Юрий Коваль «Самая лёгкая лодка в мире»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Приключенческое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Если ты с детства мечтал стать морским волком, если ты чувствуешь, что засиделся на берегу и тебя тянет путешествовать, то что же делать?
Может построить лодку и уйти в плавание, прочь от большого города?
Конечно!
Но для этого нужна самая лёгкая лодка в мире.
Повесть представляет собой значительно переработанный рассказ «Плавание на одуванчике» (1977).
Первая публикация: Коваль Ю. — Самая лёгкая лодка в мире. Повесть-сказка. // Пионер, 1983, №№9-12.
В конце года Ковалю за повесть был присуждён диплом имени А. П. Гайдара журнала «Пионер».
В 1988 году сборник «Самая лёгкая лодка в мире» 1984 года был удостоен «Андерсеновского диплома» — почётного диплома Международного совета по детской книге для писателей.
По словам Леонида Сергеева: «Лодку» Коваль писал (по его словам) десять лет и, насколько я помню, в первых вариантах не было ни плавающих покойников, ни летающей головы, ни желудей, когда героя зацеловывает Клара (это он вставил позднее).
Входит в:
— журнал «Пионер 1983'09», 1983 г.
— журнал «Пионер 1983'10», 1983 г.
— журнал «Пионер 1983'11», 1983 г.
— журнал «Пионер 1983'12», 1983 г.
— сборник «Самая лёгкая лодка в мире», 1984 г.
— сборник «Опасайтесь лысых и усатых», 1993 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 20 ноября 2014 г.
Я так привыкла за последнее время к тому, что отличные вещи обычно бывают еще и очень сложными и серьезными, что первое время не знала, как воспринимать эту повесть. Было очень тревожно и как-то авансом грустно за героя: как он, бедолага, по заснеженной Москве носится с этой своей идеей постройки самой легкой лодки, добывает из какого-то подвала бамбук и потом с ним мыкается. Так и чувствовалось, что все обернется очень грустно, большим человеческим крушением, и внешне будет ничего не заметно, но мы-то знаем, как оно бывает изнутри с глупыми мечтами. И вообще это чудо, самое волшебное и фантастическое во всей повести: что все задуманное получилось. И построил лодку, и поплыл на ней, и увидел тайное Багровое озеро, и дальние деревни со странными жителями, и всякую мистическую нечисть, и друзья все оказались там же. Очень быстро приходит понимание, что повесть ни полраза не реалистичная, хотя фантастичность в ней тоже очень специфическая, такая необязательная. Голова деревенского деда летает, но могла бы и не летать — на сюжет это, собственно, не влияет, зато создает удивительный антураж.
Вообще это показатель отличной литературы — когда по прочтении тебе хочется и самому немедленно оказаться в описываемом окружении, в данном случае — отправиться в поход в какую-нибудь глушь, где природа, никого людей и можно воображать себе каких угодно чертей, странных рыб и местное хлебосольное население с удивительными способностями.
Это просто чудо, как у Коваля сочетаются приключенческий реализм и мистика, и кажется, что все так и должно быть. Это такой реализм детального сна, когда от обилия деталей начинает кружиться голова, и уже в самом простом подозреваешь что-то сомнительно-мистическое, зато откровенная мистика как раз сомнений не вызывает. Под конец все окончательно перемешивается, но с московских треволнений происходит очень важное изменение: чем дальше в дебри, тем больше крепнет ощущение безопасности, что ничего плохого не случится ни с героем, ни с кем, несмотря на все.
А еще у Коваля изумительный язык, очень точный и очень смешной. Я толком и не знала-то этого автора, и только под конец сообразила, что это он же написал обожаемого мной с детства «Васю Куролесова». Хотя «Лодка», пожалуй, даже лучше: идеальный образец повести для любого времени и возраста.
Пешком домой, 20 декабря 2021 г.
