| |
| Статья написана 9 июня 2010 г. 15:32 |
Меньше семидесяти страниц мне осталось, когда я поняла, что ниасилю ЭТО даже под дулом пистолета. Про неудачный роман хоть в жизни, хоть на бумаге всегда можно сказать: «А как все хорошо начиналось!». Полкниги улетело в момент, а потом я забуксовала. Сильно радовал восточный антураж, к которому меня почему-то тянет в последнее время, а кроме этого – фактически ничего. Справедливости ради надо заметить, что книга все же лучше предыдущей, но все равно очень и очень затянуто. По предварительно прочитанным отзывам ожидала немяряно морализаторства, как было в Боге-императоре, и псевдофилософских рассуждений, столь любимых Гербертом и четко обеспечивающим ему подростковую аудиторию, но их было вовсе не так много. Вполне динамичное повествование, но, если можно так выразиться, затянута сильно эта динамика. Т.е. вроде количество событий относительно количества страниц вовсе не так мало, но вторая половина книги настолько уже вымучена, что читать это практически невозможно. Недостатки все те же: автор немыслимо множит сущности и очень много об этом говорит. И при этом создается впечатление, что и у автора картина мира в голове не укладывается. Невольно вспоминается Упорядоченное, где все ясно и понятно, несмотря на кажущийся межмировой бардак. Хотя любимый говорит, что нечего из драки двух деревень делать битву мировых масштабов. Это он вообще в Капитанский огород камнем метит, но про Герберта вполне можно сказать все то же самое, да еще и деревни эти висят в воздухе и непонятно как соотносятся географически и кто кому там каким местом Рабинович. Или Герберту надо было как Дюма карточки заводить на персонажей (ну и на места, религии, организации и прочая, и прочая – чего Дюма не делал, как я понимаю), или он ждал, что эти карточки каждый читатель сам для себя заведет? Возможно, лет двадцать тому я бы и учинила подобную глупость – мне тогда и Профессор нравился, — но сейчас я все же полагаю, что объяснять что к чему в книге – именно задача автора. Максимум, о чем должен задумываться читатель, это об идее. Ну и о том, кто убийца, не шофер ли? ;) – то бишь об интриге. А в Еретиках вопросов много, но все они являются торчащими из книги неупрятанными концами: например, решит ли в конце концов автор, что из себя представляют Бене Тлейлаксу? Или: какого ж черта персы вырождаются, а Атрейдисы процветают? Кстати, кто не знает, тех же персов иногда следует вязать с матерыми дворовыми кошаками, иначе филидиперсовое персидское потомство мрет через одного. Еще мне по-прежнему неясен вопрос с гхолой Дункана Айдахо – но это никому не ясно. Иногда я смутно подозреваю, что это и есть Кицум… :)))))) Плакаю… Из Лето Атрейдиса, мутировавшего в конце позапрошлой книги в червя, аффтар сделал Пророка. Подозреваю, это Мухаммед реинкарнировался. И почему-то вдруг на эту должность его посмертно назначают тлейлаксианцы. В общем, грустно все. Попробую пересказать в двух словах: нового гхолу Бене Гессерит будет пытаться скрестить с потомком героини прошлой книги, которая является потомком Атрейдисов. Сплошные пересекающиеся линии, блин. Сколько ж там дурной наследственности вылезет через рецессивнывные аллели! Причем к той пятьсот-какой-то странице, до которой я дочитала, мне было без разницы, скрестят таки или нет – лишь бы это поскорее кончилось. Да, а тлейлаксианцы будут пытаться гхолу убить, хотя сами его и сделали. Девочка, для которой он, собственно, и создавался и с которой вроде как будет делать детей, осознает себя повелительницей червей и полкниги издевается над священниками Арракиса, который теперь Ракис. А Бене Гессерит к концу книги показывает священникам кукишь и забирает девочку себе. Ну для скрещивания, понятно. Извращенки, епть.
