Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Честно признаться, меня всегда привлекали сюжеты в стиле "сотрудники остались работать сверхурочно и нашли приключения на свои пятые точки". А если точнее, то с того момента, как я впервые прочел рассказ Стивена Кинга "Ночная смена", впечатление от которого подкрепила отличная экранизация за авторством Ральфа С. Синглтона. Поэтому когда встал вопрос, знакомиться или нет с романом Грейди Хендрикса "Хоррормолл", я не долго мучился с ответом.
Действие в книге разворачивается в "Орске" — огромном сетевом магазине мебели наподобие "IKEA", где однажды с наступлением темноты начинают происходить различные неприятности. То кто-то испачкает товар, то разобьет, то разорвет в клочья.
Дабы разобраться в источнике данного непотребства, помощник управляющего Бэзил решает остаться на дежурство после закрытия гипермаркета. Но поскольку уследить за столь обширной территорией в одиночку сложно, он привлекает к мероприятию двух своих подчиненных: молодую работницу торгового зала Эми и опытную кассиршу Руфь Энн.
Не смотря на серьезный настрой Бэзила, девушки не питают особого оптимизма в отношении поиска неуловимого хулигана и рассчитывают спокойно отсидеться до рассвета, получив хорошее денежное вознаграждение за потраченное время. Но то, что в итоге случится с нашей троицей, превзойдет все мыслимые ожидания и бесповоротно изменит их жизни. И далеко не в лучшую сторону...
Если долго не вдаваться в детали, то роман можно охарактеризовать как "непритязательные ужасы на один раз". Среди его плюсов: запоминающиеся герои, высокая динамика повествования и атмосферная хоррор-составляющая (в тексте присутствует пара-тройка сцен, заставляющих неуютно поерзать в кресле). На этом положительные черты заканчиваются.
К минусам творения Хендрикса я бы отнес неоригинальность (многие элементы истории уже неоднократно встречались в других произведениях кино и литературы), невнятную мифологию главного злодея (который порядком утомил пустой болтовней) и однобокий взгляд на происходящее. По поводу последнего поясню подробнее. Суть в том, что когда ты помещаешь несколько персонажей в лабиринт (а именно им и является "Орск"), то наиболее правильной тактикой будет вести рассказ от лица каждого героя, чтобы читатель сложил в голове максимально полный пазл придуманного тобой хаоса.
Однако в "Хоррормолле" Грейди не стал заморачиваться, поэтому обо всех событиях мы узнаем только через Эми. А так как девушка по понятным причинам не могла присутствовать во всех локациях магазина одновременно, то в книге накопилось достаточно белых пятен, мешающих по полной проникнуться кошмарами, завладевшими американским клоном "IKEA". В этом плане Рэмси Кэмпбелл в своем "Ночном дежурстве" поступил грамотнее и подарил нам разные точки зрения на чертовщину, поселившуюся среди книжных полок (жаль, что в остальном роман оказался откровенной макулатурой).
В целом же "Хоррормолл" вышел вполне неплохим развлечением на несколько вечеров (да, простеньким, но зато бодрым и неотягощенным лишней "водой"). Если вы ищете нечто подобное, то считайте, уже нашли.
Сложности простых чисел, или Опасливый оммаж царице наук
Студент математического факультета Кэмбриджа Эдвард Брукс слыл среди сокурсников гением. Не зря. Парень действительно был одним из лучших умов своего поколения. Вот только его старый преподаватель заболел Паркинсоном, а с новым, профессором Маллиндером, отношения не очень складывались.
Тем паче после того, как Маллиндер узнал тему исследования, над которым работал Эд. Поиск алгоритма простых чисел, с помощью которого теоретически можно взломать любой цифровой код. Узнал и будто сошел с ума, напрочь запретив Бруксу заниматься этим «бредом».
Тем временем сотрудница АНБ, занимающаяся слежкой и выявлением ученых, чья работа потенциально опасна, замечает, что в Кэмбридже происходит что-то неладное. И, вполне вероятно, она отыскала ту самую «опасную» работу.
А в Ираке после взрыва газа обнаружили старинное подземное помещение, в оформлении которого, похоже, использовалась непонятная последовательность числовых рядов.
