Стивен Кинг «Тёмная Башня»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези ) | Вестерн
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Параллельный мир/вселенная | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Неопределённое время действия | 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Становление/взросление героя | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Только у Роланда еще есть шанс спасти этот мир, ведь он последний из благородных рыцарей, некогда защищавших всех созданий от ужасной участи. Ему необходимо достигнуть Темной Башни, уникального места, где сосредоточена Сила. Его путь пролегает через мир, окутанный черной магией. И благородному рыцарю будет крайне сложно преодолеть множество преград и препятствий, но в дороге он обязательно встретит новых друзей, которые помогут путнику в трудную минуту.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2004 // Сериал/часть сериала |
Номинации на премии:
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Книга года. 9-е место (первые 3 романа) |
Экранизации:
— «Тёмная башня» / «The Dark Tower» 2017, США, реж. Николай Арсель
- /языки:
- русский (153), английский (42), украинский (10), сербский (1)
- /тип:
- книги (165), периодика (5), самиздат (6), аудиокниги (18), графические (12)
- /перевод:
- mmk1972 (1), В. А. Степанов (4), Н. Ачеркан (2), О. Беймук (1), В. Вебер (67), А. Костенко (2), А. Красюк (1), Е. Любенко (9), И. Михайлин (1), Т. Покидаева (52), О. Рудавин (2), Р. Ружже (3), Г. Скробонья (1), О. Сухарева (5), Е. Яковлева (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Издания на иностранных языках:
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
EyeHateGod, 18 марта 2019 г.
Сейчас в меня полетят шапки.
На мой взгляд, один из наиболее переоцененных циклов. Да, есть отлично проработанные персонажи, есть, действительно, интересные фрагменты, или даже книги, но все это блекнет на фоне общей затянутости и психоделичности (в плохом смысле слова) происходящего, невероятного количества роялей в кустах, непрекращающейся раздражающей рефлексии и сомнительной мотивации персонажей. Это малый набор того, что сводило меня с ума на протяжении всего цикла.
Итог: преимущественно скучно, по-плохому непредсказуемо, бессмысленно.
Din Tomas, 20 октября 2007 г.
Эпопея о Темной Башне занимает в современной фантастике особое место. Ничего подобного не было ни до, ни после (хотя в каких-то компонентах родственники все же есть).
Иногда жанр саги определяют как «темное фэнтэзи». На мой взгляд, книги ТБ находятся на стыке классического фэнтэзи и хоррора, с массой неповторимых придумок Кинга. Нельзя забывать также о вестерн-корнях и переплетениях с земным бытием.
Почему классическое фэнтэзи? В предисловии к «Стрелку» автор рассказывает о своих юношеских впечатлениях от «Властелина колец». Кое-какие элементы шедевра Толкина проникли и в шедевр Кинга, но куда же без этого? Фактически, чуть ли не все авторы фэнтэзи так или иначе вышли из «Властелина». Кто-то – полемизируя с профессором и делая мир хоббитов реалистичным, другие – выводя старые идеи на качественно новый уровень… Во «Властелине» было четкое разделение на добро и зло, вот Гэндальф и Фродо, а вот Саруман и Саурон. Нечто подобное есть и в Темной Башне, хотя и не так ярко выражено. В любом случае Роланд и его ка-тет – против «плохишей» во главе с Алым Королем, намеревающихся уничтожить мир. Почему это не кажется примитивным? Дело в персонажах. Все они у Кинга – живые люди, читатель может понять мотивы прихвостней Алого Короля вроде Пимли Прентисса или Финли из Тего, даже посочувствовать им. Автор мастерски соединил каноны фэнтэзи с яркими героями и проработанным миром.
Герои вообще – отдельная тема. Роланд среди них, безусловно, главный и сюжетообразующий, ради него все и затевалось. Последний стрелок сдвинувшегося мира, вечно бредущий к своей цели. Можно сказать, машина убийств: быстрая реакция, отменное владение револьверами, бесконечное хладнокровие, огромный опыт. На начало «Стрелка» его сердце давно зачерствело. Но вот у него опять появляются друзья и даже сын, хоть и не кровный, и мы узнаем, что Роланд ещё может любить, что отчасти он ещё романтик. Тем не менее, стремление к Башне в конечном счете перевешивает все остальное; иногда даже думаешь – что там такого, в этой башне? Но долг последнего рыцаря надо выполнять.
Так или иначе, стрелок спасает и выводит из кризиса каждого члена своего нового ка-тета. Внешне благополучная нью-йоркская жизнь Джейка омрачается одиночеством и заброшенностью со стороны родителей (только горничная ещё поддерживает душевное здоровье мальчика). Роланд становится его духовным отцом. Эдди Дин во всем поддерживает своего старшего брата Генри («как никак, Генри жертвует своей личной жизнью, чтобы присматривать за тобой» — образ братьев прекрасно удался Кингу), в том числе и в наркомании. И если бы не вмешательство Роланда, Эдди так и захирел бы под железной хваткой наркотиков. Наконец, Сюзанна из-за нескольких психических травм раскололась на две личности, ведущие незримую борьбу за одно тело – вежливо-чопорную Одетту и бескомпромиссно-злобную Детту. Привести все это к гармонии смог опять-таки Роланд при немалом участии Эдди.
В результате все эти столь разные люди объединились в сплоченную команду, сметающую любые преграды на пути к главной цели. Ко все той же Темной Башне.
Впрочем, я забыл упомянуть ещё одного немаловажного персонажа – Ыша. Любимец всех читателей, этот зверек фактически представляет собой идеального домашнего питомца: храбрость и верность собаки, пушистость и красота кошки (ну и немножко енота), зачатки речи попугая. Присоединившись к ка-тету последним, он не раз выручит остальных и вообще сыграет немаловажную роль в походе к Башне.
Но список персонажей отнюдь не ограничивается этой пятеркой. Семь книг наполнены самыми разными героями, и подавляющему их большинству – веришь. Вот Каллагэн – бывший священник и путешественник, защитник бедных; Тед Бротиген – первый среди Разрушителей, но в то же время и предводитель сопротивления. Многочисленные случайные помощники ка-тета: Джон Каллем, Айрин Тассенбаум, даже Эрон Дипно с Келвином Тауэром, каждый из них – личность. Глуповатый гений Патрик Дэнвилл, старики с Речного Перекрестка – всех трудно перечислить. А первый ка-тет Роланда? Для многих читателей храбрый весельчак Катберт – один из любимых персонажей. Даже Корт, наставник стрелка, нечасто появляясь на страницах книг, успевает крепко запасть в душу. Нет числа различным врагам и противникам ка-тета… Удались мрачные образы варваров Луда, Гашер с Тик-Таком; эксцентричный любитель загадок – поезд (!) Блейн, Дандело, и многие другие. При этом, как уже упоминалось, почти все они неоднозначны и доступны для понимания, в помыслы любого можно проникнуть. Взять того же Бена Слайтмана – мотивы его прекрасно понятны, и очень многие на его месте поступили бы точно так же (да и тот же Пимли Прентисс может вызывать сочувствие).
