Это совсем коротенький рассказик, на шесть страниц, но мне показалось, что мое знакомство с творчеством Лавкрафта заслуживает описания. Про жрецов Дагона я чего-то у Каттнера читала, если память мне не изменяет. Но Лавкрафт явно не их имел в виду. А мне ведь интересно было почитать родоначальника ужасов (ну не считая Стокера, конечно).
В целом можно сказать, что это гибрид Говарда и Эжена Сю. Т.е. читается неплохо и очень красиво, но сам текст довольно сложный. Если, допустим, тот же Конан Дойль пишет тяжело, но очень захватывающе, то Лавкрафт пишет тяжело и красиво. Но не очень интересно, да и не очень умно.
Конкретизирую: рассказ от первого лица, начинается со слов ГГ о самоубийстве. Потому что он не может перенести чего-то жутко-ужасно-невозможного, что с ним приключилось. Ну я, как человек, воспитанный на Чужом, Реаниматоре, Возвращении живых мертвецов и иже с ними, ожидала чего-то таки ужасного. Ну Стокеру, по крайней мере, удавалось меня напугать.
Лавкрафту не удалось.
В общем, ГГ, сбежавши их немецкого плена (первая мировая, насколько я понимаю, 1917 года рассказ) на лодке долго плавал по океану. Но однажды утром проснулся и увидел, что вокруг жутко-ужасно-кошмарно-давяще-невозможное болото с миазмами и прочими удовольствиями. Сверху – мерзкое солнце. В общем, высушило солнцем болото и ГГ пошел по нему гулять, предварительно придя к выводу, что это поднялось морское дно. Дошел он до горочки какой-то типа холмик, а за ним-то, за ним!.. Пучина жутко-ужасно-кошмарная, а там за ней рисунки на поверхности огромных жабомордых существ. Тоже жутко-ужасно-кошмарно-омерзительно-отвратительных. А потом увидел такую морду вынырнувшую вживую. Больше ничего не помнит, очнулся в госпитале.
По ходу от прихода присел на морфий и решил выпрыгнуть из окна, с чего, собственно, и начинался рассказ. И, только собрался прыгать, дверь открыла та самая жутко-бла-бла-бла рука. Или привиделось ему под морфием? :\
Нет, оно красиво, кто бы спорил? Но чтобы страшно? Лет в двенадцать-тринадцать меня сильно напугали «Голуби из ада», Говарда, но, будучи перечитанными уже в зрелом возрасте, показались мне более красивыми, чем страшными.
Итоги.
Резюмирую: сборник Лавкрафта я, конечно, дочитаю когда-нибудь, по рассказику в квартал, но больше покупать его книжек не буду.
Оценки.
1. Мир прикольный получился, жалко только, что не страшный. Под миром подразумеваю болото и морду плюс руку подводного жителя. Но не фонтан, нет. На пятерочку.
2. Читабельность на двоечку, пробиралась через пень-колоду. Тяжелый язык. Можно было бы списать на эпоху, но творило тогда много народу вполне читабельных. Так что без скидок.
3. Герой один, не считая монстрика, на тройку. Не проработан.
4. Идеи не обнаружила… Разве что она в том, не всякие монстрики – это не повод садиться на наркоту.
5. А вот душевность есть. Она в красивости. Но это не мир, а именно душевность. Очень все рельефно, погружение вполне получается, картина очень рельефная и запоминающаяся. Девятка.
Синопсис.
Дальше – четвертый Космический Госпиталь Уайта, который «Скорая помощь».
2007-09-25