Ну и чем законилось – я не знаю. И уже даже знать не хочу – так надоело. Оценки. 1. Достоинства мира Дюны умалить невозможно, это действительно одна из лучших вселенных, в которых мне довелось побывать. К сожалению, картину портит неуверенность автора в устройстве его собственного мира, оттого девять. 2. Про читабельность уже все сказано: до двухсотой страницы это было где-то на семерку, а к пятисотой сползло к нулю. Итого два-три получается, не больше. Не могу не признать, что есть захватывающие моменты, но и они к собственной кульминации сильно испорчены экзистенциальностью. Например, классного чувака, который охранял гхолу, похитили враги. Кто враги – я так и не просекла, но это не суть. В общем, пытают они его механической штукой, призванной считывать сознание, а он, значицца, от боли переходит на какой-то другой, определенно высший уровень homo sapiens-a. Даже Кастанеда так не углублялся, чтоб аудиторию не растерять, и правильно делал. Такие отступления, за исключением подростков, любят только готичные барышни забальзаковского возраста, а они сайфай не читают. 3. Интрига так размазана по страницам, что полностью теряет свою привлекательность в процессе прочтения. Не больше трех. 4. Герои были бы недурны, если бы их не по одному лекалу выкраивали. Все какие-то тоже суперэкзистенциальные. А бабы, которые Бене Гессерит, так просто одинаковые – только именами и отличаются. Тоже три. И то за тлейлаксианца. 5. Идея, безусловно, присутствует и является сутью произведения – как во всех опусах Герберта. Только я из его идей уже выросла, оттого по достоинству оценить не могу. Но он и правда старался, это видно, оттого все та же тройка с натяжкой вполне получится. 6. Душевность мне показалась чуть ли не отрицательной величиной – с внутренним миром героев, равно как и с их чаяньями, я на одну волну не попадала. Сильно цели гипотетические у персонажей. Даже постоянно упоминаемый Золотой Путь, к которому стремился в прошлой книге Лето, и который, как я понимаю, можно считать проложенным, оставил меня совершенно равнодушной в силу собственной абстрактности. Один. 7. А вот с погружением дело обстоит чуть получше. Ну по причине качественной вселенной, это понятно. Там интересно и потому туда хочется. Оттого, что особо не верится, получается похуже, но где-то на пятерку вполне. Синопсис. Сейчас читаю Волчью Звезду Малинина. Вроде как это про один из миров Проклятия Аримана, оттого ожидала чего-то стоящего. Но, кажись, ошиблась. Чудак славно себе юродствовал, а теперь вот решил писать относительно серьезно, явно работая над языком повествования, для реалиьзму, видимо. И зря.
2009-06-02
|
| | |
| Статья написана 9 июня 2010 г. 15:24 |
… или «Достану любую организацию. Письменно, лично, а также по телефону. Пенсионер И. И. Козлов.» В силу бесконечных колясочных прогулок пришлось мне вернуться к МДС-у. И то, не очень я люблю воспринимать книги на слух, оттого включаю плеер редко, совсем под настроение. Любимый залил мне туда разных рассказов, чтоб, значит, заодно и самообразование повышать на предмет незнакомых авторов. И, думается мне, хорошо, что я его редко слушаю, а то наш книжный покупочный список поправлялся бы быстрее меня. :) Эллисона добавим в этот список по впечатлению от одного рассказа. Я с Буджолд так познакомилась – послушала Плетельщицу снов и купила весь Барраярский цикл. Пока что не пожалела. Жаль только, Эллисон не шибко переводился, да и издавался не очень. Ну ничего, на то есть букинисты. Когда-то же я до них доеду… Пусть только Софочка хотя бы сидеть начнет, сразу начнем приучать дите к прекрасному, то бишь к рытью в книжных развалах. :D Главное достоинство автора, как для меня, это возможность попасть с ним на одну волну. То есть Эллисон – склочный, желчный, скандальный маленький засранец, твердо убежденный в своем превосходстве над человечеством и полный готовности доказывать это превосходство всем и каждому. И не просто доказывать, а упиваться процессом. Да, господа и дамы, это я. Рассказ носит автобиографический характер, если только автор его не придумал. Но скорее нет, чем да. И он о войне с мельницами. Нет, даже более того, он о победе над мельницами. Притом уже где-то с половины понимаешь, что потом будет интересная развязка и мораль. И таки да – их есть у нас. Оценки. 