Г. Ф. Лавкрафт «Морок над Инсмутом»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Инсмут, маленький рыбацкий городок неподалеку от Аркхэма, уже много лет имеет дурную славу. В округе ходят жуткие истории о его угрюмых и уродливых жителях, от которых лучше держаться подальше. Немногое связывает город с окружающим миром: туда ходит лишь один полуразвалившийся автобус с вызывающим отвращение водителем, и горе тому, кто решится в него сесть.
Вольная экранизация повести: «Дагон».
Манга-адаптация Го Танабе "インスマウスの影" вышла в 2020 г.
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Морок над Инсмутом», 1994 г.
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Weird Shadows Over Innsmouth», 2005 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— журнал «Weird Tales, January 1942», 1942 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Other Weird Tales», 1945 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «Tales of the Dark 3», 1988 г.
— антологию «Кукла-чудовище», 1993 г.
— журнал «Weird Tales, Spring 1994», 1994 г.
— антологию «Морок над Инсмутом», 1994 г.
— антологию «The American Fantasy Tradition», 2002 г.
— антологию «Weird Shadows Over Innsmouth», 2005 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «Большая книга оборотней», 2009 г.
— антологию «Werewolves and Shapeshifters: Encounters with the Beasts Within», 2010 г.
— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
— антологию «Alien Invasion Short Stories», 2018 г.
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной рассказ (повесть; США, 1936) |
Экранизации:
— «Остров амфибий» / «L'isola degli uomini pesce» 1979, Италия, реж. Серджо Мартино
— «Дагон» / «Dagon» 2001, Испания, реж. Стюарт Гордон
— «Ктулху» / «Cthulhu» 2007, США, реж. Дэн Гилдарк
— «Калеуче: Зов моря» / «Caleuche: El llamado del mar» 2012, Чили, реж. Хорхе Ольгин
- /языки:
- русский (59), английский (28), французский (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (84), периодика (3), аудиокниги (3)
- /перевод:
- А. Агеев (2), О. Алякринский (11), В. Бернацкая (19), Л. Биндеман (1), Р. Грищенков (1), В. Злочевский (1), Вл. Носенко (1), Ж. Папи (1), Ю. Розвадовский (1), Э. Серова (1), А. Спаль (14), С. Харитонов (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 17 октября 2019 г.
С творчеством Говарда Лавкрафта у меня сложилась такая, несколько щекотливая ситуация: я прочитал почти все, что написал автор и мне не особо понравилось. При этом я признаю ценность наследия Лавкрафта для литературы, вижу сильные стороны его рассказов, но ни один из них меня не зацепил. И сейчас, на примере «Морока над Иннсмутом», я попробую объяснить почему.
В «Мороке…» речь идет о молодом человеке, который приехал посмотреть на небольшой портовый городок Иннсмут. Городок этот оказывается очень мрачным местом, с темными переулками, зловещими тайнами и негостеприимными жителями. Вскоре главный герой узнает пугающую истину, своими глазами видит невообразимых существ и стремится, во что бы то ни стало покинуть город, по пути от избытка впечатлений несколько раз теряя сознание. То есть сюжетная схема проста и достаточно типична для автора: люди сунулись куда не следует, нажили себе проблем, в финале обычно безнадега. Неожиданных поворотов ждать не стоит.
С сюжетом вроде все понятно, давайте посмотрим на авторский стиль. Он очень избыточен. Лавкрафт выдает много описаний ощущений, так что читатель вязнет в них как в болоте. С одной стороны, это хорошо: атмосфера вязкого ужаса передается на «отлично». С другой стороны, внимание регулярно рассеивается, и приходится постоянно держать себя в руках, чтобы не начать читать по диагонали. Ну и описание ужасов с обилием фраз, в духе: «я увидел нечто запредельно страшное», «невообразимо ужасные существа появились передо мной» и так далее, совсем не вдохновляют. При этом сама мифология Лавкрафта очень интересная, жаль только, что различные энциклопедии по его бестиарию читать интереснее, нежели сами рассказы.
Повторюсь. Я уважаю литературное наследие автора и вижу насколько сильно он повлиял на современный хоррор. И мне жаль, что это не мой автор. У него есть отличные идеи (много отличных идей), есть умение выстроить атмосферу, но нет интересных для меня историй. А жаль.
technocrator, 13 июля 2020 г.
