Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 11 марта 2010 г. 18:58

Мюллер заперся в своей резиденции и там оттягивает свой конец…

Вот и я так с этой книгой. Сначала долго откладывала дочитывание, потом – написание рецензии. Так и не дочитала, между прочим. Но все равно сказать есть что, хоть и немного, так что вот мое «фе»:

Мы этого дядю приобрели из-за моей с ним совместной страсти к постапокалиптике. И даже вроде неплохо он ее представляет – вполне соответственно жанру и привлекательно. Хоть и не Кинг, конечно.

Но есть нюанс: книжка просто неинтересная. Читабельная, приключательная, сопереживательная – но! – в сторону отложил и уже не помнишь, что такая была. И не хочется дочитывать. Просто не хочется. Если, например, с классиками бывает так, что текст идет тяжело, но все же хочется узнать, кто там кому в конце концов и каким местом Рабинович – то здесь любопытство у читателя остается мирно дрыхнущим на завалинке.

И это при том, что все законы жанра и литературные приемы аккуратно лежат на своих местах, ружья стреляют в свое время и рояли из кустов не показываются. То бишь вполне все грамотно. Но нет того маленького и сморщенного, что должно быть не только в каждой женщине, но и в каждой книге – изюминки.

Для начала автор представляет утопическую пастораль, где вроде бы все хорошо, за исключением «но» — по достижении определенного возраста всем подросткам одевают на голову металлические шапки, якобы контролирующие поведение – но не особо. Свершают сей свободопротивный акт некие треножники – большие железные хреновины. Это все, что мы про них узнаем за полторы сотни страниц, а дальше я не осилила. Хоть и старалась, честно.

2008-12-21




Статья написана 16 февраля 2010 г. 20:16

Как наверняка заметно из предыдущих рецензий, я очень неравнодушна к профессионалам, и Крайтон – один из них. Опять же, нельзя отрицать его роль в популяризации не столько науки, сколько всяческих катастроф, бОльшей частью техногенных. Потому что даже набивший оскомину Парк — ни что иное, как трабл именно технического характера: ибо нефиг своими неуклюжими манипуляторами лезть в нежное лоно матери природы. Я, правда, в этом вопросе более склонна согласиться с г-ном Кагановым, который не раз декларировал свое мнение, согласно коему, мать-природа так называемый антропогенный фактор схарчит и не подавится. Вообще, полагаю, наше существование отравляет жизнь исключительно нам же, ну и всяким присоединившимся.

Кстати, моя такая искренняя заинтересованность вкупе с желанием поспорить, явно вытянет душевность повествования на немыслимые высоты – и это правильно. А я вот учила как-то биологию. И химию чуть-чуть – когда еще не теряла надежды получить такое всем нужное верхнее образование, причем именно биологическое. Не смейтесь, но ваша покорная слуга хотела быть не более и не менее, чем ботаником. Здесь бы самое время сказать: «В хорошем смысле этого слова», но даже я сомневаюсь, что у него есть хороший смысл. Но вот в самый интересный момент у меня вылезли финансовые бока и я честно ринулась зарабатывать денюжку – не больно-то поучишься. Но это лирика и мои личные оправдания. Итак, про биологию.

А точнее про то, с чем призывает бороться Крайтон: с тем, что мы можем натворить в биологическо-нанотехническом смысле. Здесь снова хочется сослаться на статейку г-на Каганова про ГМО и послать борцов за чистоту природы не к ней, матушке, а до той самой мамы, с которой нехорошо поступили, как говаривал Севела. Природа скушает и не подавится любой фактор, который мы по дурости в нее выпустим. Вот берем указанный Рой. Сначала была завязка.

А именно: плохая компания (то есть Компания, во как), которая бескорыстно любит деньги – и в этом я ее вполне понимаю, — создает нанохреновины, изначально призванные быть летающей камерой. Видеокамерой в смысле. А к нанохреновинам также наносборщики для хреновин и нанооснова биологического происхождения, откуда сборщики берут кусочки для сборки снова упомянутых хреновин. Вона как. И все это, понятно, заказ Пентагона. Ну где ж еще сидеть врагам, как не там? Но не в йих корень зла, а в жадной компании (Компании), которая, провалив все-таки заказ, из не очень внятных побуждений выпускает наружу всю систему – то бишь основу, сборщиков и хреновины непосредственно. Это и есть Рой. Снаружи, в пустыне – Невада конечно, как же без нее? – Рой дичает, да еще и эволюционирует с немыслимой скоростью – программа, видите ли, у него такая. Тайная программа – несмотря на все приводимые в книге коды, ИМЕННО ТУ программу нам не цитируют. Оно и понятно, а вдруг враги где спрятались, крадутся, а потом будут вредить природе коварно-прековарно, алчно и хищно. Да… А могут ведь.

