| |
| Статья написана 27 декабря 2015 г. 12:50 |
Обычно я не подвожу в конце года никаких итогов и не выкладываю списков своих свершений за истекшие двенадцать месяцев в блогах и социальных сетях, как некоторые любят делать. Но так уж получилось, что после очередного «Буфеста» во Владимире, меня, в числе других гостей этого фестиваля, попросили ответить на несколько вопросов, связанных с уходящим годом литературы, для одного из местных интернет-порталов (GORODKOVROV.RU). Вот полный вариант моих ответов.
1. Чем этот год запомнился, каким он был для вас?
Год был как год… Чем запомнился? Тем, что в самой его середине, ближе к концу июня, моя дочь родила внучку Алису. Родители назвали её в честь девочки Алисы — героини многих произведений Кира Булычёва. Такая вот фантастика... А я как раз в этот день находился на Урале, в Екатеринбурге, где получал Мемориальную премию имени Ивана Антоновича Ефремова, считающуюся в фантастических кругах весьма престижной. В дипломе написано «За выдающуюся редакторскую, организаторскую и просветительскую деятельность». Вот так совпали события. Наверное, чтоб я лучше запомнил.
Что ещё?.. Коллеги доверяют мне выдвигать претендентов на жанровые премии. Я номинировал в уходящем году на очень достойную премию «Новые горизонты» (она вручается в Санкт-Петербурге), роман Олега Радзинского «Агафонкин и время». Профессиональное жюри отдало роману предпочтение, Олег стал лауреатом. Приятно было автору; приятно, не скрою, и номинатору.
2. Какое литературное событие вы бы особо отметили в этом году?
Завершается Год литературы. Литературных событий вокруг случилось предостаточно, больших и малых. В некоторых я участвовал. Отмечу фестиваль «Фанданго», прошедший летом в Крыму, в Феодосии, и уже третье на нём вручение Литературной премии им. Леонида Панасенко, присуждаемой за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана. Я входил в жюри. Лауреатом стал известный московский кинодраматург, поэт и писатель Юрий Арабов с романом «Столкновение с бабочкой», напоминающим нам о том, как важно в условиях смертельного противостояния умение найти разумный компромисс.
Я люблю камерные фестивали, конвенты с небольшим количеством участников: «Фанданго» в Крыму, «Петроглиф» в Карелии… Вот на них и езжу. Интересные люди, красивые места.
3. Самая запомнившаяся книга, которую вы прочли в этом году?
Год пока не закончился. Может быть, я такую книгу в оставшиеся до Нового года дни ещё прочту и запомню. Имею сейчас в виду фантастические произведения. Что касается реалистической прозы… 8 февраля 2015 года от нас ушёл писатель и сценарист Валерий Залотуха, так и не увидев изданным свой роман «Свечка». Мощная, трагическая, философская книга. Рекомендую.
4. Какие ассоциации у вас возникают с городом Ковров, в том числе — литературные?
Из раннего детства (самое начало 60-х) помню мотоцикл «Ковровец», которым владел сосед-электрик. Тарахтящий предмет моей зависти и восхищения. Они ведь в Коврове выпускались: «Ковровцы», а позднее – «Восходы»… Так что ассоциации мои связаны с детством, с ощущениями тех давних лет.
Литературная ассоциация, как ни странно – уже упомянутый выше Крым. А всё потому, что город Ковров упоминается в романе Василия Аксёнова «Остров Крым». Есть упоминание Коврова где-то и у Андрея Рубанова.
http://ic.pics.livejournal.com/lartis/126..." target="_blank">http://ic.pics.livejournal.com/lartis/126..." title="" /> Я с медведем. Суздаль. Фото Леонида Кагановва.
