Данная рубрика представляет собой «уголок страшного» на сайте FantLab. В первую очередь рубрика ориентируется на соответствующие книги и фильмы, но в поле ее зрения будет попадать все мрачное искусство: живопись, комиксы, игры, музыка и т.д.
Здесь планируются анонсы жанровых новинок, рецензии на мировые бестселлеры и произведения, которые известны лишь в узких кругах любителей ужасов. Вы сможете найти информацию об интересных проектах, конкурсах, новых именах и незаслуженно забытых авторах.
Приглашаем к сотрудничеству:
— писателей, работающих в данных направлениях;
— издательства, выпускающие соответствующие книги и журналы;
— рецензентов и авторов статей и материалов для нашей рубрики.
Обратите внимание на облако тегов: используйте выборку по соответствующему тегу.
Прежде всего позвольте поздравить всех фантлабовцев с наступающим Новым 2025 годом! Побольше хороших книг и поменьше запретов в следующем году!
Фантлаб — лучший в плане информации. Таких подробных библиографий писателей в Рунете я не встречал (Википедия нервно курит в сторонке).
Уходящий год в жизни кингоманов отмечен сразу двумя знаменательными юбилеями: 50 лет назад в свет вышел первый роман Стивена Кинга ("Кэрри", если кто-то вдруг забыл) и 40 лет назад советский читатель впервые познакомился с крупной прозой Кинга — на страницах журнала "Иностранная литература" был напечатан роман "Мертвая зона". Те, кто прочитал его тогда (в 1984-м году), сейчас признаются, что в свое время он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ничего подобного советская публика до этого не знала (и это при том, что роман был прилично сокращен, были безжалостно выброшены потрясные сцены).
Мое же знакомство с Кингом состоялось в детстве, в 1990-м году.
В конце 80-х страну заполонили так называемые книжки-минутки. Напечатанные на дешевой бумаге, они продавались повсюду: в киосках «Союзпечати», в аэропортах и на вокзалах (надо же было как-то коротать время в ожидании самолета или поезда, а мобильников тогда еще не было).
Стоили такие книжки сущие копейки, и я скупал их десятками. В них печаталась зарубежная фантастика, детективы, ужасы и "прочая нелитература" (как с усмешкой любил говорить мой учитель по русскому языку и литературе, Михаил Зиновьевич Шейнин, но мне было плевать).
В 1990-м году мне попалась вот такая книжка-минутка (фотку взял с фантлаба, потому что сама книжка, естественно, давно канула в небытие):
Рассказ Стивена Кинга "...Это последний шанс" — это на самом деле "Карниз". Рассказ меня, конечно, впечатлил. Потом в моей жизни непрерывным потоком хлынули романы Мастера ("Мертвая зона", "Мизери", "Воспламеняющая взглядом" и т.д.), и я уже не мог остановиться.
Кто еще помнит те книжки-минутки? Поделитесь впечатлениями.
А когда и с какого произведения у вас начался Кинг?
1. 1981 Юный техник ("Сражение")
2. 1984 Иностранная литература ("Мертвая зона")
3. 1986 Звезда ("Воспламеняющая взглядом")
4. 1987 Молодая гвардия ("Мертвая зона")
5. 1980-е годы Рассказы и повести в журналах ("Туман", "Способный ученик" и проч.)
РИПОЛ классик продолжает работу над серией Библиотека Лавкрафта. Под занавес проходящего года отправляю в печать еще две книги любимой вами линейки. Ждем из печати и в магазах в январе года наступающего.
Огненная Немезида
Заглавное произведение давно переведено великим переводчиком старшего поколения Еленой Пучковой, все остальные произведения цикла выполнены великим переводчиком молодого поколения Анной Третьяковой. К основным пяти историям 1909-1910 гг. присоединен впервые представленный на русском языке рассказ 1914 года, не входивший в первоначальный авторский сборник John Silence, Physician Extraordinary (1908). Вступительная статья подготовлена современным фантастом Андреем Васильевым, автором книжных циклов "Отряд 15-К", "Ученики ворона" и других.
Тотем книги — лесная пчела, чье внушительное появление предвещает ключевые моменты некоторых произведений.