1. Мир наш, чего тут говорить. Разве что про отображение его глазами автора – игрушечного солдатика с натуральной бомбой. За отображение – десятку. 2. Читабельность, или, сокрее, слушабельность – на отлично, то бишь тоже на десятку. Сначала тяжело вникнуть, тем более – на слух, у меня всегда так, но где-то через пару минут уже за уши не вытащить. 3. Интрига десять. Ну как по мне, так по всем пунктам столько будет. Просто интересно, что будет дальше. Мы на половине рассказа побежали кормиться, так я потом три дня страдала, пока смогла дослушать. Даже звонила любимому на работу, чтоб он мне распечатал, а у них с принтером проблемы. Очень было обидно. 4. Герой, собственно, практически один – главный. Рассказ-то про себя и от себя. Остальные так, исключительно для быстрой иллюстрации идеи, но оттого не менее живые и настоящие. 5. Идея сильно скрещена с интригой и осознается при прочтении. А нет хуже спойлера, чем идейный, оттого читайте/слушайте сами. Может, кто по-другому поймет. 6. Душевность в лице сопереживания автору, он же ГГ – зашкаливает. Практически влезаешь в его шкуру. 7. Погружение соответственно. Если уж я пишу рецензию на короткую форму, так это само по себе показатель. Я вообще не очень люблю это занятие, и пишу исключительно задля поумничать и, возможно, помочь кому-то прочесть или не читать какую-то книгу. Книгу из моего репертуара, что важно. Потому что рецензий вообще в нете хватает, на том же рубуксе, но там ведь репертуарчик офисного планктона, что грустно. Редко когда что толковое всплывет… А послушать отсюда можно. Синопсис. Да, и я все еще читаю Еретиков Дюны. Как я уже говорила, идет здорово, но где ж его взять столько времени? Сегодня вон у нас снова были ночные гуляния, теперь отсыпаемся, вот и появилась минутка. Это к тому, что не судите строго – всего два часа я спала. И еще полтора вечером. Такие дела… 2009-05-05
|
| | |
| Статья написана 14 мая 2010 г. 13:12 |
Идея космической БСП и зверушек тамошних с детства вызывала у меня дикий восторг. Ну где бы еще было впихнуто столько забавных и хороших, хоть и сложных, инопланетян? Описанных вполне детально, но без лишних умничаний? Мечта подросткового воображения! Жаль только, что мои впечатления от последней книги цикла оставляли желать лучшего – оттого так долго и тянула с продолжением. Ну ничего, то ли Уайт исправился, то ли мой эскапизм совершил очередной рывок, но книжка произвела вполне себе приятное впечатление. Нет, запоем я ее не проглотила, да и вообще с запоями у меня некоторая напряженка сейчас ;), но вполне удобоваримо и раздражения не вызывает. Как всегда, наш бессменный герой Конвей будет решать почти невозможные инопланетянские проблемы. И в процессе продвигаться по служебной лестнице. В начале хитрый и коварный, а также бессменно очаровательный Главный психолог госпиталя отправит ГГ отдыхать на невнятную планету, где тот будет искать корни проблемы, мешающей развиваться ее населению. Корни-то он найдет, но в рамках книги не поможет. I will be back – там концовка такая будет: начинаем помогать. В процессе помощи туземцам героя чуточку угадает местная целительница, оттого он сам временно станет пациентом и будет доставлен в госпиталь. Там решит массу глобальных же проблем – ни много ни мало, каждая в рамках отдельно взятой расы. То бишь совсем благодетель наш получается. Слишком гладко, но в целом приятно. Из-за указанной прилизанности весь цикл можно отнести к детскому чтению. Да и язык довольно простой – не Диккенс, нет. Опять же, отсутствие плохих персонажей и почти беспрестанный хэппи энд приближают Уайта к Булычеву. Хотя, конечно, дедушка вовсе не так добр, как кажется, но по общим впечатлениям вполне сравнимо.
