| |
| Статья написана 24 мая 2011 г. 18:13 |
К восьмой книге мое восторженное восприятие Забытых Королевств в изложении автора чуть поутихло. Это как первый и второй Век Чудес: сначала прешься от каждой нычки, от артефактов, возможностей и рас, а потом доигрываешь и понимаешь, что продолжение они безбожно испортили. От прошлой книга выгодно отличается очередным экскурсом в пещеры и/или глубины, причем Мензоберранзан нам подсветили колдовскими огнями – матроны завели моду пользоваться освещением, чтоб дроу к этому привыкли и могли при свете всякое завоевывать. Плохой дядька, который в этой книге вовсе уже не ГЗ, умер в конце предыдущей, а в этой оказалось, что не умер – и кто бы сомневался? Любимый говорит, что, даже если бы умер – какая разница, раз любой колдун из любой дерёвни запросто оживляет кого хошь – вопрос наличия денюжков. И, опять же, автор столько пытался ГЗ перевоспитать, что как-то неаккуратненько бросать это дело на полпути. Потому оживление не раздражает, а вызывает приятное такое чувство, которое называется: «Ну я же говорила!». В общем, Дзирт топает на родину, чтоб предотвратить вторжение соплеменников в Мифрилл Халл, город тех гномов, которые не глубинные. А Кетти-Бри какого-то рожна идет его спасать. Автор тонко намекает на наличие не совсем дружеских чуйств, обуревающих героиню. Хм… Раз мы-то знаем, что жених ее не умер, то интересное будущее их ожидает. Шведская семья?
Ага, тут, кстати, не могу не сделать экскурс в мое извращенное воображение. Ну там всякие смешанные союзы в фэнтезийном мире могут давать неслабую пищу для размышлений – г-жа Гамильтон уже устала это доказывать. Но! У нее там всякие красивые и разные, даже если странные очень – меня прет, ага. Разноцветные мальчики – это прикольно. И фея-крошка мужеского полу заместо вибратора – не прет, но понятно. А вот у Сальваторе героиня, которая не совсем главная, но единственная там дамского полу, собралась замуж за варвара, причем по большой любви. Я неправильно понимаю описание рас или ведь под «варваром» имеется в виду не наличие отсутствия у последнего верхнего образования? И тогда же ж получится сильное несовпадение размеров… Моя озадачена. Видимо, героиня тоже, раз она уже начинает сомневаться в природе своих чувств к ГГ. Ну вот и топает его спасать. Конечно, без хэппи-энда автор не обошелся – это не спойлер, а констатация. Понятно, сказки вообще редко заканчиваются фразой «все умерли». Ага, заметки на полях: город глубинных гномов называется Блингденстоун. :)))) К прочтению рекомендовать можно только отъявленным бездельникам, или счастливым владельцам гаджетов и невладельцам личного транспорта – то есть максимум для коротания времени в общественном. Ну и подросткам, как и любую героику – это само собой. Цитата: «Я редко молюсь, предпочитая общаться с моим божество посредством поступков и искренних чувств. Нет нужды приукрашивать пустыми словами то, что происходит на самом деле, пытаясь представить самого себя в более выгодном свете.» Оценки. 1. Любимый говорит, что в данном случае автор ограничен заданными рамками мира, оттого не может развернуться. Очень жаль, потому что это почти единственное, что умеет Сальваторе. Не разворачиваться, а создавать мир. :) Все прочтение вспоминала Джона Картера и иже с ним. У Берроуза ведь как – что ни новая книга, то какая-то фишка уже созданного мира. Ну для начала он вводил вдогонку к красным и зеленым марсианам марсиан черных и желтых, потом растительных людей, львов, и кажется даже кто-то вроде лапутян был, если только мне не примерещилось. А в последней читанной мной его книге присутствовали страшилки в виде пауков, которые использовали особый вид безголовых марсиан как носителей, а еще там духи были воинов и… черт, уже не помню даже. Так это я еще половину только прочитала… А вот в серии про Дзирта нового и прикольного одно – Мензоберранзан. Только к восьмой книги он уже точно перестал быть новым. А новых сущностей автор вводит только в лице героев. Так что мир остается не убог, конечно, но не так интересен, как мог бы быть. Восемь – приходится чуть снять за очевидно неиспользованные возможности. Понимаю, что не совсем правильно писать книги исключительно для создания мира, но только тинейджеры могут найти в квестах Сальваторе какое-то глубокомыслие. Так что пусть бы лучше дядя творил то, что умеет. Жаль, не дают… 2. Читабельность не ахти – я ж говорю, при большом избытке времени в такое надо вчитываться. Не то чтобы плохо, но бессмысленное усложнение языка ничего интересного повествованию не придает, что бы автор по этому поводу ни думал. Уже ближе к концу, когда интрига завертелось и добавилось чудных разрушительных картин, стало приличненько – но это ж на последней четверти, просто стыдно. Так что шесть. 