Мюллер заперся в своей резиденции и там оттягивает свой конец…
Вот и я так с этой книгой. Сначала долго откладывала дочитывание, потом – написание рецензии. Так и не дочитала, между прочим. Но все равно сказать есть что, хоть и немного, так что вот мое «фе»:
Мы этого дядю приобрели из-за моей с ним совместной страсти к постапокалиптике. И даже вроде неплохо он ее представляет – вполне соответственно жанру и привлекательно. Хоть и не Кинг, конечно.
Но есть нюанс: книжка просто неинтересная. Читабельная, приключательная, сопереживательная – но! – в сторону отложил и уже не помнишь, что такая была. И не хочется дочитывать. Просто не хочется. Если, например, с классиками бывает так, что текст идет тяжело, но все же хочется узнать, кто там кому в конце концов и каким местом Рабинович – то здесь любопытство у читателя остается мирно дрыхнущим на завалинке.
И это при том, что все законы жанра и литературные приемы аккуратно лежат на своих местах, ружья стреляют в свое время и рояли из кустов не показываются. То бишь вполне все грамотно. Но нет того маленького и сморщенного, что должно быть не только в каждой женщине, но и в каждой книге – изюминки.
Для начала автор представляет утопическую пастораль, где вроде бы все хорошо, за исключением «но» — по достижении определенного возраста всем подросткам одевают на голову металлические шапки, якобы контролирующие поведение – но не особо. Свершают сей свободопротивный акт некие треножники – большие железные хреновины. Это все, что мы про них узнаем за полторы сотни страниц, а дальше я не осилила. Хоть и старалась, честно.
После указанного акта насилия над личностью большинство людей продолжают себе жить дальше, а часть сходит с ума и шатается по свету в виде юродивых. Как оказалось, хитрые изобретатели-революционеры надевают на себя шапки с покойников и шляются так же. Один из таких революционеров подбивает ГГ – естественно, подростка, еще не прошедшего инициацию, — поступить аналогичным образом. Ну, почти. И далее в борьбе за свободу герой будет топать к светлому будущему.
Хорошо отображено подростковое чувство протеста, попавшее на вполне благодатную почву – ну надо же с кем-то бороться! Вот и борется.
Оценки будет очень тяжело выставлять: претензий к книге вообще нет, все хорошо и грамотно, просто неинтересно. Так что я попытаюсь занизить с учетом этого, иначе получится, что книжка замечательная, а это совсем не так.
Оценки.
1. Мир вполне соответствует жанру: пастораль, перемежающаяся остатками городов и истлевшими знаками величия человечества. Вполне адекватно описан переход приключенцев через заброшенный мегаполис: осмотр зданий, предметов, спуск в метро. Все узнавательно и погружабельно. Но все равно чего-то не хватает. Ассоциативно вспомнились Стрелок & Co, когда они спускались под землю договариваться с сумасшедшим монорельсовым поездом... Вот там все было настоящим. И пусть чекнутый поезд – мягко говоря, персонаж, не добавляющий повествованию реальности, — но у старины Стиви он настоящий до отвращения. А здесь так себе городок, на шестерочку.
2. Читабельность хорошая-хорошая. Пока читаешь – все нормально, через абзацы не перескакиваешь, отвлечься не тянет, страницы не перелистываешь. Но все равно неинтересно. Ну, учитывая, что нет ни достоинств, ни недостатков, — серединка. Пять.
3. Интрига, наверное, лучше всего охарактеризовывает неинтересность произведения. Ведь именно она заставляет нас с замиранием сердца пересчитывать оставшиеся страницы и жалеть о том, что книга так быстро заканчивается. И неважно, заключается она в том, чтобы найти убийцу, или догнать корабль, или сидеть с героем взаперти и чего-то ждать… Просто это когда интересно. А Огненный бассейн неинтересен – единица. Пусть автор и старался… Попытки сделать интересно видны. Но они не работают.
