| |
| Статья написана 18 января 2020 г. 10:41 |
сабж Сборник рассказов про подростков, автора знать не знала, увидела случайно в библиотеке, когда пришла получать пароль для литрес — и захотелось прочитать, чисто по обложке (знаете, бывает так и часто попадаются удивительно прекрасные вещи). Не пожалела, очень понравилось. Собственно, во "Втором" нет действительно ничего супер-особенно, это просто хорошо написанная проза про детей-подростков, милая, но совершенно без соплей. Герои — совершенно обычные дети, и происходят с ними вполне обычные вещи, никакой тебе магии и сверхсил, просто — школа, музыкалка, отношения в классе. Единственное, что отличает большинство рассказов — в них все герои так или иначе как-то связаны с музыкой, кто-то просто учится в музыкалке, а у кого-то реально призвание и дар. Рискну предположить, что, может, автор сама музыкант и пишет о том, что ей близко. В любом случае, это придает текту не то чтобы нереальность, но слегка поднимает его над совсем скучной обыденностью, что ли. В конце концов, не у каждого в детстве это было, и не все, у кого было, вспоминают музыкальную школу добрым словом. Мне понравилось отсутствие какой бы то ни было "грязи" и чернухи, притом, что рассказы представляются вполне реалистичными, не про каких-то там идеальных детей в прекрасной стране, а про совершенно обычных таких подростков в России, с обычными школьными разборками, вопросами успешности, денег, непонимания взрослых и т.д. Но за всем этим видно одно важное качество, которым именно в этом возрасте человек наделен больше, чем когда-либо — бескорыстность и способность чем-то искренне увлечься и заинтересоваться. Нерациональность и нерасчетливость в хорошем смысле. Не то чтобы вокруг этого строится сюжет, нет, это просто такая примета правильно описанной юности для меня — ведь в этом возрасте человеком движет совершенно не то, что движет взрослыми. С удовольствием почитаю другие вещи этого автора, и вообще, кто хотел хорошей и ненапряжной подростковой литературы — вот она.
|
| | |
| Статья написана 14 января 2020 г. 22:37 |
сабж Так вышло, что сначала (лет 20 назад) я прочитала вторую часть цикла, "Гиберборейская чума", и она показалась мне очень странной и крутой. А вот сейчас добралась до первой. И хорошо, что сейчас. В смысле, обременненая знанием "Маятника Фуко" и цикла про Жыхаря, не говоря уж обо всех подражателях первому и второму. Вкратце: феерическое концентрированное гонево на тему мирового заговора и тайного правительства. Это очень смешно. Авторы собрали, кажется, буквально все, что можно, от рептилоидов (которые играют важную роль в сюжете) до масонов, Лавкрафта и Аненербе. Только розенкрейцеры незаслуженно остались забытыми почему-то из всей плеяды, уж не знаю, может, жена одного из авторов сбежала с представителем этого братства :laugh: Честно говоря, такого полного и исчерпывающего упоминания всего, что касается темы "тайной ложи и явной лажи", я не припомню нигде в литературе, даже Эко блендеет, он-то ограничивался некоторыми рамками разума и чувством меры, а Успенский и Лазарчук поставили себе как раз обратную задачу. Получился очень концентрированный и веселый ералаш — не всегда понятно, что толком происходит, но это и не обязательно. Добавляет прелести роману главный герой — поэт Николай Гумилев, которого вовсе не расстреляли и который благополучно дожил до наших дней, будучи членом очередного тайного общества и имея через него доступ, условно говоря, к философскому камню. И, соответственно, интересна манера рассказа, в которой перемежаются эпизоды из разных исторических перидов — с конца 19 века до конца 20 — и разных стран, по которым носило поэта. Первая часть романа, хоть и более "бестолковая" в плане того, что происходит вообще и зачем, и более интересна — потому что в ней концентрация "масонского гонева" самая высокая, да еще приправлена эзотерической трактовкой разных трагических событий из истории России. Во второй части начинает проклевываться уже какой-то сюжет, идущий к разрешению конкретных проблем и загадок, но это почему-то менее интересно. Видимо, потому, что в данной области тайны куда более привлекательны, чем ответы, которые оказываются либо банальными, либо глуповатыми. Итоговое открытие относительно "мирового заговора рептилоидов" забавно, но с тем же успехом это мог быть любой другой мировой заговор)) И это уже не так смешно, увы. К слову сказать, эрудиция авторов, обилие скрытых и не очень цитат, а также отсылок к популярным человеческим "мифам" и городским легендам впечатляет. Я прямо представляю, как два образованных человека с чувством юмора сели рядышком и начали "гнать", еще и стараясь переиграть друг друга — так это роман и получился. Единственный его настоящий недостаток — некоторая затянутость, особенно в конце с историей рептилоидов. Но в любом случае это очень забавное и поучительное чтиво, хотя мне жаль тех читателей, которые не понимают прикола и относятся к повествованию всерьез. ps вместо Гумилева надо было взять Цоя, было бы еще смешнее.
