К восьмой книге мое восторженное восприятие Забытых Королевств в изложении автора чуть поутихло. Это как первый и второй Век Чудес: сначала прешься от каждой нычки, от артефактов, возможностей и рас, а потом доигрываешь и понимаешь, что продолжение они безбожно испортили.
От прошлой книга выгодно отличается очередным экскурсом в пещеры и/или глубины, причем Мензоберранзан нам подсветили колдовскими огнями – матроны завели моду пользоваться освещением, чтоб дроу к этому привыкли и могли при свете всякое завоевывать.
Плохой дядька, который в этой книге вовсе уже не ГЗ, умер в конце предыдущей, а в этой оказалось, что не умер – и кто бы сомневался? Любимый говорит, что, даже если бы умер – какая разница, раз любой колдун из любой дерёвни запросто оживляет кого хошь – вопрос наличия денюжков. И, опять же, автор столько пытался ГЗ перевоспитать, что как-то неаккуратненько бросать это дело на полпути. Потому оживление не раздражает, а вызывает приятное такое чувство, которое называется: «Ну я же говорила!».
В общем, Дзирт топает на родину, чтоб предотвратить вторжение соплеменников в Мифрилл Халл, город тех гномов, которые не глубинные. А Кетти-Бри какого-то рожна идет его спасать. Автор тонко намекает на наличие не совсем дружеских чуйств, обуревающих героиню. Хм… Раз мы-то знаем, что жених ее не умер, то интересное будущее их ожидает. Шведская семья?
Ага, тут, кстати, не могу не сделать экскурс в мое извращенное воображение. Ну там всякие смешанные союзы в фэнтезийном мире могут давать неслабую пищу для размышлений – г-жа Гамильтон уже устала это доказывать. Но! У нее там всякие красивые и разные, даже если странные очень – меня прет, ага. Разноцветные мальчики – это прикольно. И фея-крошка мужеского полу заместо вибратора – не прет, но понятно. А вот у Сальваторе героиня, которая не совсем главная, но единственная там дамского полу, собралась замуж за варвара, причем по большой любви. Я неправильно понимаю описание рас или ведь под «варваром» имеется в виду не наличие отсутствия у последнего верхнего образования? И тогда же ж получится сильное несовпадение размеров… Моя озадачена.
Видимо, героиня тоже, раз она уже начинает сомневаться в природе своих чувств к ГГ. Ну вот и топает его спасать. Конечно, без хэппи-энда автор не обошелся – это не спойлер, а констатация. Понятно, сказки вообще редко заканчиваются фразой «все умерли».
Ага, заметки на полях: город глубинных гномов называется Блингденстоун. :))))
К прочтению рекомендовать можно только отъявленным бездельникам, или счастливым владельцам гаджетов и невладельцам личного транспорта – то есть максимум для коротания времени в общественном. Ну и подросткам, как и любую героику – это само собой.
Цитата:
«Я редко молюсь, предпочитая общаться с моим божество посредством поступков и искренних чувств. Нет нужды приукрашивать пустыми словами то, что происходит на самом деле, пытаясь представить самого себя в более выгодном свете.»
Оценки.
1. Любимый говорит, что в данном случае автор ограничен заданными рамками мира, оттого не может развернуться. Очень жаль, потому что это почти единственное, что умеет Сальваторе. Не разворачиваться, а создавать мир. :)
Все прочтение вспоминала Джона Картера и иже с ним. У Берроуза ведь как – что ни новая книга, то какая-то фишка уже созданного мира. Ну для начала он вводил вдогонку к красным и зеленым марсианам марсиан черных и желтых, потом растительных людей, львов, и кажется даже кто-то вроде лапутян был, если только мне не примерещилось. А в последней читанной мной его книге присутствовали страшилки в виде пауков, которые использовали особый вид безголовых марсиан как носителей, а еще там духи были воинов и… черт, уже не помню даже. Так это я еще половину только прочитала…
А вот в серии про Дзирта нового и прикольного одно – Мензоберранзан. Только к восьмой книги он уже точно перестал быть новым. А новых сущностей автор вводит только в лице героев. Так что мир остается не убог, конечно, но не так интересен, как мог бы быть. Восемь – приходится чуть снять за очевидно неиспользованные возможности. Понимаю, что не совсем правильно писать книги исключительно для создания мира, но только тинейджеры могут найти в квестах Сальваторе какое-то глубокомыслие. Так что пусть бы лучше дядя творил то, что умеет. Жаль, не дают…
2. Читабельность не ахти – я ж говорю, при большом избытке времени в такое надо вчитываться. Не то чтобы плохо, но бессмысленное усложнение языка ничего интересного повествованию не придает, что бы автор по этому поводу ни думал. Уже ближе к концу, когда интрига завертелось и добавилось чудных разрушительных картин, стало приличненько – но это ж на последней четверти, просто стыдно. Так что шесть.