4. Герои вполне сопереживательны, друг от друга отличаются, характеры прорисованы. Но и тут чего-то не хватает. Какой-то настоящести, что ли. Как картинка на обложке отличается от реального мира (или даже от его фото или толкового рисунка), так герои отличаются от настоящих – героев ли, людей ли. Четыре за детали – больше не получится.
5. Идея шита белыми нитками, если я ее правильно поняла. Автор умело использует очевидную фобию – как раз недавно о таком приеме в Еслях читала вполне приличную статью (ссылка утеряна ...). Но, если, допустим, тот же Кинг собирает глубинные страхи и по чуть-чуть россыпью разбрасывает по сюжету, то здесь используется один очевидный страх потери контроля над собственной личностью и/или ее частью.
Как бы там ни было, идея имеет место быть, оттого кое-чего заслуживает. Четыре.
6. Душевность, возможно, тоже есть – в сопереживании герою, его противопоставлению себя подконтрольному социуму. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Но не цепляет, сорри. Видно, Кристофер не читал пионерских рассказов, после которых вырабатывается определенный иммунитет от столь грубых попыток заставить читателя сопереживать. На двоечку в лучшем случае.
7. Погружение тоже где-то на два. И то я вроде как сверху наблюдала за происходящим. Все как бы рельефно, но меня там нет.
Синопсис.
Дальше прочла Менял Хейли. Как всегда, хорош, но я ожидала большего.
И еще с башика анекдот в тему (не удержалась):
цитата
ххх: что ты будешь делать, если наступит ядерная зима?
ууу: пойду играть в снежки.
ххх: ЯДЕРНАЯ!!!
ууу: ЩУПАЛЬЦАМИ!!!
(если кому интересно — в ЖЖ можно почитать впечатления от посещения нами киевского концерта Медведеве в 2008 году)
Как наверняка заметно из предыдущих рецензий, я очень неравнодушна к профессионалам, и Крайтон – один из них. Опять же, нельзя отрицать его роль в популяризации не столько науки, сколько всяческих катастроф, бОльшей частью техногенных. Потому что даже набивший оскомину Парк — ни что иное, как трабл именно технического характера: ибо нефиг своими неуклюжими манипуляторами лезть в нежное лоно матери природы. Я, правда, в этом вопросе более склонна согласиться с г-ном Кагановым, который не раз декларировал свое мнение, согласно коему, мать-природа так называемый антропогенный фактор схарчит и не подавится. Вообще, полагаю, наше существование отравляет жизнь исключительно нам же, ну и всяким присоединившимся.
Кстати, моя такая искренняя заинтересованность вкупе с желанием поспорить, явно вытянет душевность повествования на немыслимые высоты – и это правильно. А я вот учила как-то биологию. И химию чуть-чуть – когда еще не теряла надежды получить такое всем нужное верхнее образование, причем именно биологическое. Не смейтесь, но ваша покорная слуга хотела быть не более и не менее, чем ботаником. Здесь бы самое время сказать: «В хорошем смысле этого слова», но даже я сомневаюсь, что у него есть хороший смысл. Но вот в самый интересный момент у меня вылезли финансовые бока и я честно ринулась зарабатывать денюжку – не больно-то поучишься. Но это лирика и мои личные оправдания. Итак, про биологию.
А точнее про то, с чем призывает бороться Крайтон: с тем, что мы можем натворить в биологическо-нанотехническом смысле. Здесь снова хочется сослаться на статейку г-на Каганова про ГМО и послать борцов за чистоту природы не к ней, матушке, а до той самой мамы, с которой нехорошо поступили, как говаривал Севела. Природа скушает и не подавится любой фактор, который мы по дурости в нее выпустим. Вот берем указанный Рой. Сначала была завязка.