Последовательно знакомясь с циклом «Мифов Ктулху» и дойдя до этой новеллы, вышедшей за год до смерти автора, понял, почему её можно отнести к вершинам творчества Лавкрафта, и почему имеет заслуженно высокие оценки. Сама по себе представляет ещё один кирпичик в выстраиваемой вселенной, возвращаясь к затронутому в самом раннем рассказе «Дагон», и развивая сразу несколько тем.
Благодаря чему произведение вышло удачным:
Идеальный объём, отсутствие затянутости, гармонично выстроенный сюжет с динамично-приключенческой частью.
Открытие «новой локации» на карте «лавкрафтовской» Новой Англии – мрачного портового городка Инсмут, расположенного неподалёку от также вымышленного Аркхема, и уже кратко упоминавшегося ранее. Атмосферное описание местных окрестностей, жителей и кошмарной истории с умело нагнетаемым напряжением.
Обыгрыш мотива «договора с нечистой силой» с приманкой в виде бессмертия в обмен на метаморфозы.
Несмотря на потусторонний ужас, охватывающий героя, логичное и решительное поведение.
Впечатляющий сюжетный поворот, ударяющий, когда, казалось бы, всё уже закончилось.
И, пожалуй, главный момент, благодаря чему достигается высокая «реалистичность»: Лавкрафт потихоньку переходит от туманных описаний сверхъестественных сил к их более тесному взаимодействию с человечеством. Уже Ми-Го наполовину состоят из обычной материи, имеют вполне прагматичные интересы и заводят агентов среди людей; антарктические Старцы, несмотря на чужеродность, полностью материальны и понятны, и могут вызывать даже сопереживание. Ну а рыболюди «культа Дагона» уже настолько тесно соседствуют, что заводят совместное потомство...
При этом мотив «космического ужаса» только выигрывает. Рыболюди, вослед за Старцами, начинают взращивать отвратительных шогготов; за Хребтами Безумия таятся другие, непомерно высокие горы; если подводный город Йхантлей можно хотя бы повредить глубинными бомбами, то сложно что-то противопоставить беспредельному хтоническому могуществу упоминаемых Древних Богов. Йа! Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн!
NHTMN, 13 июня 2023 г.
До сих пор для меня «Морок над Инсмутом» остаётся самым пугающим рассказом автора. Не могу припомнить какого-либо другого культурного произведения, которое произвело на меня такое впечатление. Гнетущая атмосфера безысходности, невозможность противостоять древнему злу, которым порабощены все окружающие, а также сама по себе бесконечная неизведанная глубина океана, в которой это самое зло таится.
Gytha Ogg, 21 января 2023 г.
Атмосферу повести можно описать одним единственным словом: «лавкрафтовская». Гнетущий, богомерзкий, тяжеловесный ужас, который всплывает из глубин подсознания. И его ощущаешь с первых страниц книги.
Истории Лавкрафта слабы в части сюжета, но непередаваемо прекрасны в ощущениях, которые они вызывают у читателя. И «Морок над Инсмутом» одно из лучших произведений своего жанра.
Главный герой здесь, как это часто бывает в историях Лавкрафта, нелогичен и поступает вопреки здравому смыслу. Ему неприятно смотреть на жителей города, при этом он направляется гулять по городу. Он чувствует опасность, и в то же время избегает центральных улиц. Впрочем, именно нелогичное поведение и спасает ему жизнь.
При этом развязка истории несвойственна большинству произведений Лавкрафта.
Стоит ли читать? Если Вы хотите прикоснуться к мирам Лавкрафта, то, без сомнения, стоит.
DrinkFromTheCup, 15 марта 2023 г.
Образцовый хоррор. Эталон, выдержавший проверку временем.
Больше всего нас пугает не то, что явно выглядит инородно и несёт себя открыто, а то, что до дискомфортного малозаметно (sic!), почти (почти!) естественно и поначалу неубедительно, но по мере того, как доказательств попадается всё больше и больше... Это произведение является концентратом этого фирменного приёма автора.
