Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Аннотация: Вторая мировая война. Лидеры партизанского движения в Трансильвании обращаются за помощью к профессору Ван Хельсингу. Для борьбы с нацистами Ван Хельсинг пробуждает от вековой спячки легендарного монстра... самого князя Дракулу.
Издательство: New York: Thomas Dunne Books, 2016 год, твёрдая обложка, 288 стр. ISBN: 1250058511, 978-1250058515
Аннотация: В один момент Лили и её группа выживших получают шанс начать новую жизнь и обезопасить своё будущее. Объединившись с другой группой из маленького городка, они затевают масштабный проект по реконструкции железной дороги между Вудбери и Атлантой.
Однажды, когда Лили и другие члены группы занимались восстановлением путей, на Вудбери напали неизвестные. Взрослые убиты, дети похищены. Почему напали? Зачем забрали детей? Лили Коул и её люди отправляются на поиски и вскоре находят ответы на свои вопросы. На пути их ждут смертельные ловушки и полчища нежити. Но как и всегда, в мире ходячих мертвецов Ходячие оказываются наименьшей из проблем Лили. Особенно по сравнению с той опасностью, которую представляют другие люди.
Издательство: Mathias Publishing, 2016 год, твёрдая обложка, ISBN: 1946187062, 978-1946187062
Аннотация: Тридцать один год назад Баксли Мясник отправился на смертную казнь за убийство своей семьи. Джанет, разведенная медсестра, покупает дом, не зная его страшную историю. Сможет ли Джанет и её одиннадцатилетний сын Майкл противостоять безумию и страху, чтобы выяснить, что на самом деле тогда случилось?
Аннотация: Дикие свиньи захватили национальный парк Сагуаро. Молодая репортерша чувствует, что это не просто нашествие бешеных свиней. Она направляется в Аризону, в самый эпицентр событий. Но в этот раз дикие свиньи стали умнее...
Издательство: New York: Tor Books, 2016 год, твёрдая обложка, 304 стр. ISBN: 0765382431, 978-0765382436
Аннотация: Экипаж корабля Arctic Promise после сильнейшего шторма оказывается в очень тяжелых условиях. Туман сгущается, а без навигации и связи судно абсолютно беспомощно. Один за другим, люди становятся жертвами загадочной болезни. Матрос Ноа Кабот является единственным, кто не заболел и это лишь увеличивает недоверие к нему. Не слушая предостережений Ноа об ухудшении погоды, капитан корабля продолжает плавание, пока корабль не попадает в ледяной плен. Выжившим остается лишь одно: отправиться по льду навстречу неопределенному будущему, где они должны будут бороться со стихией, призраками прошлого и, в конечном счете, с самими собой.
Аннотация: В 1935 году юный медик Стивен Пирс едет в Индию, чтобы вместе со своим братом Китсом присоединиться к экспедиции. Элитная команда из пяти участников собирается взобраться на Канченджангу, третью высочайшую вершину мира и одну из главных убийц альпинистов. Ещё никто не поднимался на неё, и они, почти буквально, идут по следам одной из самых известных горных трагедий всех времён – экспедиции Лайеля 1907 года. Пять человек тогда отдали свои жизни, побеждённые отвратительной погодой, невезением и «горной болезнью», возникающей на больших высотах. Лайель стал классическим британским героем после публикации своих мемуаров «Проклятая, но не покорённая», потчующих читателей его героизмом перед лицом неистовства судьбы. Именно эта книга послужит руководством для новой группы на пути до самой вершины. Пока команда готовится к эпическому восхождению, беспокойство Пирса по поводу экспедиции углубляется. Единственный выживший из экспедиции 1907 года, Чарльз Теннант советует ему держаться подальше. Он делает мрачные намёки и говорит Пирсу, что хотя пятеро погибли на горе, только четверо были похоронены. Но Пирс должен идти вперёд и сделать то, о чём он мечтал всю свою жизнь. И пока они поднимаются всё выше и выше, и уровень кислорода падает, мрачные тени скапливаются на границе его зрения. И когда на их пути встречаются ужасные «сувениры», оставшиеся от предшественников, Стивен начинает подозревать, что отчёт Чарльза Лайеля возможно рассказал не обо всём…
Аннотация: Семнадцатилетняя Анна вместе со своей бабушкой Эвелин, страдающей болезнью Альцгеймера, переезжает в новый дом на окраине небольшого городка. Для них — это возможность начать всё с начала. Но здесь, на новом месте, Эвелин начинает странно себя вести. Ко всему прочему, городок оказывается полон ужасных историй. И Анна начинает подозревать, что мёртвые пытаются говорить через Эвилин. Вопрос только в том, что именно они пытаются сказать?
