Мюррей Лейнстер «Исследовательский отряд»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Колонизация планет и других небесных тел
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
База колонистов, основанная на механическом труде своих верных искусственных помощников, столкнулась с местными плотоядными хищниками сфиксами, разрушившими высоковольтную защиту лагеря. Более того, любая смерть сфикса вызывала ярость у стаи, что привело к уничтожению почти всех поселенцев, которые так надеялись на прикрытие своих роботов. Оставшиеся в живых оказались в безвыходном положении, так как следующий корабль должен был прилететь очень нескоро. О причинах катастрофы никто никогда бы не узнал, если бы на планете не существовал незаконный контрабандистский лагерь, состоящий из одного человека, четырёх прирученных боевых медведей особой породы и орла-разведчика.
Первая публикация: Astounding Science Fiction, March 1956.
Также на русском языке: Мэррей Лейнстер (США). Отряд исследователей / Пер. А. Стависской // ж. «Искатель. Украина», 2005 г. №2 – ноябрь-декабрь – с. 5-41.
На литовский язык рассказ переводился с русского языка.
Входит в:
— роман «Колониальная служба», 1956 г.
— антологию «На суше и на море. 1960», 1960 г.
— антологию «Научно-фантастические рассказы американских писателей», 1960 г.
— антологию «The Hugo Winners», 1962 г.
— антологию «Explorers of Space», 1975 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 18 (1956)», 1988 г.
— антологию «Monsters», 1988 г.
— антологию «Где не ступала нога...», 1989 г.
— антологию «Невероятный мир», 1989 г.
— антологию «Полицейский робот», 1990 г.
— антологию «С ружьём на динозавра», 1990 г.
— антологию «Авантюрная фантастика», 1993 г.
— антологию «Animal Brigade 3000», 1994 г.
— антологию «Пришельцы с небес: Старая добрая фантастика», 1998 г.
— антологию «Citizens», 2010 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Короткая повесть |
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 19 февраля 2022 г.
Еще один пример планетарной фантастики 50-х годов прошлого века, рассказывающей о героическом путешествии маленькой группы людей сквозь джунгли и равнины дикой и неизведанной планеты с целью спасти от смерти уцелевших жителей разоренной хищниками колонии. В первую очередь, интерес в данной истории вызывает описание самой планеты Лорена и ее животного мира. Это характерная черта любой планетарной фантастики, так сказать, ее программа-минимум. А в качестве «довеска» автор предлагает нам весьма необычную компанию: два человека (один из которых обычный чиновник Колониальной службы), три генетически-измененных полярных медведя с медвежонком и обученный орел, служащий воздушным разведчиком. Их взаимоотношения на этом долгом пути также небезынтересны для читателя, ибо в них заключена главная мораль: освоение дальних планет нужно проводить не автоматическими средствами, а непосредственно человеком в совокупности с особо подготовленными животными. Только человек способен вдохнуть в новую среду дух жизни и культурности, на которых и будут расти и развиваться первые поселения. Для подобной работы понадобятся не только смелые и решительные авантюристы, но и рачительные хозяева, которые сведут к минимуму все вредные последствия колонизации (если, конечно, обойдется без пресловутой процедуры терраформирования). Формальное отношение к делу тут не пройдет. Вот почему инспектор Колониальной службы берет сторону «дикого» поселенца Хайдженса и решает так изменить свой отчет, что колонист будет выглядеть в нем настоящим героем. Потому как его правота подтверждена на практике в самых суровых условиях. Будет хорошо, если в будущем люди смогут обойтись без подобной бухгалтерии и будут действовать по наитию, под руководством особой «чуйки» первопроходца. Право же, не всегда стоит делать из новой планеты «вторую Землю», ибо повторить ее всё равно не удастся, зато цена неудачи может оказаться непомерно велика.
-----------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как трудности совместного похода помогли закалить характер и поменять отношение к жизни обычного колониального чиновника. Рекомендуется почитателям планетарной фантастики.
god54, 23 февраля 2022 г.
Считаю, что данное произведение заслуживает свою награду, хотя во многих других случаях моё мнение никогда не совпадало с решением экспертов. Кроме того, мелькнула и крепко засела в голове мысль, что вполне возможно (теоретически) фантастическая идея данной повести подтолкнула другого автора к созданию романа «Неукротимая планета». Согласитесь, в этом что-то есть. Третье, уничтожая один вид животных человек поставит под удар весь остальной животный мир. Сколько уже такого было совершено на Земле. Все в этом мире взаимосвязано, важно найти точки воздействия и управлять логично. В целом произведение оригинальное, интересное и заслуживает быть прочтенным.
