| |
| Статья написана 23 декабря 2016 г. 21:57 |
Знать не знала такого драматурга, пока Р. очень настоятельно не порекомендовал его мне. Впрочем, ничего удивительного: Эрдман активно писал в конце 20-х годов, но потом его судили за антисоветчину, сослали в Енисейск и вернулся в более ли менее цивилизованные места он уже совершенно другим, сломанным человеком, который придумывать придумывал, а писать не смел. Ужасно печальная история, особенно учитывая, насколько хороши его пьесы. Пьес у него, собственно, всего две — "Самоубийца" и "Мандат". Если можете себе представить, то это помесь Хармса и Зощенко, причем изумительно смешная. Зощенко, честно говоря, с его походом против мешанства и бытовой глупости кажется мне временами слишком скучным и очевидным, Хармс — слишком безумным, а Эрдман — золотая середина. В "Мандате" кое-как устроившиеся представители "буржуазии" (до революции у них был аж магазин) пытаются выдать замуж девицу под предлогом вхождения ее брата в партию и наличием родственников-пролетариев. И то, и другое — чистый блеф, причем неудачный, вокруг всего этого общества возникает целый хоровод таких же глупых впечатлительных и очень комических людей. "Самоубийца" еще веселее: некий гражданин, повздорив с женой, запирается в сортире, а бестолковая его жена совместно с тещей решают, что он готовится совершить самоубийство, благо причин-то всегда достаточно, если покопать. Весть разносится по округе, и тут же набегают всякие знакомые и незнакомые, представители интеллигенции, торговли, роковые женщины, священник, и все пытаются убедить, чтобы самоубийство было совершено ради их дела, а не просто так — чего добру-то пропадать. Герой, который ничего такого не собирался, начинает поддаваться под их напором. Особенно смешны в этой тусовке роковые женщины числом две, соперничающие за внимание некоего, видимо, состоятельного господина, которого они уже утомили донельзя. "Она хочет, чтобы он целовал ее тело, она хочет сама целовать его тело, только тело, тело и тело. Я, напротив, хочу обожать его душу, я хочу, чтобы он обожал мою душу, только душу, душу и душу. Заступитесь за душу, господин Подсекальников, застрелитесь из-за меня. Возродите любовь. Возродите романтику. И тогда... Сотни девушек соберутся у вашего гроба, мсье Подсекальников, сотни юношей понесут вас на нежных плечах, и прекрасные женщины..." В общем, это ужасно смешно, верьте мне. Интермедии Эрдмана примерно того же толка, но короткие и не столь занятные, на сцене это, впрочем, должно смотреться куда лучше, чем на бумаге. Очень впечатляет переписка с актрисой Ангелиной Степановой — начавшаяся незадолго до ссылки Эрдмана и продолжавшаяся 7 лет, с 1928 по 35 годы. Степанова причем была его любовницей при живой жене. С художественной точки зрения, собственно, там нет ничего интересного — эти письма писались не для публикации, как многие, да и не письма больше, а короткие открытки. И пишут герои друг другу в основном то, что любят и скучают. Письма Ангелины интересны, пожалуй, историкам театра, т.к. она много рассказывает о своей работе и окружении. Значительная часть писем пропала. При этом Ангелина писала Эрдману каждый день (я серьезно, ну, почти каждый, писем чудовщиное количество) и он так же отвечал, а поскольку письма обоих авторов приведены в хронологическом порядке, видна работа нашей почты: на вопрос, заданный в письме месячной давности, ответ дается только сейчас. Вообще, стоит подумать об этом, становится ужасно. Любимого человека отправляют в ссылку в тьмутаракань надолго, ты и поехать с ним не можешь (и он не позволит первым делом), и бросить его не можешь, и это продолжается годами. Только в 35 году роман в письмах прекратился волевым усилием Ангелины — а к Эрдману вернулась жена, все это время бывшая где-то за сценой. Тем не менее, весь этот огромный ворох писем и открыток оба сохранили на всю жизнь. Впечатляет биография Степановой: вскоре после расставания с Эрдманом она вышла замуж за Фадеева, родила ему детей, одного из которых пережила. Все эти годы играла, получила все возможные театральные награды. Дожила до 95 лет и умерла в 2000 году, когда вот то издание, что я читала, готовили в печать. Пережила всю советскую власть, короче, и еще в 93 года выходила на сцену. Не тихая и не простая жизнь, но впечатляющая.
