Редьярд Киплинг «Книги Джунглей»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Два сборника рассказов, две Книги Джунглей, центральной нитью через которые проходит история Маугли — мальчика выращенного в джунглях в волчьей стае. Другим мемом, часто встречающимся в тексте, есть Закон Джунглей, который предстоит постичь Маугли, чтобы выжить среди диких зверей.
Но рассказы отнюдь не ограничиваются историями про воспитанника волков, и даже повествуют не только о жизни джунглей. Здесь есть другие истории из жизни зверей, из жизни Индии, а в нескольких события происходят на крайнем севере, среди вечной мерзлоты. Тем не менее, все рассказы объединяет особое отношение к миру природы и её обитателям.
В некоторых изданиях цикла Киплинг перераспределил рассказы: в первую книгу вошли все истории о Маугли (кроме рассказа «В лесах Индии»), во вторую — новеллы, не связанные между собой. «Все рассказы о Маугли» («All the Mowgli Stories») вышли отдельным изданием в 1933 г.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Сказочные повести», 1983 г.
— антологию «Переводная словесность», 1996 г.
Экранизации:
— «Книга джунглей / Джунгли» / «Rudyard Kipling's Jungle Book» 1942, США, Великобритания, реж. Золтан Корда
— «Книга джунглей» / «The Jungle Book» 1994, США, реж. Стивен Соммерс
— «Книга джунглей» / «The Jungle Book» 2016, США, реж. Джон Фавро
- /языки:
- русский (471), английский (26), французский (1), украинский (11), белорусский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (472), периодика (2), самиздат (1), аудиокниги (35), другое (1)
- /перевод:
- Я. Берлин (1), В. Бетаки (4), М. Благовещенская (1), М. Васильев (1), Е. Витковский (6), Н. Вязова (2), Н. Гиляровская (8), А. Глебовская (3), А. Голов (1), Н. Голь (3), А. Гретман (1), М. Гутнер (4), Н. Дарузес (124), С. Займовский (32), С. Замойский (2), М. Клягина-Кондратьева (1), А. Колотов (8), И. Комарова (26), А. Кузнецова (1), Д. Кузьменко (2), В. Лунин (14), М. Лысая (1), В. Марач (1), С. Маршак (59), Э. Мельник (1), С. Михайлова-Штерн (1), С. Михальчук (1), Г. Островская (15), Л. Очаповский (3), Е. Павлова (1), В. Панченко (1), В. Погодина (3), Н. Пушешников (1), А. Репина (3), А. Рождественская (1), К. Савельев (1), Ю. Сирый (1), Н. Слепакова (6), Л. Солонько (2), С. Степанов (15), М. Тарловский (1), Н. Тисовская (2), В. Топоров (8), М. Торчинская (1), О. Улищенко (2), Е. Фельдман (3), М. Фроман (2), Л. Хавкина (6), В. Чернишенко (4), Е. Чистякова-Вэр (51), И. Чудовская (1), К. Чуковский (102), В. Чумак (2), Д. Шнеерсон (2), А. Штейнберг (5), И. Шустова (2), М. Яснов (11)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алираэль, 18 декабря 2024 г.
Не только лишь про Маугли.
Про Лягушонка тут, наверное, около половины рассказов. И многие из них могут быть интересны как часть истории Маугли, но слабоваты как самостоятельные произведения. Некая чарующая атмосфера ночных джунглей в них есть, но по-настоящему понравился мне только предпоследний, про рыжих собак. Хотя читать о том, как Маугли ловил Шер-Хана, тоже было интересно.
В этой истории довольно мало по-настоящему приятных персонажей, и те теряют мою симпатию, когда начинают пресмыкаться перед капризным и бессовестным мальчишкой.
Зато другие истории трогают, поражают, западают в душу.
Рикки-Тикки-Тави, которого мы любим с детства, и драма «злодейки», потерявшей всю свою семью, включая нерождённых детей.
