Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
«ВЕСЬ ПАНТЕОН СУЩЕСТВ ЛАВКРАФТА — ЭТО ФЕИ?» (2022).
«The entire Lovecraft Pantheon are Fairies?» (discussion topic).
.
Из дискуссионных материалов интернет-сообщества «DnDMemes» на американской форум-платформе «Reddit», группы посвящённой мемам, созданным по известной настольной ролевой игре «Dungeons & Dragons» (D&D).
*
Краткое этимологическое исследование:
.
Существует утверждение, что весь пантеон Лавкрафтовских сущностей — это Феи (Эльфы), просто жуткие и очень древние. Это мнение построено на том, что прилагательное слово «Элдрич» (Eldritch) происходит из среднеанглийского языка от слова «Эльфрич» (Elfrich), означающего «эльфийский», или «cказочная страна»/«cтрана фей», что, возможно, делает Ктулху фантастическим существом — эльфом. «Элдрические» (жуткие, сверхъестественные) существа и ужасы были введены в современную литературу и популяризированы произведениями Говарда Лавкрафта, и в настоящее время термин «элдрический» (Eldritch) используется для описания чего-то зловещего, странного и потустороннего, иногда даже обладающего способностью изменять реальность.
Прилагательное «Элфрич» (Elfriche) происходит от более ранней формы слова «Элрич» (Elritch), неясного происхождения. Второй элемент «-ritch», как правило считается древне-английским «rīċe» (от «realm» — «область, сфера, царство» ; а также от древне-французского «riche», означающего «могущественный, богатый, обширный»). Что касается первого элемента в слове «Elritch», то некоторые учёные-этимологи считают, что «El-», происходит от древне-английского корня, означающего «чужеродный, странный, иной, потусторонний», связанного с древне-английским словом «Ellende» и современным английским «Else»; другие же исследователи полагают, что корень «El-» происходит от «Elf».
Утверждение о феях, конечно, спорное. Поиск в интернете даёт определение «Еldritch», как «нечто жуткое и таинственное, относящееся к божествам Г.Ф. Лавкрафта». Вполне возможно, что корень «Eld» на самом деле происходит не от «Elf», как считают отдельные специалисты, а идёт от древне-английского корня «El», означающего, как сказано выше, «чужеродный, странный, иной». Скорее всего Лавкрафт понимал его именно так. И это кажется гораздо более вероятным, особенно в контексте его произведений.
С другой стороны, проспать несколько тысячелетий, для того чтобы проснуться и всё разрушить, или же испортить жизнь одному конкретному человеку, в действительности весьма похоже на Фей. Во всяком случае, по отношению к феям это не звучит как что-то «странное». Прямо говоря, вышезаявленное утверждение тоже срабатывает с феями, если вы знакомы с мифическими преданиями о них. Этот волшебный народ может с одинаковой лёгкостью встать как на сторону людей, так и против них, и некоторые детали, говорящиеся о феях, если вы понимаете предания и то, кем вообще являются феи и кем они должны быть... звучат вполне правдоподобно.
Оксфордский словарь Английского языка (OED), в данном случае, использует этимологию происхождения слова «Эльф» (Elf) от «Эльфриш» (Elphrish), в том числе, в этом словаре происхождение слова «Элдрич» (Eldritch) прослеживается до 1500-х годов, а к тому времени его значение уже недвусмысленно означало «неестественный, отвратительный», вместо «эльфов/фей», подразумевающихся в слове «Эльфриш» (Elphrish). Самый ранний отрывок, упоминаемый в Оксфордском словаре, это фраза шотландского поэта Уильяма Данбара (1460-1522): «Там был Плутон, сверхъестественный инкуб» (There was Pluto, the Elrich incubus), из поэмы 1508-го года «Золотой Тарж» (Золотой Щит/The Golden Targe). Соответственно, каким бы ни был изначальный источник, к моменту появления произведений Лавкрафта это слово уже на протяжении 400 лет использовалось для обозначения странного, отвратительного и противоестественного.
