| |
| Статья написана 22 декабря 2010 г. 21:02 |
![](/images/editions/big/52481)
Хвала Рыбакову
Люблю писателя Вячеслава Рыбакова за его пронзительную прозу, за его волшебный слог, за естественность, которая кому-то может казаться нарочитой, но мне-то, постоянному читателю Рыбакова, ждущему его новых произведений, с незапамятных времён отслеживающему его эволюцию, понятно, что эта пронзительность, сдирание с себя кожи и надрывная эмоциональная откровенность, граничащая, на взгляд некоторых, с бесстыдством – это настоящий Рыбаков, он на самом деле так думает, он и читателя пытается объять и разоружить своей откровенностью. Герои Рыбакова отнюдь не супермены (правда, обычными людьми их тоже не назовёшь), они много размышляют-рефлектируют, это такой авторский приём – писатель, подробно излагая сомнения персонажей, разбирается вместе с читателем в противоречивом и трагическом бытии нашем. Кстати, Рыбаков и в публицистике своей так же эмоционален и откровенен. За что и страдает. Обзывают его по-всякому… Конечно, в художественных вещах Рыбакова его фирменные публицистические вставки могут запросто отпугнуть читающего (читатель у нас разный: кто-то ещё не дорос до размышлений, кто-то никогда не дорастёт), но для меня они всегда не менее интересны, чем непосредственно сюжет (и в «На чужом пиру», и в «На будущий год в Москве», и в «Звезда Полынь» и в «Се, творю»). Другое дело, что я не всегда согласен с заявлениями и выводами Рыбакова-публициста. Но как спорить с художником? Он так видит. А Рыбаков – настоящий художник, мастер… Отечественной фантастике бесконечно повезло, что он есть у нас: писатель от Бога, замечательный стилист, человек прошедший школу братьев Стругацких; драбант Бориса Стругацкого, давно выросший в самостоятельную, независимо и отдельно мыслящую личность, часто несогласную с учителем; учёный-филолог, отлично разбирающийся (редкий случай!) в научно-технических проблемах, смело берущий сочетание научных парадоксов с парадоксами этическими за основу сюжета своих произведений; публицист, искренне болеющий за Россию, напряжённо размышляющий о её политическом будущем и настоящем…
Недавно я писал о «разрывах» между словами, о давно всем известной истине про мысль изреченную – вот и у Рыбакова мимоходом, но тоже есть об этом: «Одним словом не сказать. Даже двумя. Вселенная — сложная механика, её коротким определением не уговоришь, не обманешь… Сказал — опошлил. Лучше даже не пробовать». Но как раз именно Рыбаков умеет адекватно передать словами свою Вселенную, не искажая и не опошляя её. Мне так кажется… Подробнее о романе ничего писать не хочу. Читая, я весь был там — в тексте, эмоционально и почти физически, мне стало совсем худо, когда автор жутко убил … (не скажу кого). Впрочем, худо, наверняка было и Рыбакову, который вдруг сам, незаметно, исподволь начинает появляться на страницах книги, то ли как автор, то ли как Творец, пытаясь что-то подсказать героям, помочь им, спасти их, но они настолько живые и настоящие, что уже не слушаются Сидящего на престоле…
P. S Не очень получается по-настоящему сказать о Вячеславе Рыбакове, я ведь не художник... А о книге напишу казённо: «Се, творю» — научно-публицистический любовный шпионский фантастический роман. Чтение следует начинать со «Звезды Полынь» — первой книги цикла «Наши звёзды», в который входит и «Се, творю».
(с) Владимир Ларионов
Переработано, дополнено и опубликовано в журнале "Шалтай-Болтай" #2 (51), 2011 под названием "Вот, творит".
|
| | |
| Статья написана 21 декабря 2010 г. 00:24 |
![](/images/editions/big/53212)
Мудрый Владимир Дмитриевич Михайлов в своё время поделился выстраданным: «..Непрерывное пространство моей мысли приходится воплощать словами, а между словами всегда имеются «разрывы», потому что одним и тем же словом можно обозначить, допустим, десять состояний души, которые близко друг к другу, но не одно и то же… Почувствовать это внутри себя – я могу. Передать словами — получается куда более коряво…».