тессилуч, 11 сентября 2018 г.
Один из первых рассказов фантастов США с которым я познакомился. Необычная экспедиция на далекой планете с применением разумных зверей -медведей. Это один из путей исследования чужих планет без применения техники. Перекликается с фантастической повестью Ф Карсака «Львы Эльдорадо».
Deliann, 15 февраля 2014 г.
«Исследовательский отряд» – рассказ 1956-го года, впоследствии переделанный в часть романа «Колониальная служба». Говорят, что история подверглась существенной переработке, но я не читал роман, так что не имею своего мнения по данному вопросу. Рассказ же встречает нас планетой Лорен Второй, на которой обитает один-единственный человек Хайдженс. Причем обитает незаконно, ведь планету запрещено колонизировать ввиду ее враждебной фауны. Дело в том, что на Лорене живут крайне опасные существа сфиксы, любопытные и крайне агрессивные. Сфиксы выглядят как пятнистые помеси кошек и ящериц, ядовитые и довольно крупные. Живут они стаями и приходят в бешенство, как только почуют запах трупа одного из своих. Однако Хайдженс на планете живет неплохо, в основном благодаря трем взрослым измененным медведям и одному орлу (есть еще медвежонок, но он особой роли не играет, пока что). И продолжалось бы так дальше, если бы однажды в гости к Хайджелу не пришел слуга закона...
Рон – тот самый представитель закона. Он знает, что Хайдженс преступник, но вынужден с ним сотрудничать, т.к. известно, что на планете были колонизаторы, но связь с ними потеряна и неизвестно даже, живы ли они. Хотя шанс на это есть, тем более Хайдженс добровольно решает отправиться на выручку колонистам, о которых он до этого ничего не знал. Вот и оказались в одной лодке человек, преступивший закон, и человек, служащий закону. Что из этого выйдет, читайте сами.
В целом повесть линейна и однобока. На протяжении всей истории нам доказывают, что роботы – это плохо, потому что они не могут выйти за пределы своей программы, мало помогут в колонизации планеты, да и вообще, полагаясь целиком на роботов, люди становятся рабами машин. Между тем ни одного робота нам не покажут и все это больше похоже на странные проповеди любителей ИИ с уклоном в восхваление белых мишек. Мишки, кстати, получились действительно классными, описаны, как и все происходящее, ярким и образным языком, они являются главным плюсом рассказа.
Приключенческая составляющая довольно слабая и однообразная, проповеди Хайдженса быстро надоедают (если это ответ на произведение, восхваляющее роботов, то, может быть, все и обосновано, и, зная картину целиком, я бы вник суть дела получше), а сюжетные нестыковки вызывают недоумение. Например, в начале Хайдженс замечает, что медведь не может задушить сфикса и потому ломает ему череп. Однако уже в середине медведи сфиксов без проблем душат.
Рекомендую этот рассказ любителям классической НФ с уклоном в любовь к братьям нашим меньшим. Но не ждите от рассказа слишком многого.
Нескорений, 26 мая 2016 г.
Наступит время, когда колонизация иных миров из области научной фантастики перейдет в разряд насущных и актуальных проблем. Планеты земного типа встречаются не так часто, хорошо, если помимо пригодной для человека атмосферы там будет плодородная почва, дружелюбная фауна и неядовитая флора — надеяться нужно на лучшее, но готовиться к худшему. Повесть «Исследовательский отряд» наглядно воспроизводит ситуацию, когда освоение пригодной для жизни планеты осложняется наличием опасных, кровожадных хищников. Подобно Г. Гаррисону, который в романе «Неукротимая планета» показал два подхода к заселению Мира Смерти — жестянщиков и корчёвщиков, М. Лейнстер здесь также анализирует похожую проблему и предлагает наиболее эффективный способ её решения. Официальная колония во всем полагается на возможности роботов, а нелегальное поселение использует в борьбе с местными хищниками генетически измененных медведей и орла-разведчика.
