Майкл Девен, сын члена Почтенной компании торговцев канцелярскими принадлежностями, прибывает ко двору в надежде попасть в Почетный отряд благородных пенсионеров – личную охрану монарха. Что позволит юноше воплотить свои амбициозные планы. Заодно у него еще одна цель – заручится расположением сэра Фрэнсиса Уолсингема, главы разведслужбы королевы.
Но кроме верхнего Лондона, существует и Нижний. Халцедоновый чертог – место обитания эльфов, фей и прочих английских фэйри. И, конечно, их королевы – Инвидианы.
Леди Луна, впавшая в немилость у владычицы дивных, получает еще один шанс вернуть королевское расположение. Луне поручают переселиться ко двору Елизаветы и заполучить власть над тем самым сэром Фрэнсисом. Этой фигуре отведена важная роль в интригах королевы фэйри.
Леди принимается за дело, решив действовать через молодого, подающего надежды джентльмена — Майкла Девена.
Романов, где фигурируют фэйри, создано немало. Однако у Мари Бреннан получилось не затеряться на фоне этого многообразия.
В первую очередь потому, что действие происходит в 16-м, «золотом веке Англии». При дворе той самой великой Елизаветы. Книга переполнена приметами и особенностями времени. Богатые покои королевских резиденций (вне конкуренции Райские покои с их сокровищами). Аудиенции, решающие судьбы сотен придворных. Щегольские наряды и тайные свидания (Елизавета любила модное платье, и терпеть не могла интрижек, а тем более браков среди придворных). Долги, в которые с головой приходится влазить тем, кто жаждет достичь хоть какого-то положения («придворная карьера обходится недешево»). Возвышения низких и падения высочайших. Попойки, карты, игры в теннис, жесткое похмелье, прочие прелести светской жизни. Протекции и кумовство. Интриги, которыми буквально пропитан воздух покоев властительницы Англии (следить приходится за каждым своим действием и фразой). Межфракционные игрища, противостояния в Тайном Совете Ее величества, королевская немилость и заключения в Тауэр, витиеватые словеса, изысканная лесть. Дворец, где проводят месяц-другой, после чего меняют место дислокации властительницы с придворными, «ведь в стенах дворцов воцарялись грязь да зловоние» (как не вспомнить «великолепный» Лувр с его практичными портьерами). Забавные нюансы местной жизни, как-то дамы-камеристки, ночующие прямо на полу в покоях своих покровительниц. Религиозные дрязги, конфликт меж католицизмом и протестантством, войны с Испанией, «терки» с Францией, «тонкий европейский политик». Работа главного секретаря, а заодно начальника разведслужбы Елизаветы. Аналитические разборы происходящего в Европе.
Но силен Onyx Court не только историческими экскурсами. Ведь кроме двора Тюдоров есть в Лондоне (точнее под ним) и другой двор – королевы фэйри.
Место, где дивным не страшны сила холодного железа и людской веры – убежище посреди мира смертных. Двор, затмевающий своего людского конкурента.
Разнообразные волшебные существа. Брауни, домовые, великаны, пикси, фавны, альвы, мурианы, буганы, драка, нимфы, русалки, красные колпаки, гоблины, большелапы, криксы. Кого тут только нет! Послы от французских, уэльских и прочих заграничных фэйри (в это мире дивные водятся везде, вплоть до далеких языческих стран). Невообразимые платья, завораживающие сокровища и зачаровывающие чудеса. Восхитительный Ночной сад. Могучие чары и убийственные проклятия. Куртуазность и жестокость. А уж интригам, плетущимся тут, их верхние собратья и в подметки не годятся. Придворной политике фэйри уделяется немало времени.
Не забываем о сложных отношениях с морским народом. Тяжелых переговорах с ирландскими фэйри. Конфликтах английских дивных с Дворами Севера. И, безусловно, противостоянии с могущественной Дикой Охотой. Моментах, активно влияющих на сюжет.
Особенностей жизни волшебного народа автор отсыплет нам с лихвой. Хлеб, принесенный в дар дивным: пища, позволяющая фэйри чувствовать себя нормально в мире смертных (недолго). О воздействии стряпни фэйри на людей Бреннан также не позабыла. Подаренная одежда людей, заставляющая домовых уходить из дому (Добби свободен?). Сложные отношения меж разными народами фэйри. Любовные шашни с людьми. Смертные игрушки королевы, живущие при дворе Инвидианы.