Достоверные персонажи и яркий психологизм сложных ситуаций – вот главные компоненты рецепта успеха ТБ. А уж в сочетании с драйвом и невероятными приключениями… в результате возникает полный эффект присутствия, читатель по-настоящему вживается в повествование, сопереживает героям, незримо присутствует в каждом эпизоде эпопеи.
Хотелось бы отметить и необычный мир, описанный Кингом. Поначалу, в «Стрелке», вырисовывается картина постъядерного Дикого Запада, что любопытно само по себе. Но это только начало: автор понемногу проясняет механику вселенной, впрочем, кое-где больше запутывая. Темная Башня в центре мироздания, Лучи, неисчислимое количество миров…среди которых есть и наш, современный (и десятки его отражений). Эдди, Сюзанна и Джейк – из Нью-Йорка близкой к нам реальности, так что в течение всей эпопеи очень часто будут встречаться земные артефакты: упоминания актеров, сериалов, книг, телепередач, торговых марок, и многое, многое другое. Причем преимущественно все это – американское. Российскому читателю ничего не скажут бесконечные имена артистов, политиков, писателей, музыкантов… Зато для американца (к тому же возраста Кинга) здесь, должно быть, раздолье. Впрочем, аллюзии на страну Оз и Гарри Поттера будут понятны всем, а примечания отличного перевода помогут разобраться в остальном.
Интересная черта книг ТБ (в особенности последних трех) – обилие всевозможных терминов кинговского сочинения. Начиная от самых простых – ка, ка-тет, кхеф, и заканчивая Ганом, кан-тои, тахинами, ка-шуме, и т.д. Плюс без конца повторяются рефрены вроде «Смотри – черепаха, панцирь горой», «Мы говорим: спасибо, аллилуйя, аминь», «кам-кам-каммала», «Долгих дней и приятных ночей»… все это добавляет миру рельефности и эпичности, а разобраться в общем-то несложно.
Правдоподобности также добавляет присутствие автора среди персонажей. Кинг неоднократно подчеркивает, что не придумывал ТБ, а всего лишь записывал то, что ему нашептали извне. Он – рупор, через который история о последнем стрелке дошла до читателей. Во время прочтения не раз задумаешься: а уж не существует ли Башня и Роланд в реальности? Такого эффекта в наш скептически-циничный век добиться трудно, честь и хвала Кингу за эти по-детски красочные впечатления.
И все же, как говорится, даже на солнце есть пятна, так что должны быть и у ТБ недостатки? Во-первых, не каждому понравятся уже упомянутые запутанная терминология и необычный мир, обилие американских артефактов, бинарность конфликта (добро-зло), наконец. Но это вопрос вкуса. Более неоднозначным выглядит другой момент. Можно называть его читерством, кусторояльностью, «богом-из-машины». В явном виде в книгах его нет, но тень иногда проглядывает. А многие, прочитав шестой-седьмой тома, уверенно заявили: «Устал писать, читерит», и т.д. Забавно, что на страницах эпопеи Кинг не раз посмеялся над якобы кусторояльностью (листочки с надписью «Расслабься! Вот идет бог из машины!»). В общем-то, действительно, повествование развивается весьма логично, никаких вопиющих нестыковок нет, так что все в порядке.
ТБ писалась в течении более чем тридцати лет, и надо сказать, что это ощущается. Изначально «Стрелок» — чуть ли не фанфик по вестернам Леоне с примесью постъядера и впечатлений от «Властелина колец». Думаю, тогда сам Кинг не мог и предположить, во что все это выльется. И в результате первая книга смотрится как большой пролог к дальнейшим событиям. Зато решив дальше прорабатывать историю, автор в «Извлечении троих» выложился на полную катушку, и то, что читатели «подсели» на ТБ, — заслуга именно второго тома (он так и остался моим любимым, разве что наряду с седьмым). В «Бесплодных землях» завершилось образование и сплочение ка-тета, по сути было пройдено боевое крещение; плюс к этому начала проясняться механика мира. «Колдун и кристалл» окончательно углубил повествование, позволив заглянуть в прошлое Роланда. А вот потом наступил кризис: Кинг не знал, как правильно продолжить историю, не свалившись в перечисление бесконечных приключений ка-тета. Как ни странно, помогла авария, явно что-то переменившая в мироощущении автора. Последние три книги уже прочно связаны между собой. В «Волках Кальи»-то и появились «каммала», «Девятнадцатиландия» и прочие новые идеи. «Песнь Сюзанны» — задумчивый и «странный» том, Кинг продолжает развивать мир и подготавливает почву для последней книги. Чувствуется, что он полностью вложился в заключительный том — «Темную Башню», до предела насытив её драйвом и драматичностью. Возможно, всю эпопею стоит прочитать хотя бы только из-за впечатлений, которые получаешь в седьмой книге. А уж мрачный и красивый финал… его можно воспринимать по-разному, но банальным счесть точно нельзя.
В прологе к ТБ упоминались бабушка и арестант, которые по разным причинам после 4 книг хотели узнать конец всей саги. Думаю, если каким-то чудом они дожили до выхода «Темной Башни», то немало удивились))
Я бы посоветовал ТБ всем любителям фантастики (или просто людям, в которых ещё сохранилась частичка воображения и, может быть, романтизма). Вне зависимости от отношения к фэнтэзи, даже вне зависимости от отношения к Кингу, достаточно просто любить хорошие истории… допускаю, книги эпопеи могут не понравиться, но если рискнуть и попробовать, то, возможно, стрелок и Башня займут свое место в сердце и навсегда там останутся.
Petr, 26 января 2020 г.
Как же долго я собирался написать этот комментарий, но то времени не было, то просто лениво, то пишу комментарий к какому-нибудь более достойному произведению.
Топтаться на месте долго не буду, напишу сразу — это тройной фейлспам, а не фентезийный роман-эпопея.
Такого количества воды в произведениях ещё поискать надо — той водой, что можно выжать из этих книг наверное можно всю Африку оросить..
Что называется — ничем началось, ничем и окончилось.
И ЭТО Кинг называет центральным произведением в своей писательской деятельности!!!
Да чтоб меня забанили по ip во всех книжных интернет-магазинах, если это «великие романы великого мастера«!!!
Это чушь, пшик и графомань уровня ученика пятого класса!
Помню, как в начале десятых пронёсся слух, что «Тёмную Башню» экранизируют в виде сериала, и я ещё немало удивился тогда — ЧТО там экранизировать?
