Фрэнк Герберт «Еретики Дюны»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Религиозное (Религия, придуманная автором ) | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Великий Голод последовал за смертью Лето II. Миллиарды людей вынуждены были покинуть миры Старой Империи в поисках нового счастья. Эта эпоха вошла в историю под названием «Рассеяние». Никто не знает, где теперь границы обитаемой Вселенной. Никто не знает, какие новые угрозы таит в себе эта пугающая бесконечность холодного космоса. Но становится известно, что спустя полторы тысячи лет после своего ухода некоторые люди начинают возвращаться. И отнюдь не с благими намерениями нести мир и просвещение.
Новые виды оружия, новые способности человеческого организма — вот что видят перед смертью жертвы тех, кто возвращается из Рассеяния. Но есть и те, кто не хочет становиться жертвой. Они противопоставляют свое оружие, среди которого есть и очередной гхола Дункана Айдахо, и величайший военный стратег Майлс Тег, и маленькая девочка Шиана с пустынной планеты Ракис — девочка, которой подчиняются песчаные черви, несущие, согласно легенде, осколки сознания Лето II.
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны» > цикл «Хроники Дюны»
Награды и премии:
лауреат |
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1986 // Роман (США) |
- /языки:
- русский (18), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (21), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Анваер (12), А. Биргер (2), Н. Михаловська (1)
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 11 мая 2023 г.
Честно говоря, закончив «Бога – императора Дюны» я ожидал, что действие «Еретиков…» будет развиваться непосредственно после финала предыдущего романа. Но нет, автор решил шагнуть ещё на полторы тысячелетия вперёд (и того пять тысячелетий от событий первого романа). Что ж, может оно и к лучшему. Удивительно только, что наследники-правообладатели предпочитают штамповать исключительно приквелы «Дюны», а не заполонять эти огромные пробелы, вероятно содержащие немало интересного и увлекательного.
С этим романом я ощутил, что все части-продолжения «Дюны» имеют для меня один эмоциональный слепок, вызывают одинаковое течение чувств.
Начало всегда интересно изменениями, которые произошли с момента предыдущих книг. Учитывая временные отрезки, изменения бывают очень значительными, а мир «Дюны» настолько характерен, что уже одно постижение этих изменений способно увлечь. Вот и тут – смерть Лето повлекло за собой странные деформации мира:
Параллельно проходит знакомство с новыми (даже Дункан Айдахо, по факту тоже новый) героями. Герои по-прежнему Атрейдесы. Вот только они уже другие – не Великий дом (ибо Великих домов теперь практически нет), не единая сила, а целый рассеянный по миру народ. Атрейдесы влили свои гены в общее человечество. И вот герои – новые Атрейдесы на службе Бене Гессерит – Преподобные Матери и их войны. Вопрос, почему Бене Гессерит, для меня решился чуть позже – ведь все началось с Бене Гессерит, с их генетического плана создавшего МуадДиба, в чём-то они и правда похожи на Лето Второго, хотя во многом они и были его врагами, и врагами всех Атрейдисов прошлого. Шиана с Дюны, я так понимаю, тоже Атрейдес; ну и Дункан, по факту хоть и не Атрейдес, но всегда был носителем их идеалов. Кроме Атрейдисов здесь есть, например, и Вафф из Бене Тлейлаксу и это что-то новенькое – впервые мы проникаем полностью в мир Тлейлаксу, в их мировоззрение, религию, в их планы… Героев вообще довольно много. В конце концов, я даже обманулся, представив, что главными из них будут Дункан и Шиана, которым предстоит проделать путь прародителей – Дункана и Сионы, создавших новых Атрейдисов. Но нет – они объекты приложения сил, пешки в планах. Дункана от этого даже слегка жалко – вечно он игрушка в чужих руках, жертва обстоятельств, да или просто жертва.
У романа удачное название. Еретики. Мир не просто меняется, он меняется по ходу истории. И многие изменения кажутся в чём-то даже кощунственными.
Но я отвлекся…
В общем – начало всегда неплохое. А потом – вдруг – идёт какой-то спад. Повествование становится тягучим, медленным, скучным. И все это доходит до ощущения – ну вот, кажется этот роман самый скучный из всех. И в каждом романе (кроме первого) это ощущение есть.