Франкенштейн, или Современный Прометей
Этот роман давно напрашивался в подборку, и мы выбрали замечательный редкий перевод от мэтра профессии Юрия Евтушенкова. Программные рассказы из сборника Tales and Stories (1891) и важное для понимания автора эссе выполнены такими мастерами как Артём Агеев, Александр Волков и Григорий Шокин. Вступительная статья профессора РГГУ Александра Маркова, постоянного автора и лучшего друга нашего издательства.
Тотем книги — голый землекоп, предположим, обнаруживающий разрытую могилу и скорбно ревущий, обнаружив перебои в естественной природе вещей, как бы крича людям: это не мы, а вы — звери!
Слова благодарности. Традиционно доношу поздравление и выражаю благодарность всем причастным переводчикам (Елене Олеговне, Юрию Сергеевичу, Анне, Александру, Артёму, Григорию), гениальным верстальщикам (Марине Лезовой и Саше Костиной под руководством гениальной Нонны Гончаровой), корректорам (Оксане Друговой и Нике Кушнаренко), дизайнерам Арабо Саргсяну и Оле Смирновой, коллегам по редакции под руководством Татьяны Соловьевой, и особенно — моей жене Татьяне за совместное продумывание обложек и важное участие в судьбе книг.
Блэквуд, Элджернон
Огненная Немезида / Э. Блэквуд ; [вступит. ст. А. Васильева ; пер. с англ. А. В. Третьяковой, Е. О. Пучковой]. — М. : РИПОЛ классик, 2025. — 448 с. — (Библиотека Лавкрафта).
Издательская аннотация.В данном томе собрания сочинений знаменитого британского мистика и визионера Элджернона Блэквуда впервые на русском языке полностью представлен цикл произведений о Джоне Сайленсе, специалисте в области сверхъестественного и неведомого. Шесть эффектных, пробирающих до дрожи повестей о расследованиях Джона Сайленса, скромного английского доктора, бросающего вызов силам тьмы, предвосхитили появление десятков литературных и телевизионных сериалов о детективах, охраняющих покой человечества, таких как «Приключения Гаррета» Глена Кука, «Секретные материалы» Криса Картера и «Архивы Дрездена» Джима Батчера.
Странные перевоплощения и влекущая в бездну одержимость, дьяволопоклонничество в старинном монастыре и попытки отдельных безумцев добиться «сверхчеловеческих» способностей, проклятия древнеегипетских мумий и таинственные силы дикой природы — вот с чем столкнется бесстрашный Сайленс на страницах этой книги.
* * *
Шелли, Мэри
Франкенштейн, или Современный Прометей / М. Шелли ; [сост. Г. О. Шокина ; вступит. ст. А. В. Маркова ; пер. с англ. Ю. С. Евтушенкова, Г. О. Шокина, А. В. Волкова, А. И. Агеева]. — М. : РИПОЛ классик, 2025. — 464 с. — (Библиотека Лавкрафта).
Издательская аннотация.В данный том входят важнейшие мистические произведения Мэри Шелли, классика английской литературы — легендарный роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» и замечательные «страшные» рассказы, в том числе «Смертный бессмертный».
«Франкенштейн», на создание которого повлияли и «Потерянный рай» Мильтона, и «Страдания юного Вертера» Гёте, отразил смену европейских культурных стилей — отмену риторики сентиментализма и утверждение романтического «несчастного сознания». Этот роман оказал неоценимое влияние на массовую культуру, подарив литературе и кинематографу образ «безумного ученого», трагически сталкивающегося с результатами своих экспериментов. Всегда современные и динамичные рассказы Мэри Шелли предвосхищают литературу модерна и постмодерна, поднимая вопросы о сложном статусе реальности и зыбкости границ между грезами, художественным вымыслом и действительностью.
Под катом — обложки в развороте и содержание томов.