Как два человека идут по берегу моря и отстреливают крабов?
Или как чуть позже «ка-тет» (почему не «ко-тангенс» какой-нибудь, а?) ходит по лесу и охотится на оленей?
Или может всем интересно смотреть на ржавого робота, запертого в туалете типа сортир?)
Или как два с половиной человека рискуя жизнью кидаются спасать дорогого Стивена нашего Кинга?
Пфф...
Читал где-то, как продюсеры за голову схватились, когда поближе ознакомились с этим циклом — потому как денег на такой нудятине не заработаешь, ибо дальше первого сезона (а то и вовсе пилотного эпизода) эта тоска и печаль под названием ТБ не уедет, как не уехала чуть позже кинговская «Мгла», да и сам фильм 2007 года так покалечили концовкой с разрешения самого Кинга (я про «Мглу»), что от первоначальной морали не осталось и следа...
Всё, что можно было выжать из этой «эпопеи», которую С. Кинг писал более 30 лет — это полуторачасовой фильм 2017 года, который я не смотрел и не собираюсь в ближайшее время.
И действительно — неужто кто-то всерьез думает, что во времена, когда прихотливому зрителю «не зашла» новая трилогия «Звёздных Войн» и уже давно никто не ждёт ничего хорошего от очередной части «Терминатора» — повторю, неужели кто-то думает что остались люди, которым интересно будет смотреть на паровозик Чух-Чух???)))
В этом, 2020 году опять поползли слухи о сериале, но видимо его тоже забросили, едва начав снимать, Амазон сразу открестился — https://www.kinopoisk.ru/media/news/4000320/ , и кто возьмётся-неизвестно, даже набивший всем оскомину Netflix молчит.
Подведу некий итог моего комментария — хотите почитать фэнтези с кучей персонажей-читайте ПЛиО Д. Мартина например, ну или ещё что, но не читайте «Темную Башню», где персонажей можно по пальцам сосчитать.
Одной руки...
Так и хочется закричать — «Верните деньги!»
P. S. После ТБ прочитал ещё пару новых романов Кинга, и окончательно убедился, что читать больше я его не буду.
Лучше бы после «Стрелка» (единственное в цикле, что читал не через силу) никаких продолжений не было бы...
P. P. S. Я бульварному чтиву оценку выше ставлю только потому, что там нет никаких претензий на «величие и масштабность», как здесь.
Oreon, 15 августа 2020 г.
Задумался над количеством длиннющих циклов, типа Башни, на много толстых томов, которые я осилил до конца.., и понял — видимо такие затянутые долгоиграющие истории, сериалы не очень то и люблю и или закидываю не дочитав, или даже опасаюсь начинать. Пределом для меня будет где-то 3-4 не самых толстых тома. То есть Властелин колец, который для меня как эталон фэнтези, по сути укладывается в один толстый кирпич, с которым по объёму могут потягаться даже отдельные части ТБ, не то что вся она целиком. Ну разве ещё сагу Сапковского про Ведьмака я одолел и тоже остался не в восторге.
И ТБ я читал долго и не просто, много лет, бросая, начиная сначала и перечитывая отдельные части, и к концу чтения Кинг, как автор, в моём рейтинге излюбленных изрядно просел. Своё отношение к нему могу теперь сформулировать так: мне нравятся его неординарные сюжеты, закрученные жутковатые истории, но мне не нравится его грязный язык, манера ковыряться в отбросах и смаковать это; не нравится затягивания сюжета, подробности детства, любимый цвет и что ели на завтрак герои, которые через страницу умрут; не нравится вода и даже целые отдельные тома высосанные из пальца с одной лишь целью — срубить побольше бабла на пике популярности. В ТБ всё это присутствует с лихвой, ещё и сдобренное самолюбованием и саморекламой, в своём неуважении к своему читателю к концу Кинг доходит даже до того, что рассуждает, какой читатель ему нравится, а какой нет, даёт советы читать концовку или нет. Типа я знаю, что вы преодолели более 4000 страниц этой тягомотины и чувствую, что концовка вас может не устроить или разочаровать — ну так не читайте её! Или вот вам вариант счастливой концовки ..., и вообще, мне читатель, который читает ради концовки не нравится, надо было не читать! (Киркорова с его «Подготовленными надо приходить к звезде!» Помните? — это что-то из той же оперы).
И так, да, я с трудом, но честно, одолел весь цикл, точнее его основных семь книг, и делал я это изрядно из-за того, что хотел узнать, что же ожидает Стрелка в конце, что в центре кинговского мироздания? Вот только ради наркоманских подробностей как закатить себе дозу, чтоб было незаметно; синей Сюзаниной тарелочки или бредовых метаний её непомерно размноженной личности; сцен унижения Каллагена, псевдорелигиозного стёба; сцены демонорождения, родов, и поедания собственной матери и кучи подобных гадостей, вот только ради этого, маэстро Кинг, я бы не читал, плюнул бы и закинул бы ещё на первой части, например на сцене расстрела деревни или на гибели Джейка. Но ведь интересен был сам сюжет, грела надежда на его нетривиальность. Кстати, именно концовка меня не разочаровала, Кинг в этой ситуации сделал всё, что мог, и я согласен с мнением большинства, что другая была бы только хуже. Но уважаемые, неужели в итоге более 4 тыс. прочитанных страниц стоят такой банальной закольцованной концовки в духе « У попа была собака, он её любил...», наша песня хороша, начинай сначала? Но этого точно стоят те деньги, которые можно на этом срубить.
Я поясню, что же хотелось получить в итоге на примерах. Хотелось чего-то нетривиального, мозговыворачивающего и переворачивающего с ног на голову, типа фирменных концовок у Шекли или Филиппа Дика, типа Матрицы или фильма «13-й этаж», сериал LOST, «6-е чувство», «Другие» и т.п. А здесь всё утрачивает свой смысл. Ведь если весь поход — это лишь личные блуждания Роланда в собственных кругах сансары, то может в этом и есть глубокий философский смысл, или картина поля роз с тёмной башней в центре и выглядит очень романтично, но вот это вот «Мир тронулся с места...», то чем нас пичкали все эти 4к страниц, точно становится бессмысленным. А где ответы на вопросы по поводу кто всё это создал, чьи технологические остатки, которые до сих пор частично работают, мы повсеместно встречаем? Кто построил хранителей, того же Шардика, лучи да и саму башню? Что с ними случилось? Кто создал двери, переходы между мирами, все эти доганы, роботов, волков? Зачем? Почему Роланд путешествует и вытаскивает себе спутников только в наш мир, только в Нью-Йорк, только в ХХ-й век? Почему из декларируемого множества миров только так? Почему вместо безногой Сюзанны, как альтернативу не вытащить безногую же русалку? Почему не из древнего мира, не из Римской империи, не из будущего; почему не из Британии, Китая или России? — а потому что фантазии не хватило, её хватает лишь на всякие мерзости.