В то же время некоторые исследователи считают, что «Еldritch» — это вариация от слова «Еlder», означающего «старый, древний», а слова «Old/Elder/Eldest» проистекают из одного семейства. Ещё в одном исследовании о слове «Еldritch», предполагается что корень «El» — означает «странный, другой» (как и в «Еl» — «прочий, иной, другой»), а «ritch» происходит от «realm» (область, царство), и следовательно слово «Еldritch» означает «из другого мира». Также в скандинавской мифологии, в древне-исландских сагах XIII века существует слово «альфхейм» или «альвхеймар» (álfheimr) — мир альфов или светлых существ-альвов, один из 9-ти миров и одно из 14-ти жилищ Богов-Асов, находящийся между мистическими городами Мидгардом и Асгардом. Слово «álfheimr» происходит от двух слов: «álfr» («альф») и «heimr» («мир, родина»), и значит «мир альфов». Другое мнение рассматривает вероятность, что слово «Эльф» (Elf) могло произойти от корня «Эль» (El), учитывая, что эльфы тоже являются инородцами или пришельцами, особенно в художественной литературе, созданной до произведений Джона Р. Толкина (1892-1973). Хотя подобное толкование скорее всего неверно, поскольку считается что этимология слова «Эльф» всё же иная. (см. ссылку:https://en.wiktionary.org/wiki/elf#English).
В книге профессора Кембриджского Университета Д.А. Карсона «Экзигетические заблуждения» (1984), посвящённой случаям, когда церковные пасторы допускали словесные ошибки в своих проповедях, автор пишет: «То, что термин «XYZ» — это греческое или еврейское слово по происхождению или составное слово, не означает, что оно именно так и значило в тот период истории или в том контексте». Не говоря уже о том, что прилагательное «Eldritch» описывает нечто странное, оно не использовалось в контексте как описание конкретных черт какого-либо существа.
Наиболее сложная часть этимологии заключается в том, что в реальности происхождение какого-либо слова мы рассматриваем только спустя длительное время после того, как оно вошло в повседневный язык и обиход. В Викисловаре и Этимологическом словаре указываются как производные от «Еl-», так и производные от «Еlf-». Возможно ли, что «Еlf-» происходит от одного и того же производного, или похожего, что и «Еl-», учитывая, что это всего лишь одна дополнительная буква? Также есть версия, что слово «эльф» (Elf) могло произойти от древнего прото-германского слова «Альбиз» (Albiz).
«Эльфы замечательные, они вызывают удивление. Эльфы чудесные, они творят магию. Эльфы фантастические, они создают фантазии. Эльфы очаровательные, они ткут чары. Эльфы потрясающие, они порождают ужас. Слова могут извиваться, как змеи, и если вы хотите отыскать змей, ищите их за словами, изменившими своё значение. Никто никогда не говорил, что эльфы хорошие. Эльфы плохие». (свободно цитируемый отрывок из романа Терри Пратчетта «Дамы и Господа», 1992). Если вы когда-нибудь читали сказки, то знаете, какие ужасы таят в себе эльфы.
Феи часто считаются инородными и потусторонними сущностями. Не только феи и эльфы, но и их владения также представляются чужеродными и странными. Стихотворение немецкого поэта и драматурга Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832) — «Эльфийский король» (англ. The Elvenking) или «Лесной царь» (англ. Der Erlkönig) откровенно ужасает. В немецком языке «кошмар» — это «Эльфийский сон» (нем. «Alptraum»; англ. «Elvendream»).
