Немудрящая, но милая повестушка на тему, как простой американский десантник волею судьбы оказался на необитаемом острове со своим инопланетным врагом — дракообразным пришельцем. И, естественно, между ними развилась дружба, изменившая его жизнь.
Вообще забавно, почему в большинстве своем в подобных сюжетах именно пришельцы предстают существами более высокой культуры — и именно встреча с этой культурой и уважение к ней оказываются основной причиной сближения с врагом, с чужим. То есть, конечно, есть и отбратные варианты, но тут мы уже заходим в область прогрессорства, а я даже не знаю, отметился ли в ней значимо кто-либо, кроме Стругацких и их последователей.
В повести Лонгиера это приобщение "человека-варвара" к культуре инопланетянина выражается в том, что он заучивает всю родословную инопланетянина — кто из его предков что сделал, что является своеобразным ритуалом. И жалуется, что и своих дедушек-бабушек то не знает толком, не говоря уж о других предках. Тут я хотела бы заметить, извините, что это не свойство людей вообще, хотя, конечно, для нашей культуры хорошее знание истории своего рода является нетипичным, а для американской — так тем более, видимо. Но если, допустим, в этой космической войне чудом оказался бы какой-нибудь уважающий себя средневековый европейский аристократ — ему тоже было бы чем похвалиться. В целом как признак значимой культуры это не то чтобы сильно впечатляет, но для простенького сюжета в этой повести сойдет.
Конечно, после Ле Гуин и Карда большинство произведений на тему наведения мостов с чужаками и бывшими врагами будут казаться совсем простенько сделанными. В плане раскрытия этой темы "Враг мой" не открывает совершенно ничего нового ни в сюжетном плане, ни в идейном — в нем нет той глубины и "гуманистичности". Скорее она напоминает попытку автора, традиционно пишущего фантастический экшн с космическими боями и прочим пыщ-пыщ освоить новую область. И попытка неплохая, довольно интересно и приятно читается — но ровно до тех пор, пока не начнешь сравнивать ее с мэтрами.
Осенило, что, собственно, я люблю истории Лоры Белоиван про Владивосток и окрестности ровно по той же причине, что и "Архангельские сказы" Писахова. В них реальность и быт — слегка волшебные, причем это вполне себе наша, родная и узнаваемая русская реальность, но за счет географической отдаленности начинаешь думать, что бог знает, что у них там на Дальнем Востоке или на северах бывает, может, и не такое. Благо, география России позволяет развернуться, в том числе воображению.
"Южнорусское Овчарово" — деревня под Владивостоком (вымышленная), в которой живут простые русские люди и с ними случаются простые, в общем-то, и банальные вещи. То они кальмара ловят, то Новый год празднуют, то в снегу застряли. Все, кроме кальмара, вполне можно переложить на любую другую русскую деревню.
А еще, как водится в подобных историях, наряду с совершенно стандартными бытовыми событиями есть в их жизни события волшебные, но также входящие в сферу самого банального быта. То их тьмы делают электричество, то русалок выхаживают по доброте душевной наряду с ранеными тюленями. И все это — с таким же ровным, чуть насмешливым отношением, как и к вещам более традиционным.
Это еще и очень смешно, причем нельзя ткнуть пальцем и сказать, что вот здесь смешно. Все вместе смешно, а местами к тому же очень трогательно. Все эти приземленные описания волшебного и не волшебного быта (и неясно, от какого больше мороки происходит). А еще прекрасные соседи-земляки, вроде на первый взгляд все нормальные, но как ни присмотришься получше — каждый с какой-нибудь слегка таинственной придурью. И вроде сам не понимает, как с ним это происходит, но происходит же! А в остальном — милейшие люди, насколько соседи могут быть милейшими.