|
| | |
| Статья написана 13 декабря 2016 г. 21:43 |
Стихи Кузмина как-то прошли мимо меня, притом, что вообще я очень люблю поэтов Серебряного века и сам этот волшебный период. То есть о его существовании я, конечно, знала, но только в контексте общего фона и упоминаний в чужих воспоминаниях. В школе его, ясное дело, не проходили, не знаю, как сейчас. Зато у меня не было никакого предвзятого отношения, что очень удобно, и я сразу начала с самого полного сборника стихов Кузмина — издания "Новой библиотеки поэта". Вначале мне как-то не пошло. Ранние стихи Кузмина очень гладкие: аккуратный размер, аккуратные рифмы, большая часть из них — совершенно необязательные, техического плана, только чтобы строфа сложилась. Легко читать и моментально забывается. Такие необязательные "альбомные" стишки. Но чем дальше, тем как-то лучше становилось. Притом, что значительная часть тома все равно эти гладкие стихи про несерьезную любовь, некоторые попадаются совершенно потрясающие. Не уча специально, я уже запомнила несколько наизусть. Еще пару опознала как знакомые с далекого детства, притом, что я все эти годы не имела ни малейшего представления об их авторе (про Гете — "... но все настоящее в немецкой жизни — лишь комментариум..." — почему-то я была уверена, что это принадлежит Айхенвальду, нет, оказалось, Кузмину). Вот то, что мне больше всего понравилось: "Проходит все, и чувствам нет возврата", Мы согласились мирно и спокойно, — С таким сужденьем все выходит стройно И не страшна любовная утрата. Зачем же я, когда Вас вижу снова, Бледнею, холодею, заикаюсь, Былым (иль не былым?) огнем терзаюсь И нежные благодарю оковы? Амур-охотник все стоит на страже, Возвратный тиф — опаснее и злее. Проходит все, моя любовь — не та же, Моя любовь теперь еще сильнее". *** "Я тихо от тебя иду, А ты остался на балконе. "Коль славен наш Господь в Сионе" Трубят в Таврическом саду. Я вижу бледную звезду На теплом, светлом небосклоне, И лучших слов я не найду, Когда я от тебя иду, Как "славен наш Господь в Сионе".
"Александрийские" его стихи, от которых все прутся, как-то прошли совершенно мимо меня и ничем, ничем не запомнились. Правда, я вообще не любитель верлибров и никогда их толком не понимала, только кое-что у Одена мне нравится, но и то единицы. Но вот это стихотворение Кузмина, пожалуй, самое потрясающее вообще, и что забавно, я даже не могу объяснить, чем оно так хорошо и лучше остальных прочих. Римский отрывок Осторожный по болоту дозор... на мху черные копыт следы... за далекой плотиной конь ржет тонко и ретиво.. сладкой волной с противо- положных гор мешается с тиной дух резеды. Запах конской мочи... (недавняя стоянка врагов). Разлапая медведицы семерка тускло мерцает долу. Сонное копошенье полу- голодных солдат. Мечи блещут странно и зорко у торфяных костров. Завтра, наверно, бой... Смутно ползет во сне: стрелы отточены остро, остра у конников пика. Увижу ли, Ника- мидия, тебя, город родной? Выйдут ли мать и сестры Навстречу ко мне В дрему валюсь, словно песком засыпан в пустыне. Небо не так синё, как глаза твои, Октавия, сини! Притом, что все остальные его верлибры, которых чем дальше, тем больше, оставили меня также совершенно почти равнодушной. Хотя нет, вот разве еще одно, маленькое, но очень торжественное. Мне кажется, Кузмину очень хорошо удалось передать это дивное ощущение всемогущества, которое охватывает, когда ты понимаешь, что ты, действительно, любим предметом своих чувств)) "Довольно. Я любим. Стоит в зените Юпитер неподвижный. В кабинет Ко мне вошел советник тайный Гете, Пожал мне руку и сказал: "Вас ждет Эрцгерцог на бостон. Кольцо и якорь". Закрыв окно, я потушил свечу". Достоинство (небольшое такое;)) моего сборника — в него включен небольшой цикл эротических стихов, "Занавешенные картинки" причем прямо в репринтном виде, с ятями и оригинальными иллюстрациями, пошловатых и очень веселых. У Кузмина бывают очень хорошие даже не целые стихи, а отдельные строфы. Собственно, это часто так бывает, особенно у много пищущих авторов. "Воскресший дух неумертвим, Соблаз напрасен. Мой вождь прекрасен, как серафим, И путь мой — ясен". Еще чудесные стихи про Италию. Многие поэты пишут про далекие страны так, что сразу становится понятно, что они в них никогда не были и ничего не поняли. Кузмин был в Италии и все понял, от его стихов остается то же самое впечатление. "Умбрия, матерь задумчивых далей, Ангелы лучшей страны не видали". Я почти полгода думала, что Равенна — это мое личное маленькое открытие, такой нетуристический город, в который никто не ездит, хотя он совсем рядом с классическим русским курортом Римини. Оказалось, общемировое, и "Меж сосен сонная Равенна" знают все приличные люди, кроме меня) Интересный вопрос, сказывается ли как-то на любовной лирике Кузмина его гомосексуальность — я бы сказала, что делает лирику значительно менее "общим местом", чем она обычно бывает, менее скучной и шаблонной. Набивших оскомину идеальных романтических образов его нет, и значительное число стихов имеют вполне конкретных и отнюдь не идеальных адресатов, что делает их очень настоящими и человечными. Маленький стишок "Баржи затопили в Кронштадте..." — прекрасней всех блоковских прекрасных дам. В общем, удивительное открытие прекрасного и умного автора. Пойду теперь читать его прозу.