На самом деле феи (эльфы) всегда были своего рода злыми, или, по крайней мере, недобрыми. В преданиях разных культур о них рассказывают по-разному, некоторые из них более жуткие и ужасные, чем другие. В фэнтезийном романе «Дамы и Господа» английского писателя Терри Пратчетта, много рассказывается об эльфах. В одной из главных частей книги говорится о том, что современные медиа и фольклор существенно изменились, и люди забыли изначальные идеи о том, какими были эльфы. В описаниях Пратчетта эльфы воспринимаются гораздо более Лавкрафтианскими (хотя, с другой стороны, они могут стать Лавкрафтианскими и в зависимости от того, кто и что о них говорит). Вполне возможно эльфы Пратчетта тоже основаны на эльфийском фольклоре, существовавшем до того, как английский драматург Уильям Шекспир сделал всех их милыми и причудливыми, с такими элементами, как в его комедийной пъесе «Сон в летнюю ночь» (1600 год). Шекспир изменил взгляд читателей на них, хотя это, скорее всего, в большей степени был мейнстримный сдвиг в пьесах, книгах и песнях того времени, который постепенно превратил эльфов и фей из страшных в более доброжелательных, и люди с годами забыли. Существа-феи нередко изображаются довольно жуткими. В основном они выглядят приблизительно как люди, но часто ментально так же чужды нам, как и Ктулху.
В том, как мы представляем себе фей в современном фэнтези, и в том, как Лавкрафт изображал своих «элдрических» существ, есть много связующей ткани. Они чуждые и потусторонние для современных смертных, и то, как работает их разум, часто постичь нелегко. Они действуют извне, но выбирают определённых смертных для осуществления своих планов, обычно для того, чтобы помочь им укрепиться либо через веру, либо через переход в это измерение. Связь становится особенно заметной, когда вы погружаетесь в цикл рассказов Лавкрафта из «Страны снов», из которого можно многое почерпнуть об этом.
Народ Фей действительно кошмарен. Это группа потусторонних сущностей, которых лучше всего можно описать как «убийственно-вредных». Они крадут детей и подменяют их монстрами. Они навязывают смертным ужасающие сделки, не утруждая себя объяснением условий — например, заставляют вас быть рабом в течение девятисот лет, потому что вы приняли их предложение в виде угощения виноградом, или отнимают у вас чувство вкуса, осязания и обоняния в обмен на клочок ткани, от которого вы не сможете оторвать глаз, пока не умрёте от голода. Феи — это чудовища. Не позволяйте их современным пастельным и детским Диснеевским аналогам обмануть вас. Феи — это магические существа со своими собственными целями, которые полностью далеки от человеческой морали. Причём они даже не считают свои действия «злыми» или «разрушительными», они считают это всего лишь «небольшим развлечением». Феи являются ужасными монстрами в преданиях большинства европейских народов. Взгляните хотя бы на описания коварных духов воды «Никси» (или Нёккенов), в германо-скандинавском и английском фольклоре.
Если следовать логике, согласно которой слово «Еldritch» является преобразованным словом от «Еlfritche», а слово «Сthulhu» берёт свое начало как эволюционная идея его возможного происхождения от фей, то это означает, что эльфы и полу-эльфы с предками фей представляются по своему происхождению «Еldritch» (то есть, «странными») и по-сути являются отдалённой версией того же вида, что и ужасающие сущности Говарда Лавкрафта.
По всей вероятности, когда Лавкрафт создавал свои мифы, он был вдохновлён некоторыми из наиболее пугающих мифологий, стоящих за традиционными описаниями фей. Творчество Говарда Лавкрафта, несомненно, похоже на литературу английского писателя и мистика Артура Мейчена (1963-1947), только происходит в космическом пространстве. В старых преданиях Феи всегда были очень жуткими и устрающими существами. По крайней мере, Феи и Лавкрафтовские мерзости должны быть тесно связаны между собой, поскольку в Стране Фей есть внутренний скрытый портал в Дальние Миры, где в безмолвии бродят Лавкрафтианские ужасы. Общая природа фей может вполне соответствовать Иным Богам (Внешним). Феи (Fairy) могут быть далёкими потомками Древних, таких как Ктулху и Ньярлатхотеп (в Ньярлатхотепе определённо есть что-то от эльфов). Однако, корень слова «Cthulhu» происходит от греческого «Cthonic» (Хтонический), что означает Подземный мир, он — божество подземных стихий и вод. Следовательно, Cthulhu — это существо из Подземного мира, а не из сказочной Страны Фей.