А именно: плохая компания (то есть Компания, во как), которая бескорыстно любит деньги – и в этом я ее вполне понимаю, — создает нанохреновины, изначально призванные быть летающей камерой. Видеокамерой в смысле. А к нанохреновинам также наносборщики для хреновин и нанооснова биологического происхождения, откуда сборщики берут кусочки для сборки снова упомянутых хреновин. Вона как. И все это, понятно, заказ Пентагона. Ну где ж еще сидеть врагам, как не там? Но не в йих корень зла, а в жадной компании (Компании), которая, провалив все-таки заказ, из не очень внятных побуждений выпускает наружу всю систему – то бишь основу, сборщиков и хреновины непосредственно. Это и есть Рой. Снаружи, в пустыне – Невада конечно, как же без нее? – Рой дичает, да еще и эволюционирует с немыслимой скоростью – программа, видите ли, у него такая. Тайная программа – несмотря на все приводимые в книге коды, ИМЕННО ТУ программу нам не цитируют. Оно и понятно, а вдруг враги где спрятались, крадутся, а потом будут вредить природе коварно-прековарно, алчно и хищно. Да… А могут ведь.
Все в результате оказывается очень напряженно, жестоко и плохо, хоть и хорошо заканчивается и многозначительно. Только вот меня до сих пор терзает один вопрос: то ли автор протупил, то ли я чего не понимаю. В самом-самом конце все плохие и уже разумные рои гибнут от нарочное вылитых на них ГГ фагов, сильно для роев смертельных. Но интересен сам момент появления упомянутых фагов: их не люди вывели для борьбы с роями, а они сами завелись в чанах, где изначально выводились нанохреновины на потеху Пентагона. Как завелись и откуда взялись – непонятно. Ну да с вредителями всегда так. С паразитами всякими – они ведь всегда берутся именно ниоткуда. В сто раз изолированной подземной лаборатории, ага.
А вот сбежавшие рои, коротающие дни в раскаленной пустыне, а ночи – в пещере под пустыней, поедая трупики, сия чаша минула. Видно, нет в пустыне никаких фагов. Да, и никакие другие паразиты к нанохрени не подкрались. Надо же!
Ладно, будем считать это одной из недоработок автора, которых, видит Бог, у него не так уж много.
Вообще же книга хорошая, вполне на его уровне. Качественная, продуманная и проработанная, душевно проникнутая переживаниями героя и украшенная триллерной напряженкой – особенно порадовал визит героев в убежище роев: как ни крути – Чужой-2.
Оценки.
1. Миры у Крайтона всегда были красивы и реалистичны, что понятно: если взять в качестве примера действительность и населить ее умными, оригинальными людьми и начинить событиями, выходящими за ее рамки, после чего дать этим людям принимать умные, оригинальные решения, не нарушающие (ну или почти не нарушающие) общую картину мира, из этого определенно может кое-что получиться. И получается. Чистая восьмерка – было бы больше, если бы не вышеуказанная несостыковка.
2. Читабельность тоже хороша, но не идеальна, тоже восемь: есть буксовочный отрывочек посередине, когда ГГ приезжает в лабораторию в пустыне: научные объяснения плохо приправлены событиями и понятными аналогиями, отчего повествование скулит и надрывно растягивается. Но ничего, я особо углубляться не стала – общая картина ясна – и спасибо. Как я уже говорила, в том, что касается популяризации чего бы то ни было, Крайтон определенно съел собаку и не одну.
Жаль только, что в данном объяснении присутствовал тот нелицеприятный факт, что автор и сам не очень представлял себе, о чем идет речь. Причем я не о программировании – коды он в жизни видел и имеет представление об их предназначении и даже о функционировании, но вот что касается нанохреновин… Не думаю, что он понимал, что объясняет. Впрочем, это тяжело считать недостатком, поскольку нанотехнологии такого уровня все же являются фантастикой и аналогичны попытке описания фантастом устройства космического корабля, вкупе с детальным устройством двигателя для гиперпрыжков.
