Эстель Фай (Estelle Faye) — французская писательница, автор научной фантастики и фэнтези, театральный режиссёр, сценарист. В работах Эстель исторические события часто сочетаются с фантастическим повествованием.
Эстель родилась в 1978 году в семье профессоров физики. Обучалась искусству театра и кино в Париже и Сан-Франциско, воспользовавшись возможностью освоить различные сценические профессии (дизайнер реквизита, рабочий сцены и т. д.), прежде чем заинтересовалась сочинением историй. Решила посвятить себя театру, основав труппу и начав писать пьесы и сценарии, одновременно изучая английский язык и литературу в Сорбонне. Побывав в роли актрисы, занялась писательской деятельностью, обратив внимание на режиссуру и написание сценариев для научной фантастики, ужасов и фэнтези. В 2008 году окончив сценарное отделение «Femis», Эстель написала сценарии нескольких короткометражных фильмов, один из которых получил приз France Télévisions.
В детстве семья Фай много путешествовала, как по работе, так и ради удовольствия — по всей Европе, по другую сторону Атлантики: Канада и США. Позднее, став старше, Эстель открыла для себя Чили, Боливию. Родители привили вкус к путешествиям, а так как много читали, и вкус к книгам.
Как рассказывает сама Эстель, первыми двумя литературными произведениями, поразившими писательницу и перевернувшими представление о письме, стали прочитанные в молодости романы «Тайфун» Джозефа Конрада и «Малыш и кристаллы» Теодора Старджона. По словам Фай, эти романы, не просто раскрывающие перед читателем сюжетную канву, а погружающие в иную атмосферу, в другой мир, позволили прочувствовать через что проходят персонажи. После знакомства с ними Эстель начала зачитываться всем подряд, что попадалось под руку: средневековые саги, триллеры, «белая» литература (современные романы, автобиографические рассказы и научно-популярные произведения), великая классика научной фантастики, фантастические рассказы. Со временем, когда сформировался литературный вкус, Фай выделила для себя наиболее комфортные истории — тёмные фантастические вселенные. Любимыми произведениями в жанре фэнтези писательница называет «Сумеречные королевства» Матьё Габори, цикл «Arcadia» Фабриса Колена, романы Дэвида Кальво, Лорана Клётзера. Из английского фэнтези Фай выделяет для себя «Легенду» Дэвида Геммела, цикл об Александре Македонском Мэри Рено, «Соломона Кейна» Роберта Говарда.
Эстель отмечает, что тяга к импровизации и выдумыванию историй появилась в детстве: девушка могла часами занимать брата и друзей рассказами. Когда слушателям нравился персонаж, Эстель развивала приключения и сюжет до предела, даже если изначально этого не планировала. В то время они часто путешествовали с родителями на поезде, и во время поездок Фай слушала радио, что послужило вдохновением. Сначала Эстель ограничивалась историями, которые знала, сказками и легендами и тому подобным. Позднее начала придумывать похожие на сериалы истории, наполненные неожиданными поворотами, волшебством, приключениями.
В 2006 году Фай отправила первый рассказ, «Menthe sauvage», на конкурс изданий «Rivière Blanche», ставший впоследствии первой публикацией писательницы.
Эстель Фай начала писать фантастику в 2008 году после того, как откликнулась на предложение редактора издательства Calmann-Lévy Себастьена Гийо сочинить историю для антологии на тему драконов. Рассказ «La suriedad» стал первой печатной публикацией Эстель в жанре фэнтези в антологии «Dragons», опубликованной в 2009 году. Работая для издательства, Эстель познакомилась с писателем Ксавье Момежаном, повлиявшим на творчество Фай и помогавшим обрести свой авторский голос, причины и вдохновение писать. Благодаря знакомству, как отмечает Эстель, она подхватила «писательский вирус», ей захотелось начать писать в большой прозе, появлялись идеи, толкающие сюжет и персонажей, бьющие изнутри, желающие выйти наружу. С тех пор Фай сосредоточила силы на создании романов, повестей и рассказов, как для молодой подростковой аудитории, так и для взрослых.
В 2012 году вышел её первый молодёжный роман «La Dernière Lame» («Последний клинок»), затем — первый роман для взрослых «Porcelaine», оба в жанре фэнтези.
