Тюремные застенки. Неспешный разговор подозреваемого в убийстве и судебного следователя. Рассказ о детстве, воспитании, взрослении. Колдовстве, ведьмах, их противницах. Проклятых детях-минги и оборотнях. Кровной мести и семье. Рассказ, погружающий в обычаи и традиции горожан и племен, живущих в буше. Рано или поздно доберущийся до поисков ребенка и его убийства.
Но чем так важен этот малыш и как дело дошло до пресловутого убийства?
Своеобразный роман: мое первое знакомство с африканским фентези. Действие «Леопарда» происходит в абстрактном мире, основанном на африканских реалиях, где без изменений используются мифология, бестиарий, обычаи, топонимы, названия предметов, принятые на Черном континенте.
Общая структура книги не слишком оригинальна (вспомним хотя бы Квоута, Клинки, Райан или Лайонс): ретроспективное изложение сюжета в беседе с постепенным подбиранием к настоящему.
Структура понятна и приемлема, но спорных нюансов в конкретной работе хватает.
Роман жутко многословен (к концу первой четверти мы лишь подберемся к завязке основного сюжета) и написан от первого лица. Нас ждет натуральный поток сознания протагониста: огромное количество его размышлений, отступлений, историй-сказок, хронопрыжков, ознакомительных фрагментов с обычаями местных племен.
Вдобавок переходы между сюжетными арками корявые, простыня событий регулярно рвется прямо у вас в руках. Возможно, таким приемом автор хотел посеять дополнительную неуверенность в истинности рассказа ГГ, и без того полного лжи, но даже если так – несколько раздражает.
И главная проблема – автору не хватает мастерства, чтобы удерживать наше внимание на протяжении монструозного объема, на который он замахнулся. Темпоритм романа рваный: напряженные, завораживающие моменты сменяются скучноватыми перепалками героев или пространными размышлениями. В такие моменты жаждешь лишь поскорее добраться до развязки, ведь узнать судьбу протагонистов охота, а вот словесное недержание героев утомляет вусмерть.
Еще одним слабым моментом становятся диалоги, которых тут предостаточно. В большинстве случаев они сливаются в единую полосу текста, и разобрать, кто именно из героев сказал ту или иную фразу — крайне непросто.
Как и натуралистичность происходящего. Что в грубоватых отношениях героев, не чуждых крепкого словца («Етить всех богов» – смотрелось приятно, пока не было использовано пятый десяток раз), пошлых подколок и пикировок, кондового деревенского цинизма, определенного фатализма и отрицания любых высоких чувств (в действиях, напротив, герои не избегают благородства). Так и в контексте сексуальных похождений, которых тут хватает, причем не только (и не столько) в гетероварианте.
Поругались, теперь о позитиве.
Африканский колорит хорош, в первую очередь, именно своей непривычностью (все же культурная пропасть между нами и Колыбелью человечества изрядна). Начиная от бытовых моментов типа оригинального обоснования обрезания (удаляем женщину) или непременных рисунков на теле и татуировок. Природных особенностей буша (их хотелось бы побольше). До мифологических, типа тайных рынков ведьм, где можно прикупить части тел младенцев, или ночных демонов-крышеходцев омолузу, «наводящихся» на кровь и преследующих жертву, пока она находится под крышей.
Мы близко познакомимся с местными (читай африканскими) обычаями, ритуалами, привычками, традициями, обрядами. Волшебными существами (в большинстве своем жаждущими крови и мяса) от троллей-зогбану до духов и демонов. А с некоторыми, вроде гиен-оборотней, посредством ГГ, даже слишком близко.
Несчастными, проклятыми и нечистыми детьми – минги, чей удел смерть после рождения или выброс на съедение диким зверям. В чем их проклятье? В дефектах или физических уродствах, коими в этом богоспасаемом обществе считаются даже верхние зубы, вырастающие раньше нижних или белая кожа (ни-ни, никакого черного расизма, просто милые патриархальные нравы). А не изгонишь – жди беды на всю деревню.