При этом, по какой-то непостижимой для меня причине произведение написано настолько осторожно и настолько лёгким языком, что даже у особо впечатлительного читателя вряд ли после прочтения возникнут фобии или кошмары. Вернее... я примерно понимаю, КАК автор этого добился, но не то что воспроизвести — формализовать это не могу. Совсем.
Знакомство с жанром стоит начинать именно с этого произведения и именно по причине его лёгкости и безвредности. У читателя всегда будет возможность остановиться, если ему покажется, что «это не для меня». Никто не будет ронять его носом в самые подробности — и непредсказуемых скачков «страшного» тоже не будет.
artem-sailer, 13 августа 2022 г.
Мрачное и тяжёлое произведение — всё тут в фирменном авторском стиле. Гнетущая атмосфера, неприятные и даже ужасающие герои, безысходность и обречённость в финале.
Из десятка произведений, прочитанных у Лавкрафта, эта повесть показалась, пожалуй, самой совершенной, но тут же вынесла вердикт: Лавкрафт всё-таки не совсем мой писатель. Нет, книги хороши, тягучи, затягивающи, но рассчитаны на своего читателя. Автор безусловно талантлив, оказал колоссальное влияние на литературу, преклоняюсь перед его делом и вкладом, но как-то не моё это. Увы, не моё.
Ann.Mcart, 15 сентября 2024 г.
Йа! Йа! Ктулху фтагн! Ф’нглуи мглу’наф Ктулху Р’льех вгах-нагл фтага…
Эта история сочетает в себе отличный образец хоррора и узнаваемого стиля Лавкрафта, вкупе с небольшим объемом, но насыщенно переданными ощущениями и эмоциями персонажа, читая будто сам переносишься в тот странный город, видишь странных жителей, слушаешь странные истории местного пьянчужки, а ночью кто-то устраивает на тебя охоту, пытаясь загнать, словно животное в силки.
Не сказать, что было страшно, по переживать за героя пришлось, да и нагнетать атмосферу приближением чего-то темного и неотвратимо мерзкого Говард точно умеет!
zslooo, 17 июня 2023 г.
Классическая творческая работа Говарда Филлипса Лавкрафта, пронизанная атмосферой неясного ужаса и чувства тревоги, которые являются характерными чертами его произведений.
Моим любимым аспектом повести является ее умение удерживать внимание читателя. Даже зная традиционные для Лавкрафта обороты сюжета, я не мог оторваться от чтения, погруженный в мрачную и тревожную атмосферу Инсмута. Уникальное сочетание детально проработанного мира и пугающего зловещего тумана неизвестности впечатляет и вызывает желание продолжить чтение.
Эта повесть также отличается впечатляющей детализацией и качеством характеров, что придает сценам и событиям больше реалистичности. Чувство неотвратимого, нарастающего ужаса, которое Лавкрафт создает, постепенно усиливается до поистине захватывающего финала.
Несмотря на то что некоторые могут найти повествование Лавкрафта предсказуемым, его мастерство в создании темной, мрачной атмосферы и построении напряженности неоспоримо.
Моя оценка — 7 из 10.
IgorLutiy, 13 сентября 2020 г.
Чем мне сразу понравилось творчество Лавкрафта (буквально с первого прочитанного произведения), это атмосферой. И здесь она есть. Здесь ею пропитано всё полотно повести.
Событий не много, но насколько великолепно нагнетается атмосфера страха и ужаса! Описание разрухи, заброшенности и мрачности некогда процветающего городка просто отличное. Будто ходишь по его улицам вместе с главным героем и осматриваешь окружающую действительность. Видишь пустые глазницы заброшенных домов и ощущаешь на себе взгляды странного вида людей. Слушаешь историю Иннсмаута из уст старика и ощущаешь животный ужас от этого места.
А еще лунная ночь, которую тоже ощущаешь, будто сам пробираешься по полузаброшенному городу, опасаясь каждой тени, ибо не знаешь что может за ней скрываться. Но чтобы это ни было — это нечто ужасное и несущее угрозу.
Да, в этой повести по сути довольно простая история и минимум событий, но атмосфера перекрывает всё. Она великолепна.
Konbook, 21 мая 2019 г.