К концу цикл вообще уходит в откровенный бред плюс просто тупой, детский слив негативных героев, всех до кучи: Мордрет, Алый король, могущественный вроде бы колдун человек в черном Уолтер — все гибнут глупо и за пару страниц. Похоже уходят и члены ка-тета — создаётся впечатление, что автор решил пора и тут же их и убил. И вообще, едва в извлечении троих Роланд попадает в Нью-йорк, он по сути мог сходить в этот ресторанчик, или что оно там такое, пострелять там всех, спуститься к дверям, попасть к разрушителям, опять пострелять всех и на поезде дальше отправиться к Башне повторив путь седьмой части, выкинув путь 3-4-ёх книг.
Neveriel, 24 июля 2024 г.
Прочитав около 30 произведений Кинга. решил, что настало время «Темной Башни». Долгое время откладывал — не сколько из-за объема, а скорее из-за самого «сеттинга» ( смесь фэнтези и Дикого Запада выглядела крайне сомнительно). Однако тот факт, что многие его романы имеют отсылки к этому циклу, перетянул чашу весов в сторону прочтения.
Если вкратце — не понравилось с самого начала и по мере поедания кактуса лучше не стало. Отметил то, что отталкивало больше всего:
1. Неинтересные герои с сомнительной мотивацией, которые, судя по всему, всю свою жизнь до извлечения в Срединный мир были заперты в комнате с телевизором и библиотекой, ведь при каждом удобном случае, в любой непонятной ситуации им все напоминает американские фильмы, сериалы, книги, бренды радиоприемников и т.д. С 1 по 6 часть все члены ка-тета были одеты в сюжетную броню метровой толщины, которую автор решил снять в 7 части, показав парочку максимально нелепых смертей.
2. Отсутствие логики происходящего. Вам что-то не понятно? На все есть два универсальных ответа — «мир сдвинулся» и «ка».
3. Огромное количество «воды». Кто-то, возможно, назовет это «атмосферой», но я не вижу «атмосферы» в описании проблем с ЖКТ у третьестепенных персонажей и их телодвижений из точки А в точку Б.
4. Абсурдные сцены и диалоги — рефлексии Сюзанны на тему расизма (видимо Кинг знал, откуда подует повесточка), внезапный интерес Роланда к Кеннеди как «последнему стрелку» ... Кинг в принципе смотрит на политику своей страны сквозь розовые очки (особенно это было заметно в 11/22/63).
5. Максимально приторный и абсолютно ненужный любовный роман в середине цикла.
6. Странные взаимоотношения между героями. Взявшаяся из ниоткуда любовь всей жизни между Сюзанной и Эдди, восприятие Джейком Роланда как отца возникают слишком быстро и ни на чем не основаны — в них просто сложно поверить. Почему эти четверо готовы отдать жизнь друг за друга?
7. Слитые, а порой и вызывающие смех антагонисты — Уолтер, вокруг которого постоянно нагнетается атмосфера загадочности и безграничного могущества, попросту сворачивает не туда, а Алый Король, темный властелин это мира, оказывается истеричным старичком, метающим снитчи\гранаты с балкона... без комментариев.
Из плюсов: арка с Блейном, история Джейка до извлечения (удаются Кингу персонажи-дети, чего уж тут) и, внезапно, концовка — неожиданная, и, в каком-то смысле, пожалуй, логичная.
Лично для меня — до жути переоцененный цикл, вызывающий лишь чувство разочарования.
OopSan, 3 июля 2017 г.
Это самый длинный порно роман из тех которые мне доводилось читать. Если вы пришли за фентези/фантастикой, не повторяйте мою ошибку — не тратьте свое время и не начинайте данный цикл.
Я начинал стрелка раза 4 за последних 10 лет и каждый раз после нескольких сотен страниц первой книги бросал это гиблое дело. Но т.к. фантлаб упорно предлагал в рекомендациях данный цикл я таки решил поплакать, поколоться и сожрать данный кактус. Как я теперь жалею об этом! Опять таки, если вам не идет первая книга — не мучьте себя, сэкономьте себе много часов жизни, дальше будет получше, но It as a trap! В конце все скатится к кактусу который ежики продолжали плакать и есть. Теперь в деталях по книгам:
Стрелок — не читаемое гуано, я прочитал в итоге более позднюю переработанную версию которая должна была закрыть несколько сюжетных дыр — ничего оно не закрыло, как было скучнейшей жвачкой без всякого смысла так и осталось. С моей точки зрения этот роман не задумывался как начало цикла, а чисто писался за бабки молодым автором, без всяких планов дальнейших, а там уж как пойдет — если взлетит напишет продолжение, не пойдет — бросит и будет писать как обычно ужастики а не псевдофентези. К сожалению роман взлетел почему-то, и потому Кинг начал доить эту корову дальше.
Извлечение троих — единственная отличная книга цикла и работает как замануха для наивных читателей типа меня. Наконец-то появляются элементы фантастики типа мультивселенных и дверей между ними, а не поделка под вестерн из первой части. Именно эта книга дает надежду, что будет отличный фантастический цикл. Не верьте данной книге, да она хороша, но это пик данного цикла и дальше будет только хуже.
Вейст ленд — типичный филлер, типа второй части властелина колец, Кингу надо было деньжат — вот он и накропал на скорую руку несколько сотен страниц о том как они шли-шли-шли, непонятно откуда, куда и зачем. Сюжетного движения ноль целых ноль десятых. Могли б полетать на орлах хотя бы.
Колдун и кристал — опять таки видно что серия уже умерла и Кинг тыкает в неё палочкой издалека и думает можно ли с неё состричь еще немного деньжат. Эта часть — это любовный роман. Серьезно? От Кинга? Не получается у него такое. Можете смело пропускать данную книгу не читая — всю ту часть которая флешбек о «величашей любви Роланда». С сюжетной точки зрения — это тупик и вы ничего не пропустите. Единственное светлое пятно это про паравозик Блейд, эту часть почитайте — хорошая. Но опять таки это как мини рассказ, который на сюжет не влияет.
Пятая книга, волки кала — с любовного романа Кинг перепрыгивает к истокам и пытается опять написать вестерн с элементами фантастики как в стрелке. Как и в первой книги стрелок — результат аналогичный, не его жанр, сюжет натужно фырчит, прокручивается и в итоге стоит на месте. Все что он растянул на 500+ страниц можно было описать на 50 страницах.