Недаром эта повесть в своё время получила премию «Хьюго» — произведение получилось, можно сказать, программным, полемическим, и в то же время интересным, динамичным, в определенные моменты цепляющим эффектом саспенса. При разборе произведения невозможно не упомянуть о рассказах К. Саймака «Дезертиры» (1944) и П. Андерсона «Зовите меня Джо» (1957). Несмотря на то, что в этих рассказах главным препятствием для колонизации была неблагоприятная среда, а не животные, но предложенные способы решения проблемы как раз-таки показывали преимущества генной инженерии перед техническими приспособлениями. Саймак предлагал модифицировать самих колонистов, Андерсон же придумал специальных ю-сфинксов — биологические объекты, телепатически управляемые человеком-оператором, своего рода «аватары». Общность подхода к вопросу очевидна — главное — способность к адаптации, не изменять механически окружающую среду планеты, а постараться измениться самим, приспособиться к непривычным условиям.
В «Исследовательском отряде», который впоследствии вошёл в состав романа «Колониальная служба», действие происходит на планете Лорен. Главная проблема для колонистов — враждебная фауна планеты, самые опасные представители которой — пресмыкающиеся сфиксы — лазурно-рыжие бестии, нападающие стаями и отличающиеся сверхъестественным упорством и любопытством. Главный герой — единственный обитатель нелегальной колонии Хайгенс (правильнее — Гюйгенс, в честь известного математика и астронома), который успешно противостоит сфиксам с помощью генетически измененных кодьякских медведей. За разведку с воздуха отвечает орёл Семпер, чьё имя напрямую отсылает к известному латинскому изречению Sic semper tyrannis, т.е. «смерть тиранам», что должно подчеркнуть автономность и стремление к независимости главного героя. Также неслучайно, что эта фраза содержится на эмблеме 149-ой истребительной эскадрильи из Ричмонда, символом которой является опять же пикирующий на добычу орел.
Отправной точкой развития событий является высадка на Лорен инспектора Колониальной службы, который должен составить отчет о деятельности официальной колонии, основанной на планете год назад, но кроме Хайгенса инспектору Роуну не удалось обнаружить на Лорене никого. Роун считает Хайгенса преступником и должен его арестовать, но необходимость откликнуться на сигнал бедствия выживших поселенцев заставляет на время забыть о противоречиях и действовать сообща, пустившись в опасное многомильное путешествие по враждебной планете. Легальные колонисты во всем полагались на роботов, не оснащенных искусственным интеллектом — их опыт явно свидетельствует об ошибочности такого подхода. Нам предстоит стать свидетелями драматичных схваток со сфиксами и прочими агрессивными тварями, вместе с героями созерцать красоты этих опасных краёв, а в перерывах прислушаться к полемике Хайгенса и Роуна и узнать, что такое самоуважение.
Роуну предстоит пройти нелегкий путь от «разумного животного» до Человека, который берет на себя право решать, чётко видит разницу между законом и справедливостью и категорически не приемлет несвободу в любом её проявлении. Хайгенсу меняться не нужно — он цельная, сформировавшаяся личность с кристальным мировоззрением. Перед нами не луддист, не отшельник-мизантроп, но именно свободный человек, который охотно использует плоды механистической цивилизации и выступает только против того, чтобы человек становился рабом машины, утрачивал самостоятельность и волю. Автор утверждает, что будущее есть только в симбиозе живых существ, существующих на положении равных, презирающих императивную систему «раб-хозяин». Во все времена успешными покорителями фронтира были свободные люди, часто даже преступники, которые умели главное — приспосабливаться и выживать в любых условиях — вспомните ковбоев Дикого Запада или казаков Ермака, покоривших Сибирь. Сила регулярной армии в численности, выучке и дисциплине, она хороша в чистом поле против аналогичного войска противника. Британские красномундирники неизбежно сгинули бы в лесах, гоняясь за индейцами, точно также, как царские стрельцы не смогли бы ничего противопоставить нападавшим исподтишка подданным Кучума.
Замечательно показаны отношения человека и зверя — здешние мишки не похожи на виляющих хвостом собак — это свободолюбивые животные, которые видят в человеке друга, равное себе существо, они не потерпят принуждения и прямых приказов. Помимо двух брутальных самцов в отряде есть и медведица со своим медвежонком, чье присутствие добавляет необходимую трогательность, не переходящую в сопливость. Можно, конечно, пожаловаться на скупость описаний, но образность в отдельных эпизодах шикарная — представьте вооруженного винтовкой всадника с орлом на плече, который во весь опор скачет скачет на боевом медведе по пустыне, только за это уже можно простить многое. Несмотря на отвлеченные споры центральных персонажей, сюжет не провисает, динамика на приемлемом уровне. Автор в основном оперирует короткими и очень короткими предложениями, диалоги присутствуют в пределах нормы, не превращая повесть в говорильню.