Оценки1. Мир представлен хорошо, зверушки милы и разнообразны – как я уже говорила. Уже, правда, чуть набило оскомину, но если в восприятии будет участвовать детская непосредственность вместо нудной взрослой придирчивости, то минимум восьмерка получится. 2. Читабельность тоже не дурна, хоть и не Доктор, конечно, нет. Тоже твердая восьмерка. 3. А вот с интригой большая напряженка. Повествование избыточно размеренное и накала страстей не наблюдается, хоть автор и старался. На самом деле даже странно, как можно ухитриться так монотонно описать работу межзвездной неотложки. Та же Скорая помощь явно выезжает исключительно за счет динамики – а там ведь все люди с самыми обычными болячками – ничего особенного. А здесь вроде и пациенты удачные, и болезни у них более чем экзотические, а накал отсутствует. Там сцена есть, где ГГ в качестве начинающего диагноста контролирует несколько одновременно выполняемых операций. Естественно, блещет недюжинной эрудицией, являет чудеса хирургии и нестандартного мышления. Вроде что может вызвать у читателя больше переживания, чем жизнь нескольких очаровательных существ, висящую на волоске, а не тут то было. ГГ все же избыточно прокачан, оттого в хэппи энде сомнений не возникает. Скучновато. Кстати, диагност – это такой высокий чин в иерархии госпиталя, который обозначает условно вменяемого доктора, способного носить в голове до десятка записей мозга специалистов других рас. Понятно, что это сильно помогает в лечении, но сильно мешает в жизни. У всех этих записей есть свое мнение о комфорте, красоте, вкусе пищи и так далее. Оттого диагносты так круты – надо иметь сильно здоровую психику, чтоб эдакое выдержать. Образы получаются более чем милые и вполне удачно изображенные. Но это скорее про героев. 4. Повторю, что ГГ прокачан избыточно, а второстепенные персонажи избыточно же привлекательны и положительны. А если и отрицательны, то исключительно в силу переносимых страданий, от которых ГГ их по ходу избавляет. Из-за гипертрофированной слащавости, даже со скидкой на детскую аудиторию, больше пятерки героям не поставишь. 5. Идея все та же, что ли? «За мир во всем мире»? И герои, видимо, были поставлены исключительно для иллюстрации того, что незачем искать врагов, раз и так проблем хватает? И тогда все будут счастливы? Мило, но недостоверно. Три. 6. Душевность вроде должна присутствовать, но я не прониклась. Не хотелось бы тонуть в банальностях, но для удачного изображения белого всегда приходится использовать черный. Иначе белизна очень относительна. Я не прониклась. Тоже три. 7. Погружение чуть лучше, особенно первая часть, где ГГ пытается решать проблему отдельно взятой планеты. Впрочем, с планетами у него всегда недурно получалось. Но те самые корни проблемы оказались слишком банальны и не очень верится, что без специалиста из Космического госпиталя аборигены бы ни в коем случае не справились. Но все равно абстрагироваться от реальности частично получается, оттого пять. Синопсис. Сейчас читаю пятую Дюну, Еретиков. Как ни странно, нравится. По динамике ближе ко второй и третьей, так что читать можно даже не без удовольствия. Правда, сначала хотела еще на рассказ из МДС-а рецензию написать – Харлан Эллисон, О гневе и мести. Если вдруг не напишу, просто читайте сам рассказ, отпадная штука. Особенно в исполнении Коппа. Да, пожалуй даже лучше будет послушать. ЗЫ: Понятно, что исполнение моих обещаний сейчас не от меня зависит, так что могу и пропасть надолго… Но я постараюсь хоть иногда возвращаться. ;)
2009-05-04
|
| | |
| Статья написана 7 мая 2010 г. 19:02 |
Помнится, на лите некода усиленно обсуждалось, являются ли читатели фантастики, а уж тем более – фэнтази, — эскапистами. И я, кажись, даже встала на сторону тех, кто эскапизм в чтении отрицал чуть ли не в принципе. Так вот, я сильно ошибалась. Успешные, довольные жизнью люди читают без удовольствия. И рефлексируют, рассуждают о прочитанном, изыскивают ляпы, пишут рецензии ;), да… Это те, кому не требуется убегать. С одной стороны это хорошо, конечно, а с другой – вкус к прочитанному забит оскоминой от реальности и кайф уже не тот. Накормите сытого и накормите голодного – у них определенно будет разница в ощущениях. Как бы здорово не кормили. Человек, нуждающийся в других мирах, чувствует их полнее. В общем, полку эскапистов прибыло – прошу любить и жаловать. Очень мне хочется куда-нибудь сбежать. Кстати, обещанную голову прекрасного принца не рецензировала, ибо а) сил не было, б) дерьмо это. ИМХО. Но! Сейчас даже такая бяка вполне могла бы мне понравиться. Ибо очень хочется куда-нибудь сбежать. И уже не суть важно – куда. Стоит ли говорить, что в мирах Капитана эскапистам хорошо? И