Содержание
Андрей Васильев. Элджернон Блэквуд: игра на нервах читателей (статья, с. 5-12)
ДЖОН САЙЛЕНС, ОККУЛЬТНЫЙ ДЕТЕКТИВ
Психическое вторжение (повесть, перевод Анны Третьяковой, с. 15-91)
Древние чары (повесть, перевод Анны Третьяковой, с. 92-161)
Огненная Немезида (повесть, перевод Елены Пучковой, с. 162-256)
Таинственный культ (повесть, перевод Анны Третьяковой, с. 257-308)
Лагерь пса (повесть, перевод Анны Третьяковой, с. 309-414)
Жертва Высшего Пространства (рассказ, перевод Анны Третьяковой, с. 415-445)
Содержание
Александр Марков. Не только «Франкенштейн»: чувства и эксперименты Мэри Шелли (с. 5-12)
ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ
Предисловие автора к изданию 1831 года (статья, перевод Григория Шокина, с. 15-22)
Предисловие автора к изданию 1817 года (статья, перевод Григория Шокина, с. 22-24)
Франкенштейн, или Современный Прометей (роман, перевод Юрия Евтушенкова, с. 25-240)
СМЕРТНЫЙ БЕССМЕРТНЫЙ
Фердинандо Эболи (рассказ, перевод Александра Волкова, с. 243-263)
Скорбящая (рассказ, перевод Александра Волкова, с. 263-288)
Видение (рассказ, перевод Григория Шокина, с. 288-304)
Роджер Додсворт, воскресший англичанин (рассказ, перевод Артёма Агеева, с. 304-316)
Смертный бессмертный (рассказ, перевод Александра Волкова, с. 316-331)
Девушка-невидимка (рассказ, перевод Александра Волкова, с. 331-347)
Привидение в домашнем театре (рассказ, перевод Александра Волкова, с. 347-372)
Наследник Мондольфо (рассказ, перевод Александра Волкова, с. 372-409)
Пилигримы (рассказ, перевод Александра Волкова, с. 409-436)
Евфразия (рассказ, перевод Григория Шокина, с. 436- 452)
О призраках (эссе, перевод Григория Шокина, с. 452-461)
Коты в культуре народов мира от древности до наших дней имели множество самых разных обликов. Причем представления о них на Западе и Востоке сильно разнились, порой противореча друг другу. И если когда-то кошек (конечно, особенно черных) все чаще называли колдовскими животными, пособниками Дьявола, посланниками между мирами, предвестниками беды или, наоборот, счастья, то сегодня мы привыкли относиться к ним исключительно как к милым плюшевым созданиям, которые забавно мурлычут, выглядят ну совершенно обворожительно и давно разучились ловить мышей. Согласно исследованиям, именно фото и видео с котиками в сети Интернет набирают более всего просмотров и лайков. Никакие новости с ними не сравнятся!
Вернуться к истокам и выйти далеко за их грани решили современные писатели, чьи работы включили в сборник «Империя котов. Повелители мрака». Здесь котейки вовсе не полу-игрушечные существа, которых хочется потискать. Обратившись к мифологии народов мира или собственной фантазии, а зачастую смешав одно с другим, писатели не ограничились тем, что дали кошкам возможность путешествовать между реальностями или участвовать в сложных ритуалах. И вот уже есть коты-инопланетяне со своими глобальными планами, коты-джинны, заманивающие людей в беду, темные создания, мстящие людям, которые нанесли им обиды. Да что тут говорить — некоторые кошки напускают мороки и похищают души! И все это не лишает сам сборник и заложенную в него концепцию о котах некоторой сказочности. Ведь, в конце концов, любой кот в прошлом был.... драконом.
Образы котов в книге, редактором-составителем которой стал писатель-фантаст Павел Беляев, очень разные. Они вобрали в себя представления многих народов мира, перетасовав их в хаотичном порядке, современные стереотипы под «специями» суеверий, просто мысли талантливых людей, вдохновленных своими загадочными питомцами и слегка в них влюбленных. Произведения писались в разных жанрах: от фэнтези, где волшебного больше, чем страшного и есть толика философии, до мистического, фантастического и даже капельку ужасного.
«Империя котов. Повелители мрака» несмотря на разнообразие авторов, тем и жанров, получилась целостной по своей концепции и атмосферной. Сборник будто портал в другой мир, где контуры привычного размываются и открывается иной мир, а может, изнанка нашего. И вот уже мурчание Мурзика не умиляет, а настораживает. Приглядываясь к Барсику подмечаешь кучу странностей. А дворовый Черныш, стоит ему зашипеть, и вовсе вызывает неподдельный ужас.
