Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Сталкер/Strange darling (2023), режиссёр ДжейТи Моллнер
В неком городке, затерянном среди лесов штата Орегон, любительница острых ощущений договоривается с усатым незнакомцем о том, как бы им вместе провести весело время. Оказалось, что малышка хочет испытать экстремальные ощущения. А в это время по всему штату идёт полицейская охота за маньяком, орудующим уже несколько лет и оставляющим за собой кровавые следы...
На самом деле, завязка фильма — это обманка. Создатели уверяют, что фильм снят на основе реальных событий — маньяк по прозвищу "Электрическая леди" действительно орудовал в северо-западной части США. Но это так — одна из изюминок триллера, потому что на самом деле их в этом триллере огромное количество.
Действие фильма поделено на 6 глав. Начнётся же всё с 3 главы. А дальше зрителя будут бросать из главы в главу как будто бы только для того, чтобы удивить. Но ближе к финалу становится ясно, для чего всё это было сделано. Замысел был, и замысел коварный, поскольку режиссёр зрителя ловил в свои сети очень грамотно, я бы даже сказал — одержимо, как маньяк. И вот на зрителя обрушивается одно осознание за другим и первоначальный образ главных героев растворяется без следа. На их место выходят как будто бы совершенно другие персонажи, которых играют те же самые актёры: Уилла Фицджералд — талантливая актриса, которая вместе с режиссёром обманывает зрителя и удививший лично меня Кайл Галлнер, который в фильме играет не странного парня (мне он запомнился по маленьким ролям необычных подростков в ремейке «Кошмара на улице Вязов" и «Тело Дженнифер»), а очень даже решительного и брутального преследователя.
Созданию атмосферы фильма способствует мягкий и страноватый саундтрек. Буквально кожей ощущаешь настроение каждой сцены, но и вместе с тем, как будто бы сговорившись с режиссёром (скорее всего, именно так и было), композитор обманывает и ломает зрительские ожидания. Вместе с ним в заговоре участвует и оператор, которым стал человек-оркестр Джованни Рибизи (напомню, что он достаточно известный актёр). Цвета и краски очень насыщенные, крупные планы лиц героев выразительны и действительно способствуют создаваемому напряжению. И, главное, операторские работы призваны в полной мере раскрыть имя маньяка — "Электрическая леди". Отсветы красного неона в кадре насыщены электричеством до предела и кажется, что волоски на теле приподнимаются и потрескивают от разрядов. А уже после вступления, красный цвет преследует зрителя до самого финала.
В итоге, казалось бы обычная схема триллера, в которой маньяк преследует свою жертву до конца фильма, распадается. Но создаваемая режиссёром калейдоскопичная мозаика делает стандартный сюжет крайне занимательным зрелищем. Основные достоинства картины мной уже перечислены. Но главное в фильме я всё же постарался скрыть. Как это до поры до времени делали создатели фильма. Задача будущего зрителя — постараться преодолеть любопытство и ни в коем случае не смотреть трейлеры и не читать рецензии и отзывы на фильм "Странная милашка" (название "Сталкер" далеко от оригинального).
Я вас предупредил. Но выбор остаётся за вами — смотреть ли кино ради того, чтобы было что посмотреть " из интересненького". Или же сполна насладиться кинообманом, в котором вас ждёт множество маленьких и не очень открытий.
Недавно в подкасте Kingcast Стивен Кинг, пишущий в данный момент "Талисман 3", сказал, что Долины (Территории) — это и есть Срединный мир, а Срединный мир — это Долины (чуть позже опубликую фрагменты этого интервью, Кинг говорил о Небраске, Холли Гибни, Талисмане 3, своем старом фильме Maximum Overdrive, Дэвиде Линче и проч.)
А вчера во Threads он написал про plunja (можно транскрибировать как планджа или плунья). Это крупнейшие птицы Срединного мира, по размеру как птеродактили. Ушастики-путаники бесстрашно нападают на них.