Социальными отношениями и восприятием народом «высокого начальства» типа старейшин или королей. Давними интригами высших мира сего, нарушением заветов предков, за которое следует не слишком быстрое, но уверенное воздаяние. А близкое знакомство с некоторыми венценосцами будет не всегда приятным для героев.
Войной в местных условиях, точнее ее предчувствием.
За атмосферу и антуражность – зачет.
Помогает поближе проникнуться локацией путешествие-квест, куда отправляются герои ближе к середине романа. Путь их будет нелегким и протянется через весьма опасные места, типа Темноземья, а также пробежит по большинству значимых для локации городов. Особенно запоминается Долинго, с его стремлением ввысь и ошеломляющими сюрпризами.
Второй сильной стороной романа стал главный герой, известный под именем Следопыта. Он досконально и дотошно проработан, знаком нам практически с детства, вызывает немало сопереживания, много и охотно рассказывает о себе и своей жизни. Частенько создает четкое ощущение «ненадежного рассказчика», искажающего или приукрашивающего происходящее (что логично, все же перед ним не закадычный друг, а следователь, но откуда здесь взялся термин или имя Инквизитор?), хотя о многих нелицеприятных моментах ведает без утайки.
Человек, обладающий уникальным, практически собачьим (или волчьим?) нюхом, способным отыскать по следу кого угодно (чертовски выигрышную линию обоняния можно было подать и поярче). Порвавший с вендеттой, семьей и родной кровью, отправившийся в самостоятельное путешествие по жизни. Одиночка, далеко не всегда наслаждающийся этим состоянием. Отличный боец, проявляющий жестокость и полное безразличие к сильным, чуткое, доброе отношение к слабым. Циник, не верящий в высшие силы и верховную власть. Ехидный обладатель острого языка и не самого слабого ума. Испытавший множество боли и физической и душевной, предательство и разочарование. Выступающий порой натуральным сказочным персонажем, сталкивающимся грудь в грудь с демонами, оборотнями и божествами. Теряющий и приобретающий части тела.
Изрядную часть времени протагонист проведет с колоритной, запоминающейся компанией (но отнюдь не командой, противоречий между людьми, вынужденными вместе (вместе ли?) заниматься одним делом — хватает), в составе давнего знакомца, бесшабашного раздолбая и отличного лучника – леопарда-оборотня. Словохотливого убийцы «почти великана». Бледнокожего блюстителя порядка. Да 300-летней ведьмы. С периодическими визитами то ли «богиньки», то ли речного духа. Далеко не все из них доживут до финала.
Порадует автор расследованием, в котором Следопыт выступает если не Холмсом, то как минимум Лестрейдом. Детективные похождения протагониста не особо впечатляют, но, тем не менее ведут к цели.
Интригой с ребенком, держащейся весьма долго, приоткрывающейся тяжело и неохотно. Делающей из союзников врагов, ставшей причиной смерти многих могущественных существ.
Эрго. Фентези, любопытное африканским антуражем и героями, но чрезмерно велеречивое и местами излишне натуралистичное.
Сложности простых чисел, или Опасливый оммаж царице наук
Студент математического факультета Кэмбриджа Эдвард Брукс слыл среди сокурсников гением. Не зря. Парень действительно был одним из лучших умов своего поколения. Вот только его старый преподаватель заболел Паркинсоном, а с новым, профессором Маллиндером, отношения не очень складывались.
Тем паче после того, как Маллиндер узнал тему исследования, над которым работал Эд. Поиск алгоритма простых чисел, с помощью которого теоретически можно взломать любой цифровой код. Узнал и будто сошел с ума, напрочь запретив Бруксу заниматься этим «бредом».
Тем временем сотрудница АНБ, занимающаяся слежкой и выявлением ученых, чья работа потенциально опасна, замечает, что в Кэмбридже происходит что-то неладное. И, вполне вероятно, она отыскала ту самую «опасную» работу.
А в Ираке после взрыва газа обнаружили старинное подземное помещение, в оформлении которого, похоже, использовалась непонятная последовательность числовых рядов.
Триллер с гениальным математиком в качестве главного героя? После шикарных «Игр разума» такого с ходу не припомнишь. Любопытно.
Не сказать, что у постановщиков получился шедевр, но интересные моменты в сериале имеются.