Чисто технически романы состоят из довольно насыщенных, иногда довольно объёмных эпизодов. Часто автор показывает этот эпизод глазами нескольких персонажей. Иногда все это усиливается и флешбеками или отстранёнными мыслями. Всё это действует, когда есть какое-то напряжение – внутренне или внешнее. Но в середине романов это напряжение будто бы иссякает. Они сосредотачиваются на философии, на каких-то высших материях, иногда поданных довольно туманно, иносказательно. Вот так, без напряжения, меня лично эта глубина совершенно не трогает, кажется нудной и скучной. Появляются повторения. Кажется, что всё уже ясно, все ловушки уже видны. Наступает какой-то провал. А здесь я ещё поймал себя на мысли, что героям я не сопереживаю – просто не могу, даже книгу закрыть хочется. Как, например, переживать надменной и не очень умной Шиане?
Но потом – как-то потихоньку что-то вновь начинает двигаться. Будто второе дыхание открывается.
Здесь в «Еретиках Дюны» движение и вовсе становится самым интенсивным во всех продолжениях «Дюны» (но, надо сказать, что и спад в середине, на мой взгляд, здесь самый глубокий) – будто заводится мощный мотор. Вновь напряжение. Напряжение всех против всех, в каждом эпизоде. Натягивается нерв – вот-вот и порвется кровавой бойней, или непоправимой ошибкой. Да и боевых сцен становится много – и прописаны они отлично, напряжённо, с размахом. Вот тут и вся эта философия, все планы и намёки начинают восприниматься – на пике напряжения. И за героев переживается. Вот так же вот было и в первой оригинальной «Дюне», но на протяжении всего романа.
Ну и прекрасные концовки. Ударные, подхлёстывающие интерес читать дальше. Автор всегда удивляет в конце, хотя кажется, что к концу уже все известно. Но – планы внутри планов, колёса внутри колёс – и подноготная этих планов удивляет всегда. И всегда создаёт ощущение масштабов и виртуозной тонкости игры. И это просто прекрасно.
И последняя мысль, последнее ощущение. Я не знаю, что будет в «Капитуле Дюны». Кто будут её герои? Начнётся ли она сразу после событий «Еретиков…» или между ними вновь будут тысячелетия? Но впервые во всех продолжениях я ощутил в «Еретиках Дюны» завершённость. Такое ощущение, что здесь всё и можно закончить, будто все линии пришли к своему конечному значению –
Но посмотрим, что будет дальше…
monkey_do, 14 марта 2023 г.
Итак, «Еретики Дюны».
Мне кажется это довольно слабая книга из всех, прочитанных мною у Герберта.
Размах сохраняется, но действие и мотивы героев приносятся в жертву огромному количеству диалогов, треть из которых можно было и пропустить на мой взгляд.
Все дальше и глубже «закапывается» Герберт в историю вселенной Дюны, все глубже и тоньше интриги. Иногда не сразу понимаешь смысла всех интриг. Это и плюс и минус. Хотя все сводится в результате, конечно к господству.
Опять же «повернутость» книги на сексе и размножении лично мне не понравилось. Странно как-то это выглядит.
Читается не то чтобы тяжело, просто долго как-то, но оно и понятно, 600 страниц.
tapok, 1 октября 2020 г.
Плоды Золотого пути
***
Впервые цикл «Дюна» отходит от Атрейдесоцентризма. Впервые сюжет начинает крутиться либо вокруг персонажей, в чьей крови нет маркеров Атрейдесов, либо маркеров совсем мало. Каким в итоге получился эксперимент? Давайте разбираться. Прошлый роман был довольно-таки странным. Император-червяк с лицом человека, великая жертва, малопонятный Золотой путь… На этом фоне «Еретики Дюны» выглядят глотком свежего воздуха. Здесь определенно больше действия, больше доступного для понимания, появляются ответы на некоторые вопросы. Правда, задаются новые.
«Еретики Дюны» рассказываются о мире после смерти Лето II. Итогом Золотого пути стало Рассеяние. Что это такое? Это идея Бога-Императора, согласно которой человечество стагнировалось. И чтобы избавиться от застоя, нужно расширить возможности. Во всем. В биологии, в технологии, в психологии. Поэтому человечество поделилось на две категории. Одни остались в Старой Империи. А вот другие рискнули и отправились за её пределы. К началу «Еретиков» некоторые люди стали возвращаться в Старую Империю. Получилось интересно. Те, кто остался – они совсем не хотят принимать «пришельцев». Назревает конфликт. И если он более-менее стройный, то всё идет по наклонной, когда в Империю прилетают…Досточтимые матроны. Кажется, будто это те же Бене Гессерит. Да вот не так. У них не только свои мотивы, но и свои методы. Вы думали, что Орден Сестер – жесткие тетки? Так вот получайте дамочек еще жестче.