Кошка, которая гуляла сама по себе.
Белый котик, искавший безопасное место для своего народа.
Маленький Тумаи, видевший танец слонов, который впечатляет почти так же, как танцы фей и убийство кашалота одновременно.
Могильщики, говорящие о смерти почти как культисты или религиозные деятели, и трагическая история крокодила Меггера.
Квикверн с двумя собачьими головами, спасающий людей во льдах.
Если вы не любите Маугли или считаете, что знаете о нём достаточно, это не повод не читать «Книгу Джунглей». Она шире и глубже, чем история Маугли.
Myrkar, 20 января 2018 г.
Кто ж подозревал, что то, что считается детской книгой, во взрослом прочтении оказывается глубоко шовинистски-ксенофобским произведением? Хрестоматийно известная история о мальчике, воспитанном волками, — это только часть «Книг джунглей», но без соседних рассказов о животных и людях британской Индии она потеряла бы значительную часть смыслов. Поначалу кажется, что частое упоминание и изучение мальчиком Маугли Закона джунглей, — это нечто вроде указания, что следует жить по закону, что закон справедлив, а Закон джунглей — один из образцовых законов. История, где центральными героями является команда Маугли и Co, в которую входит часть волчьей стаи, пантера Багира, медведь Балу, питон Каа, слон Хати и их противник — тигр Шер-Хан, рассказывает о том, как тигр, человек и слон перелопачивают пресловутый закон так, как им кажется более справедливым. На это у них есть несколько увлекательных мифов, откуда у них берется такое право. Мифов в джунглях вообще великое множество, животные не любят трепать языком, чтобы рассказать все, потому огласке предается только самый нужный. И, в принципе, Законом джунглей называется гармония причинно-следственных связей во избежание экологических проблем, завязанных на численности популяций биоценоза джунглей. Сформулировано же это прямое заявление очень мастерски. Сказкам, рассказанным Киплином через животных, хочется верить, настолько они аутентичны. Описанные мифы и порядки людей и животных погружают не только в традиционные верования Индии, но и в контекст непрерывных противостояний индийских земель между собой, а также с британцами и миром природы.
Вторая часть рассказов раскрывает особенности жизни людей и животных «в цивилизации». Однако, если взять в расчет истории об индийцах, то они вовсе не показаны хозяевами своих земель — их деревни запросто сносят слоны и буйволы, причем и те, которые ранее были одомашнены. Слоны уходят тусить на ночной оупенэйр вне ведома хозяев, а буйволы гуляют по джунглям с подружками в период «весенних песен». Абсолютно все не так, если животные описываются в контексте отношений с британцами. Например, Рики-Тики-Тави воюет со змеями, защищая человеческую семью приютивших его белых людей. Целый рассказ посвящен тому, как различные вьючные и ездовые животные перенимают особенности порядков воюющих британцев и иерархическое подданичество Её Величеству Виктории. Мне эти рассказы показались крайне неестественными, но, сдается мне, Киплинг не просто добавил подобный контекст: закон колонизаторов (монархической иерархии) козырит перед законом джунглей (длительно сформированной традицией), который, в свою очередь, бьет индийские законы (действие по личной человеческой воле). Даже самый крутой брамин, который только под старость лет ушел «в монахи», всю свою жизнь посвятил законопослушной карьере британского чиновника, причем довольно успешной, а закончил ее святым тех земель, где исполнял свой долг. Индийская же элита — это короли, которые ведут войны ради накопления сокровищ, несущих смерть, даже когда никому уже не принадлежат, или во имя мести.