Триллер с гениальным математиком в качестве главного героя? После шикарных «Игр разума» такого с ходу не припомнишь. Любопытно.
Не сказать, что у постановщиков получился шедевр, но интересные моменты в сериале имеются.
Начинается Prime неторопливо и спокойно, радуя нас пасторальной Англией, мелькающими на бумаге циферками, погруженными в работу учеными, исследованиями, пафосными речами и умными мыслями. Вскоре градус событий начинает повышаться, проскальзывают параноидальные намеки, все чаще применяются ракурсы съемки «взгляд со стороны». Напряжение растет, потихоньку вплетается в дело знатный саспенс. Даже рисование непонятных математических закорючек подано с изрядной долей тревоги. А там и до экшена недалеко. Target отнюдь не боевик, скорее триллер, но пару недурно поставленных сцен с активным действием нам обеспечат.
Добавляют остроты флеш-беки из прошлого еще одного гениального математика, постановщики даже используют красивое переключение и слияние времен (прием, отлично показанный в Призраках и Женщинах), жаль применяют его очень скупо.
Недурно вышла конспирологическая часть. Мало того, что нас опять пугают опасностями цифровой эры. «Когда создадут ключ, способный открыть любой цифровой замок — начнется хаос». «Безопасность (которая сама по себе иллюзия) – исчезнет!». Нас ждет: «мир, в котором нет секретов». «Все цифровое уязвимо для атак» (нецифровое, значит, неуязвимо). «Математики самые опасные люди на планете». Ух! Аж мурашки по коже. Вдобавок демонстрируют поразительно заботливого Большого брата в лице АНБ, следящего за каждым нашим шагом, как на работе, так и на улицах, или в святая святых – наших жилищах. Все для блага народонаселения, само собой, ведь есть «ученые, чья работа потенциально опасна» (имеют, значит, потенциал стать опасными, как те же мужики, каждый из которых потенциальный насильник, ведь потенциал есть). Постоянно звучащие из репродукторов фразы о том, что видеонаблюдение и запись ведется исключительно для вашей безопасности. Кто бы сомневался, ради его безопасности загоним народное стадо в стойло.
АНБ трудится не покладая рук, причем не столько в Цитадели демократии, сколько в старушке Европе. Доступ к камерам на каждом шагу, на всех континентах, легкий поиск любого субъекта, благодаря тем же камерам и вышкам телефонной связи, доступ к полицейским базам. Кто у нас тут самые опасные, математики? Или есть другие претенденты?
Нам предъявят несколько могущественных сил, гоняющихся за работой Брукса с разными целями. Некоторые скрываются в тумане до последней серии, некоторые — не те, чем кажутся изначально. Восприятие намерений парней, охотящихся за ГГ, меняются на протяжении сериала несколько раз. Интрига со злодеями (и теми, кто просто использует зло во благо) запутана знатно.
С пафосом разве что перебор – «речь о нашем выживании, мы сможем всех защитить». Как-то поотвыкли мы в последнее время в триллерах от такого градуса патетики.
Приятно выглядит оммаж математике и ее адептам, верящим, что «знания — высшая ценность».
Работающим, дабы «разгадать загадки природы». В передовом отряде современной науки своими исследованиями жаждущим «перейти горизонт, узнать, что по другую сторону черной дыры». Сюда же примыкает линия Багдада, символизирующая связь времен, восхищение теми, кто стоял у основ науки. Жаль, почему-то о греках в данном ключе герои не вспоминают, полностью отдавая пальму первенства арабам, что не есть правда.
Однако. В восхищении математикой звучит опасливый нюанс. Постановщики поднимают любопытную моральную дилемму насчет моральности царицы наук. Существует ли «чистая» математика, или «в этом мире нет ничего чистого». Можно ли заниматься исключительно наукой, не обращая внимания на то, как будут использоваться твои исследования. Дело ли творца бдить и прикидывать риски, или он не несет ответственности за то, в чьи руки попадет его творение. Диссертабельная тема, кстати.
