Если кто не знает, автор – это такой обруганный Кингом классический фантаст, поразивший мое нежное детское воображение сфиксами.
Итак, по порядку: Кинг в своей книге о том, как писать книги (которую я так до конца и не дочитала, ибо публицист из Кинга не гениальный, нет), приводит книги Лейнстера как пример того, как писать не надо. Объективно – простенькие книжки, да, но правильные.
А вот сфиксы… В общем, почти с младенческого возраста мама меня воспитывала на короткой форме сайфая. Позже, в двенадцать (как сейчас помню) приволокла Хоббита, но сайфай был первичен. Так вот, Отряд исследователей Лейнстера был ее любимой книгой, оттого я была ей умучена неоднократно и, понятно, ничего против не имела. Там ГГ с гибридными медведями и почти плохим дядькой топают по сильно враждебной планете аккурат во время миграции этих самых сфиксов. А сфиксы – это рептилии больше двух метров ростом и в оранжево-синюю пятнышку. Что такое рептилии я в столь нежном возрасте даже не подозревала, оттого мое детское воображение рисовало довольно абстрактных огромных зверюг в больших кислотных пятнах. Синих и оранжевых. Ну и с зубами, ясное дело. Да, еще они плевались ядовитой слюной.
Там еще много мелких тварей было, на той планете, но сфиксы – это одно из незамутненных воспоминаний детства, которые я нежно люблю и берегу (вкупе с Саймаковскими семиугольными ямками). Оттого, понятное дело, к автору у меня отношение предвзятое.
Так вот, в далеком две тысячи втором году, когда ваша покорная слуга завязла во всемирной паутине, начались сборы библиотеки. Электронной, ясное дело. Как у меня тогда глазки от элпэтэшной четырнадцатидюймовки не расплавились – одному Богу известно. Но именно тогда я обнаружила, что многие любимые мной авторы писали еще много всякого стоящего. Вот Медицинская служба – как раз одна из таких находок.
Объективно – книги чрезвычайно простые, на уровне Гамильтона, который Эдмонд. Нет, автор пытается толкать мораль, а в упомянутом Отряде исследователей так и вовсе на ней все держится, но основные находки именно в маленьких очаровательных фишках.
В Медслужбе это Мургатройд. Такая себе зверушка с Мухосра далекой-предалекой планеты, которая, помимо очаровательности, пушистости и склонности к обезьянничеству, обладает одним незаменимым качеством: почти моментальным иммунным ответом на любую атаку извне. Соответственно, медработникам такое чудо выдается, как табельное оружие всяким там разным милитаристам.
При этом то ли автор, то ли переводчик, взаимозаменяет в описаниях вирусы и бактерии, но на сюжете это никак не сказывается, к счастью. А он заключается в следующем: ГГ летит со стандартной проверкой на очередную окраину галактики и уже на подлете его с планеты пытаются ухайдокать. Герой бежит, спасает, воюет, читает морали, всех побеждает и почти никого не убивает. Враги, понятно, медицинского характера – извели почти все местное население самодельным зловредным микробом.
Вот вся книжка такая простенькая, но оттого вовсе не неприятная. Просто немножечко детская – воображению придется достроить все, что автор не детализировал. Я вообще так гляжу, что классики сайфая сильно много оставляли на откуп воображению, сейчас научились лучше детализировать, при этом не ударяясь в скучищу – ну почти никогда не ударяясь.
Цитаты:
«Есть люди, которые становятся личностями именно из-за собственной ущербности. Слишком много мужчин и женщин стремятся только к тому, чтобы иметь привлекательный вид. И навсегда остаются никем. Некоторые люди с внешностью уродов мужественно принимают положение вещей таким, каково оно на самом деле есть, и становятся людьми.»
Оценки.
1. Мир стандартный сайфайный, завоеватели такие же стандартные, как и в любой космоопере – по непонятным с точки зрения ГГ мотивам пытаются завоевать галактику. Причем, как всегда, герою очевидно, что ничего из этого не получится и понятно, почему именно. А ГЗ, хоть и организовывает всю акцию, проблемы провтыкивает. Ну, вероятно, это и есть отличительная черта злодеев – не замечать препятствий. Оттого, кстати, если кто вдруг не слышал – не читал, пусть обязательно сходит ознакомиться со Ста вещами, которые я сделаю, когда стану Темным Властелином. Ну и со вторыми Ста вещами тоже. :)))
Как в любой классической героике, ГЗ этих правил не читал, оттого даже без спойлера с первых страниц будет понятно, что наши всех победят и, кстати, второстепенная парочка получит указание заместо постройки в честь ГГ памятника обозвать ребенка его именем.
Но предсказуемость мир уж точно не портит, да и нечего там портить – классика-классикой. А исполнение бывает и получше, тех же деталей не очень хватает, бактерии-вирусы сражают наповал (хоть и хочется верить, что это переводчика огрех), рассуждения о гиперпространственных прыжках слегка напрягают ну и по мелочи еще кучка такого всякого. Пять, к сожалению.
2. Читабельность хороша, опять же, благо что повесть. Роман мог бы сильно напрячь. Простота происходящего в смысле: встал, пошел, посмотрел, поел, мораль прочитал, выстрелил, опять пошел и почитал мораль, — в романе сильно напрягла бы. А короткая форма благодарно воспринимает такое изложение.
Причем я не имею в виду простоту в смысле стилизации языка, которой, например, Кук балуется в Черном отряде — укороченные предложения по схеме подлежащее-сказуемое. Там такая фишка. А здесь такая манера.
Но, учитывая, что и она на своем месте – восемь.
Интрига, как всегда в героике, проста и непритязательна. Победят ли хорошие и с каким счетом можно даже не спрашивать – ответ будет очевиден даже для младшего школьного возраста – собственно, есть шанс, что книга на него и ориентирована. Пять.
3. Герои, может, и забавные, но шаблонные-шаблонные. Разве только за Мургатройда немного накинуть – но даже у него забавность умеренная. Помнится, Ыш из Темной башни был куда харАктернее. Так что шесть.
4. Идея героики практически всегда заключается именно в героике. Правда, здесь автор ввел еще чудесные эпиграфы к главам, которые (эпиграфы) тоже можно считать вполне идейными. Что-то там про социум, кажись. В стиле «…альтернативного консенсуса…». Не фонтан – три.
5. А вот душевность присутствует – вспоминается не только зеленая трава детства в лице сфиксов, но и весь первый сайфай, с которым я когда-то знакомилась. Лучше «чем прилетели на планету побить плохих» может быть только «прилетели на планету, а там – странное». Торкнуло на восемь.
6. Погружения нет, к сожалению. Это все равно как фильм пересматривать семьдесят-какого-то-там-года. А еще лучше – шестьдесят-… . И думать, как же ЭТО могло поражать. И режиссерская работа уже не заденет, и игра актеров, потому что как ни крути – а декорации видно невооруженным взглядом. И пусть даже сейчас все тоже снимают на белом листе и как попало накладывают, и пусть искусственный свет сейчас ничуть не лучше, чем сорок лет назад и разница так же заметна, но все же сейчас как-то все достовернее. Так что, если не делать скидки на древность, то троечка.
Синопсис.
Про домучиваемого Сальваторе снова упомяну мимоходом, что читаю его, да. А так – была попытка ознакомиться с Ирвином, который Роберт – он оказался не просто порнушкой, но еще и бездарной. Отпишусь обязательно, чтоб больше никто на эти грабли не наступил. А сейчас читаю Стайна – давно хотелось попробовать. Детский сад, конечно, но вполне приличный такой, респектабельный.
2010-01-11