3. Интрига тоже всегда удавалась автору хорошо – еще бы, один из самых признанных триллеристов, и совершенно заслуженно признанных. Правда, оригинальную Андромеду я так и не смотрела, но для признания в целом вполне достаточно признания Спилбергом в частности. И правда, Парк — не худшее творение их обоих.
В Рое Крайтон тоже отличился, особенно с упомянутой вылазкой в обитель зла (каламбурчик получился :)) – очень рельефно и таки стремно. Впрочем, перед этим еще одна вылазка имела место быть: беготня по пустыне от мелкой роящейся смертельной хрени. Кстати, очень мило и открывает завесу тайны над чудной сценой из третьей обители, где группка выживших прячется на ровном месте от тучи ворон-зомбей. То бишь понятно, откуда авторы упомянутой сцены ее спионерили.
Однако же, читала я книги и понапряженнее, оттого девятка.
4. Герои, как я уже говорила, более чем. Даже рискну поставить десять. Особенно хорош главный – настоящий до отвращения, начинающий неудачник и удавшийся ботаник, человек, реагирующий на события, но не умеющий их провоцировать и/или создавать.
И тут тоже вспомнились Парковые герои: улепетывающий в джунгли с динозавриками толстяк-предатель, охотник, сам ГГ, создатель всей той белиберды, опять же. А Малькольм – так просто находка, да и Голдблюм отлично справился с ролью. Все отличаются друг от друга, все сопереживательны и неповторимы.
5. Идея – о, здесь есть где развернуться! Как говорил ГГ Дня независимости: «Ну я ведь всегда пытался спасти планету». Думается мне, Крайтон занимается тем же, но преуспел в обратном. Например, благодаря антирекламе ГМО, ясно донесенной до потребителя в том же Парке, мы трескаем пестициды. А Каганов, к сожалению, не настолько популярен, как Крайтон вкупе со Спилбергом, так что еще какое-то время это заблуждение продержится.
К счастью, умничай-не умничай, но у мира свои законы и вкусный дешевый продукт всегда будет более рентабелен, чем невкусный дорогой. Даже если он не настолько полезен, что не вполне соответствует действительности. Впрочем, читайте упомянутую статью.
Но Крайтон старался и хотел как лучше, а Библия вкупе с Карлосом утверждают, что главное – намеренье. Поверим им. Десять за настойчивость, но с минусом за однозначность.
Опять же, я тоже все время спасаю планету – например, не ставлю на НГ елочек и еще кошек мы с любимым все время кормим. Сто грамм корму стоят столько же, сколько автобусный билет, между прочим. Не такого плохого корму, кстати. И пусть елочки для планеты пользительней кошек, но главное и правда – намеренье.
Оттого я и не совсем согласна с Крайтоном: наверное, качественное самоосознание каждого важнее, чем призывы к спасению того, кто в этом не нуждается. Однако, и то, и другое – утопия чистой воды, потому невозможно будет сказать, чья точка зрения вернее.
6. Душевность тоже на десятку – просто комплекс качественно и даже гениально собранных моментов. Хочется спорить, как заметно из рецензии, адреналин во время чтения усиленно выделяется и чувствуешь себя каждым из героев – даже роем. По крайней мере, последней его версией, разумной. Вполне ничего себе идея – всех победить, всех съесть, а после еще и хорошо выглядеть. Прельщает.
7. Погружение на одну ногу, но хромает. Ведь даже если допустить возможность создания описанных нанохреновин, невозможно это сделать при имевшем место быть описании процесса. Пусть бы что-то осталось за кадром. Как я уже говорила, чтобы написать, что корабль ушел в гиперпрыжок, можно, конечно, поразлагольствовать об этих прыжках в целом, но чертеж двигателя приводить не обязательно – особенно если не имеешь ни малейшего представления о его устройстве. Так что больше, чем на семерку, не вытяну.
Синопсис.