3. Интрига на фоне заключительных взрывов понеслась вскачь, а до этого было по принципу «куда идем мы с Пятачком?». Нет, вроде бы понятно как, куда и зачем, но все равно непонятно. Это все равно, что если я буду знать, что Америка готовится нас бомбить и пойду нападать на Пентагон. Нет, шанс, отличный от нулевого, у меня будет. А если про это снимут кино, так я даже по любому победю, но зритель будет недоумевать от начала до конца: кому ж такое могло придти в голову? Оттого внутренний раздрай и невозможность ассоциировать себя с персонажем. Вот, да, а Софочка (Кетти-Бри) пойдет меня спасать. Вот так пешком. И, если верить Сальваторе, спасет. Недостоверность сильно подгаживает, но за сопереживание локальному апокалипсецу на пятерочку можно вытянуть. 4. Раз умножать сущности в лице локальных кусочков мира автору нельзя, он их умножает в лице героев и сюжетных линий. Впрочем, он еще со второй трилогии начал этим грешить. Там появился все еще пытающийся исправиться ГЗ и как бы от его лица пошло ответвление. Плюс приключенцы еще поштучно ответвляются, а тут вот автор вернулся поздороваться с Джарлаксом, наемником из Мензоберранзана – такой себе негласный относительно главный дядька унутри местного матриархата. Кстати, не могут вот дядьки поверить, что бабы командуют. Обязательно придумают какого-то сообразительного самца, который в матриархальном социуме занимает не последнее место, а впоследствии так и главенствовать может начать. Вспомнилась по ходу Куковская Темная война — там только место наемников занимают торговцы. А что? Тоже способ править миром. Не могу не признать, что, как личности, противопоставленные социуму, но не проигравшие, такие персонажи очаровательны и сопереживательны. Не зря Сальваторе еще вбоквел из трилогии про Джарлакса дописал. Купим-с – за такого персонажа не грех было бы и десятку поставить, но за общую героическую недостоверность и за отсутствие логики в действиях персонажей и, соответственно, эмпатии у читателя, больше пяти не получится. 5. Идея в героизме. Три – это за наличие. Потому что если Пентагон таки решит нас взорвать, я не пойду устраивать диверсий, я просто свалю с предполагаемой линии огня к чертовой бабушке. Если человек тебе настолько близок, что ты рвешься его спасать при любом раскладе, то он должен хотя бы уважать тебя настолько, чтобы поставить в известность о своих планах. Иначе близость является выдуманной и все последующие действия – идиотизмом. ИМХО, понятно, но вот так вот. 6. Душевностью я тоже не прониклась, к сожалению. Ну красиво в конце – я уже говорила. Типа как они, которые наши, бегут, за ними много всяких и тут взрывается и вообще… Нра. Но не торкает – три. 7. Погружение тоже никакое – вообще кислотным мирам надо чуть больше эмпатии, чтоб хотя бы погружение в персонажа дало читателю возможность смотреть на мир его глазами. Если это не удалось – то не удалось. Как говорит мой тренер: «Если ты себе не нравишься, то ты себе не нравишься». Вот и с погружением: или есть, или нет. Один – больше всего напоминает приставочную игрушку про Алладина, если кто помнит. Была такая двухмерная бегалка-прыгалка. Вроде как и ты за персонажа все делаешь, вроде и музыка, и нарисовано приятно, а вот он – ты, вот – джойстик, а персонаж – где-то там. Синопсис. Дальше читала Кусаку Маккаммоновского. Сказать, что торкнуло – ничего не сказать. Я наконец-то вспомнила, почему я люблю читать книги. :))))
2010-01-23
|
| | |
| Статья написана 20 мая 2011 г. 19:05 |
Кто любит ужастики в целом, обычно любит еще и два их варианта в частности: ужастики старые и ужастики смешные. Стайн не столько смешной, сколько веселый, потому что детский. Он придумал Гузебампс, который в нашем переводе был и Гусиной Кожей, и Мурашками, — а вообще это детский вариант Баек из склепа. Жуткий, но милый – т.