Прекрасное, атмосферное, яркое (и в то же время мрачное) повествование, пропитанной мистикой, ужасом и... рыбой. По-настоящему одно из самых страшных произведений Лавкрафта, построенное по его излюбленному принципу с несколько неожиданной концовкой (то же, кстати, в стиле писателя). Мрачный городок, практически опустевший, со странного вида жителями, удушающим рыбным смрадом, таинственном Дьяволовым рифом, где происходила и происходит всякая чертовщина, от которой, если ее представить, мурашки бегут по коже, великолепный литературный язык Лавкрафта непроизвольно заставляет представлять те картины ужаса, свидетелем которых стал главный герой, совсем молодой человек, столкнувшийся с самым страшным, с чем может столкнуться человек — Правдой, сокрытой в истории его предков.
Блеск! 10 из 10.
Стронций 88, 12 декабря 2018 г.
Строго говоря, я познакомился с этой повестью ещё раньше – через фильм «Дагон», который в своё время меня очаровал и, собственно, подтолкнул к чтению произведений Лавкрафта. Конечно, «Дагон» был всё-таки экранизацией не совсем точной, однако многое он всё же передал. А по мне даже, так это одна из немногих достойных киноадаптаций автора – всё дело в том, что экранизировать Лавкрафта нелегко, вещи он пишет подчас густые, не особо-то поворотливые при их атмосферности. Однако эта небольшая повесть идеальна для экранизации – она, одна из немногих, полна напряжённой динамики, она будто настоящий современный триллер заставляет напрячься и дышать через раз. И сильнее всего это ощущается в момент бегства героя из гостиницы. Да и вообще все акценты тут расставлены очень умело, все краски, сгущающиеся над странным запустевшим городом, просто не дают оторваться. И даже фирменное, вошедшее уже в авторский штамп, отношение предков героя к творящемуся кошмару тут носит какой-то странный завораживающий характер. Как итог, выведу только одно – это прекрасная повесть, в которой к фирменной атмосфере, к фирменному изображению страха прибавилась ещё и неслабая динамика, которая меня лично держала в напряжении. И потому «Морок над Инсмутом» («Морок» нравиться мне гораздо больше чем «Тень» или «Мгла», именно «Морок», по-моему, соответствует чему-то такому холодному, потустороннему и таинственному, что обитает в этом городе и в этой повести), это вещь, которую я с удовольствием прочитал уже дважды, и, уверен, когда-нибудь перечитаю ещё – оно того стоит.
Hanerres, 4 сентября 2019 г.
До прочтения этой повести мое мнение про творчество Лавкрафта было двойственным: с одной стороны мир его причудливых существ был интересен, а с другой сами произведения при прочтении навевали скуку. Хотелось больше подробностей, деталей и чуть более мрачной атмосферы (ну не давали произведения даже капельку страха).
«Морок над Инсмунтом» стал тем, чего я так жаждал. Превосходная атмосфера, более подробное раскрытие чужеродной человеку реальности, и главное — динамика. А неожиданная концовка привела в абсолютный восторг, показав беспомощность молодого человечества перед силами иного миропорядка. Снимаю шляпу перед гениальностью автора, и надеюсь найти в остальных его произведениях найти все то, что было присуще этой повести.
BroonCard, 6 августа 2017 г.
Различие данной повести от привычного творчества Говарда Лавкрафта с первых страниц совершенно не заметно: все тот же псевдодокументальный стиль, медленный, гармоничный переход повествования от стилистики воспоминаний, к описательной стилистике, присущей событиям в настоящем времени, профессиональные, красочные письменные переливы, описывающие не только окружающий героя мир, но и его психическое состояние столь проникновенно и досконально, что сам читатель испытывает обыденный для творчества Лавкрафта инфернальный ужас да макабрический страх настолько реально, насколько рука творца умудряется преподнести как реальность немыслимые события. Все имеет место быть и выполнено, как всегда, в наилучших традициях писателя. Однако с этих же первых страниц в глубь головного мозга пробирается некоторое сомнение, чувство, словно в чем-то имеется недосказанность, которая еле заметна, но очень сильно влияет на общий лик истории. И вот однозначно эта недосказанность показывает себя в конце, являя своё объяснение и становясь полноценной частью повести: если обычно герой Лавкрафта — несколько отдаленный от всех зловещих деяний соглядатай, что собирает данные и пытается понять тайны чего-то потаённого и необычного, но случившимся с кем-то на прямик или же с ним самим, но косвенно, то здесь главное действующее лицо — непосредственный главный герой загадочных и ужасающих событий. Они же предстают в своём наихудшем свете, что в данном случае прекрасно, пред читателем, который пробирается переживанием к главному действующему лицу. Однако на самых последних страницах, вместе с развитием рудиментарного итога, который косвенно затрагивает герой в начале, автор умудряется успешно, коварно обмануть своего читателя, явив столь неожиданный, несколько грустный и в то же время единственно правильный финал, когда речь идёт о человеке, хоть на миг оказавшемся во власти разгадок тайн неописуемого древнего зла.
