БНС отвечает на вопросы "ЛГ" о задачах "АБС-премии" и "АБС-фонда".
http://www.lgz.ru/article/19333/" target="_blank">– Борис Натанович, АБС-премия вручена в четырнадцатый раз. Как эта международная премия в области фантастической литературы справляется с «переходным возрастом»? И есть ли куда переходить, развиваться?
– Задача премии, цель её, назначение с годами не изменились. Поощрять развитие отечественной фантастики, причём в первую очередь – фантастики реалистической, описывающей наш реальный, хорошо знакомый, привычный мир, искажённый, однако, изменённый, «потревоженный» Чудом. Эта задача, эта цель не нуждается, на мой взгляд, ни в развитии, ни в переориентации. Слава богу, ежегодно издаются десятки отличных произведений на русском, многие из них породили бы литературную сенсацию в застойные времена, но и сейчас смотрятся недурно; ежегодно номинационная комиссия наша определяет самые значительные из них, а потом жюри – шестнадцать серьёзных мужчин и одна прекрасная женщина – определяет лауреатов. Порядок этот не менялся ещё ни разу, и мы не видим необходимости его менять.
В 2012 году старейшая в России независимая литературная премия будет присуждена в 21-й раз. С 2012 года и на следующие пять лет новым Попечителем премии «Русский Букер» стал Банк «ГЛОБЭКС» – один из крупнейших финансовых институтов России. Размер приза, получаемого победителем, в этом году значительно увеличился и составляет 1 500 000 руб.; финалисты премии получат по 150 000 руб.
1. Ахмедова Марина. Дневник смертницы. Хадижа. М.: АСТ-Астрель, 2011 2. Буйда Юрий. Синяя кровь. М.: Эксмо, 2011, ж-л «Знамя, № 3, 2011 3. Быков Дмитрий. Остромов, или Ученик чародея: Пособие по левитации. М.: ПРОЗАиК, 2010 4. Былинский Валерий. Адаптация. М.: АСТ-Астрель, 2011 5. Волос Андрей. Предатель. М.: Эксмо, 2011 6. Гордин Яков. Солдат и его империя. СПб.: Vita Nova, 2012 7. Давыдов Георгий. Крысолов. М.: ж-л «Знамя», №№ 1-2, 2012 8. Дмитриев Андрей. Крестьянин и тинейджер. М.: Время, 2012 9. Зайончковский Олег. Загул. М.: Астрель, 2011 10. Иличевский Александр. Анархисты. М.: Астрель, 2012 11. Крыщук Николай. Ваша жизнь больше не прекрасна. М.: Время, 2012 12. Курчаткин Анатолий. Полет шмеля. М.: Время, 2012 13. Лимонов Эдуард. В Сырах. СПб.: Издательство К. Тублина, 2012 14. Мелихов Александр. И нет им воздаяния. М.: ж-л «Новый мир», №№ 2-3, 2012 15. Носов Сергей. Франсуаза, или Путь к леднику. М.: Астрель, 2012 16. Попов Валерий. Плясать досмерти. М.: ж-л «Октябрь», № 11, 2011 17. Попов Евгений. Арбайт, или Широкое полотно. М.: Астрель, 2012 18. Прилепин Захар. Черная обезьяна. М.: Астрель, 2011 19. Славникова Ольга. Легкая голова. М.: ж-л «Знамя», №№ 9-10, 2010 20. Слаповский Алексей. Большая книга перемен. М.: Астрель, 2011 21. Степнова Мария. Женщины Лазаря. М.: Астрель, 2011 22. Терехов Александр. Немцы. М.: Астрель, 2012 23. Чепелов Алексей. Перед Европой. СПб.: Алетейя, 2011 24. Ягофаров Виктор. Проект «Первый кирпич». Киров: ПД «Вятка», 2012
Рассказ Андрея Столярова "Мы, народ...", впервые опубликованный ещё в 2004-м году и ставший первой главой одноименного романа, не то что бы был развёрнут, но продолжен автором в полновесное произведение крупной формы. Словесная виртуозность Столярова, всегда привлекающая меня и помогающая мне читать его вещи порою даже с восхищением, на этот раз, конечно, снова помогала с любопытством поглощать его текст (см. ниже замечательные образчики пар "прилагательное-существительное", надёрганные мною из романа). Но...