Оба двора крепко накрепко связаны и плотно влияют друг на друга. Действия фэйри влекут падения и возвышения придворных сановников Елизаветы. Индивиана с присными преследуют свои цели, играя в шахматы людскими фигурами (вплоть до королев). Да и в бою смертных использовать доводилось (этим, правда, грешат не английские, а шотландские дивные). Человеки (точнее некоторые из них) в свою очередь пытаются вычислить источник стороннего вмешательства, неведомого игрока, объявившегося на европейской политической доске. И ведь вплотную приблизились к истине, Штирлицы елизаветинские! При том, что фэйри всеми силами избегают внимания смертных, сохраняя свою тайну. Людские верования – грозная сила.
Добавляют в блюдо остроты флэш-беки, переносящие читателя на десяток-другой лет, позволяющий присутствовать лично при важных событиях (вплоть до сокрушения Непобедимой армады).
И, конечно, отличная языковая стилизация «под старину», хороший слог, использование старомодных языковых форм (снова вспоминается «Джонатан Стрендж»).
Повествование практически поровну разделено между двумя главными героями (у каждого своя глава) — человеком и фэйри, позволяя прожить с протагонистами несколько насыщенных лет.
Майкл Девен из джентри (нетитулованное мелкопоместное дворянство). Сын книгопечатника/торговца, стремящийся к придворной жизни и возвышению. Вставший на этот нелегкий путь в самом начале романа – получив место в личной охране королевы. Относительно молод (27 лет), амбициозен, неглуп, неплохой аналитик. Ставший приближенным сэра Фрэнсиса Уолсингема, ищущий вместе с ним того самого неизвестного игрока. Влюбившийся в девицу, оказавшуюся не тем, кем представлялась.
А вот и эта девица – леди Луна из дивных. Фэйри, впавшая в немилость королевы Халцедонового Двора, исполняя ответственное дипломатическое поручение. Пытающаяся вернуть свои позиции в нижнем мире, «работая» при дворе Тюдоров. Испытавшая множество опаснейших перипетий. Ненароком прикоснувшаяся к тайне, позволяющей изменить расклад сил в мире дивного народа.
Где-то после экватора романа Девен узнает правду о Луне, и герои вместе вступают в противостояние с силами, которые на первый взгляд невозможно одолеть. Сражаясь не только за свои жизни, но и за судьбы двух миров.
Позднее к делу подключатся действительно могущественные сущности. А уж когда в конфликт активно вмешается Черная свора, вечер окончательно перестанет быть томным.
Протагонисты пройдут непростой и долгий путь развития, часть из которого вместе. Покажут читателю примеры истинной верности, силы духа. Олицетворяя собой веру в великую силу Любви и надежду на мирное сосуществование двух миров: смертных и фэйри. Вот и славно, недаром еще кот Леопольд сказал: «ребята давайте жить дружно».
Эрго. Красивый, атмосферный, отлично стилизованный рассказ о фэйри и людях, полный подробностей «золотого века Англии» и обычаев дивных.
P. S. Всего на сегодня в цикле четыре романа. Причем в них фигурируют не только разные герои, но и различные времена. В следующем томе "И в пепел обращён" (уже переведенном на русский) события происходят во время Великого лондонского пожара 1666 года.
Космическая математика, или Медленные властители Вселенной/ «Тише едешь – дальше будешь» — первый принцип эволюции
Фассин Таак, наблюдатель медленных при дворе наскеронских насельников, никак не ожидал, что несколько высоких чинов Меркатории направят к нему представительскую проекцию с весьма неожиданным предложением.
Понятно, что его работа весьма важна для всей Кульмины. Библиотеки насельников, существ живущих миллиарды лет, хранят в себе массу информации.
Но интерес со стороны самого комплектора? Одного из тех, кто управляет сотнями тысяч звезд и миллионами планет?
К такому Фассин готов не был.
Как и к тому, что от его последующих действий будет зависеть судьба всей системы Юлюбиса.
А может быть и галактики целиком.
