| |
| | |
| Статья написана 28 сентября 2014 г. 20:07 |
Из коллекции Юрия Шевелы ( киевский музей космонавтики и фантастики ):
|
| | |
| Статья написана 26 сентября 2014 г. 14:08 |
"Прошу детей простить меня за то, что посвятил эту сказку взрослому. В своё оправдание скажу, что мой взрослый друг понимает всё на свете, даже детские книжки. Если же это меня не оправдывает, я посвящу её тому человечку, каким был в детстве мой взрослый друг, ведь все взрослые были сначала детьми, только мало кто из них помнит об этом". Итак, в книжном царстве, музыкальном государстве жила-была Хранительница Традиций, десятилетняя АреЛ, дочь искусной танцовщицы и поэтессы ИлатаН. Поскольку у неё была такая должность, ей интересно было узнать, чьи традиции лучше. И она отправилась в путешествие по планетам. А затем, по прошествии двух лет, мы слушали её рассказ об этом путешествии. На первой планете жил физик и лирик — писатель РимидалВ. Это был талантливый и честный писатель. Совесть ему не позволяла писать конъюнктурные книги. Поэтому его издавали редко и малыми тиражами. Нет, решила она, не могу позволить себе роскошь быть писательницей. Я ведь ещё юная, и хочу стать известной личностью. На второй планете обитал АвалС, человек без определённого рода занятий. Ничего примечательного в нём не было, кроме того, что был несколько раз женат. А сейчас, наверно, удачнее прежнего, поскольку его пока ещё терпят. "Если мы чего-то не понимаем, это не означает, что его не существует", — вздохнула она. Но я хочу выйти замуж удачно — раз и на всю жизнь. На третьей планете она встретила серьёзного делового человека аКилаВ.Он даже не поднял головы, чтобы взглянуть на неё. Здравствуйте, сказала она ему. А у вас погасла сигарета. — 2 + 3 = 5; 5 + 7 = 12; 12 + 3 = 15. Здравствуй. 15 + 7 = 22. 22+ 6 = 28. Некогда прикурить. 28 + 5 = 33.Ох. Всего 622 733. — А чего, 622 733? — Что? рассердился он.Ты ещё тут? Я деловой человек, мне не до болтовни. — 622 тысячи чего? переспросила наша принцесса, которая никогда не отступала, пока не получала ответа. — Икринок, конечно же, строго из-под очков посмотрел на неё КилаВ. Его работой было подсчитывать количество икринок, мальков, оптимальные сроки и места нереста рыб. Нет, обиделась она, не хочу быть такой, как этот КилАв. На четвёртой планете, которая была меньше остальных, она застала фонарщика ЯирЮ. Он зажигал звёзды, чтобы они светили людям. Образно говоря, это было его хобби — помогать людям. Он рассуждал — если в эпоху повального Интернета всё ещё читают книги и слушают муз. диски, значит "это кому- нибудь нужно ". И его работа стала увлечением, и наоборот. Я ещё поразмыслю над этим, сказала себе она. На пятой планете стоял огромный, как баобаб, но добрый малый МискаМ.Этот заядлый спорщик "с любой властью был в принципиальных разногласиях", а также исповедовал теорию древнего философа: Колебаться, ни в чём не быть уверенным и сомневаться. Несогласна была она: это ж так всю жизнь можно провести в колебаниях и в неуверенности. А я хочу жить мудро, спокойно и твёрдо знать, что хочу. На шестой планете жил учёный-энциклопедист АшёЛ, который писал большие исследования и малые диссертации. Он утверждал, что "НоталП мне друг, но истина дороже". Оживлялся при упоминании имён БК и ВСВ. Однако, нет, подумала она. Так вся жизнь уйдёт на исследования, т.