| |
| Статья написана 10 сентября 2009 г. 19:56 |
О моем «взрослом» впечатлении от этой книги могу рассказать аналогией: писали мы как-то пулю… А друг мой, человек в прошлом сообразительный и оригинальный, а оттого не совсем вменяемый, поставил диск с нацистскими маршами. У меня слуха нет, слов я не различаю, оттого и не возражала – ну есть фон какой-то, и ладно. Но через час где-то прослушивания этих маршей как-то поменялось восприятие реальности: вера в себя начала зашкаливать, деятельность повысилась чрезмерно, в общем, такое ощущение, будто тебе шестнадцать, а за окном – первый весенний вечер, когда ты осознал, что тебе именно шестнадцать. И пусть все аналогии лживы ((с) Доктор), но эта наиболее ярко отражает впечатления как от упомянутых маршей, так и от книги. «Видеть цель, верить в себя, не замечать препятствия». И еще говорят, что НЛП придумали на Западе! ;) Я, конечно, слегка утрирую, но литературными ценностями книга не блещет, исключительно психологическими. Не спорю, своему ребенку я прочла бы это на ночь – страшно, неприятно, но поучительно. И закладывает программу действий на будущее. Максимально короткие слова, максимально простые предложения – даже «Колобок», наверное, сложнее. Но тут как раз хочется вспомнить так и не дочитанного мной Кинга «Как писать книги» – интерпретируя, это звучит как «упрощение создает акцент, сложный текст рассредоточивает внимание». Так здесь 230 страниц акцента, плюс фотографии.
Книга рассказывает о детстве и юности Гули Королевой, девочки, от большого ума и беспокойства души сунувшейся на войну. Она, понятно, геройски погибла. Другие времена, другие нравы. Другой Абсолют. И еще о том, как она преодолевала преграды, возникающие на ее жизненном пути. О том, что только в их преодолении можно ощутить полноту жизни. «Безумству храбрых поем мы песню». Однако же, с высоты прожитых лет могу сказать, что это скорее возрастное. В юности жизнь не так ценится, терять еще нечего, система приоритетов не устоялась, индивидуум нуждается в самоутверждении и в социальном успехе, сопутствующем, в понимании индивидуума, выбору партнера для размножения. Это если умничать. Объективно же, безумство храбрых действительно имеет место быть только тогда, когда ничего другого у человека нет. Хотя я согласна с автором насчет преодоления трудностей, но с поправкой: надо получать удовольствие от их преодоления только в том случае, если от него (преодоления) не удалось отклониться. Т.е. рьяно рваться в бой только тогда, когда мирное соглашения провалилось, а не просто кидаться на все встречные амбразуры. Это все-таки немного неумно. Опять же, книга просоветская и очень много у меня сомнений в ее достоверности. Прочитанная неоднократно «Педагогическая поэма» Антона Семеновича показывает Украину, да и Союз тех времен немножечко с другой стороны. И той стороне я склонна верить больше, ибо кто есть Антон Семенович, а кто – непонятная г-жа Ильина? Или, простите, товарищ Ильина? Одно понятно – и тогда, и сейчас очень много зависело от происхождения. Простите, но няня-француженка мало имеет отношения к советской власти. И в кино девочку снимали мамины знакомые режиссеры. Откуда бы у простых советских тружеников знакомые режиссеры? Тем более, в то время, когда кино являлось важнейшим из искусств вкупе с искусством выживания? ;) Это сейчас каждый наваяет кино с телефона и ролики с фотошопа… Ну или другой софтинки, не знаю, не делала роликов. Но видала, как дизайнёры этим занимаются – чего-нибудь порезали, с чем-нибудь склеили, текст наложили – и будьте вам здоровы. Излагать, о чем книжка, не буду – не интересно. На вопрос, читать или нет, однозначно можно ответить: читать. Но исключительно задля подъема морального духа, а не из интереса. И еще по этой книжке можно учиться расставлять акценты на остросюжетных и важных моментах – как иллюстрация к ранее упомянутому Кингу. Опять-таки, адекватно оценить книгу тяжело, потому что литературным произведением она, по большому счету не является, так, очередная высота для каждого из нас. ;) Что-то можно из нее вынести, но читать для удовольствия тяжело. Для ностальгии можно, для настроения, для учения, но для удовольствия – вряд ли. :) Оценки. 