Ну наконец-то я вижу что-то, приближенное к действительности. По крайней мере, в смысле реализма половых отношений, да. К черт-те какому тому длиннющей эпопеи я поверила в девочек Майлза. До того они напоминали вымышленные персонажи, о которых ГГ рассказывает более удачливым друзьям за кружечкой пива.
Итак, действие.
Майлз в роли имперского аудитора, что эквивалентно почти что представителю Всевышнего, прибывает на Комарру для расследовании взрыва на отражателе. Отражатель — такая специально построенная на орбите хреновина, от которой отражается свет звезды и получается светло и тепло. Да, то есть немногочисленные высаженные планетными жителями примитивные растения типа мох могут постепенно наполнять атмосферу кислородом. А живут там все под куполами, такая невезуха. Наружу — только в респираторе. Но тут, как я понимаю, имеет место быть не совсем качественный перевод, поскольку они постоянно проверяют запас кислорода в этих самых устройствах. Но, насколько я помню из занятий по ГО (да, такая я старая), респиратор — эта такая хрень с крутым фильтром, которая отсеивает примеси, а вовсе не поставляет кислород в организм. Правда, в те далекие времена и радиация считалась отсеиваемой респиратором примесью...
Ага, так вот этот отражатель взорвался, и на планете сразу стало темно и холодно, а ведь и так был не курорт. И Майлз расследует, было ли это случайностью или злым умыслом и кого за это попинать. Ну и что делать, конечно.
И знакомится там с барышней, в которую медленно, но верно влюбляется. И она в него тоже. И тут я даже склонна поверить в такую фантастическую ситуацию, поскольку на момент приезда ГГ барышня замужем за вполне себе адекватным физически и неадекватным во всех остальных отношениях истинным фором (читай: самодуром). Понятно, что физической привлекательности ей в жизни уже хватило и мадам мыслит иными критериями. Естественно, Майлз, в первую очередь истинный феминист, вызывает ее уважение, восхищение и, как следствие, влюбленность. Вот это уже вполне реальная ситуация, да. Не то что рисовать супергероинь, которые не знают другого счастья, кроме как кидаться на шею горбатому карлику, пусть и гениальному.
Ну а дальше — как всегда у Буджолд. Чудесный детектив, держащий читателя в напряжении до самой развязки. Ну и глубина переживаний героев, их жизненная и прочие позиции вполне украшают повествование. Будут интеллигентные террористы рассеянные ученые и преданные солдатики СБ. Все вполне харАктерны и рельефны.
1. Мир хорош — как раз тот, в котором я хотела бы жить. Не мечта эскаписта, без готичных колдунов, супергероев в скафандрах и прочей гиперболизированной шушеры. Вполне себе мир будущего, с реальными достижениями и не менее реальными проблемами. Дефектов и недоработок не замечено, равно как и упомянутой гиперболизации. Девять. Потому что немного яркости все же недостает. Если можно так выразиться, совсем уж настоящий мир.
2. Читабельность тоже на девятку — было бы по максимуму, но завязка чуть затянута, как всегда у нее бывает. Но вообще — на одном дыхании и с удовольствием.
3. Интрига там же, где и завязка — хорошо, но долго завязывалось. Хотя держит в постоянном напряжении, очень качественная триллеровская черта, чуть подпорченная некоторой дамскостью. Девять с половиной? ;)
4. Ну можно сказать, что книга почти идеальна, и рассусоливаю я зря. Девятки по всем оставшимся пунктам. Аргументирую:
Герои — потому что действительно суперовские, но бывают лучше — у Доктора, например, у старины Стиви. Но почти идеальные.
5. Идея — тоже. Бороться и искать, любовь опять же и взаимоуважение. А не десять, потому что обычно я предпочитаю не настолько явные идеи, завуалированные что ли.
Например, как мир Геометров у Доктора: по первом прочтении очень возмущалась воспитательной системой. Причем возмущлась долго и не без удовольствия, аргументируя сама себе свою же точку зрения на все лады. Потом поутихомирилась, посмотрела вокруг, и решила, что замысел вовсе не дурен. Пусть, конечно, нет тепла и ласки, но иногда вполне достаточно профессионализма и здравого подхода — в большинстве случаев это лучше, чем инстинкты. В общем, каждый раз, когда я вспоминаю про Геометров и их социальное устройство, я меняю свою точку зрения на их мир. Потому что есть вопросы, суть которых заключается не в поисках ответа, а в обдумывании вопроса. Тогда это было бы десяткой.
6. Душевность у Буджолд разливу дамского и акцента на противопоставлении личности социуму. Не так, конечно, как у Капитана — когда один безнадежно борется с миром, — а толково — я умный, настойчивый, сообразительный и вааще самалуччий, так что всех победю, как ни крути. И побеждает. Но не на десять, настолько не цепляет. Это вам не драконы... ;)
7. Погружение можно сравнить с миром: во все это я верю, но хотелось бы чуточку поярче. Реалии как бы присутствуют, но акцента нет на них. В конце концов никто кроме старины Стиви не опишет мусорную свалку так, что захочется туда попасть. Я не к тому, что действие Комарры происходит на мусорной свалке, а к тому, что Буджолд, конечно, талантлива, но не гениальна. Девять.
Синопсис.
Дальше, наверное, расскажу про Сальваторе, развенчивая миф о недостойном продолжении первой трилогии. Если не передумаю. И снова здоровье мне ножку не подставит.
2008-12-01