Жизнь шотландца Иэна Бэнкса в целом складывалась нескучно. Университет. Подработки
садовником, санитаром, полевым сезонником, швартовщиком. Путешествие автостопом по Европе и Марокко. Визит в США.
В общем, на спокойного обывателя Иэн никак не тянул. Плюс увлечение научной фантастикой. Потихоньку стал писать сам. В стиле все того же сайнс фикшн.
Получилось неплохо.
До рокового 2013 года, когда писателя настиг рака желчного пузыря, на счету Иэн было почти 30 романов, почти треть из которых входит в цикл «Культура».
Однако наш сегодняшний герой, The Algebraist, появившийся на свет в 2004-м, полностью самостоятельное и законченное произведение.
Причем весьма любопытное.
У романа Бэнкса есть две глобальные «фишки», выделяющие его среди конкурентов, и несколько прелестей поскромнее.
Первая интересная черта книги – акцент на вотчине Кроноса- Времени. В галактике Иэна разумные существа подразделяются на медленные и быстрые виды. Быстрые, такие как человечество, чья история обычно исчисляется дай бог если какими-то несчастными десятками тысяч лет, «и жить торопятся, и чувствовать спешат», выбирая бег по дороге развития.
Медленные, расы, существующие миллионы (а то и миллиарды) лет, наоборот приспосабливаются к неторопливости эволюции, и в результате, утратив некую яркость и порывистость, приобретают взамен чертовски долгий срок жизни.
Плюс возможность менять временные темпы. Однозначно, с Хроносом медленные виды «на ты».
Многообразие разумных рас, и их серьезное отличие от привычных нам гомо сапиенс в фантастике дело не новое. Но такие интересные варианты, подразумевающие абсолютно иной подход к жизни, и дающие нам настолько серьезную пищу для размышлений, встречаются нечасто.
Отсюда выплывает вторая прелесть «Алгебраиста»: одна из медленных рас, те самые насельники, с которыми мы познакомимся достаточно близко.
Живут они исключительно на газовых гигантах, и описание их цивилизации одна из «вкуснейших» линий романа.
Дело даже не в их внешнем виде, хотя насельники напоминают пару больших колес, соединенных осью, и при этом абсолютно не чувствуют физической боли. И не в полном отсутствии у них постоянного правительства, военных сил и денег. И не в забавной системе баллов, единственной, кроме возраста, имеющей для насельников серьезное значение. Или их городах, «механизм из миллионов шестеренок парящие в густом газовом бульоне». А скорее в общем подходе к жизни.
Как вам практически случайное распределение властных постов? Или то, что почти все время насельники пребывают в «мужском» состоянии, становясь «женщинами» лишь на короткий срок вынашивания плода и родов. Или отношение к отпрыскам, считающимися низшими существами, тысячелетиями своего детства остающимися рабами, прислугой у взрослых, а то и попросту объектом для охоты (своеобразный естественный отбор).
А их формальные войны, напоминающие своеобразные гигантские дуэли, возникающие по эстетическим, или планетопланировочным поводам?
В общем, следить за этой крайне неординарной цивилизацией, постоянно открывая новые и новые ее особенности, вызывающие то оторопь, то смех, то неприятие, то интересные мысли — «просто праздник какой-то».
Но насельниками прелести The Algebraist не ограничиваются.
Есть еще:
— «Правда» — универсальная «окончательная вера», сверхрелигия, включающая в себя все остальные, и основанная на концепции имитации реальности (здравствуй, «Матрица») и понимании того, что вся наша жизнь лишь эта самая имитация.
Причем для Меркатории (здешнее имперское державное объединение) «Правда» является государственной религией, и костылями, на которых держится вся система.
— Крайне негативное отношение к искусственному разуму, официально именуемому «искусственной мерзостью». После Войны машин были запрещены нанотехнологии, а ИР полностью поставлен вне закона. Существуют даже специальные службы, разыскивающие и уничтожающие остатки искусственного разума, и тех, кто скрывает умные машины.
— Значимый социальный аспект, выражающийся через конфликт запредельцев, местных варваров с отдаленных систем и властями Меркатории. Та, как и любая империя, не терпит не только внешнего, но и внутреннего сопротивления. Посему, кроме запредельцев «отгребает» и разнообразная хиппующая молодежь.