е. без размазанных по объективу кишок. К сожалению, он еще и простой, как три копейки – идеал американского разливу, насколько я понимаю. Обычная подростковая комедийная мелодрама, в которую затесывается элемент чего-то, чего детки не столько боятся, сколько используют для пугания друг друга. Все подростковые проблемы: прыщики, одежки, мальчики/девочки, и прочая, и прочая. Прочла я сорок пять процентов и имею подозрение, что где-то к пятидесятому там еще и капитан футбольной команды появится. До этого были четыре мультяшные контрастные по внешности (естественно, а что еще подросткам надо?) девочки, одна из которых могла бы оказаться призраком, если бы я читала дальше, и три мальчика, один из которых точно призрак. Кстати, подросткам это не мешает. Девочки отличаются цветом топиков и шортов, волос и кожи, а также общим описанием характера по типу: веселая, грустная, задумчивая, энергичная, и тоже далее по списку – вроде как подростку и того много, чтоб составить впечатление о персонаже. Впрочем, американскому подростку – наверняка. А вот у нас, насколько я понимаю, Стайн не прижился. И неудивительно. В общем, это максимально упрощенный вариант классической американской прозы: все замешано на эмоциях и эмпатии, но и то, и другое абсолютно одноклеточно. Предложения простые, уровня подлежащее-сказуемое, и очевидно, что это не литературный стиль, а литературная тупизна. Мысли и слова персонажей по исполнению не отличаются от событий и описаний, и все это – для младшего школьного возраста максимум. Нет, бывает как у Булычева: Алису можно читать и в пять, и в пятьдесят. А бывает и как у Стайна – тоже можно и в пять, и в пятьдесят, а вот посередине – нельзя. И то – только американцам. У нас и дети более развиты, и пенсионеры не настолько тупы – иначе просто не выживут, к сожалению. И, тем не менее, основной цели произведение достигло: это действительно весьма милый ужастик для подростков. Точнее, по стилю лучше подошло бы для октябрят, но слишком большой акцент на отношении полов – не в смысле секса, а в смысле переживаний на предмет внешнего вида – помнится, такие тараканы и в моей голове водились.
Оценки.1. Для мира детского ужастика не хватает закрытых пространств коридорного типа – наверное, у автора такие в других книжках и он решил не повторяться? В общем, зловещего особняка на солнечном берегу океана со зловещими же событиями маловато как для меня лично, чтоб картина мира была не столько достоверной, сколько оригинальной. Четыре. 2. В принципе, видно, что писал профессионал – читалось не так плохо, особенно после Ирвина. Но! Взялась я потом за Сальваторе (напоминаю: восьмого Дзирта) и пошел он мне «на ура». Любимый сильно удивился и поинтересовался, насколько ж это хреново пишет Стайн? Получается, что таки да. Да и правда: скучновато было, иногда приходилось пролистывать назад, а то задумывалась о чем-то своем, пока читала. Шесть. 3. Вполне возможно, что после прочитанных мной сорока пяти процентов автор явит интригу в лице неожиданных сюжетных ходов, но я их не дождалась, потому что предсказуемо настолько, что даже не интересно, сбудутся ли твои предсказания – слишком очевидно. Ровно на том уровне, чтоб озабоченный отношениями с внешним миром ребенок почувствовал себя неимоверно сообразительным, догадавшись, что будет дальше. Вообще-то это правильно, просто мне неинтересно. Пять, но, если бы мне было пятнадцать, поставила бы девять. 4. Про героев уже говорила: отличаются одной какой-то чертой характера, отмеченной во внешности. Мрак. Спасибо, что автор вообще помнит о том, что люди не только внешне отличаются. Ну я вообще понимаю, что целевая аудитория и все такое, но все равно немыслимо. Хоть и не Майер, слава Богу! Три. 5. Идея разве что в том, что нефиг входить в закрытую комнату, да еще и запираться там, не забыв выбросить ключ в окно с пятнадцатого этажа? Бред. Один. 6. Подростки сочтут книгу немыслимо душевной, оттого именно им и можно ее рекомендовать к прочтению. Некоторые книги считаются детскими по причине сказочности, или доброты, или простоты изложения, а Стайн будет именно психологически близок детской аудитории. Уровень эмоций и рассуждений вызывает легкую ностальгию из серии: «Надо же, и я тоже была такой дуррой??!». Ага, была. Так что чуточку душевно – как говорил Райкин: «Вспомни детство золотое». Пять – вспомнила, но не поняла зачем. :) 7. Погружение не получилось, хоть начало было чудно-ужастиковое, я уж подумала, что учитаю. То есть я чудненько нырнула с первой же страницы, а оказалось, что воды там по щиколотку и можно больно треснуться, особенно если головой вперед нырять. Было обидно, но все же начало неплохое, оттого три. Если б они дальше пубертатные свои сопли не размазывали… Правда, тогда и целевая аудитория у автора была бы другая. Эх, где ж мои пятнадцать лет? Не, скорее одиннадцать или двенадцать – позже бы могло не торкнуть. Синопсис. А дальше наконец-то будет Сальваторе.