Ещё ответы (Сергей Волков, Андрей Рубанов, Александр Прозоров) см. здесь: http://www.gorodkovrov.ru/topic/Obo_vsem/...
|
| | |
| Статья написана 10 ноября 2015 г. 15:43 |
http://data.fantlab.ru/images/editions/or..." width="300" /> Наверное, обложка романа Алексея Олейникова «Левая рука Бога» не совсем подходит к его содержанию, за фигурами обнимающихся молодых людей сразу и не рассмотришь апокалиптический задник. Автор с помощью автографа сообщил мне, что изображение на обложке и название романа (кстати, где-то я такое название уже видел) от него зависели «в очень малой степени». Знакомые проблемы… Я знаю истории некоторых привередливых авторов, отчаянно бившихся с издателями за обложки и названия книг, после чего их книги вообще нигде не выходили, поэтому более ничего по этому поводу писать не стану. Автор отвечает за качество содержания. Вот о нём и поговорим. Книжка написана хорошим литературным языком (что в нынешней отечественной фантастике не всегда, к сожалению, присуще) внятно транслирующим читателю происходящие в романе события и переживания героев. Есть, правда, досадные опечатки, которые почему-то пропустил корректор (если он был) и следы поспешной редактуры: фамилия одного из руководителей страны, который в рассматриваемом автором варианте отечественной истории внезапно умер в 2018 году, на разных страницах необъяснимо флуктуирует. То он – Гатин, то – Никитин, то снова – Гатин… Я всегда с уважением относился к социальной, твёрдой, научной фантастике. Роман «Левая рука Бога» удачно примеряет на себя всю тройку вышеприведённых определений и – в большей или меньшей степени – соответствует каждому из них. Автор достоверно и доступно обосновывает научную подоплёку происходящего, рассказывая о секретном проекте «Невод» и его трагических результатах – вот вам и научность. Подробно описывает не всегда приятные реалии возможного ближайшего будущего нашей страны – Нового Российского Союза, а для подобных прогнозов нынче нужна определённая смелость и широкий кругозор. Уверенно показывает историю и устройство придуманного им общества, отношения в нём и его противоречия – вот и социальность. Успешно, с необходимой долей сарказма и пиетета, даёт портрет деятельности ПОРБ (Приказа общественного развития и благоустроения) и его подразделений (Словесного надзора и Службы охраны детства). Что касается «твёрдости», то она, конечно, в этом романе относительная, как и в любом произведении, тяготеющем к гуманитарной области фантастики. Тем не менее, считать роман «Левая рука Бога» фантастикой научной, безусловно, можно, хоть в нём и действуют силы инфернальные, мистические. Замечательно, что не перевелись в России писатели, пытающиеся заглянуть в будущее не сквозь победно-розовые очки, смело работающие с темами предупреждения, погружающие читателя в антиутопические сферы. Радует, что есть авторы, понимающие всю бессмысленность бесконечного перекраивания прошлого, которое (перекраивание) никому ничего не даёт. Ещё одно несомненное достоинство писателя Алексея Олейникова – его солидный опыт работы над произведениями для подростков и о них. Автор чувствует себя на этой творческой стезе свободно во всех измерениях, как птица в воздухе, обостряя конфликты через восприятие своих юных героев до запредельного уровня и выводя читателей на новые горизонты понимания и осмысления. Чтобы несколько снизить пафос, который зазвучал у меня уже практически фанфарами, скажу, что захваченный и очарованный событиями финала романа я был вынужден вернуться на землю, споткнувшись о пропущенную редактором смешную ошибку автора, а именно: «большие ладони» одного из героев, «поросшие чёрным волосом…» на странице 369. ТщательнЕе надо всё-таки, тщательнЕе… Издательская аннотация Мир возможного будущего. Новый Российский Союз находится в глухом противостоянии со странами Запада. Лишенный доступа к высоким технологиям, в жесткой гонке вооружений Новый Российский Союз бросает все свои силы в неизвестные области знания, где наука смыкается с верой, в тонкие пространства, где дремлют силы, которые лучше не будить. Чтобы попасть туда, мало термоядерных реакторов и гигаваттных установок. Нужна вера — такая откровенная и безоглядная, какая может быть только у детей. Но что произойдет, когда подростки получат настоящую Силу? Что они выберут, на что решатся, если внутри каждого — его собственная ядерная бомба обид, страхов, надежд и мечтаний?
|
| | |
| Статья написана 7 ноября 2015 г. 17:16 |
Беседа с Геннадием Прашкевичем
http://ic.pics.livejournal.com/lartis/126...">http://ic.pics.livejournal.com/lartis/126..." alt="" title="">
Большой писатель в своих произведениях неизменно соединяет настоящее, прошлое и будущее, создаёт новые архетипы и, видя в малом большое, выходит на обобщения. Известному литератору Геннадию ПРАШКЕВИЧУ это удаётся мастерски. Из чего складывается авторское мироощущение, что писателю ближе всего, каким видится ему литературный Новосибирск – об этом расспросил Геннадия Мартовича корреспондент «Навигатора».