Впрочем, существует немало существ, заимствованных из различных мифологий, которые совсем не похожи на себя в собственных мифах. Вообще, «Фeя» (Fay) — это собирательное название всех сверхъестественных существ в гэльской (древне-шотландской) мифологии, позднее распространившееся на легенды соседних стран и народов.
Могучие и необыкновенные силы в произведениях фэнтези часто имеют противоположности, а иногда ещё и целый спектр между этими противоположностями. Существуют элементарные вещи, такие как магия Льда против магии Огня, культурные вещи, такие как Добро против Зла (и хаотическое против закономерного), Демоническое против Ангельского, исцеление против некромантии, и так далее. Так может быть понятия Эльфы и Элдрич просто-напросто являются двумя сторонами одной медали «сверхъестественных энергий и сущностей»?
Конечно, всё вышесказанное ещё не делает Ктулху существом-феей и это была лишь небольшая попытка исследовать данную тему. Любой, кто когда-либо смотрел англо-канадский научно-фантастический телесериал «Торчвуд» (2006/2011), представляющий собой более серьёзное ответвление от популярного телесериала «Доктор Кто», несомненно знает, насколько пугающими могут быть эльфы и феи, однако с таким же успехом они могли бы являться и пешками Ктулху.
* * *
.
Discussion topic «The entire Lovecraft Pantheon are Fairies?» (2022).
From the discussion materials of the internet community «DnDMemes» on the american platform «Reddit».
Следи за небом!, или Вот кто на самом деле «царь природы»
Во время подземных работ в столице Соединенного королевства человеки докопались не туда (пример морийских гномов не помог). В случайно обнаруженной пещере их ждал самый натуральный дракон. Не мудрый, все понимающий философ, а кровожадное, пышущее огнем чудовище, ведомое лишь одним инстинктом – жрать. Вскоре неведомым образом крылатые твари расплодились в невообразимых количествах и уничтожили людскую цивилизацию на корню.
Проходит пара десятков лет. От могущественного человечества остались отдельные очаги в виде немногочисленных общин, тщательно скрывающихся от новых царей природы.
Лидер одной из них – Куинн, некогда стал первым гомо сапиенсом, увидевшим дракона. Теперь его забота дотянуть до следующего урожая, не дав недальновидным согражданам сожрать плоды раньше времени, да обучить детвору жить в смертельно опасном мире.
Но что если на пороге появится некто, заявляющий, что знает, как уничтожить драконов?
Одна из первых отложившихся в памяти постапокалиптичных лент, да еще и с использованием всегда выигрышного пышущего огнем фантдопущения. Которое становится одной из основных претензий к логике фильма.
Драконы в качестве могильщика цивилизации? Вы серьезно? Существа из плоти и крови, обладающие единственной фишкой – способностью выдыхать аналог напалма (и дырявыми крыльями, отнюдь не повышающими их летные качества). Супротив крупнокалиберных пулеметов, авиационных пушек, ракет «воздух-воздух» и систем ПВО с обнаружением целей за сотни километров? Мясо против радаров, стали и взрывчатки. Даже не смешно. При условии того, что против летучих нехристей работают самые примитивные «бардовские» методы. Даже постановщики сами не определились с тем, как вышеозначенные драконы, начав с одной-единственной особи (ладно-ладно, наверняка не одной), смогли расплодиться в неимоверных количествах (кстати, насколько неимоверных? сотни тысяч? миллионы? миллиарды особей? Кто из достаточно крупных живых тварей достигал когда-либо таких циферок?), особенно учитывая их гендерные особенности.
В общем, в данный апокалипсис поверить крайне сложно.
Лады, прекратим занудствовать, поглядим на сам фильм.
Перед нами достаточно бюджетное приключение (апокалипсис подают в виде журнальных вырезок и закадрового голоса, драконов показывают мало, да и не сравнятся они качеством с коллегами из Сердца или Эрагона, не говоря уже о Хоббите или Доме), радующее кастом, одной красивой небесной охотой и умеренно нестандартным ходом со злецом.
Приятных глазу лицедеев тут действительно немало.