1. Итак, мира нет, потому прочерк. 2. Читабельность где-то в районе тройки. Было бы меньше, но простые фразы не очень напрягают, потому все не так плохо. 3. Герои ужасные, не прописаны абсолютно, карандашные наброски типа силуэт в темноте на фоне освещенного проема. Контрастно, но без смысловой и прочей нагрузки. 4. Идея, конечно, есть. Это, пожалуй, единственное, что здесь есть. О борьбе с каждой очередной высотой и о самопожертвовании. Последнее кажется мне явным идиотизмом, ну да это мое исключительно мнение. А идеи все-таки преподнесены более чем. Десятка за идеи. 5. Душевность тоже ничего. Семь. Но единственно потому, что чувствую к героине духовную близость. У меня тоже, бывает, так же крышу рвет от препятствий. Как говорит любимый: «Всех убью, один останусь.» :) Цитаты: – Знаешь, плыть вниз по течению очень легко, одно удовольствие. Лодка как будто сама идёт. А попробуй поверни обратно. Тебя захлестнёт так, что не выберешься! … Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь. Это надо помнить всю жизнь. Это самое, самое главное! Синопсис. Дальше читаю Олдей «Мессия очищает диск». Пока ничего так. ;) 2007-10-04
2007-10-04
|
| | |
| Статья написана 9 сентября 2009 г. 19:25 |
Ну вот, теперь я буду ностальгировать и сильно-сильно его хвалить. Во-первых дядя в принципе писать умеет, во-вторых эксплуатирует самую выгодную в литературе идею, скрестив ее с непредсказуемостью научной фантастики. И пусть не обижаются на меня любители фэнтези, но эльфы – они и в Африке эльфы, а вот ФРОБ – это Вам не ДБДГ. Идея Космического Госпиталя заключается в космическом госпитале. Динамика, напряжение, неизвестные болезни, экскурсы в чужие судьбы непонятных существ, сообразительный ГГ, начинающий стареть и полнеть к четвертой книге. Т.е. каждый вполне может себя с ним ассоциировать – ну, кроме меня, конечно. И второй по главности, насекомое-эмпат, тоже, понятно, доктор, с которым ассоциировать себя тяжело. «Стамбул – город контрастов». Имеется также главный и, насколько я понимаю, единственный, госпиталь текущего сектора Галактики, в котором очень-очень много больных существ, отличающихся всем, чем только можно. Хотя, конечно, большую часть составляют теплокровные кислорододышащие – иначе бы было тяжело описывать их взаимоотношения. ;)
Сборник состоит из пяти частей: 1. Тайная история Космического Госпиталя / The Secret History of Sector General (1978) 2. Космическая птица / Spacebird (1973) 3. Инфекция / Contagion (1979) 4. Карантин / Quarantine (1979) 5. Звездолет-неотложка / Recovery (1979) и вполне читается как самостоятельное произведение, а не как четвертая часть цикла. Вообще есть еще один момент, за который я очень люблю Уайта. Как и любой нормальный человек, я обожаю эпопеи и, конечно, хочу долго-долго и интересно следить за любимыми героями. Но ненавижу МТАшные многотомники – фэнтези от детей фабрик и заводов, которые еще писать без ошибок не научились, но зато, не накарябав отродясь самостоятельно даже изложения в школе, бегом бегут сочинять эпопеи. А Армада рада стараться их издавать. И вот результат: все поклонники Донцовой стали целевой аудиторией Армады. Т.е. критерием IQ до семидесяти – даже не для среднего школьного возраста. Зато рассказы никто писать не хочет – запихивать такую работу души, как создание самодостаточного произведения, в несколько страниц никому не улыбается. А о том, что «душа обязана трудиться» уже никто не помнит. Так вот, Уайт ухитрился соединить в себе еще два огромных плюса литературы: короткую форму и эпопею. Которая, как не трудно догадаться, состоит из рассказов. Как раз вот недавно с любимым вспоминали, кто же еще из литераторов грешил подобным. Вспомнили Говарда и Конан Дойля. И все. Если кто может поправить – буду благодарна. А теперь представьте себе хорошо написанную серию (двенадцать сборников, из которых романами с главами являются один или два – не помню) из рассказов о госпитале, в котором лечатся инопланетяне. Причем зачастую впервые встречные, т.