Аннотация: Что может быть лучше диких лесов, свежего воздуха и других благ первозданной природы? Вот только чтобы ей насладиться, нужно принести жертву исконным хозяевам земли. Говорят, что в большом белом доме на холме появляются ангелы. Тварь, замотанная в изъеденный молью клетчатый плед, существо, сделанное из костей и наряженное в драную ночную рубашку – разве они ангелы? Воспоминания о прошлом стираются, и скоро в голове остается только одна мысль – «мне нужно молоко». И только Мать может подарить ощущение прохладной влаги на губах. Омерзительный лес, нарисованный человеческим дерьмом – фекальный дендрарий на стенах цвета морской волны. И это только малая часть того, во что превратилось образцово-показательное жилище молодого профессионала из Западного Лондона. Во славу Богини, узрите посвященный Ей храм грязи!
Комментарий: Сборник рассказов в жанре ужасов. Cover art by Mister Trece.
Ровно год назад 31-го октября в моей авторской колонке появилась статья о культовом слэшере Джона Карпентера "Хэллоуин" (Halloween, 1978).
И поскольку сегодня наступил очередной канун Дня всех святых я решил порекомендовать к просмотру еще одну картину этого замечательного режиссера.
Речь идет о фильме "Туман" (The Fog, 1980).
В центре его сюжета находится маленький прибрежный городок под названием Антонио Бэй, готовящийся отпраздновать свой вековой юбилей.
Но в ночь перед торжеством его накрывает густой, пульсирующий белым светом, туман, несущий погибель всякому, кто попадет в его цепкие лапы.
И только местный священник будет в состоянии остановить силы зла, поскольку ему одному известно по какой причине они явились в Антонио Бэй.
Эта причина и есть главная изюминка фильма.
Однако рассказывать о ней я не буду, дабы не спойлерить.
Скажу лишь, что у скрывающихся в тумане призраков с затонувшего столетие назад корабля "Элизабет Дейн" будет совершенно конкретная цель и они не станут бездумно убивать всех жителей подряд.
Они вернутся из небытья, чтобы забрать с собой лишь определенное число душ и свершить таким образом свою месть.
И несмотря на то, что в картине сообщается о точном количестве будущих жертв, это нисколько не снижает градус ее интриги, ведь зрителям не говорят кто именно сгинет в тумане.
Поэтому одинаково переживаешь за всех персонажей, коих в картине великое множество и среди которых наиболее сильно выделяются путешествующая автостопом молодая художница Элизабет в исполнении Джейми Ли Кертис (Лори Строуд из "Хэллоуина") и ведущая радиостанции Стиви Уэйн, вещающая из возвышающегося над городом здания маяка в исполнении Эдриенн Барбо (Мэгги (подруга Мозга) из "Побега из Нью-Йорка" (Escape from New York, 1981)).
Отдельно стоит отметить и тягучую напряженную атмосферу всего происходящего на экране, созданную во многом благодаря фирменному тревожному саундтреку Джона Карпентера.
И хотя я понимаю, что из-за его относительной бескровности и неспешности "Туман" может показаться кому-то слишком детским и скучным зрелищем, я все же советую вам ознакомиться с ним, потому как этот фильм обладает совершенно особенным старомодным очарованием тех страшных баек, что принято рассказывать в полночь, сидя в лесу у пылающего костра.
3) не смотрели пятый «Фантазм» и боитесь спойлеров.
Должен также предостеречь, что в статье очень и очень «многобукаф», и даже читателю в теме она может показаться крайне путанной (но таков «Фантазм»).