В плане содержания сборник для меня разделяется на две части. В первой, где pov повествователя, чуть больше гэгов именно из серии "а у нас в далеком захолустье". Все это слегка напоминает поселок Загибалово из старого сериала "Русские страшилки" — помните, был в начале 2000х такой смешной треш? А вот на второй части, начиная с "Борща со взбитыми сливками", и стиль повествования, и общий тон меняется. Нет уже жизнерадостной повествовательницы и ее родных соседей, есть одинокие преимущественно люди, которых по разным причинам принесло в Овчарово и которые не сразу осознают, что все это всерьез и надолго. В этой части много историй о смерти и страхе, не комических, а вполне себе настоящих, жутковатых. Тут Овчарово предстоит чуть ли не загробным миром — по крайней мере, миром измененной реальности, в который попадают такие неприкаянные одиночки — и, постепенно устроившись, понимают, что и здесь вполне можно жить. Во второй части тоже есть смешные моменты, конечно, но в целом она более серьезная, что тоже неплохо — не все ж гэги. Отличный сборник, стилистически очень выдержанный, необычный и интересный.
Читала много фанфиков, поэтому слегка провалила книжный челлендж
Ачивка года — это Плутарх, конечно, которого я долго мучила и наконец добила. И Гэндзи (то же самое).
Из художки открыла трех прекрасных новых для себя авторов: Аберкромби, Гуарески и Сеттерфилд.
Читала кучу всякой ерунды по работе по разделам право и "прочая хрень, которую впаривают на бизнес-тренингах". Да и вообще количество совершенно не понравившихся вещей как-то великовато, надо перестать все-таки ориентироваться на рекомендации без разбора и выбирать тех людей, с кем совпадают вкусы.
Как-то я устала за этот год от "обязательного чтения", так что в следующем году намерена браться только за то, за что захочется (а учитывая мои вкусы и содержание шкафов, это будет фэнтези и научпоп про динозавров
— крутейшая вещь, всем рекомендую
— полная хрень, зря потратила время
1) Мурасаки Сикибу "Повесть о Гэндзи"
2) Юрий Коваль "Недопесок"
3) Пьер Байяр "Искусство рассуждать о книгах, которые мы не читали"
4) Мишель Пастуро "Красный. История цвета"
5) Джонатан Франзен "Свобода"
6) Клаус Шваб "Четвертая промышленная революция"
7) Антология "Глубина. Погружение 6-е"
8) Готфрид Август Бюргер, Рудольф Эрих Распе "Приключения барона Мюнхгаузена"
9) Антуан Франсуа Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско"
10) Сергей Лукьяненко "Донырнуть до звезд"
11) Джованнино Гуарески "Малый мир. Дон Камилло"
12) А.С. Пушкин. Стихи и поэмы (с иллюстрациями О.Биантовской)
13) Фредерик Лалу "Открывая организации будущего"
14) Диана Сеттерфилд "Тринадцатая сказка"
15) Предания и мифы Средневековой Ирландии
16) Леонид Юзефович "Журавли и карлики"
17) Джованнино Гуарески "Дон Камилло и его паства"
18) Джо Аберкромби "Первый закон"
19) Майкл Шейбон "Союз еврейских полисменов"
20) Томас Майн Рид "Морской волчонок"
21) Фридрих Шиллер "Тридцатилетняя война"
22) Тим Пауэрс "Врата Анубиса"
23) Генрик Ибсен "Пер Гюнт"
24) Н.С. Гумилев "Письма о русской поэзии"
25) Фрэнк Герберт "Дюна"
26) Мишель Пастуро "Зеленый. История цвета"
27) Эрнст Т.А. Гофман "Повелитель блох"
28) Лоис Макмастер Буджолд "Барраяр"
29) Ф.И. Успенский "Очерки истории Трапезудской империи"
30) Фредерик Бакман "Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения"
31) Марио Варгас Льоса "Война конца света"
32) Joe Abercrombie "Sharp ends"
33) Михаил Булгаков "Жизнь господина де Мольера"
34) Диана Сеттерфилд "Пока течет река"
35) Орхан Памук "Стамбул. Город воспоминаний"
36) Эдуард Веркин "Звездолет с перебитым крылом"
37) Гей Гавриэл Кей "Поднебесная"
38) Фридрих Шиллер "Разбойники"
39) Стивен Хокинг "Краткая история времени"
40) Hajime Isayama "Attack on Titan: No regrets"
41) Джон Стейнбек "Путешествие с Чарли в поисках Америки"
42) Олег Кирьянов "Северная Корея"
43) "Уголовный процесс". Учебник под ред. О.И. Андреевой, А.Д. Назарова и др.