Начинается Prime неторопливо и спокойно, радуя нас пасторальной Англией, мелькающими на бумаге циферками, погруженными в работу учеными, исследованиями, пафосными речами и умными мыслями. Вскоре градус событий начинает повышаться, проскальзывают параноидальные намеки, все чаще применяются ракурсы съемки «взгляд со стороны». Напряжение растет, потихоньку вплетается в дело знатный саспенс. Даже рисование непонятных математических закорючек подано с изрядной долей тревоги. А там и до экшена недалеко. Target отнюдь не боевик, скорее триллер, но пару недурно поставленных сцен с активным действием нам обеспечат.
Добавляют остроты флеш-беки из прошлого еще одного гениального математика, постановщики даже используют красивое переключение и слияние времен (прием, отлично показанный в Призраках и Женщинах), жаль применяют его очень скупо.
Недурно вышла конспирологическая часть. Мало того, что нас опять пугают опасностями цифровой эры. «Когда создадут ключ, способный открыть любой цифровой замок — начнется хаос». «Безопасность (которая сама по себе иллюзия) – исчезнет!». Нас ждет: «мир, в котором нет секретов». «Все цифровое уязвимо для атак» (нецифровое, значит, неуязвимо). «Математики самые опасные люди на планете». Ух! Аж мурашки по коже. Вдобавок демонстрируют поразительно заботливого Большого брата в лице АНБ, следящего за каждым нашим шагом, как на работе, так и на улицах, или в святая святых – наших жилищах. Все для блага народонаселения, само собой, ведь есть «ученые, чья работа потенциально опасна» (имеют, значит, потенциал стать опасными, как те же мужики, каждый из которых потенциальный насильник, ведь потенциал есть). Постоянно звучащие из репродукторов фразы о том, что видеонаблюдение и запись ведется исключительно для вашей безопасности. Кто бы сомневался, ради его безопасности загоним народное стадо в стойло.
АНБ трудится не покладая рук, причем не столько в Цитадели демократии, сколько в старушке Европе. Доступ к камерам на каждом шагу, на всех континентах, легкий поиск любого субъекта, благодаря тем же камерам и вышкам телефонной связи, доступ к полицейским базам. Кто у нас тут самые опасные, математики? Или есть другие претенденты?
Нам предъявят несколько могущественных сил, гоняющихся за работой Брукса с разными целями. Некоторые скрываются в тумане до последней серии, некоторые — не те, чем кажутся изначально. Восприятие намерений парней, охотящихся за ГГ, меняются на протяжении сериала несколько раз. Интрига со злодеями (и теми, кто просто использует зло во благо) запутана знатно.
С пафосом разве что перебор – «речь о нашем выживании, мы сможем всех защитить». Как-то поотвыкли мы в последнее время в триллерах от такого градуса патетики.
Приятно выглядит оммаж математике и ее адептам, верящим, что «знания — высшая ценность».
Работающим, дабы «разгадать загадки природы». В передовом отряде современной науки своими исследованиями жаждущим «перейти горизонт, узнать, что по другую сторону черной дыры». Сюда же примыкает линия Багдада, символизирующая связь времен, восхищение теми, кто стоял у основ науки. Жаль, почему-то о греках в данном ключе герои не вспоминают, полностью отдавая пальму первенства арабам, что не есть правда.
Однако. В восхищении математикой звучит опасливый нюанс. Постановщики поднимают любопытную моральную дилемму насчет моральности царицы наук. Существует ли «чистая» математика, или «в этом мире нет ничего чистого». Можно ли заниматься исключительно наукой, не обращая внимания на то, как будут использоваться твои исследования. Дело ли творца бдить и прикидывать риски, или он не несет ответственности за то, в чьи руки попадет его творение. Диссертабельная тема, кстати.