Издательство: Новокузнецк: Союз писателей, 2024 год. Формат: А5, 7БЦ, Soft Touch обложка, 272 стр., мелованная бумага ISBN:978-5-00187-998-5
Издательство: М.: Эксмо, 2023 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 352 стр. ISBN: 978-5-04-185909-1 Серия: Альфа-триллер
Аннотация: Все еще верите, что ваша частная жизнь — это ваше личное дело? В эпоху Искусственного интеллекта конфиденциальность — полная фикция. Не скрыться никому…
Всего два часа на полное исчезновение…
10 человек были тщательно отобраны для бета-теста беспрецедентно эффективной системы цифровой слежки, созданной IT-гением Саем Бакстером. Эта система на основе искусственного интеллекта способна выследить кого угодно и где угодно на Земле. Отобранные стали Нулями — исчезли, чтобы в течение 30 дней не попасться изощренным алгоритмам Бакстера. Кто не попадется, получит 3 миллиона долларов. Однако не стоит на это рассчитывать — ни у кого из Нулей нет ни единого шанса. Так думает Бакстер.
Но так не думает Кейтлин Дэй, Нуль-10. Для нее ставка в начавшейся игре — вовсе не деньги, а нечто гораздо более важное. Эту чудаковатую библиотекаршу, до сих пор живущую в уютном аналоговом мирке, собирались показательно изловить в два счета. Но внезапно она начинает делать такие хитроумные ходы, что ставит в тупик и цифровое всевидящее око, и обслуживающую его огромную команду экспертов…
Комментарий: Внецикловый роман. Художник не указан.
Издательство: М.: АСТ, Mainstream, 2023 год, Формат: 60x90/16, мягкая обложка, 320 стр. ISBN: 978-5-17-154694-6 Серия: AsianRomance
Аннотация: Вера Вонг, одинокая старушка, проживает над своей чайной лавкой в центре Китайского квартала. Хоть она и живет одна, ей ничуть не одиноко. Для нее нет занятия более приятного, чем потягивать улун и следить в интернете за жизнью сына.
Как-то утром Вера спускается вниз, и ей открывается прелюбопытное зрелище: посреди ее лавки лежит мертвый мужчина. В его руке — флешка. Вера, вызвав полицию, стягивает флешку из руки покойника.
Зачем? Потому что она уверена, что полиция вряд ли сравнится в раскрытии преступления с мнительной китаянкой, у которой уйма свободного времени. Вера знает, что убийца вернется за флешкой. Ей только и остается, наблюдать за покупателями и высматривать среди них преступника.
Неожиданно для себя Вера заводит с покупателями дружбу и начинает переживать за каждого из них. Но не придется ли ей в конечном счете выдать полиции одного из своих свежеобретенных цыплят?
Комментарий: Внецикловый роман. Иллюстрация на обложке Е. Солодовниковой.
Издательство: М.: Эксмо, Inspiria, 2024 год, 4000 экз. Формат: 84x108/32, твёрдая обложка, 416 стр. ISBN: 978-5-04-193359-3 Серия: Tok. Деннис Лихэйн. От автора "Острова проклятых"
Аннотация: Бостон, 1974 год. Накануне очередного учебного года Федеральный суд округа Массачусетс принимает спорное постановление о десегрегации городских общеобразовательных школ. Согласно ему, учебные заведения, где ранее обучались исключительно белые или исключительно черные (в зависимости от района), должны стать смешанными. Переведенных учащихся будут возить на автобусах, из-за чего вся схема получает название "басинг". Город накален до предела аномально жарким летом; достаточно одной искры, чтобы пороховая бочка взорвалась. Мэри Пат Феннесси — обыкновенная жительница ирландской диаспоры Южного Бостона (Южанки), приверженная консервативным взглядам на вопросы расы, традиций и отношений между людьми. Однажды ее несовершеннолетняя дочь Джулз не приходит домой после очередной прогулки с друзьями. Той же ночью на станции метро при невыясненных обстоятельствах погибает чернокожий парень. Поначалу два события кажутся совершенно не связанными между собой, однако в поисках дочери Мэри Пат узнает правду, которую ей узнавать не следовало, и переходит дорогу тем, кому не стоит перечить. На что готова отчаявшаяся женщина ради своего единственного ребенка?
Нормальная жизнь Максима Радова заканчивается в тот самый момент, когда из психиатрической клиники сбегает серийный маньяк-убийца по кличке Кент. Вот только Макс когда-то знал его совсем под другой кличкой. И теперь Радову придётся дорого заплатить за ошибки прошлого.