Куинн (Бэйл). Острый на язык малец, выросший в харизматичного лидера. Сверкающий ослепительной, располагающей улыбкой, полный энергии молодости (не ходит, а носится галопом). Старающийся не забывать о будущем. По мере сил заботящийся о своих людях (резануло глаз отсутствие полноценной реакции на «призыв» шести парней из замка, или если проиграл в драке, уже и рыпаться не чего?) При этом не рыцарь без страха и упрека, а мятущийся герой, подверженный сомнениям и рефлексиям.
А вот замок в качестве базы – так себе решение (все же литературку стоило почитать, а не только ЗВ смотреть, а то знали бы на примере Харенхолла, что высокие замки драконам на один зуб).
Его лепший друг в исполнении тонкого и звонкого Батлера. Эдакий хрестоматийный «второй», всегда готовый подставить плечо лидеру. Тоже кстати не лишенный обаяния и иронии.
Любопытен подход к личности антагониста (или скорее антигероя). Перед нами не типичный для постапа злодей, жаждущий власти, баб и поклонения. А трагичная фигура, готовящаяся к обреченной схватке, решающей судьбу вида.
Итак, встречайте — Дентон Ван Зан (МакКонахи). Несмотря на фамилию – типичный американец («хуже драконов только американцы»). Понтовитый, пафосный, самоуверенный. Альфа-самец, способный не только переть буром, но и применять дипломатию. С безумным взглядом, полным боли и угрозы (МакКонахи решил, что даже в фентезийной безделушке не будет работать спустя рукава). Возомнивший себя спасителем, готовым ради достижения цели идти по трупам.
Ведь Ван Зан ни капли не заботится не только о чужих, но и о своих людях. Все его напыщенные речи о трех погибших не стоят и выеденного яйца, как мы увидим уже в следующей сцене.
Въезд в Лондон нужно заносить в учебники как вопиющий провтык командира, после которого его должен ждет трибунал, выговор с занесением в грудную клетку и кастрация. Сгрудить подчиненных в кучу, ожидая нападения гигантского летающего огнемета, вместо того чтобы рассыпаться по руинам; отпустить вертолет; не использовать броню и крупный калибр. Кастрация, причем медленная.
Кстати, постановщики вообще в курсе, сколько кушает танк? А вертушка? Того десятка бочек, что нам показали, хватит ненадолго.
Даже в третьестепенных образах персонажей с репликами типа: «кушать подано», не самые безвестные товарищи типа Деннехи, Мэйнарда или Сиддига.
Актерский состав подобрался на диво звездный.
Сама лента, как вы уже поняли, составу не слишком соответствует.
Денег жалеют (из 60 лимонов бюджета львиная доля, похоже, ушла на гонорары). Особых спецэффектов не ждите. Последствий апокалипсиса почти не покажут, кроме разве что грубыми мазками прорисованной панорамы лондонских руин. В наличии аж две экшен-сцены с драконами (одна даже запоминается). Диалоги слабые и пафосные, еще герои полюбляют много и бестолково кричать.
Из приятного – та самая небесная охота на летучую тварь, с использованием вертолета и планирующих камикадзе-сеточников.
Да пара мелочей, типа асбестовых костюмов и пожарных машин с водометами при выезде на природу под драконьи выхлопы. И, конечно, Звездных войн в качестве детской театральной постановки (это вы сами сочинили? А как же! скромно потупляет очи долу ГГ).
Эрго. Слабенький фентезийный постап с на удивление богатым кастом.
Режиссер: Роб Боумен
В ролях: Кристиан Бэйл, Мэттью МакКонахи, Изабелла Скорупко, Джерард Батлер, Скотт Моттер, Дэвид Кеннеди, Александр Сиддиг, Нед Деннехи, Рори Кинэн, Теренс Мэйнард, Даг Кокл, Рэндолл Карлтон, Крис Келли, Бен Торнтон, Элис Крайдж
В издательстве «ФОТУРО-пресс» вышел сборник Михаила Дребезгова и Михаила Захаронова «Муравьиная книга: Собрание курьёзов и кошмаров, которые работящие зверьки натащили на старый чердак из дальних уголков мультивселенной». Научная фантастика, хоррор, их смесь и просто странное.