Думаю, это одна из тех книг, жанр которой очень трудно классифицировать. Магический реализм? Сказка? Философская притча? Скорее всего, ничего из перечисленного. В канве повествования ярко переплетаются быль и небыль, тонкая ирония и гротескные образы, порою проникнутые абсурдным юмором или даже элементами чего-то пугающего и потустороннего. Чудесное тут охотно соседствует с чудаковатым, а люди, на первый взгляд, обыденные, оказываются как минимум сказочными персонажами, а как максимум, полумифическими персонажами легенд. К «Самой лёгкой лодке в мире» нельзя отнестись равнодушно, её можно либо принять и полюбить от чистого сердца, либо испытать конфуз и непонимание с первых же строк и отложить её до лучших времён. Но те, кто всё же отважится отправиться в путешествие, не пожалеет о принятом решении. Главное, на этом непростом и тернистом пути «остерегаться лысых и усатых», а также не забывать смотреть на всё «краем глаза».
strannik102, 6 октября 2022 г.
Сказка ложь, да в ней намёк…
Написанная в 1984 году повесть, как мне кажется, и в самом деле выделяется из стандартного литературного ряда тех лет. Со скоростью метропоездов сменяются генсеки, идёт афганская война, зреет опухоль разложения как наверху, так и в низах, возникает смутное ощущение «отягощения злом» (так точно сформулированное братьями Стругацкими), а писатель Юрий Коваль вдруг делится с читателями мечтой и сказкой.
Нет не просто мечтой и сказкой, а Мечтой и Сказкой. И мечта-то вроде самая простая — сделать самую лёгкую в мире лодку и поплыть на ней, ибо всегда мечталось о Море. Однако вот поди ж ты, Коваль сумел так выпестовать эту мечту и так подать её читателю, что к моменту старта немудрёной экспедиции читатель уже и сам готов стать вперёдсмотрящим или рядовым матросом, да и даже простым гребцом, лишь бы взяли на борт.
А вот дальше начинается Сказка. Однако не вдруг и не сразу, а исподволь, постепенно, сначала лёгкими штрихами-набросками очерчивая свои сказочные абрисы и контуры, а затем терпеливо и неспешно наполняя получающиеся фигуры и образы цветом и светом, ароматами и вкусами. Причём сказка-то у Коваля не какая-то там волшебная, а именно что совсем нашенская, русская, народная, русалочья и ведовская, эпическая и этническая. Однако и сказка эта так искусно вплетена в естество реала, что заметить присутствие такой сказки мог только Юрий Коваль, а ведь на самом деле стоит только приоткрыть душу (не ум, а именно душу) и повнимательнее присмотреться, как и сам сумеешь и заметить эту сказку, и впустить её в себя. Или себя в неё. Объединиться с ней в одно целое и так и продолжать жить.
K3K, 22 декабря 2023 г.
Хорошая книга. Начинается повествованием о исполнении мечты героя — иметь самую легкую лодку в мире — а заканчивается фантасмагорией и буффонадой. Почти продолжение «Суер-Выера» (или начало?). Поход к мечте оказался сложным, как у героя, так и у капитана-фотографа. В какой-то момент персонажи попадают в сказку, и тут завертелось... Очень хорошо написано, очень.
technocrator, 31 марта 2020 г.
Смешанные впечатления. С творчеством Коваля, кстати, лишь совсем недавно начал знакомиться. Нечастый случай, когда вроде и плохого нельзя сказать, но автор просто «не мой» по стилю...
Сама завязка с мечтой горожанина о водном путешествии завлекает. Многие эпизоды и отдельные моменты прям отличны. И cоздание лодки, и плавание по таинственным заросшим озёрным протокам-«макаркам»... Часть диалогов смешны, язык приятен. Запомнилось «чтоб понять, что такое «борьба борьбы с борьбой», надо много страдать, много думать» )))
Но чем дальше, тем больше укуренного сумбурного сюра, что портило и смазывало впечатление. И не то чтоб я против магреализма, и, опять же, некоторые яркие штрихи и забавные мысли попадаются. Но, имхо, вышло подзатянуто и просто ну с абсолютно лишними кусками. Уверен, вместо этого можно было включить побольше захватывающих реалистических деталей (возможно, творчески обработанных), которых у любого настоящего туриста найдётся.
