| |
| Статья написана 26 апреля 2017 г. 21:31 |
Коллега witkowsky: В переписывании романа Беляева "сознавался (не раз) дипийский писатель Виктор Афонькин (писавший фантастические романы под псевдонимами Виктор Эфер (Ефер) и Иво Има), о чем см. в переписке Д. Кленовского. Беляев, Александр Романович — Властелин мира / Беляев, Александр Романович, . — Мюнхен : Родина (М.), 1947. — 174 с. : мягк. пер. ****** Янішевський, М. Останні дні штурмфюрера (Його ім'ям) [Текст] : кіно-роман / М. Янішевський, К. Яворський. — Аугсбург : ПУ-ГУ, 1948. — 136 с.: іл.
Яворський, К.. Навздогін за ворогом [Текст] : повість / К. Яворський, В. Росович. — [б. м.] : [б.в.], 1947. — 75 с. — (Бібліотека пригод на суходолі, на морі і в повітрі) Яворський, К.. (І. (В) Росович — псевдо Віталія Бендера Навздогін за ворогом [Текст] : повість / К. Яворський, В. Росович ; мал. К. Кузнецов. — [б. м.] : [б.в.], 1947. — 75 с.: мал. — (Бібліотека пригод на суходолі, на морі і в повітрі) Макс Філіо (латиною — син Філіпа) — /псевдонім не розшифровано/. По той бік можливого. повість., фант. бойовик. часопис Крила (США) 1952-1954 Балко Юрій (псевдонім Юрія Чапленка (Чаплі) , сина письменника Василя Чапленка (спр. — Чапля). Гай Володимир (спр. Коспірук). Шукачі блакитних перлів (?) С. Ордівський, Б. Полянич ( спр. Г. Лужницький) Трилогія (ф.ел.- ?): Багряний хрест, Срібний череп, Чорна ігуменя — б-ка Говерля. 1959; Богдан -Навчальна книга. Замок Янгола Смерті — ф. ел.; Перша ніч (?) 1928, Товариші успіху (?) 1929 — містичні елементи в усіх повістях. Кімната з одним вїодом. 1931, Годинник з надбитим склом. 1933, Гальо! Гальо! Напад на банк. 1935, Стріл у ночі. 1936 Львів, вид-во Івана Тиктора, 0-313. 1950, Генерал W. 1951 він же під псевдою Р. Сенечільський — Марево війни. 1928. Львів Я. Бохенський. Тайна Червоного Посольства. 1956 Г. Журба. (псевдо — Гемень Жмурко). Доктор Качіоні. 1943. Українське вид-во. Краків; часопис Вечірня Година В. Дончак (псевд. Віталія Бендера). Марко Бурджа. Ріміні. 1946 З. Дончук (псевд. — Кость Богданів). Праця і нагорода. Філадельфія. 1973 (ф. — ?) З. Дончук. Гнат Кіндратович. 1957, Море по коліна. 1961, Ясновидець Гері.ф. 1965. Філадельфія, Шалом, Месіє!. ф. 1974 — тетралогія. https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B... Золотий дощ [Текст] : роман — трилогія / Павло Маляр. — Toronto, Ontario, 1965 . Кн. 1 : Чайка. (ф.)- 1965. — 125 с. Д. Гуменна. Золотосінь (про Ю. Яновського) — див. Ігор Костецький (спр. — Іван Мерзляков). День святого. Історія ченця Гайнріха. Відбулося за вісім хвилин. — див. Ростислав Кедр (спр.- Іван Манастирський). Гомункулюс (драм. поема на зразку Фавста) http://esu.com.ua/search_articles.php?id=... Джерела: Б. Романенчук, Л. Залеська-Онишкевич, Г. Костюк, Ю. Шевельов, А. Вешелені
|
Тэги: Ефер, Афонькин, Гай, Коспірук, Ордівський, Лужницький, Полянич, Сенечільський, Балко, Макс Філіо, Росович, Яворський, детектив | | |
| Статья написана 25 апреля 2017 г. 19:29 |
С давних пор под покровом вечности, среди неподдающегося измерению и учету пространства веков, на перекрестной грани четырех встречных ветров, как на перепутье четырех дорог, в могучих объятиях седого гиганта Океана,—как дитя в люльке, качался остров. Вечно прекрасный, вечно зеленый, убаюканный никогда не смолкающей песнею юных Океанид, среброкудрых, изумрудных дочерей старика Океана. Остров назывался островом Четырех ветров.