Главный герой (Вудалл )
Не идеален, но вменяем. Типаж юного «безумного ученого». Неловкий, застенчивый левша, всегда спешащий неведомо куда. Увлекающийся, погружающийся в работу с головой в любом месте, где настигло вдохновение. Обладатель непременного блокнота, куда записывается все: от чисел и расчетов до результатов наблюдения за птицами. Гей, не знакомый с понятиями вежливости и политеса. Естественный в реакциях как животное какое-то. Не признающий авторитетов («Ньютон нес чушь, не понимал сути природы»). Гениальный математик, не пользующийся телефоном, считающий компьютеры слишком медленными. «Умело абстрагирующийся от окружающего хаоса через математику». Рационалист, «видящий цели, невидимые для остальных». Считающий математику чистым искусством, жаждущий найти истину, считающий ее не плохой и не хорошей. Знающий, что он не такой как все. Воспринимающий числа как близких друзей. Одинокий, в сложный отношениях с отцом.
Перед Вудаллом стоит непростая задача показать работу гения, процесс творения. Выходит прилично. По сравнению с этим «Баба Яга в тылу врага» и прочие триллеро-экшеновые моменты — и вовсе плевое дело. Да и развитие образа вышло на «ура».
Вторая по важности роль у Тэйлы (Суинделл). Юная программерша, наблюдательница из АНБ, заметившая нескладухи в Кэмбридже и вихрем ворвавшаяся в жизнь Эда. Еще одна вольнодумица, считающая, что знает все лучше всех. Приверженка идеи о «большой ответственности», считающая, что ученым надо более внимательно подходить к своим творениям. Перенесшая жуткую трагедию, которой сама стала причиной. Живущая с давящим чувством вины.
Из второстепенных работ выделяются:
Андреа (Кнудсен). Бодрая доктор философии, профессор, востоковед, историк и переводчик. Со своими фотографиями ставшая спусковым крючком многих важных событий.
Джейн (Плимптон) — фея-крестная Тэйлы, а заодно крупная шишка во французском отделении АНБ. Разрывающаяся между заботой о безопасности девицы и долгом, требующим применять решения пожестче.
Эндрю (Лойд) – «кавалерия» из АНБ. Холеный сноб, везущий из Америки вино во Францию!!! Вот уж у кого сомнений ни на грамм.
Ну и как не отметить две географические локации, откровенно украшающие сериал.
Вне конкуренции тут Кэмбридж. Панорамы зданий университета с его изысканной архитектурой.
Огромная столовая с высоченными потолками. Бюсты на каждом углу. Лужайки, на которых нельзя играть в футбол (!). Многодесяти (или сто)летний плющ, оплетший все стены. Совместные ужины преподавателей и студентов (как в Поттере, право слово). Черт, тут даже грабители на велосипедах!
Багдад c его арабскими особенностями тоже смотрится неплохо. Многолюдие городского муравейника. Минареты видные практически с каждой улицы. Колоритные уличные музыканты. Белье на крышах. Контраст золотых куполов и обшарпанных многоэтажек. Вентиляторы на потолках в кафе (кондеры? Нет, не слыхали). Непривычной формы чашки в кафе. Колоритно.
Эрго. Небезынтересный конспирологический триллер, строящий интригу вокруг математики (и математика).
Режиссер: Брэйди Худ
В ролях: Лео Вудалл, Куинтесса Суинделл, Сидсе Бабетт Кнудсен, Марта Плимптон, Стивен Ри, Гарри Ллойд, Фра Фи, Али Сулиман, Сергей Онопко, Джейсон Флеминг
Сотрудник секретной службы Ксавье Коллинз гордился своей карьерой. Немногие чернокожие могли похвастать должностью старшего агента, охраняющего самого Президента США. Ксавье даже ловил за своего босса пулю. Но после переезда в элитный городок для богачей, уберечь президента не смог.
Коллинз пытается разобраться, кому была выгодна смерть босса, тем более в сложившихся неординарных (крайне неординарных) обстоятельствах. Выясняя, что большинство замешанных в деле имеют в шкафу парочку скелетов. А наделенные властью господа традиционно ведут свою мутную игру.
Неоднозначный сериал, со старта вызывающий ассоциации с кучей проектов от Сосен до Убежища или работы Нолана. Во многом вторичный, но способный порадовать парочкой любопытных ходов.
Сперва о приятном.