И тут встает вопрос, а почему ж британские колонизаторы вдруг так хороши? Не ради ли экономических выгод ведут они экспансивную политику? Возможно, ответ на этот вопрос дает противоположное направление англо-санксонских странствий — Северная Америка. По одному рассказу в каждой Книге джунглей почему-то посвящается коренным народам крайнего американского севера (со стороны Тихого и Атлантического океана) и обитающим там животным. Вроде как не ясно, при чем тут джунгли, но насколько вообще очевидно, что именно белый котик решит устроить вылазку в неизведанные места в поисках места мира для всех животных, где даже нашли себе приют оставшиеся в живых стеллеровы коровы? Мне это представляется нехилым оправданием для построения империй своего времени: можно жить по Закону джунглей либо, если хочешь достигнуть успеха на любом поприще, — по закону белого человека. Соль Закона джунглей заключается только в том, кому и почему выпадает шанс на удачную охоту в договорах между собой. В рассказе про белого котика — тем, кто последует за ним, а в «Квикверне» — за убежавшими ездовыми собаками и призраком многоногой безволосой собаки Квикверном, который и свел их с ума. Эту-то последнюю историю мы получаем как раз благодаря тому, что колонизаторы соединили народы между собой и она через цепочку людей попадет в руки автора, находящегося на Цейлоне. Империя просто стирает границы джунглей. И нецивилизованные законы.
Книга прекрасна своей мифологической составляющей, но вот оценить исторический и националистический контекст смогут только отдельные читатели. На мой взгляд, эта книга не совсем для детей — скорее для подростков, немного знакомых с историей империй и культурными особенностями народов земли. В целом обе Книги джунглей достаточно бессмысленное, но приятное по стилю и описываемому колориту, чтиво. Педагогически это неплохое руководство для будущих законопослушных жителей империй, федераций и союзов при должной подаче. В противном случае — опасный сборник сказок с размытой моралью.
Paganist, 18 июня 2021 г.
Первое удивление при знакомстве с «Книгами Джунглей», что произведение не цельно, а состоит из рассказов. Второе удивление — что не все рассказы о Маугли, как мне представлялось. Третье удивление — что это детская литература. Хотя, удивляться тут нечему. Во-первых, это не литература для ясельных детей и дошкольников. А очень даже для учащихся средних и, пожалуй, начальных классов. И что рассказы «Книг...» не умилительные безобидные истории, как это часто бывает, а такая себе энциклопедия дикой природы без особых прикрас. Пусть научная достоверность историй, касающаяся поведения животных (и особенно того, что Маугли, с глубокого детства в течение многих лет живший среди волков, запросто выучил человеческий язык), иногда вызывает улыбку, но в них показаны такие неприглядные моменты, как смерть, голод, кровавые сражения. То есть то, что от современных детей скрывают, боясь травмировать. А Киплинг естественным образом знакомит детей с тем, что жизнь — далеко не всегда веселье и есть в ней и печальные моменты.
С одной стороны, рассказы «Книг Джунглей» хоть и разнородны, но интересны. Даже для взрослого читателя. С другой — сборник является продуктом своего времени. Ибо красной нитью через все рассказы проходит идея, что человек — не только венец природы, но и её господин. Что животные не могут выдержать взгляда человека, что бесшерстый двуногий — такой умный, упорный, умелый и так далее. При этом устами жителей джунглей высмеивается агрессивность и жадность людей, которые иначе как глупость и не воспринимаются. В общем, сказки сказками, приключения приключениями, но вот эти моменты вносят диссонанс в общее, в целом позитивное, впечатление от знакомства с легендарным сборником Киплинга. А самым лучшим из рассказов «Книг...» оказалась история вовсе не о джунглях и Маугли, а об инутиах Северной Америки — «Квикверн».
Vindermur, 24 июля 2017 г.
Людские хижины — это ловушки, выходит и очень красочно все это было передано, через отвращение к примитивным накидкам для сна. Для меня самый выделяющийся момент был — это языки народов Джунглей и все, что с ними связано, а самая мысль важная для меня из этого цикла, так это издевательство над людским миром и что жизнь в Джунглях намного интереснее и лучше. Человек возвращается к человеку, да, но и жизнь в Джунглях не менее привлекательна
fatkh, 13 марта 2012 г.