Сейчас читаю Кристофера, мастера постапокалиптики, если верить фантлабу. Огненный бассейн – начала читать, потом только усмотрела, что это третья книга в серии. Но вроде она вполне самодостаточна, так что я не очень расстраиваюсь.
И снова все не так плохо, как ожидалось, но не гениально – это понятно. Вообще Сальваторе – лучшее лекарство от неграмотных псевдоумствований, которыми полны нынче прилавки. Работы мысли или даже намека на нее обнаружить у этого автора не удастся, но вполне получится попутешествовать с шиком и не без удовольствия.
Однако же, признаки упадка уже намечаются. Красивые картины, за которые я так ценю Сальваторе, становятся все более банальны и могут быть прокручены в воображении просто воспоминаниями о гении Профессора (ну или – в моем случае – воспоминаниями о том, как меня намучили его нуднейшие разжевывания каждого шага приключенцев). Дзирт приключается динамичнее, но в этот раз без всяких придумок, типа самого Мензоберранзана, Ктулхов, башни из камушка, ворот в сильно готичные подвешенные миры и гильдии крысолюдей.
Все будет попроще.
В мире победившего бобра сидят наши приключенцы в Мифрил Халле, пожинают, так сказать, плоды. И тут обнаруживают пещеры с гоблинами, а там, в этих пещерах, мифрил. Гоблины плохие априори, оно понятно, оттого все убиты и свалены кучками на поедание подземным червям – заботимся, вишь, о подземной фауне, бережем природу, мать нашу.
Но все было куда сложнее: самая добрая сестра Дзирта, которая тоже дочка Закнафейна, все же очень-очень злая, начинает за ним охоту. Почти такая же злая, как дроуновская богиня Ллос – такая себе паучиха, меняющая магию на жертвоприношения. И за свою милость стребовала с сестрички голову Дзирта. Чего ж делать? Приходится добывать. Сестричка снюхивается с наемниками, которые не поймешь плохие ли или хорошие, и разрабатывает план по захвату ГГ. А гоблины, вишь ты, были частью плана.
Вот приключенцы и сунулись в ловушку. Сначала Дзирт с халфлингом, который вовсе не настоящий халфлинг, а маньяк-убийца в маске, да, а потом уже остальная компания. И дальше до конца будут по пещерам приключаться. Новых милых фэнтезюшных сущностей не будет, просто будем наблюдать за происходящим.
К концу будет иметь место быть избыток боев, на которых я уже засыпала, оттого последние страниц двадцать дались мне сложнее, чем вся книга. И, соответственно, убили желание дочитывать тетралогию подряд. Значицца, отложим.
Оценки.
1. Если оценивать весь мир исключительно по этой книге, больше пятерки он не набрал бы, поскольку видится почти вчистую слизанным со Средиземья, т.е. сущностей, явлений и волшебств ни больше, ни меньше. Разве что оружие заклятое есть, но оно еще с предыдущих двух трилогий имеется, да и оно потырено из игры.
2. Читабельность обычно у Сальваторе тоже получше. На шестерочку эта часть эпопеи – засыпалось не сильно, но и дочитывалось с трудом. Радует только грамотность, но уж это-то точно не пропьешь.
3. Интрига недурна, кстати. Автор пытается держать нас в напряжении, создавая постоянные полу- и просто патовые ситуации, где герои, равно как и злодеи, вынуждены бросаться грудью на амбразуру, а амбразура – на них. Так и стоят потом, гневно друг на друга пялясь. Кстати, нам убили варвара, но любимый говорит, что тот наверняка оживет, поскольку про него будет отдельная книжка. И вообще, если кто и будет умирать по ходу серии, то исключительно своей смертью. Все остальные, блин, ввели что-то типа “GOD” и забавляются. И кто я такая, чтоб это осуждать, если я сейчас так Халфу играю?