То ли я слишком поздно добрался до этой вещи, то ли сам роман опоздал. Читаю, например, вот это: "...судьба страны определяется в основном ее географическим положением. По отношению к нам это выглядит так: Россия, в отличие от Европы, вела многовековую изнурительную “степную” войну – войну с варварами, войну с кочевниками, готовыми ее поглотить. Авары, печенеги, половцы, берендеи, монголы… Это и обусловило наше социально-технологическое отставание: на Западе расцветали ремесла и города, пробивались ростки демократии, выборности, гражданских свобод, а русские выплачивали громадный “военный налог”, непрерывно воюя и мучительно восстанавливая разрушенное. Нам было не до развития – лишь бы выжить. Отсюда и роль государства как интегратора всех национальных сил. Что, кстати, особенно ярко наблюдалось в эпоху социализма. Но также – и в эпоху Петра, и в эпоху Ивана Грозного. Вообще, какой бы исторический период ни взять… То есть у русских всегда был некий метафизический горизонт, некая общая цель, требующая фантастических сверхусилий. Всегда была высокая бытийная температура. Она и сплавляла нас в единую нацию, единый народ. А когда после хаоса перестройки пришли времена Большого распила, цель исчезла, как марево, как дым на ветру. Что нам предложила нынешняя эпоха: “Обогащайтесь”? Но ведь это уже не для всех, а исключительно для себя. И государство перестало для нас быть своим. Оно бросило нас, а мы в свою очередь махнули рукой на него. Мы перестали быть общностью, онтологической единицей, способной существовать в эпоху катастрофических перемен. Для русских “каждый сам за себя” – это смерть. Каток глобализации двинулся на нас раньше, чем мы успели это понять…" Всё правильно. Но как-то очень знакомо. Может быть потому, что я уже прочёл романы Вячеслава Рыбакова "Звезда Полынь" (2007) и "Се, творю" (2010), в которых тот эмоционально высказался на тему общей цели, общего дела, вдохновляющего народ на жизнь, полную свершений и достижений...
Сам Андрей Михайлович Столяров в недавнем интервью Василию Владимирскому говорит: "За последние годы я, не считая рассказов и повестей, написал три романа — один очень средненький, не буду его называть, а два других («Маленькая Луна» и «Мы, народ...»), по-моему, вполне приличных. Все три романа Борис Стругацкий ставил в финал премии «АБС». И, тем не менее, напечатать эти романы я не могу — ни как фантастику, ни как современную прозу. Издательства отвечают, что это не коммерческие произведения. Меня данная ситуация удивляет. Я читаю и фантастику, и современную прозу и вижу, что по крайней мере половина произведений написана явно хуже. Причем именно с коммерческой точки зрения. На мой взгляд, они вообще несъедобны. Складывается ощущение, что издательства сейчас совсем съехали. Они считают читателей малограмотными идиотами, литературными имбецилами, которые слопают все, что дадут. Пипл схавает — вот их девиз. Знаете, что мне ответило одно из издательств по поводу моего романа «Мы, народ...»? Что интеллектуальная фантастика сейчас совсем не идет. Интересно, где они там обнаружили интеллектуализм? Пусть пальцем покажут. Роман до предела ясный, простой. В общем, я полагаю, что проблема современной литературы — не писатели, а издатели. Если они считают такие произведения излишне интеллектуальными, значит, по-прежнему будут втюхивать нам порожняк. Или, выражаясь политкорректно, грузить хламидию. Вот сейчас я заканчиваю очередной роман, и поскольку он 18 листов, то понятно, что ни один журнал его не возьмет. А предлагать его издателям, которые сами относят себя к «интеллектуальному большинству», по-моему, бесполезно. Значит, так и будет лежать."
Приложение Некоторые пары "прилагательное-существительное" из романа А.Столярова "Мы, народ..."