|
| | |
| Статья написана 12 января 2020 г. 08:00 |
сабж Немудрящая, но милая повестушка на тему, как простой американский десантник волею судьбы оказался на необитаемом острове со своим инопланетным врагом — дракообразным пришельцем. И, естественно, между ними развилась дружба, изменившая его жизнь. Вообще забавно, почему в большинстве своем в подобных сюжетах именно пришельцы предстают существами более высокой культуры — и именно встреча с этой культурой и уважение к ней оказываются основной причиной сближения с врагом, с чужим. То есть, конечно, есть и отбратные варианты, но тут мы уже заходим в область прогрессорства, а я даже не знаю, отметился ли в ней значимо кто-либо, кроме Стругацких и их последователей. В повести Лонгиера это приобщение "человека-варвара" к культуре инопланетянина выражается в том, что он заучивает всю родословную инопланетянина — кто из его предков что сделал, что является своеобразным ритуалом. И жалуется, что и своих дедушек-бабушек то не знает толком, не говоря уж о других предках. Тут я хотела бы заметить, извините, что это не свойство людей вообще, хотя, конечно, для нашей культуры хорошее знание истории своего рода является нетипичным, а для американской — так тем более, видимо. Но если, допустим, в этой космической войне чудом оказался бы какой-нибудь уважающий себя средневековый европейский аристократ — ему тоже было бы чем похвалиться. В целом как признак значимой культуры это не то чтобы сильно впечатляет, но для простенького сюжета в этой повести сойдет. Конечно, после Ле Гуин и Карда большинство произведений на тему наведения мостов с чужаками и бывшими врагами будут казаться совсем простенько сделанными. В плане раскрытия этой темы "Враг мой" не открывает совершенно ничего нового ни в сюжетном плане, ни в идейном — в нем нет той глубины и "гуманистичности". Скорее она напоминает попытку автора, традиционно пишущего фантастический экшн с космическими боями и прочим пыщ-пыщ освоить новую область. И попытка неплохая, довольно интересно и приятно читается — но ровно до тех пор, пока не начнешь сравнивать ее с мэтрами.
|
| | |
| Статья написана 11 января 2020 г. 19:03 |
сабж Осенило, что, собственно, я люблю истории Лоры Белоиван про Владивосток и окрестности ровно по той же причине, что и "Архангельские сказы" Писахова. В них реальность и быт — слегка волшебные, причем это вполне себе наша, родная и узнаваемая русская реальность, но за счет географической отдаленности начинаешь думать, что бог знает, что у них там на Дальнем Востоке или на северах бывает, может, и не такое. Благо, география России позволяет развернуться, в том числе воображению. "Южнорусское Овчарово" — деревня под Владивостоком (вымышленная), в которой живут простые русские люди и с ними случаются простые, в общем-то, и банальные вещи. То они кальмара ловят, то Новый год празднуют, то в снегу застряли. Все, кроме кальмара, вполне можно переложить на любую другую русскую деревню. А еще, как водится в подобных историях, наряду с совершенно стандартными бытовыми событиями есть в их жизни события волшебные, но также входящие в сферу самого банального быта. То их тьмы делают электричество, то русалок выхаживают по доброте душевной наряду с ранеными тюленями. И все это — с таким же ровным, чуть насмешливым отношением, как и к вещам более традиционным. Это еще и очень смешно, причем нельзя ткнуть пальцем и сказать, что вот здесь смешно. Все вместе смешно, а местами к тому же очень трогательно. Все эти приземленные описания волшебного и не волшебного быта (и неясно, от какого больше мороки происходит). А еще прекрасные соседи-земляки, вроде на первый взгляд все нормальные, но как ни присмотришься получше — каждый с какой-нибудь слегка таинственной придурью. И вроде сам не понимает, как с ним это происходит, но происходит же! А в остальном — милейшие люди, насколько соседи могут быть милейшими. В плане содержания сборник для меня разделяется на две части. В первой, где pov повествователя, чуть больше гэгов именно из серии "а у нас в далеком захолустье". Все это слегка напоминает поселок Загибалово из старого сериала "Русские страшилки" — помните, был в начале 2000х такой смешной треш? А вот на второй части, начиная с "Борща со взбитыми сливками", и стиль повествования, и общий тон меняется. Нет уже жизнерадостной повествовательницы и ее родных соседей, есть одинокие преимущественно люди, которых по разным причинам принесло в Овчарово и которые не сразу осознают, что все это всерьез и надолго. В этой части много историй о смерти и страхе, не комических, а вполне себе настоящих, жутковатых. Тут Овчарово предстоит чуть ли не загробным миром — по крайней мере, миром измененной реальности, в который попадают такие неприкаянные одиночки — и, постепенно устроившись, понимают, что и здесь вполне можно жить. Во второй части тоже есть смешные моменты, конечно, но в целом она более серьезная, что тоже неплохо — не все ж гэги. Отличный сборник, стилистически очень выдержанный, необычный и интересный.