е. как их лечить непонятно, что за существа – непонятно, да и болезни тоже непонятные. И все быстро-быстро происходит. Должен получиться шедевр. Он и получился. Хотя, конечно, сколько людей – столько мнений. Любимому Космический Госпиталь не нравится. :( Но, тем не менее, он собрал для меня всю серию. Первый рассказ-глава является вступлением, в котором автор рассказывает историю создания. Люблю такие предисловия. Мы еще были очень удивлены, увидев предисловие в ЗБФе, – это странно по меньшей мере, но все стало на свои места, когда я поняла, что предисловие просто изначально являлось частью сборника. Напечатался Уайт с первыми рассказами цикла потому, что в журнале было свободное место, которое понадобилось быстро-быстро чем-то забить. Вот так и появился Космический Госпиталь. Интересный момент: в журнал потом приходил Гарри Гаррисон и говорил, что сам хотел написать несколько рассказов на эту тему. Уайт рассказывает, что был поражен, узнав, что перешел дорогу такому гиганту и думал, что, будь у него возможность отправиться в мир, где Гаррисону удалось написать такую серию, он бы первый с удовольствием ее читал. Дальше, собственно, он излагает хронологию создания каждого рассказа и историю их появления. Второй рассказ мне не очень понравился – по сравнению с остальными. ГГ и компанию главный монитор (это должность такая очень важная) Госпиталя определяет в корабль скорой помощи, чтобы спасать существ, которые подают сигналы бедствия, но о которых ничего не известно. И такое происходит довольно часто, как видно из следующих рассказов. У меня сразу возник вопрос: а кто же раньше занимался спасением этого народу и почему галактическая федерация такая маленькая, если постоянно появляются какие-то новые мумзики. И первой находкой межзвездной скорой помощи становится почти мертвая птица. Которая оказывается в результате всего лишь очень странным космическим кораблем. Мне не очень в это поверилось, потому и не очень понравилось. Второе задание, оно же третий рассказ, довольно простое: сигнал бедствия принят от людей, они же ДБДГ. Герои летят их спасать, но оказывается, что вся команда больна какой-то неизвестной болезнью. И, чтобы спасти последнего члена экипажа, корабельного врача, ГГ прилагает неимоверные усилия, в результате которых выясняется, что вся команда больна гриппом – за столько-то времени эта болезнь уже полностью исчезла вместе с иммунитетом, так что болеют все, окромя ГГ – поскольку он скафандра не снимал. И, прилетев к госпиталю, команда оказывается на карантине – несмотря на то, что все больные уже выздоравливают. В карантине на приколе они какое-то время скучают, но тут их отправляют еще по одному «вызову». Это уже четвертый рассказ. Тоже кораблик с кучей трупиков и одним живым инопланетянином, который по описанию у меня с муравьедом ассоциируется. Большое, пушистое. Полосатое. Хвост очень-очень пушистый. Славное существо, полу дамского, возрасту отроческого с декомпрессией легких. Только когда эту существо (тоже теплокровное кислорододышащее) попадает в госпиталь, все врачи, собравшиеся для его (существа) спасения отключаются тоже с симптомами декомпрессии. ГГ, так по причине еще не законченного карантина так и не снявший скафандра, прихода не поймал и оказался в забавной ситуации – тот самый главный по госпиталю дядька закупорил помещение, в котором находилось уже пришедшее в себя существо с кучей ушедших из себя врачей. :), приняв повальную потерю сознания за вирус, способный поражать всех без разбору живых существ. Что, конечно, невозможно, но «есть много, друг Горацио, на свете…». И кислороду там осталось даже меньше, чем хлора и пара в скафандрах у двух забредших докторов. Вот ГГ и решает, чего с этим делать. Неплохая динамика, один из