44) Юлиан Семенов "Семнадцать мгновений весны"
45) В.А. Корнеев "ПО, БД, ТИМ как объекты интеллектуальных прав"
46) Hajime Isayama "Attack on Titan: Colossal Edition 1"
47) Василий Ян "Чингисхан"
48) Монах Юкинага "Повесть о доме Тайра"
49) Joe Abercrombie "A Little Hatred"
50) Робер де Клари "Завоевание Константинополя"
51) Плутарх "Сравнительные жизнеописания"
52) William Shakespeare "King Lear"
53) Джон Максвелл Кутзее "Бесчестье"
54) Жоффруа де Виллардуэн "Завоевание Константинополя"
Относительно новая книга из цикла про Ведьм — или я давно не читала ПТерри, если она кажется мне новой. И новая героиня: совсем еще юная ведьмочка из далекого пастушьего края, которая в начале и не подозревает, что она ведьмочка. Возможно, дело в возрасте героини, или в сюжете, небрежно и целиком украденном автором у Андерсена, но роман производит впечатление скорее детского, чем взрослого юмора. Это не значит, что он плохой или глуповатый, нет, но он какой-то слишком добрый и чуть приукрашенный. Не хватает легкого цинизма матушки Ветровоск и изощренного чувства юмора Ветинари. Хотя все равно получилось забавно и трогательно, но не восхищает до такой степени, как восхищали более старые вещи.
А еще — в романе все хорошо, кроме основного сюжета. Что за дурацкая злая королева, которая ни с того ни с сего решила украсть сопливого младшего брата героини? И, конечно, в ее королевстве вечная зима. Но увы, это прямо цитирование "Снежной королевы" от корки до корки никак не обыграно, чтобы его можно было оправдать, да и суть этого странного действия, как и самой королевы — не объяснена, по крайней мере так, чтобы это удовлетворило взрослого человека. Я слегка заскучала по забавным сюжетам "Стражи" и "Смерти". Все остальное, кроме сюжета, хорошо — и сама героиня, и ее покойная бабушка, и мило и натуралистично прописанный суровый пейзаж с меловыми пустошами и овцами, и Нак-мак-фигли (которые, собственно, и являются "маленьким свободным народцем").
Кстати, респект переводчице за речь этих недо-эльфов — могу себе представить, как зубодробительно это выглядит в оригинале и как надо помучиться, чтобы подобрать под все аналоги из "пацанского" русского. Получилось отлично и очень натуралистично! А я уже расстраивалась, что после Жикаренцева хороших переводчиков Пратчетта не найти.
В целом — роман милый, местами действительно забавный, но больше милый, и читать его легко и приятно, хотя и нельзя сказать, что не оторваться.
Очаровательный палеонтологический научпоп, который пойдет и взрослым, и детям. Это не какое-то серьезное исследование, а серия небольших — по 2-5 страниц главок, посвященных различным существам, жившим на территории условной России на протяжении всего периода истории, то етсь от архейского эона до плейстоцена. Речь не только про животных (особенно учитывая, что в ранние эпохи понятие "животное" вообще было размытым), но и про обитателей морей и насекомых. Про динозавров тоже есть, но не только про них. В целом авторы скорее в каждой главке дают некий короткий общий обзор фауны эпохи (понятно, ну очень общий), останавливаясь на нескольких особенно примечательных видах.
Забавнее — почему, собственно, России. Учитывая, что за это время континенты съезжались и разъезжались не один раз, не говоря уж о том, что суша была морем, и наоборот. Тут все просто: книга рассказывает о тех доисторических тварях, останки которых на территории современной России, собственно, находят. Причем в привязке к актуальным географическим реалиям, что придает дополнительный комизм. Вообще в книге много забавного, и чувство юмора автора сильно украшает текст. В изложении чувствуется такая, знаете, нежная любовь к своему предмету.
"Пермский период был эпохой тихоходов. Никто не умел бегать, ящеры даже ходили с трудом. Все были неуклюжи, их лапы торчали враскоряку. Сцены охоты ящеров, наверное, выглядели как замедленная съемка". Вот прям хочется для этих бедных тварюшек их Пермского периода сделать что-то хорошее :laugh:
А еще в книге полно больших и крутых иллюстраций Андрея Атучина.