Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 октября 2015 г. 21:05

Страница с содержанием номера отсутсвует


Тэги: Беляев
Статья написана 27 октября 2015 г. 12:54

Что такое?… Что здесь происходит?… Ничего не знаю. Я фантаст. Я писатель-фантаст. Какие вокзалы?… Какие билеты?… Этим вопросом занимается жена и малолетний сын Кранц. А я фантаст. Дорогу мне. Разойдись. Я рассеянный. Могу в любой момент под трамвай.

Крупноголовые существа планеты Большой Центавр обрушили ядерные заряды на планету Цветущий Галибарс. Война миров.

Какой обмен, какой квартиры? Я подавал? Чтоб ты так жил, паразит. Что у тебя там есть? Что ты меняешь?… Отдельная? А тишина? Шум тракторов, вой ленточных пил, визг домашних хозяек, звяканье бидонов и бой посуды это мне мешает сосредоточиться. Я фантаст. Я все время у себя. Там тишина, понимаешь, Гамильтон?… Костя?… Ну, Федор, там есть цветы, от запаха которых насыщаешься. Там не надо искать женщин. Там – наоборот. Сидишь на поляне в цветах, а они тебя ищут и окликают: «Глюкентавр, Глюкентавр».

Понял, Харитон? Это значит «Где ты?», «Где ты?» А ты цветы собираешь и сидишь в юбочке и в шелковых чулочках и поешь: «Крошечка, моте-чка, мотылечек. Цветенька, метенька, голубочек».

Вчера планета Малый Центурион покрылась Дымом. Кажется, на них напали…

Кто?… Если бы я знал, я бы с тобой не говорил, я бы им помог. Я узнаю. Я не тороплюсь…

Где вы видите «Дарью»? Какая? У кого «Дарья»?… У меня в руках? Да… Я не знаю, где я ее брал. Тут где-то. Жена мне сунула. Я ее жду.

Сейчас окутался дымом Рекс, планета слабого свечения в созвездии Купера. Ну, там мне ясно. Там могучая группировка шестипалых организмов борется за власть…

Какая «Дарья»? Где я брал? Где я брал «Дарью»? Я не знаю. Наверно, там еще есть, откуда я знаю? Я фантаст. Покоя нет. Эта проклятущая «Дарья».

Черт его знает, где у вас продают порошок… Советский, советский, но я фантаст. Я международник. Я межпланетник. Два часа назад пал Гарменон, последний оплот думающих папоротников. Причем взят был обманом…

Подавись своей «Дарьей». Мне ее дали подержать, «Дарью» твою. Мылом стирай. Ты знаешь, чем Иван Грозный стирал? На реке. Бил об воду. Бил об реку, стоя по колено в воде в закатанной скуфье. И лошади рядом пили. Осторожно, красиво. И вздрагивали. И лошади и царь. И тишина. И никого… Ни мыла, ни твоих трамваев. И рыба плескалась, и девки с песнями, а сейчас они все на Центурионе, в реке Макакац…

Я идиот? А твое воображение не поднимается выше миски с этой «Дарьей»?!

Бери пакет, подавись! Не бойся меня, не бойся… Не смей бежать от меня!… Я не соблюдаю правил движения, я могу попасть под машину… А вы чего, фантаста не видели? У!… Перепугаю сейчас всех!…

Точно курциане… Но каждый из них издавал облако! Вы можете издать облако? Эй, вы, пятеро, я вам сейчас скажу, где я брал «Дарью»… А оттого, что ты меня стукнешь, ничего не изменится. Ай!… Ты что, с ума сошел? Хорошо. Я скажу. Здесь, за углом, в хозяйственном. Идите все туда. Бегом. Бегом. Но там уже ничего нет. А, ха-ха-ха-ха! Я залился сатанинским смехом. Не мешайте мне заливаться… Нет, бабушка, я не идиот. Я просто неместный, я фантаст.

А вот и жена. Моя Маша. Мой единственный переводчик. Маша, скажи им, что я не понимаю их жизни. Куда они побежали? Зачем им эта «Дарья»? Скажи им, что я фантаст… Сказала?… Они поняли?… В любом случае пошли. Я тебе нужен, Маш?… Да. Ну идем домой, Геба. Идем, моя единственная связь. Гаснет комета Когоутека.



Статья написана 26 октября 2015 г. 17:35

подписано к печати 11.08.41 г.




Статья написана 25 октября 2015 г. 20:52

"Hаучно-фантастическое произведение должно удовлетворять всем требованиям,

которые предъявляются к художественной литературе. Но сверх этого на авторе

научно-фантастического произведения лежит дополнительная нагрузка: он должен

овладеть научным материалом и умело подать его".

  "Hаучная фантастика — труднейший жанр. Жанр очень трудоемкий и требует для

каждой работы большой предварительной подготовки"

  А. Беляев

  Б. Ляпунов "Александр Беляев".




Файлы: 169696_1.jpg (479 Кб)
Статья написана 24 октября 2015 г. 23:21

"Удивительно другое — перечисляя города «Руськой земли», летописцы аккуратно пропускали Смоленск… И если бы только Смоленск — так ведь и Великий Новгород, Псков, Суздаль, Владимир, Рязань тоже не были для летописца русскими!