— Начальное обучение, «регрессорская» практика, бытующая в Кульмине. У слаборазвитого вида, не вышедшего в космос, изымается некоторое количество эмбрионов, из которых затем выводится зависимые существа, использующийся для службы властям Меркатории. Мало того, что выращенные таким образом особи при должной обработке по гроб жизни благодарны своим наставникам. Так еще и оставшиеся на родной планете, после того как выходят в космос, чувствуют себя отсталыми по сравнению с собратьями, уже приобщенными к галактической цивилизации. Что не лучшим образом сказывается на отношениях внутри вида.
Именно такая практика была применена к человечеству, нынче разделенному на п-землян (продвинутых) и о-землян (остаточное человечество).
Плюс классический квест по поиску Жутко Необходимой Штуки (завершающийся, правда, отнюдь не классическим финалом). Изначально нагнетаемая интрига и угроза, нависающая над героями буквально с первых страниц. Омерзительный антагонист, вызывающий нутряное желание как можно скорее отправить его вниз на заслуженный отдых. Оригинальные расы инопланетян в больших количествах.
Вот только протагонист не произвел на меня впечатления, сравнимого по силе с общим ощущением от романа. Да Фассин хороший парень, чью личность нам вдобавок раскрывают через флешбеки из прошлого. Честный, в меру храбрый и сообразительный. Но как-то слабо затронул. Плывет себе по волнам происходящего, как бревно по морю. Скорее наблюдатель, чем активный герой.
Да и творением Симмонса местами сильно попахивает. Не сильно большая проблема, но малехо вистов Иэн на этом сходстве теряет.
Также к недостаткам «Алгебраиста» я бы отнес чрезмерную неторопливость развития сюжета, местами излишнюю велеречивость автора (а уж как он большие вставные предложения любит!), и deus ex machina, ярко развернувшихся в финале.
Как на меня, Бэнкс нашел далеко не лучший выход из ситуации.
Эрго. Сильный космический проект, интересный размышлениями о времени, цивилизацией насельников и неплохо проработанной вселенной. Сюда бы героя поярче, да «богов из машины» приструнить, было бы вообще хорошо.
Бой в Крыму, все в дыму, или Люди, а вы не забурились?
Человечество вечно пытается проверить пределы своих возможностей. Ну и срубить малехо деньжат, не без того.
Вот и компания Тиан индастриз не нашла ничего лучше чем устроить бурение в Марианской впадине, на 11-ти километровой глубине.
До поры до времени дела шли хорошо: сотни сотрудников, обитая на глубоководной станции Кеплер, следили за работой буровой.
Но однажды в результате непонятной аварии все пошло наперекосяк. Часть работников «Тиана» застряла на дне.
Среди их проблем не только прерванная связь с поверхностью, вышедшие из строя спасательные капсулы и готовый взорваться реактор.
Но и неведомая опасность, с которой не сталкивался никто из живущих.
Таинственные глубины океана всегда завораживали и пугали гомо сапиенсов. Причем не только банальными опасностями типа гигантских акул-людоедов/ Но и более загадочными ужасами, об одном из вариантов которых неплохо поведал товарищ Кэмерон, к которому создатели «Под водой» относятся с уважением, порой даже чрезмерным.
Постановщики Underwater решили предоставить зрителю еще один вариант глубинного ужаса, явно основываясь не только на «Бездне», но на космической классике «Чужого» и его современных последователях.
Вышло средне и вторично, хотя не без любопытных моментов.
Одной из неприятных особенностей фильма стала общая затемненность картинки. Изрядная часть ленты проходит в условиях, где яркого освещение быть не может по определению. На огромной глубине, где свет лишь от фонарей скафандров да от маячков. В разваливающихся на части отсеках с аварийной тусклой подсветкой. В общем, большую часть фильма вы будете щурить глаза, пытаясь разобрать, что там, собственно говоря, происходит. Частенько оставаясь в недоумении.
Это конечно добавляет фильму антуража, но со временем начинает всерьез раздражать.