пусть любимый называет Землю без радости книгой, для цикла бессмысленной, но как там красиво и необычно! Собственно, вся серия особо смыслом не наделена, и пусть перумисты забрасывают меня тапочками, — но как же там красиво! Пожалуй, Капитан второй после Кука в смысле эстетической идеализации зла. Нет, Зла. Вроде оно, конечно, злое и оттого сильно плохое, но какое красивое! И никакой готичности, да, чистая фэнтезюха. А в Земле еще и зверушек видимо-невидимо всяких, страшных таких, описанных не то чтоб подробно, оставляющих часть себя воображению читателя. А читатель много чего может додумать, причем каждый – своего. Хошь анимашками, хошь графикой – разве эскаписту преграда недостаток описания? Ладно, это так, первый из двух мелких камушков в огород книжки. Но деталировка ужастиков пусть останется для авторов хоррора, оттого и камушек-то так, песчинка. Мы сами себе довообразим чего надо. И чего не надо тоже. :) Перед вторым камушком чуть расскажу про книжку. Оно, понятно, утопия – читай: а кто это не был в мирах Упорядоченного, а? – но я попробую. Есть отдельный мир, кусочек Хьёрварда, на севере которого сильно буйствует непонятно кем созданная Орда – много разных злобных нереальных тварей. Нереальных – потому что исключительно зло ради зла. Это «а». И «б» — если б не были твари наколдованы злобным колдуном, передохли бы с голоду давным-давно, ибо экосистема хищником сонмами не плодит и не выдерживает – хоть какие они волшебные не будь. Энного количество разнообразных героев так или иначе и по разным причинам отправляются эту самую Орду искоренять. Героев числом до десятка связывают разные, частично родственные, узы. Санта-Барбара чистой воды. Скайвокеры и Дарты Вейдеры. Но зато отслеживается судьба персонажей из первых двух книг трилогии и дается расклад на будущее, для Хранителя Мечей. А в Капитанских эпосах без этого не обойтись, ибо пантеон и иже с ним (то бишь колдуны и прочие претендующие) запутаны хуже, чем толпы любовей в мексиканском сериале. Ага, так вот о втором камушке. Она из главных героинь, к концу перекочевавших в промежуточные, существует в странной эльфийской реальности. В смысле – в реальности, странной для эльфов. Барышни у них опосля реализации детородной функции один (максимум два) раза, «уходят вниз», то бишь становятся огромными страшными склизкими монстрами и реально уходят вниз, под город. «На лицо ужасные, добрые внутри.» Странно другое – при таком раскладе а) обязательно будет наличествовать поклонение прекрасному полу, а героиню по ходу чуть не прибили свои же, и б) в обществе одни мужики останутся, а уж даже очень изысканные эльфийские мачо как-то с токсикозом бороться все же должны, а проблема не обозначена. Не говоря уже о том, что не решена.
Но такие ляпы вполне можно считать мелочами – просто мое биологическое самообразование становится на дыбы при наличии конкретно биологических ляпов. Эх, я себе представляю, что почувствовал бы лингвист, почитав мою рецензию… А вообще – красиво, сказочно, читабельно. ИМХО, перебор с половыми отношениями и размножением, но книга-то ранняя, оттого простительно. Просто если у Гамильтон упор на продолжении рода – оно понятно, а для мужика-фэнтезюшника чуть странно это. Но вполне допускаю, что это у меня личное – в смысле – аллергия на продолжение рода. ;) Оценивать мэтра занятие однозначно зряшное, но я рискну. Оценки. 1. Один из миров Упорядоченного, Хьёрвард, как и все миры Капитана, а равно части миров – на твердую десятку. За тварей Орды можно бы еще плюсик, да и за чародейство, как всегда. Красиво, хоть и не всегда логично, но на то и фэнтезюха. 2. К читабельности у меня чуть повысились требования по причине личной издерганности. Тяжело вникать в текст, если каждую минуту ждешь оглушающих криков, оттого текст должен быть суперовым. Капитанский вполне можно отнести к таковым, но исключительно в условиях мирного времени. Мне немножечко не хватило в тексте эмоциональности, которая помогла бы абстракироваться от реалий. Девять. 3. Интрига хороша, хоть и невероятно запутана. Избыток действующих лиц вызывает желание чертить схемки, как у Дюма, с обозначением связей между персонажами. Особенно если учитывать отношения вне книги – кто там кому какой рабинович в рамках цикла. Но интереса это не убавляет, несмотря на мои предыдущие два прочтения – все равно все забыла. Даже наоборот – хорошо, что народу много, просто сосредоточиться тяжело. Я все таки сторонник отсекания лишних сущностей – хотя бы время от времени. По этой причине – девятка. 