fantlab ru

Александр Цеханович

Александр Цеханович
Страна: Россия
Родился: 15 марта 1862 г.
Умер: 25 февраля 1897 г.

Псевдонимы:

А. Маскин

А. Ц-чъ

Добрый циник

Ц.


Александр Николаевич Цеханович — русский прозаик, поэт и журналист. Выходец из старинного польского рода. В 1860-х годах семья Цехановичей жила в Киевской губернии, позднее — в Петербурге, где отец будущего писателя, надворный советник Николай Иванович Цеханович, сотрудничал в газете «Голос». С 1876 года Александр Цеханович учился в Первой петербургской военной гимназии, в 1879 был переведён в Третью петербургскую военную гимназию. Позднее вольнослушателем посещал лекции в Технологическом институте.

В детстве и юности Александр Цеханович много болел, лежал в петербургской Обуховской больнице; уже в одной из первых публикаций (очерк «Драмы обуховской мертвецкой» (1886)) передал свои наблюдения, накопленные за время пребывания в ней. Вероятно, болезнь и больничные впечатления повлияли на формирование у Цехановича пессимистического взгляда на мир, нашедшего отражение в его творчестве: роман-хроника «Драма в стенах больницы» (1890), рассказ «Под ножом (из жизни прозектора)» (1894), «Доктор Курганов. Роман из быта врачей» (1896) и последнее опубликованное при жизни произведение — сборник «Из летописей мёртвого домика» (1897).

Начинал Цеханович с лирических стихов (первая публикация — стихотворение «Дайте гитару! Дайте вина!..» (1885)), воспроизводящих штампы поэзии последней трети XIX века. С 1886 года жил литературным трудом, печатался в изданиях В.В. Комарова: газете «Свет» и журнале «Звезда», который редактировал в 1888 году. Публиковал стихи и рассказы в журналах «Стрекоза» (1886), «Всемирная иллюстрация» (1886), «Родина» (1886-1890), «Петербургская жизнь» (1892), «Нива» (1893-1894) и др.; газете «Минута» (1887-1889), еженедельном приложении к газете «Сын Отечества» (1887). Более оригинальными были его импрессионистские «отрывки», «этюды», «очерки», в которых ощутимы преддекадентские мотивы и настроения: презрение к миру, отвращение к повседневности, страх и отчаяние, ощущение бессмысленности жизни и неотвратимого приближения смерти, цинизм (характерен один из его псевдонимов — Добрый циник): «Сумерки жизни», «Сказка души», «Прав ли он?» и др. — собраны в сборник «Рассказы, афоризмы и стихотворения» (1897).

Сведения о раннем периоде жизни А.Н. Цехановича скудны. Автор некролога в газете «Русь» туманно писал, что «жизненные обстоятельства сложились для него таким образом, что ему пришлось направить своё дарование в нежелательную сторону». Можно предположить, что автобиографический характер носят повесть «Мстинские тритоны» (1894) о молодом человеке, который попал в нехорошую компанию, кутил и был выслан в уездный город, и рассказ «Несчастный человек» (1892), герой которого, начав печататься, жил бедно, «носил потёртое модное платье и во всей фигуре проявлял склонности того русского «дэндизма», который является итогом финансовой и нравственной беспомощности».

Известность А.Н. Цеханович приобрёл романами, печатавшимися в «Петербургской газете» (1890-1897) и «Петербургском листке» (1894). Произведения Цехановича написаны в мелодраматическом ключе, действие их нередко происходит в аристократической или театральной среде, герои — прожигатели жизни, при этом романтические мотивы сочетаются с натуралистическими описаниями в духе Ги де Мопассана и Эмиля Золя. Успех имел роман «Петербургская Нана» (1893) о молодой провинциальной девушке, стремящейся к наслаждениям и роскоши, которая бежит в Петербург и после ряда любовных приключений и столкновения с «омутом» столичной жизни становится куртизанкой и вскоре гибнет. Близки по характеру романы «Звезда балета» (1889), «Метеор» (1891), «Вокруг миллиона» (1891), «Лишние люди». В ряде произведений проявился интерес Цехановича к психиатрии (описание сумасшедшего дома в романах «В больнице» (1890), «Русский Рокамболь» (1892). А романы «Новая сила» (1888), «Под таинственной властью» (1894) посвящены использованию гипнотизма с преступными целями.