На главных ролях тут несколько персонажей. Во-первых, это Дункан Айдахо. Очередной гхола. Совсем ещё юный и зеленый. Во-вторых, это ментат Майлс Тег. Очень уважаемый башар, опытный и сильный духом. Да, у него есть кровь Атрейдесов, но это совершенно не меняет его мировосприятие. Третий главный герой – Шиана. Вот она – Атрейдес, далекий потомок Сионы. Наконец, четвертый важный герой – Одраде, Бене Гессерит.
В целом, наибольший акцент тут на Ордене сестер. У них есть виды как на Айдахо, так и на Шиану. Особое внимание уделяется оценке Золотого пути. Нельзя сказать, что Бене Гессерит имеют чёткую позицию по этому вопросу.
Что сказать о минусах? Сюжет как всегда буксует, много лишних диалогов и воды. При этом Герберт может спокойно скипнуть тот или иной эпизод, будь то захват звездолета или полет на этом звездолете. Зато ненужный диалог, а лучше сорок два – пожалуйста. В итоге роман не выходит ни экшеновым, ни глубоким по мысли. Еще один большой минус – это Матроны. Секс – как движущая сила и путь для управления – н-да. Здесь остается только глубоко вздохнуть и продолжать недоумевать. Совершенно нелепый сюжетный ход.
Заключение: в целом, эта часть «Хроник» лучше, чем предыдущая. Не без минусов, но лучше. Что будет дальше? Посмотрим. Благо «Капитул Дюны» — это прямое продолжение «Еретиков».
8 Дюн из 10.
Paul Atreides, 16 мая 2018 г.
После шедеврального «Бога», оценивать следующую книгу очень тяжело. Видно, что под старость Френк Герберт понял, что ему не взять сюжет динамичным экшеном, и поэтому ему пришлось делать ставку на развитие сюжета и вселенной вообще. Начну с последнего — получилось хорошо, и даже неописуемо. Новая вселенная, новые порядки, новое тысячелетие, а Бене Гессерит продолжает хранить мир и покой (как им кажется). Всё расписано и составлено так, что порой удивляешься, как такое вообще придумать? Да, старина Фрэнк был мастером по развитию. Но во всём остальном последующие две книги подкачали.
Приготовьтесь к тому, что сюжет на 600 страницах будет развиваться очень и очень медленно. Почему? Потому что Герберт решил, что читателю куда интереснее будет наблюдать за мыслями главных героев. Всё бы ничего, да вот этот стиль никак не продвигает повествование вперёд. От постоянных негативных размышлений вперемежку с псевдофилософией под середину книги клонит в страшный сон. Не очень интересно читать всякие споры и разговоры, которые ни к чему не ведут. Причём, видно, что на наших глазах начинают развиваться новые линии (к примеру, линия Досточтимых матрон), но... И всё. Никаких объяснений, конкретики. Всё подаётся обрывисто и с постоянными намёками. А некоторые и вовсе обрываются на полуслове (я лично не понял, зачем вообще ввели Тлейлаксу, которые внезапно ударились в религию с примесью фанатизма). Но последние минусы можно объяснить тем, что «Еретики» всего лишь первая книга условной трилогии в общем цикле. Трилогии о новом тысячелетий и угрозах. Трилогии, которая должна же объяснить, к чему вообще приведёт Золотой Путь!
А цель первой книги — интриговать. Получилось? Только для тех, кто сумел осилить 500 нудных страниц и наконец покорился на последних, где в кои то веки сюжет движется с мёртвой точки, и действительно заставляет бежать за следующей книгой в надежде узнать, что же будет с Бене Гессерит и как они положат конец Досточтимым Матронам и прочим плохим гостям из Рассеяния.
P.S. Если вы мечтали подробнее узнать о Бене Гессерит, их образе жизни, мыслей и мотивах, то данная часть цикла вам точно придёт по душе.
primorec, 31 мая 2013 г.