Постановщики уделяют массу внимания прошлому. Флеш-беков много, они на диво уместны, гармонично переключают времена, расставляя триггеры, манки, перебрасывая по ним в воспоминания протагонистов, создавая отдельную полноценную линию прошлого. Многие сцены из былого продолжают ранее увиденные эпизоды, заполняя лакуны, восстанавливая происходящее, рисуя непрерывные картины, нарезанные ломтиками и расставленные в настоящем. Например, последние сутки президента и то, что привело к трагедии, мы увидим полностью, но не сразу.
Некоторые серии делают акцент на определенных героях, знакомят с ними поближе, через флеш-беки раскрывают их прошлое, внутренний мир, мотивацию.
В результате второстепенные персонажи оказываются более яркими и близкими зрителю, чем главный герой.
Вне конкуренции тут президент в исполнении Марсдена, с которым мы плотно познакомимся во флешах. Уже давно не встречал настолько обаятельного героя. Кэл Бредфорд буквально лучится харизмой, с первого взгляда располагает к себе, изображая практически идеального политика. «Прогрессивный южанин, верящий в устаревшие стереотипы», кто сказал расист? (вот только чернокожая любовница не слишком подходит под это определение). Избалованный парень из богатого рода, юморист, любитель рок-музыки, фанат баскетбола, порой ведущий себя как ребенок, изрядно побухивающий, не слишком оглядывающийся на правила общения. Старающийся быть порядочным человеком. Пошедший в политику не по своей воле и ненавидящий свою жизнь. Иллюстрирующий вечную проблему отцов и детей. Испытывающий знатный кризис среднего возраста. Отличный образ. Очень жаль, что не он тут на первом плане.
Следующий недурной персонаж второго плана, на этот раз из разряда антагонистов.
Синатра (Николсон ). Женщина, самостоятельно добившаяся самых звездных высот. Властная бабень, способная «построить» кого угодно, включая самых отмороженных убийц и самых хитрых богатеев. Пережившая жуткую утрату, сломавшую жизнь и разрушившую брак. Мать, готовая на что угодно ради своих детей. Жестокая, беспринципная стерва, для которой нет невозможного.
Также можно упомянуть Билли (Биверс). Сотрудник секретной службы с темным прошлым.
Габриэллу (Шахи) – психоаналитика президента, функционал которой гораздо шире, чем просто оказание психологической помощи.
Да парочку из следующего поколения – сына президента и дочь ГГ.
А вот и наш главный герой. Ксавье (Браун). Из семьи пилотов, одними из первых чернокожих, пробившихся за штурвал самолетов в сегрегированном обществе. Обожающий авиацию, но из-за слабого зрения не имеющий возможности пойти по стопам отца. Безэмоциональный, упорный приверженец правил, всегда поступающий правильно, несмотря ни на что.
Сперва Браун кажется натуральным представителем рода «дуб — дерево хвойное», еще и специфическое строение черепа не позволяет особо активно пользоваться мимикой. Но со временем оказывается, что Стерлинг все же не совсем «буратино», способен выдавать качественные эмоциональные сцены, которые могут постоять за его лицедейскую честь.
Но если подытожить, актерских подвигов от этого проекта ждать не стоит. Крепкий сериальный уровень, до лидеров короткого метра, привлекающих лицедеев из большого кино, или воспитывающих Бабу Ягу у себя в коллективе , далековато.
Вторым приятным моментом становится интрига с виновником убийства. Нам подкидывают ложных подозреваемых, регулярно запускают теории, касающиеся потенциального злодея. Как детективо-триллер «Рай» в порядке.
Можно отметить пару нежданчиков, приходящих обычно под занавес серий, вспомним хотя бы ход с «самым больным ублюдком».
Не преминут постановщики поиграться в конспирологию и теорию заговора. Затронуть экологические, расовые, психологические проблемы. Поговорить об угрозе жизни на Земле благодаря действиям ядерных держав. Подтянуть элементы антиутопии (большой брат следит за тобой!) и борьбу одиночки (ну не совсем) против системы. Поразмыслить о людской натуре, заявив о том, что здоровая социальная жизнь хорошо, а нездоровая – нехорошо (Капитан Очевидность с нами!).
