Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 ноября 2016 г. 01:10
https://pp.vk.me/c638724/v638724204/9c35/..." width="600" />


В нынешнем году тема "Бу!феста" — история.
В фестивале участвуют многие фантасты.


Статья написана 13 ноября 2016 г. 19:33
Размещена:


Из беседы с президентом Клуба фантастов Крыма писателем Валерием Гаевским (Севастополь):

...Если бы Иоанна Богослова спросили о человеческой греховности, представляете, какую бы картину он развернул?.. Сумасшедший апостол успел написать самое фантастическое произведение последних времен… Он просто обокрал нас. Но фантасты не растерялись и дополнили это последующим ужасом… Ладно, писатели… А что сделали политики за прошлый век? Скажите самому ужасному фантасту: «Ты свободен… Человека больше нет, есть материал…» Что же создал бы такой писатель? Вы говорите о кризисе в фантастике… Может быть, пора всё поставить в правильных «падежах»… Не кризис фантастики, а кризис научности в фантастике нас преследует с начала НТР… Я уже приводил однажды в своем интервью слова Альфреда Бестера:


«…Их наука — простое повторение уже известного. Они вносят незначительные изменения в набившие оскомину сюжеты, концепции, выдвинутые и выработанные до пустой породы ещё десятилетие назад. Они возятся с кочерыжками, ошмётками, остатками. В прошлом это бы оказало парализующее воздействие на литературную технику… не так сейчас. Нас просто выбешивает автор НФ, который берётся за самоочевидный пустяк и начинает высасывать из него историю, старательно скрывая пустотность своей задумки от читателя. Его персонажи в удивительной ситуации ведут себя необъяснимо. Он понемногу приподнимает уголок занавеса то там, то сям, ведёт читателя садовой тропинкой меж диковин, затем торжествующе отдёргивает кулису совсем. А там… ничего…»

Вам это что-то напоминает? Особенно если вспомнить, что сказано это было 55 лет назад… Так о каком кризисе мы говорим? Трудно уже вспомнить, в какие только материальные и нематериальные сферы не проникла фантастика… и что же? В идеале мы имеем образцы – литературные и креативные шедевры. А вы хотели бы, чтобы их ряд был бесконечен? Нет. Научность, на мой взгляд, достигла пика в одном из самых удивительных произведений человеческого сознания, романе Станислава Лема «Солярис»… Лем негодовал по поводу экранизации Тарковского, считая его фильм очередным «Преступлением и наказанием»… Да. Есть социальная составляющая в фантастике, и она может быть весьма успешно аранжирована под научность. А кто сказал, что изучение социума – это не наука? До недавнего времени мы все изучали диалектический материализм как науку… Теперь, видимо, остановка за информационной революцией, за нанотехнологиями, продлевающими существование нашего бренного тела, теми, что мой киевский друг писатель Андрей Дмитрук называет трансгуманизмом высшего качества… Так кто же дает осечку, господа хорошие, – фантастика как жанр или научность внутри жанра? Может, стоит подтянуть фантастам матчасть, вспомнить, что есть такая труднопереводимая вещь в естествознании, как «темная материя»… Давайте не терять темп, давайте не отставать от науки, которая, право, давно и честно отыгрывает за нас, писателей, свой сценарий небывалого и фантастичного…

Полностью здесь: http://toposrednik.ru/intervyu/intervyu-s...

Статья написана 28 октября 2016 г. 19:27
В "Литературной Газете" продолжается дискуссия о состоянии российской фантастики, начатая известным писателем Геннадием Прашкевичем в статье http://lgz.ru/article/-39-6569-5-10-2016/..." target="_blank">"А что скажете миру вы?"


http://lgz.ru/article/-39-6569-5-10-2016/...">http://lgz.ru/upload/iblock/b11/b11a362d0..." width="600" />

Продолжает дискуссию "молодой филолог" Артём Зубов материалом http://www.lgz.ru/article/-42-6572-26-10-..." target="_blank">"„Волны“ или „деревья“: русская фантастика в XXI веке". Правда, после странного заявления автора в самом начале материала — "Печатные тиражи и писательские гонорары стремительно растут..." — читать его как-то расхотелось. Тем более, что далее идёт конспективный пересказ критической статьи Сергея Шикарева из 6-го номера журнала "Октябрь" "http://magazines.russ.ru/october/2016/6/v..." target="_blank">Высокие волны, тихие заводи", которую я уже изучил.


http://www.lgz.ru/article/-42-6572-26-10-...">http://www.lgz.ru/upload/iblock/f95/f958b..." width="600" />


