматургии. Но отсвет этой темы лежит и на его пьесах, особенно посвященных эпохе войны.


Статья написана 4 апреля 2012 г. 23:59
Проектор с диафильмами, заменявшими нам с братом мультфильмы в телевизоре, которого у нас не было в начале шестидесятых... Тихое волшебство на стенке... И мама, читающая подписи к картинкам...


Вот, нашёл диафильмы по рассказам Севера Гансовского "Быть человеком" (в его основе — рассказ "День гнева") и "Хозяин бухты".



Полностью диафильм смотреть здесь.



Полностью смотреть здесь.

А вот ещё один, мой ровесник, диафильм "Ниагара" (1956) , как раз по рассказу из сборника "В рядах борцов", обложку которого я выложил чуть ниже:



Полностью посмотреть можно, например, здесь.

Статья написана 4 апреля 2012 г. 23:52


Илона, дочь Севера

Илона была первой художницей, с которой я познакомился. Дело было так: Александр Захаров, творческая энергия которого, кажется, покоряла всех и вся, взял меня на встречу художников творческого объединения «Центр», которое он организовал – там была и Илона. Произошло это в середине 80-х годов, накануне возникновения бума – всплеска интереса к русскому искусству и резкого роста цен на картины молодых художников.


Оказалось, что мы соседствуем с Илоной географически – я обитал тогда на улице Юннатов, между Динамо и Аэропортом, а она жила с отцом, фантастом Севером Гансовским в «писательском» доме на м. Аэропорт. Как-то сразу у нас возникли приятельские отношения, и Илона попросила меня перетащить рамки из мастерской к ней домой – и здесь я увидел Севера. Он был одним из первых писателей, которых мне довелось наблюдать «в своём гнезде», в чудесной квартире с большой библиотекой, где все вещи располагались со вкусом и умом, всё говорило о жизни, насыщенной искусством. Картины Илоны с её возлюбленными кошками птицами, пейзажи Рижского взморья, портрет отца – все свидетельствовало об атмосфере света и добра, о том мире, который построил вокруг себя писатель-фантаст.

Илона была частью этого мира, и хотя мы мало с ней говорили об отце, мне казалось, что она его боготворила – о таком отношении детей к себе мог бы мечтать каждый отец. То, что Север – демиург душевного мира Илоны, что она – фантастическая дочь, уникальная личность – дочь писателя-фантаста, лучшее, может быть, что создал он в этом мире, — это лишь моя догадка. Но так как я и сам дальше направился по писательской стезе, я понимал, каково искушение у творца свершить творение не только в словах, но и во плоти, сотворить человека, духовно близкого тебе – больше, чем просто дочь и друг, что-то бесконечно родное и в то же время личностно зрелое, полноценное и свободное, независимое от тебя. Я могу только догадываться, сколько радости принесла Илона Северу, сколько любви и мудрости он в неё вложил – и какой отдачей это всё обернулось с годами.

В тот единственный раз, когда я видел Севера, между нами произошёл примечательный разговор. Он рассказывал мне о войне (мой отец тоже прошёл войну, они были почти ровесниками — и у меня был опыт выслушивания и переживания подобных рассказов). В этом рассказе было что-то о состоянии души и одиночестве в лесу, на болоте… Сюжет рассказа я не запомнил, однако осталось общее впечатление от атмосферы, которую он создавал, – она была сродни всей обстановке этого дома, с его изысканной — и одновременно проникновенной, дружелюбной обстановкой.


......

Полностью здесь.



Статья написана 4 апреля 2012 г. 23:50
"В рядах борцов" (1952)


Отсканировал на днях обложку:



Как ни странно, именно эта книга всегда у меня была (появилась у нас в семье ещё до моего рождения), она старше меня, и сохранилась до сих пор. Несмотря на мои переезды, я её таскал с собой...

Обложка В.Ветрогонского. Тип обложки: твёрдая.
Внутри рисунки В.Власова. Не сканировал, их можно скачать здесь.


Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР. Москва. 1952. Ленинград.
Формат: 84x108/32 (130x200 мм)
156 с. Тир. 30 тыс. экз. Ответственный редактор Т.Антонова

Содержание:

Федеральная №66....................c. 3
Ниагара ..................................с. 20
В английском порту..................с. 33
Слово правды..........................с. 43
Дик..........................................с. 54
Под мостом...............................с.68
Мексиканцы.............................с. 86
Сэм идет в мэрию....................с. 113
Дом напротив аптеки................с. 138


Дебютная книга Севера Гансовского. Сборник антиимпериалистических (нефантастических) рассказов. Учитывая время издания, можно представить себе направление их политической заострённости. В настоящее время, как мне кажется, рассказы вновь приобретают актуальность. :))
В раннем детстве несколько раз перечитывал, но коммунистом так и не стал. :))







  Подписка

Количество подписчиков: 193

⇑ Наверх