2008-12-08




Статья написана 15 февраля 2010 г. 18:57

И снова все не так плохо, как ожидалось, но не гениально – это понятно. Вообще Сальваторе – лучшее лекарство от неграмотных псевдоумствований, которыми полны нынче прилавки. Работы мысли или даже намека на нее обнаружить у этого автора не удастся, но вполне получится попутешествовать с шиком и не без удовольствия.

Однако же, признаки упадка уже намечаются. Красивые картины, за которые я так ценю Сальваторе, становятся все более банальны и могут быть прокручены в воображении просто воспоминаниями о гении Профессора (ну или – в моем случае – воспоминаниями о том, как меня намучили его нуднейшие разжевывания каждого шага приключенцев). Дзирт приключается динамичнее, но в этот раз без всяких придумок, типа самого Мензоберранзана, Ктулхов, башни из камушка, ворот в сильно готичные подвешенные миры и гильдии крысолюдей.

Все будет попроще.

В мире победившего бобра сидят наши приключенцы в Мифрил Халле, пожинают, так сказать, плоды. И тут обнаруживают пещеры с гоблинами, а там, в этих пещерах, мифрил. Гоблины плохие априори, оно понятно, оттого все убиты и свалены кучками на поедание подземным червям – заботимся, вишь, о подземной фауне, бережем природу, мать нашу.

Но все было куда сложнее: самая добрая сестра Дзирта, которая тоже дочка Закнафейна, все же очень-очень злая, начинает за ним охоту. Почти такая же злая, как дроуновская богиня Ллос – такая себе паучиха, меняющая магию на жертвоприношения. И за свою милость стребовала с сестрички голову Дзирта. Чего ж делать? Приходится добывать. Сестричка снюхивается с наемниками, которые не поймешь плохие ли или хорошие, и разрабатывает план по захвату ГГ. А гоблины, вишь ты, были частью плана.

Вот приключенцы и сунулись в ловушку. Сначала Дзирт с халфлингом, который вовсе не настоящий халфлинг, а маньяк-убийца в маске, да, а потом уже остальная компания. И дальше до конца будут по пещерам приключаться. Новых милых фэнтезюшных сущностей не будет, просто будем наблюдать за происходящим.

К концу будет иметь место быть избыток боев, на которых я уже засыпала, оттого последние страниц двадцать дались мне сложнее, чем вся книга. И, соответственно, убили желание дочитывать тетралогию подряд. Значицца, отложим.

2008-12-02




Статья написана 5 февраля 2010 г. 19:13

Ну наконец-то я вижу что-то, приближенное к действительности. По крайней мере, в смысле реализма половых отношений, да. К черт-те какому тому длиннющей эпопеи я поверила в девочек Майлза. До того они напоминали вымышленные персонажи, о которых ГГ рассказывает более удачливым друзьям за кружечкой пива.

Итак, действие.

Майлз в роли имперского аудитора, что эквивалентно почти что представителю Всевышнего, прибывает на Комарру для расследовании взрыва на отражателе. Отражатель — такая специально построенная на орбите хреновина, от которой отражается свет звезды и получается светло и тепло. Да, то есть немногочисленные высаженные планетными жителями примитивные растения типа мох могут постепенно наполнять атмосферу кислородом. А живут там все под куполами, такая невезуха. Наружу — только в респираторе. Но тут, как я понимаю, имеет место быть не совсем качественный перевод, поскольку они постоянно проверяют запас кислорода в этих самых устройствах. Но, насколько я помню из занятий по ГО (да, такая я старая), респиратор — эта такая хрень с крутым фильтром, которая отсеивает примеси, а вовсе не поставляет кислород в организм. Правда, в те далекие времена и радиация считалась отсеиваемой респиратором примесью...

Ага, так вот этот отражатель взорвался, и на планете сразу стало темно и холодно, а ведь и так был не курорт. И Майлз расследует, было ли это случайностью или злым умыслом и кого за это попинать. Ну и что делать, конечно.

И знакомится там с барышней, в которую медленно, но верно влюбляется. И она в него тоже. И тут я даже склонна поверить в такую фантастическую ситуацию, поскольку на момент приезда ГГ барышня замужем за вполне себе адекватным физически и неадекватным во всех остальных отношениях истинным фором (читай: самодуром). Понятно, что физической привлекательности ей в жизни уже хватило и мадам мыслит иными критериями. Естественно, Майлз, в первую очередь истинный феминист, вызывает ее уважение, восхищение и, как следствие, влюбленность. Вот это уже вполне реальная ситуация, да. Не то что рисовать супергероинь, которые не знают другого счастья, кроме как кидаться на шею горбатому карлику, пусть и гениальному.