Шестая книга — сюжет наконец-то сдвигается с места, но идет очень не спешно. Мне сюзанна/мия/детта/одетта изначально были не особо интересны, поэтому книга так себе. Еще больше аутофелляции Кинга. Книгу можно прочитать по диагонали.
Последняя книга — видно тиражи уже пошли не те, или уже устал пинать эту дохлую лошадь кинг, но решил по быстрому свернуть все и закончить в данной книге. Быстренько поубивал второстепенных героев, запустил пару роялей и вуаля, финита ля комедия!
На самом деле конечно не финита, а заход на второй круг, т.к. задел для ремейка оставлен, на случай дойки этой коровы, когда испишется.
Резюмируя:
1. Герои как и мир картонные. Герои не вызывают сопереживания и сами они не особо герои, тяжело сопереживать четверке с obscesive compulsory disorder, наркоману, шизофреничке и малолетнему идиоту. Мир не прорисован от слова вообще. Он сдвинулся, ну офигеть теперь, значит о описывать не надо.
2. Сюжет с 3 по 6 книгу включительно стоит на месте. В принципе после второй книги можно читать седьмую и ничего особо не поменяется.
3. Автор не пробивает четвертую стену, он тупо занимается фансервисом и самоудовлетворением. До тошноты. Куча ссылок на другие произведения кинга для фанатов, куча любования самим собой для себя.
4. Рояли, рояли, рояли. Неисчислимое количество. Особенно порадовал момент с данделло, где вылазит бог из машины в виде кинга из машины. Скромный парень этот кинг.
5. Отсутсвие протагонистов. Все «враги» сливаются в тупейшей манере или роялями. Никакого саспенса. Я болел за человека в черном а его так бездарно слили. Мордрет не умеет читать до трех. Король не может кинуть больше 12 снитчей. Зашибись.
В целом оценка была где-то между 6 и 7 до последних 20 страниц книги, т.е. средненько, после последних 20 страниц оценка падает к 4-5 — плохо. Концовка — это плевок в любого, кто не фанбой кинга. Либо он все 7 книг врал что время в ключевых мирах нельзя повернуть вспять и это рушит все остатки «сюжета» которого и так особо не было. Либо второй вариант, что вообще всю эту историю можно выкинуть на свалку как ужасный сон стрелка. читать что-то что не имеет смысла — да иди ты в место где не светит солнце сей Кинг.
В общем если вы не фанбой кинга и ищите хорошую фантастику/фэнтези — не читайте данную серию, она не об этом. В лучшем случае это вестерн с элементами ужастика для фанатов Кинга. Если вы фанбой кинга — вам скорее всего понравится данная серия.
x-fan, 20 августа 2018 г.
Сразу признаюсь, книги Кинга не люблю (вернее не совсем так, сюжеты весьма неплохие, но язык, которым пишет автор просто ужасен, абсолютно нелитературный ширпотреб).
Пройти мимо такой захваленной серии не смог, решил таки ознакомиться, что ж за великая вещь такая.
Первая книга вроде бы неплохо зашла, хотя водяниста и не закончена.
Вторая и третья весьма ничего, развитие, новые герои, не шедевр, но читать можно.
Потом четвертая книга-флешбек, зачем она нужна не понятно, пользы от нее никакой, и интересности не много.
Ну а потом пошло-поехало 5, 6, 7 книги — это жесть несусветная, такое впечатление, что писалось абы как, чисто для фанатов (схавают).
Про конец промолчу, над ним автор совсем не напрягался.
Больше меня поразили примечания в конце, которые занимают весьма немало места, а по факту какие-то оправдания автора за слитую концовку.
В общем совершенно не понимаю в чем величие этой серии, стандартный ширпотреб.
Все вышенаписанное субъективное мнение, не претендующее на объективность. Спасибо.
lwiw, 28 августа 2020 г.
Эталонная графомания. Бросил на третьей части, которая подарила новых персонажей, новые события под видом воспоминаний. Всё настолько растянуто, что на переживания за героев сил не остаётся. К Кингу отношусь равнодушно, раньше его произведения как минимум дочитывал до конца. Но это выше моих сил. Есть отдельные интересные эпизоды, но и они не стоят времени, потраченного на эту тягомотину. Всё равно, что читать новеллизацию Санта Барбары.
Sciolist, 14 июля 2016 г.
Я осиливал ТБ очень долго — частью в бумажном, частью — в электронном виде. Книгу «Стрелок» в мягкой обложке я где-то нашел. «Извлечение троих» мне подарил друг, который ошибочно купил книгу, приняв за отдельное произведение. «Бесплодные земли» я купил на автовокзале, ожидая автобуса в Кривой Рог (а ехать предстояло более пяти часов, из которых один час — по самому Кривому Рогу...). Потом были java-книги на телефоне (как вспомнишь — так вздрогнешь! Но книг с электронной бумагой тогда в продаже почти не было) и fb2 на ноутбуке.
Первые книги нешуточно увлекли. Кинг, непохожий на Кинга! Без монстров, без маньяков и даже без педофилии! Не то постапокалипсис, не то фэнтези... Почти что оккультно-философские размышления о строении вселенных: Башня как ось мироздания, лучи, поддерживающие эту конструкцию, звери, охраняющие лучи... Однако уже на третьей книге интерес начал понемногу затихать. Сюжет тонул в лишних линиях, прирастали всё новые несущественные персонажи и эпизоды, гротескность постепенно росла, начались шизофренические прыжки во времени и по альтернативным реальностям (позднее нечто очень похожее я увидел в сериале «ЛОСТ»- возможно, режиссеры вдохновлялись ТБ). Ну а «основной квест» при этом, если вглядеться, оказался до ужаса прост и прямолинеен: герои идут к своей цели, а автор одно за другим подкидывает им препятствия, одно причудливей другого.
На «Волках Кальи» я впервые подумал: это вообще кончится когда-нибудь?.. Думал я так и позднее, и не раз, и не два. Когда же я наконец дошел до «Темной башни» (а заодно и Роланд дошел до Темной башни), эпопея уже смертельно надоела мне. Концовка оказалась очень безнадежной и разочаровывающей. Видимо, Кингу уже и самому надоело тянуть свою эпопею.
Как по мне — славу этому циклу принесли лишь имя автора и животворящий пиар. Напиши ТБ какой-нибудь Запупышкин, и напечатали бы ее в каком-нибудь издательстве «Забугорский фантарсенал» — цикл остался бы неизвестным и незамеченным.
Единственное, что я вынес из всей этой тягучей саги — это одну цитату. «Отрекись, стрелок, ибо ты увидишь, что комната на вершине башни пуста». Кстати, её можно понимать и как обращение к читателю...
Deliann, 28 августа 2012 г.