Главный герой (Вудалл )
Не идеален, но вменяем. Типаж юного «безумного ученого». Неловкий, застенчивый левша, всегда спешащий неведомо куда. Увлекающийся, погружающийся в работу с головой в любом месте, где настигло вдохновение. Обладатель непременного блокнота, куда записывается все: от чисел и расчетов до результатов наблюдения за птицами. Гей, не знакомый с понятиями вежливости и политеса. Естественный в реакциях как животное какое-то. Не признающий авторитетов («Ньютон нес чушь, не понимал сути природы»). Гениальный математик, не пользующийся телефоном, считающий компьютеры слишком медленными. «Умело абстрагирующийся от окружающего хаоса через математику». Рационалист, «видящий цели, невидимые для остальных». Считающий математику чистым искусством, жаждущий найти истину, считающий ее не плохой и не хорошей. Знающий, что он не такой как все. Воспринимающий числа как близких друзей. Одинокий, в сложный отношениях с отцом.
Перед Вудаллом стоит непростая задача показать работу гения, процесс творения. Выходит прилично. По сравнению с этим «Баба Яга в тылу врага» и прочие триллеро-экшеновые моменты — и вовсе плевое дело. Да и развитие образа вышло на «ура».
Вторая по важности роль у Тэйлы (Суинделл). Юная программерша, наблюдательница из АНБ, заметившая нескладухи в Кэмбридже и вихрем ворвавшаяся в жизнь Эда. Еще одна вольнодумица, считающая, что знает все лучше всех. Приверженка идеи о «большой ответственности», считающая, что ученым надо более внимательно подходить к своим творениям. Перенесшая жуткую трагедию, которой сама стала причиной. Живущая с давящим чувством вины.
Из второстепенных работ выделяются:
Андреа (Кнудсен). Бодрая доктор философии, профессор, востоковед, историк и переводчик. Со своими фотографиями ставшая спусковым крючком многих важных событий.
Джейн (Плимптон) — фея-крестная Тэйлы, а заодно крупная шишка во французском отделении АНБ. Разрывающаяся между заботой о безопасности девицы и долгом, требующим применять решения пожестче.
Эндрю (Лойд) – «кавалерия» из АНБ. Холеный сноб, везущий из Америки вино во Францию!!! Вот уж у кого сомнений ни на грамм.
Ну и как не отметить две географические локации, откровенно украшающие сериал.
Вне конкуренции тут Кэмбридж. Панорамы зданий университета с его изысканной архитектурой.
Огромная столовая с высоченными потолками. Бюсты на каждом углу. Лужайки, на которых нельзя играть в футбол (!). Многодесяти (или сто)летний плющ, оплетший все стены. Совместные ужины преподавателей и студентов (как в Поттере, право слово). Черт, тут даже грабители на велосипедах!
Багдад c его арабскими особенностями тоже смотрится неплохо. Многолюдие городского муравейника. Минареты видные практически с каждой улицы. Колоритные уличные музыканты. Белье на крышах. Контраст золотых куполов и обшарпанных многоэтажек. Вентиляторы на потолках в кафе (кондеры? Нет, не слыхали). Непривычной формы чашки в кафе. Колоритно.
Эрго. Небезынтересный конспирологический триллер, строящий интригу вокруг математики (и математика).
Режиссер: Брэйди Худ
В ролях: Лео Вудалл, Куинтесса Суинделл, Сидсе Бабетт Кнудсен, Марта Плимптон, Стивен Ри, Гарри Ллойд, Фра Фи, Али Сулиман, Сергей Онопко, Джейсон Флеминг
Сотрудник секретной службы Ксавье Коллинз гордился своей карьерой. Немногие чернокожие могли похвастать должностью старшего агента, охраняющего самого Президента США. Ксавье даже ловил за своего босса пулю. Но после переезда в элитный городок для богачей, уберечь президента не смог.
Коллинз пытается разобраться, кому была выгодна смерть босса, тем более в сложившихся неординарных (крайне неординарных) обстоятельствах. Выясняя, что большинство замешанных в деле имеют в шкафу парочку скелетов. А наделенные властью господа традиционно ведут свою мутную игру.
Неоднозначный сериал, со старта вызывающий ассоциации с кучей проектов от Сосен до Убежища или работы Нолана. Во многом вторичный, но способный порадовать парочкой любопытных ходов.
Сперва о приятном.