Таким образом, воплощённая вещь непременно отличается от некоего задуманного идеала. Насколько велико это отличие — знает только писатель. Но ведь не менее важно то, как месседж автора поймёт читатель, чем он заполнит эти «разрывы между словами». Как бы не было полноценно произведение в художественном отношении, «разрывы между словами» в нём обязательно есть, и окончательную плоть этот «каркас» обретает уже в голове читающего, поэтому тезис «словам должно быть тесно, а мыслям просторно», меня иногда смущает. Мне кажется, что мысли, возникающие при прочтении, должны всё-таки как-то соответствовать контексту прочитанного, а то ведь случается, что автор диву даётся – насколько превратно его поняли.
Но это не о писателе Дивове. Олега Дивова даже при его «рубленой» стилистике с разрывами и между словами, и между предложениями, читатель понимает верно. Трудно неправильно понять, например, «Выбраковку»… Тем не менее, долгожданный новый роман Дивова «Симбионты», похоже, внёс некоторый раскол в сплочённую аудиторию его «ядерных» читателей. «Дивов уже не тот», «чтиво для подростков», «слишком политкорректен и неоригинален» — говорят одни; «Дивов не повторяется», «умён», «как никогда злободневен» – не соглашаются другие. И все по-своему правы: Олег Дивов в «Симбионтах» действительно не тот, он другой, но (для меня) по-прежнему узнаваемый; Олег Дивов в «Симбионтах» действительно злободневен, но не слишком оригинален. А как оригинально описать нашу действительность? Она какая-то совсем неоригинальная… Роман для подростков? Действительно, хоть автор и обошёлся без злобных пришельцев, «Симбионты» ненавязчиво перекликаются (опять же, для меня) с книгами «Главный полдень» Александра Мирера и «Синдикат «Громовержец» Михаила Тырина, романами о тинейджерах и для тинейджеров. Тем не менее, я, совсем уже не подросток, и даже не молодой человек, читал «Симбионтов» с удовольствием, лишь иногда спотыкаясь на дублирующих друг друга и повторяющихся «типанаучных» объяснениях, вызванных, скорее всего, тем, что автор боялся перенапрячь ум нетренированного молодого читателя и максимально разжёвывал нанотему (не объём же добирал?). Роман про школьную любовь? Отлично! Значит, книга подойдёт читателям всех возрастных категорий, не забывшим, что это такое. Автор слишком политкорректен? А, может быть, пора и с помощью фантастики потихоньку начинать культивирование доверия к государству? Спорный, конечно, вопрос, но, тем не менее… Ведь сказал же кто-то, не будем показывать пальцем, что «государство – это мы».
Закругляясь, отмечу, что роман «Симбионты» – оптимистический (и это здорово! чернуха обрыдла), что в нём нет вампиров и иных, и, самое, пожалуй, главное: он — научно-фантастический и полностью соответствует очень нравящемуся мне определению НФ Грегори Бенфорда, поскольку насквозь проникнут атмосферой научного поиска. В этой связи книга Дивова своим настроением напомнила мне роман Вячеслава Рыбакова «Звезда Полынь». Да, кстати, передо мной лежит его продолжение — «Се, творю». Надо браться…
© Владимир ЛАРИОНОВ
Опубликовано в журнале "Шалтай-Болтай" #1 (50), 2011 под названием "Симбиоз с будущим".
|
| | |
| Статья написана 8 ноября 2010 г. 23:39 |
20-21 ноября 2010 г., Санкт-Петербург Гостиница "Азимут", Лермонтовский пр., 43.