Прошли тысячелетия со смерти Бога-Императора и последовавшей за ней грандиозной катастрофы старого мира. Освободившееся от пут предопределенности Человечество распространилось по Космосу, расширившись до самых границ Вселенной. Теперь это не единая цивилизация, а сотни, тысячи культур и подходов к решению людских проблем — Золотая Тропа, гарантирующая выживание Человечества, как вида. Но за это Человечеству пришлось заплатить страшную цену десятилетиями войн, голода и страданий. И имя Бога-Императора не произносится теперь без добавки Тиран или Шайтан.
Но все когда-нибудь заканчивается. Подходят к концу и времена Рассеяния, когда Человечество бежало из старой Империи, пытаясь разорвать все связи с бывшей родиной. Теперь потомки переселенцев возвращаются, чтобы потребовать свою долю в общем наследии Человечества. Они несут с собой новые идеи и философию, науку и культуру — странные, пугающие и опасные, способные вызвать новые глобальные потрясения в успокоившемся после потрясений Муад-Диба и Бога-Императора мире.
Но те, кто прожил эти тысячелетия на старом месте, не хотят изменений. Здесь уже давно поделены сферы влияния, великие манипуляторы из Ордена Сестер и Тлейлакса, успешно пережившие все тревожные времена, умело дергают за ниточки местной политики, занимаются выведением послушного человечества с помощью генетических манипуляций, и как никогда близки к абсолютной власти.
Это- совершенно другая книга, и думаю, что прочитавшие цикл до этого места невольно ожидают продолжения действия в духе четырех первых романов. Но здесь все не так: на первый план выходит действие, иногда напоминающее космический боевик с битвами звездолетов и перестрелками. И за быстро развивающимися событиями порой трудно угадать нити заговоров и интриг, прочно переплетенных со старыми тайнами и историей Муад-Диба и Бога-Императора.
В конце «Бога-Императора» осталось несколько вопросов без ответов. Лето освободил Человечество от власти Предвидения, рассеяв людей по Вселенной и предоставив эволюции решать проблемы выживания. Но остались вечные манипуляторы и контролеры — Сестры из Бене Гессерит и тлейлаксы, пытающиеся загнать Человечество в построенные ими загоны, контролировать каждый аспект жизни миллиардов, властвовать тайно, незаметно переставляя фигуры, выращивать послушных и преданных слуг и их руками добиваться желаемого.
Нет , не закончил Мастер еще свой разговор о власти. Мы разобрали власть явную, с неограниченными возможностями, но только вскользь коснулись власти тех, кто привык манипулировать и контролировать, скрываясь в тени событий.
Но человек всегда будет восставать против того, чтобы его равнодушно использовали властолюбцы. Поэтому в романе просто огромное количество мятежников, тайно или явно борющихся против навязанных «серыми кардиналами» правил. Это и сестра Дарви, и Дункан Айдахо. и башар Тег, и Шиэна. Все они обладают главным — глубинной человечностью, которая не поддается никаким манипуляторам и контролерам, и ради сохранения которой был затеян этот бесконечный эксперимент Бога-Императора.
За всем действием в романе проглядывает все та же Золотая тропа выживания. Недаром Сестры продолжают вопрошать: эти грозные события, странные народы, возвращающиеся из Космоса — план Тирана или случайность?. А в ответ слышат только насмешливый голос Бога-Императора, передающего через тысячелетия свое послание — тревожное, обличающее, обвиняющее. Одна из лучших сцен в цикле: в хранилище специи, где Дарви поднимается по ступеням и читает слова Тирана: Кто Вы? Зачем Вам Власть? Что Вы хотите сделать для Человечества? И приговор всем властолюбцам: все бессмысленно, если не слышишь музыку жизни.
Вот, пожалуй, и все, что я хотела сказать об этом романе. Он не хуже, чем предыдущие, он просто другой: менее прямолинейный и более «размытый» из-за большего количества действующих лиц и событий. Но ведь и тема другая, и задача иная, и она, надо сказать, выполнена.
mputnik, 5 июня 2020 г.
Да, это будет существенно послабее «Бога-Императора...». На бал-другой. НО. Это — что с чем сравнивать. Оная «слабина» для 99% всей современной фантастики — аки вершина Эвереста из долин предгорий, то бишь — понятие абсолютно недостижимое.
И начиная с этого тома — уже вполне чётко оформляется разделение на 100%-ых фанатов Цикла и «просто сочувствующих». Для фанатов (к коим отношу и себя) «слабых» книжек в Цикле — НЕТ. По определению. Есть «различающиеся предназначением». Вот эта, конкретно, книжка — ближе к совершенно необходимой фазе «созерцания» (после движухи «Бога...»). Глубину философии Мира Дюны, аспектное разнообразие Вселенной Шаи Хулуда — разумно постигать в ритме спокойного, вдумчивого осовения. Это — настолько сильное эстетическое удовольствие, что снижение динамики, как таковой, вполне компенсируется «нагрузкой на мозг», как таковой
osipdark, 20 сентября 2015 г.