Писательница рассказывает, что идея для романа «La Dernière Lame» родилась из образа молодой женщины, одновременно хрупкой и крепкой, с большими зелёными глазами, выживающей в сером городе, уходящим под воду. Это видение было в глубине души во время беседы о романе с Ксавье Момежаном. Затем Эстель подробно рассказала о фантазии, и начала формироваться вселенная: фантастический мир, наполненный океанами, путешествиями, абордажами, битвами, фанатичной Церковью Пепла, а также Джоадом из Ворастбурга, изуродованным доктором, который противостоит хаосу, как может. «Океан – это то, что меня очаровывает. Многое становится незначительным перед лицом этой огромной, равнодушной силы, которая была до людей и которая будет после них. Столкнувшись с избытком волн, персонажей швыряет, как соломинки. Это делает их борьбу ещё более ожесточённой, ещё более жестокой». Родственники Эстель живут на побережье, поэтому девушка провела много времени в пяти минутах от океана, что сформировало страсть к большой воде. Книгой, вдохновившей Фай на создание романа, стала «Дюна» Фрэнка Герберта: выживание во враждебной среде, бескомпромиссные характеры, мистические и религиозные проблемы. Помимо прочего, оказало большое влияние кино: «Плоть+кровь», «Имя розы», панорамные баталии «Царства небесного», а также научно-фантастические фильмы, постапокалипсис: «Земля мёртвых», «Судный день», «Власть огня». «Когда я писала, в каждой главе я задавала себе вопрос: как людям удаётся выжить в мире, где ресурсы Земли становятся всё более истощёнными»? Чтобы эффективнее раскрыть законы выдуманного мира, Эстель провела много исследований морской фауны и флоры, а также состояния науки и техники в эпоху Возрождения, вдохновившей на создание «La Dernière Lame».
Роман «Porcelaine» («Фарфор») написан как историческое путешествие — китайская труппа вечных актёров на протяжении пятнадцати веков скитается по стране, встречая интересных персонажей. Особый элемент романа, фарфор, — небольшая дань уважения семье автора по отцовской линии, живущей недалеко от Лиможа. «Материал говорит со мной по многим причинам: его красота, хрупкость и твёрдость одновременно... Что-то парадоксальное, очень земное и чрезвычайно цивилизованное». Сердце одного из главных персонажей сделано из фарфора. Книга погружает читателя в мифологию, до сих пор относительно неизвестную. Пока герои книги путешествуют по дорогам, любят друг друга, теряются и снова находят, автор показывает зарождение и увядание окружающих королевств, течение столетий, смену обществ, ландшафтов. Роман более солнечный и поэтичный, чем «Последний клинок», и в то же время пронизанный ностальгией по героям, прожившим слишком долго.
Работа Эстель над романом заняла продолжительное время: необходимо было погрузиться в культуру страны, в которой происходят события, изучить историю и мифы. Писательница поглощала массу переведённых на французский язык книг, посещала выставки и музеи азиатского искусства, увлеклась китайской кухней и сражалась деревянным мечом. Фай планировала погрузиться в китайский мир и культуру по-настоящему, получить максимум ощущений, делиться с читателем своими открытиями, чтобы позднее люди поверили в историю. По словам Эстель, Китай очаровывал с детства: она зачитывалась повестью «Paris-Pékin par le Transsibérien», историей Китая в комиксах, приключениями Царя обезьян. На обед девочку мама водила в китайский ресторанчик рядом со средней школой Карла Великого, где в то время преподавала. Отдельная вселенная, многовековая цивилизация, очаровавшая девушку в юном возрасте, позволила писательнице впоследствии взглянуть на роман под другим углом.
Эстель продолжает писать истории, публикуя в 2014 году три тома «La Voie des oracles», одновременно увеличивая количество своих появлений в различных журналах и антологиях, в частности, координировала написание антологии «En Dessous» в Parchemins & Traverses. «La Voie des Oracles. Thya» — первый том серии, в которой писательница повествует о жизни Тии, дочери римского полководца, наделённой способностями к прорицанию. Чтобы спасти своего отца, раненного в результате покушения, молодая девушка отправляется в путешествие, полное неожиданных встреч и ловушек. Автор смешивает историю и сверхъестественное.