– В Год литературы проводится много мероприятий. А чего, по-Вашему, не хватает?
– Если бы всё зависело от меня… Пожалуй, необходимы групповые поездки писателей – скажем, из Новосибирска в Казань, Иркутск, Хабаровск, Красноярск. Чтобы писатели встречались не только с читателями, но и друг с другом. Второе – серия мастер-классов для молодежи. Шквал текстов, размещаемых в Интернете, просто так не остановить. Сетература неистребима, и количество, к сожалению, тут не переходит в качество.
К писательским поездкам следовало бы привлечь пару боевых журналистов – чтобы рассказывали обо всём, что увидят и услышат. Нужно включать живой литературный процесс. Тогда писатели почувствуют, что их слова фиксируются, доносятся до широких масс.
Ещё одна идея – еженедельный всероссийский альманах. Он ускорил бы выход автора к читателю. Реализовать эту идею непросто. Не стану говорить о банальном – вопросах финансирования. Гораздо труднее решить проблему писательского единения.
Полностью http://navigato.ru/number/623/publication..." target="_blank">здесь.
|
| | |
| Статья написана 5 ноября 2015 г. 20:53 |
http://ic.pics.livejournal.com/lartis/126..." alt="" title="">
Эта книга попадалась мне на глаза в прошлом году несколько раз, но я так и не собрался её приобрести – и без того погряз в разнообразном, не всегда качественном чтиве: приходится читать свежевыпущенную фантастику на предмет её номинирования на жанровые премии и произведения, участвующие в конкурсах, куда меня зовут в жюри. Шедевры там, прямо скажем, не всегда попадаются. Но намедни я всё-таки заказал в интернет-магазине и прочёл http://www.labirint.ru/books/455761/" target="_blank">«Лахезис». Склонять название не буду, ведь Лахезис – имя женское иностранного происхождения, оканчивающиеся на твердую согласную. Так зовут одну из мойр, трёх богинь-сестёр, которые прядут нити судьбы. Богиня Лахезис («дающая жребий») отвечает за прошлое: она назначает судьбу человека ещё до его рождения и следит за исполнением жребия. Было ещё гомеопатическое лекарство с таким же названием, которое из яда гремучей змеи делали, но лекарство к роману отношения не имеет. На прочтение романа меня подвигла http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201..." target="_blank">статья Марии Галиной, опубликованная в журнале «Новый мир» №8, 2015. Галина рассматривает «Лахезис» Юлия Дубова (автор известен читателем по олигархической эпопее «Большая пайка») в пандан с http://www.fantlab.ru/blogarticle34647" target="_blank">романом Олега Радзинского «Агафонкин и время», который я выдвигал на премию "Новые горизонты".
Что ж, книга «Лахезис» мне понравилась, читается (вопреки моим опасениям) очень легко, разбирать роман не буду, Мария Галина достаточно подробно всё описала. К прочтению роман рекомендую.
Из издательской аннотации:
Новый роман Юлия Дубова повествует о двух друзьях — Квазимодо и Фролыче, — жизненные пути которых пересеклись с рождения. Отношения с Фролычем для Квазимодо болезненны, — тот частенько использует друга, будучи психологически сильнее. Но использует Квазимодо не только Фролыч. Судьбу, как в компьютерной игре, направляет кто-то теневой. Постепенно реальность происходящего покрывается фантастической дымкой, и, откроем одну из тайн романа, — Квазимодо в итоге оказывается аватаром, созданным таинственным персонажем по имени Орленок Эд. Зачем? Для каких целей? Читайте — узнаете.
|
| | |
|
|