Теперь о недостатках. О них без спойлеров не выйдет, посему будьте готовы.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Постапокалиптическую составляющую проекта создатели сериала вяло скрывают аж одну серию, причем отпуская достаточно намеков даже в первые 40 минут.
К сожалению, на этой ниве сказать ничего нового у ребят не вышло. Постап бюджетный и шаблонный, большинство аспектов мы уже видели («банально, Хоботов»)
Тут вам и убежища для богачей с их обслуживающим персоналом (разве что некоторые особенности поселения порадовали, как вам упорные попытки сделать все как в обычном американском городишке, воссоздание звуков насекомых, универсальные пейджер-ключ-кредитка-браслет в одном лице или медиа-холл с дисками и кассетами, кассетами, Билл! ). И попытки социальных перемен. И стремление вылезти наружу. И коварные кукловоды-власть имущие, педалирующие тупенькую идею: «Мы все скроем… чтобы что?» Вот все прям ломанутся из сытого, теплого убежища на мороз, искать вчерашний день. Ага, щас!. Но как можно было, имея в распоряжении всю президентскую рать, провтыкать жену ГГ?! В одной из серий нам ответят на этот вопрос, заодно показав день Конца света: саму катастрофу мы почти не увидим (пенензы у проекта ограничены), но реакцию Белого дома, и людей которые там собрались на апокалипсис нам покажут. Волнительно.
Да и основная интрига с убиением президента несуществующей страны не кажется особо интересной.
В общем, на ниве фантастики Paradise слабо состоятелен.
Эрго. Конспирологичный антиутопический триллер с хорошо продуманными, удачно расставленными флеш-беками и шаблонно-невнятной фантастической оберткой.
Режиссер: Ханель М. Кулпеппер, Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Стерлинг К. Браун, Джеймс Марсден, Крис Маршалл (II), Джулианна Николсон, Сара Шахи, Николь Брайдон Блум, Ришар Робишо, Рафаэль Кабрера, Эдди Диаз
Глубочайший провал в земле где-то в богом затерянной глуши, на границе цивилизаций Востока и Запада. Туман, вечно клубящийся в ущелье. Две башни по его сторонам: Западная и Восточная, обитателям которых крепко-накрепко запрещено общаться друг с другом. Два снайпера в башнях, обслуживающие и управляющие защитным комплексом из пулеметных точек, мин и заграждений. Комплексом, рассчитанным не против людей с другой стороны. И не для того, чтобы не дать посторонним попасть в ущелье. А для сдерживания того, что может появиться из земных глубин. И уничтожить человечество.
Но однажды система дает сбой. Людской фактор, кто бы сомневался. И теперь лишь от двух стрелков в башнях: мужчины и женщины, не пожелавших оставаться безликими винтиками, зависит, чем завершится история смертельно опасного ущелья, тянущаяся десятилетиями.
Истории любви одна из наиболее популярных тем для литературы и кинематографа. Количество банальных мелодрам, забывающихся сразу после финальных титров, исчисляется тысячами. Но были и неординарные ленты, надолго остающиеся в памяти. Тут вам и забавы со временем. И космические приключения). И посмертие). И шпиономания. И боевики.
Именно с последним поджанром решили скрестить постановщики свою историю большой любви. Жирно полив ее соусом из фантастики, хоррора и постапа.
Сперва поговорим о чувствах и тех, кто их воплощает.
Протагонисты у нас любопытные. Во-первых, оба махровые убивцы с персональными кладбищами за плечами, причем не только во славу родины (так себе отмазка, если честно), но и на частной наемничьей ниве. Очень мило смотрятся завязка знакомства с демонстрацией талантов и профессиональные беседы о рекордном выстреле. Во-вторых, не имеют близких (папа самолично себя вычеркнул), жутко одиноки, и в принципе, готовы завести роман с кем угодно. А поелику выбора, сидючи в ущелье не густо, романтический финал неизбежен.
