Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Lartis» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 мая 2015 г. 17:09
Недавно в «Пусть говорят» Андрея Малахова показали молодую семью из Челябинска. Дружба супругов началась ещё в детдоме. Галина Лобова с врождённой паталогией рук и ног (их у неё практически нет) недавно родила здорового мальчика. Её супруг, закончивший бухгалтерский колледж с красным дипломом, страдает лёгкой формой церебрального паралича. Галине 25 лет, она разыскала в Воронеже свою мать, отказавшуюся от неё четверть века назад в роддоме. Как сейчас мама объясняет – с подачи врачей, объяснивших, что подобная обуза ей ни к чему, ребёнок-урод всё равно скоро умрёт, ей даже ни разу не разрешили его покормить, чтоб не привыкала... Но сейчас всё хорошо. Родители Галины помогают молодым, даже машину им купили, и отношения между семьями налаживаются.


http://data.fantlab.ru/images/editions/bi..." width="300" />

Всё это напомнило мне историю https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%EB%F..." target="_blank">Рубена Давида Гонсалеса Гальего, внука генерального секретаря Коммунистической партии народов Испании. Мальчик родился в Москве полностью парализованным – ДЦП. Родители Рубена были студентами МГУ. Отец приехал из Венесуэлы, мать — студентка филологического факультета Аурора Гальего, дочка Игнасио Гальего, генсека компартии Испании. http://bookz.ru/authors/ruben-david-gonsa..." target="_blank">Политическая круговерть событий 1968-го года сложилась так, что мальчика намеренно сделали сиротой. Поищите в интернете материалы о Гальего, они шокируют… Ауроре сказали, что Рубен умер, встретились мать и сын лишь через много лет. После рождения жизнь Рубена Давида Гонсалеса Гальего проходила в больницах и детских домах, и лёгкой её не назовёшь: ведь он был «неходячим». В детдомах неходячим (да ещё и круглым сиротам) выживать совсем непросто, а в домах престарелых, куда отправляют из детских домов таких как Гальего по окончании школы, их и вовсе ждёт скорая и неминуемая смерть в страданиях


В 2002-м году вышла книга Гальего «Белое на чёрном» — поражающий своей откровенностью и обыденностью повествования автобиографический роман, получивший в 2003-м «Русского Букера». Оставляя за кадром безнадёжность, беспросветность и жалобную чернуху, Рубен спокойно и буднично рассказывает о жизни, точнее – о борьбе за выживание в советских детдомах и домах престарелых. Позднее, в одном из интервью Гальего говорил: «Читал я много, читал все, что попадалось под руку. Читал, уходя от реальности. Учителя литературы особенно не отличались от остальных учителей. Они старались приложить литературную реальность к реальности истинной, но в моем случае это было невозможно. О том, что меня действительно интересовало, они говорить со мной отказывались, остальное меня не трогало. Литературные герои все как один либо были здоровы, либо имели социальную поддержку. Их проблемы казались мне смешными. Опыт жизни человека с серьезной инвалидностью, да еще и без поддержки семьи, в литературе не описывался. Всенародно пропагандируемый Николай Островский стал инвалидом после социальной интеграции в общество».

Не знаю, как обстоят дела в регулярно сгорающих отечественных домах престарелых сейчас. Нет пока нового Рубена Давида Гонсалеса Гальего, который об этом напишет. Сам-то он из России уже уехал...


А роман, если ещё не читали, прочтите обязательно.
http://www.labirint.ru/books/211554/?p=5767" target="_blank">Купить книгу Белое на черном





Статья написана 10 мая 2015 г. 12:05
Моя номинация на премию "Новые горизонты"



Радзинский Олег. Агафонкин и время. — М.: АСТ, CORPUS, 2014.

Курьер Алексей Агафонкин выполняет заказы загадочного В, осуществляя Доставки-Выемки неких артефактов, при этом перемещается в пространстве-времени «по Минковскому» как Неинерциальный Наблюдатель. Алексей «прыгает» вдоль мировой Линии Событий, связывающей всё когда-либо произошедшее, используя биографии людей. Стоит ему прикоснуться к кому-нибудь – и любая точка жизненного пути этого человека становится доступной курьеру. Нынче в русскоязычной фантастике сонмы авторов гоняют своих персонажей по эпохам, не утруждая себя созданием полноценного художественного контекста, не задаваясь серьёзными вопросами бытия. Перекраивают, не особо мудрствуя, историю нашей страны, делая её прошлое окончательно непредсказуемым. Писатель Олег Радзинский не таков. Он переплетает временнЫе слои реальности и магические кунстштюки вовсе не для того, чтобы взять исторический реванш. Он описывает будни странных обитателей московской квартиры в 3-м Неопалимовском переулке и якутскую колонию прокажённых, любовные томления актрисы Кати Никольской в середине 50-х и кровавые экзерсисы демонов в сегодняшней Москве, Монголию XII века и киевский Парк Пушкина не только для того, чтобы поиграть с аллюзивными отсылками к Михаилу Булгакову и вступить в полемику с Виктором Пелевиным. Автор исподволь, полислойной художественной многоходовкой обосновывает главную мысль книги: все эти магические артефакты, судьбовертящие юлы, чудесные Кареты, крутящиеся волшебные бурулганы – бессмысленны и бесполезны сами по себе. Мало проку и от бога, забывшего, зачем он начал свой долгосрочный проект, от бога, который никому ничего не должен. Должен – человек! Нужен – человек! Человеком надо стать. Только человек может совершить чудо. Да вот хотя бы – такую книгу написать.