2010-01-19
|
| | |
| Статья написана 12 мая 2011 г. 16:12 |
Если кто помнит, летом меня потянуло на восточные мотивы и я тогда еще повесилась на рубуксе на предмет кто посоветует восточного фэнтези. Вот тогда г-н Ирвин у меня и оказался в отложенном к прочтению. Т.е. я его по диагонали просмотрела на либрусеке, сочла стиль приемлемым и решила попробовать опосля. Нет, еще я посмотрела отзывы, в которых указанную книжку всячески обзывали порнографией не очень высокого пошибу. Но а – нас порнушкой не напугать, б – Лорел Гамильтон тоже так обзывают, а на самом деле – максимум жесткая эротика. Однако же, на сей раз рецензенты оказались правы. Вообще у меня сейчас не рецензия получится, а манифест относительно литературных приемов в целом и порнографии в частности. Собственно, я отношусь к ней почти как к любому литературному направлению – главное ведь не способ, а результат. Если автор считает целесообразным проиллюстрировать мысль путем описания фрикций, а не гиперпространственных прыжков, или там крутизны попаданцев, то это его право. А если он это еще и неплохо умеет делать – так я еще и прочту. Долго вспоминала удачный пример подобного произведения, ничерта не вспомнила и полезла в фильтры фантлаба. Ну негусто, да. Гамильтон и Баркер. Правда, мне книги последнего вовсе не кажется эротическими, ну да ладно. Но! Еще была Плоть Фармера — вот истинный пример использования жесткого натурализма как литературного приема – матриархальное будущее, в которое возвращаются относительно современные космонавты. Ну и начинается… Между прочим, довольно сильная психологическая вещь про влияние гормонов на жисть в том смысле, что хорошая жена делает мужа счастливым, а плохая – философом. И концовка реально сильная, почти рассказная, довольно неожиданная и таки философская. К сожалению, подобных примеров больше вспомнить не могу, а Ирвин так и вовсе обосра неудачную книгу написал. И фиг бы с ним, что секс там не служит для оформления ни мысли, ни сюжета – вполне возможно, что автор планировал наоборот, просто не получилось у него. Но вот испортить постельные сцены надо уметь. Я прочла две, потом пришла к выводу, что третья может сделать меня фригидной и бросила это гиблое дело. Некрасиво и неинтересно. И хрен бы с ним, чтоб противно – человеческая психология, в том числе и дамская, штука странная и может переться черт-те-от чего. Но именно никак. Как если бы перед поеданием отбивных человека заставить посетить бойню. Можно, но бессмысленно. Есть он их, скорей всего, не перестанет, но удовольствие испортит. Притом дело очевидно не в моем ханжестве – раз уж я честно признаюсь, что меня прет Гамильтон. А чего? Красиво, эротично, нервы приятно щекочет, экшн опять же. Я ее специально даже читала перед родами – если кто не знает, чтоб начались роды, должен выделиться гормон окситоцин, который также выделяется в процессе сексуального возбуждения. Правда, Гамильтон не проперла, но четыре киношки, принесенных в роддом вкупе с мелким лэптопом, вполне себе ускорили появление Софочки на свет – ну в случае, если просто не совпало. Так что меня трудно пристыдить, удивить, призвать к романтике и прочая, и прочая. Просто даже как порно книга отвратительная. Прочла четверть (по страницам не скажу, потому что читала ж с телефона), но фэнтези не обнаружила, кстати. Вообще ничего фантастического. Сидят в закрытой части дворца восточные принцы и ждут, чтоб их или прибили или посадили на престол. Пока сидят, понятно о чем думают и чем занимаются. Ну и ладно бы, но описание никакое – я говорила. Дальше ГГ вроде как ведут царствовать и для проверки, так сказать, мужественности, отправляют на ночь к барышне. На самом деле с такой канвы можно бы конфетку сделать, а получилась блевотина.