Как это понять? Ответ можно отыскать в той же летописи: Смоленск — это город кривичей, славянского, но все-таки нерусского племени. Можно, конечно, не соглашаться с летописцем… Но вот такой факт: сравнительно недавно, в 30-х годах XIX века, помещик Викентий Павлович Ровинский, чье имение находилось в Духовщинском уезде Смоленской губернии, сочинил шуточную поэму на языке своих крепостных и назвал ее: «Энеида, на смоленское крестьянское наречие переложенная».

Начиналась она так:

Жыв-быв Эней, дзяцюк хупавы,

Парнюк няввошта украсив;

Хоць пан, а вдався нялукавы,

Даступен, весял, неспясив…

Сегодня эта поэма под названием «Энеида навыворот» считается классикой… белорусской литературы — «Энеiда навыварат»!

А как щедро был одарен Смоленск при рождении: встал на великой реке — Днепр, на славном торговом пути «из варяг в греки», раскинулся на семи холмах, как Москва, Киев, Константинополь, Рим и Иерусалим… Но что-то не задалось.

Бывало, что смоленские князья садились на киевский престол — если сложить все годы таких княжений, срок получится немалый — 33 года, треть столетия. И все-таки смоляне чувствовали себя чужими на Руси… А в дальнейшем и вовсе переметнулись к Литве. И вышло так, что частью Руси — уже Московской — город стал лишь в 1514 году, а окончательно еще через полтора века, в 1654-м… Одновременно с Украиной!"

Зеев Бар-Селла "Александр Беляев" https://www.litmir.co/br/?b=196944&p=2

Поэт Беларуской Смоленщины.

Белорусская Смоленщина богата выдающимися композиторами, художниками, литераторами, родившимися на бедных, но плодородных на личности просторах.

Пад нябеснай сіньню глыбокаю

У жытнёвых шнурох ля ракі

Засінелісь мяжой сінявокія

У блакітных палёх васількі.

Расьсьцілалася вокал жытнёвая

Залацістая сьпелая гладзь,

Перапёлка ў ночку ліпнёвую

Адбівала ў жытох: “падзі спаць”...

І плыла навакол задуменная,

Сьветлазорная ціхая ноч.

Межань песьні насіў сьветлазвонныя

Над лугамі ў сівых туманох.

Колькі казак і песень тых марылась,

Нават нельга і ўспомніць усіх!..

Раньнем сонейка росы крышталіла,

Углядадася ў нівы, аўсы.

Нікла цемра пад сонцам праменьнямі,

Расплываўся туман ля ракі.

І сьмяяліся зноў па-вясеньняму

У жытнёвых палёх васількі.

Так умильно писал в 1927 году о родном Смоленщину человек, жизнь которого обязательно станет когда-то сюжетом романа, содержание которого должно быть сколько приключенческом, столько и трагическим.

Дмитрий Остапенко — это, пожалуй, одна из самых загадочных фигур белорусского литературы. Он родился 23 ноября 1910 г. в семье учителей в Колесников — маленькой деревушке, находящейся в Хиславичский районе Смоленской области. Уроженец Белорусского Смоленщины, он еще в детстве переехал на родину своего отца Емельян. Ровно через 15 лет после переезда Змитрака в Сяргеевку Шумячская района, там увидел свет еще один писатель и известный смоленский краевед — Михаил Лубягав, автор книги "Под Ельней в сорок первом", что делает маленькую смоленскую деревушку достаточно знаковым местом на карте Смоленского края.

В 1929 году Остапенко закончил Мстиславский педагогический техникум, учеба в котором стала для него началом творческой карьеры, ведь именно здесь появилась литературная группа «мсьциславцав» — Остапенко, Товбин, Кулешова. Змитрок, во время учебы в пэдтэхникуме, живя с Аркадием Кулешовым и Юлием Товбин «коммуной», издал свои первые стихи (1926 г.), кометой ворвавшись в белорусский литературу. После Мстислава был Минск, учеба на литературном факультете Минского педагогического института, работа в редакциях республиканских газет и журналов. В 1931-32 гг. выходят книги стихов Змитрака «К востоку солнца: Первая книга стихов», «Стране», «Возмущенные», которыми он делает себе имя молодого, подающего надежды поэта. А дальше был первый в белорусском литературы фантастический роман "Освобождение сил», первый арест, работа в Николаеве и Москве, второй арест, Сибляг, смерть храбрых в горах Словакии и воскресение в Москве в 1949-м.

Или погиб тогда поэт, умер позже, мы вряд ли когда-то узнаем. Хотя это и не очень принципиально, ведь Остапенко успел таки сделать главное в своей жизни — послужить своими ожерельями пламенных слов в пользу земле своих предков — его Смоленщине.

http://www.smalensk.org/?page_id=24

Зьмітрок Астапенка «Вызваленьне сіл» // «Маладняк», 1932.

