| |
| Статья написана 10 мая 2012 г. 14:39 |
Письмо, присланное мне Мартовичем накануне "Интерпресскона". Мы с Сашей Етоевым читали его по очереди вслух на презентации "Книги о Прашкевиче".
Геннадий Прашкевич про «Книгу о Прашкевиче» и её авторов:
Всегда с интересом читаешь о себе нечто, написанное друзьями. Те, кто тебя не любят, всегда пишут просто. Можно заранее подробно пересказать каждую строку в их опусах, в которых все одинаково тускло и в которых – всё якобы о тебе. К сожалению, как правило, там всё о другом – нелюбимом, придуманном человеке. Никогда тот, кто тебя не любит, не сможет написать ни строки правды, потому что очернение требует какой-то особенной правды. Правды, только правды, ничего, кроме правды. Совсем другое дело – рассказы друзей. Они всегда начинаются с тебя, обязательно с тебя, с героя книги, чтобы постепенно перевести разговор на себя, то есть на рассказчиков, потому что никакой герой не представим сам по себе, без друзей. И тогда книга, написанная, казалось бы, о субъекте, тебе слишком уж хорошо знакомом, становится вдруг безумно интересной. Потому что если книга удачная, она – действует как превосходный коньяк: друзья оживают и раскрываются и начинается общая беседа. Я обожаю такие беседы. Мне всегда интересно, как строит свои вопросы Володя Ларионов, когда, скажем, берет очередное интервью у Прашкевича. Для него Прашкевич – писатель не последний, это сближает. Его вопросы всегда переходят на что-то слишком уж личностное, и тогда Прашкевич начинает весело крутить хвостом. Ну, в самом деле, подумайте, как рассказать о совместных любовных (литературных) приключениях в Киеве, о товарищеских (литературных) ужинах в Новосибирске, о весёлых (литературных) посиделках в Крыму? Да, конечно, только открыто! И Ларионов это умеет. Он заставит тебя заговорить. Он своё откусает! А Саша Етоев? О Саше Етоеве я бы сам написал книгу. Во-первых, потому что он классный писатель и его «Бегство в Египет» и «Буквоедство» являются образцами... Образцами чего?.. Честное слово, не знаю... Просто великолепными образцами... Как скажем малая «рамка» тридцать шестого года... Пиши я книгу о Саше Етоеве, я рассказал бы о его страсти к книге, и о том, как однажды он пытался отцепить вагон-ресторан от поезда, который слишком быстро нёс нас из Риги в Питер, и о том, как он смотрит на книги в чужой библиотеке – как на прекрасную жену неожиданного приятеля... Вот тут я и подхожу к главному. «Книга о Прашкевиче» – это веселая застольная (литературная) беседа друзей, в которой все открыты, и все счастливо стараются перекричать друг друга. А между друзьями так и должно быть. Все другие варианты неприемлемы.
|
| | |
| Статья написана 9 мая 2012 г. 18:29 |
|
| | |
| Статья написана 5 мая 2012 г. 12:25 |
До начала конвента осталось менее суток!
Подробная программа "Интерпресскона-2012"с тезисами докладов: http://interpresscon.ru/prog.html
|
| | |
| Статья написана 4 мая 2012 г. 20:59 |
|
| | |
| Статья написана 3 мая 2012 г. 12:39 |
Рецензию на эту книгу я так и не написал (ничего не успеваю…), размещаю здесь хотя бы эти наброски.
Не бросающаяся в глаза вишнёво-коричневая обложка, правда, если присмотреться, с симпатичным рисунком, незнакомый автор… Почему я всё-таки обратил внимание на эту книгу? Сам не знаю… Уважаю умные книжки? Так я ведь только в процессе чтения узнал, что книга умная. Интуиция? Что есть, то есть. В детстве, запуская руку в любую макулатурную гору, я, не глядя и безошибочно извлекал любимую мною фантастику, а в пору книжного дефицита семидесятых в любом провинциальном книжном магазине уверенно подходил именно к той полке, где пряталась случайно втиснутая между бессмысленными томами застойной литературы фантастическая книжка. Я тогда обожал букву «Ф», я физически чувствовал её присутствие, словосочетание «фантастический роман» на титульном листе приводило меня в трепет, наверное, советские издатели догадывались об этом, потому что иногда (например, в сборниках научной фантастики издательства «Знание») они размещали огромную букву «Ф» прямо на обложке. Деньги, выданные мамой на обеды, я щедро тратил на обладание этой буквой. Но я отвлёкся.
«Бедный маленький мир».
Что это? Интеллектуальный фантастический детектив? Политический детектив? Любовный роман? Очень хороший, умный язык. Мощная, магическая книга. Надо будет проследить за автором…
Актуальная книжка: «Вы представить себе не можете, как важно богатым и очень богатым людям вкладывать деньги в социальное и гуманитарное проектирование. Как им важна игра и тайна. У них же после первых десяти миллионов что-то с головой происходит. Они начинают желать изменить мир. Идеалисты…»
Изящная книжка: «Только настоящие психи могут быть настоящими волшебниками, остальных реальность крепко держит за яйца». :))
Практически незамеченная книжка, незаслуженно обойдённая вниманием (попала, правда, лонг-лист «Нацбеста-2011»)... Возможно, проблема в том, что она была издана где-то в щелочке между годами: в некоторые списки жанровых (фантастических) премий 2010-го года не вошла, потому как появилась в конце года, а в 2011-ый уже не попала. К тому же, и автор не очень известный ("Бедный маленький мир"- вторая книга Козловой), и роман внесерийный (это тоже не способствует продвижению).
Непременно стоит прочесть, но надо иметь в виду, что начало (два-три десятка первых страниц) может показаться несколько сумбурным. Автор не старается плавно ввести читателя в курс дела, а погружает в уже существующую событийную атмосферу, действие не начинается здесь и сейчас, а уже давно идёт в нескольких местах и временах. Всё это не мешает умному читателю поймать нерв романа и вместе с автором разбираться, что же на самом деле происходит.
Поскольку номинационные премиальные списки, в составлении которых я каким-либо образом участвую, мною рассматриваются не как подборки наименований произведений, которые хаваются без участия головного мозга, а как перечни рекомендуемой к чтению хорошей литературы, роман Марины Козловой я с удовольствием включил туда, куда ещё можно было успеть его вписать...
Рекомендовал бы вот этот отзыв, во многом совпадающий с моим восприятием книги Козловой.
Интервью Марины Козловой, в котором идёт разговор о романе.
|
|
|