4. Герои все те же – такое чувство, что автор не может придумать других. Хотя вообще-то да, не может. Это ж придется старых куда-то девать, а низзя. Может, ход с варваром как раз и является попыткой его заменить?
Но замены пока нет, герои все те же. А к ним уже попривыкла, ничего особенно не замечаю. Четыре. И то за главаря наемников, поскольку тот остается величиной неизвестной, оттого хоть немного интересной.
5. Идея на этот раз отсутствует. Или она все та же. Единица.
Это так жестоко, потому что мне кажется, что нельзя эксплуатировать одну и ту же мысль о хорошести седьмую книгу подряд. Все так надо иногда задаваться и другими вопросами, тем более что серия предполагает подростковую аудиторию. Я бы такую книжку дала дитю только если бы была уверена, что взгляды и принципы у данного дитяти уже не перешибить. А то еще зациклит на бобре…
6. Душевность можно чуточку присобачить к интриге, потому как местами все же держит в напряге, но это было бы не очень справедливо. Не прониклась я. Один.
7. Погружение удалось разве что в буквальном смысле – практически всю книгу мы пробродим под землей, не опускаясь (буквально. ;)) до Мензоберранзана. И даже из стен подземелий явно проступет крашеный пластик. Грустно. И немного – единица. Оно и понятно – мир не затягивает, читается так себе, герои не восхищают. Куда нырять-то?
В целом, понятно, этого и ожидали, но, кажись, прав был любимый, когда советовал не покупать дальше Долины. Зато на полочке хорошо смотрится. :)
Синопсис.
Задля закрепления на твердой земле после похождений эльфа читала Рой Крайтона – и не разочарована. В следующий раз об ем и расскажу.
Ну наконец-то я вижу что-то, приближенное к действительности. По крайней мере, в смысле реализма половых отношений, да. К черт-те какому тому длиннющей эпопеи я поверила в девочек Майлза. До того они напоминали вымышленные персонажи, о которых ГГ рассказывает более удачливым друзьям за кружечкой пива.
Итак, действие.
Майлз в роли имперского аудитора, что эквивалентно почти что представителю Всевышнего, прибывает на Комарру для расследовании взрыва на отражателе. Отражатель — такая специально построенная на орбите хреновина, от которой отражается свет звезды и получается светло и тепло. Да, то есть немногочисленные высаженные планетными жителями примитивные растения типа мох могут постепенно наполнять атмосферу кислородом. А живут там все под куполами, такая невезуха. Наружу — только в респираторе. Но тут, как я понимаю, имеет место быть не совсем качественный перевод, поскольку они постоянно проверяют запас кислорода в этих самых устройствах. Но, насколько я помню из занятий по ГО (да, такая я старая), респиратор — эта такая хрень с крутым фильтром, которая отсеивает примеси, а вовсе не поставляет кислород в организм. Правда, в те далекие времена и радиация считалась отсеиваемой респиратором примесью...
Ага, так вот этот отражатель взорвался, и на планете сразу стало темно и холодно, а ведь и так был не курорт. И Майлз расследует, было ли это случайностью или злым умыслом и кого за это попинать. Ну и что делать, конечно.
И знакомится там с барышней, в которую медленно, но верно влюбляется. И она в него тоже. И тут я даже склонна поверить в такую фантастическую ситуацию, поскольку на момент приезда ГГ барышня замужем за вполне себе адекватным физически и неадекватным во всех остальных отношениях истинным фором (читай: самодуром). Понятно, что физической привлекательности ей в жизни уже хватило и мадам мыслит иными критериями. Естественно, Майлз, в первую очередь истинный феминист, вызывает ее уважение, восхищение и, как следствие, влюбленность. Вот это уже вполне реальная ситуация, да. Не то что рисовать супергероинь, которые не знают другого счастья, кроме как кидаться на шею горбатому карлику, пусть и гениальному.