Второй неоднозначный ход постановщиков – старт событий с места в карьер. Буквально с первых минут герои вместе со зрителем попадают в самый эпицент катастрофы. Завязка? Вступление? Представление персонажей? Нет, не слыхали. Создатели ленты поставили все, что у них было на резвый темп, всплески экшена, прерываемые редкими минутами отдыха.
Взрыв, попытка выбраться с гибнущей станции, спуск, первая встреча с подводным сюрпризом. Еще взрыв, прогулки по дну, ошеломляющие открытия, жуткие опасности. Действия в ленте нам отсыплют с лихвой. Если б его еще можно было четко разглядеть… Но это я, наверное, слишком многого хочу.
Логических дыр в ленте с лихвой. Причем самые забавные из них связаны с глубоководными скафандрами. Даже если оставить за скобками то, что скафандры, позволяющие людям бегать по дну на глубине в 11 километров (!), фантастика похлеще всех подводных гостей Норы и К. Интереснее другое. Постановщики постоянно путаются в показаниях насчет ТТХ этих самых скафандров. Хитовым примером стали шлемы, то выдерживающие давление на глубине пресловутых 11 км, то разбивающиеся от пары ударов огнетушителем.
ТТХ «гостей» также «плавают», то они способны без проблем вскрыть скафандр, то вдруг утрачивают эту способность.
О спасательных капсулах, стремящихся к поверхности с глубины 11 км. со скоростью взлетающей ракеты даже говорить неловко. О декомпрессии постановщики тоже не слышали.
А манеру хватать голыми руками неведому хрень, постановщики явно слямзили у ученых из «Прометея».
Актерские работы на среднем хоррорном уровне. Когда в задачу лицедеев в первую очередь входит понатуральнее пугаться и живописно умирать. Благо о персонажах мы практически ничего не узнаем. Шлейф роли – еще один пункт в длинном списке того, о чем создатели Underwater не слыхали.
Кристен Стюарт радует публику оригинальной прической и ярлыком «милая плоскогрудая эльфийка», повешенным на нее коллегой с острым языком. Ответственная, сильная женщина, за товарищей горой (кто сказал Рипли?), «спец по компам, или типа того». Обозвать созданный ею образ плохим нельзя, хорошим тоже. Серединка на половинку.
Джессика Хенвик — трогательную пугливую стажерку, что особенно мило смотрится после ее убойно-каратистской Колин.
ТиДжей Миллер — балагура и острослова с любимым игрушечным зайцем.
В общем, скорее функции, чем полноценные персонажи. А сопереживать функциям выйдет далеко не у каждого зрителя.
Что постановщикам скорее удалось, чем нет, это атмосфера. Тревожная музычка с первых секунд, кричащие газетные заголовки, готовящие нас к трагедии. Взрывы, водная капель, сменяемая тишиной и звуками стонущих под гигантским давлением конструкций станции. Кромешная тьма снаружи, разрываемая неверным светом фонарей. Чередование кадров извне и изнутри шлемов. Неведомая опасность, которую даже увидать сложно.
Картинка, когда ее удается разглядеть, в принципе тоже неплоха (хотя искусственно-компьютерна по полной программе). Крошечные фигурки акванавтов, перекрученные обломки станции, глубоководные лифты, любопытный дизайн гостей (неужто действительно Лавкрафта читали?). Также компьютерщикам удалось создать парочку действительно неплохих с точки зрения эстетики сцен. Света бы побольше. Извините за навязчивый повтор.
Также в актив постановщикам можно занести идейный посыл о том, что человечеству стоит несколько попридержать коней в стремлении к наживе. Что есть места, где, возможно, людям действительно не место. Хотя кто когда слушал такие предостережения.
Эрго. Необязательный вторичный подводный хоррор-катастрофа с неплохой атмосферой, невнятно-темной картинкой (с редкими приятными проблесками) и персонажами-функциями.
Программист Сергей Павлов (Глусман), сотрудник частной IT корпорации «Амайя», достиг, наконец, желанного повышения. Ему предложили перейти в отдел «Разрабов». Отдел, о котором у других работников «Амайи» ходили легенды.
Однако, как оказалось, Сергеем двигало не только желание карьерного роста.
Его девушка, инженер Лили Чан (Мидзуно), трудящаяся в той же корпорации, не собиралась интересоваться секретами руководства и загадочными Разрабами. Однако, обстоятельства сложились таким образом, что Лили оказалась замешана в тайны «Амайи» и ее основателя Фореста (Офферман) по самые уши.