Участники конференции услышат доклады «Когнитивный город под ключ», «Фокусы знания будущего мира», «О бесполезных университетах», «На каких языках будущее говорит с нами?». Уважаемые эксперты Олег Генисаретский и Александр Неклесса поделятся со слушателями своим мнением по вопросам конструирования будущего. А киевский философ и методолог Владимир Никитин проведет круглый стол «О принципах управления в будущем». Идеи о Будущем от писателей, ученых, экспертов из Санкт-Петербурга, Москвы, Красноярска, Киева, Волгограда: Михаил Успенский, Андрей Столяров, Евгений Лукин, Кирилл Еськов, Юрий Чудновский, Марина и Сергей Дяченко, Василий Звягинцев и многие другие замечательные люди.
Программа
20 ноября 2010, суббота
09.00 – 10.00 Регистрация участников Конгресса фантастов России. Утренний кофе
10.00 – 14.00 Работа конференции «Основание для России» Зал «Ассамблея» – 18 этаж
14.00 – 15.00 Обед. Для проживающих в гостинице
15.00 – 17.00 Продолжение работы конференции «Основание для России» Зал «Ассамблея» – 18 этаж
18.30 – 20.00 XVI церемония вручения Российской литературной премии "Странник" Ведущий церемонии – Вадим Жук Возможность участия: только для участников и журналистов, аккредитованных на Конгрессе
21 ноября 2010, воскресенье
11.00 – 12.00 Семинар Интернет-сообщества «PRIKL.RU» Зал «Форум» – 18 этаж
12.00 – 13.00 Семинар «Портал «Фантастическая лаборатория для издательств» Зал «Форум» – 18 этаж
13.00 – 15.00 Круглый стол «Основание для России» Зал «Форум» – 18 этаж
15.00 Закрытие Четырнадцатого Конгресса фантастов
Оргкомитет оставляет за собой право вносить изменения в программу мероприятий.
Как стать участником "Странника" см. здесь: http://rusf.ru/strannik/uchast_2010.html#...
|
| | |
| Статья написана 6 ноября 2010 г. 20:38 |
Вручение российской литературной премии в области фантастики "СТРАННИК" и Восьмая конференция "ФОРУМ БУДУЩЕГО" состоятся в Санкт-Петербурге 20-21 ноября 2010 г. С сайта "Странника": В течение многих лет на Конгресс фантастов России собираются писатели, критики, переводчики, издатели, ученые, бизнесмены и журналисты со всей России, из ближнего и дальнего зарубежья. Каждый год участники Конгресса встречаются в Санкт-Петербурге, чтобы обсудить проблемы современной литературы, вопросы будущего нашей цивилизации, взаимодействие гуманитарных и технологических областей знания, проблемы русского языка и проекты российского будущего. Много лет "Странник" прокладывал дорогу русской фантастике. Поколение, пришедшее с ним, вышло в лидеры современной русской фантастической литературы — прекрасные писатели, удержавшие рубеж отечественной литературы на высочайшем уровне и открывшие новые карты Будущего. Заявку на аккредитацию и участие можно сделать на сайте "Странника": http://www.rusf.ru/strannik/info_2010.html Мероприятия будут проходить в гостинице "Азимут" (бывшая "Советская"), Лермонтовский пр., 43. В ближайшие дни на сайте появится информация о программе Конгресса. Ну и я размещу в своих блогах.