|
| | |
| Статья написана 7 декабря 2016 г. 21:15 |
Замечательная книга-подборка разноплановых вещей известного советского филолога-классика и переводчика. Для других филологов должна быть, наверное, вроде Библии, но для нефилологов тоже интересно — по сути, до тех пор, пока речь не заходит о стиховедческих терминах, все и так вполне понятно. Вопрос "в контексте" читатель или нет — скорее вопрос общего образования, чем специального, ну и некоторого знакомства с русской и мировой литературой. Это очень весело, ко всему прочему, притом, что Гаспаров заверяет читателя в отсутствии чувства юмора. Он не шутит нигде специально, но цитаты и наблюдения у него иногда изумительно забавные и точные. Что тут есть: словарь терминов, построенный не на определениях, а на вольных ассоциациях, например, цитатах, каких-то историях из жизни писателей и филологов. Есть собственные переводы, стихотворные, местами прекрасные. Есть интервью и статьи, ненавязчиво выдающие ум и удивительную адекватность автора. Есть собственные воспоминания Гаспарова о жизни и коллегах по цеху, местами очень меткие, едкие и тоже забавные. Все это перетасавано в книге, так что ни от одной формы текста не успеваешь устать и в целом она воспринимается как какая-то детская игра с постоянной сменой условий. Не могу сказать, чтобы я вынесла много полезного — я много вынесла интеллектуально-развлекательного. А то мы привыкли, что вещи обычно все же бывают либо интеллектуальными, либо легкими и развлекательными, а тут — такое неожиданно образцово развлекательное по форме и легкости подачи и образцово интеллектуальное по содержанию. Казалось бы, за этими сугубо профессиональными в основном заметками не должно быть особо видно автора-человека, но нет, видно. Во всяком случае, наиболее привлекательное его качество очень бросается в глаза: какая-то полнейшая разумность, логичность и адекватность. Честно говоря, в моей картине мира это, пожалуй, лучший комплимент, который можно сделать любому ученому, и далеко не каждый его заслуживает. Но в том, как рассуждает Гаспаров, не чувствуешь никакого подвоха, никакой ангажированности или частной склонности к тому или иному: только честный анализ и здравый смысл. Особенно применительно к литературе, о которой зачастую пишут не то чтобы на одних эмоциях, а еще и исходя из какой-то очень специфической частной позиции. Гаспаров в этом смысле "задает планку", некоторые вещи, которые он говорит, хочется просто законодательно признать аксиомами для любых разговоров о литературе и культуре вообще, и по этому проверять адекватность собеседника. "Культура — это все, что есть в обществе: и что человек ест, и что человек думает. Нет "места культуры" в обществе, есть "структура культуры" общества. Конечно, некоторые предпочитают называть "культурой" только те являния, которые нравятся лично им, а остальное именовать "бескультурностью" и "одичанием", но это несерьезно". Горячо рекомендую всем любителям литературы и около.