Как признается сам Стивен Кинг, Темная башня — это opus magnum всего его творчества. 7 основных романов писались более 30-ти лет, а различные приквелы и вбоквелы пишутся до сих пор. Удивительно, но эпопея не подпадает ни под одну жанровую категорию. Издатели обожают называть эти книги темной фэнтези, однако такое мнение ошибочно. Мне кажется, даже сам автор не до конца понял, какой же мир он создал. И самое примечательное то, что каждый том своеобразен и обладает своей индивидуальностью. Но обо всем по порядку.
Первый том называется «Стрелок», и это самая странная история о Роланде. По сути сюжет описывается одним предложением: Человек в черном пытался укрыться в пустыне, а стрелок преследовал его. Кроме этого преследования мы увидим 3 флешбека Роланда, встречу с Джейком и 1 флешбек оного. И все. О мире, мотивах, магии, законах мы не знаем почти ничего и в общем-то не узнаем. Однако не смотря на всю эту странность, именно «Стрелок» полюбился мне больше всего, наравне с четвертым томом цикла «Колдун и кристалл». Кстати по поводу российского издания: на обложке привычные не связанные с сюжетом глаза, а под обложкой добротный перевод, к которому у меня почти нет претензий.
Вторая история цикла — «Извлечение троих» — начинается на том же месте, на котором закончился «Стрелок», только спустя 7 часов. И читателям следует быть готовым, что это уже другая книга. Роланд стал гуманнее, да и большую часть времени он уже не крутой парень с двумя револьверами, способный расстрелять целую деревню, а человек, страдающий от истощения и лихорадки, которого от смерти отделяет буквально несколько часов. В этом романе стрелок учится заново заводить друзей, и большая часть «экранного» времени уделена именно взаимодействию персонажей. Новых главных героев условно два: наркоман Эдди Дин и девушка с ограниченными возможностями Одетта Холмс. Последняя страдает синдромом множественности личности, поэтому персонажей «условно два». Мир Роланда вновь показан урывками, по сути дела мы видим только пляж, двери и любопытных омаров, задающих странные вопросы. Зато ярко представлен Нью Йорк, еще бы, такой мастер создания персонажей должен был где-то разгуляться. Что касается российского издания, то у меня стандартно претензии к обложке: на ней изображены вампиры, в то время как в романе ни одного кровососа замечено не было.
Несмотря на название второй книги, в ней извлекают лишь двоих. Парадокс? Именно. Именно с этого парадокса и начинаются «Бесплодные земли». Наши герои двигаются дальше, их отношения углубляются, и все вокруг приобретает краски и жизнь. Первым делом Роланд и Ко доизвлекают в свою компанию Джона «Джейка» Чемберза, знакомого нам по первой книге (да, я помню, что строго говоря первым делом был Шардик, но он как-то мимоходом был пройден), и, тем самым разрешают уже упомянутый парадокс, лишая Роланда и Джейка возможности насладиться съехавшей крышей. Трио становится квартетом, а немного погодя и квинтетом (к героям присоединяется ушастик-путаник), и все они двигаются дальше, вглубь материка. Впереди их еще ожидает, мягко говоря, странноватый город Лад и Блейн монорельс, но это лучше читать самим. История становится глубже и психологичнее, строение мира становится понятнее, появляются все больше слова придуманные автором, например «кхеф», «ка» и «ка-тет», и при всем при этом экшн никуда не девается и занимает важную часть истории. Можно, наверное, сказать, что книга лучшая из первых трех, но... Для меня серьезным недостатком стал ее объем. «Стрелок» вдвое с лишним меньше страниц занимает, но и втрое атмосфернее, что и оставляет его в фаворитах.
«Колдун и кристалл» начинается в то же мгновение, в которое заканчиваются «Бесплодные земли»: Роланд и Ко решают проблему с Блейном, после чего двигаются дальше, впрочем недолго. Основная часть романа — прошлое Роланда, история его первой настоящей любви, а заодно и становления последнего стрелка как мужчины. Многим не нравится четвертый том, дескать, он слишком банален и сказочен. Но мне именно этого и не хватало в «Темной башне»: полноценной романтики. Все это Кинг и преподносит. Я не хочу перечитывать эту книгу, чтоб не испортить первое впечатление, поэтому вполне возможно, что мое мнение грешит излишним субъективизмом, но тут уж ничего не поделаешь.
Пятый том «Волки Кальи» вышел спустя 6 лет после «Колдуна и кристалла». Чувствуется, что книга создавалась после нескольких лет застоя в плане написания Башни, да и авария, случившаяся с Кингом дала о себе знать. В итоге история теряет в атмосферности и превращает окружающий мир в Личный Мир Кинга, который он заселяет, кем хочет. Я не говорю что это плохо, просто, если раньше ощущалось, что история, по большому счету, управляет автором, то в пятой книге все стало наоборот. Итак, по поводу сюжета: действие происходит в Нью-Йорке нашего мира и в поселении Калья Брин Стерджис мира Срединного. Задачи ка-тета Роланда на всю книгу — защитить Калью от супостатов Волков, защитить розу в Нью-Йорке, разобраться со своими внутренними проблемами, как то: беременностью Сюзанны демоническим ребенком, взрослением Джейка, Сухим скрутом Роланда и т.д. В книге появляется наш старый знакомый по «Жребию», отец Каллаган, дается несколько ответов по поводу всего окружающего, но главная проблема романа — это его объем, ИМХО, конечно. Книга перегружена деталями, и читать ее было несколько тяжеловато, в отличие от предыдущих четырех книг, которые я «проглотил» и глазом не моргнув. К российскому изданию, кстати, претензий особо и нет. Ну, разве что летучая мышь на обложке, хотя, может, в Срединном мире волки такие)
«Песнь Сюзанны» оставила после себя смешанные чувства. С одной стороны, действие романа занимает всего несколько дней, в нем есть приличный экшн и почти все время герои проводят в Нью Йорке. С другой же стороны — в романе оооочень много разговоров (некоторые полезные, раскрывающие строение мира и проясняющие мифологию Темной башни, другие сюрреалистичные и, мягко говоря, странные). Сюжет представляет собой разрешение оставшихся проблем пятого тома и подготовку читателя к заключительной, седьмой, книге. Вот только стоило ли для этого писать 600 с лишним страниц? В целом, на мой взгляд, это самая слабая часть цикла.