Ну а дальше — как всегда у Буджолд. Чудесный детектив, держащий читателя в напряжении до самой развязки. Ну и глубина переживаний героев, их жизненная и прочие позиции вполне украшают повествование. Будут интеллигентные террористы рассеянные ученые и преданные солдатики СБ. Все вполне харАктерны и рельефны.
1. Мир хорош — как раз тот, в котором я хотела бы жить. Не мечта эскаписта, без готичных колдунов, супергероев в скафандрах и прочей гиперболизированной шушеры. Вполне себе мир будущего, с реальными достижениями и не менее реальными проблемами. Дефектов и недоработок не замечено, равно как и упомянутой гиперболизации. Девять. Потому что немного яркости все же недостает. Если можно так выразиться, совсем уж настоящий мир.
2. Читабельность тоже на девятку — было бы по максимуму, но завязка чуть затянута, как всегда у нее бывает. Но вообще — на одном дыхании и с удовольствием.
3. Интрига там же, где и завязка — хорошо, но долго завязывалось. Хотя держит в постоянном напряжении, очень качественная триллеровская черта, чуть подпорченная некоторой дамскостью. Девять с половиной? ;)
4. Ну можно сказать, что книга почти идеальна, и рассусоливаю я зря. Девятки по всем оставшимся пунктам. Аргументирую:
Герои — потому что действительно суперовские, но бывают лучше — у Доктора, например, у старины Стиви. Но почти идеальные.
5. Идея — тоже. Бороться и искать, любовь опять же и взаимоуважение. А не десять, потому что обычно я предпочитаю не настолько явные идеи, завуалированные что ли.
Например, как мир Геометров у Доктора: по первом прочтении очень возмущалась воспитательной системой. Причем возмущлась долго и не без удовольствия, аргументируя сама себе свою же точку зрения на все лады. Потом поутихомирилась, посмотрела вокруг, и решила, что замысел вовсе не дурен. Пусть, конечно, нет тепла и ласки, но иногда вполне достаточно профессионализма и здравого подхода — в большинстве случаев это лучше, чем инстинкты. В общем, каждый раз, когда я вспоминаю про Геометров и их социальное устройство, я меняю свою точку зрения на их мир. Потому что есть вопросы, суть которых заключается не в поисках ответа, а в обдумывании вопроса. Тогда это было бы десяткой.
6. Душевность у Буджолд разливу дамского и акцента на противопоставлении личности социуму. Не так, конечно, как у Капитана — когда один безнадежно борется с миром, — а толково — я умный, настойчивый, сообразительный и вааще самалуччий, так что всех победю, как ни крути. И побеждает. Но не на десять, настолько не цепляет. Это вам не драконы... ;)
7. Погружение можно сравнить с миром: во все это я верю, но хотелось бы чуточку поярче. Реалии как бы присутствуют, но акцента нет на них. В конце концов никто кроме старины Стиви не опишет мусорную свалку так, что захочется туда попасть. Я не к тому, что действие Комарры происходит на мусорной свалке, а к тому, что Буджолд, конечно, талантлива, но не гениальна. Девять.
Синопсис.
Дальше, наверное, расскажу про Сальваторе, развенчивая миф о недостойном продолжении первой трилогии. Если не передумаю. И снова здоровье мне ножку не подставит.
Да, не о таком я мечтала, собирая серию и радуясь каждой разнобойной книжечке, то бишь определенно не о жалком миниатюрном приквеле в манере: «А где бы мне еще срубить капусточки?». К сожалению, многие) и даже практически гениальные) западные авторы этим грешат. Взять того же Асприна — грустно, что настолько талантливый человек разменял свой дар на мелкий кайф: а именно на удовольствие издавать писульки жены под своим именем и всякие дописи, которые и литературным текстом признать сложно, не то что творением мастера.