4. Герои картиночные конечно, но это тоже штамп фэнтези, а картинки красивые. Особенно барышня меня проперла, которая потом в монстрика превращается. А вот со сверхсущностями я запуталась. Предыдущих помню, ту же Ялини, а вот Губитель непонятный, какой-то Темный, но хороший супермаг, еще народ, мельтешащий в кадре – не вызывают никаких ассоциаций. Многовато их, многовато. Оттого страдает глубина отображения личности, так что все же восемь. 5. Перумисты определенно чем-нибудь меня забросают, но с идеями у Капитана не шибко. Точнее, их есть, но они сильно повторяются, оттого вязнут в зубах и, если обращают на себя внимание, то только как на неудобство. Я идеи не обнаружила. Возможно, в силу затурканности, но неисключено, что за неимением. Разве что сильно уж копаться в тексте и изыскивать. Ну, например, можно сказать, что долг красиво обозначен – той самой барышней ГГ и еще хуторским начальником. Непонятно только, красиво «да» или красиво «нет». Зная Капитана, скорей всего «да», а по мне – так «нет». То бишь тот же патриотизм ничего, кроме отвращения, у меня не вызывает. Так что это уже мои изыски. Но изыскивать определенно есть из чего, оттого где-то на четыре можно вытянуть. Идеи просто детские какие-то… Впрочем, и книги не больно взрослые. ;) 6. Душевность зашкаливает, сопереживание тоже, споры душевные имеют место быть. В смысле: а я бы вот вот так вот и еще так, а здесь совсем по другому. Эх… Это к идее отношения не имеет, просто ситуации и герои очень цепляют, оттого книгой проникаешься. Но бывало и лучше, если честно – у того же Доктора, например. Оттого девять. 7. Прячьте акваланги, и без них погружение на десятку. Выныривать не хочется, воздух присутствует, давление не беспокоит – вроде на глубине, а аки по суху. Десять и бурные аплодисменты. Но опять же есть «но» — возможно, это не адекватная оценка, а тоже мой эскапизм. Впрочем, Капитан есть Капитан и переоценить его тяжело. Синопсис. В дальнейшем писать таки буду не очень часто, потому что и читаю мало, и писать времени нету. Это сегодня Софочка не спала до четырех утра, оттого дрыхнет днем. А я не дрыхну, вот и пишу… И то фиг бы меня тут сейчас было, просто доктора мы ждем, оттого бдю. Понятно, что будет дальше – неведомо. Вообще читаю энный Космический Госпиталь Уайта (кажись, шестой) – Звездный врач. Ничего так идет, лучше, чем предыдущий. Сильно подозреваю, что дело здесь вовсе не в таланте автора, а в том факте, что сильно мне хочется сбежать от Софочки хоть куда-нибудь.
2009-04-23
|
| | |
| Статья написана 28 апреля 2010 г. 18:54 |
Если меня спросить, что такое настоящее фэнтези, как мне это представляется, я, конечно, назову Летописи разлома. Потому что, несмотря на всю свою гротескность (без которой, кстати, редко обходится этот жанр), вещь немыслимо красивая и даже не безыдейная. Через всю серию белой нитью явно проходят две основные, столь любимые Капитаном идеи: «Стоит ли жизнь одного ребенка жизни тысячи детей?» и все о том же жестком противопоставлении личности социуму. Но это – настоящее фэнтези. Особенно это противопоставление, сильно близкое целевой аудитории, потому что какой же подросток не борется с обществом? Но если меня спросить, что такое настоящее темное фэнтези, я назову Черный отряд. Вся мыслимая готичность – в хорошем смысле этого слова, – и все очарование темной стороны – их здесь есть. Человечность зла, равно как и добра уравнивает обе величины, сглаживая углы. Раз уж они воюют между собой, укладывая на алтари огромные армии, то так ли уж велика разница между ними? Она в том, что добро убого и непривлекательно, а зло поражает воображение мрачной красотой и силой. И относительность этих величин вовсе не в целях и средствах, как, допустим, нарисовал в Дозорах Доктор, а лишь исключительно в их привлекательности. И в результате человеческая составляющая все равно уродует обе стороны. Очень грустно, но очень красиво – как и положено готике. А мы видим это противоборство глазами Черного отряда, точнее – их летописца и, по совместительству, главного героя нескольких книг серии. И позиция отряда выглядит рациональной и до отвращения правильной: прав тот, кто нанял их на службу, потому что правых и виноватых нет все равно. Тогда надо быть на стороне нанимателя – это будет правильно. Можно пытаться думать и рефлексировать, но мир таким образом не изменишь. Можно делать что-то, отвечающее собственным взглядам и представлениям – и это не будет касаться противоборства великих сил. Просто каждый сделает, что может, и мир станет лучше. А росточки чувств пробиваются через собственную броню солдат, делая их в чем-то сильнее. Они жестоки, но по необходимости, они продажны, но поступают верно. Они веселятся, пока могут, и отдыхают, когда есть возможность. И слушают историю Черного отряда, которую читает им главный герой. Это делает их сильнее.