Оценки.1. Мир, кстати, мог бы быть недурен – вообще идея изоляции даже не в условиях робинзонады дает довольно много простора для различных психологических приемов. В смысле – литературных, но для дерганья читателей за ниточки. Для примера можно вспомнить школу гладиаторов в Булычевском Любимце. Тоже толпа запертых мужиков, между прочим. Но мы имеем социальную конкуренцию, становление персонажа, просто интересный эмпатические моменты для задавания себе вопросов из ряда: «А как бы поступил я?». Естественно, все эти прием были автором проигнорированы. Два – и то за мои размышления о неописанном мире за дверями и за теоретическую возможность что-то с этим миром сделать. 2. Читабельность нареканий не вызывает, но я всегда говорила, что она должна быть не неплохой, а гениальной, если это все, что есть в произведении. Ну или остальные моменты хотя бы не должны вызывать отвращения и/или откровенной скуки. Но она не гениальна. Семь. 3. Интрига была в том, что, может, ГГ дорвется до баб и дальше будет если не интересно, то хотя бы пикантно. Вот тут вспомнился анекдот, про отсутствие в мире языка, в котором два утверждения рождают отрицание – да конечно! С бабами у героя все еще хуже, чем с мужиками, да и вообще у него со всем совсем плохо. :)))) Кукишем, короче, обернулось первое мое ожидание сюжетного поворота, но я его все-таки ждала, так что пусть будет два. 4. Герои, а точнее, один герой – главный – просто невозможны. Нет, там еще пара человек присутствует, иначе вся эротика свелась бы к онанизму, но, может, так было бы и лучше. Какие-то недоделанные непонятные китайские пупсики – один. 5. Идея не обнаружена и вроде даже не планировалась. Один. 6. Душевности тоже нет, или даже можно обозвать ее отрицательной величиной. Один. 7. Погружение, может, на единицу, и то из-за моих личных ожиданий чего-то в духе Тысячи и одной ночи — ведь тоже эротика, в конце концов. Синопсис. Дальше пыталась читать Стайна, но у поэта в моем лице сильно чувствительная душа и она этого сборника американской подростковой культуры не вынесла. Ну и несчастного Сальваторе залила на телефон, чтоб добить уже – чего ему мучиться?
2010-01-13
|
| | |
| Статья написана 11 мая 2011 г. 15:51 |
Если кто не знает, автор – это такой обруганный Кингом классический фантаст, поразивший мое нежное детское воображение сфиксами. Итак, по порядку: Кинг в своей книге о том, как писать книги (которую я так до конца и не дочитала, ибо публицист из Кинга не гениальный, нет), приводит книги Лейнстера как пример того, как писать не надо. Объективно – простенькие книжки, да, но правильные. А вот сфиксы… В общем, почти с младенческого возраста мама меня воспитывала на короткой форме сайфая. Позже, в двенадцать (как сейчас помню) приволокла Хоббита, но сайфай был первичен. Так вот, Отряд исследователей Лейнстера был ее любимой книгой, оттого я была ей умучена неоднократно и, понятно, ничего против не имела. Там ГГ с гибридными медведями и почти плохим дядькой топают по сильно враждебной планете аккурат во время миграции этих самых сфиксов. А сфиксы – это рептилии больше двух метров ростом и в оранжево-синюю пятнышку. Что такое рептилии я в столь нежном возрасте даже не подозревала, оттого мое детское воображение рисовало довольно абстрактных огромных зверюг в больших кислотных пятнах. Синих и оранжевых. Ну и с зубами, ясное дело. Да, еще они плевались ядовитой слюной. Там еще много мелких тварей было, на той планете, но сфиксы – это одно из незамутненных воспоминаний детства, которые я нежно люблю и берегу (вкупе с Саймаковскими семиугольными ямками). Оттого, понятное дело, к автору у меня отношение предвзятое. Так вот, в далеком две тысячи втором году, когда ваша покорная слуга завязла во всемирной паутине, начались сборы библиотеки. Электронной, ясное дело. Как у меня тогда глазки от элпэтэшной четырнадцатидюймовки не расплавились – одному Богу известно. Но именно тогда я обнаружила, что многие любимые мной авторы писали еще много всякого стоящего. Вот Медицинская служба – как раз одна из таких находок. Объективно – книги чрезвычайно простые, на уровне Гамильтона, который Эдмонд. Нет, автор пытается толкать мораль, а в упомянутом Отряде исследователей так и вовсе на ней все держится, но основные находки именно в маленьких очаровательных фишках. В Медслужбе это Мургатройд. Такая себе зверушка с Мухосра далекой-предалекой планеты, которая, помимо очаровательности, пушистости и склонности к обезьянничеству, обладает одним незаменимым качеством: почти моментальным иммунным ответом на любую атаку извне. Соответственно, медработникам такое чудо выдается, как табельное оружие всяким там разным милитаристам. При этом то ли автор, то ли переводчик, взаимозаменяет в описаниях вирусы и бактерии, но на сюжете это никак не сказывается, к счастью. А он заключается в следующем: ГГ летит со стандартной проверкой на очередную окраину галактики и уже на подлете его с планеты пытаются ухайдокать. Герой бежит, спасает, воюет, читает морали, всех побеждает и почти никого не убивает. Враги, понятно, медицинского характера – извели почти все местное население самодельным зловредным микробом. Вот вся книжка такая простенькая, но оттого вовсе не неприятная. Просто немножечко детская – воображению придется достроить все, что автор не детализировал. Я вообще так гляжу, что классики сайфая сильно много оставляли на откуп воображению, сейчас научились лучше детализировать, при этом не ударяясь в скучищу – ну почти никогда не ударяясь.