Постановщики уделяют массу внимания прошлому. Флеш-беков много, они на диво уместны, гармонично переключают времена, расставляя триггеры, манки, перебрасывая по ним в воспоминания протагонистов, создавая отдельную полноценную линию прошлого. Многие сцены из былого продолжают ранее увиденные эпизоды, заполняя лакуны, восстанавливая происходящее, рисуя непрерывные картины, нарезанные ломтиками и расставленные в настоящем. Например, последние сутки президента и то, что привело к трагедии, мы увидим полностью, но не сразу.
Некоторые серии делают акцент на определенных героях, знакомят с ними поближе, через флеш-беки раскрывают их прошлое, внутренний мир, мотивацию.
В результате второстепенные персонажи оказываются более яркими и близкими зрителю, чем главный герой.
Вне конкуренции тут президент в исполнении Марсдена, с которым мы плотно познакомимся во флешах. Уже давно не встречал настолько обаятельного героя. Кэл Бредфорд буквально лучится харизмой, с первого взгляда располагает к себе, изображая практически идеального политика. «Прогрессивный южанин, верящий в устаревшие стереотипы», кто сказал расист? (вот только чернокожая любовница не слишком подходит под это определение). Избалованный парень из богатого рода, юморист, любитель рок-музыки, фанат баскетбола, порой ведущий себя как ребенок, изрядно побухивающий, не слишком оглядывающийся на правила общения. Старающийся быть порядочным человеком. Пошедший в политику не по своей воле и ненавидящий свою жизнь. Иллюстрирующий вечную проблему отцов и детей. Испытывающий знатный кризис среднего возраста. Отличный образ. Очень жаль, что не он тут на первом плане.
Следующий недурной персонаж второго плана, на этот раз из разряда антагонистов.
Синатра (Николсон ). Женщина, самостоятельно добившаяся самых звездных высот. Властная бабень, способная «построить» кого угодно, включая самых отмороженных убийц и самых хитрых богатеев. Пережившая жуткую утрату, сломавшую жизнь и разрушившую брак. Мать, готовая на что угодно ради своих детей. Жестокая, беспринципная стерва, для которой нет невозможного.
Также можно упомянуть Билли (Биверс). Сотрудник секретной службы с темным прошлым.
Габриэллу (Шахи) – психоаналитика президента, функционал которой гораздо шире, чем просто оказание психологической помощи.
Да парочку из следующего поколения – сына президента и дочь ГГ.
А вот и наш главный герой. Ксавье (Браун). Из семьи пилотов, одними из первых чернокожих, пробившихся за штурвал самолетов в сегрегированном обществе. Обожающий авиацию, но из-за слабого зрения не имеющий возможности пойти по стопам отца. Безэмоциональный, упорный приверженец правил, всегда поступающий правильно, несмотря ни на что.
Сперва Браун кажется натуральным представителем рода «дуб — дерево хвойное», еще и специфическое строение черепа не позволяет особо активно пользоваться мимикой. Но со временем оказывается, что Стерлинг все же не совсем «буратино», способен выдавать качественные эмоциональные сцены, которые могут постоять за его лицедейскую честь.
Но если подытожить, актерских подвигов от этого проекта ждать не стоит. Крепкий сериальный уровень, до лидеров короткого метра, привлекающих лицедеев из большого кино, или воспитывающих Бабу Ягу у себя в коллективе , далековато.
Вторым приятным моментом становится интрига с виновником убийства. Нам подкидывают ложных подозреваемых, регулярно запускают теории, касающиеся потенциального злодея. Как детективо-триллер «Рай» в порядке.
Можно отметить пару нежданчиков, приходящих обычно под занавес серий, вспомним хотя бы ход с «самым больным ублюдком».
Не преминут постановщики поиграться в конспирологию и теорию заговора. Затронуть экологические, расовые, психологические проблемы. Поговорить об угрозе жизни на Земле благодаря действиям ядерных держав. Подтянуть элементы антиутопии (большой брат следит за тобой!) и борьбу одиночки (ну не совсем) против системы. Поразмыслить о людской натуре, заявив о том, что здоровая социальная жизнь хорошо, а нездоровая – нехорошо (Капитан Очевидность с нами!).
Теперь о недостатках. О них без спойлеров не выйдет, посему будьте готовы.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Постапокалиптическую составляющую проекта создатели сериала вяло скрывают аж одну серию, причем отпуская достаточно намеков даже в первые 40 минут.
