Мюллер заперся в своей резиденции и там оттягивает свой конец…
Вот и я так с этой книгой. Сначала долго откладывала дочитывание, потом – написание рецензии. Так и не дочитала, между прочим. Но все равно сказать есть что, хоть и немного, так что вот мое «фе»:
Мы этого дядю приобрели из-за моей с ним совместной страсти к постапокалиптике. И даже вроде неплохо он ее представляет – вполне соответственно жанру и привлекательно. Хоть и не Кинг, конечно.
Но есть нюанс: книжка просто неинтересная. Читабельная, приключательная, сопереживательная – но! – в сторону отложил и уже не помнишь, что такая была. И не хочется дочитывать. Просто не хочется. Если, например, с классиками бывает так, что текст идет тяжело, но все же хочется узнать, кто там кому в конце концов и каким местом Рабинович – то здесь любопытство у читателя остается мирно дрыхнущим на завалинке.
И это при том, что все законы жанра и литературные приемы аккуратно лежат на своих местах, ружья стреляют в свое время и рояли из кустов не показываются. То бишь вполне все грамотно. Но нет того маленького и сморщенного, что должно быть не только в каждой женщине, но и в каждой книге – изюминки.
Для начала автор представляет утопическую пастораль, где вроде бы все хорошо, за исключением «но» — по достижении определенного возраста всем подросткам одевают на голову металлические шапки, якобы контролирующие поведение – но не особо. Свершают сей свободопротивный акт некие треножники – большие железные хреновины. Это все, что мы про них узнаем за полторы сотни страниц, а дальше я не осилила. Хоть и старалась, честно.
После указанного акта насилия над личностью большинство людей продолжают себе жить дальше, а часть сходит с ума и шатается по свету в виде юродивых. Как оказалось, хитрые изобретатели-революционеры надевают на себя шапки с покойников и шляются так же. Один из таких революционеров подбивает ГГ – естественно, подростка, еще не прошедшего инициацию, — поступить аналогичным образом. Ну, почти. И далее в борьбе за свободу герой будет топать к светлому будущему.
Хорошо отображено подростковое чувство протеста, попавшее на вполне благодатную почву – ну надо же с кем-то бороться! Вот и борется.
Оценки будет очень тяжело выставлять: претензий к книге вообще нет, все хорошо и грамотно, просто неинтересно. Так что я попытаюсь занизить с учетом этого, иначе получится, что книжка замечательная, а это совсем не так.
Оценки.
1. Мир вполне соответствует жанру: пастораль, перемежающаяся остатками городов и истлевшими знаками величия человечества. Вполне адекватно описан переход приключенцев через заброшенный мегаполис: осмотр зданий, предметов, спуск в метро. Все узнавательно и погружабельно. Но все равно чего-то не хватает. Ассоциативно вспомнились Стрелок & Co, когда они спускались под землю договариваться с сумасшедшим монорельсовым поездом... Вот там все было настоящим. И пусть чекнутый поезд – мягко говоря, персонаж, не добавляющий повествованию реальности, — но у старины Стиви он настоящий до отвращения. А здесь так себе городок, на шестерочку.
2. Читабельность хорошая-хорошая. Пока читаешь – все нормально, через абзацы не перескакиваешь, отвлечься не тянет, страницы не перелистываешь. Но все равно неинтересно. Ну, учитывая, что нет ни достоинств, ни недостатков, — серединка. Пять.
3. Интрига, наверное, лучше всего охарактеризовывает неинтересность произведения. Ведь именно она заставляет нас с замиранием сердца пересчитывать оставшиеся страницы и жалеть о том, что книга так быстро заканчивается. И неважно, заключается она в том, чтобы найти убийцу, или догнать корабль, или сидеть с героем взаперти и чего-то ждать… Просто это когда интересно. А Огненный бассейн неинтересен – единица. Пусть автор и старался… Попытки сделать интересно видны. Но они не работают.
4. Герои вполне сопереживательны, друг от друга отличаются, характеры прорисованы. Но и тут чего-то не хватает. Какой-то настоящести, что ли. Как картинка на обложке отличается от реального мира (или даже от его фото или толкового рисунка), так герои отличаются от настоящих – героев ли, людей ли. Четыре за детали – больше не получится.
5. Идея шита белыми нитками, если я ее правильно поняла. Автор умело использует очевидную фобию – как раз недавно о таком приеме в Еслях читала вполне приличную статью (ссылка утеряна ...). Но, если, допустим, тот же Кинг собирает глубинные страхи и по чуть-чуть россыпью разбрасывает по сюжету, то здесь используется один очевидный страх потери контроля над собственной личностью и/или ее частью.
Как бы там ни было, идея имеет место быть, оттого кое-чего заслуживает. Четыре.
6. Душевность, возможно, тоже есть – в сопереживании герою, его противопоставлению себя подконтрольному социуму. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Но не цепляет, сорри. Видно, Кристофер не читал пионерских рассказов, после которых вырабатывается определенный иммунитет от столь грубых попыток заставить читателя сопереживать. На двоечку в лучшем случае.
7. Погружение тоже где-то на два. И то я вроде как сверху наблюдала за происходящим. Все как бы рельефно, но меня там нет.
Синопсис.
Дальше прочла Менял Хейли. Как всегда, хорош, но я ожидала большего.
И еще с башика анекдот в тему (не удержалась):
цитата
ххх: что ты будешь делать, если наступит ядерная зима?ууу: пойду играть в снежки.
ххх: ЯДЕРНАЯ!!!
ууу: ЩУПАЛЬЦАМИ!!!
(если кому интересно — в ЖЖ можно почитать впечатления от посещения нами киевского концерта Медведеве в 2008 году)
2008-12-21