Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 24 мая 2011 г. 18:13

К восьмой книге мое восторженное восприятие Забытых Королевств в изложении автора чуть поутихло. Это как первый и второй Век Чудес: сначала прешься от каждой нычки, от артефактов, возможностей и рас, а потом доигрываешь и понимаешь, что продолжение они безбожно испортили.

От прошлой книга выгодно отличается очередным экскурсом в пещеры и/или глубины, причем Мензоберранзан нам подсветили колдовскими огнями – матроны завели моду пользоваться освещением, чтоб дроу к этому привыкли и могли при свете всякое завоевывать.

Плохой дядька, который в этой книге вовсе уже не ГЗ, умер в конце предыдущей, а в этой оказалось, что не умер – и кто бы сомневался? Любимый говорит, что, даже если бы умер – какая разница, раз любой колдун из любой дерёвни запросто оживляет кого хошь – вопрос наличия денюжков. И, опять же, автор столько пытался ГЗ перевоспитать, что как-то неаккуратненько бросать это дело на полпути. Потому оживление не раздражает, а вызывает приятное такое чувство, которое называется: «Ну я же говорила!».

В общем, Дзирт топает на родину, чтоб предотвратить вторжение соплеменников в Мифрилл Халл, город тех гномов, которые не глубинные. А Кетти-Бри какого-то рожна идет его спасать. Автор тонко намекает на наличие не совсем дружеских чуйств, обуревающих героиню. Хм… Раз мы-то знаем, что жених ее не умер, то интересное будущее их ожидает. Шведская семья?

2010-01-23




Статья написана 20 мая 2011 г. 19:05

Кто любит ужастики в целом, обычно любит еще и два их варианта в частности: ужастики старые и ужастики смешные. Стайн не столько смешной, сколько веселый, потому что детский. Он придумал Гузебампс, который в нашем переводе был и Гусиной Кожей, и Мурашками, — а вообще это детский вариант Баек из склепа. Жуткий, но милый – т.е. без размазанных по объективу кишок.

К сожалению, он еще и простой, как три копейки – идеал американского разливу, насколько я понимаю. Обычная подростковая комедийная мелодрама, в которую затесывается элемент чего-то, чего детки не столько боятся, сколько используют для пугания друг друга. Все подростковые проблемы: прыщики, одежки, мальчики/девочки, и прочая, и прочая. Прочла я сорок пять процентов и имею подозрение, что где-то к пятидесятому там еще и капитан футбольной команды появится. До этого были четыре мультяшные контрастные по внешности (естественно, а что еще подросткам надо?) девочки, одна из которых могла бы оказаться призраком, если бы я читала дальше, и три мальчика, один из которых точно призрак. Кстати, подросткам это не мешает.

Девочки отличаются цветом топиков и шортов, волос и кожи, а также общим описанием характера по типу: веселая, грустная, задумчивая, энергичная, и тоже далее по списку – вроде как подростку и того много, чтоб составить впечатление о персонаже. Впрочем, американскому подростку – наверняка. А вот у нас, насколько я понимаю, Стайн не прижился. И неудивительно.

В общем, это максимально упрощенный вариант классической американской прозы: все замешано на эмоциях и эмпатии, но и то, и другое абсолютно одноклеточно. Предложения простые, уровня подлежащее-сказуемое, и очевидно, что это не литературный стиль, а литературная тупизна. Мысли и слова персонажей по исполнению не отличаются от событий и описаний, и все это – для младшего школьного возраста максимум.

Нет, бывает как у Булычева: Алису можно читать и в пять, и в пятьдесят. А бывает и как у Стайна – тоже можно и в пять, и в пятьдесят, а вот посередине – нельзя. И то – только американцам. У нас и дети более развиты, и пенсионеры не настолько тупы – иначе просто не выживут, к сожалению.

И, тем не менее, основной цели произведение достигло: это действительно весьма милый ужастик для подростков. Точнее, по стилю лучше подошло бы для октябрят, но слишком большой акцент на отношении полов – не в смысле секса, а в смысле переживаний на предмет внешнего вида – помнится, такие тараканы и в моей голове водились.

2010-01-19




Статья написана 12 мая 2011 г. 16:12

Если кто помнит, летом меня потянуло на восточные мотивы и я тогда еще повесилась на рубуксе на предмет кто посоветует восточного фэнтези. Вот тогда г-н Ирвин у меня и оказался в отложенном к прочтению. Т.е. я его по диагонали просмотрела на либрусеке, сочла стиль приемлемым и решила попробовать опосля.