к. путь познания бесконечен, но ведь "многия знания таят многия печали", а я хочу быть вечно безмятежной, красивой и молодой. После завершения путешествия АреЛ вдруг вспомнились строки из любимой маминой рок-оперы "СовА и АнонЮ", в финале которой АтичноК ожидала возвращения мужа 25 лет, что в наше время — настоящая фантастика : "Расформированное поколение, мы в одиночку к истине бредём". И вот, во втором десятилетии своей жизни, нашей АреЛ предстоит, для правильного выбора жизненного пути посетить и такие планеты: астероид АнЯ, где фея, по-детски воспринимающая жизнь, будет читать стихи и рисовать драконов; планету АнаскО, застенчивая хозяйка которой будет учить её профессиональной фотосъёмке; метеорит АшатаН, где скромная спокойная искательница привьёт ей безукоризненный художественный вкус и введёт её в мир изобразительного искусства, вышивки и дизайна; болид Амид, со светлым взглядом и мудростью не по годам; метеор ЯилЮ, которая талантливо разит недоброжелателей и завистников не в бровь, а в глаз, но предельно гостеприимна к хорошим людям; небесное тело РогИ, лирический герой которого будет рисовать ей барашков, слонов и удавов, а также разгадывать головоломки школьной программы; звезду ГелО, владелец которой, проницательный и храбрый звёздный корсар, будет её телохранителем; метеорный поток ИкузираМ, входящий в "Леониды,которые вернутся к Земле", покажет вызывание звёздного дождя, основы фермерства и собственноручно сделанный ветряк; двойную звезду, на которой неразлучные сыромоноеды АшиМ и АниН научат её "выжидать на крыльце дома, пока Жёлтая Река пронесёт мимо поверженного врага"; созвездие Павлина, в котором вместе с АнилоП и ЛеваП, она может научиться играть на музыкальных инструментах, сочинять песни на свои стихи, уединиться в Домике в деревне сугубо для занятий творчеством — правда, это уже в другой галактике; двойная туманность, в которой яркие звёзды СилендеМ Кентавра и ЯтсаН Лебедя научат достижению гармонии в природе и в походе; комету АнёлА, где светлая и романтичная волшебница, претворяя фантастику в действительность, возьмёт её на создание Витаполиса в духе Ноогена, и поведёт её по "Звёздной тропе" с "Силой любви" на поиски Неоланты. И тогда, мы предположим, что АреЛ предстоит найти ответы на следующее: кому посвящена сказка, захочет ли она быть похожей на кого-то из жителей небесных тел, или возьмёт у них отдельные черты, или пойдёт по собственному пути? А может, её привлекут способности и черты характера поклонницы испанских танцев и поэзии темпераментной ИлатаН, которая обучала её хореографии, пению и стихосложению на своей домашней планете? АВТОРСТВО — результат коллективного творчества участников клуба https://sites.google.com/site/locmanfanta... — примерно 16 человек. На презентации в клубе ни один персонаж не обиделся. Источники цитат: Сент-Экзюпери, Маяковский, Пиррон, Ильф и Петров, Аристотель, Экклезиаст, Вознесенский, Бердник, Короткевич, Конфуций, Андрей Константинов (Нооген). На современном языке, оказывается, это — "фанфик по "Маленькому принцу" А. де Сент — Экзюпери. Прошу прощения у Громовицы Бердник. Только сегодня, 5 мая 2011 г., начав читать книгу её отца "Пути титанов" ( 1959 г.) обнаружил, что предполагаемые мной имена двух персонажей впервые прозвучали в ней. Это первичное ( в замысле ) Лиахим ( в реале заменено на Ашим ), и вторичное Римидал ( моё первичное — Ядолов , заменённое на Римидалв). Правда, у Олеся Павловича оно подразумевает Ладимир (языческое древнеславянское), а у меня Владимир (и древнеславянское, и современное). Лингвисты называют эти превращения слов "анаграммами".