Для меня, после прочтения «Еретики Дюны», стало как-то трудно оценивать их. Решил остановиться, как видно, на восьми баллах, что, в принципе, вполне справедливо, но осталось такое ощущения, что...
...Что он с романом «Дюна: Капитул», которую я еще только прочту, по сути — одно цельное произведение. Пусть даже между ними будет значительный хронологический промежуток, но именно это объясняет слишком уж явный обрыв повествования и многих элементов недосказанности до этого. По сути это и послужило снижению баллов книге, не считая излишней затянутости с философствованием, мало привлекающим, ведь то, что пытаются найти Бене Гессерит, а именно смысл Золотого Пути, уже было объяснено в предыдущей части хроник (как я понял, здесь архив еще не был найден, хотя это и не так явно). Плюс возврат к бедному Айдахо и его бесчисленных гхола, ставших одной из самых массовых продаваемых моделей искусственных людей с планеты Бене Тлейкаслу.
К сюжету. Золотой Путь принес свои плоды: целые звездные системы и страны за границей Млечного Пути уже освоены людьми Рассеяния. Но некоторые из них начинают возвращаться к рубежам старой и уже исчезнувшей Империи, где идут политические игры и баталии Бене Гессерит с Бене Тлейкаслу, а так же стычки и взаимодействие Говорящих Рыб, цивилизации Икса и Гальдии. И силы эти — Досточтимые Матроны, странный аналог гессериток, только без предковой памяти и с развитым эротическим искусством (об их целях, кстати говоря, в романе почти не говорится. Просто пролетели тысячи световых лет на прародину для фиг знает чего).
Разумеется, в этот пазл встраиваются девочка с Ракиса, который медленно превращается в Дюну, способная управлять Червями, гхола Айдахо, воспитываемый Бене Гессерит для третьей попытки создания Квитесац Кхадераха, тайные планы Тлейкласийцев, которые сами по себе оказываются несколько сложнее, чем думалось ранее.
К сожалению, все эти элементы получают лишь незначительное развитие в книге. Фактически ничего не сказано о дальнейшей программе по селекции и скрещиванию Бене Гессерит — не понятно ни то, как Шиана связано с этим, и откуда ее способность возникла. Ничегошеньки не определилось с Матронами — их цели за покровом тайны. Есть еще и ряд мелких вопросов, но он и не очень важен, да и ответы на это будут получены, я уверен, в «Капитуле...». Может кое-что лично я и просмотрел в романе, но виновата в этом его затянутость с рядом всяких боевичковых элементов.
Буду искать ответы и продолжение далее. «Дюна» и ее автор того стоят.
urs, 19 марта 2012 г.
Купив английские тексты Бога-императора, Еретиков, и Капитула неожиданно для себя погрузился в историю Дюны. И по прочтении уже первых двух книг должен покаяться в прежнем огульном неприятии второй трилогии (Не читал, но отрицаю). На самом деле она умна, занимательна и многозначительна. Вообще может послужить поводом для глубоких размышлений в области политических реалий нашего времени. В Еретиках Мастер возвращается к мотивам первой книги, великой Дюны, демонстрируя невероятное умение сохранить занимательность повествования. Ставя на первый план бесценного Дункана Айдахо (бедный Дункан, ох, эти бесконечные гхолы), он надувает читателя, когда в финале истинным героем оказывается башар Майлз Тег. Атридес по росту, виду и происхождению. Ну, под Атридами, детьми Атрея сына Пелеева, автор скорее всего подразумевал род Давидов, царственный род, которому надлежит править людьми. Ну и так далее, sapienti sat. Как и прежде обращает на себя внимание полное отсутствие демократичности во вселенной Дюны. Необходимость строго контроля за собой — за телом и умом, жесткая система воспитания тех, кто назначен к власти. Необходимость совершенствовать себя и не стоять на месте. Что ж, вся сексталогия может послужить важным средством формирования мировоззрения, или же стать просто в той или иной мере занимательным приключенческим повествованием. Но не проста она, ох, не проста...