Наиболее популярными у читателей были уголовные романы Цехановича, созданные под влиянием французского авантюрно-приключенческого и детективного романа (П.А. Понсон дю Террайль, Э. Габорио и др.) и «Петербургских трущоб» В.В. Крестовского; в них присутствовали «всевозможные трагические совпадения, любовные похождения, ловко задуманная интрига, кровь, выстрелы и удачные эффекты», которые «производили на поклонников русских романов на французской подкладке надлежащее впечатление». Однако от французских образцов они отличались большей психологизацией, акцентом на морально-этической проблематике и бытописании. Герои их готовы на самые ужасные преступления ради денег, при этом они демонстрируют интеллект и энергию, а также своеобразное чувство чести. Герой романа «Русский Рокамболь» и его продолжения «Выходец из могилы» (1893) — незаконный сын графа, идущий на убийство, чтобы разбогатеть и получить высокое положение в обществе. Схожий герой в центре романа «Страшное дело» (1894), по характеристике автора, «это человек нашего века, это злодей во вкусе начала его, это поклонник денег, это человек без принципов, кроме одного, заключающегося в девизе — всё хорошо, что богато, нарядно, имеет хороший вид». В романе «Тёмный Петербург», представляющий собой цикл из нескольких повестей, объединённых несколькими общими персонажами, живописуется петербургское «дно» — воры, мазурики и т.д. Действие романа «Кровавый туз» (1895, другое название «Невеста-вакханка») об игроке-убийце развивается в «игорно-амуреточном притоне» и проникнуто мотивами фатализма — с ориентацией на пушкинскую «Пиковую даму».

По свидетельству А.В. Амфитеатрова, в начале 1890-х гг. имя Цехановича было «громко в маленькой прессе. Присяжный поставщик романов с приключениями... выдавался из ряда сих мастеров несомненным литературным талантом. Его много читали в петербургской «полуинтеллигенции» и по железным дорогам. К сожалению, способный человек этот совершенно загубил своё дарование в рыночном многописании — скорописью на быстрый срок, с потрафлением на вкус мелкобуржуазной публики». Цеханович вёл широкий образ жизни, нередко пил, кутил, играл в карты. А.Р. Кугель вспоминал, что он «писал свои романы в типографии... за стаканом вина или бутылкой пива». Всё это привело к обострению болезней и ранней смерти от чахотки.

С.Я. Стечкин отмечал в некрологе, что Цеханович «был всё-таки даровит. Это дарование проглядывало даже среди кучи газетного хлама, которым покойный наполнял столбцы дешёвых газет и макулатурных журналов».

© А.И. Рейтблат. Статья из биографического словаря «Русские писатели 1800–1917. Том 6»



Фантастическое в творчестве автора

Несмотря на общую социально-авантюрную направленность многих произведений, в творчестве Цехановича отчетливо виден интерес к сверхъестественным явлениям, который выражается, как правило, с очевидной авторской склонностью к изображению фатализма, злого рока. Например, роман «Петербургская Нана» начинается с мрачного пророческого предсказания персонажа по прозвищу «Мефистофель».

Ещё больше элементов мистики в романах «Кровавый Туз» и «Новая Сила». В первом из них главный герой после встречи с цыганкой приобретает необычайный дар, благодаря чему получает возможность обыгрывать в азартные игры любых соперников. Разумеется, ни к чему хорошему эти способности в итоге не приводят. В романе «Новая сила» «гипнотические» возможности ключевых персонажей приобретают абстрактные формы, выходящие за рамки известных науке, и используются ими для преступных намерений.

Также к популярной в конце XIX века европейской теме гипноза Александр Николаевич обращается в произведениях «В дебрях таинственного», «Под таинственной властью» — герои получают в них возможность видеть прошлое, предсказывать будущее, и, опять же, совершать преступления под внешним воздействием. В очерках «Электрический транс и прорицание» и «Ещё о самоэлектризующем прорицателе» после перенесенного удара молнии одному из действующих лиц достаются сверхъестественные способности — при воздействии электрического тока он начинает предсказывать ближайшее будущее.

О связях с потусторонним миром говорят рассказы, написанные в более традиционной для русской литературы манере: «Страшная могила», «Рассказы старого спирита. Загробный голос», рождественский этюд «Морозное окно», рождественская сказка «Зараза».

© Walles

Сортировка:

Александр Цеханович. Циклы произведений

  Опасные промыслы  [= Интересные промыслы в Петербурге; Наиболее интересные профессии в Петербурге; Интересные промыслы]  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Александр Цеханович. Романы

  1888 Новая сила  [= Новая сила. Роман из области гипнотических явлений]  
6.00 (1)
-
1 отз.
-
  1890 Драма в стенах больницы  [= В больнице]  
-
7.00 (1)
-
  1891 Метеор  
6.00 (1)
-
1 отз.
-
  1892 Русский Рокамболь  [= Русский Рокамболь (Пасынок судьбы)]  
8.00 (1)
-
-
-
-
7.00 (2)
-
1 отз.
  1894 Дочь вора  [= Тёмный Петербург]  
-
-
6.00 (2)
-
1 отз.
  1894 Тёмный Петербург  [= Тайны Петербурга]  
9.00 (1)
-
-
  1895 Невеста-вакханка  [= Кровавый туз]  
9.00 (1)
-
1 отз.
-
  1896 Вор  
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Александр Цеханович. Повести