«Сам воздух здесь был каким-то томительно-сонным и тягучим, похожим на отвратительную жидкую клейкую массу, которую размазали по всему окружающему фону. А ещё эта жуткая зловещая тишина, не нарушаемая ничем. Все звуки города, жизни остались за стеной, ни один звук снаружи не проникал сюда» («Детский парк моих кошмаров», Иван Кустовинов). Добро пожаловать в «Страшные сказки. Выпуск 3» — проект, удивляющий разнообразием тем и поджанров хоррора.
Любители жанра с удовольствием погрузятся в истории, которых здесь ровно чёртова дюжина, что очень даже логично и более чем символично. Первое, что бросается в глаза, — это большая концентрация на мистике. Поджанров стало меньше, если сравнивать с прошлой книгой, зато концептуально произведения отлично дополняют друг друга. Все ещё присутствуют элементы хоррора, готики и в одном произведении есть даже намек на киберпанк. И всё же главная тема — призраки, которых на страницах живёт огромное количество.
Что самое ужасное в привидениях? В них проще поверить, чем в оживших мертвецов или Фредди Крюгера. Они приходят в привычную реальность, полную объективных, хорошо узнаваемых предметов. «Призраки не топают ногами — они парят в воздухе» («Нина»,Елена Гейли), могут быть плодом воображения, сводящей с ума игрой подсознания, ночным кошмаром или... самой настоящей правдой. И с ними сложнее справиться, нежели с банальным зомби, которому надо всего лишь выстрелить в голову — осталось лишь раздобыть ружьё. Всё, что ощущается физически, так или иначе поддается контролю (или как минимум его иллюзии). То, что не имеет физического тела, парализует, так как оно из разряда смерти и темноты — абсолютная неизвестность. А если оно ещё является на уровне снов, когда мозг максимально расслаблен, или под гипнозом... И вовсе пиши пропало!
«Страшные сказки. Выпуск 3» получились эмоциональными, атмосферными, характерными. Произведения, очевидно, подбирались таким образом, чтобы перекликаться друг с другом. В общую «призрачную» канву вполне вписывается разбушевавшийся Крампус, муж-упырь, вытягивающий жизненные соки из жены, детский сад, застрявший во временной петле, чудовище из якутской мифологии, требующее постоянных жертв, инопланетяне, захватывающие людские тела. На мой взгляд, вышло очень целостно, гармонично и жутковато. Пусть не в стилистике классического хоррора, каким я его вижу, но оттого не менее всепоглощающе.
27 января — день рождения словацкого поэта-романтика Яна Ботто (Ján Botto, 1829-1881). У нас с его творчеством хорошо знакомы только узкопрофильные специалисты. Между тем, это классик национальной литературы, более того — Ботто называют "отцом словацкого хоррора", да и словацкой фантастики в целом.
Ботто писал патриотические стихи и романтические баллады, использовал в творчестве народные мотивы.
Вдохновляясь народным творчеством, поэты-романтики ввели в моду страшное. Пионером здесь стал немец Готфрид Бюргер, создавший сверхпопулярную балладу "Ленора" (Lenore) в 1773 году на известный сюжет "жених/муж, явившийся с того света". Ленора в свою очередь породила массу подражаний и перепевов: "Людмила" (1808) и "Светлана" (1812) великого Василия Андреевича Жуковского, "Свадебные рубашки" (Svatební košile, 1843) другого великого поэта (и тоже основоположника национального хоррора — чешского) Карела-Яромира Эрбена... С "Ленорой" сравнивают и страшную балладу Ботто "Žltá ľalija" ("Жёлтая лилия").
Чехословацкая марка с портретом писателя
Кроме того, словацкий поэт писал поэму о кровавой графине Елизавете Батори "Čachtická Pani" ("Госпожа из Чахтице", закончить не успел, но в двадцатом веке поэму смогли в значительной части восстановить по черновикам и издали), написал ещё ряд "хорроровых" баллад. "Báj Maginhradu", например, рассказывает о призраках замка.
На русский переводилось основное произведение Ботто — поэма "Смерть Яношика" о народном герое, своего рода словацком Робин Гуде.
графиня Батори
Автор на Фантлабе ещё не открыт, работа над библиографией продолжается.