Если вы в данный момент знакомитесь с представителями Золотого века НФ, то настоятельно рекомендую включить в обязательную программу эту повесть, которая представляет не только исследовательский интерес, но и обеспечит изрядную долю удовольствия от чтения. Легкая архаичность ощущается, без этого обойтись сложно, но данный аспект, на мой взгляд, здесь совершенно не критичен. Не знаю по поводу «Хьюго», но у меня сложилось впечатление, что это произведение достойно Зала славы премии «Прометей», т.к. наглядно иллюстрирует триумф свободной личности над коллективным инфантилизмом. Очень полезно будет прочесть эту повесть и юным читателям для формирования свободного мировоззрения, в настоящее время такие книги — редкость, в мэйнстриме сейчас совсем другие приоритеты — толерантность, «гуманизм» и прочее. Экофантастика, к числу которой относится и данное произведение, учит любить Природу, видеть в окружающем мире не только ценный ресурс, но и находить эстетическое наслаждение. Бездумное потребление по принципу «после нас хоть потоп» автоматически переводит человека в разряд «разумных животных», по выражению автора — этого необходимо избегать любой ценой.
Sawwin, 9 июля 2017 г.
Читал этот рассказ в начале 60-х в альманахе «На суше и на море» и с тех пор запомнил картинку перед началом текста, а вот сам рассказ вылетел из памяти напрочь. Пришлось перечитывать, после чего я понял, что за странность случилась с памятью. Рассказ откровенно скучен, читать его неинтересно. Я бы сказал, что он вторичен и неоригинален, если бы не время написания. На самом деле большинство подобных сочинений вторично по отношению к рассказу Лейнстера. Особо хочется отметить, что Лёйнстер, видимо, был первым, кто дал в помощники главному герою полуразумных зверей (хотя, на самом деле первым был Киплинг). Но и «Львы Эльдорадо» Франсиса Карсака, и «Парень и его пёс» Харлана Эллисона и великое множество последующих сочинителей, в том числе и российских, шли по стопам Лейнстера. Это плохо характеризует эпигонов, но не даёт никаких преференций тоскливому рассказу Мюррея Лёйнстера.
vam-1970, 18 ноября 2016 г.
Рассказ о чужой планете и жизни на ней. Чужая жизнь уничтожила почти всех колонистов. Вот в чем причина и разбираются инспектор с застрявшим на планете исследователем.
Оказывается — несовместимость техники землян и самих землян. Вот так-то.
Стронций 88, 18 мая 2012 г.
Лейнстера я пока читал немного — этот, да ещё пару рассказов. Так вот – удивительное дело, но та пара рассказов понравилась мне больше чем этот – несмотря на всякие «Хьюго». Хотя вещь очень хорошая, я бы сказал добротная (всё исключительно ИМХО). С интересной идеей (как-то больше я привык видеть роботов в фантастике либо как безупречных помощников, либо как ярых взбунтовавшихся врагов человечеству – а тут такой взгляд). Написано осязаемо – всё происходящее представлялось очень ярко. Но вот как-то долго оно у меня читалось. И не сказать, чтобы отложив – хотелось снова брать в руки. А почему? Это я понял только прочитав дважды… Всё, что хотел сказать автор, он, по-моему, сказал уже во второй главе…. И эта неспособность роботов к неожиданностям (так это назовём) и моральная сторона вопроса (почему Хайдженс «стал преступником»). А всё остальное (добрые три четверти рассказа) это либо подтверждение, либо развитие (незначительное) данных мыслей. И, в общем, не спасение людей было главным (сколько этому моменту отводится места?) а именно нескончаемые разговоры на тему… К концу даже приторно становится от них, и повторения всего того с чем роботы справятся не могут…
Как-то это было однообразно. Хотя написано само по себе интересно. И по идеи очень интересно. А мысль об изменённых животных (в данном случае медведях) как лучшей альтернативе роботов (способных лишь выполнять программу, а не подстраиваться под изменения условий) звучит здорово (удар, наверное по большинству НФ «про роботов») и наверное даже по тем временам революционно. Но слишком уж однообразно и «явно» всё это насаждается по ходу рассказа…
Однако всё закончилось хорошо и это маленький исследовательский отряд не только спас людей, но и открыл новые горизонты (новый взгляд, если хотите) для человечества – с помощью медведей… И главное (возможно, самое главное) в рассказе было ощущение человечности и дружбы.
sanchezzzz, 17 июля 2011 г.