|
| | |
| Статья написана 11 января 2020 г. 10:30 |
Читала много фанфиков, поэтому слегка провалила книжный челлендж![:-)))](/img/smiles/gigi.gif) Ачивка года — это Плутарх, конечно, которого я долго мучила и наконец добила. И Гэндзи (то же самое). Из художки открыла трех прекрасных новых для себя авторов: Аберкромби, Гуарески и Сеттерфилд. Читала кучу всякой ерунды по работе по разделам право и "прочая хрень, которую впаривают на бизнес-тренингах". Да и вообще количество совершенно не понравившихся вещей как-то великовато, надо перестать все-таки ориентироваться на рекомендации без разбора и выбирать тех людей, с кем совпадают вкусы. Как-то я устала за этот год от "обязательного чтения", так что в следующем году намерена браться только за то, за что захочется (а учитывая мои вкусы и содержание шкафов, это будет фэнтези и научпоп про динозавров ![:-)))](/img/smiles/gigi.gif) — крутейшая вещь, всем рекомендую — полная хрень, зря потратила время
1) Мурасаки Сикибу "Повесть о Гэндзи" 2) Юрий Коваль "Недопесок" 3) Пьер Байяр "Искусство рассуждать о книгах, которые мы не читали" 4) Мишель Пастуро "Красный. История цвета" 5) Джонатан Франзен "Свобода" 6) Клаус Шваб "Четвертая промышленная революция" 7) Антология "Глубина. Погружение 6-е" 8) Готфрид Август Бюргер, Рудольф Эрих Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" 9) Антуан Франсуа Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" 10) Сергей Лукьяненко "Донырнуть до звезд" 11) Джованнино Гуарески "Малый мир. Дон Камилло" 12) А.С. Пушкин. Стихи и поэмы (с иллюстрациями О.Биантовской) 13) Фредерик Лалу "Открывая организации будущего" 14) Диана Сеттерфилд "Тринадцатая сказка" 15) Предания и мифы Средневековой Ирландии 16) Леонид Юзефович "Журавли и карлики" 17) Джованнино Гуарески "Дон Камилло и его паства" 18) Джо Аберкромби "Первый закон" 19) Майкл Шейбон "Союз еврейских полисменов" 20) Томас Майн Рид "Морской волчонок" 21) Фридрих Шиллер "Тридцатилетняя война" 22) Тим Пауэрс "Врата Анубиса" 23) Генрик Ибсен "Пер Гюнт" 24) Н.С. Гумилев "Письма о русской поэзии" 25) Фрэнк Герберт "Дюна" 26) Мишель Пастуро "Зеленый. История цвета" 27) Эрнст Т.А. Гофман "Повелитель блох" 28) Лоис Макмастер Буджолд "Барраяр" 29) Ф.И. Успенский "Очерки истории Трапезудской империи" 30) Фредерик Бакман "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения" 31) Марио Варгас Льоса "Война конца света" 32) Joe Abercrombie "Sharp ends" 33) Михаил Булгаков "Жизнь господина де Мольера" 34) Диана Сеттерфилд "Пока течет река" 35) Орхан Памук "Стамбул. Город воспоминаний" 36) Эдуард Веркин "Звездолет с перебитым крылом" 37) Гей Гавриэл Кей "Поднебесная" 38) Фридрих Шиллер "Разбойники" 39) Стивен Хокинг "Краткая история времени" 40) Hajime Isayama "Attack on Titan: No regrets" 41) Джон Стейнбек "Путешествие с Чарли в поисках Америки" 42) Олег Кирьянов "Северная Корея" 43) "Уголовный процесс". Учебник под ред. О.И. Андреевой, А.Д. Назарова и др. 44) Юлиан Семенов "Семнадцать мгновений весны" 45) В.А. Корнеев "ПО, БД, ТИМ как объекты интеллектуальных прав" 46) Hajime Isayama "Attack on Titan: Colossal Edition 1" 47) Василий Ян "Чингисхан" 48) Монах Юкинага "Повесть о доме Тайра" 49) Joe Abercrombie "A Little Hatred" 50) Робер де Клари "Завоевание Константинополя" 51) Плутарх "Сравнительные жизнеописания" 52) William Shakespeare "King Lear" 53) Джон Максвелл Кутзее "Бесчестье" 54) Жоффруа де Виллардуэн "Завоевание Константинополя" 55) Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен "Симплициссимус" 56) Александра Архипова, Анна Кирзюк "Опасные советские вещи" 57) Далия Трускиновская "Шайтан-звезда" 58) Одиссеас Элитис "Достойно есть" 59) Евгений Водолазкин "Лавр" 60) Антон Нелихов "Древние чудовища России" 61) Терри Пратчетт "Маленький свободный народец" 62) Лора Белоиван "Южнорусское Овчарово"
|
|
|