Последний том эпопеи. Мы вместе с Роландом прошли длинный путь и имеем честь наблюдать финал этого пути. Стрелок не дошел бы до конца без помощи друзей, ка-тета, самого Кинга. Шанс увидеть завершение истории появился лишь благодаря усилиям многих персонажей. Роланд все-таки достиг Темной башни, к которой стремился так давно, но как это случилось и что было потом, лучше прочитать самим. Седьмой том стоит особняком, потому что он звучит очень в духе начальных томов. В нем даже 5 частей, как и в самом первом романе. Особое очарование для меня имеет тот факт, что роман имеет две концовки и читатель волен выбирать, какая концовка ему приятнее. Впрочем, я сомневаюсь, что хоть кто-то остановился на предлагаемой Кингом развилке и, увидев только хэппи энд (или подобие его), закрыли книгу. Пожелавшим же узнать истинную концовку, я могу пожелать только не разочароваться, как не разочаровался я сам.
Но на седьмом томе история стрелка не заканчивается. Кинг выпустил переработанный первый том цикла, который можно считать заодно и альтернативным развитием событий, а если забыть про рог Эльда, то и продолжением. Кроме того, написаны приквел «Смиренные сестры Элурии» и вбоквел «Ветер сквозь замочную скважину», написан путеводитель по миру Темной башни, существует огромное количество сайтов посвященных этой вселенной, печатаются комиксы, иллюстрирующие историю Роланда, временами оживает и экранизация цикла. Цикл является одним из самых странных эпопей. Кинг вложил в него все основные моменты своего творчества: любовь, ненависть, сильные эмоции, прописанные психологические портреты персонажей, проблемы с наркотиками и алкоголем,развитие действия, экшн, моменты, от которых пробирает дрожь, даже персонажи других произведений мастера, которые остались интересны ему. А уж про бесконечность аллюзий и намеков на всю американскую культуру я промолчу. Эпопея неровная по своему исполнению, постоянно изменяющаяся и развивающаяся, содержит в себе нечто такое, что притягивает к себе. Меня она притянула дважды за последние 10 лет, и я благодарен сэю Кингу за прекрасные вечера и дни, проведенные за чтением истории приключений стрелка Роланда и его ка-тета. Долгих дней и приятных ночей.
narsyy, 8 января 2019 г.
Пусть Стивен Кинг знает, что отзыв на него пишет стрелок. Да-да, настоящий, мать его, стрелок, который когда-то ходил с револьвером. Стрелок ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Не смейтесь. Такие стрелки нынче охраняют вагоны с сахаром или цистерны с метанолом или взрывчатыми веществами (снитчами?). Мир сдвинулся, и даже про Блейна здесь давно не слыхать. Это Кинг уловил.
Стрелок не умеет писать отзывы, они у него похожи на набор выплеванных мыслезаключений, мало связанных друг с другом, но ему лень писать отзыв в формате статьи с логичными переходами из одного абзаца в другой. Поэтому вот так:
- Идея и сама суть цикла хороша, и первые два тома настоящие. Правдивые. Я в них поверил. Чего не могу сказать об остальных томах.
- У автора есть правило сокращать на 10% текст в первой вычитке. Я бы предложил ему сокращать на 50%. Это неуемное желание каждого засраного персонажа сделать живым, добавить ему историю и впихнуть еще пятьдесят страниц рефлексии напрочь сбивает темп и разгоняет и без того жиденькую атмосферу.
- Создание правил игры, которые знает один автор (герои неожиданно что-то понимают, герои сознательно не хотят или не могут делать очевидные вещи потому что ЧУЮТ КАКУЮ-ТО НЁХ) — плохой знак, и сам Кинг это знает. Он признает, что запутался и не может распутаться без этих читерских приемов, которые открывают простую дорогу к выбранному сюжетному повороту. Герой должен сделать так-то и так-то. Даже не спрашивайте почему. Потому что автор не придумал причину. Потому что ка.
- Последнюю книгу я едва не бросил читать на половине, потому что в первой половине автор вываливает на читателя толпу левых персонажей и их собственных мирков, чтобы через сто страниц от них избавиться навсегда. Ругался я громко. Может быть, у Кинга даже начало стрелять в ушах.
- Концовка с Алым королем ужасна. Мой унитаз серьезнее относится к сливу, чем Кинг отнесся к появлению Алого короля.
- Концовка с Роландом мне понравилась. На мой взгляд, это единственно возможная концовка, как и написал Кинг в послесловии.
Вот и все. Три месяца жизни стрелка ушло, чтобы прочитать этот цикл. Стрелок говорит спасибо Кингу и закрывает последний том. Ему надо преследовать человека в черном.
few_words, 15 марта 2019 г.
Серия, имеющая ценность, видимо, только для поклонников Кинга, представляет собой довольно унылое чтиво (хуже коего стала только экранизация) без хоть сколько-нибудь значимого морального стержня, с зарояленным сюжетом, наркобиографическими вставками из жизни автора, мотивацией персонажей уровня «так надо» и пустейшим финалом.
Нортон Коммандер, 24 июня 2023 г.
Этот цикл я читал 3 года... Отдельные книги читались быстро и с интересом, но большого желания сразу читать продолжение не возникало. В промежутках между книгами цикла были прочитаны десятки других книг, мир за это время порядочно сдвинулся с места, но вот история наконец-то завершена.
Вся эпопея «Тёмная Башня» представляет собой рассказ о походе Стрелка Роланда Дискейна и его друзей (его ка-тета), собственно, к Башне, разрушение которой грозит гибелью многочисленных миров. Немолодой Стрелок с покалеченной рукой, молодой наркоман, безногая девушка с раздвоением личности, одиннадцатилетний мальчик и очень умный похожий на енота зверь — вот оригинальная команда для спасения мира, за приключениями которой мы и следим на протяжении эпопеи.
Этот цикл Стивен Кинг писал больше 20-ти лет и в предисловиях к отдельным романам он признавался, что сочинял эти книги на ходу, то есть завершив один роман он сам не знал, о чём будет писать в следующих, что последует потом и чем всё закончится. Такой способ сочинения имеет место быть, Кинг не стал первым писателем, который сочинял историю отдельными эпизодами, не представляя, чем собирается её завершать. Но такой способ грозит появлением несостыковок. И в «Тёмной Башне» таковых несостыковок можно найти порядочное количество.
(Например, в «Извлечении троих» Роланд видит наш мир глазами Эдди и впервые видит женщину в брюках, что его сильно удивляет. А уже в книге «Колдун и кристалл» и в последующих встречаются упоминания того, что вообще-то в мире Роланда женщины, носящие джинсы, в порядке вещей. Или, например, многозначное понятие «каммала», которое впервые упоминается в книге «Волки Кальи» и потом достаточно часто, но ни разу не упоминается до событий этой книги.)
Кинг известен как автор произведений в жанре ужасов, и в «Тёмной Башне» много ужасающих моментов, но гораздо больше бросаются в глаза не страшные, а мерзкие вещи. Наверное это отличительная черта стилистики Кинга. В книгах цикла всё мерзкое и противное, выше и ниже пояса, что только можно представить, льётся через край. Поклонники Кинга любят его в том числе и именно за это (интересно описать мерзкое не каждому дано), но для меня местами было слишком.
