Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 9 января 2011 г. 13:22


Благодаря фантастическому курьерскому сервису магазина «Лабиринт» я неожиданно быстро стал обладателем нового романа Яны Дубинянской «Письма полковнику», только что вышедшего в серии «Настоящая фантастика» издательства «Снежный Ком М».

Дубинянская – фантаст (использую мужской род, чтобы подчеркнуть полную свою серьёзность и уважение к творчеству писательницы, «женский» оттенок прозы которой всё-таки уловим), работающий на стыке фантастики и настоящей «большой литературы», а, может быть, и внутри оной. Точная оценка зависит от того, в каком именно гетто сидит оценивающий. И, уж несомненно, Дубинянская входит в невеликую когорту фантастов, неустанно «подтаскивающую» фантастику к боллитре. Люди в её произведениях – живые и реальные, а используемые ею фантастические допущения — смелы, глобальны и вполне научны. И в "Гаугразском пленнике", и в «Н2О», и в «Глобальном потеплении», и в «Письмах полковнику», которые я только что прочёл. Ненавязчивые аллюзии (название последней книги) на «Полковнику никто не пишет», помогают нам (само собой тем, кто читал повесть Маркеса), как-то домыслить ауру вокруг образа «Лилового полковника». Но это вовсе не значит, что автору не хватает собственного воображения. Дубинянская умеет создавать свои вселенные. История обычной учительницы с необычным прошлым, разыскивающей убийц своего отца-экс-диктатора и загадочный Ресурс в Срезе, параллельном, почти сказочном мире с инициированными и дикими драконами, где она в когда-то провела детство (была принцессой!), рассказана мастерски. А замечательные письма Эвиты Роверта отцу, завершающие каждую из глав романа, постепенно и органично знакомят читателя с внутренним миром и драматической биографией главной героини, вводят, так сказать, в самую суть.


В финале романа есть разъяснение одного из ключевых моментов (оно мне, недавно прочитавшему «Се, творю» Вячеслава Рыбакова, очень по душе пришлось). Не хочу спойлерить, поэтому конкретику не привожу, просто сошлюсь на известное выражение: «Легче верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому попасть в рай», только «богатого» в нём надо заменить на «исполненного нечистых помыслов». Не сговариваясь, Дубинянская и Рыбаков ставят на пути собравшихся шагнуть в новый мир один и тот же барьер, преодолеть который дано далеко не всем. Собственно, барьер сей ставят не писатели, его ставит их внутренняя нравственная природа, их совесть, их Бог...
За что их и люблю (я о Славе и Яне), потому как тоже верю в этого Бога.

О романе на сайте СК:
http://skomm.ru/letters/


Иллюстрации здесь (художник Юлия Меньшикова):
http://community.livejournal.com/snezhnyc...


Более полный отзыв (с обсуждением) — у меня в ЖЖ:
http://lartis.livejournal.com/740053.html

Несколько изменено и опубликовано в журнале «Шалтай-Болтай» #2 (51), 2011 под названием «VIVOS VOCO».


Статья написана 22 декабря 2010 г. 21:02


Хвала Рыбакову

Люблю писателя Вячеслава Рыбакова за его пронзительную прозу, за его волшебный слог, за естественность, которая кому-то может казаться нарочитой, но мне-то, постоянному читателю Рыбакова, ждущему его новых произведений, с незапамятных времён отслеживающему его эволюцию, понятно, что эта пронзительность, сдирание с себя кожи и надрывная эмоциональная откровенность, граничащая, на взгляд некоторых, с бесстыдством – это настоящий Рыбаков, он на самом деле так думает, он и читателя пытается объять и разоружить своей откровенностью. Герои Рыбакова отнюдь не супермены (правда, обычными людьми их тоже не назовёшь), они много размышляют-рефлектируют, это такой авторский приём – писатель, подробно излагая сомнения персонажей, разбирается вместе с читателем в противоречивом и трагическом бытии нашем. Кстати, Рыбаков и в публицистике своей так же эмоционален и откровенен. За что и страдает. Обзывают его по-всякому… Конечно, в художественных вещах Рыбакова его фирменные публицистические вставки могут запросто отпугнуть читающего (читатель у нас разный: кто-то ещё не дорос до размышлений, кто-то никогда не дорастёт), но для меня они всегда не менее интересны, чем непосредственно сюжет (и в «На чужом пиру», и в «На будущий год в Москве», и в «Звезда Полынь» и в «Се, творю»). Другое дело, что я не всегда согласен с заявлениями и выводами Рыбакова-публициста. Но как спорить с художником? Он так видит. А Рыбаков – настоящий художник, мастер… Отечественной фантастике бесконечно повезло, что он есть у нас: писатель от Бога, замечательный стилист, человек прошедший школу братьев Стругацких; драбант Бориса Стругацкого, давно выросший в самостоятельную, независимо и отдельно мыслящую личность, часто несогласную с учителем; учёный-филолог, отлично разбирающийся (редкий случай!) в научно-технических проблемах, смело берущий сочетание научных парадоксов с парадоксами этическими за основу сюжета своих произведений; публицист, искренне болеющий за Россию, напряжённо размышляющий о её политическом будущем и настоящем…