Его целовали, резвясь, шаловливые волны — дети Океанид. Плескались и ласкали, прижимаясь к нему влажным телом и нашептывая чудесные сказки о неизведанных еще чарах, о неразгаданных еще тайнах, о сокрытых сокровищах, о волшебных силах. Ему улыбалась проникновенной глубиной недосягаемая лазурь всегда открытого над ним кристального свода. Его обнимало никогда не остывающим пламенем, жгучей страстью пылавшее солнце. Под расплавленным золотом горячего дыхания солнца, как в пылающем горниле, недоступной человеческому представлению, от начала веков неутомимо работающей кузницы, меткими ударами исполинского молота в многоопытной руке искусного Вулкана,— выковывался вечный нерушимый союз солнца с островом. Золотым широким поясом, как обручальным кольцом, плотно обхватывало солнце остров. И трепетала земля под жгучим объятием. И растворялась в неутолимой жажде творений. И раскрывалась пышной, прекрасной, изнеженной, никогда не увядающей, вечно юной, вечно новой, вечно жаждущей,— очарованной и чарующей Ледой. Много казалось островов, и больших, и малых, на обширном зыбком лоне Океана. Живуч и плодовит был старый Океан. Немало всяких чудес и диковин извергала из себя его утроба. Но драгоценнейшим из его сокровищ, лучшей жемчужиной его короны, достойнейшим венцом его творческих исканий — был остров Четырех ветров. Недаром так нежили и лелеяли его Океаниды, и золотой сетью послушных лучей, как в клещах, держало его в своих объятиях страстное солнце. От того остров этот был богаче и лучше, чудеснее и ярче, красочнее и цветистее других. Все цвета солнечного спектра отражались полностью в том, что рождала земля острова. В'ся красота миров существующих и воображаемых, все, что создала жизнь с момента своего зачатия, вся роскошь блаженных дней рая, вся цельность усиленной многовековой созидательной работы, жадных творчества, алчных жизненности, ненасытных, неутомимых сил,— все было здесь. Все было могуче I сильно. Все было разнообразно и обильно. Были и люди. Было их много. И были они так же различны и так же удивительны, и цвет кожи их носил на себе печать жгучих лобзаний солнца. Над людьми царил царь, крепостью и мудростью своей, превзошедший всех царей, всех существующих дотоле миров. Мудрость царя не имела себе равной от начала веков. Она вмещала в себе все, что могла дать многовековая мудрость мира со дня его создания. Вся древняя мудрость, созданная и познанная людьми с сотворения мира, все, что было рождено мудрейшими из мудрейших, и то, что еще было сокрыто от проникновенного познания живых существ, было для владыки острова понятно и открыто. Покорна была ему премудрость веков, перед которой, как воск от огня, таяли великие тайны Вед и древних папирусов. Покорно было ему небо. Покорны были ему глубокие тайны морей. И не было для него ничего сокрытого и тайного, как не было для него ничего недоступного и невозможного. Дно морское было для него так же изведано и знакомо, как палаты его собственного дворца, и все великое, полное чар и чудес подводное царство, признавало его своим властелином. Из своих изумрудных хранилищ выплывали к нему вереницей окруженные игривой толпой сверкающих волн стыдливые белогрудые жемчужины и, обнажая свою ослепительную грудь, предлагали ему самые ценные дары своих сокровищниц. Из глубины темно-агатовых низин простирали к нему свои причудливые, лапчатые, узорные ветви целые девственные леса крово-красных кораллов. Все обитатели морей, высшие и низшие, приносили ему ежегодно обильную дань. И бил ему трезубцем, как челом, сам могучий властитель морей. А из заоблачных владений всесильный громовержец спускал к нему целые колчаны золотых стрел и посылал к нему на службу своих искусных стрелков. Царь ладил с небом и с морем, вступал в союз с солнцем и с ветрами, спорил со смертью и с богами. И был он могуч и всесилен. Сила его равнялась его мудрости. Все живое на острове трепетало его. Все народы острова были ему подвластны. Много разных