|
| | |
| Статья написана 6 ноября 2010 г. 00:24 |
Хороших и разных фантастических конвентов в России и Украине хватает, но со времён легендарных фантастических «Новомихайловок», проходивших в конце 80-х – начале 90-х годов на черноморском побережье Краснодарского края, континентальный фэндом мечтал о новой конференции на берегу Чёрного моря. Чтоб можно было искупаться между семинарами и мастер-классами, ощутить умиротворение морем после бурной дискуссии, во все лёгкие надышаться неповторимым ароматом воды и скал, отдохнуть душой под бокал «Коктебеля» и нескончаемый шум прибоя. Не буду утверждать, что такая встреча пропагандировалась кем-то настойчиво и во всеуслышание, но уверен, что подспудное желание собрать фантастов у моря всегда тлело в подкорке потенциальных организаторов… ![](http://f3.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4cc1b1ce-3d24-d617-277f-98ff1a5b30d2/DSC08414.jpg)
К счастью, мечты писателей-фантастов порой сбываются, а желания их читателей иногда исполняются. Уже в третий раз я приезжаю в Партенит на фестиваль фантастики у подножья Аю-Дага. Теперь кажется даже странным, что подобной конференции раньше не было. В силу перечисленных выше бонусов практически любой конвент на морском берегу немедленно становится привлекательным, но этот хорош не только морем. Организаторы Четвёртого крымского открытого фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг» (директор Глеб Гусаков, председатель оргкомитета Светлана Позднякова) сумели наполнить его интересным и полезным содержанием: мастер-классы Андрея Балабухи (ведущий – Антон Первушин) и Дмитрия Казакова; семинар по фантастической критике Дмитрия Володихина; семинар Дмитрия Федотова и Людмилы Синицыной «Как правильно писать НФ-рассказ»; любопытные доклады и многое другое. Нельзя сбросить со счетов и участие известных писателей-фантастов: приехали знаменитые Олди (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский), москвичи Ант Скаландис и Игорь Минаков, минчанка Ольга Громыко, петербуржцы Елена и Антон Первушины, пермяк Дмитрий Скирюк, харьковчанка Симона Вилар, приехал Владислав Русанов из Донецка… Всех перечислить нет возможности, список гостей можно посмотреть на сайте фестиваля: http://audag.org/. В памяти всплывают знакомые лица моих симферопольских друзей, писателей-ветеранов Юрия Иваниченко и Леонида Панасенко... ![](http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4cc1b15a-1d13-50de-277f-07553a6cb61b/DSC08394.jpg)
Угловатая фигура севастопольского художника Николая Редьки... Старый знакомый из Харькова Александр Мешайкин с непременной с гитарой… Новый знакомый Ярослав Кудлач из Ганновера, несколько раз выходивший на сцену за призами конкурсов фестиваля, угощающий меня ночью в вестибюле немецким ликёром Goldwasser… Игорь Гринчевский из Москвы, руководящий процессом дегустации настоящего кофе с Цереры… Уже второй приезд на «Аю-Даг» горячо любимых мною Михаила Новицкого и Татьяны Голубчик (питерская группа «СП Бабай»), на этот раз с замечательным спектаклем «Наш Высоцкий» и ночным концертом для всех желающих в номере… ![](http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4cc1af45-36d1-1262-277f-e6c211aef4a7/DSC08299.jpg)
Необычное выступление театра-студии «DEEP» (Луганск)… Моноспектакль «Евангелие от Зверя» Сергея Битюцкого (Ростов-на-Дону)… Прикольная фотовыставка «Коты и их писатели»… Весёлый драйв молодого режиссёра Александра Баркара, который вёл все мероприятия фестиваля, креативно «разруливая» премиальные церемонии. В определённый момент мне даже пришлось пойти поперёк сценария, чтоб вручение было побюрократичнее… Наконец, сами премии, сказочно красивые: «Золотая Цепь», премия им. Александра Грина, которой был награждён Дмитрий Федотов (Москва) за роман «Огненный глаз Тенгри»; огромный «Фиолетовый кристалл», премия им. Людмилы Козинец, завоёванная Яной Дубинянской (Киев) с романом «Глобальное потепление»; и — «Бегущая по волнам», премия за лучший женский образ в фантастическом произведении, полученная Николаем Горькавым за образ Никки в романе «Астровитянка». В программе фестиваля нашлось место и для вручения Международной литературной премии «Бронзовый Икар» (учредители: СП Москвы, журнал «Наука и жизнь», писатель Антон Молчанов и ваш покорный слуга), которую в номинации «лучшее художественное НФ-произведение» получили Г.Л.Олди и А.Валентинов (Харьков, Украина) за трилогию «Алюмен», а в номинации «за общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду НФ-литературы» — Александр Тюрин (Зигбург, Германия). ![](http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4cd4582b-5406-c7f2-277f-25f473792137/Призы_фестиваля_АЮ_ДАГ_2010.jpg)