Также уверяю, что ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Когда речь идет о «Фантазме» — практически у каждого фэна имеется свое мнение насчет происходящих в серии событий. И каждое мнение может оказаться правильным либо нет.
Мы ждали этого долго. Подумать только: восемнадцать лет с последнего фильма и тридцать семь с первого!
Как известно, первый «Фантазм» был фильмом достаточно галюциногенным и мозголомным, но благодаря необычной концепции и таланту всех участников постановки превратился в ошеломительный культ. Последующие две серии стали более прямолинейными, хотя в третьей серии Коскарелли, избавившись от продюсерского ярма, снова подпустил туману. После четвертого фильма часть фанатов отсеялась — он был даже запутаннее первого. Впрочем, все, что нужно знать о франшизе, вы можете почерпнуть в отличной статье Дмитрия Витера, хотя я с ней, как поклонник частей 2 и 3 согласиться могу далеко не во всем.
Итак, вот он вышел, «Фантазм-5: Уничтожитель», в котором Дон Коскарелли и взявший на себя обязанности режиссера Дэвид Хартман обещали дать ответы на все вопросы. И ведь дали! Да такие, что зрители (те, что не совсем запутались) взвыли благим матом. Оказывается, все эти долгие тридцать семь лет они фанатели и строили догадки вокруг... маразма и галлюцинаций несчастного старика, умирающего в доме для престарелых. По крайней мере, такой вывод напрашивался из всего, показанного на экране. Некоторые приняли это объяснение, некоторые нет. Мой товарищ Сергей Неграш сравнил концовку с концовкой «Крупной рыбы» Тима Бертона и остался, вроде, вполне доволен. Что ж, и я был вполне согласен. Несогласны были многие. Как же так? Неужели и красавица Лиз, и боевой шкет Тим, все погибшие друзья, все пережитое — было лишь маразмом, глюками?
Итак, концовка представлялась следующей...
События все фильмов разворачиваются в реальном мире и в мире фантазии, «фантазма». Реджи — умирающий в доме для престарелых старик, в своих фантазиях видит себя борцом со смертью, олицетворением которой является Высокий. Его видения основаны на тех самых фантазиях, о которых рассказывал ему Майк после смерти родителей. Майк подыгрывает ему, так как Реджи необходимо стимулировать угасающий разум. В конце Реджи умирает в реальном мире, уходит в мир своих грёз, где всегда рядом верные друзья, а смерти можно дать бой.
Как-то так я (и еще некоторые фэны) поняли тогда весь фильм.
На тот момент мне казалось, что это идеальная концовка для серии и абсолютно логическое завершение, прямо перекликающееся с самым первым фильмом: видение ребенка — видение старика. Но, как в анекдоте про Василия Ивановича, был нюанс. И нюансом этим был Джоди.
Джоди, превращенный Высоким в некое его подобие, всегда казался темной лошадкой. Впервые он появился в третьем фильме, как друг и соратник наших героев, в четвертом же неожиданно оказался предателем и сообщником Высокого. Вместе с Высоким он пытался распилить Майку голову и извлечь из нее сферу — за которой, собственно, Высокий и охотился — и Майк убивал его. В финале четвертого фильма Высокий забирал свое — выдирал сферу из черепа Майка и оставлял того умирать в пустыне. Не оставалось сомнений, что сфера эта станет клоном Майка, существом, похожим на Джоди и Высокого, и продолжит их черное дело. Однако в пятой части мы узнавали, что все это Реджи привиделось — Майк жив и здоров, навещает его в больнице, а Высокий и его злодеяния имеют место лишь в гаснущем рассудке Реджи. В этих видениях, Майк поднялся, зашил себе развороченный череп и, подобно Джону Коннору, стал лидером сопротивления Высокому, а помогал ему в этом неожиданно воскресший и снова подобревший Джоди. Все эти нестыковки легко объяснялись одним: галлюцинациями. Чего ждать от старого маразматика? Сегодня он видит одно, завтра другое.