Статья написана 20 октября 2016 г. 14:45
Ещё несколько дней назад я не знал, что буду читать сегодня. То есть знал, но примерно. Вон, на диване лежит груда книжек в очереди на прочтение, упирающаяся в потолок. Но тут один уважаемый фантастический критик настоятельно порекомендовал роман Эдуарда Веркина «ЧЯП», и, более того, обеспечил меня этой книгой, другой уважаемый фантастический критик подарил 6-й номер журнала «Октябрь», полностью посвящённый фантастике. Третий уважаемый фантастический критик мне этот журнал из Москвы привёз. Там в журнале, кстати, статьи некоторых этих уважаемых критиков есть. А один уважаемый фантастический писатель и редактор в нынешний понедельник выдал 1-й выпуск альманаха «Полдень», ставшего с этого выпуска тиражным (1 тыс. экз.) и гонорарным.



Вот так и получилось, что погрузился я именно в эти вещи. Ещё в маршрутке, едучи из Дома писателя, листать начал. Чтение – штука волшебная, особенно, когда читаешь несколько вещей параллельно. Проявляются странные связи, случаются какие-то удивительные пересечения… В «Октябре» обнаружилась повесть того же Эдуарда Веркина «Звездолёт с перебитым крылом». Веркин – известный мастер прозы для подростков. Сомневаюсь я, правда, что подростки читают журнал «Октябрь»… Сам-то я Веркина всегда читаю с наслаждением. «Звездолёт» выглядел почти продолжением «ЧЯПа»: тот же таинственный мир провинции, исследованием которого занимается приехавший на летние каникулы главный герой, такой же его новый приятель-фрик и непременная девочка-девушка ни от мира сего. Приключения, загадки (об этом рассказывается подробно), любовь (о любви – практически ни слова, но страницы наполнены ею) и ненавязчивый язык прозы Веркина, незаметно увлекающий читателя, превращающий его в участника событий.


А в одном из рассказов «Полдня», точнее, в одном из второстепенных персонажей рассказа, я неожиданно узнал себя. Не совсем себя, конечно, но персонажа явно с меня списанного. Рассказ «Не зря моя желанная» Светланы Васильевой и Николая Романецкого, конечно, фантастический, но подтверждаю, что в части, касающейся меня, почти всё так и было на самом деле. Абсолютно органично вписался этот рассказ в атмосферу магического реализма, в которой я на нынешней неделе оказался.


Статья написана 11 октября 2016 г. 18:28


Вячеслав Рыбаков. На мохнатой спине: Роман. — СПб.: Лимбус Пресс, 2016. — 368 с. —Тир. 3000. — ISBN 978-5-8370-0795-8.

С опаской я открывал эту книгу. Не всегда бываю согласен с тем, что пишет и говорит нынче Вячеслав Рыбаков. Не всегда бываю согласен с писателем, но всегда жду его новых книг. Потому как все мои мировоззренческие претензии к Рыбакову уходят на задний план под натиском его недюжинного таланта, под воздействием его умения изложить свою точку зрения так, чтобы пробрать меня до самых печёнок.


Проглотил роман быстро и с интересом.
Во-первых, Рыбаков подробно рассказывает о чрезвычайно тревожном и сложном периоде мировой истории, предшествующем заключению пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году, документально обосновывая крайнюю необходимость подписания этого договора между СССР и Германией. (СССР в романе альтернативный, с некоторыми отличиями от того государства, которое мы знали).

Во-вторых, в той части, где не идёт изложение документов и перечисление исторических событий, книга написана, как это Рыбаков умеет, пронзительно и волнующе. (Мировая история в романе практически та же самая, но отличия всё же есть).


В-третьих, герой романа, старый большевик, личный друг Сталина, ответственный работник Наркомата по иностранным делам — примерно мой ровесник, его любовно-эротические переживания на фоне проблем, связанных с возрастом, мне, к сожалению, понятны. (Сталин в романе тоже альтернативный, не такой добрый, что был в одном из ранних рассказов Рыбакова, но близко к тому).

Читать книгу было непросто. Но я прочёл. И стал немножко умнее. И испытывал эмоции. И чувства разные возникали. А это так редко теперь бывает – во время чтения испытывать чувства. От радости – до омерзения, от восхищения – до «ну нельзя же так...» (оторопь, например, вызвало то, что Коба в романе поёт: «Первый тайм мы уже отыграли…»).


Попробуйте и вы.
Кстати, имейте в виду, что летом 2016 года в журнале "Нева" (в №6) вышел сокращённый, журнальный вариант романа.





  Подписка

Количество подписчиков: 197

⇑ Наверх