В целом, нельзя пожалеть, что прочитал, вещь самобытная и, видимо, многим приходится по вкусу.
KindLion, 2 августа 2020 г.
Наслушавшись восторженных откликов Марины Москвиной в ее Учись видеть. Уроки творческих взлетов, я, в предвкушении от знакомства с творчеством нового для себя писателя, выбрал книгу Юрия Коваля, что называется, «потолще».
Выбрал и… ошибся. Точнее, ошибся сначала не я, а составители этого сборника. Ошиблись в том, что под одну обложку упрятали разноплановые вещи. А именно: в эту книгу, помимо двух сборников рассказов автора, – «Листобой» и «Чистый Дор», включили еще и повесть «Самая легкая лодка в мире».
И «Листобой», и «Чистый Дор» — сборники небольших очаровательных рассказов о природе, о простых людях, живущих в небольшой лесной деревушке. В этих рассказах Коваль предстает перед читателем как Мастер, виртуозно владеющий словом, как человек, бродяга и отшельник по натуре, бесконечно любящий природу, искренний, чуткий, внимательный.
Повесть же «Самая легкая лодка в мире» — она другая. И о другом. Начало этой повести – прекрасная зарисовка из жизни московской богемы в брежневские (?) времена. Жизнь главного героя, «не случившегося моремана» течет себе ни шатко-ни валко в каменных джунглях до того самого дня, как пришла ему в голову идея – построить самую легкую лодку в мире и отправиться на ней… куда? да и сам он не знает… не важно куда – лишь бы плыть, лишь бы плыть, лишь бы плыть.
Мечта, возможно, так и осталась бы мечтой, если бы через десятые руки, по большому «блату» (а в те, теперь почти былинные, времена так «доставали» все – от колготок до колбасы) не попал главному герою в руки пучок длиннющих бамбуковых жердей. И понеслось – опять же через знакомство и десятые руки нашелся в подмосковье мастер, превративший несколько бамбуковых жердей в двухместную лодочку…
И поплыл наш главный герой со своим случайным знакомым по случайному маршруту к случайной цели. Путешествие среди болот среднерусской возвышенности, чьи пейзажные портреты прекрасно дает нам Коваль, он решил здорово разбавить замысловатыми фантасмагоричными сценами. И вот это-то мне категорически не понравилось! У меня создалось полное впечатление – что автор начинал писать одну книгу, а заканчивал – другую. И так и не смог решить, какую же, в результате, он хочет написать книгу. Повесть «Самая легкая лодка в мире» метафорически похожа на какого-то египетского бога – человек с головою собаки. И совершенно непонятно – чего в этом существе больше – человека или собаки. Египтяне худо-бедно с такими богами жили, но православной эстетике, как мне кажется, подобное геносмешение глубоко чуждо.
===================================================
Совершенно неожиданно этот отзыв получил очень интересное продолжение. В последнем абзаце я поумничал, сочинив метафору про человека с головою собаки. При этом утверждал, что православным такая эстетика — чужда. И что же оказалось? Оказалось, что я был не прав! Ибо были в православной иконографике люди с головою собаки, были! Вот они, доказательства — https://pravoslavie.ru/48431.html
За наводку, а также — за внимательное прочтение моего отзыва — огромное спасибо нашему коллеге ааа иии
Podebrad, 16 февраля 2017 г.
Думаю, не стоит искать в этой повести особый смысл. То есть, он вроде бы имеется, и можно его искать, и можно даже найти, но не нужно. Пропадёт всё обаяние книги. Лучше отключить голову и наслаждаться знакомством с внезапно открывшимся миром. Миром, где инфантильность естественна, абсурд реалистичен, а реальность фантастична. Плыть на «Одуванчике» по загадочным протокам и не менее загадочным озёрам, ожидать появления Папашки, смотреть на говорящие ладьи, раков-рыцарей, летающие головы и летающие руки. Понимать, что ничего плохого случиться не может, несмотря на все зловещие предсказания. Получать удовольствие от самой лёгкой сказки.
anagor1, 1 декабря 2012 г.