Но появление Джоди в финале! Он один разбивал вдребезги все «реалистическое» объяснение. В реальном мире, в доме для престарелых, Майк говорил Реджи, что будет заботиться о нем, как тот заботился о самом Майке «после гибели Джоди». И вот в конце, когда Реджи умирает, рядом с ним сидят Майк и... живехонький Джоди! И Майк его явно тоже видит. И это нисколько его не смущает. Может, создатели решили сделать так, что НА САМОМ ДЕЛЕ Джоди и не умирал, а фразу о его гибели просто забыли вырезать? Сомнительно. Работа над фильмом шла четыре года, за это время можно выловить мельчайших «блох». А может, Джоди только СЧИТАЛСЯ погибшим в автокатастрофе? Но для этого он должен был инсценировать свою смерть, ведь у него имелась даже могила... Зачем? Он что, агент КГБ под прикрытием? Спер базуку с дня рожденья босса мафии, мля, местной(с)? Его разыскивала ФБР? А потом, узнав, что старый друг умирает, он решил вернуться? Ну ерунда же!
Постепенно я начал склоняться к мысли, что мир «фантазма» — все равно, что страна Фантазия Михаэля Энде: порождение разума, но на каком-то уровне мироздания все эти воображаемые события имеют место быть. Далее возникала еще одна теория: если мир «фантазма» — бред героев, но бред, который в каком-то ином измерении становится реальностью — быть может, и Джоди к умирающему Реджи явился прямиком из этой реальности? Пришел в наш мир, так сказать, чтобы окончательно препроводить Реджи в ТОТ.
Возможно, создатели намеренно показали Джоди в нашем мире, чтобы намекнуть: тот мир тоже реален.
Мы, сторонники «реалистической» теории, видимо, ошибались. Все было, было на самом деле.
Высокий, как известно — человек-сфера. И он — олицетворение Смерти. Он приходит к людям и забирает их на тот свет.
Джоди и Майк — ТОЖЕ люди-сферы. А стало быть... они ТОЖЕ вполне могут быть олицетворениями смерти.
И что они делают? Они делают, в сущности, то же самое, что и Высокий, только иными методами: они приходят к умирающему Реджи — и забирают его с собой на тот свет.
Они и Высокий — своего рода ангелы смерти, проводники человека в мир иной. Только светлый вариант. Как в «Бессоннице» Стивена Кинга, где Смерть олицетворяли трое карликов: добрые Клото и Лахесис и злодей Атропос. Первые двое забирали людей, когда приходил их срок (как и делают Джоди и Майк), третий же отнимал жизнь.
Это, кстати, объясняет и то, что Джоди с Майком вновь объединились, и сон Реджи в четвертой части, когда Реджи видит, что Майк пришел за ним в костюме гробовщика. Джоди не был злодеем, не был и слугой Высокого — они лишь на время объединились, чтобы сделать Майка тем, кем ему суждено было стать: человеком-сферой, посланцем Смерти на земле.
В этом случае все происходящее могло быть и не бредом Реджи.
Настоящий Джоди умер в автокатастрофе, настоящий Майк — в пустыне. Их разум забрал Высокий и сделал их существами подобными себе. Да, Майк рассказывал, как после изъятия сферы зашивал себе череп. Но это звучит сомнительно. Напрашивается другой вывод: человек-сфера, воссоздавая свое человеческое тело, воссоздает и последние воспоминания (Джоди-сфера в четвертом фильме шепчет: «Я умер в автокатастрофе»), и болячки с ними вместе, включая и рану на голове. А стало быть, рану на голове зашивал уже не ПРЕЖНИЙ Майк. Тело прежнего Майка разлагалось в пустыне.
Это, в свою очередь, дает ответ на вопрос: почему, если сферу вырвали, глаза Майка становятся серебристыми при приближении другой сферы? Да потому, что он сам — человек-сфера. Почему Джоди в пятой части снова вместе с Майком? Да потому, что оба они теперь — существа одного порядка.
Разговаривая со впадающим в маразм Реджи Майк заводит разговор о «параллельных мирах»; казалось бы — просто пытается подыграть фантазиям старика. Но в свете новой теории слова Майка приобретают новый смысл: он собирается исполнить желание Реджи после его смерти — забрать в тот мир, где торжествует зло, чтобы Реджи мог, выражаясь его словами, «Засунуть в пасть врагу четыре грёбаных ствола адской мощи».