Путь Стрелка к Тёмной Башне на протяжении романов цикла проходил с неравномерной скоростью.
Кинга обычно называют королём ужасов, но в «Тёмной Башне» он предстаёт настоящим королём «роялей». Эти «рояли» даже не спрятаны в кустах, они нагромождены посреди сцены, и в каждом сидит «Бог из Машины». Многие невероятные совпадения в сюжете объясняются волшебным влиянием ка (судьбы). Но и этого мало для объяснения всего.
Таким образом есть злой волшебник Алый Король, который хочет устроить апокалипсис и остановить Роланда, и есть добрый волшебник Стивен Кинг, который в нашем мире живёт жизнью простого всемирно известного писателя и помогает Роланду спасти мир. Алый Король даже попытался убить Кинга, но к счастью Роланд его спас.
Концовку эпопеи очень уж сильной не назовёшь. Роланд как-то слишком легко побеждает своих главных врагов.
Уолтер (он же Флэгг), великий колдун, приложивший руку к гибели Гилеада, вечный враг Роланда и его семьи. Что происходит с ним? Роланду даже нет нужды его побеждать. Пока Роланд занимается своими делами, Уолтера мимоходом сжирает демон-паук Мордред.
Сам Мордред, паук-оборотень, сын двух матерей и двух отцов. Демон, которому в пророчествах суждено было стать убийцей Стрелка. Его Роланд просто шлёпнул из револьвера, когда он, мучимый голодом, холодом и диареей, попытался напасть на спящего Стрелка.
Алый Король, воплощение вселенского зла, в финале последнего романа предстаёт кем-то вроде бешеного Деда Мороза, визжащего и швыряющего взрывающиеся снитчи (см. Гарри Поттер). Как побеждает его Роланд? Это вообще отдельная история. Стрелку случайно подворачивается волшебный художник Патрик — «рояль», «Бог из Машины» и «чудо-оружие» в одном лице. Он способен воплотить в реальности и стереть из реальности что угодно — может состряпать дверь в параллельный мир, может стереть Алого Короля.
В общем, все «промежуточные боссы» — нью-йоркская мафия, ведьма Риа, Фарсон, бандиты из Луда, поезд Блейн Моно, робот Энди — кажутся сильнее тех могущественных врагов, которые казались почти непобедимыми. Да и спутники Роланда погибают как-то нелепо. Выбираясь раньше из гораздо более тяжёлых передряг, ближе к финалу умирают будто бы просто потому что так решила «ка», или так решил Кинг.
Теперь о плюсах. За время знакомства с циклом я успел привыкнуть к героям, и даже иногда раздражающие Эдди и Сюзанна со временем стали раздражать всё меньше. Автор создал интересный мир Стрелка, основанный на американском колорите и вестернах с небольшой долей артурианы; мир, в котором магия соседствует с постапокалиптическими руинами высокоразвитой техногенной цивилизации.
Стивен Кинг хотел создать свою фэнтези-эпопею, свой «магнус опус». И ему это удалось. Можно ли этот цикл поставить в один ряд с «Властелином колец», «Сказаниями Земноморья», «Хрониками Амбера» и «Ведьмаком»? Вполне себе. Лично мне в цикле понравилось далеко не всё (похоже, Кинг вообще не совсем мой писатель), и я бы его поставил ниже перечисленных эпопей, но у «Тёмной Башни» множество поклонников, которые оценивают её на высший балл.
(И я пожалуй пока зарекусь читать многотомные эпопеи, слишком уж сдвинулся мир.)
Дмитррр, 10 декабря 2017 г.
«Большинство из того, что писатели пишут о своих произведениях — это полная чушь» (Кинг в одном из предисловий к Тёмной башне)
А меня так и тянет заменить «о» на «в».
Не умеете, Вы, товарищ Кинг, писать большие произведения. Не умеете. Роман-эпопея тянет по объёму и смыслу на роман (пусть на двухтомник), но не на эпопею. Остальное всё раздутость какая-то.
Я вообще люблю многотомники... Можно надолго погрузиться в мир и жить там. Я чуть ли не год с удовольствием читал Колесо времени Джордана. И пожалел, что в нём так мало оказалось книг. Но Тёмная башня произвела обратное впечатление. Слишком много книг. Дочитать хотелось, но она мне откровенно надоела.
Впрочем о раздутости.
Хочется Кингу написать «очень большое и толстое». Как поступить? А придумать много рассказиков и слепить из них не пойми что.
Вся ТБ просто пропитана историями в истории. Рассказами в рассказе. Часть из них к месту, часть вообще не к месту. Но все они самостоятельны и мало что дают общей картине. Лучший пример: какие нафиг вампиры, придуманные где-то в середине цикла и столь же быстро выкинутые из головы? А ведь им отведено более сотни страниц, если не ошибаюсь. Зачем они? Понятия не имею. Они тупо занимают ХХХ страниц и ничего не дают.
Или, к примеру, «Ветер сквозь замочную скважину» — интересный рассказ, который понравился чуть ли не больше, чем всё остальное в ТБ. Но зачем он? Тупо до кучи? Чтобы потолще вышло?
Вообще Кинг часто скачет с идеи на идею... В книге №Х нет никаких упоминаний про 19, а в книге «х+1» уже всё пропитано насквозь этой цифрой. Идея фикс? Ну так подвёл бы к ней плавно. Нужна свежая идея? Придумаю в книге Кинга.
Ещё один минус — сплошная американщина: просто неимоверное количество упоминаний мест, имён, песен, фирм, заведений, дорог, шуток, телепередач, которые я даже ни разу не слышал.
Сами по себе книги тоже весьма средние. Просто безобразно линейные. Все книги Стрелок идёт к Башне. Зачем он туда идёт??? Спасти мир? А про это где-нибудь сказано? Ка! Ка- универсальный ответ на всё.
Что можно выделить в качестве плюса? Даже не знаю. Возможно, оригинальность мира (если забыть про вампиров). И, пожалуй, всё.
В общем, книга ради книги. Ему надо зарабатывать, вот он и написал 7 или сколько там книг. Но души в них, вопреки всем его самохвальным введениям и заключениям, я не увидел.
Gennadydobr, 4 мая 2021 г.
Почитав отзывы, с грустью осознал —
я согласен и с восторженными, и с ругательными комментариями.
Затянуто, разбросано, чересчур натуралистично.
И ломание четвёртой стены, общение с читателем, настораживает.
И финал, который не финал, разочаровал.
Но, вместе с тем, это великий цикл.
Оглядываясь на прочитанные романы, понимаю — великую сагу написал Кинг.
И её герои останутся теперь со мной, нравится ли мне это или нет.