Олег Радзинский. Агафонкин и время. — М.: АСТ, CORPUS, 2014.

Номинировал Владимир Ларионов.

Статья написана 7 мая 2015 г. 17:13

Юрий Арабов Столкновение с бабочкой. М.: АСТ, 2014.


Когда я читал роман Юрия Арабова «о том, чего никогда не было в России», то сразу же вспомнил ранний рассказ Вячеслава Рыбакова «Давние потери» (1984). В этом рассказе, таком пафосно-добром и таком выспренне-искреннем, Рыбаков возвращает нашей стране то, что мы потеряли в тридцатые годы. Писатель создаёт идеальный мир, в котором слова на самом деле значат то, что значат: «Если уж мост – так мост, если забота о народе – так забота о народе, если коммунизм, так уж – коммунизм… Без обмана». В «Давних потерях» Рыбакова Сталин мил и душевен, вторую мировую мы не допустили, люди в СССР веселы, честны и счастливы, настоящее – замечательно, будущее – прекрасно.

Юрий Арабов в утопии «Столкновение с бабочкой» возвращает в реальность то, что мы потеряли ещё раньше, автор пытается соединить раскалывающийся мир искренностью и любовью. Царь Николай Александрович в романе находит в себе силы измениться и понять: если революционные перемены неизбежны, их не стоить бежать, их надо возглавить. Российский монарх не отрекается от престола 2 марта 1917 года и делает несколько парадоксально-неожиданных исторических ходов, в результате которых вся гибельная конструкция известного нам будущего России рассыпается. Проявляя незаурядную настойчивость и мудрость, он заключает в Гельсингфорсе сепаратный мир со своим дядюшкой Вильгельмом, кайзером Германии, а главного оппонента – лидера партии большевиков Владимира Ленина назначает главой правительства. Первая половина книги написана по-хулигански легко, цинично и иронично, я заливался порой весёлым смехом, но постепенно автор как будто начинает понимать, насколько серьёзные темы он затронул, и повествование становится более тяжеловесным и печальным. Конечно, обосновать гротескные девиации и метания своих основных персонажей Ленина и Николая Второго Арабову непросто, но в целом автор с задачей справился. Невозможная посмодернистская фантасмагория? Да. Но если вспомнить истинные исторические события, то многое из реально случившегося после отречения царя кажется дурным сном – например, расстрел царской семьи в подвале ипатьевского дома. Государь в финале книги видит этот кошмарный сон, своеобразный краткий кровавый конспект судьбы России и своей судьбы и, содрогаясь от ужаса, бьёт поклоны перед иконой Спаса.
В отличие от Сталина писателя Рыбакова Сталин Арабова добрым стать не успел, «тихого» Кобу просто расстреляли (по секретному приказу Ленина) вместе со Свердловым и рядом других «пламенных» революционеров в том же злополучном екатеринбургском подвале.


В романе действует множество известных исторических личностей: Ленин, Крупская, Троцкий, Антонов-Овсеенко, Луначарский, императрица Александра Фёдоровна, министр двора Фредерикс, Матильда Ксешинская, ефрейтор Шикльгрубер... Но главный герой романа – разумный компромисс. Именно благодаря умелому применению компромисса удаётся остановить смертоносную машину первой мировой войны и отменить мясорубку войны гражданской. Юрий Арабов говорил в одном из своих интервью: «Исторического компромисса у нас никогда не было: власть и народ рвали друг другу глотки, и это привело к закату великой страны, к закату культуры, который мы сегодня наблюдаем. Если сказать совсем примитивно, то власть должна использовать оппозицию в управлении, а оппозиция должна поставлять власти квалифицированные кадры. Царь из моего «Столкновения» это интуитивно чувствует и направляет историю ХХ века в мирное русло сотрудничества внешне непримиримых сил, чья непримиримость оказывается иллюзорной. В моем романе описан политический идеал автора. Это мое личное высказывание о том, что происходит в России сегодня. О том, что ей нужно как воздух, — о компромиссе».

Я лишь догадываюсь, что (или кого) конкретно имел в виду Арабов, используя в названии романа слово «бабочка». Конечно, вспоминается знаменитая бабочка Рэя Брэдбери и приходят мысли о том, как легко изменить ход истории, если знать, где порхает нужный мотылёк... Сам Арабов считает, что: «Границы человеческой свободы определяет честность. Если перед людьми и Богом ты ничего не скрываешь, то любое испытание, выпавшее на твою долю, будет столкновением с бабочкой».