По чести сказать, повесть не впечатлила, даже несмотря на своё «хьюгоносное» наследие и на заметный интерес к ней в нашей стране, судя по количеству публикаций. В первую и главную очередь мне не понравилась стилистика изложения событий, описательная часть. В данном случае грех пенять на переводчика, потому как не он (она) наполняет книгу содержанием. В этой повести Лейнстер несоразмерно много грешит с повторами в описании происходящего и подачей основных мыслей посредством диалогов. Для чего это было сделано, я не понял, может, для пущего эффекта.
Судите сами. Вот он описывает действия команды, каждого её члена в отдельности, но непременно в строжайшей последовательности: сначала говорится о том, что делает сам Хайдженс, потом Ситка Пит, следом о Сурду Чарли, Фаро Нелл и заканчивается описание событий телодвижениями Наджета, медвежонка. Другой последовательности не замечено, и вот эта «списочность» ну никак не добавляла красоты и без того скудному слогу. Далее, несколько раз практически одними и теми же словами автор описывает сцену битвы медведя со сфиксами, в которых они молотили черепа последних. Окружающую обстановку на планете Лейнстер и вовсе выражал одной фразой: «вокруг доносились звуки органа, икание, стук молота и скрипы дверей» (такие шумовые эффекты создавала немногочисленная местная фауна). И ладно бы мои претензии касались только подобных мелочей, но и сама основная мысль и ей сопутствующие пережевывались в диалогах и описаниях с незавидной постоянностью.
Несколько раз я впитывал в себя сентенции, что машины и роботы «могут различать, но не могут решать»; что сам Хайдженс – человек до мозга костей неразумный, эмоциональный, своенравный и нелогичный; что он не любит роботов из «самоуважения», а не по каким-то религиозным теориям, и тому подобные мысли.
Что до темы роботов, то да, Лейнстер в этой повести противопоставил «своих» роботов, человека и планету «азимовским» (которые, скажем, были поумнее, почеловечнее, они даже видели сны и мечтали). Конечно, и до этого момента писатели-фантасты глядели на роботов с опаской, с предубеждением, но Лейнстер пошел чуть дальше – он наделил колониста Хайдженса явной неприязнью к ним. Она слегка гримируется нежеланием человека подчиняться, терять свободу, приобретая зависимость от машины, но всё же неверие автора в непогрешимость и стопроцентную необходимость и заменяемость роботов видны невооруженным глазом.
Гораздо легче ему верится в медведей – друзей-соратников и орла-разведчика. Так и хочется воскликнуть словами Киплинга, глядя на такую идиллическую картину: «мы с тобой одной крови, — ты и я!». Только вот одной крови для сфиксов – коренных жителей планеты – не нашлось, и что решил человек?, да запросто истребить их, выжечь стерилизатором в зародыше. Да, явно Лейнстер не думал о том, что исчезновение доминирующего вида может пагубно сказаться на экологии планеты. Но на первом месте было торжество Человека – над планетой, над роботами, над животными. Ввиду самоуважения. Это покоробило.
Осталось немного непонятным, из чего исходил М. Лейнстер, называя медведей такими именами, как в повести. Ну, допустим, Ситка, Фаро и Кодиак (Кадьяк) это топонимы северо-запада Северной Америки, но почему тогда Сурду и Наджет туда не вписываются? (Пошел смотреть атлас).
В целом, получилась довольно пафосная история о человеке как Венце Эволюции, его непогрешимости и вседозволенности, о которых не забывается даже тогда, когда описывались сцены теплой дружбы между человеком и медведем… Грустно.
primorec, 23 апреля 2012 г.
«Исследовательский отряд» — очень трогательная и добрая история, но абсолютно неподходящая для тех, кто так любит зубодробильные схватки с монстрами, битвы роботов, бластеры и прочие атрибуты современных повестей о завоевании Космоса. В сущности, это — очень неспешный рассказ с предельно ясной моралью.