Маугли... В детстве я много раз пересматривал замечательный советский мультфильм и читал сказку. Это было потрясающе — я верил в живых Багиру и Балу, Акеллу и Шер-Хана, Каа и бандерлогов. Это было чудесное погружение в таинственный мир индийского леса!
А позже — я познакомился со стихами Киплинга, с его рассказами. И что-то щелкнуло во мне, заставило вновь обратиться к Маугли — почему-то я подумал, что эта книга не исключительно детская сказка. Так и оказалось. Это серьезная взрослая книга о дружбе и предательстве, о выживании в мире настоящего человека. Это книга о жестокости и любви, о милосердии и злобе. И Акелла, Шер-Хан — не просто звери из далеких джунглей, нет. Такие, как они, живут рядом со мной — это люди.
Маугли стоит читать в детстве — это замечательнейшая сказка. Но стоит перечитать эту книгу и позже — тогда нам откроется настоящий, хоть и жестокий мир — мир, тщательно скрытый в этой книге от детского взора. Дети смогут узнать в героях этой книги свой двор, подростки — свой город. А люди повзрослее узнают в них людей, с которыми сталкиваются каждый день.
P.S. Детям предпочтительно сначала читать адаптированный вариант.
newcomer, 11 августа 2011 г.
С рассказами о Маугли я познакомился в пятилетнем возрасте, в детском санатории-пансионате. За три месяца, что я там провел, почти возненавидел «Книгу джунглей»: каждый вечер перед сном воспитательница читала несколько страничек, и только после этого мы более-менее спокойно засыпали. По выходным обычно крутили диафильмы с Мумми-троллями и того же Маугли... Тогда мне это казалось самым страшным наказанием на свете.
В более осознанном возрасте перечитал «Книгу джунглей» еще пять раз — с каждым разом мои взгляды на персонажей менялись, но неизменно любимой была и остается до сих пор Багира — есть в ней что-то чарующее и опасное одновременно (от «голоса» пантеры в мультфильме до сих пор бегут мурашки по спине...)
В общем, вот так... обычно я стараюсь не переносить слишком уж много «личного» в отзывы, но тут уж как есть.
kkk72, 11 декабря 2009 г.
С большим удивлением обнаружил, что я читал не всю «Книгу джунглей». Поэтому мой отзыв — только о «Маугли». Думаю, не так много существует сказок, которые отличались бы такой блестящей проработкой характеров персонажей, таким увлекательным приключенческим сюжетом и при этом имели бы такую мощную воспитательную роль. По сути, каждая история чему-то учит своих читателей — смелости и дружбе, умению прощать и умению мстить, способности противостоять различным искушениям, способности находить общий язык с другими. Да все и не перечислишь. При этом читатели разных возрастов найдут в этой истории что-то свое. Маугли будет интересен и детям семи-восьми лет, и подросткам, и вполне взрослым людям.
С большим знанием дела Киплинг описывает природу Индии и реалии индийской жизни. Лично я в свое время благодаря этой книге узнал много нового.
Чудесно описаны характеры персонажей. Добродушный Балу, решительная Багира, мудрый Каа, храбрый Акелла, жестокий Шерхан, трусливый Табаки, могучий Хатхи — они все очень разные и каждый из них настолько живой! Нечасто даже герои-люди получаются столь достоверными.
В «Маугли» очень много ярких, эффектных сцен, поражающих воображение юного читателя — и ловушка, которую Маугли устроил для Шерхана, и ошибка Акеллы и сражение с дикими собаками, и охота Каа на бандерлогов. А есть и эпизоды, например, история с королевским анкасом, которая может кое-что напомнить и вполне взрослому читателю.