Кстати, похоже, что своей септалогией Мартин решил переплюнуть именно Дюну. В части занимательности, возможно это ему удалось. Но в отношении глубины... небо и земля, борьба отточенных умов против бушевания грубой плоти. «Не сиди спиной к двери» и «отрежу .... и скормлю козлу».
Тиань, 7 июня 2013 г.
Эта часть «Хроник Дюны» очень насыщенная: много событий, персонажей, рассуждений. И когда берешься писать отзыв, мысли разбегаются: хочется отметить столь многое, что затрудняешься с выбором. Роман очень хорош, он увлекает, каждую страницу хочется перечитывать внимательно, каждый образ примерить к рассуждениям автора и героев. Это одна из книг, которая при каждом прочтении воспринимается по-разному, поскольку обращаешь внимание на разные аспекты мира и мировоззрения.
В этот раз меня больше всего заинтересовала проблема бессмертия. С такой полнотой и яркостью ее не раскрывал, пожалуй, никто. В мире Дюны три группы персонажей причастны к данному явлению: Дунканы Айдахо, Преподобные Матери Бене Гессерит и Тлейлаксанские Господины. Что же мы видим на их примерах?
Каждый новый гхола Дункана Айдахо после инициации памяти самого первого Дункана проживает вторую жизнь. Его самоосознание включает полный слепок личности первого Дункана и личность самого гхолы. Гхола появляется на свет с нулевым опытом, как любой человек, и до момента ниициации памяти первого Дункана накапливает собственный жизненный опыт, как любой из нас. На момент инициации гхола — сложившаяся личность, отличная от первого Дункана, поскольку живет, развивается и действует в иных исторических условиях. Когда инициируется память первого Дункана, она прибавляется к личному опыту гхолы, далее гхола продолжает наработку собственного опыта жизни. Здесь нет бессмертия. Между первым Дунканом и гхолой столь огромный промежуток времени, что многие аспекты опыта оказываются не совместимыми: одни утратили актуальность для гхолы, другие не понятны первому Дункану. Гхола вспоминает, что он когда-то много столетий назад уже прожил жизнь и умер в бою. Но первый Дункан не проживает вторую жизнь. У гхолы своя личность, автономная, с более широким опытом. Опыт гхол не передается последующим гхолам. Следовательно, нет преемственности жизни. Каждый гхола рождается и умирает отдельно. А инициация памяти первого Дункана заставляет юного гхолу в короткий срок превратиться в старика. Он еще не пережил многие события, но уже помнит о переживании аналогичного опыта, он еще не умирал, но уже помнит, как умер, он принадлежит своему времени, но помнит, что уже прожил жизнь несколько тысячелетий назад. Жуткое состояние. В пробуждении такого рода памяти нет ничего хорошего для человека.
Преподобные Матери Бене Гессерит тоже несут в себе память ранее живших людей. Причем не одного человека, как гхола, а всей цепочки своих предков по женской линии и всех Преподобных Матерей, которые передали свою память последовательнице в момент смерти. Здесь мы видим полную хронологическую цепочку осознаваемых личностей, причем с множеством ответвлений в родовые цепочки других людей. но все эти люди уже умерли. Живет, развивается, накапливает опыт только сама Преподобная Мать — носительница памятей. Опыт предшественниц лишь присоединен к ее собственному опыту. Здесь тоже нет бессмертия. Есть только преждевременное старение вследствие слишком раннего обогащения опытом переживания старости и смерти. Есть здесь также постепенное приближение к коллективному сознания муравьиного или пчелиного типа, ведь содержание прошлых памятей Преподобных Матерей с каждым поколением сближается. Каждое новое поколение Бене Джессерит делает маленький шажок к вырождению человечества.
Тлейлаксанские Господины по структуре личности идентичны гхолам, то есть несут в себе плюсом к собственному опыту память первого донора клетки. Когда Вафф в критической ситуации думает о том, что ему нет нужды бояться смерти, потому что в акслольтных чанах уже готов очередной его гхола, он кривит душой. Этот Вафф умирает полностью и навсегда. Гхола будет другой личностью, с другим опытом. Достичь личного бессмертия через клонирование не получится.