|
| | |
| Статья написана 6 декабря 2016 г. 20:52 |
Это, собственно, профессиональное издание по фольклористике: подбор текстов + анализ. Авторская статья начинается вполне невинно: автор-де обратил в 1980-е годы на такой литературный феномен как рукописный рассказ, создаваемый молодыми девушками и курсирующий между ними (в старше-школьной среде преимущественно) в тетрадках и альбомах. Кто помнит со школьных времен "анкеты" — это феномен из той же оперы, только на 10-20 лет раньше. Период юности наших родителей, в общем. Статья интересная и легко написанная. Составитель, Сергей Борисов, на момент начала работы не был даже профессиональным филологом, как я понимаю, так что никакой сложной терминологии, довольно простой, но в целом интересный разбор. А вот дальше начинается треш, угар и содомия — сами тексты. Хотя я погорячилась, содомии там нет, зато все остальное есть. Составитель очень разумно, хотя несколько цинично разбивает свою подборку рассказов на три группы: рассказы без грагического исхода, рассказы с трагической гибелью героя и рассказы с трагической гибелью обоих героев. Можете представить, каких больше Первая группа — это чистые сопли в сахаре. Рассматриваются, собственно, два классических фиковых варианта: флафф и херт-комфорт. Исполнение такое, которое вы можете вообразить от студентки пединститута города Шадринска в 80-е годы. СССР уже разваливаются, в одних рассказах еще мелькают пионерские организации прочие "взвейся да развейся", а в других уже малолетки невозмутимо хлещут водку в школьных походах и решают проблемы школьных беременностей. Вторая группа рассказов. со смертью одного героя, повеселей. Третья — вообще улет. Я давно так не смеялась, честно. "Сергей узнал, что они [его актуальная жена и бывшая девушка, которая не дождалась его из армии] сестры, и стал любить ее больше. Об этом узнала Катя; она плакала, убивалась, что не могла подождать 2 года. Катин муж Валера сильно пил и часто бил Катю. Она не могла развестись, она ждала ребенка. Она прикшла к Сергею и стала просить у него прощения, но Сергей сказал "нет". Однажды Катя решила убить Свету. Но мать заступилась за нее. Когда Катя подняла нож, мать встала, но тут же упала от удара. Катя исчезла. Сергей и Света похоронили мать. Света не могла перенести этого и умерла. Сергей покончил с собой. А через месяц на Сергеевой могиле нашли Катю, она была убита. Так печально кончилась эта история". И вот так — почти 500 страниц, не считая вступительной и заключительной статьи. Это прекрасная книга для чтения в кругу семьи или друзей вслух и по ролям, истерические припадки смеха всем участникам гарантированы. Если серьезно, то рассказы, конечно, изумительно убогие и однообразные, и неграмотные. Но это тот случай, когда настолько плохо, что хорошо
|
| | |
| Статья написана 3 декабря 2016 г. 23:45 |
Поскольку я начала путаться в их страшном количестве, перепишу для себя по крайней мере. Дореволюционные издания 1) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 6 томах (Суворин, 1886 г.) Небольшое издание Суворина. Статус: не открыто, необходимо уточнить содержание томов. 2) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 12 томах (Пантелеевы, 1888-1889) Дореволюционное издание, поэтому обложек нет — каждый покупатель заказывал себе владельческий переплет по вкусу. Правда, и титульные страницы есть тоже не по всем. Непонятно, можно открыть серию в таком виде или нет, непохоже, чтобы где-то еще можно было найти по ней больше инфы. Статус: не открыто, тк. нет обложек и детального содержания томов. 3) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 12 томах. СПб.: А.Ф. Маркс (1894-95) Тоже дореволюционное издание. Статус: открыто и озеленено (!) lordalex, спасибо ему! 4) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 14 томах (Пантелеевы, 1904-1906) Второе Пантелеевское издание (на нем указано 6-ое, но не верьте!). А первое Пантелеевское издание — п.12), хотя на нем тоже значится, что оно "третье". На самом деле, эта нумерация просто считается по изданиям вообще, а не внутри одного издательства. Тоже нет полных данных, даже по всем томам. Статус: не открыто, нужны детали содержания томов и титульные листы. 5) Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго в 23 томах (1911-1918) Дореволюционное издание, довольно полное. Статус: составлено полностью и открыто, нуждается в озеленении.