Я вижу несомненный и весомый плюс этого форума фантастов для местных литераторов: фестиваль в Партените помогает обособившимся и закуклившимся в своём регионе крымским фантастам выйти на оперативный простор, даёт им возможность познакомиться с коллегами и их творчеством, наладить контакты с издателями, а в конечном итоге – обрести широкого читателя. Ведь по итогам конференций у подножья Медведь-горы в России выходят сборники (например, антология «Настоящая фантастика-2010», собранная на основе произведений победителей семинаров и мастер-классов «Созвездия Аю-Даг-2009). А таланты в Крыму есть, назову хотя бы имя участника фестиваля, молодого писателя Максима Хорсуна (Симферополь), основательно и нестандартно работающего в НФ-направлении и имеющего в своём активе уже три романа, изданных российскими издательствами буквально на протяжении одного года. Отдельно хочу отметить, что лечебно-оздоровительный комплекс «Айвазовское», на базе которого проводится фестиваль, это — уникальная крымская жемчужина, славящаяся своим удачным расположением, целебным микроклиматом, реликтовой маслиновой рощей и живописными уголками с множеством экзотических растений. Природа и атмосфера «Айвазовского» в сочетании с фантастической аурой фестиваля придаёт происходящему незабываемый колорит, присущий только партенитским встречам. ![](http://f2.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4cc1ae94-d830-af4c-277f-e688ff4f4989/DSC08267.jpg)
![](http://f4.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4cc1ae9a-e0f2-0c6a-277f-826ec78deaaf/DSC08268.jpg)
UPD А ещё были: донецкая команда, вынесшая на своих плечах всю тяжесть оргзабот, фейерверк, Олдевая дискотека, банкет, мой корректный сосед Андрей с сумкой мужского парфюма (в ванной все полки были заставлены флаконами), интеллигентные луганские издатели Юра и Аня, Брегис, Витя Черник, Женя Константинов, Юлия Андреева из СПб, , Яна с ускоренным воспроизведением, Петрович, Гитуляры почему-то без детей (мне некого было взять с собой на сцену), , Ирочка и Алекс, доставший меня сообщениями о своём творчестве на mail.ru, но исключительно радушный в своём 36-м нумере. А ещё – киевляне — Скай и Пантерара, Зипа и Лиза, Кир, Тигра и Лена, Сергей Торенко, передавший мне диски с "РФ" (надеюсь, что скоро увижу их всех в Киеве). А ещё были доброжелательные крымчане, участники фестиваля и просто жители. Например, водитель рейсового автобуса «Симферополь-Партенит» привёз меня прямо к дому Светы Поздняковой (я приехал на день раньше официального открытия), хотя маршрут автобуса там вовсе не пролегает. А когда я уезжал из Партенита, история была ещё смешней. Такси с Димой Федотовым и Димой Володихиным уехало в аэропорт, оставив меня вместе с одной из участниц «Аю-Дага» на подступах к Симферополю. Стоя на обочине, я только начал чесать в затылке, соображая, что предпринять (участница побежала в ближайший магазинчик, чтоб зарядить мобильник), как рядом со мной остановилась иномарка. «Как добраться до Киевской улицы?» — спросила меня бог дама из машины. А мне-то как раз и надо было на Киевскую улицу к Юрию Иваниченко! Довезли, без денег, до самого подъезда. Правда, пришлось кое-что узнать о БАДах… P.S. Личных потерь нет, только плачут несчастные домашние тапочки, вероломно забытые мною у Юрия Иваниченко… P.P.S. Кстати, хочу заметить, что многие (почти все) из перечисленных мною выше по обычным именам-фамилиям – ЖЖузеры. Захотят, сами объявятся. Например, в комментариях… P.P.P.S. Некоторые ники в конце поста выпали, потому как кодировка была для ЖЖ, но, я думаю, это не так уж важно... ![](http://f2.foto.rambler.ru/preview/r/668x501/4cc1b1da-ecb3-9e9c-277f-3ed2cbcc7859/DSC08416.jpg)
Все фото — мои.
|
|
|