Стиль написания очень странный, но притягательный. Короткие простые предложения, минимум оборотов, никаких растеканий мыслию по древу. Все вопросы и размышления существуют в тексте на равных правах с самим повествованием: нет рассуждений и намеков, призванных хватать за душу. Но они хватают. Короткие фразы рассказчика и вопросы, которые он задает сам себе. Они все буквальны и не иносказательны. Интересный прием, вполне задевающий за живое после завуалированных намеков, принятых обычно в части изложения морали. И это не та книга, которую можно дочитать и поставить на полку. Эта зараза преследует тебя, как навязчивая идея, снится ночами и зовет приключаться. В первый раз я ее на пальме читала, так меня просто ломало от осознания того, что такой шедевр не стоит у меня на полке, и я им не обладаю, да. Скупали у букинистов по чуть-чуть, собрали половину вразнобой, пока тут АСТ очнулось и сразу всю серию переиздало. Вот это было счастье! Кстати, немножечко похоже на Урсуловского Волшебника — сам текст местами буксует, не всегда «проглатывается», но зато один раз прочел – и вы вместе навеки. Кто читал Волшебника, тот поймет. Уже толком не помнишь, кто кому Рабинович и в чем там вообще дело, но картины всплывают перед глазами, разбивая ассоциативный ряд на нормальный и тот, другой. :) Кстати, любимый прислал интересный фак про Темный отряд, где таки утверждается, что дядя пишет только за деньги. Так что не всегда важен тот самый порыв, которым руководствуются все наши дражайшие МТА, творя фуфло в немыслимых количествах. Невольно вспомнился афоризм Янины Ипохорской: «Графоман пишет по внутренней необходимости. Настоящий художник творит ради денег.» Ага, оценки. Оценки: 1. По десятибалльной за мир очень хочется поставить двадцать. Пожалуй, приключалочки лучше не придумать, а на уровне – все те же Летописи Разлома и Перн, конечно же. Есть у меня пара любимых примеров для иллюстрации мира Черного отряда: первый, это когда Властелин начнет замок себе строить — Властелин, понятно, Темный. Точнее, замок сам себя начнет строить, исходя из каких-то там темных эманаций, если я правильно помню. Это, правда, не в первой книге, а дальше, но мир-то один, оттого иллюстрирую: Лежало себе такое черное зернышко, а потом что-то пробежало мимо. Зернышко это что-то стрескало и подросло чуточку. А потом еще кого-то съело и еще чуточку подросло. Получился зародыш замка. А потом там появился привратник и достраивал замок из мертвецов – скупал их фургонами. За старых платил чуточку, за новых – побольше. За живых, которые еще могут отдать замку больше сил – очень много. Но живым, понятно, будет совсем неважно – потому что это вам не шутка – вливать остаток жизни в темный-претемный замок. И это еще моя слабенькая интерпретация. У Кука все совсем готично. И не страшно, а именно красиво – даже для моей абсолютно скептичной и лишенной идеалистического воображения персоны. И кошмары после этого не мучают, как после того же Маккаммона – если и приснится что-то страшное, то оно будет не страшное, а красивое, а ты будешь там самый главный и важный и очень благородный, хоть плохой – ну что ж, сегодня играем за черных. Ну и вторая моя любимая шутка – это одна из Взятых, Душелов. Взятые – это, кстати, такие особенные волшебники, почти неуничтожаемые, на ранг всего ниже Властелина и Госпожи. Назгулы, короче. Так вот, именно в этой первой книге ГГ убивает Душелова и отрезает ей голову. Но ее ж так просто не взять, оттого она где-то в четвертой книге (точнее не помню) появится снова, но голову будет носить с собой корзинке. Корзинка такая себе, типа клеточка, чтоб голове было хорошо видно. Да, и при этом она будет домогаться главного героя. В смысле высоких чувств, насколько я помню, но и от не очень высоких вряд ли откажется… Фигасе воображение! 2. Читабельность – почти единственное, что в книге прихрамывает. Запоем не прочитается, но каждая страничка посмакуется и прочувствуется. Это не глутамат натрия, а кулинарный шедевр. И запихиваться им не получится даже при желании. Оттого читается с чувством, с толком, и с сожалением о том, что страниц остается все меньше. Поскольку к запойному чтению все же не располагает, вынуждена поставить восьмерку. Это я вроде такая непредвзятая. А, если честно, просто не могу решить: то ли и правда Кук не такой уж мастер создания запойной литературы, то ли переводчики напортачили (ну это вряд ли – я в нескольких переводах его читала), то ли это и правда стиль такой, который я просто не очень понимаю. 