К сожалению, на этой ниве сказать ничего нового у ребят не вышло. Постап бюджетный и шаблонный, большинство аспектов мы уже видели («банально, Хоботов»)
Тут вам и убежища для богачей с их обслуживающим персоналом (разве что некоторые особенности поселения порадовали, как вам упорные попытки сделать все как в обычном американском городишке, воссоздание звуков насекомых, универсальные пейджер-ключ-кредитка-браслет в одном лице или медиа-холл с дисками и кассетами, кассетами, Билл! ). И попытки социальных перемен. И стремление вылезти наружу. И коварные кукловоды-власть имущие, педалирующие тупенькую идею: «Мы все скроем… чтобы что?» Вот все прям ломанутся из сытого, теплого убежища на мороз, искать вчерашний день. Ага, щас!. Но как можно было, имея в распоряжении всю президентскую рать, провтыкать жену ГГ?! В одной из серий нам ответят на этот вопрос, заодно показав день Конца света: саму катастрофу мы почти не увидим (пенензы у проекта ограничены), но реакцию Белого дома, и людей которые там собрались на апокалипсис нам покажут. Волнительно.
Да и основная интрига с убиением президента несуществующей страны не кажется особо интересной.
В общем, на ниве фантастики Paradise слабо состоятелен.
Эрго. Конспирологичный антиутопический триллер с хорошо продуманными, удачно расставленными флеш-беками и шаблонно-невнятной фантастической оберткой.
Режиссер: Ханель М. Кулпеппер, Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Стерлинг К. Браун, Джеймс Марсден, Крис Маршалл (II), Джулианна Николсон, Сара Шахи, Николь Брайдон Блум, Ришар Робишо, Рафаэль Кабрера, Эдди Диаз
Билли Саммерс — наемный убийца, который собрался уйти на покой. Но вдруг он получает заказ на устранение одного важного свидетеля, способного дать показания против мафии. Саммерс не смог отказаться от огромного гонорара, который ему предложили за простое дельце. Как и подобает профессионалу, киллер тщательно просчитывает все возможные риски при выполнении последнего задания. Однако всего учесть невозможно, и Саммерс попадает в эпицентр опасных событий. Но теперь Билли нужно спасать не только свою жизнь…
На сей раз старина Кинг вступил на территорию криминального романа. В принципе, в писательской карьере Стивена Кинга достаточно произведений, в которых отсутствуют элементы фантастики, мистики и хоррора. Однако при этом авторский стиль был легко узнаваем и читатель без труда узнавал почерк мастера. Но вот в «Билле Саммерсе» произошла, казалось бы, невозможная вещь: Стивен Кинг почти растворился в произведении, лишь изредка напоминая о себе в некоторых эпизодах.
Сюжет не слишком оригинален. О наемных убийцах рассказано немало историй, но, как утверждал сам Кинг, заканчивая свой магнум опус «Темная Башня», важна сама история, а не то, чем она закончится. Так вот, если обратиться к этому постулату, то сюжет неровен, а иногда попросту пробуксовывает. Автор снова ввернул в текст свой излюбленный штамп: главный герой, ожидая прибытия жертвы в суд и три месяца готовясь к заданию в комфортных апартаментах, начинает писать. Да, как и большинство главных кинговских героев, начитанный киллер пишет книгу о своей жизни, начиная с самого детства. И вот тут-то сюжет начинает пробуксовывать. Все дело в том, что это не оказывает на сюжет ровным счетом никакого влияния. Несмотря на то, что в жизни Саммерса хватало трагичных моментов — в детстве он потерял свою семью, жил в частном доме-приюте, воевал в Ираке и терял своих боевых товарищей, — читателя это мало трогает, поскольку сюжет от описания этих эпизодов не развивается.
Хотя здесь и стоит признать довольно удачной находкой подражание стилю повествования в романе «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза: Билли Саммерс пишет свою книгу сначала как маленький ребенок, а заканчивает уже как маститый писатель. Поэтому прием «книга в книге», хоть и мог стать отдельной историей, но был бы неинтересен отдельно. Тем более он кажется довольно неуместным и в самом романе.