|
| | |
| Статья написана 24 сентября 2014 г. 12:52 |
Корабль Арго (лат. Argo Navis) — большое историческое созвездие южного полушария, одно из 48 созвездий в атласе Птолемея. Названо в честь легендарного корабля аргонавтов. Ныне не существует. В середине XVIII века французский астроном Лакайль разделил созвездие на три части: Киль, Корма и Паруса. Буквенные обозначения Байера звёзд остались прежними: α, β, ε и η Корабля Арго стали α, β, ε и η Киля, γ и δ Корабля Арго стали γ и δ Парусов, ζ Корабля Арго стала ζ Кормы, и т. д. Созвездие Компас, введённое также Лакайлем, находится на месте, где изображалась мачта Корабля, но обычно не считается частью Корабля Арго. На Викискладе есть медиафайлы по теме Корабль Арго (созвездие) https://commons.wikimedia.org/wiki/Catego... https://goo.gl/V8l7a9 Арго́ (др.-греч. Ἀργώ, др.-греч. Ἄργος, от имени А́ргос (Арг или Аргей)) — в древнегреческой мифологии — легендарный корабль аргонавтов, на котором те в XIV веке до нашей эры отправились в переход через Эгейское море и пролив Босфор в Черное море к побережью Колхиды. Упомянут в «Одиссее» (XII 72). Получил имя от своего зодчего. https://goo.gl/jwBasc В рассказе С. Григорьева "За метеором" (1932) фигурирует уже космический корабль "Арго". Аргонавты – в древнегреческой мифологии, участники похода на корабле «Арго» за золотым руном в страну Эю (или Колхиду). Первым воспел их поход Пиндар, наиболее подробно о путешествии аргонавтов рассказывается в поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика». Слово «аргонавты» в наше время стало нарицательным и, как оказалось, особенно востребованным в научно-фантастическом жанре. Одним из первых обратился к определению «аргонавты» один из родоначальников современной фантастики, Герберт Уэллс, когда писал «Машину времени». Первый вариант этого произведения был озаглавлен им «Аргонавты времени» или «Аргонавты хроноса» (1888), причём машина для перемещений в 4-м измерении называлась... «Арго Времени»! Второй раз — когда написал рассказ "Аргонавты воздуха" (1895) http://fantlab.ru/work9529. А также и другие, менее известные авторы http://fantlab.ru/search Символист Андрей Белый в небольшом рассказе, который так и называется — «Аргонавты» (1904) http://fantlab.ru/edition85369 переплетает современность и будущее, сворачивая в клубок принципы науки и стремления литературы: «Оба мчались к морю. Аргонавт, вертя тростью, высказывал свои планы: «Буду издавать журнал «Золотое руно». Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем – Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце». И далее: «Немало ходило толков о громадном заводе «Междупланетного Общества Путей Сообщения». Здесь по плану глухонемого инженера строился огромный корабль, Арго, могущий препроводить к Солнцу аргонавтов. Энергия золотых лучей препровождалась в солнечный конденсатор. Воздушный блеск здесь переходил в жидкую лучезарность, которая дальнейшим конденсированием превращалась в золотую ковкую броню для Арго». Российская исследовательница творчества А. Беляева и В. Брюсова Анна Андриенко подчёркивает, что первоначальная редакция брюсовской НФ-пьесы «Пироэнт» (1915) называлась «Арго». В пьесе рассказывается о постройке космического корабля для полётов на Венеру и Марс (журнал «Современная драматургия» №1/2014, с.218-254) http://fantlab.ru/blogarticle31169 Биокосмист-имморталист А. Ярославский в романе «Аргонавты Вселенной» (1926) http://fantlab.ru/edition118739 отправляет на Луну реактивный космический корабль, движимый силой отдачи при «разложении радия». Встречается на нём и «заяц» – негритёнок Мукс (Антон Первушин «Битва за звёзды», т.1) http://fantlab.ru/edition21496. Известный российский теоретик фантастики и библиограф Евгений Харитонов в т.7 ПСС А. Беляева http://fantlab.ru/edition45806 приводит его авторскую статью «Аргонавты вселенной» http://fantlab.ru/work56597, из кот. следует, что редактор, при появлении в беляевском «Прыжке в ничто» живой сцены, выходящей за пределы служебной роли героев (объяснять науку с техникой) – на полях рукописи замечал: «к чему это? лучше бы описать атомный двигатель». К Владимиру Владко, в 1935-м издавшему журнальную редакцию «Аргонавтов Вселенной» (именно так), подобных претензий быть не могло. Технические подробности в романе выходят на первое место (всё же «украинский Жюль Верн»), и мало того, совершенствуются с каждым переизданием. В 1960 году в поэтическом сборнике «Вечерние паруса» известного белорусского писателя Владимира Короткевича находим «Балладу об аргонавтах» (Балада аб арганаўтах): Ў дымным трывожным агні пачаўся далёкі палёт. Рынуў ад рэчак і ніў срэбны месяцэлёт. Сігара з металу бліскучага. Востраў жыцця ўначы. Іскра зямной цяплыні: дзве жанчыны і пяць мужчын... Адбіваліся ў любых вачах светы далёкіх планет, Плыў па везле валасоў жоўты водбліск камет, І свет у вачах праступаў у ярасным сяйве нябёс... Арганаўты ў бездань ляцелі. Арганаўты абралі лёс http://coollib.net/b/234702/read#t22 Олесь Бердник (1926-2003) в http://fantlab.ru/edition62997 вспоминает, что «в сельском детстве его заинтересовали книги Владко «Роботы идут», «Чудесный генератор», «Аргонавты Вселенной», «Седой капитан», «Потомки скифов» (он имел возможность читать их в первоизданиях с 1931 по 1940 гг.). Уже через лет 30 после, в 1967 году, Владимир Николаевич подписал ему свою новую книжку http://fantlab.ru/edition47853 А в 1969-м, в повести «Покрывало Изиды» http://fantlab.ru/edition62868 (переиздание http://fantlab.ru/edition62869 ) Бердник пишет: Гей, у морі, у безкрайнім морі Плавають, плавають на хвилі кораблі. А над ними зорі, гей, стоокі зорі Дивляться, дивляться з неба до землі.. Аргонавти вільні і раби нужденні. Старанно, старанно шукають вік у вік – Ой чи є дорога тай за ойкумену, Втративши, втративши дням і ночам лік. А боги сміються, в небі бенкетують, Дивляться,дивляться на бідні кораблі, Як вони по морю сивому мандрують, Руно золоте шукаючи в імлі... Украинский писатель Юрий Смолич пишет сатирический роман с элементами «химерной прозы» – «Фальшивая Мельпомена (Пешие аргонавты)» (1928). Современный украинский поэт Микола Лукив также обращается к «Аргонавтам космоса»: Аргонавти Ніч неоглядна, безмірна, німа, Чорна, густа, нерухома, порожня. Землю покрила біблійна пітьма, В ілюмінаторах неба н ема, Тиша глуха і тривожна . Мчить корабель чи на місці стоїть? Лине униз чи здіймаєт ься вгору? Вічна у часі пустеля лежить, Білими зорями простір імлить, Крешуть о борт метеор и. Хаос і тайна. А тут, на борту, – Лад і порядок, світло і спокій. Чітко означено сенс і мету, В хащах космічних – дорогу круту, – Тут торжествує розум високий. Він прозирає за пізна ну грань, Він невситимий, нема йому спину. Важко клубочиться чорний туман, Стогне в реакторах гр ізний уран, Мисль підіймає у Всес віт людину. Руки її – на кермі корабля, Думи – під вікнами рідної хати. І завмирає в чеканні Земля, І виглядає, і кличе здаля. Сказано – мати http://www.poetryclub.com.ua/metrs_poem.p... Современную интерпретацию мифа об аргонавтах в 1973 году дал грузинский писатель Отар Чиладзе