Один из первых белорусских научно-фантастических романов. Первая часть появилась в журнале «Маладняк» в 1932 году (№№ 7, 8). В 1933 году автор арестован по делу «Беларускай народнай грамады» и получил три года исправительных работ. Едва вышел на свободу — в 1936 году второй арест. Очевидцы рассказывают, как во дворе минского НКВД горели костры, улетали вместе с дымом в том числе и рукописи, изъятые у врагов народа. Так что вторая часть романа не появилась, и вряд ли мы узнаем, как планировал автор завершить сюжет, брошенный едва ли не на полуслове. Поэтому и претензии трудно предъявлять. Текст-то клочковатый, сюжетные линии связаны на живую нитку, научно-фантастическая линия больше напоминает мистификацию, но, может, как раз во второй части и нитки были бы подобраны, и прибор разрушительной силы явился бы во всей красе, а не в виде муляжа, наскоро собранного весёлыми берлинскими студентами, и вообще всё засверкало бы? Кто знает...

http://fantlab.ru/work359526

https://fantlab.ru/blogarticle25942

****************************************************** *******

"Лишь однажды и лишь в одном произведении он упомянул свой родной город:

«Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу город был опоясан старинными зубчатыми стенами кремля с высокими башнями. Над всем городом царил огромный пятиглавый собор.

— Днепр!.. Смоленск!.. Наша первая остановка!..

Аэроплан пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром.

Позавтракали и пустились в дальнейший путь»[8].

[8] Беляев А. Человек, который не спит // Беляев А. Голова профессора Доуэля. М.; Л., 1926. С. 113.

Вот и всё упоминание — мимолетное! А ведь в городе этом он не только родился, но провел целых 30 лет своей жизни!.."

Зеев Бар-Селла "Александр Беляев" https://www.litmir.co/br/?b=196944&p=2

Теперь уже дважды:

http://az.lib.ru/b/beljaew_a_r/text_1941_...

****************************************************** **************************

Мнение московского исследователя, кфн Коренькова Александра:

Посмотрел pdf-ные №№. Судя по редакционной практике, постоянные авторы печатаются всегда унифицировано. Для "Костра" 1930-1941 гг. везде — А.Беляев, С.Маршак. Если бы, полагаю, был "другой "А.Беляев", то его имя "развернули" бы или в крайнем случае дали б со вторым инициалом (иначе можно нарваться на скандал с постоянным автором)...

Т.ч. гипотеза вполне оправдана. "Костёр" №8 вышел в первых числах сентября (5~6).

****************************************************** ***************************

коллега visto:

Отправлено 9 февраля 07:29  

Моя версия: рассказ, скорее всего, принадлежит перу А.Р. Беляева.

Мои аргументы: Из письма С.А. Беляевой ко мне от 2 февраля 1987 г., в котором цитируется письмо А.Р. Беляева Всеволоду Борисовичу Азарову от 15 июля 1941 года (см. также: С. Беляева. Новое о Беляеве. Газ. "За знания" (Комсомольск-на-Амуре), 11 июня 1987. С. 4; Зеев Бар-Селла. Александр Беляев. М. 2013. С. 362):

"...Дорогой Всеволод Борисович! Благодарю за письмо.

Поблагодарите и Вашу жену, которая уведомила меня о Вас.

О темах, о которых Вы пишите, я подумал в первую очередь и написал такой рассказ "Черная смерть", — подготовка фашистскими учеными — (неудавшейся) бактериологической войны. Послал в газету "Красная Звезда" — вернули. Послал в "Ленинград" (журнал — Вс. Азаров), вернули под тем предлогом, что "Ленинград" будет теперь выходить раз в месяц, при том же объеме. Но ведь, если бы подошло, это не мотив. Кетлинская писала мне, что для бюро оборонной печати при С.С.П. нужны "зарисовки", "портреты героев" и т.д.

Но, пока, я не могу это делать. Я пришел к выводу, что сейчас научная фантастика пока не ко времени, не звучит: внимание поглощено не тем, что может быть, а тем, что есть.

Возможно, что немного позже научная фантастика и пойдет. Думал о темах из эпохи Отечественной войны 1812 года, но не хватает материала, да и с "историками" (очевидно имеются в виду писатели, пишущие на исторические темы — Вс. Азаров) мне не тягаться.

Никогда не сетовал на свою инвалидность, а теперь досадно. Вот Ю. Гусев, моих лет, еще в народное ополчение записался.

Дочь все лежит. Вчера хоть удалось положить гипс на ногу. Бабушка (теща) совсем плоха, — сердечные припадки от жары, духоты и забот.

Но надеюсь, что все поправится. Только бы мне скорее найти свою линию. Хотя писать трудно: жара и на меня действует расслабляюще, да много времени приходится отдавать дочери.

Крепко жму руку. А. Беляев".

https://fantlab.ru/forum/forum14page1/top...

Последний стул с возможными бриллиантами, т.е. биографической справкой — журнал " Ленинград", Лениздат, 1941, №18 – с.7

Версия авторства: А.Р. Беляев (16.03.1884 — 23.12.1941)

Контрверсия авторства: ....?


Тэги: Беляев



  Подписка

Количество подписчиков: 92

⇑ Наверх