Тайны, способные перевернуть людское представление о возможном.
Ленты, посвященные IT компаниям и гениям, двигающим вперед научно-технический прогресс, получаются разного уровня качества, но все равно привлекают внимание зрителя.
Devs оказался качественным проектом, способным порадовать целым рядом приятных моментов.
Психоделикой происходящего. С первых кадров постановщики с помощью музыки, цветов, мигающих огней, гигантской фигуры девочки, картинки в целом, создают атмосферу легкой фантасмагории и психодела. Затем мы знакомимся со сносящей крышу лабораторией Разрабов. Их проектом. Нас весьма быстро огорошивают серьезным сюжетным твистом, закручивающим интригу до предела. Добавляют в блюдо резкие, некомфортные переключения между героями.
А вот таинственность сюжета, ставшая в дебюте еще одной интересной фишкой, держится лишь неполных пару серий. Взамен создатели сериала активно развивают фантастическую линию, основанную на концепции детерминизма. От игр с прошлым и будущим особых спецэффектов не ждите, гигантским бюджетом сериал не обладает, зато она подбросит зрителю немало пищи для ума. От вполне научных размышлений о квантовой физике, причинно-следственных связях. До теории мультивселенной, множества реальностей, возникающих после наших решений, возможности чего-либо существовать в нескольких местах одновременно. Даст возможность подумать о том, можно ли дважды войти в одну и ту же реку, о «трамвайных путях» предопределенности, случайных событиях, их отсутствии, любви, ее влиянии на наши жизни, свободе воли или фиксированности будущего, выборе и его последствиях. Правда, безоглядная вера увиденному на большом красивом экране и готовность действовать исключительно в соответствие с "генеральной линией партии" вызывает некоторое удивление. Откуда такая доверчивость? Только Лили молодец! С этой линией связана целая серия флэш-беков, дарящих чудные кадры наглядной демонстрации многообразия линия реальности (особенно ярко это проявляется в момент аварии, впрочем, столпотворение в комнате Лили тоже хорошо).
Еще одной основополагающей темой проекта становится шпионская арка, вызывающая воспоминания о шикарном «Контрмире». Промышленный шпионаж, русские оперативники, «бондовские» часы, считывающие программный код, смертельные поединки в подземном гараже, конспиративные встречи в туманном городе.
Сюда же вплотную прилегает концепт противостояния одиночки и корпорации. Но даже он подан нетривиально. Ведь перед нами не просто беспринципная и аморальная организация, верхушка которой думает лишь о сверхприбылях. Скорее поединок человека и части структуры этой самой организации, отвечающей за безопасность. А руководители корпорации, отнюдь не являясь ангелами (но не превратившись в классических «небожителей», которым плевать на сограждан), стараются максимально уменьшить число жертв. Мы видим инерцию структуры, ведь приняв решение использовать незаконные силовые методы, остановиться не так-то просто, одно цепляет другое, последствие следует за последствием. Фактически, перед нами еще одна иллюстрация «научной» арки сериала.
За расследованием Лили также наблюдать волнительно и тревожно. Людям свойственно «болеть» за слабейшую сторону, и Соноя Мидзуно делает все, чтобы сопереживание ее героине цвело и пахло. Тонкая изящная женщина, попавшая в сложную ситуацию, не побоявшаяся бросить вызов организации, пытающаяся разобраться в судьбе любимого. Умный человек, способный инженер, «дружащий» с цифрами. Правда, беззастенчиво пользуется услугами парня, которого пару лет назад бросила, подводя его под монастырь, но кто из нас не без греха.
Ее главным антагонистом и воплощением бездушной системы становится демонический «безопасник» Кентон (Гренье) с его пустым, змеиным взглядом. Невысокий мужик с брюшком, отнюдь не Шварц, бывший ЦРУ-шник, готовый сделать все, что потребуется для решения проблемы. Безжалостный убийца, творящий свое дело с неотвратимостью танка. Профессионально, без эмоций.