Непостижимо атмосферное произведение, которое заслуживает внимание уже не только ввиду собственного стиля, развития героя и истории, а неоднозначного окончания, которое каждого оставит с его собственным сонмом чувств и дум.
Big Mik, 23 июня 2018 г.
Как известно, есть время разбрасывать камни, а есть время их собирать. И одним из таких камней стал ранний (и довольно невнятный) «Дагон». Основанный на его мотивах, «Морок над Инсмутом» создан по уже отработанной Лавкрафтом схеме «образованный главный герой — грозное затаившееся чудовище — люди, решившие служить чудовищу». В этот раз начало выдается интересным — сразу чувствуется густая таинственная атмосфера, второстепенные персонажи довольно колоритны, а еще присутствует живая прямая речь (нетипично для Лавкрафта).
Что грустно — Дагон в произведении так и не появился. Что радостно — главгерой в конце повествования оказывается много большим, чем простой, сторонний наблюдатель. На первый взгляд, может показаться, что концовка прилеплена искусственно, но на самом деле в процессе рассказа автор дает несколько подсказок. И вот это объяснение того, что герой решает остаться в Инсмуте с ночевкой, которое при первом прочтении, воспринимается как авторская халтура, в итоге становится вполне логичным:
«Должно быть, какой-то бес противоречия, некие тайные силы, сардонически строящие рожи из темноты, заставили меня переменить свои планы».
Однако жирным минусом становится то, что читать опять-таки скучно. Вот такой он, поздний Лавкрафт — пишет многословно, обстоятельно, подробно и очень занудно. В силу этого обстоятельства глава о побеге главгероя из Инсмута не тронула совсем, тем более что когда пришло время описать пугающий облик местных жителей, автор выдал одну из тех фраз, которые так раздражают в его раннем творчестве:
»...вряд ли мне удастся передать весь ужас этого зрелища».
И действительно, не удается — по его описанию людей с рыбьими головами в лучшем случае представляешь толпу статистов из мультфильма «Губка Боб». Да и как тут можно испугаться, если «...один, который возглавлял процессию, был в отвратительно бугрящемся пиджаке, полосатых брюках и человеческой фетровой шляпе, нахлобученной на нечто, заменявшее ему голову...». Подробности местной моды каким-то мистическим образом превращают происходящее в фарс. Добавлю, что мотивы тех, кто ломился к главному герою в номер, по прочтении рассказа так и остаются неясны.
В итоге, пугает — нет, заставляет задуматься — вроде нет, атмосфера — яркая.
Кропус, 25 апреля 2019 г.
В свете сюжета это не важно, но всё же не могу не заметить. 1. Герой вернувшись из Истмута сумел перебаламутить власти, так что те начали наконец разбираться с городом и слегка побомбили риф. Интересно, как он это сумел? Никто бы ему попросту не поверил. Доказательств то у него не было. В реальной жизни, ему бы очень повезло если бы не отправили в психушку. 2. План убийства героя был настолько топорным, что на месте героя сразу можно заподозрить, что происходит, что-то не то. Пусть он и не поверил рассказу старикана, но явно был под впечатлением. Да и вообще зачем горожанам такие сложности? Город практически целиком состоит из культистов. Прикончили бы парня где-нибудь на улице или прямо в холле гостинницы и все дела. Ну разве что он им живым был нужен, скажем для жертвоприношения. Кстати, если бы не это, он бы просто свалил бы из города и всё забыл.
Но главный недостаток, лично мне читать было нудновато. Хотя в самом начале стиль понравился, но только в начале.