народов покорил он на своем веку. Много других островов подчинил своей власти. И был он^всюду победителем, потому что в своих многочисленных войнах прибегал к помощи сил надземных и подземных. От многих войн обильно была' полита кровью земля острова и продолжала поливаться кровью, так как народы, привыкшие к войнам, не могли уже без них обходиться! Царь поощрял эти войны, потому что в них видел торжество силы и разума. Обилие пролитой крови и жертв не печалило царя. Он знал, что гибнут только слабые. А жизнь слабых была ничтожна в его глазах. Он признавал только величие и силу. Он был слишком велик, чтобы жалеть о ничтожном и слабом, — слишком мудр, чтобы сокрушаться о малом. Сердце его, тронутое величием, не знало жалости. И не допускал он, чтоб можно было жалеть о том, что в глазах его не стоило жизни. У царя была дочь, прекрасная и нежная, как белая жемчужина. Царь любил ее без ума и ничего для нее не жалел. Но среди блеска клокочущей радости жизни царевна жила одинокой, печальной, прозрачной и хрупкой, как девственная лилия. Она никогда не улыбалась. Глаза ее были так глубоки и загадочны, что сам царь отец не мог вынести их продолжительного упорного взгляда. И казалось ему, когда царевна на него так смотрит, что он при всей своей силе и мудрости перед ней — не что иное, как столб пыли на солнце, готовый разлететься от малейшего движения ее губ. И все-таки он любил ее, одну ее, больше себя, больше жизни. И казалось ему, что если бы вдруг кто-нибудь вздумал отнять у него дочь, от всей его мудрости и всего его величия осталась бы на самом деле только горсть пыли, и ничего больше. Не знал царь, чем развеселить свою дочь. Устраивал зрелища, ристалища, игры, осыпал ее драгоценностями, подарками, ласками. Царевна становилась все печальнее и прозрачнее, и глубже, и проникновеннее был ее взгляд. — Дочь моя, — сказал ей, наконец, однажды царь. — Отчего ты никогда не улыбаешься? Отчего радость никогда не посетит тебя? Может быть, у тебя есть скрытое желание? Нет такого твоего желания, которого бы я не выполнил. Нет той радости, которую бы я не доставил тебе. Нет того сокровища, которое бы не делал для тебя!? — Отец,— отвечала царевна,— я знаю, ты добр и милостив! Я знаю, ты велик и мудр! Я знаю, ты силен и могуч и нет для тебя ничего невозможного. Я верю в твою несокрушимую волю. Я преклоняюсь твоему всесветлому разуму. Я дивлюсь твоим чудесным творениям. В твоем царстве царит сила. В твоем царстве блещет разум. В твоем царстве господствует власть. Но нет места в нем слабым и малым. В твоем царстве — всепожирающая пасть поглощает все то, что не может противиться. У кого нет пасти, тот должен пасть. У кого пасть больше других, тот пожирает всласть.Отец, отец! Разве ты не видишь, что твои народы, как лютые звери, пожирают, истребляют друг друга? Отец, отец! Я, плоть от твоей плоти! Я, частичка твоего сердца! Я, атом твоей души! Я, крупинка твоего светлого разума! Я, капля твоей крови — разве я могу быть весела и счастлива? Разве я могу избрать радость в подруги жизни. Отец, отец! Ты ищешь меня утешить! Вот мое утешение: построй мне башню высокую, высокую, всю прозрачную, хрустальную до самых пушистых, жемчужных облаков. Я буду день и ночь сидеть в той хрустальной башне на самом верху. Буду сидеть там и смотреть, и караулить. Когда увижу я где-нибудь войны, междуусобицы, кровь, буду срывать клочья белых облаков и забросаю ими тех, кто будет воевать. Я взмолюсь вольным ветрам, и они поднимут песок с четырех морей и засыплют глаза воюющим. Я умолю золотое солнце — и оно закроет для них источник света. Отец, отец! Я буду караулить день и ночь! Отец, построй мне хрустальную башню! Острову твоему ты подаришь мир, славу, а дочери твоей вернешь радость жизни! Задумался царь, запечалился. Не нравилась ему затея царевны. Совсем было хотел ей отказать,— но так посмотрела на него царевна, что все похолодело у него внутри. Созвал царь лучших зодчих со всего