Форест (Офферман) – основная движущая сила сюжета. Основатель корпорации, человеку у которого денег больше, чем у бога. Человек, соперничающий с Создателем (обратите внимание на световые «нимбы» на деревьях). Переживший страшную трагедию и винящий в ней себя (хотя, как на меня, зря). Одержимый мужчина, чуток поехавший мозгом, напролом идущий к своей цели, изрядно страдающий из-за методов, которые приходится использовать. Отличный инженер и шикарный организатор. Да, его мотивация, если подумать, банальна донельзя, но частенько именно такая приводит к великим открытиям и громким злодействам.
А ведь есть еще непутевый Сергей (Глусман), «свидетель» судового процесса Кэти (Пилл) и верный рыцарь Джейми (Ха).
Актеры вроде как не демонстрируют суперяркой внешней игры, но создают достаточно емких и запоминающихся персонажей.
И, конечно же, стоит отметить тему общества и прогресса, который символизируют именно IT компании, «заполучившие слишком много власти». А также отношение к ним обывателей. Отношение, по мнению постановщиков, начавшее меняться от восторга к неприятию, испугу (и то верно: понапридумывают тут ИИ всяких, а от них как не безработица, так Скайнет). Не зря всплывают пресловутые «луддиты».
Вишенкой на торте выступают красоты Сан-Франциско. Города, ставшего одним из главных героев сериала. Мы увидим Фриско в самых разных состояниях. Днем, ночью, ранним утром и в обжигающий полдень. Подивимся его рассветам, закатам, туманам, высоткам и обычным кварталам. Без знаменитых Золотых Ворот нас тоже, понятное дело, не оставят.
Эрго. Приятное размышление о человечности, науке, одержимости, прогрессе, выборе, свободе воли, последствиях поступков, причинно-следственных связях, теории мультивселенной, в антураже корпоративно-шпионских игр с легким налетом фантастики.
Герой для одних и самый ненавидимый человек для других.
Вернье Алише Сомерен, императорский хронист, искренне желал смерти этому варвару с севера. Ведь Светоч был не просто лучшим из альпиранцев, но и другом Вернье.
И теперь именно Сомерен сопровождает Аль Сорна к месту его смерти. Точнее к месту поединка с лучшим клинком на Островах.
А во время плавания узнает настоящую историю Ваэлина Аль Сорна. Сына Владыки битв. Послушника Шестого ордена, посвятившего себя сражениям ради защиты Веры и Королевства.
Историю, показавшую Вернье что все далеко не так просто, как ему виделось поначалу.
Энтони Райан один из современных зарубежных фантастов, о которых известно немного. Даже настоящее имя покрыто мраком (Anthony Ryan – псевдоним). Просто жил себе да был некий мужчина, трудился на госслужбе в туманном Лондоне. Вроде родился в Шотландии. Вроде заканчивал исторический факультет.
То, что мы знаем точно, то что «Райан» оказался весьма упрямым малым. Сперва шесть лет работы над «Песнью крови». Затем облом с печатными издательствами и попытка пробиться через электронные ресурсы.
Тут пошло живее, потихоньку подключились и проснувшиеся издатели.
Нынче на счету Энтони трилогия «Тень ворона», новый начатый цикл, и огромное количество планов. Благо после успеха «Тени» можно было позабыть о госслужбе и полностью посвятить себя литературе.
Blood Song, первый роман трилогии, с одной стороны оказался похожим на многочисленные героические эпосы, как пирожки вылетающие из-под пера авторов фентези.
С другой – местами получился более глубоким, и, как для жанровой литературы, — достаточно нестандартным.
За классическую сторону героики у нас отвечает главный герой. Великолепный фехтовальщик. Отличный полководец. Воспитанник одной из самых опасной организаций во всем мире – Шестого ордена. Честный, благородный, глубоко моральный человек. Вдобавок открывающий в себе еще одно дополнительное достоинство.
В общем, будем честными, протагонист крут и немерян.
Если бы Райан ограничился описаниями похождений этого выдающегося образца человеческой расы, браться бы за «Песнь крови» я бы не советовал.
К счастью у Энтони хватило таланта взлететь с тем грузом в лице благочестивого Ваэлина, который он сам на себя навесил.
Во-первых, Аль Сорн достаточно умен, чтобы понимать нюансы обустройства условно средневекового Королевства, и трезво относится к действиям власть имущих.