Аннотация: Почему у пришельца из телевизора слишком много пальцев? Чей скелетик, похожий на колесо телеги, валялся в забытом подземелье? Каким образом Егор Валерьевич остался без руки? Ответы на эти и многие другие вопросы останутся без ответа. Однако в этом сборнике, который для краткости можно называть просто «МК:СКИККРЗННСЧИДУМ» или «Мирмекнига», найдутся и разгадки многих странных происшествий, и ужасающие откровения о том, что поначалу казалось вполне невинным, и откровенное хулиганство, но тоже по-своему аппетитное. Ведь старательные муравьишки едва ли стали бы тащить к себе то, что не даёт пищи для ума! И в этой куче всевозможных жанров, форматов, настроений каждый наверняка найдёт себе что-то по вкусу. Или, возможно, по обонянию.
Содержание:
О персоналиях
М. Дребезгов, М. Захаронов. Источник вдохновения
М. Захаронов. Синдром Долголеева
М. Захаронов. Человек из Нумита
М. Дребезгов. Нахлебник
М. Дребезгов. Смерть гения
М. Дребезгов. Человеческое
О диковинках
М. Захаронов. Заметки о невидимых дверях
М. Захаронов. Новые тени
М. Дребезгов. Стела
М. Захаронов, М. Дребезгов. Предметы из подвала
М. Захаронов, М. Дребезгов. Меддонаи
М. Захаронов. Кокон
О злопасностях
М. Захаронов. Ключи от мира
М. Захаронов. Камень в форме веры
М. Дребезгов. Давайте поговорим о теориях заговора
М. Захаронов. Гнездо
М. Дребезгов. Уборка
М. Дребезгов, М. Захаронов. Самогон
Обложка и внутренние иллюстрации Татьяны Квитковской. Некоторые примеры:
Большая часть историй в сборнике публиковалась в Интернете на свободной основе и доступна по сию пору. Кое-что выходило в Даркере, кое-что — в почившей Мракопедии. Рассказ «Нахлебник» впервые появился в антологии «Мистериум. Полночь дизельпанка», ещё под настоящим именем автора. В «Муравьиную книгу» он вошёл в подновлённой редактуре.
Предупреждение: помимо муравьёв, книга может также содержать трилобитов и другие вредные ископаемые. Продукт частично поражён гнилью и боди-хоррором.
Детектив полиции Томас Деггет хотел связать свою жизнь отнюдь не с поиском преступников. А со служением Господу в роли священника.
Однако сводящие с ума видения не способствовали сохранению веры и получению сана.
Время шло, казалось, религиозные терзания остались для Томаса в далеком прошлом. Так казалось до того момента, когда его посетил крайне необычный визитер. А позднее на улице обнаружили не менее странный труп.
Нет, не вышло у Деггета оставить за порогом религиозные мотивы. Ведь ангелы существуют на самом деле. Ангелы, начавшие вторую войну на Небесах.
И некоторые из них уже спускаются на землю в поисках того, от чего может зависеть судьба всего человечества.
Культовое в определенных кругах кино, одна из первых увиденных мной ласточек, повествующих о том, что на Небесах не все так ладно, как могло бы показаться слушателям воскресных проповедей. Открывшая дорогу ангельской теме в Суперах, Доминионе, Легионе и прочих фильмах и сериалах на эту скользкую тему. Да, Знамения появились на пяток лет раньше, но их ироничная стилистика кардинально отличается от трагических Prophecy.
Пророчество – мрачноватый, депрессивный триллер со стильной работой щеголеватого-завораживающего Уокена и немаловажными духовными вопросами.
Задавший моду на определенные ТТХ ангелов, стиль повествования и нюансы отношений в Небесном воинстве. Видите франтоватых молодцев, обливающих презрением людской род, плюющих на физические законы, обожающих восседать в птичьих позах на неудобных поверхностях, умирающих особо заковыристым способом (сердца прочь, или особое оружие). Это отсюда.