Крепких орешков напомнило: замкнутое пространство, необходимость быстрого принятия решений. Но все закончилось хорошо, все выжил, ГГ рулит. Это просто у очаровательного пушистого существа случайно включился механизм защиты. Так что полку нашего в Федерации и в госпитале прибыло. :) Пятый и последний рассказ описывает еще один «вызов» к звездолету, как выяснилось, слепцов. Которые просто мечтали видеть – узнав в ходе эволюции о такой возможности. А со слепцами летали существа, обладающие разумом только в эмбриональном состоянии. Идея, конечно, сногсшибательная. Я привыкла ожидать от Уайта неформата, но тут он сам себя переплюнул. Пожалуй, самый динамичный рассказ сборника и наиболее интересный – слишком много у героев вопросов, требующих ответа. Под кого может быть приспособлен корабль без иллюминаторов и эмблем? Почему помещения заполнены неким веществом, напоминающим землю? Кто из погибших астронавтов кого убил, если имеются трупы двух видов? Зачем на корабле пыточная камера, растянутая, как коридор? Почему у всех спасателей непроходящая головная боль? Ну и, понятно, ГГ ищет и находит ответы на все эти вопросы. И – конечно! – полку в Федерации снова прибудет. ;) Итоги. Вот, собственно и все. Могу только добавить, что получила от прочтения истинное удовольствие и по полной задействовала абстрактное мышление. Еще к приятным моментам можно отнести тот факт, что в книге есть послесловие. АСТ таким обычно читателей не очень балует. В послесловии коды классификации и хронология. Это приятно. Хотя, понятно, перевод иностранного издания. Оценки. 1. Миру – десятка. Вот это и были «хроники далекого будущего», а не невнятный Герберт с невнятной мифологией и еще менее внятной философией, дразнящей подростковую несостоятельность. 2. Читабельность тоже десять. Без комментариев. Очень захватывающе. 3. Герои… сколько же героям? ;) Продолжим градацию. Десять. 4. А вот с идеей дело хуже обстоит. Как я понимаю, автор ее и не вкладывал. Разве что она в том, что думать надо шустрее и обстоятельнее? Но это странно. Развлекательное чтиво, если честно. Не обнаружила я идеи. Или в гуманизме она? Не могу понять. Один за идею на тот случай, если я проCсто не догадалась. 5. Душевность, однако, тоже десять. Чуточку выбились из колеи с прошлым пунктом, но тут возвращаемся на круги своя. Уайт все-таки лапочка, хоть и не призывает хватать флаги и бросаться на амбразуры. И без него таких хватает. Каждому – свое. Цитаты: «… за счет мимикрии существа редко взбираются на верхние ступени эволюционной лестницы, так же как за счет милого характера.» Синопсис. Дальше читаю ОЧЕНЬ выбивающуюся из содержания книжку. По причине моей ностальгии купили у букинистов «Четвертую Высоту». Ильиной, если я не ошибаюсь. Сталина живым я, к счастью, не помню, но про Гулю Королеву в детстве читать пришлось. Хочется обновить впечатления. Снова Ностальгирую.
2007-09-27
|
| | |
| Статья написана 8 сентября 2009 г. 18:23 |
Это совсем коротенький рассказик, на шесть страниц, но мне показалось, что мое знакомство с творчеством Лавкрафта заслуживает описания. Про жрецов Дагона я чего-то у Каттнера читала, если память мне не изменяет. Но Лавкрафт явно не их имел в виду. А мне ведь интересно было почитать родоначальника ужасов (ну не считая Стокера, конечно). В целом можно сказать, что это гибрид Говарда и Эжена Сю. Т.е. читается неплохо и очень красиво, но сам текст довольно сложный. Если, допустим, тот же Конан Дойль пишет тяжело, но очень захватывающе, то Лавкрафт пишет тяжело и красиво. Но не очень интересно, да и не очень умно. Конкретизирую: рассказ от первого лица, начинается со слов ГГ о самоубийстве. Потому что он не может перенести чего-то жутко-ужасно-невозможного, что с ним приключилось. Ну я, как человек, воспитанный на Чужом, Реаниматоре, Возвращении живых мертвецов и иже с ними, ожидала чего-то таки ужасного. Ну Стокеру, по крайней мере, удавалось меня напугать. Лавкрафту не удалось. В общем, ГГ, сбежавши их немецкого плена (первая