Еще одной деталью, тормозящей повествование, является скрупулезное описание подготовки к заданию: что киллер покупал, с кем познакомился и даже что он кушал. Но если в других произведениях это сделано органично и создавало атмосферу, то в «Билле Саммерсе» вызывает скуку и желание отложить роман в сторону. Да, автор через общение с другими людьми, которые не знают о профессии Саммерса, показывает, что он хороший человек. И даже раскрывает одну деталь жизненного кредо персонажа: убивает тот только плохих людей, естественно, с точки зрения самого киллера. И сделано это именно с целью манипулирования читательскими чувствами. Но почему-то, несмотря на весь свой писательский опыт, Кинг делает это слишком нарочито и пафосно.
Действие начинает понемногу оживать, когда в романе появляется еще одна героиня — юная девушка Элис. Именно с ее появлением у Кинга будто бы открывается второе дыхание и чтение становится более интересным. Нельзя сказать, что роман становится захватывающим, но описание взаимодействия двух персонажей выглядит намного интереснее и оживленнее. Между героями зарождается химия, и за этим процессом увлекательно следить. В дальнейшем повествовании главными героями поочередно становятся оба персонажа.
Следует отметить, что в романе, уже по традиции, есть отсылки к другим произведениям Стивена Кинга. Во-первых, это автобиографичная «Как писать книги». Когда Билли Саммерс пишет свою книгу, то вовсю пользуется советами самого Кинга и не напрямую цитирует этот труд Кинга. Во-вторых, в одной из локаций фигурирует отель «Оверлук» из легендарного «Сияния». И это одновременно было проблеском того самого Кинга и щепоткой старой доброй мистики в романе, не предполагающем появление подобного элемента.
В книге нет какого-то внезапного сюжетного поворота, но определенная интрига присутствует. В некоторых эпизодах последней трети романа, где герой сталкивается с мафией, действие превращается в боевик. Причем отсутствует какой-то фирменный задор и смакование деталей, свойственных Кингу, и это вызывает некоторое разочарование. Даже в столь далеком от криминального жанра романе «Извлечение троих» цикла «Темная башня» схватка с мафиози выглядит более эффектно и захватывающе. Хотя уж кого-кого, но не Кинга можно заподозрить в сентиментальности, но то, что в этом своем творении он зачем-то отошел от своего стиля, очень заметно.
Финал у книги будет такой же двойной, как и в «Темной башне». Это служит своего рода небольшой наградой читателю, вместе с героем прошедшему до конца произведения. Точнее, двух произведений от двух авторов — Стивена Кинга и Билли Саммерса. В какие-то моменты этот путь был труднопроходим, в порой он становился увлекательным. Бывали и скучные привалы, а также была радость узнавания любимых кинговских мест. Но, к сожалению, это сложно назвать путешествием с персонажем Стивена Кинга.
Остается только утешаться тем, что старый добрый Кинг всего лишь на время примерил на себя одну из личностей, чтобы стать другим, неузнаваемым. Как это делал его персонаж Билли Саммерс, писавший историю о неприкаянном человеке. И прочитать роман все же стоит, хотя бы ради того, чтобы получить порцию писательского вдохновения от Стивена Кинга — мастера по созданию миров.
Глубочайший провал в земле где-то в богом затерянной глуши, на границе цивилизаций Востока и Запада. Туман, вечно клубящийся в ущелье. Две башни по его сторонам: Западная и Восточная, обитателям которых крепко-накрепко запрещено общаться друг с другом. Два снайпера в башнях, обслуживающие и управляющие защитным комплексом из пулеметных точек, мин и заграждений. Комплексом, рассчитанным не против людей с другой стороны. И не для того, чтобы не дать посторонним попасть в ущелье. А для сдерживания того, что может появиться из земных глубин. И уничтожить человечество.
Но однажды система дает сбой. Людской фактор, кто бы сомневался. И теперь лишь от двух стрелков в башнях: мужчины и женщины, не пожелавших оставаться безликими винтиками, зависит, чем завершится история смертельно опасного ущелья, тянущаяся десятилетиями.
Истории любви одна из наиболее популярных тем для литературы и кинематографа. Количество банальных мелодрам, забывающихся сразу после финальных титров, исчисляется тысячами. Но были и неординарные ленты, надолго остающиеся в памяти. Тут вам и забавы со временем. И космические приключения). И посмертие). И шпиономания. И боевики.