Активной стороной сперва оказывается Драса (Тейлор-Джой ). Именно ей принадлежит инициатива установления контакта и прочие брачные танцы. Образ проработан слабенько (как и Ливай, впрочем), но некоторый шлейф все же имеется. Папа, некогда трудившийся на КГБ и явно ставший первопричиной выбора девчонкой столь неординарной профессии. Ранняя смерть матери. Моральные терзания по поводу собственноручно устроенных покойничков. Не густо, но лучше чем ничего.
Аня традиционно очаровательна и естественна.
Ливай (Теллер) попервой кроме томных взглядов на красотку через ущелье (вуаеризмом попахивают эти ваши стеклянные, насквозь прозрачные вершины башен) ничем не отличается. Но затем все же вспоминает о том, что именно мужчине по классике надлежит быть активным началом.
Его путь к Ущелью тоже довольно банален. Опять отец, научивший оглоеда стрелять и передавший ему талант к этому делу. Служба в морпехах, вылет на гражданку по наводке военного психиатра. Бонусом — любовь к поэзии, попытки самому стать виршеплетом. Кошмары прилагаются. Экие у нас убивцы с тонкой душевной организацией.
Теллер держится молодцом, но партнерше в актерском междусобойчике все же уступает.
В целом любовной линии – зачет. Тут вам и флирт на расстоянии, и юморные моменты, и общение жестами или в эпистолярном ключе, и шахматы по переписке, и зарождение эмоциональной близости, и взаимные спасения. Разве что эротики пожалели.
Кроме парочки любовничков можно упомянуть еще Злую тетку в исполнении Уивер. Введена явно, чтобы не оставлять нас вовсе без людского антагониста, и времени имеет «децел», но посмотреть на Сигурни даже в тех двух с половиной сценах что ей отвели, приятно.
Да природа традиционно «рулит», выступая третьим отнюдь не лишним в здешнем немноголюдстве. Горные вершины, вековечные леса, показанные нам во все времена суток. Особенно радует туманное ущелье, добавляя изрядно инфернальности и саспенса.
Теперь о фантэлементе, навевающем воспоминания одновременно о «Аннигиляции» и Last, и получающем развитие после экватора картины.
К логике этого самого элемента присматриваться не советую: «бред, причем нерифмованный». Но свое предназначение шила в тухесе героев исполняет исправно. Сюрпризы, регулярно поднимающиеся к ним в гости (как они там расплодились в таких «промышленных» количествах?). Любопытный дизайн «сюрпризов» (все же грибными коллегами слишком попахивает) и прочих фантасмагорических обитателей ущелья (а тут уже привет от творения Гарленда). Нагнетание беспокойства. Откровенные элементы хоррора, вступающие в дело во время путешествия нашей парочки (Затерянным миром и Сайлент-хилом повеяло). Регулярные и обильные перестрелки. Оригинальные методы спасения (джип — форевер). Динамика в ленте на уровне, да и напряжение поддерживается умело. Еще один зачет. Разве что линию с возможным заражением талантливо слили в унитаз.
Эрго. Простенький, вторичный, но задорный микс мелодрамы с зомби-боевиком и хорроро-триллером.
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Майлз Теллер, Сигурни Уивер, Сопе Дирису, Уильям Хьюстон, Сачин Бхатт, Йожеф Талош, Саманта Кохлан, Алессандро Гарсиа, Грета Хансен, Адам Скотт-Роули, Ноэль Анита
1352. Королевство Арагон. Умирающий великий инквизитор королевства назначает преемником доминиканца Николаса Эймерика. Тому нужно не только добиться подтверждения своего назначения у судьи-хустисьи, архиепископа и короля. Но и разобраться в таинственных событиях, происходящих в городе. А их тут хватает.
1990-е годы. Чертовски активный молодой человек Маркус Фруллифер заявляет, что проработал и развил теорию новых элементарных частиц – пситронов, благодаря которым люди могут творить чудеса. А также создавать космические корабли, способные мгновенно попадать в любую точку пространства. И даже времени.
2194. Один из пситронных кораблей отправляется в путешествие к иной планете, которое идет не совсем так, как планировалось.
Еще один цикл итальянца Валерио Эванджелисти — автор до мурашек атмосферного Мага, одного из лучших «путешествий во времени» наравне со Ртутью, Именем и Башней.