Цитаты:«Есть люди, которые становятся личностями именно из-за собственной ущербности. Слишком много мужчин и женщин стремятся только к тому, чтобы иметь привлекательный вид. И навсегда остаются никем. Некоторые люди с внешностью уродов мужественно принимают положение вещей таким, каково оно на самом деле есть, и становятся людьми.» Оценки. 1. Мир стандартный сайфайный, завоеватели такие же стандартные, как и в любой космоопере – по непонятным с точки зрения ГГ мотивам пытаются завоевать галактику. Причем, как всегда, герою очевидно, что ничего из этого не получится и понятно, почему именно. А ГЗ, хоть и организовывает всю акцию, проблемы провтыкивает. Ну, вероятно, это и есть отличительная черта злодеев – не замечать препятствий. Оттого, кстати, если кто вдруг не слышал – не читал, пусть обязательно сходит ознакомиться со Ста вещами, которые я сделаю, когда стану Темным Властелином. Ну и со вторыми Ста вещами тоже. :))) Как в любой классической героике, ГЗ этих правил не читал, оттого даже без спойлера с первых страниц будет понятно, что наши всех победят и, кстати, второстепенная парочка получит указание заместо постройки в честь ГГ памятника обозвать ребенка его именем. Но предсказуемость мир уж точно не портит, да и нечего там портить – классика-классикой. А исполнение бывает и получше, тех же деталей не очень хватает, бактерии-вирусы сражают наповал (хоть и хочется верить, что это переводчика огрех), рассуждения о гиперпространственных прыжках слегка напрягают ну и по мелочи еще кучка такого всякого. Пять, к сожалению. 2. Читабельность хороша, опять же, благо что повесть. Роман мог бы сильно напрячь. Простота происходящего в смысле: встал, пошел, посмотрел, поел, мораль прочитал, выстрелил, опять пошел и почитал мораль, — в романе сильно напрягла бы. А короткая форма благодарно воспринимает такое изложение. Причем я не имею в виду простоту в смысле стилизации языка, которой, например, Кук балуется в Черном отряде — укороченные предложения по схеме подлежащее-сказуемое. Там такая фишка. А здесь такая манера. Но, учитывая, что и она на своем месте – восемь. Интрига, как всегда в героике, проста и непритязательна. Победят ли хорошие и с каким счетом можно даже не спрашивать – ответ будет очевиден даже для младшего школьного возраста – собственно, есть шанс, что книга на него и ориентирована. Пять. 3. Герои, может, и забавные, но шаблонные-шаблонные. Разве только за Мургатройда немного накинуть – но даже у него забавность умеренная. Помнится, Ыш из Темной башни был куда харАктернее. Так что шесть. 4. Идея героики практически всегда заключается именно в героике. Правда, здесь автор ввел еще чудесные эпиграфы к главам, которые (эпиграфы) тоже можно считать вполне идейными. Что-то там про социум, кажись. В стиле «…альтернативного консенсуса…». Не фонтан – три. 5. А вот душевность присутствует – вспоминается не только зеленая трава детства в лице сфиксов, но и весь первый сайфай, с которым я когда-то знакомилась. Лучше «чем прилетели на планету побить плохих» может быть только «прилетели на планету, а там – странное». Торкнуло на восемь. 6. Погружения нет, к сожалению. Это все равно как фильм пересматривать семьдесят-какого-то-там-года. А еще лучше – шестьдесят-… . И думать, как же ЭТО могло поражать. И режиссерская работа уже не заденет, и игра актеров, потому что как ни крути – а декорации видно невооруженным взглядом. И пусть даже сейчас все тоже снимают на белом листе и как попало накладывают, и пусть искусственный свет сейчас ничуть не лучше, чем сорок лет назад и разница так же заметна, но все же сейчас как-то все достовернее. Так что, если не делать скидки на древность, то троечка. Синопсис. Про домучиваемого Сальваторе снова упомяну мимоходом, что читаю его, да. А так – была попытка ознакомиться с Ирвином, который Роберт – он оказался не просто порнушкой, но еще и бездарной. Отпишусь обязательно, чтоб больше никто на эти грабли не наступил. А сейчас читаю Стайна – давно хотелось попробовать. Детский сад, конечно, но вполне приличный такой, респектабельный.