Нет, еще я посмотрела отзывы, в которых указанную книжку всячески обзывали порнографией не очень высокого пошибу. Но а – нас порнушкой не напугать, б – Лорел Гамильтон тоже так обзывают, а на самом деле – максимум жесткая эротика. Однако же, на сей раз рецензенты оказались правы.

Вообще у меня сейчас не рецензия получится, а манифест относительно литературных приемов в целом и порнографии в частности. Собственно, я отношусь к ней почти как к любому литературному направлению – главное ведь не способ, а результат. Если автор считает целесообразным проиллюстрировать мысль путем описания фрикций, а не гиперпространственных прыжков, или там крутизны попаданцев, то это его право. А если он это еще и неплохо умеет делать – так я еще и прочту.

Долго вспоминала удачный пример подобного произведения, ничерта не вспомнила и полезла в фильтры фантлаба. Ну негусто, да. Гамильтон и Баркер. Правда, мне книги последнего вовсе не кажется эротическими, ну да ладно. Но! Еще была Плоть Фармера — вот истинный пример использования жесткого натурализма как литературного приема – матриархальное будущее, в которое возвращаются относительно современные космонавты. Ну и начинается… Между прочим, довольно сильная психологическая вещь про влияние гормонов на жисть в том смысле, что хорошая жена делает мужа счастливым, а плохая – философом. И концовка реально сильная, почти рассказная, довольно неожиданная и таки философская.

К сожалению, подобных примеров больше вспомнить не могу, а Ирвин так и вовсе обосра неудачную книгу написал. И фиг бы с ним, что секс там не служит для оформления ни мысли, ни сюжета – вполне возможно, что автор планировал наоборот, просто не получилось у него. Но вот испортить постельные сцены надо уметь. Я прочла две, потом пришла к выводу, что третья может сделать меня фригидной и бросила это гиблое дело. Некрасиво и неинтересно. И хрен бы с ним, чтоб противно – человеческая психология, в том числе и дамская, штука странная и может переться черт-те-от чего. Но именно никак. Как если бы перед поеданием отбивных человека заставить посетить бойню. Можно, но бессмысленно. Есть он их, скорей всего, не перестанет, но удовольствие испортит.

Притом дело очевидно не в моем ханжестве – раз уж я честно признаюсь, что меня прет Гамильтон. А чего? Красиво, эротично, нервы приятно щекочет, экшн опять же. Я ее специально даже читала перед родами – если кто не знает, чтоб начались роды, должен выделиться гормон окситоцин, который также выделяется в процессе сексуального возбуждения. Правда, Гамильтон не проперла, но четыре киношки, принесенных в роддом вкупе с мелким лэптопом, вполне себе ускорили появление Софочки на свет – ну в случае, если просто не совпало. Так что меня трудно пристыдить, удивить, призвать к романтике и прочая, и прочая. Просто даже как порно книга отвратительная.

Прочла четверть (по страницам не скажу, потому что читала ж с телефона), но фэнтези не обнаружила, кстати. Вообще ничего фантастического. Сидят в закрытой части дворца восточные принцы и ждут, чтоб их или прибили или посадили на престол. Пока сидят, понятно о чем думают и чем занимаются. Ну и ладно бы, но описание никакое – я говорила. Дальше ГГ вроде как ведут царствовать и для проверки, так сказать, мужественности, отправляют на ночь к барышне. На самом деле с такой канвы можно бы конфетку сделать, а получилась блевотина.

2010-01-13




Статья написана 11 мая 2011 г. 15:51

Если кто не знает, автор – это такой обруганный Кингом классический фантаст, поразивший мое нежное детское воображение сфиксами.

Итак, по порядку: Кинг в своей книге о том, как писать книги (которую я так до конца и не дочитала, ибо публицист из Кинга не гениальный, нет), приводит книги Лейнстера как пример того, как писать не надо. Объективно – простенькие книжки, да, но правильные.

А вот сфиксы… В общем, почти с младенческого возраста мама меня воспитывала на короткой форме сайфая. Позже, в двенадцать (как сейчас помню) приволокла Хоббита, но сайфай был первичен. Так вот, Отряд исследователей Лейнстера был ее любимой книгой, оттого я была ей умучена неоднократно и, понятно, ничего против не имела. Там ГГ с гибридными медведями и почти плохим дядькой топают по сильно враждебной планете аккурат во время миграции этих самых сфиксов. А сфиксы – это рептилии больше двух метров ростом и в оранжево-синюю пятнышку. Что такое рептилии я в столь нежном возрасте даже не подозревала, оттого мое детское воображение рисовало довольно абстрактных огромных зверюг в больших кислотных пятнах. Синих и оранжевых. Ну и с зубами, ясное дело. Да, еще они плевались ядовитой слюной.