острова. Повелел им строить для царевны караульную хрустальную башню, чтобы верхом своим упиралась в самые белоснежные облака. Дал им три дня сроку. Чтоб в три дня была построена башня. Повеселела царевна. Принялись зодчие за работу. Закипела работа. Застучали молота. Засверкали на солнце хрустальные грани башни. Засияли всеми переливами самоцветных камней. Ходит царь, похваливает. Смотрит на царевну, радуется. К концу третьего дня, с последним лучом солнца, наложили последнюю грань на верхний край крыши. На заре, в ту же ночь, должна была вступить царевна в башню. Собрались все, двор и народ, зодчие и войско. Ждут царя. Ведет царь царевну. Белый туман стеной стоит. Ничего за туманом не видно. Подал царь знак. Заиграла музыка, затрубили рога. Разошелся туман. Диву дивятся все. Смотрят, не верят. Нет башни. Как не бывало. Место, как ладонь, а там, где стояла башня, словно струйка белого дыма курится, прямо так вверх, к облакам. Разгневался царь. Кликнул зодчих. Спрашивает. — Где башня? — Не знаем,— говорят. — Вы строили? — Строили. — Где же? — Не знаем. — Казнить всех! — закричал. Побелела пуще прежнего царевна. Бросилась в ноги отцу: — Смилуйся! — Нет,— говорит,— милости. Не будет им милости. Колдовством меня одолеть хотят! Казнить! — казнили. Пуще приуныла царевна. Стал сзывать царь новых зодчих. Повелел им в три дня построить башню. Построили, кончили. Краше, богаче первой вышла башня. Любовался царь. Робко смотрела царевна. Собрались все, был туман, подошли, стал расходиться туман, разошелся. Нет башни. Как не бывало. Точно не строили, одно белое облачко, точно струйка тонкая, прозрачная. Вышел царь из себя. — Куда девалась башня? Кто смеет меня ослушаться? Нет той силы, которая бы отказалась мне служить. Призываю в свидетели силы небесные и земные! Люди эти ничтожные хотят быть мудрее меня. Я разрушу их колдовство! Казнить! Побледнели зодчие. Помертвела царевна. Грознее тучи стал царь. Казнили зодчих. Новый клич кликнул царь. Новых собрал зодчих. Повалились зодчие в ноги царю: — Не вели, государь, строить. Не выстроить нам башни. — Ваше дело,— говорит царь.— Не будете строить — казню. Плохо выстроите — тоже казню. Стали строить. Старались изо всех сил. Молились, призывали на башню всех добрых духов-охранителей. Пропала башня. Пропали и зодчие. Не выходила царевна из терема. Снился ей в ту самую ночь чудный сон. Будто стоит она высоко, высоко, на самой вышке хрустальной башни. А кругом все облака белые, жемчужные, воздушные. И говорят ей облака: — Ты, голубица кроткая, светлая, чистая! Вот мы построили тебе башню высокую, хрустальную. Приходи в эту башню, когда не будет для тебя места на острове. Не жди хрустальной башни от твоего отца. Не построить ему для тебя хрустальной башни. Нет у него для этого рук чистых, бескровных. Много было пролито крови на острове. Много оставила она следов несмываемых. Хрусталь твоей башни прозрачен и светел, не терпит он нечистого прикосновения. Проснулась царевна. Поспешила к царю отцу. — Прости меня,— говорит,— отец. Много народа погибло из-за меня. Открыли мне во сне силы небесные, что не построить тебе той башни хрустальной. Строить ее надо чистыми руками. А на острове твоем лилось много крови. Нет у тебя зодчих с чистыми руками! — Вздор! — сказал царь.— Я царь многих земель, я повелитель неба и моря,— и мне ли не построить хрустальной башни! И повелел царь искать по всему острову людей, чьи руки не касались бы крови. Искали посланные, искали долго. Принесли ответ царю: людей таких не нашлось, ни одного человека, на всем острове. Тогда царь повелел искать среди детей и подростков. Искали, не нашли. Войн было так много и они были так истребительны, что все дети, которые могли ходить, посещали военные лагеря своих отцов, которым приносили пищу и одежду, и трогали оружие и платье отцов, и пачкали руки кровью. Осерчал царь, разгневался на посланцев своих, повелел казнить всех до одного.