3. Интрига, как это ни странно, выражена в самокопаниях главного героя. Он задает себе вопросы по ходу повествования и пытается найти ответы – как в детективе. Т.е. не только вопросы морали, но и сюжетные. В основном, строит догадки о дальнейших действиях Взятых – а их много и все они непредсказуемые. И творят всякие совсем ужасы. Так чтоб сильно динамично была интрига закручена – так и нет. Но интересно, и буксуется не из-за отсутствия напряжения, а именно из-за стиля, как я уже говорила. Так что – та же восьмерка. 4. Герои все очень притягательные, хоть и очень ненастоящие. Потому что гиперболизированы, как и вся книга. ГГ – рефлексирующий интеллигент, затесавшийся в дружное братство отряда, колдуны – мелкие злобные юмористы, не менее принципиальные и преданные отряду. Впрочем, идея братства – одна из основных. Неважно, кто прав, а кто виноват – есть мы и все остальные. Ворон – душевный убийца с непонятными принципами аристократа, Капитан с Лейтенантом – грамотные офицеры, всегда чующие, откуда дует ветер. И много-много других, каждый – завершенный образ какой-то определенной личности. Они не смешиваются и не путаются друг с другом, каждый представляет собой отдельную, очень выразительную часть отряда. Несмотря на отсутствие детальной мотивации каждого персонажа, которую я, например, очень люблю у старины Стиви, вынуждена поставить десять. Это как раз тот случай, когда действия персонажа говорят за него лучше, чем копание в его мотивах, внутреннем мире и детских обидах – чего очень любят американские романисты. 5. Основная идея, пожалуй, в правде – и это мне очень близко. Нам показали группу людей, которая не врет ни себе, ни другим. Да, они не ангелы, но и не демонстративные «плохие парни», из которых американская литература (да и кинематограф) так любит делать «хороших парней». Просто люди, которые уже сделали свой выбор, чтобы больше не метаться из стороны в сторону. Все они преданы только одному – отряду. И неважно, спасают они кого-то или хладнокровно убивают – они делают и то и другое качественно и с осознанием своих действий. Но добро и зло – понятия относительные, а Отряд – абсолютен. В общем, мне понравилось. Мы все иногда принимаем жесткие решения и лучше не искать себе оправданий – это делает нас слабыми. Если мы врем себе сами, где определить грань настоящего? Я считаю, идея заслуживает десятки. Нет, думается еще много о чем, но мне эта мысль показалась основной. Хоть «Из книги каждый выносит то, что сам в нее привносит», как говорил Бернард Шоу. 6. Душевность великолепна и интерпретации не поддается. Если представить себе холодную осень, теплую постельку, какую-то вкусняшку, по желанию – сигаретку с кофе и любимую книжку – это очень душевно. А почему – тяжело объяснить. Вот так же и с Темным отрядом. Просто десять. 7. Из погружения меня больше всего впечатлили битвы. Кук – практически единственный автор, способный описать бой так, чтоб я не путала фланги и представляла себе, чего происходит. Когда читала Черный отряд в первый раз, даже была удивлена – обычно битвы мне приходится просто пролистывать, поскольку для меня это всего лишь набор слов. И вот еще вспомнилось преследование по лесу на ковре-самолете: все вижу и вполне себе представляю, включая север с югом, пригорки там всякие и даже подлески. И уже за это могу поставить десятку. Да еще и за то, что гиперболизация абсолютно не напрягает и не кажется избыточной. Обычно ведь малейшее отступление от логики уже вызывает раздражение, а в Черном отряде – все естественно и гармонично. Ну и пространственные описания – выше всяких похвал – если видишь куда, то нырять гораздо легче. Снова вспомнился Каганов: «Обычно читатели, которым что-то не понравилось, начинают сходу придумывать недочеты, и это будут те же самые недочеты, которые они никогда не заметят в тексте понравившемся.». Цитаты: «Только победитель утруждает себя оказанием почестей поверженному врагу.» «Когда хочешь понять, подбираешь такие мысли, с которыми можешь справиться.» Синопсис. Потом мне захотелось сказочку и я долго мучила любимого, чтоб он мне что-то такое подсказал. Что-то вроде Десятого королевства. Он подсказал Историю рыжего демона в соавторском исполнении Шекли и Желязны. Уже прочла страниц пятьдесят и просто удивляюсь. Очень черный юмор. И, конечно, почти любая книга после Отряда покажется мне убогой. Ладно, может еще проникнусь. Пока особых претензий нет, как и особого восторга.
2009-01-30
|
|
|