Там еще много мелких тварей было, на той планете, но сфиксы – это одно из незамутненных воспоминаний детства, которые я нежно люблю и берегу (вкупе с Саймаковскими семиугольными ямками). Оттого, понятное дело, к автору у меня отношение предвзятое.

Так вот, в далеком две тысячи втором году, когда ваша покорная слуга завязла во всемирной паутине, начались сборы библиотеки. Электронной, ясное дело. Как у меня тогда глазки от элпэтэшной четырнадцатидюймовки не расплавились – одному Богу известно. Но именно тогда я обнаружила, что многие любимые мной авторы писали еще много всякого стоящего. Вот Медицинская служба – как раз одна из таких находок.

Объективно – книги чрезвычайно простые, на уровне Гамильтона, который Эдмонд. Нет, автор пытается толкать мораль, а в упомянутом Отряде исследователей так и вовсе на ней все держится, но основные находки именно в маленьких очаровательных фишках.

В Медслужбе это Мургатройд. Такая себе зверушка с Мухосра далекой-предалекой планеты, которая, помимо очаровательности, пушистости и склонности к обезьянничеству, обладает одним незаменимым качеством: почти моментальным иммунным ответом на любую атаку извне. Соответственно, медработникам такое чудо выдается, как табельное оружие всяким там разным милитаристам.

При этом то ли автор, то ли переводчик, взаимозаменяет в описаниях вирусы и бактерии, но на сюжете это никак не сказывается, к счастью. А он заключается в следующем: ГГ летит со стандартной проверкой на очередную окраину галактики и уже на подлете его с планеты пытаются ухайдокать. Герой бежит, спасает, воюет, читает морали, всех побеждает и почти никого не убивает. Враги, понятно, медицинского характера – извели почти все местное население самодельным зловредным микробом.

Вот вся книжка такая простенькая, но оттого вовсе не неприятная. Просто немножечко детская – воображению придется достроить все, что автор не детализировал. Я вообще так гляжу, что классики сайфая сильно много оставляли на откуп воображению, сейчас научились лучше детализировать, при этом не ударяясь в скучищу – ну почти никогда не ударяясь.

2010-01-11




Статья написана 22 апреля 2011 г. 18:21

Как я уже хвасталась, теперь моя сможет не только читать больше, но и читать то, что не достать в бумажном варианте – на то есть читалка типа телефон. И, конечно, первая библиотека, которую я туда залила, была почти полностью посвящена постапокалиптике. И Коуни этот список возглавлял, поскольку является автором именно замерзалки, к которым я неравнодушна более всего.

Как всегда, оказалось, что не то чтобы зря, но и ничего хорошего.

Ну первое и основное впечатление – это чудный психологизм, внутренняя драма пауков в банке, даже с наличием мира вне банки, но – увы – не увидела я очарования робинзонады, которое могло бы присутствовать у группы людей, выживающих в ледяных лабиринтах, отрезанные от всего мира. Как-то бытовуха автора не прет. И именно сиюминутный вопрос выживания не то чтобы не освещен, но не акцентирован.

Нет, все в принципе понятно, но социально-психологические моменты у автора перешибают вопросы голодухи и неналичия горячей воды, например. Центрального отопления, опять же. Обычно людей это беспокоит, ага. Младенец, появившийся на свет в последней трети книги без наличия горячей воды – хрен с ним, — про то, что вода должна быть, автор вспомнил. А вот как они вопрос мокрых пеленок решали – хз. На морозе, без памперсов? Нет, ну, допустим, чукчи этот вопрос тоже решают, но интересно: а как, собственно?

Да и у взрослых, объективно, если не мыться, тоже какая-то хрень приключится типа чесотки там или парши – хрен знает, что это такое, но все же. С чукчами понятно – трескают моржей с тюленями, кровушки могут попить для сугреву, и с того живут. Но вот сильно я подозреваю, что, если есть исключительно консервы пусть даже десятилетней давности (хоть сроки годности добытых в ледяных туннелях консервов не озвучиваются), можно поиметь как минимум авитаминоз, который очень быстро вылезет боком.

Ну это я уже придираюсь чуточку – мясо с кровью герои тоже трескают будь здоров – медвежатину, насколько я поняла. Так что могли и выжить. Но все равно многие вопросы недоработаны.

2010-01-05







  Подписка

Количество подписчиков: 40

⇑ Наверх