— Быть по-моему,— сказал. И повелел собрать и принести всех младенцев, которые были на руках у матерей и не могли еще ходить. Потянулись ко дворцу длинные вереницы женщин с грудными младенцами на руках. Царь велел класть младенцев к ногам царевны. Не хотелось матерям оставлять детей, но они боялись ослушаться, и все подходили к царевне по очереди. А царевна сидела перед дворцом вся белая, как молочного цвета жемчужина, с закрытыми глазами, и не издавала ни одного звука. Когда последний младенец был положен к ногам ее и раздался вопль убивавшихся матерей, царь обратился к своей дочери. — Вот твои зодчие,— сказал он, указывая на младенцев,— повели им строить башню! Царевна открыла свои вещие глаза, обвела ими царя и всех присутствующих, и лежащих у ног ее младенцев,— и подняла их вверх, к парящим облакам. И вдруг из середины облаков стала медленно спускаться хрустальная башня, прямо на то место, где была царевна, у ног которой лежали младенцы, и накрыла собою царевну и младенцев. Ахнул царь. Ахнули присутствующие. Подошел царь к башне, дотронулся до нее,— башня на глазах его и всего народа стала подниматься и таять, подниматься и таять... и таять,— пока от нее вместе с царевной и младенцами не осталось только небольшое белое облачко, а в нем две глубокие темные точки, точно чьи-то далекие глаза. Царю показалось, что вместе с царевной в хрустальную башню оторвалась и отлетела лучшая часть его самого. Отлетела светлая сказка — греза его жизни. Долго смотрел он вверх, ища в облаках глаза царевны. И тут же поклялся неустанно, в течение всей последующей жизни, не жалея труда, ни времени, и день и ночь искать новых зодчих с незапятнанными руками, которые смогли бы построить высокую хрустальную башню, доходящую до самых облаков, откуда смотрели на него глубокие, печальные глаза царевны. При помощи этой башни он надеялся снова обрести свою исчезнувшую дочь. Башню он хотел назвать «башнею мира», так как она должна была ознаменовать собою прекращение кровопролитий на острове. Уже много лет царь строит «башню мира» — и не может достроить. Царь ищет зодчих с чистыми руками. /сказка-притча/ [1915] http://maksimbogdanovich.ru/stories/244.htm
|
| | |
| Статья написана 25 апреля 2017 г. 02:43 |
https://fantlab.ru/edition196597 К фигуре Юрия Корнеевича Смолича (1900 — 1976), его личной истории — человеческой и писательской -можно относиться по-разному. Герой Социалистического Труда, орденоносец, коммунист, член ЦК КПУ, Председатель правления Союза писателей Украины и член правления СП СССР, автор множества идеологически выдержанных произведений в духе социалистического реализма. Это с одной стороны. А с другой... Восторженный театрал, мечтавший о карьере актера и режиссера, молодой писатель-авангардист — отважный экспериментатор, во второй половине 1920-х — в начале 1930-х азартно созидавший новую украинскую советскую литературу. Трагическим водоразделом между взволнованным близоруким романтиком (не только в переносном, но и в прямом смысле: писатель страдал катастрофической близорукостью, с очками не расставался) и образцовым «человеком системы» легли трагические 1930-е годы. Многих его коллег и товарищей — молодых советских (украинских и не только) писателей они уничтожили в прямом смысле — физически, Смолича только... сломали. Читать послевоенного Юрия Корнеевича — удовольствие для современного читателя сомнительное, а вот тексты рубежа 1920-х -1930-х годов — особенно для ценителей фантастики, — безусловно, явление — явление яркое, свежее, нестандартное. Как фантаст он, несомненно, в первом ряду молодой советской фантастики — совсем рядом с А.Р. Беляевым «Головы профессора Доуэля» и «Человека-амфибии», А.Н. Толстым «Аэлиты», «Союза пяти» и «Гиперболоида». И его репутация зиждется, прежде всего, на фантастической трилогии «Прекрасные катастрофы» (1928 — 1934). При этом признанно наиболее удачной — по задумке и воплощению — является первая повесть трилогии — «Хозяйство доктора Гальванеску» *.