3. Интрига на фоне заключительных взрывов понеслась вскачь, а до этого было по принципу «куда идем мы с Пятачком?». Нет, вроде бы понятно как, куда и зачем, но все равно непонятно. Это все равно, что если я буду знать, что Америка готовится нас бомбить и пойду нападать на Пентагон. Нет, шанс, отличный от нулевого, у меня будет. А если про это снимут кино, так я даже по любому победю, но зритель будет недоумевать от начала до конца: кому ж такое могло придти в голову? Оттого внутренний раздрай и невозможность ассоциировать себя с персонажем. Вот, да, а Софочка (Кетти-Бри) пойдет меня спасать. Вот так пешком. И, если верить Сальваторе, спасет.
Недостоверность сильно подгаживает, но за сопереживание локальному апокалипсецу на пятерочку можно вытянуть.
4. Раз умножать сущности в лице локальных кусочков мира автору нельзя, он их умножает в лице героев и сюжетных линий. Впрочем, он еще со второй трилогии начал этим грешить. Там появился все еще пытающийся исправиться ГЗ и как бы от его лица пошло ответвление. Плюс приключенцы еще поштучно ответвляются, а тут вот автор вернулся поздороваться с Джарлаксом, наемником из Мензоберранзана – такой себе негласный относительно главный дядька унутри местного матриархата.
Кстати, не могут вот дядьки поверить, что бабы командуют. Обязательно придумают какого-то сообразительного самца, который в матриархальном социуме занимает не последнее место, а впоследствии так и главенствовать может начать. Вспомнилась по ходу Куковская Темная война — там только место наемников занимают торговцы. А что? Тоже способ править миром.
Не могу не признать, что, как личности, противопоставленные социуму, но не проигравшие, такие персонажи очаровательны и сопереживательны. Не зря Сальваторе еще вбоквел из трилогии про Джарлакса дописал. Купим-с – за такого персонажа не грех было бы и десятку поставить, но за общую героическую недостоверность и за отсутствие логики в действиях персонажей и, соответственно, эмпатии у читателя, больше пяти не получится.
5. Идея в героизме. Три – это за наличие. Потому что если Пентагон таки решит нас взорвать, я не пойду устраивать диверсий, я просто свалю с предполагаемой линии огня к чертовой бабушке. Если человек тебе настолько близок, что ты рвешься его спасать при любом раскладе, то он должен хотя бы уважать тебя настолько, чтобы поставить в известность о своих планах. Иначе близость является выдуманной и все последующие действия – идиотизмом. ИМХО, понятно, но вот так вот.
6. Душевностью я тоже не прониклась, к сожалению. Ну красиво в конце – я уже говорила. Типа как они, которые наши, бегут, за ними много всяких и тут взрывается и вообще… Нра. Но не торкает – три.
7. Погружение тоже никакое – вообще кислотным мирам надо чуть больше эмпатии, чтоб хотя бы погружение в персонажа дало читателю возможность смотреть на мир его глазами. Если это не удалось – то не удалось. Как говорит мой тренер: «Если ты себе не нравишься, то ты себе не нравишься». Вот и с погружением: или есть, или нет. Один – больше всего напоминает приставочную игрушку про Алладина, если кто помнит. Была такая двухмерная бегалка-прыгалка. Вроде как и ты за персонажа все делаешь, вроде и музыка, и нарисовано приятно, а вот он – ты, вот – джойстик, а персонаж – где-то там.
Синопсис.
Дальше читала Кусаку Маккаммоновского. Сказать, что торкнуло – ничего не сказать. Я наконец-то вспомнила, почему я люблю читать книги. :))))
2010-01-23