Неделю назад я сделал в ЖЖ эту запись. И за неделю мне удалось кое-что доступное о Севере Гансовском и его дочери накопать самому (см. ссылки ниже), поступил ряд откликов-воспоминаний о Севере Феликсовиче от моих знакомых и френдов по ЖЖ, что-то пообещали написать люди, знавшие Гансовского лично (например, Л.Юзефович и В.Гопман). А я продолжаю собирать материалы...
*******
Есть у меня в ЖЖ френд sgdw, о котором я ничего не знаю, кроме того, что он ведёт ЖЖ "минимально обработанных наблюдений" под названием "Не пригодилось". Журнал этот довольно любопытен, впрочем, желающие сами могут заглянуть… Так получилось, что на днях sgdw напомнил мне об одном из субъектов своих «наблюдений» – писателе Севере Феликсовиче Гансовском (1918-1990) и я набросал этот пост.
Север Гансовский – известный советский фантаст, я с удовольствием читал в детстве его книги: «В рядах борцов» (1952), «Шаги в неизвестное» (1963), «Шесть гениев» (1965), «Три шага к опасности» (1969), «Идет человек» (1971). Позднее были авторские сборники «Человек, который сделал Балтийское море» (1981), «Инстинкт?» (1988), «Стальная змея» (1991). По рассказу Гансовского «Полигон» в 1977 г. был выпущен одноименный мульфильм, а рассказ «День гнева» в 1985 г. экранизирован полнометражно.
Север Гансовский рано потерял отца, мать была репрессирована, в 15 лет Феликс вынужден был уехать из Ленинграда в Мурманск, работал там грузчиком и матросом, потом учился, воевал, получил тяжёлое ранение… О трудной судьбе писателя и его творчестве писал Сергей Снегов (см. его очерк «Памяти Севера Гансовского» в антологии «День гнева» (1991). Писали о Гансовском и другие, думаю, можно было бы и ещё многое вспомнить, было бы желание… Сестра Феликса Гансовского, Вероника, была замужем за писателем Валентином Пикулем. Дочь – Илона Гонсовская, вернувшая изначальное написание своей фамилии по дедушке-поляку – известная художница (кстати, именно она оформляла книгу отца «Стальная змея», вышедшую уже после смерти писателя), трагически погибла в 2008 году.
В Риге сейчас живёт внучка писателя, Каролина, у неё есть ЖЖ, но последняя запись в нём датирована маем 2011 года. Знаю, что Каролина Гонсовская в настоящее время делает сайт, посвящённый матери, а в 2010 году она занималась в рижском «Театре сна» сценографией спектакля «Электрическое вдохновение», поставленного по рассказу деда.
О Севере Гансовском тепло отзывались братья Стругацкие (интересна, кстати, история о том, как Гансовский, до этого не рисовавший, проиллюстрировал для журнала «Байкал» их повесть «Улитка на склоне») и другие современники и коллеги Гансовского, в том числе – Георгий Гуревич, Сергей Снегов, Кир Булычев... О Гансовском и его произведениях писали с разной степенью восхищения и в более близкие нам времена. См., например, эссе «Профессор человечности» Валерия Окулова в его книге «BIBLIOUNIVERSUM» (2005) или материал Наталии Лазаревой «Север на год моложе Октября» в сборнике статей о старой фантастике «Ф-Ретро» (2011). К сожалению, были люди, которые вспоминали и другое… В своё время с удивлением и растерянностью прочёл я в повести Сергея Довлатова «Наши» строки о том, что якобы «..Гансовский был стукачом. Доносил на своих знакомых». В повести и Пикулю достаётся… Известно, что С.Гансовский и В.Пикуль входили в ближайшее окружение Кирилла Успенского-Косцинского (см. о нём в главе «Вокруг Косцинского» воспоминаний Дмитрия Бобышева "Я здесь"), были свидетелями по его делу (1960). Соответствует ли хоть сколько-нибудь действительности бездоказательное заявление Довлатова, порочащее доброе имя Севера Гансовского? Стоит ли вообще разбираться в тёмных делах минувших дней?