Советские издания 6) СС Достоевского. Изд-во Ладыжникова, Берлин, 1919-1922 Иностранное издание, вошли основые художественные произведения. Статус: не открыто. Нет полной информации по содержанию томов, обложек, выходных данных. 7) Ф.М. Достоевский. Полное собрание художественных произведений (1926-1930) По этому изданию практически нет инфо. Из советских оно было самым первым. Статус: не открыто, нет содержания по томам, нужны нормальные обложки. 8) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 томах (1956-58 гг.) Гослитиздат Очень популярное собрание, которое много у кого было в СССР)) Неполное, конечно. Статус: открыто, озеленено. 9) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 17 томах (1972-76 гг.) Академическое ПСС, первое наиболее полное издание ФМ. На его основе впоследствии было подготовлено 33-томное издание, но и это можно назвать достаточно полным для обычного читателя. От 33-томного оно отличается отсутствием, например, множества черновых редакций одного и того же произведения и отрывков из него. Статус: открыто, нуждается в озеленении. 10) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30 томах (33 книгах) Наиболее полное из целиком вышедших СС ФМ, насколько мне известно, и наиболее распространенное. Статус: открыто, нуждается в озеленении (надо сесть и сделать, учитывая, что оно у меня есть дома). 11) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 12 томах (1982 г.) Правда Небольшое, но симпатичное СС, кажется, последнее советское, с иллюстрациями Глазунова и под редакцией приличных людей. Статус: открыто, озеленено. Спасибо atgrin за озеленение. 12) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах — малое академическое Малое академическое издание, изданное в 88-96 на основе 33-томного ПСС. Статус: открыто, озеленено и внесено целиком замечательной Kamima Современные издания (а) Современные неполные 13) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 7 томах (1994 г.) — "Лексика" Еще одно небольшое издание. Статус: отрыто, необходимо озеленение. 14) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 5 томах (2003 г.) — "Мир книги", "Литература" В 5 томов вошел далеко не весь корпус ФМ, понятно. Статус: не открыто, нет деталей, страниц и тд. 15) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений, 2008 г. ("Мир книги", "Литература") Только романы. Статус: не открыто, нужно уточнить содержание томов и общие данные. 16) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 9 томах (2003-08 гг.) — "АСТ" Очередное издание только основных произведений. Статус: не открыто, нужно содержание отдельных томов и нормальные обложки. 17) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 томах (2005 г.) Рипол Классик, Престиж Книга, Литература Очередное недавнее неполное СС, похоже, каждое издательство считает своим долгом выпустить несколько романов и повестей ФМ без особой подготовки и назвать это собранием сочинений. Статус: открыто, необходимо озеленение. 18) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 томах (2008 г.) — "СЛОВО" Обычное подарочное издание, кожаные обложки, от корпуса работ ФМ — только основные романы и повести, не для того, чтобы читать, а чтоб на полке красиво смотрелось. Статус: не открыто, нет содержания отдельных томов и полных выходных данных. 19) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 тт. СЛОВО/SLOVO. 2012 г. Издательство СЛОВО не успокаивается и клепает СС с разными обложками чуть не каждый год) По интернет-данным, содержание в них вроде бы совпадает, бумажные книги не видела. Статус: не открыто, нет деталей по томам, нормальных обложек. 19а)Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 томах (подарочное издание) — 2015, СЛОВО Неугомонное издательство СЛОВО перевыпускает одно и то же подарочное СС ФМ под разными обложками с завидной регулярностью, лучше б они свою энергию в более полезное русло направили. Никакой разницы в содержании с пунктами 18 и 19 нет. Статус: не открыто, нет деталей по томам и обложек. 20) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 томах (2010) — Книжный клуб Книговек Неполное современное издание, ничего особенного. Статус: не открыто, нужны обложки на каждый том и озеленение. 21) Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 10 томах ("Marly", 2015) — Книжный клуб Книговек По содержанию то же, что и п.20), только подарочный вариант в кожаных обложках. Статус: не открыто, нужны обложки, детализация содержания. (б) Современные полные Вышли целиком: 22) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 20 томах (1998) — Терра Хорошее полное собрание, по сути, аналогичное по полноте изданию "Воскресенья". Статус: открыто. Единственное полностью озелененное, спасибо героической SnowBall. 23) Ф.М. Достоевский. ПСС в 18 томах (20 книгах) — 2005 — "Воскресенье" — обычное издание То же, что и п.24), только обычно издание, не подарочное. Если кто хочет купить в дом СС Достоевского и ищет приличное издание, но без особых научных изысков — я бы рекомендовала это. Статус: составлено полностью и открыто, нуждается в озеленении. 24) Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах (2006) — "Воскресенье" — подарочное издание Одно из наиболее полных и адекватных современных СС, подарочный вариант. Статус: составлено полностью и открыто, нуждается в озеленении. В процессе выхода: 25) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений и писем в 35 томах (Наука, 2014) Второе издание академического ПСС — п. 9) Если кто хочет завести самое полное русское издание, и притом новое — имеет смысл обратить внимание на это. Правда, из 35 томов я пока видела вышедшими только 5, и сколько лет оно еще будет выходить, неясно. Статус: не открыто, тк не вышло полностью, вышедшие тома нуждаются в озеленении. 26) Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Канонические тексты (под ред. Захарова) Издание в авторской орфографии-пунктуации, представляет интерес скорее для исследователей. Все тома еще не вышли, я не проверяла инфо последнее время, но пока у меня есть данные по 9 томам из 15 запланированных. Статус: не открыто, тк не вышло полностью, вышедшие тома нуждаются в озеленении. tbc...
|
|
|