Роман любопытный, но не столь удачный, как история Нотрдама. Эванджелисти создал книгу, совместившую историческое полотно, сайнс-фикшн, элементы фентези и хоррора (вспоминается отличная работа Флинна).
Перед нами, как вы уже заметили, три отдельные линии, сходящиеся в общее полотно далеко не сразу.
Первая – арка Фруллифера, перегружена научными (и псведонаучными) терминами: подход вовсю использующийся тем же Уоттсом. Маркус с удовольствие читает обширные лекции о пситронах, и чтобы разобраться в его построениях, нужно вдумчиво пересмотреть текст не один раз. Сдабривает энто дело наш герой сексуальными фантазиями на уровне 15-летнего пубертатного подростка. И нелегким моральным выбором. Выходят эдакие научно-эротически-этичные интермедии.
Вторая (единственная от первого лица) – полет пситронного космического корабля «Мальпертюи». Тут мы уже видим теорию Фруллифера в действии. А точнее наглядно приобщимся к нюансам космических перелетов с помощью пситронов. Нюансам, о которых мы параллельно читаем в теоретических выкладках Фруллифера. Эта арка становится мостиком между первой и третьей, превращая книгу из двух отдельных повестей (намеки на общую картину присутствуют и в арке 1352 года, но почти до финала это лишь намеки) в законченный роман.
Третья – центральная по объему текста: собственно приключения инквизитора.
Николас несет крест профессии чуток мягче, чем некоторые коллеги по цеху (как-то Глокта или Маддердин, которые львы – животное мудак), но до продвинутого Курта ему далеко. Хотя манера работы предшественника, опирающегося в основном на пытки, доминиканцу не слишком нравится, Эймерик готов убивать, и для достижения цели может приказать устроить настоящую кровавую баню.
ГГ пережил чуму, не терпит проявления физических недостатков, обладает замкнутым характером, не любит публичности, его нервируют людные места и толпы. При этом — отличный манипулятор и лжец, умный мужик, не гнушающийся никакими средствами, умело пользующийся ошибками других, тщательно собирающий, использующий информацию, внимательно наблюдающий за реакцией собеседников, делающий верные логические выводы, составляющий хитрые планы (пресловутое «инквизиторское коварство» – это про него), способный откорректировать планы по ходу дела, положиться на интуицию. Не будь парень фанатиком («церковь должна навязывать свой порядок!»), цены б ему не было.
Тут же нас ждет погружение в быт королевства Арагон середины 14 века, с его смесью культур, от мусульман и иудеев до христиан. Мавританским кварталом, залитыми отбросами улицами, прилюдными казнями, и трупами, качающимися на площадях. Черной смертью, унесшей тысячи жизней и продолжающей собирать свою гниющую плату. «Терками» между францисканцами и доминиканцами. Монастырским бытом, противостоянием короля и дворянства (здешняя аристократия упорно и успешно сопротивляется монаршьему самодурству). Нюансами организации и работы инквизиции. Нежданчиком с личностью антагониста.
Однако: при всей атмосферности, особенности устройства королевства поданы дидактично и не слишком акцентировано. Опять же, «Маг» в этом отношении сильнее.
Тут же автор поговорит о разнице между язычеством и христианством, излишней твердолобости, догматичности, непримиримости поклонников Христа («они как пьяные от счастья.., что я говорил, вот она работа дьявола!).
-Противостоянии между холодным разумом и природными инстинктами.
-Отличии женского и мужского подхода к жизни.
-Силе, которую имеет общая молитва, прочие массовые слияния умов и даже один-единственный человеческий разум.
-Богах и вере, о том, на что способна эту самая вера и откуда могут появляться боги.
Напоследок подытожу претензии к роману.
-Манера Валерио выдавать информацию обширными «простынями». «Маг» в этом отношении был интереснее.
-Долгое и неторопливое сплетение общей канвы. И если общность первой и второй видна сразу, то третья кажется инородным телом добрую половину книги.
-Излишняя перегруженность терминами линии 90-го.
Эрго. Любопытный микс разных (порой противоречивых) поджанров Страны фантазии. Недурно, но есть нюансы.