Что, казалось бы, может в этом рассказе возбудить пресыщенное воображение современного читателя. Исследователь Хайдженс живет тайно и тихо на планете Лоррен — очень неприятном месте, где полно всякой агрессивной фауны. Его цель сохранить своих друзей — измененных генетикой медведей, специально выведенных для помощи людям на неосвоенных еще планетах. Но вот неожиданно это уединение прерывается работником Колониальной службы Роном, который должен выяснить, что стало с пропавшими колонистами.
Вот так и формируется этот необычный спасательный отряд. Хайдженс — преступник в глазах закона, Рон — этот самый закон представляющий, взрослые медведи — Ситка Пит, Сурду Чарли, Фаро Нелл и малыш Наджет, и орел Семпер отправляются на помощь колонистам через кишащие монстрами места.
И весь рассказ — описание этого самого путешествия. Все очень просто и ясно. Никаких интриг, неразгаданных тайн или козней инопланетян. Все очень буднично. И ясная мораль, не требующая долгих вчитываний в текст: автоматы и роботы никогда не заменят общения с живой природой. Но, вот остается от истории ощущение правильности происходящего, теплое чувство к автору за этого милого медвежонка Наджета, за историю о любви и привязанности к животным, с которой можно начать знакомство с фантастикой, как жанром.
kirik, 28 сентября 2012 г.
История о космическом маугли, который живет посреди джунглей на неосвоенной планете с враждебной живностью. И этот наш маугли — истинный злодей в глазах закона, так как поселился на планете запрещенной для колонизации из-за опасностей окружающей среды. Но он живет и действует исходя из принципа — нужно жить так, как велит природа! Плотоядным — жрать мясо, травоядным — жевать траву, а человеку — свободу мысли и действий (что хочу, то и делаю). И все это активненько противопоставляется сожительству человека с роботами — мол, роботы могут делать лишь определенные запрограммированные действия и человеку приходится приспосабливаться под них, отсюда — роботы ограничивают действия человека. А ведь гораздо веселее и практичнее (по мнению автора) приручить и приучить животинку для своих целей — в данном случае медведей, — вроде бы и действуют сами и в то же время все во благо человека.
Рассказ весьма шаблонный, автор по нескольку раз повторяет одни и те же мысли, а раскрытие сути происходит уже в первой трети повести. Возможно в то время сюжетный ход в духе — злодей спасает 10 раз жизнь хранителю правопорядка, тот проникается чувствами к нему и в последующем пытается помочь уйти от наказания — не вызывал тошнотворных позывов, но теперь при первом же терзании главного героя «злодея» — спасти или убить — все становится очевидно и концовка уже ясна.
Идея рассказа интересна, планета и обстановка интригует, но герои слабоваты, а вывод — нужно уничтожить всю живность мешающую человеку для существования на планете — и вовсе озадачивает...
kkk72, 4 января 2011 г.
Симпатичный, хоть и несколько прямолинейный рассказ. Освоение новой планеты сопряжено с большими трудностями из-за агрессивности местной фауны. Государственная Колониальная служба делает ставку на помощь роботов, частная корпорация пытается использовать разумных медведей. В конечном счете двум главным героям, представляющим противоборствующие стороны, придется пройти серьезные испытания, чтобы на деле убедиться, кто из них прав. Задумка рассказа неплоха, но развитие сюжета достаточно очевидно, а персонажи несколько картонны. Пожалуй, самыми симпатичными в этой истории оказались медведи. Ну и нельзя не отметить, что писался этот рассказ в старые добрые времена, когда оспаривать право человека кроить под себя чужие планеты никому и в голову не могло прийти.
Anthony_W, 11 июля 2012 г.
История взаимоотношения двух персонажей. Если прочитать весь сборник рассказов «Колониальная служба» то можно немного не понять поведение инспектора, потому что в других рассказах он вел себя по другому. Но что не делает усталость с людьми, которые из раза в раз спасают чужие планеты.
shakhtar, 20 января 2009 г.
История двух людей . Ученого — наделившего разумом медведей и отказавшегося использовать их новые способности в корыстных целях. Лейтенанта — увидевшего в разумных медведях не только «машину для убийства» и объект для исследований, а живое существо с правом на свободу и существование.