мировая, насколько я понимаю, 1917 года рассказ) на лодке долго плавал по океану. Но однажды утром проснулся и увидел, что вокруг жутко-ужасно-кошмарно-давяще-невозможное болото с миазмами и прочими удовольствиями. Сверху – мерзкое солнце. В общем, высушило солнцем болото и ГГ пошел по нему гулять, предварительно придя к выводу, что это поднялось морское дно. Дошел он до горочки какой-то типа холмик, а за ним-то, за ним!.. Пучина жутко-ужасно-кошмарная, а там за ней рисунки на поверхности огромных жабомордых существ. Тоже жутко-ужасно-кошмарно-омерзительно-отвратительных. А потом увидел такую морду вынырнувшую вживую. Больше ничего не помнит, очнулся в госпитале. По ходу от прихода присел на морфий и решил выпрыгнуть из окна, с чего, собственно, и начинался рассказ. И, только собрался прыгать, дверь открыла та самая жутко-бла-бла-бла рука. Или привиделось ему под морфием? :\
Нет, оно красиво, кто бы спорил? Но чтобы страшно? Лет в двенадцать-тринадцать меня сильно напугали «Голуби из ада», Говарда, но, будучи перечитанными уже в зрелом возрасте, показались мне более красивыми, чем страшными. Итоги. Резюмирую: сборник Лавкрафта я, конечно, дочитаю когда-нибудь, по рассказику в квартал, но больше покупать его книжек не буду. Оценки. 1. Мир прикольный получился, жалко только, что не страшный. Под миром подразумеваю болото и морду плюс руку подводного жителя. Но не фонтан, нет. На пятерочку. 2. Читабельность на двоечку, пробиралась через пень-колоду. Тяжелый язык. Можно было бы списать на эпоху, но творило тогда много народу вполне читабельных. Так что без скидок. 3. Герой один, не считая монстрика, на тройку. Не проработан. 4. Идеи не обнаружила… Разве что она в том, не всякие монстрики – это не повод садиться на наркоту. 5. А вот душевность есть. Она в красивости. Но это не мир, а именно душевность. Очень все рельефно, погружение вполне получается, картина очень рельефная и запоминающаяся. Девятка. Синопсис. Дальше – четвертый Космический Госпиталь Уайта, который «Скорая помощь».
2007-09-25
|
| | |
| Статья написана 4 сентября 2009 г. 18:23 |
Не ожидала. Честно признаюсь – не ожидала. Первый фильм – комикс обыкновенный, второй – второсортный комикс, а вот третий уже можно смотреть. Такое редко, но случается. Считаю это заслугой режиссера: любимый говорит, что он снимал первого Горца и Мумию – ничего так, приятные фильмы, хоть Мумия могла бы быть и получше. И еще много всякой прелести он сваял. На самом деле, перед походом в кино я с трудом заставила себя пересмотреть вторую часть, чтобы хоть понимать, о чем будет речь в третьей. Не думаю, что это имело большое значение, но я привыкла все делать основательно. ;) Вообще-то я очень хорошо к ужастикам отношусь, но зомбиков недолюбливаю. Особенно после не очень давней попытки посмотреть «Землю мертвых» — аццкий аццтой! Так вот, третья Обитель зла – исключение. Здесь даже трупики милые и сильно похожие на монстриков – собственно, это они и есть. А те, которые сверху бродят по земле в больших количествах, уже сильно поизносились, потому скорее вызывают жалость вкупе с недоумением – как это они могут вообще шевелиться, – а не страх. Единственное нарекание вызывает первая драка Элис. Нехорошие люди заманили ее в ловушку и пытались скормить трупикам доберманов. Вообще такое чувство, что только на эту породу т-вирус действует. Пуделей, например, не видать… Конечно, наша суперГГ выкрутилась, всех убила, и, как говорит в похожи случаях любимый, получила кучу экспы. Так вот, у этой, без сомнения красивой, драки, слишком крупный план – как в «Волкодаве» драки были. То вообще то еще «Г» было, но зато теперь этот фильм можно использовать для примеров о том, как кино снимать не надо. Из-за чрезмерно крупного плана и быстро меняющихся кадров нет общей картины происходящего – это минус. К счастью, остальные сняты не так плохо. Вторым нареканием можно считать тот факт, что я уже четвертый день пою «… а кто такая Элис? …» – уже сама себе надоела. А