* В 1932-ом автор написал продолжение «Еще одна прекрасная катастрофа», этот текст завершал трилогию. Затем, в 1934-ом. опубликовал еще один — «Что было потом»; действие в нем разворачивается в промежутке между событиями первого и последнего произведений цикла. Разумеется, издавалась она неоднократно. Впервые была опубликована в 1928 году в харьковском «универсальном журнале», а в 1929-ом вышла отдельным изданием. С тех пор не раз выходила отдельно, но чаще — в составе трилогии. Но... в Украине и на украинском языке. На русском ее выпустали только однажды — в 1990 году, в Ставрополе, в переводе энтузиаста советской фантастики 1920-х и, вообще, замечательного человека, Евгения Панаско. Собственно, знакомство с этим изданием и стимулировало появление настоящей книги. Поначалу мотивация быта следующая: необходимо познакомить русскоязычного читателя со всей трилогией, целиком. Начать, естественно, необходимо с первой повести, т.е. с «Хозяйства доктора Гальванеску», а затем уже двигаться дальше. Но внимательное чтение текста заставило взяться за редактуру: Е. Панаско, видимо, стремился сохранить колорит речи героев и общий языковой «демократизм», характерный для беллетристики 1920-х. Современному читателю разговорный язык в повествовательной речи «режет ухо». Затем встал вопрос о визуальном ряде. Существуют замечательные рисунки О. Довгаля. Он виртуозно проиллюстрировал всю трилогию для издания 1957 года в серии для юношества «Библiотека пригод та науковоi фантастики» киевского издательства «Молодь». Но они... слишком хорошо известны. А хотелось чего-то необычного, даже — эксклюзивного. Благодаря неоценимой и бескорыстной помощи знатока украинской фантастики В.Е. Настецкого удалось заполучить сканы иллюстраций из первого издания повести — того самого, 1929 года (Харкiв: Книгоспiлка). И выяснилось кое-что интересное. Во-первых, у Довгаля был предшественник. И он, безусловно, на него повлиял — техника и манера рисунка различны, но перекличка в отборе сюжетов, в их композиции видна невооруженным взглядом. Во-вторых, этот предшественник, по меньшей мере, не уступает Донга по н уровне профессионализма, а возможно, и превосходит. Кто же он? На титуле книги имя художника не обозначено. От знатоков сколько-нибудь вразумительной информации получить не удалось. Назывались разные фамилии, но сопоставление иллюстраций из «Гальванеску» 1929 года с работами упоминавшихся художников показывало: стилистика не совпадает. И, в тоже время, манера рисунка, штриха была смутно знакома... Но иллюстрации — не подписаны... При внимательном изучении оказалось — «не подписаны», кроме одной. Есть подпись! Очень характерный автограф, по которому авторство устанавливается без труда: Василий Семенович Сварог (1883 — 1946). Замечательный российский художник — живописец, рисовальщик, искушенный книжный график с огромным опытом (с 1900 года). Правда, в советское время как иллюстратор он, и основном, сотрудничал с московскими издательствами и изданиями (среди них был, например, журнал «Всемирный следопыт»). Но вот, оказывается, и с украинской столицей (Харьков до 1934 г. был