2008-12-01




Статья написана 4 февраля 2010 г. 19:50

Да, не о таком я мечтала, собирая серию и радуясь каждой разнобойной книжечке, то бишь определенно не о жалком миниатюрном приквеле в манере: «А где бы мне еще срубить капусточки?». К сожалению, многие) и даже практически гениальные) западные авторы этим грешат. Взять того же Асприна — грустно, что настолько талантливый человек разменял свой дар на мелкий кайф: а именно на удовольствие издавать писульки жены под своим именем и всякие дописи, которые и литературным текстом признать сложно, не то что творением мастера.

С Маккефри, насколько я понимаю, ситуация похожая. То с сыночком серию дописывает, то Акорну свою недоделанную строгает. Да, мало кто умеет вовремя остановиться. Как говорил Задорнов: «Дяденька, я просил не хлебушка, а на хлебушек. А на хлебушек, дяденька, я люблю мазать икорочку».

Наши авторы все же более идейны, хоть многие тоже бескорыстно любят деньги — взять того же г-на Глуховского. Впрочем, не о них речь.

Всего того, что привлекает в саге о Перне, в этом рассказе-повести нет. Так, конспект о переезде при извержении вулкана, плюс введение в серию дельфинов. Вот тут бы Оккама для отсекания ненужных сущностей... Впрочем, не буду забегать вперед — я Дельфинов Перна еще не читала, так что вполне допускаю, что они могут оказаться достойным повествованием.

Собственно больше сказать нечего. Переезжали быстро, был шторм. Дельфины с нами познакомились, вели себя мило и очаровательно. Были забавны, как им и положено. Но я не очень забавлялась, ибо не верю в мозги дельфинов, вызов духов и еще ряд идиотских явлений. Уме есть наличие абстрактного мышления. А любая абстракция нуждается в инструментах для промежуточного запечатления — хотя бы для общения с такими примитивами, как мы. Так что нет, не верю.

Оценки.

1. Мир хорош, но этого не видать. Остается за кадром все его очарование, что плачевно. В целом мир Перна можно оценить на двадцать из десяти — это один из самых наиболее адекватных и удачно сконструированных миров. Но в данном кусочке этого мира все вовсе не очаровательно. Три.

2. Читабельность тоже вовсе не фонтан. Максимум на ту же тройку и то смогла учитать только потому, что на Перне, как в Санта-Барбаре, я всех знаю. Но вообще там страниц семьдесят, а я их неделю мучила. Отвратительно.

3. Интриги просто нету, поскольку рассказик состоит исключительно из описания переезда. Разве что успеют или не успеют перевезти все грузы до извержения — но, даже если это должно было считаться интригующим, получилось хреново — ужасные последствия не прописаны, да и понятно, что ужасного ничего не произойдет, как ни крути.

4. Герои были бы неплохи, если бы судить о них только по воспоминаниям из Зари Драконов — там все было не так уж плохо и я даже поняла, кто есть кто и вспомнила характеры. Но именно в этом произведении они абсолютно не обозначены. Максимум тройку, и то за попытку придать личностные черты дельфинам в качестве героев.

5. Идея мной обнаружена не была. Впрочем, со мной это случается — вон в обсуждении Гамильтон мне сколько незамеченных идей подсказали. Впрочем, даже после подсказки я в них ничего идейного не обнаружила... Может, и здесь так? Тиллек (вроде он :/) нашел себе невесту, кажись в этом и идея. Невесте за тридцать, а жизнь, мол продолжается. Можно подумать, я в этом сомневалась! Ну, будем считать, что идея. Тройка.

6. Душевность, наличие которой является одним из основных достоинств цикла, в данном произведении никак себя не проявила. Не цепляет. Единица.

7. Погружение очень рядом с душевностью. Впрочем, для меня эти два пункта часто бывают неразделимыми. Вот и не удалось погружение, хоть и плыли мы по морю рядом с дельфинами и даже пытались утонуть. Тоже единица.

Выводы.

В целом можно резюмировать, что не все книги даже очень любимого цикла могут быть одинаково проникновенны. И я по-прежнему презираю стяжателей, да. Нельзя халтурить, если твоя работа — душевная хирургия. Или уволят к чертовой матери, или сменишь аудиторию. А у тех, кто привык потреблять халтуру, денюжков меньше — они подарочное издание не приобретут, да...

Синопсис.

Дальше, наверное, напишу про Буджолд. И да — можно сказать, что я вернулась. Ибо здоровье налаживается (тьфу-тьфу-тьфу), хоть и ожидаются провалы. Потом соберусь с силами и объяснюсь для френдов especially. ;)

2008-11-28





  Подписка

Количество подписчиков: 40

⇑ Наверх