В своей подборке ссылок на материалы, связанные с биографией Севера Гансовского sgdw даёт в том числе и извлечения с негативом о Гансовском из повести С.Довлатова «Наши», а также «Я-энциклопедии» Валентина Рича (В.Рабиновича), в которой есть глава «Гансовский Север» и воспоминаний Д.Бобышева «Я здесь», о которых я писал выше...
Живы ли сведущие люди, способные пролить свет на историю с обвинениями (по сути, голословными) в адрес Гансовского? Буду рад, если кто-то откликнется. Да и вообще были бы интересны любые новые воспоминания, связанные с именем Севера Гансовского.
Портрет Севера Гансовского кисти его дочери Илоны Гонсовской:
После прочтения "Живущего" и впрямь очень неуютно начинаешь себя чувствовать в социальных сетях. Не исключаю, что фантастическая реальность человечества-роя, созданная Анной Старобинец — это некая тень, падающая из вполне возможного и не столь уж отдалённого нашего будущего. Ну и, конечно, привет Замятину, Оруэллу и Хаксли! Традиции классической тоталитарной антиутопии продолжены достойно.
Стартовал приём заявок на участие в конференции «Интерпресскон-2012», которая пройдет с 6 по 9 мая 2012 года в пансионате «Морской прибой» (Курортный район Санкт-Петербурга).
Главным событием "Интерпресскона" традиционно станет вручение премии «Бронзовая улитка» (в четырех номинациях), которую присуждает лично Борис Стругацкий.
Ждёт своих лауреатов и премия "Интерпресскон" за лучшую фантастическую публикацию в номинациях: крупная форма (роман), средняя форма (повесть), малая форма (рассказ); лучшая дебютная книга; лучший сверхкороткий рассказ; лучшее критико-публицистическое произведение; лучший художник-иллюстратор и художник-оформитель обложки; лучшее издательство.
Дмитрий Быков о том, чем плох ЕГЭ и почему нужно избегать эротических сцен...
Дмитрий Быков — поэт, писатель, журналист и педагог, автор блестящих текстов «Гражданина поэта» — встретился в Новосибирске с преподавателями и студентами Гуманитарного факультета НГУ. Корреспондент Сиб.фм, также выпускник гумфака, задал Дмитрию вопросы о смысле жизни, об исторических перспективах РФ и, конечно же, о литературе, современной и не очень.
Фрагменты беседы:
— Вы с 2004 года обладатель иконостаса различных литературных премий. Что вы думаете, какими из них вы гордитесь?
— Мы с Геннадием Прашкевичем сойдёмся в том, что самая престижная награда — это премия «АБС» (Аркадия и Бориса Стругацких), вручаемая за лучшие тексты, которые сейчас есть в литературе. Только фантастика сейчас жива. Без фантастики литературы написать нельзя. Как правильно говорит наш коллега Миша Успенский, реализм — это уродливая мода, задержавшаяся больше чем надо.
Конечно, премии добавляют вам ненависти коллег. И это тот ингредиент, без которого жизнь писателя несовершенна. Писатель, которого любят коллеги, — это, чаще всего, плохой писатель.
...
— Как вы относитесь к Навальному как к политику?
— Положительно отношусь. Я думаю, у него прекрасные перспективы. Мне кажется, что он националист в лучшем смысле: этическом, а не этническом. Человек очень быстроумный, весёлый, симпатичный. Вовсе не тот фюрер, которого из него лепят. То, что его так боятся, — хороший знак. Значит, уважают.
...
— Как к Прохорову относитесь?
— С любопытством. Он для меня загадка некоторая. Потому что, мне кажется, это тот случай, который замечательно описан в фильме «Генерал делла Ровери»: когда человек ввязывается в историю, думая, что ему удастся побыть двойным агентом, а потом увлекается и начинает становиться борцом. Я думаю, что Прохоров действительно увлекся, что он мог бы стать в перспективе опасным кандидатом.