Недавно я писал о «разрывах» между словами, о давно всем известной истине про мысль изреченную – вот и у Рыбакова мимоходом, но тоже есть об этом: «Одним словом не сказать. Даже двумя. Вселенная — сложная механика, её коротким определением не уговоришь, не обманешь… Сказал — опошлил. Лучше даже не пробовать». Но как раз именно Рыбаков умеет адекватно передать словами свою Вселенную, не искажая и не опошляя её. Мне так кажется… Подробнее о романе ничего писать не хочу. Читая, я весь был там — в тексте, эмоционально и почти физически, мне стало совсем худо, когда автор жутко убил … (не скажу кого). Впрочем, худо, наверняка было и Рыбакову, который вдруг сам, незаметно, исподволь начинает появляться на страницах книги, то ли как автор, то ли как Творец, пытаясь что-то подсказать героям, помочь им, спасти их, но они настолько живые и настоящие, что уже не слушаются Сидящего на престоле…

P. S
Не очень получается по-настоящему сказать о Вячеславе Рыбакове, я ведь не художник... А о книге напишу казённо: «Се, творю» — научно-публицистический любовный шпионский фантастический роман. Чтение следует начинать со «Звезды Полынь» — первой книги цикла «Наши звёзды», в который входит и «Се, творю».

(с) Владимир Ларионов

Переработано, дополнено и опубликовано в журнале "Шалтай-Болтай" #2 (51), 2011 под названием "Вот, творит".

Статья написана 21 декабря 2010 г. 00:24


Мудрый Владимир Дмитриевич Михайлов в своё время поделился выстраданным: «..Непрерывное пространство моей мысли приходится воплощать словами, а между словами всегда имеются «разрывы», потому что одним и тем же словом можно обозначить, допустим, десять состояний души, которые близко друг к другу, но не одно и то же… Почувствовать это внутри себя – я могу. Передать словами — получается куда более коряво…».

Таким образом, воплощённая вещь непременно отличается от некоего задуманного идеала. Насколько велико это отличие — знает только писатель. Но ведь не менее важно то, как месседж автора поймёт читатель, чем он заполнит эти «разрывы между словами». Как бы не было полноценно произведение в художественном отношении, «разрывы между словами» в нём обязательно есть, и окончательную плоть этот «каркас» обретает уже в голове читающего, поэтому тезис «словам должно быть тесно, а мыслям просторно», меня иногда смущает. Мне кажется, что мысли, возникающие при прочтении, должны всё-таки как-то соответствовать контексту прочитанного, а то ведь случается, что автор диву даётся – насколько превратно его поняли.


Но это не о писателе Дивове. Олега Дивова даже при его «рубленой» стилистике с разрывами и между словами, и между предложениями, читатель понимает верно. Трудно неправильно понять, например, «Выбраковку»… Тем не менее, долгожданный новый роман Дивова «Симбионты», похоже, внёс некоторый раскол в сплочённую аудиторию его «ядерных» читателей. «Дивов уже не тот», «чтиво для подростков», «слишком политкорректен и неоригинален» — говорят одни; «Дивов не повторяется», «умён», «как никогда злободневен» – не соглашаются другие. И все по-своему правы: Олег Дивов в «Симбионтах» действительно не тот, он другой, но (для меня) по-прежнему узнаваемый; Олег Дивов в «Симбионтах» действительно злободневен, но не слишком оригинален. А как оригинально описать нашу действительность? Она какая-то совсем неоригинальная… Роман для подростков? Действительно, хоть автор и обошёлся без злобных пришельцев, «Симбионты» ненавязчиво перекликаются (опять же, для меня) с книгами «Главный полдень» Александра Мирера и «Синдикат «Громовержец» Михаила Тырина, романами о тинейджерах и для тинейджеров. Тем не менее, я, совсем уже не подросток, и даже не молодой человек, читал «Симбионтов» с удовольствием, лишь иногда спотыкаясь на дублирующих друг друга и повторяющихся «типанаучных» объяснениях, вызванных, скорее всего, тем, что автор боялся перенапрячь ум нетренированного молодого читателя и максимально разжёвывал нанотему (не объём же добирал?). Роман про школьную любовь? Отлично! Значит, книга подойдёт читателям всех возрастных категорий, не забывшим, что это такое. Автор слишком политкорректен? А, может быть, пора и с помощью фантастики потихоньку начинать культивирование доверия к государству? Спорный, конечно, вопрос, но, тем не менее… Ведь сказал же кто-то, не будем показывать пальцем, что «государство – это мы».