Книга Юрия Коваля – про лодку, про самую легкую лодку в мире. Она, впрочем, именно так и называется.
И еще эта книга — про людей, которые плывут в лодке, и про людей, которые в нее, к сожалению, не поместились. И про мир, который вокруг этих людей.
Про лодку есть еще Джером К.Джером. Они чем-то схожи, две этих книжки. Книги-улыбки. Только у Джерома улыбка открытая и добродушная, ироничная и даже ерническая. А у Коваля улыбка вышла как бы немного стеснительная и чуточку грустная. Но очень светлая. Ни капли кича, ни толики фальши.
Книга написана языком доброго сказочника. Язык у Коваля просто потрясающий!! Простой и в то же время удивительно гармоничный. Живой. Лучшего я не встречал.
Да, это самая легкая книга в мире. И если когда-нибудь вам будет очень тяжело – всякое ведь бывает, правда? – так тяжело, что острое желание жить затупится, вера в добро пошатнется, и одолеет глупый душевный мрак, возьмите с полки книгу про лодку, про самую легкую лодку в мире. Даже не надо перечитывать, просто подержите в руках. И, может быть, станет чуть легче.
Потому что это Настоящая книга. Очень-очень светлая. Прочтите ее обязательно!
Frigorifico, 19 февраля 2011 г.
Очень светлая и добрая книга, которую мог написать только человек с очень чистой и ясной душой. Любые эпитеты здесь неуместны. Если еще не читали — читайте. И вы все поймете сами.
P.S. «С детства я мечтал иметь тельняшку и зуб золотой» Ну разве можно не влюбиться в книгу, которая начинается ТАК?:love:
horseman, 18 февраля 2011 г.
Прекрасная повесть, помню её ещё по публикации в «Пионере». Очень ковалёвская — самобытная, полная интригующих мелочей и при этом совершенно нездешняя. Описывает ли автор город (мне почему-то казалось, что это Питер, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что Москва) или деревенскую глухомань — такое ощущение, что этот город и эта деревня существуют в каком-то другом, параллельном мире, и автор, должно быть, немало в этом мире прожил, раз знает о нём так много подробностей.
Ну и таинственное путешествие присутствует, куда же без него. Плавание на магически построенной лодке по волшебным водам заколдованных озёр...
sssalex, 27 июня 2014 г.
О маленьком уме в большом мире. Человек как слепой ощупывает слона и каждый раз открывает удивительно «сочные» подробности — аж дух захватывает! Маленькому существу лучше не выходить из дома, и дом превращается в лодку, настолько легкую, что способна уклониться от любой неприятности.
Теряя страх перед окружающим (есть же Лодка!), вспоминая изначальную любовь к Миру, человек сталкивается с субъективностью восприятия, чуждостью мотивов просто знакомых и даже(!) друзей. На каждое высказывание найдется противодействие в душе и делах.
Как быть? Любить, расширять душу, не говорить прямо (путешествовать и писать чудесные книги)
?
iv.amor, 23 июля 2014 г.
Небольшая ошибка в описании: первая публикация была не в «Пионере», а гораздо раньше — в «Мурзилке» (упоминают 1977 год). И это не удивительно, ведь Юрий Иосифович был членом редколлегии этого журнала... Не уверена, что здесь приветствуются пруфы на сторонние сайты — интересующиеся могут погуглить по запросу «Книгу эту я впервые прочёл ещё в детском саду в 1977 году, когда она была опубликована в журнале «Мурзилка», а автору поста предлагаю просто поискать в библиотеке или дать запрос в редакцию журнала — если архивы сохранились, установить факт не составит труда.
Dentyst, 8 апреля 2011 г.
По горячим следам, оставленным на волнах мирового океана «Лавром Георгиевичем» под командованием бессмертного и бессменного бравого Суера-Выера я снова решил отправиться на поиски неизведанного, на поиски мест, где не ступала нога человека.