В 2017 году Фай написала роман в жанре тёмного фэнтези «Les Seigneurs de Bohen», в котором монстры, магия и колдовство вплетены в историю, меняющую сложившуюся многовековую империю. В романе представлены различные волшебные существа, среди которых: подменыш, виверна, оборотень, гермафродит, монах с неопределённым сексуальным статусом, лесбиянка, стервятник. Существ с разнообразными магическими или сексуальными различиями роднит желание осуществить революцию, извилистый путь которой является центральным сюжетом романа. В 2019 году вышло продолжение — «Les Révoltés de Bohen». Как отмечает писательница, события дилогии начались в эпоху географических открытий, культурной революции благодаря изобретению книгопечатания и появлению порохового оружия. Интриги сильных мира сего, дворян и императоров, постепенно уходят в прошлое, оказываясь на периферии. Оба романа находятся на стыке жанров — историческая основа помещена в кровавую, тёмную атмосферу с её жестокостью и чудовищными поступками персонажей.
В 2018 году Эстель опубликовала феминистский и анархистский роман «Les nuages de Magellan» («Магеллановы облака») — космическую оперу, рассказывающую о двух героинях с сильным темпераментом.
В романе «L'arpenteuse des rêves», опубликованном в 2021 году, писательница описывает экологическую сказку, вдохновлённую докладом МГЭИК (Межправительственной группы экспертов по изменению климата) и развивающую сюжет вокруг темы глобального потепления.
Романы «Un éclat de givre» и «Un reflet de lune» написаны в жанре постапокалипсиса. Первый родился в результате странствий автора по Парижу, из рассказов, с которыми Эстель сталкивалась в городе, страсти к мирам после катастроф и вкуса к музыке и
сцене. Второй роман Фай написала спустя годы по просьбам читателей. Перерыв был связан со сменой издательства. В обоих романах изображён Париж, преображённый апокалипсисом, с «гибридными» людьми, способными лучше противостоять окружающей среде, «детьми-экстрасенсами», наделёнными особыми способностями, «монстрами», созданными в клиниках Денфер Рошеро. По словам писательницы, придуманный в дилогии мир несёт на себе шрамы изменения климата, загрязнения, пагубных последствий перепроизводства. Чудовища и создающая их мрачная вселенная проходит тонкой нитью почти через все книги автора: место монстров и уродов в мире, вопрос нормальности, который они ставят перед собой, человечности окружающих.
«Вендиго», первый опубликованный в России роман автора, появился вследствие любви Эстель Фай к ужасам и увлечения эпохой больших парусных кораблей 17-го и 18-го веков. Люди жили в более тяжёлых условиях, расширяли географические и философские горизонты в едином порыве. Писательница провела большую документальную подготовку, ездила в Ньюфаундленд в конце весны, чтобы эмоционально приблизиться к ощущениям своих персонажей. Ещё с детства, посетив Канаду с родителями, Фай была очарована пространствами, намного более живой природой, а зимой более резкими морозами. Большое влияние оказали и книги о легендах коренных народов, романы Квебека. Мрачный фэнтезийный роман о выживании, как отмечает Эстель, продвигает основную идею: не столько заставить героев пережить ад, сколько придвинуться к границам реальности, где конкретный мир как бы исчезает, а всё, что персонажи подавляли в себе, выходит на поверхность. Это закрытая дверь под открытым небом, окружённая суровой природой, где снег, холод, дождь, голод и грязь способствуют разрушению умов и сдиранию налёта цивилизации с людей. Основной каркас истории был написан автором в блокноте в аэропорту Монреаля во время пересадки по возвращению из Ньюфаундленда. Дорабатывалась история благодаря книгам, которые привозил отец Эстель из Канады, а основа истории — часть алгонкинской легенды, прочитанная Фай в одной из книг, купленных во время первой поездки в Канаду с семьёй.
С 2019 года Эстель Фай участвует в записи подкаста Procrastination вместе с Лионелем Даву и Мелани Фази.
Является членом Хартии авторов и иллюстраторов молодежи. Принимала участие в феминистских и гендерных конференциях по научной фантастике.
В 2022 году Эстель занималась подготовкой фестиваля l'Ouest Hurlant вместе с Лионелем Даву.
Эстель нравится океан, кофе, запоминающаяся музыка, единоборства, далекие горизонты, ночная и городская атмосфера и проселочные дороги. Писательница живёт в пригороде Парижа и продолжает писать истории.