столицей УССР) тоже. Хотя, возможно, это был и единственный опыт подобного рода. Но, как мы видим, весьма успешный. Изучение иллюстраций Сварога привело и к очередному небольшому «открытию»: один из рисунков художника к изданию 1929 года «повисает». В тексте отсутствует эпизод, который можно соотнести с иллюстрацией. В истории, переведенной Е. Панаско, Юлия Сахно не размахивает бомбами (тем более, «электро-бомбами»), никуда их не бросает, ничего не взрывает (как это изображено на рисунке), а ворота поместья Гальванеску открывает при помощи вульгарной лопаты. Данное обстоятельство заставило повнимательнее приглядеться к харьковскому изданию. В его поисках пришлось обратиться к недавнему сборнику киевского издательства «Темпора», в котором повесть присутствует. Но, увы: хотя в сборнике и обозначена дата -1928 год — никакого намека на указанный эпизод нет. У автора настоящих строк, к сожалению, не было полного доступа к харьковскому тексту. Но изучение даже тех разрозненных фрагментов, которыми мы обладаем, их сравнение с легкодоступным изданием 1957 года указывают на очевидный факт: существуют, по меньшей мере, дне редакции повести — опубликованная издательством Книгоспiлка в 1929 году и та, которую обнародовала в 1957 году киевская Молодь. Очевидно, что Ю. Смолич, готовя переиздание трилогии, изрядно потрудился над текстом и многое в нём переделал. Досадно, что киевские издатели, обозначив свой текст 1928 годом, представили, все-таки, версию 1957-го. Будем надеяться, что кто-нибудь (в Украине или России) когда-нибудь все-таки познакомит нас с исходной авторской. .. И, кстати, вот она, эта «загадочная» иллюстрация 1929 года: * Смолич Ю. Господарство доктора Гальванеску / Пострiл на сходах. Антологiя детективноi прози 20-30-х рокi XX столiття. — К.: Темпора, 2016.-С. 75-200. Содержание Ю. Смолич. Хозяйство доктора Гальванеску 5 А. Б. Танасейчук. Несколько небольших«открытий» 147
|
| | |
| Статья написана 25 апреля 2017 г. 01:39 |
|
| | |
| Статья написана 21 апреля 2017 г. 18:20 |
На орбіті між Землею і Юпітером, на відстані 100 мільйонів кілометрів від Землі кілька мільярдів років описувала свій шлях навколо Сонця дивовижна планета Зелена, що виникла разом із своїми сестрами по Сонячній системі. Вона була вдвоє більшою за нашу Землю в діаметрі, оберталась навколо своєї осі за 30 годин, а навколо Сонця – за 720 діб. На ній відбувалися зміни пір року, подібно до земних, тільки з довшими фазами. Умови розвитку органічного, розумного життя там виникли значно раніше за наші. В той час як Земля переживала період, коли з’явилась первісна людина, на планеті Зеленій існувало організоване життя з високим розвитком науки й техніки. Жителі її називались косметами і мало чим відрізнялись од земної людини, хіба що на зріст і за розміром голови. Очевидно, така форма розумної істоти найбільш доцільна, і тому природа її затвердила, принаймні, у нашій сонячній системі. Їхній одяг був без швів, не з ниток і не тканий, а суцільний, з якоїсь штучної речовини, дуже м’який, легкий і теплий. Живились космети якимись брикетиками різної форми, кольору, запаху й смаку.