Именно с последним поджанром решили скрестить постановщики свою историю большой любви. Жирно полив ее соусом из фантастики, хоррора и постапа.
Сперва поговорим о чувствах и тех, кто их воплощает.
Протагонисты у нас любопытные. Во-первых, оба махровые убивцы с персональными кладбищами за плечами, причем не только во славу родины (так себе отмазка, если честно), но и на частной наемничьей ниве. Очень мило смотрятся завязка знакомства с демонстрацией талантов и профессиональные беседы о рекордном выстреле. Во-вторых, не имеют близких (папа самолично себя вычеркнул), жутко одиноки, и в принципе, готовы завести роман с кем угодно. А поелику выбора, сидючи в ущелье не густо, романтический финал неизбежен.
Активной стороной сперва оказывается Драса (Тейлор-Джой ). Именно ей принадлежит инициатива установления контакта и прочие брачные танцы. Образ проработан слабенько (как и Ливай, впрочем), но некоторый шлейф все же имеется. Папа, некогда трудившийся на КГБ и явно ставший первопричиной выбора девчонкой столь неординарной профессии. Ранняя смерть матери. Моральные терзания по поводу собственноручно устроенных покойничков. Не густо, но лучше чем ничего.
Аня традиционно очаровательна и естественна.
Ливай (Теллер) попервой кроме томных взглядов на красотку через ущелье (вуаеризмом попахивают эти ваши стеклянные, насквозь прозрачные вершины башен) ничем не отличается. Но затем все же вспоминает о том, что именно мужчине по классике надлежит быть активным началом.
Его путь к Ущелью тоже довольно банален. Опять отец, научивший оглоеда стрелять и передавший ему талант к этому делу. Служба в морпехах, вылет на гражданку по наводке военного психиатра. Бонусом — любовь к поэзии, попытки самому стать виршеплетом. Кошмары прилагаются. Экие у нас убивцы с тонкой душевной организацией.
Теллер держится молодцом, но партнерше в актерском междусобойчике все же уступает.
В целом любовной линии – зачет. Тут вам и флирт на расстоянии, и юморные моменты, и общение жестами или в эпистолярном ключе, и шахматы по переписке, и зарождение эмоциональной близости, и взаимные спасения. Разве что эротики пожалели.
Кроме парочки любовничков можно упомянуть еще Злую тетку в исполнении Уивер. Введена явно, чтобы не оставлять нас вовсе без людского антагониста, и времени имеет «децел», но посмотреть на Сигурни даже в тех двух с половиной сценах что ей отвели, приятно.
Да природа традиционно «рулит», выступая третьим отнюдь не лишним в здешнем немноголюдстве. Горные вершины, вековечные леса, показанные нам во все времена суток. Особенно радует туманное ущелье, добавляя изрядно инфернальности и саспенса.
Теперь о фантэлементе, навевающем воспоминания одновременно о «Аннигиляции» и Last, и получающем развитие после экватора картины.
К логике этого самого элемента присматриваться не советую: «бред, причем нерифмованный». Но свое предназначение шила в тухесе героев исполняет исправно. Сюрпризы, регулярно поднимающиеся к ним в гости (как они там расплодились в таких «промышленных» количествах?). Любопытный дизайн «сюрпризов» (все же грибными коллегами слишком попахивает) и прочих фантасмагорических обитателей ущелья (а тут уже привет от творения Гарленда). Нагнетание беспокойства. Откровенные элементы хоррора, вступающие в дело во время путешествия нашей парочки (Затерянным миром и Сайлент-хилом повеяло). Регулярные и обильные перестрелки. Оригинальные методы спасения (джип — форевер). Динамика в ленте на уровне, да и напряжение поддерживается умело. Еще один зачет. Разве что линию с возможным заражением талантливо слили в унитаз.
Эрго. Простенький, вторичный, но задорный микс мелодрамы с зомби-боевиком и хорроро-триллером.
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Майлз Теллер, Сигурни Уивер, Сопе Дирису, Уильям Хьюстон, Сачин Бхатт, Йожеф Талош, Саманта Кохлан, Алессандро Гарсиа, Грета Хансен, Адам Скотт-Роули, Ноэль Анита