2010-01-11
|
| | |
| Статья написана 22 апреля 2011 г. 18:21 |
Как я уже хвасталась, теперь моя сможет не только читать больше, но и читать то, что не достать в бумажном варианте – на то есть читалка типа телефон. И, конечно, первая библиотека, которую я туда залила, была почти полностью посвящена постапокалиптике. И Коуни этот список возглавлял, поскольку является автором именно замерзалки, к которым я неравнодушна более всего. Как всегда, оказалось, что не то чтобы зря, но и ничего хорошего. Ну первое и основное впечатление – это чудный психологизм, внутренняя драма пауков в банке, даже с наличием мира вне банки, но – увы – не увидела я очарования робинзонады, которое могло бы присутствовать у группы людей, выживающих в ледяных лабиринтах, отрезанные от всего мира. Как-то бытовуха автора не прет. И именно сиюминутный вопрос выживания не то чтобы не освещен, но не акцентирован. Нет, все в принципе понятно, но социально-психологические моменты у автора перешибают вопросы голодухи и неналичия горячей воды, например. Центрального отопления, опять же. Обычно людей это беспокоит, ага. Младенец, появившийся на свет в последней трети книги без наличия горячей воды – хрен с ним, — про то, что вода должна быть, автор вспомнил. А вот как они вопрос мокрых пеленок решали – хз. На морозе, без памперсов? Нет, ну, допустим, чукчи этот вопрос тоже решают, но интересно: а как, собственно? Да и у взрослых, объективно, если не мыться, тоже какая-то хрень приключится типа чесотки там или парши – хрен знает, что это такое, но все же. С чукчами понятно – трескают моржей с тюленями, кровушки могут попить для сугреву, и с того живут. Но вот сильно я подозреваю, что, если есть исключительно консервы пусть даже десятилетней давности (хоть сроки годности добытых в ледяных туннелях консервов не озвучиваются), можно поиметь как минимум авитаминоз, который очень быстро вылезет боком. Ну это я уже придираюсь чуточку – мясо с кровью герои тоже трескают будь здоров – медвежатину, насколько я поняла. Так что могли и выжить. Но все равно многие вопросы недоработаны.
Давайте-ка вспомним г-на Дефо: пошел Робинзон на бережок, выудил сундучок и автор нам раз – и предъявил список вещичек из сундучка. А потом, согласно описи, по пунктам изложил, чего куда было присобачено. Оттого я и перечитывала классика неоднократно вплоть до момента обнаружения ГГ человеческих следов. Видимо, уже в далекие времена безоблачного детства очень мне хотелось оторваться от коллектива. Опять же, каждый вбитый столбик, зонтик из шкур, тарубеточки там всякие – все, все по очереди перечислил г-н Дефо. И это правильно. Потому что в каждом из нас живет Плюшкин, который хочет себе всякое личное насобирать и удобно устроить. Конечно, коллектив в лице семьи и/или группы единомышленников может и пригодиться, но – в оригинале и в идеале – это кто-то один делает себе уютно. Ну или командует всякими, чтобы делали уютно. Можно Туннель в небе Хайнлановский вспомнить, который тоже на очаровании быта в резервации держится. В общем, эту интереснейшую фишку автор провтыкал. Но! Имеет место быть упомянутая войнушка пауков в банке. Книга весьма богата призраками – не настоящими, а селящимися в голове у читателя, чтоб потом спеть свое: «Спи! Спи! Усни!». Группка почти сошедших с ума товарищей, не помнящих своего прошлого, превращающих в сказания произошедшее вчера, раздираемых внутренними противоречиями и слабо рефлексирующими в ответ на угрозу извне – добро пожаловать в наш маленький, уютный дурдом. Оценки. 1. Мир хорош глобально, но неуютен постапокалиптически. Ведь мир без людей (ну или почти без людей) – это мечта моральных уродов типа меня, и на этой мечте можно спекулировать не хуже, чем на любой другой. Нет, бытовуха меня не прет ни в коей мере, никакая, но давайте-ка вспомним золотое детство. Могу начать с того, что моя завешивала всяким периметр большого обеденного стола, под стол волокла лампу, младенческий свой матрасик и книжку, потом еще подушку диванную, — и вылезать отказывалась. При том, что ребенком я была довольно общительным и – как сейчас помню! – единственная в классе любила, когда родители были дома. Но свою уютную пещерку всегда хотела немыслимо. Ближе к отрочеству мечты о пещерке переросли в так и не осуществленные мечты о шторах вокруг кровати, ибо нычка для чтения была именно там. И это при том, что с шести лет у меня была своя комната. Видимо, одноуровневая защита от человечества меня не устраивала. Это просто дочка становится уже слегка вменяемой, так что мне стало сильно детство вспоминаться. Так вот, ага. У нас напротив дома есть рощица из семи кленов, именуемых американскими. Это как обычные, только листики у них поуже и кора более гладкая. Кстати, может раньше их и больше было, но теперь – семь. А у меня был маленький детский красный зонтик. Если кто помнит советские времена, так с зонтами тогда была напряженка, а у меня вот был. Оттого я была