в романе «Шёл по дороге человек» https://goo.gl/wmxMmw Но вернёмся к «нашим аргонавтам» – авторства В. Владко. В издании 1956 года астроплан стартует с горы Казбек (Казбеги), расположенной в северо-восточной Грузии. К этой же горе был прикован герой другого древнегреческого мифа Прометей. Интерес писателя к древнегреческим мифам подтверждается и расшифровкой происхождения химического элемента «гелия» от имени бога солнца Гелиоса, тем более – изданием сборника «Волшебные рассказы» (1962) http://fantlab.ru/edition99811 А теперь немного остановимся на разночтениях в текстах «Аргонавтов Вселенной» Владимира Владко разных лет, когда он пишет о героях древнего мифа: 1939 – древнегреческие аргонавты в поисках золотого руна приплывают в Закавказье. 1947 – теперь в Колхиду, как называлось тогда современное Закавказье. 1952 – просто переплыли Чёрное море. 1955 – уже в Западную Грузию. 1988 – здесь — к западному побережью Грузии. Но сравнение текстов переизданий романа и попытка выяснения причин корректировки текста – это уже совсем другая история... © Вячеслав Настецкий, 2014 Выражаю благодарность за помощь в работе Анне Андриенко, Евгению Харитонову, Антону Первушину, Николаю Ковальчуку, Юрию Шевеле и двум Виталиям – Карацупе и Геныку. Изначальный вариант http://fantlab.ru/blogarticle30828 Дополненный http://archivsf.narod.ru/article/2014/art... Окончательный — этот.
|
| | |
| Статья написана 19 сентября 2014 г. 18:32 |
Как-то Николай Александрович Ковальчук попросил у меня книги для фотографирования. Я отобрал их. А он написал расписку, хоть я и упирался. Мол, книги тоже любят счёт. Теперь так вышло, что у меня эта расписка осталась как бы единственным автографом.
"...У песен счастливее судьба, чем у людей. Хороший человек, достойный человек — он очень много волнуется, нервничает, беспокоится за своих близких и помирает раньше, чем плохой. Так уж случилось — всегда "смерть самых лучших намечает и дергает по одному, — еще один ушел во тьму, непоздоровилось ему, не буйствует и не скучает..." — это маленький кусочек из моего стихотворения, посвященного Васе Шукшину, — в день его смерти я написал. Это правда, так — самых лучших намечает и выдергивает... Может быть, поэтому мы и замечаем такие потери всегда. А вот плохой человек — он дольше живет, потому что он мало тратится. А с песней — наоборот: песня, если она того стоит, может жить долго..." (Лыткарино Московской области, ДК "Мир", 03.07.80 г.) Владимир Высоцкий.
Еще ни холодов, ни льдин. Земля тепла. Красна калина. А в землю лег еще один На Новодевичьем мужчина. "Должно быть, он примет не знал, - Народец праздный суесловит, - Смерть тех из нас всех прежде ловит, Кто понарошку умирал." Коль так, Макарыч, — не спеши, Спусти колки, ослабь зажимы, Пересними, перепиши, Переиграй — останься живым. Но в слезы мужиков вгоняя, Он пулю в животе понес, Припал к земле, как верный пес. А рядом куст калины рос, Калина — красная такая... Смерть самых лучших намечает И дергает по одному, - Еще один ушел во тьму!... Не буйствует и не скучает. А был бы "Разин" в этот год. Натура где — Онега, Нарочь? Все печки-лавочки, Макарыч! Такой твой парень не живет. Вот после временной заминки, Рок процедил через губу: "Снять со скуластого табу За то, что видел он в гробу Все панихиды и поминки. Того, с большой душою в теле И с тяжким грузом на горбу, Чтоб не испытывал судьбу, Взять утром тепленьким с постели!" И после непременной бани, Чист перед богом и тверез, Взял да и умер он всерьез, Решительней, чем на экране. 1974
|
|
|