6.00 (1)
-
-
-
  1894 Кормильцы отравители  [= Кормильцы и отравители]  
-
-
-
  1894 Совы  
-
  1894 Тайна угрюмого дома  [= Драма угрюмого дома]  
6.62 (13)
-
2 отз.
  1894 Шулера  
-

Александр Цеханович. Рассказы

  1885 Герои долга [Под псевдонимом Добрый Циник]  
-
8.50 (2)
-
1 отз.
7.00 (1)
-
  1890 Невежа. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1891 Зарница [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1891 Затишье [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1891 Рожь. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1891 Старая история. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1891 Сумерки жизни [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1892 «Дело двух». Фантазия [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1892 Завсегдатай. Силуэт [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1892 Отъезд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1893 Фишка  
-
  1894 «Во сне и наяву» [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 «Заходите к ней в гости» [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Верное лекарство [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Женские слёзы [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Женский смех. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Маленькая жизнь. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1894 О, женщины!.. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Осеннее пальто. Эпопея [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Письма к даме [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1894 Ракета [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Рассвет [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Странное существо [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 В моём укромном уголке [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1895 Зачем? Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Колибри. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Конкуренты [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Кошечка. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 На счастье (Невские тени) [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Поздно! [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Похмельщики. Сценка вполне с натуры [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1895 Спортмен [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Стрекоза и Муравей. Осенняя история [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1896 «ГМ!» [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1896 Наше артиллерийское дело [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 По первопутку [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Пожар. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 При закрытых дверях. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Сказка души. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Убийца друга [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
-
-
-
-
  1897 Ласточка  
-
-
-
-
-
-
-
-

Александр Цеханович. Поэзия

  1885 «Дайте гитару! Дайте вина!..» [Под псевдонимом Добрый Циник]  
-
  1885 По поводу («Пиндар весёлый надумал «Как быть»...») [Под псевдонимом Добрый Циник]  
-
-
  1885 Соль современности («Наша злоба дня есть скука...») [Под псевдонимом Добрый Циник]  
-
  1885 Эхо («Что не всегда можно продолжать?..») [Под псевдонимом Д. Ц.]  
-
  1886 Бродяга  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Александр Цеханович. Пьесы

  1890 Ай, усы! [Под псевдонимом А.Ц.]  
-

Александр Цеханович. Статьи

-
  1894 Богаделенские уроды [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Бюро для регистрации бедных в Петербурге [Под псевдонимом А. Ц-ъ]  
-
  1894 Здоровье Петербурга [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 К убийству в «Вяземской лавре» [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 О гаданиях. Историческая справка [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 У П.Н. Ге [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Фабричные скелеты [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1895 Сегодня в полночь. Интродукция [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Детский сад (Фробелевского общества) [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Жуиры. Этюд [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Как наживают состояние [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 На Николаевском вокзале [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Наша прислуга. Силуэты [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1896 О сортировочных больничных палатах [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Освобождение арестантов [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
-
  1896 Сегодня и вчера в Летнем саду [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1896 Трупы продажные [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 У благотворителя. Отрывок [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
-

Александр Цеханович. Очерки

-
  1891 Кусочки беллетристики [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1893 Афоризмы в этюдах [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Алкоголики. В Обуховской больнице [Под псевдонимом А. Ц-вичъ.]  
-
-
  1894 Выставку делают [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Гостинодворская мелюзга [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Гранильщики [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Ёлочники [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Женская злоба [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Из аптечного быта [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Каменщики [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Концерт в трактире «Огонёк» [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Красильщики [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Кроты [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Маляры и штукатуры [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Мученицы «финляндского общества» [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Обиженные природой [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1894 Петербургские крокодилицы. Факт [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Прислуга заразных палат [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Продавщица «парижских мод» [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Редкий страдалец [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1894 Спичечники [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1894 Эпилептичка [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1895 Копорки и копорочки [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Куперы [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Маленькая преступница [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Парочка [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
  1895 Собачьи воры [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Спириты о нервах [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Тру-ля-ля!.. Бррр!.. [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1895 Шакалы [Под псевдонимом Ц-вичъ]  
-
  1896 «Механик» [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Дачные злобы [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Злой благодетель [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Красная горка [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
-
  1896 Первые заработки наших знаменитостей [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Скверы и «скверные» амуретки [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Электрический транс и прорицание [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1896 Язвы нашего быта [Под псевдонимом Ц.]  
-
  1897 Ещё о самоэлектризующем прорицателе [Под псевдонимом Ц.]  
-
-
-
-

Александр Цеханович. Сборники

-
-

Александр Цеханович. Неопубликованное

  1894 Таинственное озеро и его легенда (очерк, не опубликован)  
 


  Формат рейтинга


  Примечание

Не удалось найти все публикации А.Н. Цехановича в периодике.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Nina

  • Куратор библиографии — Nina


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх