О моем «взрослом» впечатлении от этой книги могу рассказать аналогией: писали мы как-то пулю… А друг мой, человек в прошлом сообразительный и оригинальный, а оттого не совсем вменяемый, поставил диск с нацистскими маршами. У меня слуха нет, слов я не различаю, оттого и не возражала – ну есть фон какой-то, и ладно. Но через час где-то прослушивания этих маршей как-то поменялось восприятие реальности: вера в себя начала зашкаливать, деятельность повысилась чрезмерно, в общем, такое ощущение, будто тебе шестнадцать, а за окном – первый весенний вечер, когда ты осознал, что тебе именно шестнадцать. И пусть все аналогии лживы ((с) Доктор), но эта наиболее ярко отражает впечатления как от упомянутых маршей, так и от книги. «Видеть цель, верить в себя, не замечать препятствия». И еще говорят, что НЛП придумали на Западе! ;)
Я, конечно, слегка утрирую, но литературными ценностями книга не блещет, исключительно психологическими. Не спорю, своему ребенку я прочла бы это на ночь – страшно, неприятно, но поучительно. И закладывает программу действий на будущее. Максимально короткие слова, максимально простые предложения – даже «Колобок», наверное, сложнее. Но тут как раз хочется вспомнить так и не дочитанного мной Кинга «Как писать книги» – интерпретируя, это звучит как «упрощение создает акцент, сложный текст рассредоточивает внимание». Так здесь 230 страниц акцента, плюс фотографии.
Книга рассказывает о детстве и юности Гули Королевой, девочки, от большого ума и беспокойства души сунувшейся на войну. Она, понятно, геройски погибла. Другие времена, другие нравы. Другой Абсолют. И еще о том, как она преодолевала преграды, возникающие на ее жизненном пути. О том, что только в их преодолении можно ощутить полноту жизни. «Безумству храбрых поем мы песню». Однако же, с высоты прожитых лет могу сказать, что это скорее возрастное. В юности жизнь не так ценится, терять еще нечего, система приоритетов не устоялась, индивидуум нуждается в самоутверждении и в социальном успехе, сопутствующем, в понимании индивидуума, выбору партнера для размножения. Это если умничать. Объективно же, безумство храбрых действительно имеет место быть только тогда, когда ничего другого у человека нет.
Хотя я согласна с автором насчет преодоления трудностей, но с поправкой: надо получать удовольствие от их преодоления только в том случае, если от него (преодоления) не удалось отклониться. Т.е. рьяно рваться в бой только тогда, когда мирное соглашения провалилось, а не просто кидаться на все встречные амбразуры. Это все-таки немного неумно.
Опять же, книга просоветская и очень много у меня сомнений в ее достоверности. Прочитанная неоднократно «Педагогическая поэма» Антона Семеновича показывает Украину, да и Союз тех времен немножечко с другой стороны. И той стороне я склонна верить больше, ибо кто есть Антон Семенович, а кто – непонятная г-жа Ильина? Или, простите, товарищ Ильина?
Одно понятно – и тогда, и сейчас очень много зависело от происхождения. Простите, но няня-француженка мало имеет отношения к советской власти. И в кино девочку снимали мамины знакомые режиссеры. Откуда бы у простых советских тружеников знакомые режиссеры? Тем более, в то время, когда кино являлось важнейшим из искусств вкупе с искусством выживания? ;) Это сейчас каждый наваяет кино с телефона и ролики с фотошопа… Ну или другой софтинки, не знаю, не делала роликов. Но видала, как дизайнёры этим занимаются – чего-нибудь порезали, с чем-нибудь склеили, текст наложили – и будьте вам здоровы.
Излагать, о чем книжка, не буду – не интересно. На вопрос, читать или нет, однозначно можно ответить: читать. Но исключительно задля подъема морального духа, а не из интереса. И еще по этой книжке можно учиться расставлять акценты на остросюжетных и важных моментах – как иллюстрация к ранее упомянутому Кингу.
Опять-таки, адекватно оценить книгу тяжело, потому что литературным произведением она, по большому счету не является, так, очередная высота для каждого из нас. ;) Что-то можно из нее вынести, но читать для удовольствия тяжело. Для ностальгии можно, для настроения, для учения, но для удовольствия – вряд ли. :)
Оценки.
1. Итак, мира нет, потому прочерк.
2. Читабельность где-то в районе тройки. Было бы меньше, но простые фразы не очень напрягают, потому все не так плохо.
3. Герои ужасные, не прописаны абсолютно, карандашные наброски типа силуэт в темноте на фоне освещенного проема. Контрастно, но без смысловой и прочей нагрузки.
4. Идея, конечно, есть. Это, пожалуй, единственное, что здесь есть. О борьбе с каждой очередной высотой и о самопожертвовании. Последнее кажется мне явным идиотизмом, ну да это мое исключительно мнение. А идеи все-таки преподнесены более чем. Десятка за идеи.
5. Душевность тоже ничего. Семь. Но единственно потому, что чувствую к героине духовную близость. У меня тоже, бывает, так же крышу рвет от препятствий. Как говорит любимый: «Всех убью, один останусь.» :)
Цитаты:
– Знаешь, плыть вниз по течению очень легко, одно удовольствие. Лодка как будто сама идёт. А попробуй поверни обратно. Тебя захлестнёт так, что не выберешься! … Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь. Это надо помнить всю жизнь. Это самое, самое главное!
Синопсис.
Дальше читаю Олдей «Мессия очищает диск». Пока ничего так. ;)
2007-10-04
2007-10-04