главным заводилой по игре в гномиков – как же, ведь у Оле-Лукое есть зонтик, а он гномик, вот и я буду гномом с зонтиком. Так мы в этой рощице на земле рисовали свои гномичьи домики. Типа как в Шире, про который тогда, конечно же, еще слыхом у нас никто не слыхивал. Так вот, мы там всякое устраивали, как должно бы быть в идеальной робинзонаде: вот мы, а где весь остальной мир – кому какое дело? И я имею сильное подозрение, что всяческие игры подобного рода перли не только меня и ближе уже к сознательному возрасту вылезли именно постапокалиптическим боком. Оттого хочется, чтоб автор дернул за эту ниточку и сделал нам экскурсию в то, во что бы мы играли сейчас, если бы умели. А у Коуни не получилось. Вроде и строили они там что-то и собирались искать лучшей доли… Но избыточный акцент на психологии не дал автору возможности использовать беспроигрышный бытовой вариант. Чтоб сделали там всякое красивое, и удобное, и молодцы, хоть и снег вокруг, и враги, а наши – чтоб прорвались. И чтоб лучше всех. И еще уютней, и вообще. Ан нет. Опять же, снежное очарование недоработано. Ведь на этой лошадке тоже еще пахать и пахать – помнится, для меня Маккаммоновский Ваал именно на второй севернополюсной части и выехал. Настолько передано ощущение бесконечности холода и льдов, что все остальное в книге становится второстепенным, а вот этим ощущением еще можно пожить. Вот там было здоровски, а здесь максимум на шестерку, к сожалению. 2. Читабельность недурна, отложить не хотелось, но поверхностно как-то, поверхностно. Не без отвращения, но не более того – семь. 3. Вот интрига как раз снова подгадила читабельности. Было бы лучше, но если тебе практически не интересно, что будет дальше – спасти может только гениальный текст. Нет, есть несколько приятных моментов из разряда «вот-вот умрут пирям сейчас», но ответные эмоции на уровне: «ну умрут, и что?». Самих-то героев это не очень волнует, так почему меня должно? Два. 4. Герои удались, как почти всегда удаются баночные пауки. Тем более, что они (спойлер) потом почти все превращаются в одну большую дружную семью – в хорошем смысле этого слова – типа племя. Характеры выписаны идеально, они все очень разные и чуточку гиперболизированные. Но я как-то пропустила внешность главных героев, оттого уже догонялась воображением. Но все равно – очень они разные, друг с другом ни Боже упаси не путаются и даже моментами служат для иллюстрации некоторых идей – как мне показалось. Иногда влет ассоциировала себя с персонажами благодаря шаблонам поведения последних. Это позволяет взглянуть на себя со стороны, чтобы увидеть, как выглядят указанные шаблоны в условиях социума, а особенно – такого социума. Правда, нет эмоционального контакта, нет эмпатии, но это не такой большой недостаток для почти идеальных героев. Девять. 5. Идея там присутствует, и не одна, но они явно не определены и акцент на них не сделан. То есть очевидно, что смысл произведения не есть донесение вопросов до масс. И, если автор и хотел вывести из истории мораль, но это было исключительно бонусом, а не основной целью. Главная мысль, несомая автором в виде флага, в преданности коллективу – я так понимаю, как олицетворению Родины – это не я с большой буквы это пишу, это я подчеркиваю значимость понятия в идее. Мне до всех родин… никакого, в общем, дела нет. А великодержавным империализмом у нас вообще не страдают, в чужие дела не лезут, а за ломик берутся, только когда приходят всякие и хотят отобрать право гадить в любом углу своего огорода. И говорят, что, мол, нехорошо это. Ну нехорошо, ладно. Только это мое нехорошо и никого не касается. Оттого идея коллектива опять же не торкнула. И пусть там правильно так все написано, чтобы сопереживалось коллективистам, а не индивидуалистам, но я все же за право каждого выражать свою свободу до тех пор, пока это не создает несвободу для других. Так что пять – плюсы за наличие и неплохое выражение, минусы – за несоответствие моим лично соображениям. А русским может и понравиться. ;) 6. Душевность разве что в ледяных туннелях и в кусочках характеров героев, из которых я могла бы собрать почти весь свой. А постапокалиптического очарования не замечено, оттого автору – двойка, душевности – тоже. 7. Погружение практически отсутствует, наблюдаешь как за теми пауками. Ну или как за муравьями – я в детстве часами могла сидеть под парадным на корточках и смотреть за мелкими. Давала им всякое вкусное кусочками – интересно же! Даже сейчас иногда грешу, ага. Летом ела черешню, так всегда муравьев подкармливала. Пока сообразят, а потом как облепят ягоду – трескают. Смешно. Мило. Но погрузиться в муравьиный мир не удастся, как в эту книгу. Три за желание попытаться. Синопсис. Сейчас у меня в прочтении все еще приостановленный Сальваторе, потому что бумажный он и некогда мне. Ну и с телефона читаю первую Медицинскую службу Лейнстера, почти уговорила. Рулящий дядька, хоть и простенький.
2010-01-05
|
|
|