все остальное – сплошные плюсы. Приятная, многообещающая концовка, непреходящее напряжение от начала до конца, красивые сцены на фоне пустыни – раз пять хотелось себе сделать такой десктоп. Трупики стали сильно шухерные к середине фильма – злой дядя проводил над бедными зомбиками злые эксперименты, потому зомбики тоже стали сильно злые и шустрые – перебили почти всех наших. Но кое-кто все-таки остался. ;) Много неожиданных нападений – вроде по музыке и понятно, что сейчас будут бить, а все равно страшно так, как будто непонятно. Музыка, кстати, заслуживает отдельного комментария: очень вовремя, очень красиво, всегда отвечает моменту. Вдобавок к картинкам на десктоп несколько раз ловила себя на мысли, что от такого рингтона на телефон я бы тоже не долго отказывалась. Так что смотреть однозначно. Даже тем, кто не любит зомбиков, но слабонервных просьба не беспокоиться: во время центральной драки (которая самая главная окромя финальной) я кричала на весь зал – взрослая тетка, а такая вот реакция – чего поделаешь. Но недолго, честно. ;) Дык это при том, что я к ужастикам привычная. В общем, можно резюмировать, что фильм удался. Интересный, красивый, концовка частично открытая – высший класс. Хотя с идеей, конечно, напряженка, дык это ведь и не философская фантасмагория. И слава Богу. З.Ы. Трейлер — аццтой. не верьте трейлеру. 2007-09-25
|
| | |
| Статья написана 2 сентября 2009 г. 17:22 |
Могу поспорить с расхожим мнением о том, что Герберт со временем испортился. Конечно, четвертая книга больше похожа на философский трактат, чем на «хроники далекого будущего», но это не умаляет ее литературного значения. Если бы мне довелось прочесть эту вещь лет в шестнадцать, я бы вынесла для себя довольно много нового – в том числе и образ мышления Бога-Императора, так чудесно переданный Гербертом. Рефлексия чистой воды, однако. Но и читается тоже неплохо – я ожидала, что буду перебираться через пень-колоду, но прочла не без удовольствия, даже пожертвовав на это дело последних два дня отпуска. Однако, и хорошего особо ничего сказать не могу – роялей, как во второй и третьей книгах не наблюдается, и понимаю, что зря. Рояли были красного дерева, с позолотой. В Детях и в Мессии Герберт очень много стоящих идей на свет вытащил, а здесь он их исключительно эксплуатирует. Единственная новость – это непонятный Икс – видимо, планета. Непохоже, чтобы орден, как Тлейлаксу. Они тоже занимаются изобретениями – машинами большей частью, как мы знаем из того, что Бог-Император постоянно их использует. Поскольку разбирать больше нечего, расскажу, о чем книжка.
Лето Второй, появившийся в конце Детей Дюны путем слияния (симбиоза?) себя с песчаными форелями, за три с половиной тысячи лет, прошедшие с предыдущей книги, превратился фактически в песчаного червя. Метров семи, если память мне не изменяет, с рудиментарными ручками и ножками, и лицом, окруженном складками кожи. Репродуктивная функция, кстати, тоже атрофировалась за ненадобностью. Видимо, вследствие этого, Бог-Император избыточно рефлексирует, занимаясь словоблудием, раз больше нечем. И, пожалуй, после прочтения книги я ощущала себя полным тормозом. Так до меня и не дошло, что же это за Золотой Путь, топанье по которому Лето и поневоле бредущим за ним человечеством декларируется от начала до конца романа. Нет, несколько версий у меня есть, но вряд ли они оправданы. Ладно, вернусь к этому вопросу после краткого содержания. Имеется пара ГГ, окромя, собственно, Бога-Императора. Это Сиона, последний из Атрейдисов. Как принято у них в роду, по молодости партизанит супротив суверенного правителя. Правитель же готовит ей испытание, пройдя которое, все Атрейдисы до нее осознавали необходимость Золотого пути и становились на службу к Лето. Второй ГГ – конечно, Дункан Айдахо. Точнее, один из Дунканов – это тоже уже традиция. Тлейлаксианцы все три с половиной тысячи лет правления Бога-Императора изготовляют ему гхол Дункана задля службы начальником гвардии. Рано