Благодаря знаменитому рассказу американского фантаста бабочка – символ мимолётности и быстротечности жизни, одновременно стала и символом-обозначением точки бифуркации, в которой можно жизнь перенаправить, перезагрузить. К сожалению, власть и общество редко замечают точки перелома событий, моменты истины, когда можно без лишних потерь перевести течение истории на другой уровень, в спокойное и счастливое русло. Но всегда ли сама бабочка своевременно осознаёт, что пришёл её час? Что ей пора переделывать мир?

Цитата:
В политике не нужно бояться врагов. Нужно предлагать им сотрудничество. Возможность, которую ты им дал, проявит их истинную сущность. Не может быть врагов у человека, который открыт всем. Не может быть врагов у человечества, которое открыто всем. Враг возникает тогда, когда дразнишь его палкой. Если грядет революция, возглавь ее.


UPD
В июне 2015 года этот роман был мною номинирован на мемориальную премию им. Леонида Панасенко и стал её лауреатом.


Статья написана 4 мая 2015 г. 20:37
Чтобы благополучно завершить тему фантастических журналов, которыми меня облагодетельствовали на питерском «Евроконе-2015», скажу ещё о двух последних выпусках крымского фэнзина «Фанданго», презентованных мне моими севастопольскими друзьями Валерием Гаевским и Аной Дао. У меня есть почти все выпуски «Фанданго», они были разными и по формату, и по оформлению, и по содержанию, но эти два отличаются от ряда предыдущих лучшим качеством бумаги и большим объёмом.



«Фанданго» №23, 2014



В номере закончена публикация повести Андрея Дмитрука, размещена рецензия Валерия Гаевского на мемуарные книги Юлии Андреевой, есть новые рассказы Александра Милютина.
Подробное содержание выпуска можно узнать по ссылке: http://www.fantlab.ru/edition137426


«Фанданго» №24, 2015



Этот юбилейный выпуск альманаха-журнала-фэнзина открывается статьёй его бессменного главреда и учредителя, председателя Клуба фантастов Крыма Валерия Гаевского «Фанданго» – десять лет как один день!» В выпуске – рассказы Алексея Корепанова и О`Санчеса, «Новый взгляд на драматургию Валерия Брюсова» от Анны Андриенко, начало повести Геннадия Прашкевича и Алексея Гребенникова «Генератор времени».
Подробнее – здесь: http://www.fantlab.ru/edition145235

Статья написана 4 мая 2015 г. 11:50
В конце апреля на «Евроконе» в Санкт-Петербурге прошла презентация нового «Если». Свеженький тираж, только что из типографии. В выходных данных номера указан тираж 10 тыс. экз.


Если #1 (239)_2015http://www.esli.ru/reconstruction/esli.jpg" title="Если #1 (239)_2015" />

Спасибо Николаю Ютанову, главному редактору нового проекта, подарившему, точнее, давшему указание выдать мне первый выпуск возрожденного журнала «Если». Спасибо и его команде. На презентации он говорил о том, что в журнале важное место будет занимать футурология. Главный редактор футурологического сектора – Артём Желтов. Тема первого номера «Если» (если продолжать счёт с учётом всех ранее вышедших номеров, то – уже 239-го) – «Космос». Второй номер будет посвящён городам будущего. Главный редактор литературного сектора – Дмитрий Байкалов. В «Если» №1 вошли рассказы А.Первушина, О.Дивова, С.Лукьяненко, А.Громова, Д.Трускиновской, Ю.Зонис и И.Авильченко и большой блок материалов космической тематики. Блок рецензий в возрождённом «Если» предполагается сохранить, но в несколько ужатом виде. Журнал цветной, внутри очень много иллюстраций, формат журнала и дизайн обложки создатели нового «Если» сохранили. Журнал, что называется, стал глянцевым. Бумага мелованная и это хорошо для иллюстраций, но читать бликующие страницы мне, например, тяжело.


Выход в свет этого номера и концепция футурологического проекта – результат титанических усилий исследовательской группы «Конструирование будущего». Как пишет на седьмой странице журнала Д.Байкалов «..всё изменилось лишь в конце 2013-го. Весь конгресс фантастов «Странник» был посвящён теме – как возродить «Если». Результатом стало… возвращение к корням. И вот – новый «Если». Он возрождается сам и возрождает свои старые традиции в новых, современных формах, сочетая фантастику и футурологию».

Издатель нового «Если» – ЗАО «Корвус», фонд «Энциклопедия».
Периодичность — один раз в два месяца.
Формально "Если" стал питерским журналом. Адрес редакции — санкт-петербургский.


Сайт, пока пустой: http://www.esli.ru/
Группа на Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/www.esli....





  Подписка

Количество подписчиков: 197

⇑ Наверх