А еще «Маугли» — история человека, выросшего на грани двух совсем разных миров — мира людей и мира джунглей, история непростого поиска главным героем своего истинного «Я». Так что эта книга — настоящий бриллиант с множеством граней
Вафтруднир, 20 января 2010 г.
«Книги джунглей» очень разнородны по составу, им трудно дать общую характеристику, но это, как мне кажется, один из лучших сборников рассказов Киплинга, и если вы почему-то не прочли их подростком (или прочли только истории о Маугли), а сейчас случайно успели вырасти — прочтите сегодня, взрослому это не менее интересно (сужу по себе).
Забавно, но мало у кого из авторов найдется такое количество ляпов и неточностей в описании биологии животных, которые, несмотря на это, остаются столь достоверными, а все потому, что Киплинг чуть ли не впервые в западной литературе описывает не персонифицированные добродетели или пороки (подобно басням) и не обряженных в звериные костюмы людей (как в «животных» сказках), а реальных животных, пусть и не слишком точно. Именно это и создает магнетизм «Книг», заставляет поверить, что умудренный жизнью медведь — будь у него возможность говорить — рассуждал бы именно так.
Robin Pack, 8 декабря 2009 г.
Отличная книга об отваге, силе, чести и любви к природе. Для Киплинга, Индия была второй родиной, и раннее его творчество сплошь и рядом помещено в эту волшебную страну, которая для тогдашних англичан была как для нынешних — если не Марс, то, по крайней мере, Луна и земная орбита. Люди там бывают, но это где-то далеко и загадочно. Отличный сеттинг для любых приключений.
Присутствует доза полезного пафоса — темы Мести, Долга и Честного слова. Присутствует и «экшен», временами довольно недетский. «Маугли» делает из детей подростков. Они берут в руки книжку, где под одной обложкой — добрые милые Винни-Пух, Карлсон, и... полуобнаженный юный воин, крадущийся сквозь джунгли, сражающийся и убивающий диких собак и тигров. А в конце герой — и вместе с ним читатель — даже слегка приоткрывает для себя половой вопрос.
После Маугли, а также Острова Сокровищ, мальчишки задвигают Винни-Пуха и Чебурашку на дальнюю полку, и требуют у папы Книжки про Героев. И папы дают им Жюля Верна, Дюма, Майна Рида, Берроуза, Р. Э. Говарда.
B.E.You, 3 марта 2010 г.
Когда-то в детстве то ли по телевизору, то ли по видеомангитофону я посмотрел замечательные советские мультфильмы про Маугли. И хоть я и знал, что они сделаны по произведениям Р. Киплинга, всё-таки браться за чтение не стал, так как думал, что всё уже знаю про джунгли и незачем тратить время попусту. С тех пор прошло много времени, и вот совершенно случайно обнаруживаю на Фантлабе библиографию автора, который написал «Книги джунглей»(да и ещё с такими высокими оценками). И было принято решение: сравнить экранизацию и первоисточник. Как оказалось, в книге можно найти рассказы не только о Маугли, но и парочку других, где действие происходит не в джунглях и даже не в Индии. Творение автора универсально, оно подойдёт и детям, и взрослым. Глубина, проработка мира и жизни диких зверей поражает – это не просто перенесение человеческих качеств на животных, это попытка представить мир глазами братьев наших меньших. Всё взаимосвязано и переплетено: мифология джунглей, деление на различные группы, иерархия между разными видами, особая система ценностей. Написано же простым и в то же время ярким, живописным языком, местами жёстко и мрачновато, но не переходя за черту, сделано так, что легко представить героев и место действия. Доброта, право сильного, дружба, преданность, честность, открытость, ответственность, месть, отчаяние, жажда наживы, свобода, единение с природой, стремление обрести свою вторую половину, смена поколений, долг, защита своего дома,– всё это и многое другое находит отражение в книге. Эти увлекательные и интересные истории ещё долго будут воспитывать детей, учить их определять, где хорошее, а где плохое.