или поздно каждый из Дунканов ловит приход и пытается восстать, читай: убить самодержца. Лето убивает его в ответ и берет у тлейлаксианцев нового. Ну вот, тут они ловят приход оба. Сиона проходит испытание, понимает чего-то про Золотой путь и они вдвоем отправляют Бога-Императора к предкам – ну да ничего, он и так с ними всю жизнь переговаривается, так что не привыкать. Ну и, собственно, всю книгу они сначала готовятся к приходу прихода, а потом его ловят. И вот насчет Золотого пути и моего непонимания. С наибольшей вероятностью получается, что Золотой путь – это ни что иное, как выведение нового вида человечества путем селекционной программы Лето. Селекционировал он Атрейдисов – вероятно, желая для них лучшего будущего. Я так поняла, что смысл этого выведения заключается в том, чтобы машина, которую может быть создадут иксианцы или еще кто, не смогла пророчествовать об их будущем. Т.е. не само предначертание удаляется, а просто оно перестает быть видимым. Но глубокий смысл всех рассуждений от меня как-то ускользнул. И вряд ли я протупила, скорее, Герберт сильно умничает. Еще один момент, оставшийся для меня неясным выныривает в виде небольшого рояля в лице невесты императора Хви Нори, она же новый посол Икса на Дюне. Понятно, что ее специально вырастили для втереться в доверие к Богу-Императору и, вероятно, сделать гадость. Автор называет ее племянницей некоего Малки, толком не объясняя, кто это такой. И что она из себя представляет, тоже непонятно. В тексте масса намеков на то, что человеком она не является, и, тем не менее, высказываются предположения, что она может размножаться. В планах – участвовать в селекционной программе, спарившись с отцом Сионы, по факту – опосля перепиха с Дунканом. Но, поскольку она не прожила достаточно долго, чтоб факт возможной беременности мог выясниться, вопрос остался открытым. Много умничаний о религии, политике, социологии и иже с ними. Но после «Первого человека в Риме» мне это все казалось детским садом. Нет, все гламурненько, прилизано, логично, местами даже оппозиционно ортодоксальным суждениям, но все равно очень примитивно. Это как «Чужак» Хайнлайна – гениально, но исключительно для младшего и среднего школьного возраста. Оценки: 1. Мир почти тот же, только ведь песчаный червь один всего остался, а Шаи Хулуд превратился в мифическое создание. Я так подозреваю, что к пятой книге Говард исправит эту погрешность. Но Дюна с реками и озерами, не говоря уже про леса, не возбуждает. Да и драчки политические исчезли, поскольку нечего драться: Лето главный, и все тут. Впрочем, он здорово подстегнул прогресс, практически уничтожив меланжу – человечество вынуждено было искать аналоги. Так что за мир – пятерка. Третий сорт – не брак. 2. Читабельность приличная, на семь. Но не более того. Правда. Надо делать скидку на рассуждения – интересны они только у Доктора, да у Хайнлайна, остальным еще учиться и учиться. 3. Герои еще хуже, чем были, да еще и непонятно кто есть кто и какую роль они играют. Сопереживания никакого. 4. Ну я бы идею оценила, если бы поняла. Ноль за идею. 5. Единичка, и то, чтоб два нуля не ставить. Цитаты: «… моя цель заключается в том, чтобы быть самым великим из всех известных хищников.» «Они (военные) думают, что, рискуя жизнью, приобретают право применять любое насилие к врагам, которых сами же и выбирают.» «Начало всякого познания – это открытие факта, что ты чего-то не понимаешь.» «Одна-единственная цель – это отличительный знак фанатика.» «… ты можешь считать тюрьмой любое место, которое тебе заблагорассудится. Это зависит от того, насколько далеко заходят твои иллюзии.» На самом деле в тексте речь шла о фактической тюрьме, но сама фраза получилась афористической. «… богатство есть инструмент свободы, но стремление к богатству есть путь рабства.» «Свобода – это довольно одинокое состояние.» Синопсис. Дальше, наверное, «Дагон» Лавкрафта, но это всего лишь рассказик, и четвертый «Космический госпиталь» Уайта.
2007-09-21
|
|
|