Закругляясь, отмечу, что роман «Симбионты» – оптимистический (и это здорово! чернуха обрыдла), что в нём нет вампиров и иных, и, самое, пожалуй, главное: он — научно-фантастический и полностью соответствует очень нравящемуся мне определению НФ Грегори Бенфорда, поскольку насквозь проникнут атмосферой научного поиска. В этой связи книга Дивова своим настроением напомнила мне роман Вячеслава Рыбакова «Звезда Полынь». Да, кстати, передо мной лежит его продолжение — «Се, творю». Надо браться…


© Владимир ЛАРИОНОВ

Опубликовано в журнале "Шалтай-Болтай" #1 (50), 2011 под названием "Симбиоз с будущим".

Статья написана 8 ноября 2010 г. 23:39
20-21 ноября 2010 г., Санкт-Петербург
Гостиница "Азимут", Лермонтовский пр., 43.

Участники конференции услышат доклады «Когнитивный город под ключ», «Фокусы знания будущего мира», «О бесполезных университетах», «На каких языках будущее говорит с нами?». Уважаемые эксперты Олег Генисаретский и Александр Неклесса поделятся со слушателями своим мнением по вопросам конструирования будущего. А киевский философ и методолог Владимир Никитин проведет круглый стол «О принципах управления в будущем». Идеи о Будущем от писателей, ученых, экспертов из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Киева, Волгограда: Михаил Успенский, Андрей Столяров, Евгений Лукин, Кирилл Еськов, Юрий Чудновский, Марина и Сергей Дяченко, Василий Звягинцев и многие другие замечательные люди.


Программа

20 ноября 2010, суббота

09.00 – 10.00
Регистрация участников Конгресса фантастов России.
Утренний кофе

10.00 – 14.00
Работа конференции «Основание для России»
Зал «Ассамблея» – 18 этаж

14.00 – 15.00
Обед.
Для проживающих в гостинице

15.00 – 17.00
Продолжение работы конференции «Основание для России»
Зал «Ассамблея» – 18 этаж

18.30 – 20.00
XVI церемония вручения Российской литературной премии "Странник"
Ведущий церемонии – Вадим Жук
Возможность участия: только для участников и журналистов,
аккредитованных на Конгрессе


21 ноября 2010, воскресенье

11.00 – 12.00
Семинар Интернет-сообщества «PRIKL.RU»
Зал «Форум» – 18 этаж

12.00 – 13.00
Семинар «Портал «Фантастическая лаборатория для издательств»
Зал «Форум» – 18 этаж

13.00 – 15.00
Круглый стол «Основание для России»
Зал «Форум» – 18 этаж

15.00
Закрытие Четырнадцатого Конгресса фантастов


Оргкомитет оставляет за собой право вносить изменения
в программу мероприятий.


Как стать участником "Странника" см. здесь:
http://rusf.ru/strannik/uchast_2010.html#...


Статья написана 6 ноября 2010 г. 20:38

Вручение российской литературной премии в области фантастики "СТРАННИК" и Восьмая конференция "ФОРУМ БУДУЩЕГО" состоятся в Санкт-Петербурге 20-21 ноября 2010 г.

С сайта "Странника":

В течение многих лет на Конгресс фантастов России собираются писатели, критики, переводчики, издатели, ученые, бизнесмены и журналисты со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья. Каждый год участники Конгресса встречаются в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить проблемы современной литературы, вопросы будущего нашей цивилизации, взаимодействие гуманитарных и технологических областей знания, проблемы русского языка и проекты российского будущего. Много лет "Странник" прокладывал дорогу русской фантастике. Поколение, пришедшее с ним, вышло в лидеры современной русской фантастической литературы — прекрасные писатели, удержавшие рубеж отечественной литературы на высочайшем уровне и открывшие новые карты Будущего.

Заявку на аккредитацию и участие можно сделать на сайте "Странника":

http://www.rusf.ru/strannik/info_2010.html

Мероприятия будут проходить в гостинице "Азимут" (бывшая "Советская"), Лермонтовский пр., 43.

В ближайшие дни на сайте появится информация о программе Конгресса.

Ну и я размещу в своих блогах.





  Подписка

Количество подписчиков: 198

⇑ Наверх