Первоначальное понимание фильма, казавшееся самым вероятным и напрашивающимся, рассыпается как карточный домик. И на его месте возникает новое — сверхъестественное, но притом гораздо более цельное и непротиворечивое. Коскарелли и Хартман, большие хитрецы, запутали зрителя в своей головоломке, оставив ключ к разгадке на самом видном месте. И ключ этот — Джоди.
Если подходить к этой повести с точки зрения сюжета, то сюжет очень напоминает школьную экскурсию для средних и младших классов «Как люди разных временных эпох справлялись со страхом смерти, их обычаи и ритуалы». Восемь мальчишек послушно следуют за экскурсоводом, который любит переодеваться в тематические костюмы, а девятый, их лучший друг, все время опережает экскурсию и сбивает их с толку, зовет на помощь…
Но, прах побери, зачем нужен сюжет, если это рассказ про Великолепное Приключение на Хэллоуин! Воплощение мальчишеской мечты, вдохновленное черно-белыми фильмами ужасов, историями из журналов и комиксов, и страшилками, рассказанными вечерами на крыльце, и хэллоуинским оранжевым оскалом тыкв.
Ведь мальчишкам нравится бояться.
"Они хлопали дверьми, кричали «Сласти или страсти-мордасти!», и их мешочки из коричневой бумаги уже начали наполняться несусветными вкусностями. Они бежали вприпрыжку, а зубы у них увязали в розовой жевательной резинке. Губы у них ярко горели, красные как кровь.
Да вот только все, кто открывал им дверь, были как две капли воды похожи на их собственных родителей – как леденцы, сыпавшиеся с конвейера на конфетной фабрике. Словно ты и вовсе из дому не выходил. Каждое окно, каждая дверь заливали их добротой, как сиропом. А им хотелось услышать рев драконов в подземелье и скрежет подъемных мостов в замках".
И потому в Хэллоуинскую ночь они идут к дому в овраге, где их встречает мистер Череп-Да-Кости Смерч.
И все приключения, в которые он вовлекает мальчишек, точно соответствуют их потребности испугаться: ведь воздушный змей, слепленный из цирковых афиш, рычит и скалится, Самайн машет своей косой, прутья для ведьминых метл хлещут, угрожая сшибить на землю, которая далеко внизу…
Это вам не дешевая каруселька с монстриками за пять центов – это настоящий аттракцион темных чудес, и лошадь под тобой в любой момент может вздыбиться и оскалиться… да полно, разве у лошади могут быть такие длинные зубы?
В самом деле, мне кажется, что взрослый читатель, ознакомившись только с «Кануном Всех Святых», не удивится, прочитав потом «Вельд» и «Темный Карнавал». В «Кануне» нет сиропной сладости страха понарошку – наоборот, это страх как бы и понарошку, для детей, но не отпускает ощущение, что в любой момент Воздушный змей может вцепиться нарисованными клыками в бок по-настоящему, с кровью и мясом.
Еще один интересный момент, который заметит взрослый читатель – это остановка в Париже. Концепция языческих богов, которые живут в той или иной форме только пока их помнят, в них верят; оказывается, Брэдбери задолго до Геймана рассадил химер и горгулий по камню Нотр-Дама.
Невероятно поэтичный текст, сложнейшая задача для переводчика, и огромное спасибо Маргарите Ковалевой за удовольствие читать Брэдбери на русском!
Пы.Сы. К нам Хэллоуин пришел, так сказать, не с того конца – как целиком коммерческий бренд, который пытаются использовать в маркетинговых стратегиях. Конечно, тыквы Хэллоуина не настолько раздражают, как шоколадные сердечки Валентина, но и не вдохновляют, не радуют.
А книга Брэдбери – это концентрированная суть Хэллоуина как праздника, а не бренда, его оранжевое зубастое сердце, чистый экстракт сладкого ужаса и смеха со страхом пополам.
И, как человек, который вчера гримировал племянников под ведьм, скелетов и адских клоунов, хочу сказать – Хэллоуинское дерево имеет право расти и на этой земле, если оно так радует детей.