Технологии изготовления гхол (клонирование) и практики пробуждения памяти Преподобных Матерей Бене Джессерит создают престранных существ, которые не молоды и не стары, не мертвые и не живые. Психологически, разумеется. Поскольку в физическом плане это обычные люди, только с хорошим физически развитием, закаленные годами специальных тренировок. Реально эти программы обеспечивают бесконечное множественное копирование личности умерших людей в памяти людей живущих. Человек превращается в хранилище информации, в случае с Бене Гессерит — в исторический архив. Людям живущим такие эксцессы памяти ни к чему. Заинтересованность в определенном смысле может прослеживаться только у мертвых, которые получают эрзац-жизнь внутри чужого сознания. Бене Джессерит и Бене Тлейлакс своими практиками формируют сообщества, работающие не на развитие себя, людей, мира, а на консервацию сознаний, на стагнацию, на смерть.
Не случайно и Бене Джессерит, и Бене Тлейлакс, и Тиран Лето в предыдущей книге так увлекались селекционными экспериментами. Нарушение целостности собственной личности нивелирует ценность личности другого человека. Золотой Путь на поверку оказывается аналогом фашистских экспериментов двадцатого века. Селекционным путем пытаются сохранить и усилить генотипы древних родов, приближенных к власти. С помощью той же селекции выводят рабочих для манипуляций с нечистотами, охранников, представителей других профессиональных групп.
Но никто не становится счастливым от этих тысячелетних плановых экспериментов, даже сами сестры Бене Джессерит и тлейлаксанцы. В управляемом этими группами обществе любовь превращена в скрещивание, семья — в стационарное материнство, детей забирают у матерей Бене Джессирит сразу после рождения, чувства под запретом, есть только техники манипулирования другими людьми и техники контроля собственных эмоций и чувств. Отрицательно относясь к механическим устройствам, способным воспроизвести мыслительные процессы, Бене Джессерит превращает в машины живых людей. А цель всего этого простенькая и даже пошлая: выживание ордена как властвующей группы, обособленной от других. Вот и весь Золотой Путь. Тиран Лето, в сущности, стремился к тому же: к сохранению Атрейдесов как властвующей группы, и остального человечества как группы, их обслуживающей. Если отбросить шелуху умных слов, остается все тот же червяк, желающий быть Богом и требующий подчинения.
Не могу согласиться с тем, что Фрэнк Герберт продолжал цикл «Дюна», исчерпав возможности сюжета и собственной фантазии. Мне кажется, он специально затянул повествование, специально водит читателя по кругу повторяющихся событий и лабиринтам многословных философских отступлений. Таким образом он заставляет нас сбрасывать словесную шелуху с сути явлений и шоры с собственного сознания. ИМХО, разумеется.:)
Нортон Коммандер, 22 ноября 2014 г.
В мире «Еретиков Дюны» мы наблюдаем взаимоотношение нескольких влиятельных сил.
Орден Бене Гессерит по-прежнему, как и на протяжении многих тысячелетий, напоминает религиозный орден, но по сути является научной организацией, накапливающей знания и умения, имеющий, кроме того, сильную власть над человеческой цивилизацией. Сёстры ордена продолжают свои селекционные опыты, направленные на улучшение человеческой расы.
Тлейлаксианцы тоже сильны и влиятельны, как никогда. Выходя из самоизоляции, они предпринимают робкие попытки союза на два фронта — с одной стороны с Бене Гессерит, с другой — с Досточтимыми Матронами. Они пытаются получить выгоду из этих союзов, однако, если по части биотехнологий они превосходят Бене Гессерит (Тлейлаксу — генетики, Бене Гессерит же селекционеры), то по части политических интриг им едва ли удастся тягаться с Преподобными Матерями. Из этого романа мы узнаём много нового о народе Тлейлаксу и об их мире.
Люди из Рассеяния, управляемые Досточтимыми Матронами, представляют собой совершено новую силу на политической арене вселенной «Дюны». Досточтимые Матроны во многом копируют Бене Гессерит, но вместо множественной памяти Преподобных Матерей они черпают могущество из развитого ими искусства секса, которое они используют для усиления своего влияния.
Самыми яркими героями романа, вокруг которых закручен сюжет являются Майлз Тег (бывший командующий военными силами Бене Гессерит), Шиана (девочка, которую слушаются песчаные черви) и многострадальный Дункан Айдахо, умиравший тысячи раз и вновь воссозданный тлейлаксианцами (как всегда, с какими то неизвестными изменениями первоначального образца).
Действие предыдущих частей цикла происходило в основном на Дюне; здесь же изрядное число событий происходит не только на Дюне (Ракисе), но и на Гамму (бывшей планете Харконненов).
opty, 11 февраля 2014 г.