Напомнивший, что ветхозаветные ангелы это не просто вестники и добрые покровители, но и безжалостные исполнители господней воли, проливающие по Его слову кровь как водицу (а отчего только по Его?).
Подаривший нам пару хрестоматийных образов воплощения высших (и низших) сил.
Гавриил (Уокен). Ангел смерти. Лидер тех из небесного воинства, кто не смирился с появлением людей. Жутко ревнующий Господа к его новым чадам. Готовый перевернуть Небо и Землю, чтобы возвратить старые добрые времена до появления гомо сапиенсов. Тоскующий по вниманию Отца. В эгоистичном стремлении вернуть себе все внимание Родителя теряющий благодать, поддающийся злу.
Стиляга, воплощение высокомерия, надменности и пренебрежения. Автор бессмертного определения: «говорящие мартышки», обращенного к «царям природы». Регулярно выдающий чеканные фразы, типа «С этим справятся даже говорящие мартышки», «запах кладбища я чувствую всегда», «учите математику, в ней ключ к пониманию вселенной».
Кстати, Симон в исполнении Штольца/Столца тоже весьма недурен.
Ангелы в «Пророчестве» до одури тактильные существа. Их главное чувство – нюх, на втором месте – осязание, желательно вкусовое. Обожают восседать на жердочках и верхотуре (равновесие 88 левела), напоминая о своей крылатой природе (в эльфах Панкеевой эти ангельские привычки цветут и пахнут). Отличаются неординарными физическими особенностями, слабоубиваемы, невообразимо сильны, способны погружать людей в сон одним прикосновением.
Вторым шикарным персонажем стал Первый из ангелов в исполнении Мортенсена. Одна из наиболее запомнившихся версий этого образа в мировом кинематографе. Соединение ангельской надменности, высочайшего интеллекта, лукавой хитрости, цепенящего коварства, мощного лидерства, звериной силы и непосредственности с излишней самоуверенностью и ощущением незаполняемой пустоты, оставшегося после падения. Ух! До печенок пробирает.
Значимых людских персонажей в ленте ровно два, и они откровенно проигрывают своим мистическим оппонентам.
Деггет (Котеас). Полицейский, вынужденный оставить стезю служителя Господа. Утративший веру, но сохранивший человечность. Проходящий непростой путь ее нового обретения. Сумевший сохранить себя, под весом вновь открывшихся обстоятельств, ломающих привычную мировоззренческую картину.
Кэтрин (Мэдсен). Женское начало, столь редкое в этом царстве мускулинности и бесполого чванства. Женщина не в варианте трепетной лани, а в версии подруги покорителя Дикого Запада. Способная и прикрыть спину, и защитить слабого, и послужить мотиватором, и вломить недругу так, что мало не покажется.
Обратите внимание на знакомство зрителя с Джерри. Когда парой-тройкой кадров нам показали чуть ли не всю жизнь этого человека и его теперешнее состояние.
Запоминается саунд, вовсю использующий религиозные мотивы, церковную музыку, работающий как подводка к персонажам.
Пустынные панорамы Аризоны и индейский колорит части ее жителей.
И, безусловно, морально-этические размышления постановщиков. Об ужасающем воздействии ревности – чувства, способного довести до цугундера практически идеальное существо. Тлетворном влиянии высокомерия, снобизма, пренебрежения к другим, даже казалось бы вполне обоснованного.
И о месте веры в людской жизни. Тут создатели ленты несколько «загнались», порицая право выбора – основополагающую штуку, дарованную людям Господом. То, что во многом и делает нас Людьми.
Эрго. Знаковый мистический триллер, один из «пионеров» (по крайней мере для меня) ангельской темы.
Режиссер: Грегори Уайден
В ролях: Кристофер Уокен, Элиас Котеас, Вирджиния Мэдсен, Эрик Столц, Вигго Мортенсен, Аманда Пламмер, Адам Голдберг, Стив Хитнер, Дж. К. Куин, Альберт Нельсон, Шоун Нельсон, Сандра Эллис Лэфферти, Уильям ’Бак’ Харт, Кристина Холмс, Ник Гомес