С Маккефри, насколько я понимаю, ситуация похожая. То с сыночком серию дописывает, то Акорну свою недоделанную строгает. Да, мало кто умеет вовремя остановиться. Как говорил Задорнов: «Дяденька, я просил не хлебушка, а на хлебушек. А на хлебушек, дяденька, я люблю мазать икорочку».
Наши авторы все же более идейны, хоть многие тоже бескорыстно любят деньги — взять того же г-на Глуховского. Впрочем, не о них речь.
Всего того, что привлекает в саге о Перне, в этом рассказе-повести нет. Так, конспект о переезде при извержении вулкана, плюс введение в серию дельфинов. Вот тут бы Оккама для отсекания ненужных сущностей... Впрочем, не буду забегать вперед — я Дельфинов Перна еще не читала, так что вполне допускаю, что они могут оказаться достойным повествованием.
Собственно больше сказать нечего. Переезжали быстро, был шторм. Дельфины с нами познакомились, вели себя мило и очаровательно. Были забавны, как им и положено. Но я не очень забавлялась, ибо не верю в мозги дельфинов, вызов духов и еще ряд идиотских явлений. Уме есть наличие абстрактного мышления. А любая абстракция нуждается в инструментах для промежуточного запечатления — хотя бы для общения с такими примитивами, как мы. Так что нет, не верю.
Оценки.
1. Мир хорош, но этого не видать. Остается за кадром все его очарование, что плачевно. В целом мир Перна можно оценить на двадцать из десяти — это один из самых наиболее адекватных и удачно сконструированных миров. Но в данном кусочке этого мира все вовсе не очаровательно. Три.
2. Читабельность тоже вовсе не фонтан. Максимум на ту же тройку и то смогла учитать только потому, что на Перне, как в Санта-Барбаре, я всех знаю. Но вообще там страниц семьдесят, а я их неделю мучила. Отвратительно.
3. Интриги просто нету, поскольку рассказик состоит исключительно из описания переезда. Разве что успеют или не успеют перевезти все грузы до извержения — но, даже если это должно было считаться интригующим, получилось хреново — ужасные последствия не прописаны, да и понятно, что ужасного ничего не произойдет, как ни крути.
4. Герои были бы неплохи, если бы судить о них только по воспоминаниям из Зари Драконов — там все было не так уж плохо и я даже поняла, кто есть кто и вспомнила характеры. Но именно в этом произведении они абсолютно не обозначены. Максимум тройку, и то за попытку придать личностные черты дельфинам в качестве героев.
5. Идея мной обнаружена не была. Впрочем, со мной это случается — вон в обсуждении Гамильтон мне сколько незамеченных идей подсказали. Впрочем, даже после подсказки я в них ничего идейного не обнаружила... Может, и здесь так? Тиллек (вроде он :/) нашел себе невесту, кажись в этом и идея. Невесте за тридцать, а жизнь, мол продолжается. Можно подумать, я в этом сомневалась! Ну, будем считать, что идея. Тройка.
6. Душевность, наличие которой является одним из основных достоинств цикла, в данном произведении никак себя не проявила. Не цепляет. Единица.
7. Погружение очень рядом с душевностью. Впрочем, для меня эти два пункта часто бывают неразделимыми. Вот и не удалось погружение, хоть и плыли мы по морю рядом с дельфинами и даже пытались утонуть. Тоже единица.
Выводы.
В целом можно резюмировать, что не все книги даже очень любимого цикла могут быть одинаково проникновенны. И я по-прежнему презираю стяжателей, да. Нельзя халтурить, если твоя работа — душевная хирургия. Или уволят к чертовой матери, или сменишь аудиторию. А у тех, кто привык потреблять халтуру, денюжков меньше — они подарочное издание не приобретут, да...
Синопсис.
Дальше, наверное, напишу про Буджолд. И да — можно сказать, что я вернулась. Ибо здоровье налаживается (тьфу-тьфу-тьфу), хоть и ожидаются провалы. Потом соберусь с силами и объяснюсь для френдов especially. ;)