Дюнный цикл писался на протяжении многих лет . Менялся автор и менялись его произведения . Они не становились хуже они просто становились другими .
После первой очень цельной трилогии , появился сильно отличающийся от неё «Бог-император» , казалось бы стоит стоит ждать чего то в подобном стиле , ан нет , Херберт делает очередной достаточно крутой поворот создавая книгу скорее в жанре космического боевика и снижая накал философского посыла . Возможно «Еретики» задумывались как начало второй цельной трилогии связующим звеном между которыми являлся «Бог-император» . По крайней мере «Капитул Дюны» дает такому предположению некоторые основания .
В «Еретиках» мир Дюны изменился , нет той сковывающей силы как Лето II , или император Шаддам . Изменился баланс сил , все большее влияние приобретает Тлелаксу , появилась новая сущность в виде людей вернувшихся из Рассеяния , на обломках старых империй плодятся новые общества , все большее значение имеют передовые технологии , своеобразный новый виток развития спирали . И вот в этих условиях , на одной из провинциальных планет в тайном убежище ордена бене Джесерит начинает развиваться действие романа , сначала очень неспешно , потом все быстрее и динамичней, а потом уже со скоростью переродившегося Майлза Тега .
И да в этом романе появляется новый , ключевой персонаж Дюнного цикла и по моему скромному мнению один из самых ярких персонажей фантастической литературы вообще — башар Майлз Тег . Думаю именно он является вершиной евгенической программы бене Джесеррит а вовсе не Пол Атридес . Ну у них было несколько тысяч лет что бы учесть собственные ошибки .
Как самодостаточное произведение «Еретики Дюны» возможно несколько уступают первой «Дюне» , но их нельзя рассматривать в отрыве от всего цикла , а особенно от их прямого продолжения «Капитула Дюны», точно также как «Детей Дюны» нельзя воспринимать в отрыве от первой трилогии . Но если «Дети» ставят определенную точку , то «Еретики» открывают новую страницу в самом выдающемся научно фантастическом цикле двадцатого века
bvelvet, 10 февраля 2013 г.
Это было колоссальное разочарование... Сначала ждал приобретения 6-го тома, потом — подходящего настроения. И — дождался... Книга хорошо написана, в ней есть некая логика и динамика, но после первых четырех частей читать было просто невыносимо. Первый недостаток — отсутствие концептуальной новизны. Каждый из предшествующих романов вносит нечто принципиально новое в структуру мира, меняет наши представления о Вселенной Дюны — в «Еретиках...» есть лишь бледно охарактеризованное Рассеяние. А новых идей не обнаруживается. Нет и ярких характеров — таковы в «Боге-Императоре» Монео, Сиона, не говоря уж о Лито II. Здесь похожие друг на друга представительницы Бене Гессерит, неубедительные Данкан и Шиэна, да еще Майлз Тег — своего рода бледная копия прежних Данканов. Нет, Герберту не следовало браться за этот роман: все его мастерство тратится впустую...
repaS, 7 августа 2012 г.
Читать сложно — вопроса нет. Но как раз эта книга насыщена очень динамичными событиями. Нет Божества-Тирана — кому принадлежит власть? К чему приведет борьба между существующими и новыми религиозными течениями? Неожиданно значимое раскрытие образа башара — Майзла Тега и снятие таинственности с процесса воспроизводства гкхол. Появление Шианы, пробудившей сознание червя.
Очень достойное и захватывающее продолжение.
nevreale, 21 апреля 2012 г.
Эта одна из моих любимых книг на ряду с другими книгами классической хроники Дюны. При чтение просто было не оторваться, это было нечно. Читать одно удовольствие и только, обожаю философию Герберта и его стиль.
Angamar, 26 декабря 2010 г.
По-моему в последних двух книгах Дюна потеряла Дюну, и превратилась в учебник по истории и философии наполненный исключительно абстрактными знаниями.
Когда при прочтении я увидел трёх представленных Атрейдисов, то только и сказал себе : « неужели это потомки ЛетоI, МуадДиба и Лето II? «. Даже когда начинаешь вроде бы принимать Майлза Тэга тут же понимаешь, что он не более чем цепной пёс.
Только 2 вещи приятны (да и они личные), то что Орден Бене-Гессерит даже после тысячелетия боится как огня Лето и МуадДиба, и что первый должно быть до сих пор держит их за глотку и конечно же сцена в Ситче Тубар в хранилище спайса