Три года назад — в октябре 2013-го — ЭКСМО подписало контракты с коллективом авторов стартового сборника серии "Александр Варго и "Апостолы Тьмы", который получил название "Пазл". Книгу собирал и продвигал Михаил Парфёнов, задействовав для этого все имевшиеся ресурсы. Это, прежде всего, уже тогда заслуженно популярные журнал Darker и портал "Зона Ужасов", но не только.
Примерно в то же время, если мне не изменяет память, появились новости о бумажном старте серии "Самая Страшная Книга": Михаилу удалось договориться о публикации "ССК-2014" с издательством АСТ.
В то время, положа руку на сердце, о нас мало кто знал. Знали сами авторы, знали их родные и друзья, знали постоянные посетители тематических ресурсов (опять же, прежде всего речь о Darker'е, Зоне Ужасов и группе Варго в "ВКонтакте"). Какие у нас тогда были мечты? Естественно, наполеоновские, пусть даже мы в них не признавались, вслух говоря о планах поскромнее — ну так мечты и должны быть масштабными, а иначе стоит ли вообще мечтать? Но были и опасения, и это понятно: читатели могли нас не принять, издательства могли в нас разочароваться, критики могли замуровать в бетоне своих рецензий и отправить на дно книжного мира.
В общем, я вряд ли ошибусь, если скажу, что каждый из нас держал пальцы крестиком.
И вот прошло три года.
За это время окреп и получил широкую популярность конкурс "Чёртова дюжина", прямиком с которого три с лишним года назад шагнул в "Пазл" мой рассказ "Паразиты памяти". Не меньшую популярность обрёл и ежегодный отбор в "Самую Страшную Книгу", который поначалу проводился в группе "ВКонтакте", а ныне переехал на свою собственную площадку. На этих состязаниях показали себя и пробились на страницы книг талантливые авторы. Уже скоро — новый заход "ЧД" и "ССК", а это значит, что снова стоит ждать появления новых имён.
За это время в серии "Александр Варго и "Апостолы Тьмы" вышло 11 книг. В восьми из них — мои рассказы и роман "Волосы". В серии "ССК" вышло 7 книг и ещё одна — "ССК-2017" — должна выйти в конце года. А ведь ещё была и серия "Городские легенды", которую многие знают как серию "Тёмная сторона". В ней были опубликованы сборники "Тёмная сторона дороги" и "Тёмная сторона сети", составленные Марией Артемьевой. Их содержание — снова в заметной части плод усилий всё той же группы авторов, которая собралась ради выхода в свет "Пазла" и "ССК-2014". И была книга "Тёмные", которая, хоть и не стала родоначальницей ещё одной серии, но заслужила немало положительных отзывов от читателей. Над созданием и этой антологии потрудились знакомые мне авторы.
И, конечно же, во всех этих книгах — что в серии "Апостолов", что в серии "ССК", что в серии "Городские легенды" — появлялись и ещё будут появляться, как я уже говорил, новые авторы. У каждого из нас будет разная судьба. Кому-то повезёт больше, кому-то — меньше. Кто-то успеет больше, а кто-то — меньше. Но все вместе мы делаем одно дело, и оно, как мне кажется, не стоит на месте.
В первой двадцатке "Отечественных триллеров" представителей серий, о которых шла речь, большинство: 12 книг. Есть и "Апостолы", и "ССК", и "Городские легенды". И "Тёмные" тоже тут, как тут. В тройке лидеров — сразу две позиции за нами: "Не та дверь" и "Запах". Новинка "Апостолов" — сборник "Куколка", в составе которого мой рассказ "Долг платежом красен" — в продаже недели полторы, но уже добрался до 12 позиции.
В "Мистической отечественной фантастике" на той же гордой 2-ой позиции красуются "13 ведьм" проекта "ССК". На эту высоту антология тоже забралась весьма шустро.
Прошло три года. Удалось ли нам воплотить мечты в жизнь? В определённой степени — безусловно. По каким-то пунктам, может, даже и больше, чем думалось. А по другим — пока недостача. Но это и хорошо: значит, есть о чём мечтать дальше, к чему стремиться, над чем работать — замечать, изобретать, совершенствоваться.