В начатой «Самой лёгкой лодке в мире» нога человека не ступала в Подмосковье. Странное место для путешественников-первопроходцев — исхоженное и изъезженное вдоль и поперёк пространство вокруг столицы...
Да ещё и путешествовать-то на чём-то романтичном нужно. Но вопрос со средством передвижения решился на удивление просто, хотя и с определёнными сложностями, которые ещё более подогрели в героях повести (и во мне) желание подышать вольным ветром.
Уникальная лодка была готова, выбрано место (по слухам девственное), и началась феерия. Да-да, именно она. Без бананово-лимонных Сингапуров, без островов сокровищ и пиратов с акулами, герои пережили такие приключения, что не в сказке сказать, ни пером описать.
Хотя пером описать Юрию Ковалю всё же удалось. Прекрасно нарисованные картины привычной, узнаваемой родной природы представлены как вполне романтически-возвышенный антураж для невероятных, хотя на первый, поверхностный взгляд и ничем не выдающихся приключений. Когда читал повесть, покрывало обыденности, повседневности становилась перед моим внутренним взором всё тоньше и прозрачнее, открывая потаённую начинку, которая непременно присутствует в окружающем, делая всё вокруг таинственным, притягательным, полным неясным туманным смыслом.
Эк это я загнул. Прям как будто «Алые паруса» рецензирую. А на самом-то деле, не отказываясь ни от одного написанного слова, скажу — более простой и наивной книги я, наверное, и не припомню. Чистые чувства, чистые помыслы, чистые стремления героев, такие редкостные в наши дни, делают и самого читателя (пусть даже и на время) чище, добрее. А тонкая ирония текста ещё и поднимет настроение.
Рекомендую всем любителям хорошей литературы, которые не гонятся за драйвом и экшеном, а умеют радоваться тихой и спокойной повседневной красоте, которая незримо окружает нас.
prouste, 16 мая 2011 г.
Читал сразу после «Суер-Выер» и,как ни странно, «Лодка» понравилась больше. Я ее в детстве читал и кое-какие моменты припоминал, но впечатление сейчас повесть произвела большее. Симпатичнейшее произведение из двух разных частей. Первая часть- такая городская повесть про чудаков, где есть и некоторый Петруша и художник-милиционер, а манера изложения — от лица нерефлексивного персонажа мне более всего напомнила Искандера(«Детство Чика», например). Странствия на лодке, встреча с фантомами, мороками, Папашкой и его лжедвойниками совершенно изумительны. В сцене про лысых и усатых чувствуется Хармс, а в описании макарки, рыбалки, ловли раков Коваль передает подлинное чувство радости от сопричастности к природе, умеряя излишний пафос иронией.
«Солнце и окунь — это ведь всегда счастье, и как давно этого не было в моей жизни» — у кого не так?.
Ну и к началу: «Суер-выер» — эффектная броская вещь, очень смешная, основанная на эстетике соленого алкогольного драйва. «Лодка» — более уютная, душистая и деликатная вещь, в которой, к слову , пьют только чай на среднерусской полосе и едва ли это лишь потому, что повесть публиковалась в «Пионере».
kkk72, 22 февраля 2011 г.
Юрий Коваль — автор странных, ни на что не похожих историй. Вот и эта повесть начинается как романтичная, но вполне реалистичная история о тяге главного героя к странствиям, о его необычной мечте, продолжается как своеобразный квест по российской глубинке, а заканчивается как самая настоящая фантасмагория, пиршество сюрреализма. Потрясающе яркие образы и меткие, сочные фразы. Странные, необычные, запоминающиеся персонажи. Завораживающие картины природы. Совершенно необычный сюжет. Полное отсутствие какого-либо внятного финала. Все это — «Самая легкая лодка в мире».
О чем эта книга? О человеке, у которого есть мечта? О столь редкой ныне интеллигенции со всеми ее достоинствами и недостатками? О зыбкости грани между реальностью и фантастикой? Наверное, каждый читатель может найти в повести Коваля что-то свое. Тем она и хороша. В первую очередь обратить внимание на эту книгу стоит романтичным читателям с развитым чувством воображения.