Космети оволоділи ядром атома, синтезом, – уміли керувати термоядерними процесами. І володіли фантастичною наукою – Мудретикою, що в порівнянні була далеко вищим щаблем нашої кібернетики. Жителі Зеленої вміли керувати явищами природи, приборкувати стихії. Розвиток науки й техніки зробив їхнє життя практично безсмертним, бо будь-який життєво необхідний орган могли замінювати високоякісними штучними виробами з особливої речовини. В їхніх руках була енергія такої сили, що давала можливість покривати мільйонні відстані за порівняно короткий час і навіть регулювати нахилом осі обертання планети, бо це було необхідно для утворення штучного клімату на всій її площі. Планета Зелена мала два супутники – Марс і Місяць (так їх назвали земні люди пізніше). За своїм складом і фізичними властивостями супутник Марс був придатний для життя, з розкішною природою, з повітрям. Багато косметів переселилось на Марс, а велика їх кількість проводила там свій відпочинок в найкращі пори року. Марс і Місяць знаходились не так далеко від своєї планети, і польоти до них на удосконалених літальних апаратах були регулярними. Другим супутником Зеленої був Місяць. Він мав повітря і вологу, але не було на ньому ні рослинності, ні органічного життя. Поверхню вкривали скам’янілі нещільні, порівняно легкі породи, і хоч він був ближчим до планети, ніж Марс, космети використовували його лише як полігон для науково-технічних експериментів у керуванні термоядерними реакціями. На Місяці були відповідні споруди для цього і змінні експедиції. Ще на світанку свого розвитку космети почали польоти на планету з голубуватим ореолом. Це була Земля. Коли ж досягли високого технічного рівня, то й приступили до її детального вивчення. За допомогою штучних супутників, міжпланетних станцій і обльотів Землі поза атмосферою на кометольотах вивчали нашу планету і прийшли до висновку, що на ній існує органічне життя. Отже, стали готуватись до експедиції на Землю, щоб перевірити на практиці правильність своєї гіпотези. Приблизно 10 тисяч років тому два міжпланетні кораблі косметів з’явилися поблизу Землі. Облетівши кругом планету і зменшивши швидкість до можливого, кометольоти приземлилися – один на території Єгипту, другий на Аравійському півострові. Зв’язок між собою підтримували весь час за допомогою мініатюрних апаратів. Посланці Зеленої планети були на Землі кілька тижнів. Вони познайомились з місцевим населенням, що порівняно з ними стояло на дуже низькому рівні розвитку. Передали їм досвід будови гідротехнічних зрошувальних споруд, з яких була велика потреба в напівпустельних районах Єгипту і Аравії. Всілякі розмовні взаємовідносини здійснювали за допомогою міміки і рисунків на піску. Рухались космети по землі в невеликих складних машинах, які привезли з собою в кораблях. Машини їздили по будь-якій місцевості з великою швидкістю. Люди називали зоренавтів небесними жителями. Коли запасів харчування залишилося мало, космети вирушили в зворотну путь. За розрахунками першим на їхньому шляху мав бути Марс, супутник Зеленої, на якому сподівались зробити посадку і відпочинок. Та, підлітаючи до нього, зоренавти помітили на Зеленій гігантський спалах пожежі, що охопив усю планету. Потім бризки вогню розлетілись на всі боки, і планети не стало. Катастрофа... Причина? Про це будемо міркувати всі, висувати різні гіпотези. Зоренавти ввімкнули допоміжні батареї Сонця, збільшили швидкість і помчали навздогін Марсу, який зійшов зі своєї орбіти і полетів у простір. Загубивши планету, Марс наблизився до своєї сусідки Землі. А Місяць, що знаходився в момент катастрофи ближче до Землі, взяв напрямок в бік Сонця, та на його шляху виникла сила тяжіння нашої планети, яка й затримала втікача, прив’язала до своєї сфери як супутника на вічні часи. З планети Зеленої, що потерпіла катастрофу, утворилися астероїди, комети, метеорити, що тепер кружляють навколо Сонця між орбітами Марса і Юпітера. Два невеличких астероїди попали в сферу тяжіння Марса і стали його супутниками. Що було далі з поверхнею Місяця і тими косметами, які залишилися на ньому, а також з життям на Марсі, будемо міркувати разом, висувати різні здогади, неймовірні фантастичні припущення, теорії. Деякі з них колись, можливо, виявляться реальними. © ЗНАННЯ ТА ПРАЦЯ. – 1964. – № 5. http://argo-unf.at.ua/load/znannja_ta_pra...
|
|
|