Во-вторых, он действительно хороший, искренне верящий человек, и убийства не доставляют ему ни малейшего удовольствия, а понятие долга знакомо не понаслышке.
И как раз долг доставляет ему самую большую кучу неприятностей. А оставаться в гармонии с собой, забрав столько человеческих жизней, становится все сложнее.
Этот конгломерат качеств дает нам недетскую внутреннюю борьбу внутри мятущегося персонажа.
При том, что мы будем вместе с Ваэлином практически с детства (периодически Райан «делает монтаж» в своей истории, перескакивая пару тройку не особо существенных для развития героя лет), и сможет проследить вся эволюцию этого человека досконально.
Плюс автор уделил свое драгоценное внимание не только главному герою, поселив вокруг нескольких действительно интересных персонажей.
И если братья Ваэлина по ордену, его наставники или целительница Шерин хорошо прописаны, наделены индивидуальными чертами, выглядят достаточно объемно, но не особо выделяются на фоне своих фентезийных коллег. То принцесса Лирна и король Янус достойны зачисления в золотой фонд образов из фантастической литературы.
Принцесса, конечно же, прекрасна, изыскана, но при этом еще и чертовски умна. Она недовольна ожидающей ее участью «киндер кюхен кирхе», и активно пытается участвовать в политических играх Королевства.
Янус, в молодости объединивший четыре разобщенные провинции в единое государство, представляет собой ярчайший образец продвинутого властителя-политика. Он коварен, неглуп, опытен, беспринципен, отлично разбирается в людях и великолепно знает, как их использовать.
При этом он далеко не идеален, и допускает ошибки. Самой большой из которых стала авантюра с вторжением.
Кстати, не такой уж частый прием в фентези – большая людская межгосударственная война. Обычно конфликты происходят внутри державы, или в них сталкиваются разные расы.
Не Черный властелин. Не самоуверенный индюк на троне. Не благородный повелитель. Скорее типичный политик, пускай и со средневековым налетом.
Фактически Райан смешивает у себя в книге приемы из классической и столь любимой народом в последнее время черной фентези. Что добавляет роману мрачных тонов и нотку безнадеги.
Также на эти жернова льет воду активно поднимаемая в Blood Song тема Веры. Вера Королевства совмещает прямую аллюзию на христианство со своими вполне оригинальными и интересными наработками.
У Райана нет как такового Бога и Церкви, зато наличествуют Ордена, каждый из которых занимается исключительно своим делом. Второй бдит. Третий сохраняет. Четвертый ловит. Пятый лечит. Шестой калечит. Вот только так и не понятно чем занимается Первый?
Работы у Орденов хватает. Ведь помимо официальной в Королевстве Веры существует еще провинция Кумбраэль со своей собственной религией и изрядное количество еретических течений. Не забудем об Отрицателях, поклоняющихся Тьме. Некоему аналогу магии.
Местных нордических эльфах — сеорда-силь. И варварах индейской наружности – лонаках.
В общем, скучать не придется.
Автор в меру отсыплет нам приключений, погонь, схваток, битв и опасностей. Начнет плести вязь повествования с романа взросления, проведет через становление героя, окунет в болото сомнений, завернет в паутину интриг, бросив потом прямиком в пучину большой войны.
При этом не забыв оставить немалую интригу на будущие два тома.
Теперь о недостатках.
О нюансах приема с изложением одного героя другому истории своей жизни я уже писал в обзоре «Имени Ветра» Ротфусса, и повторять смысла не вижу.
«Детский» дебют вполне можно было подсократить. Периодически возникают вопросы по поводу психологического обоснования действий героев. Порой братья Ордена веду себя чересчур по-мазохистски. А сам Ваэлин с какого-то перепугу взваливает на себя все более тяжелую ношу, не успев нормально донести предыдущую.
Местами спотыкаешься о странноватые языковые конструкции, патетичные диалоги (особенно в изложении Братьев), иногда о явные анахронизмы (юридическое обоснование захвата имперских городов). Многие аспекты мира не раскрыты, низший и средний класс Королевства практически не фигурирует в действии. Государственная машина описана очень условно.
Но, невзирая на эти моменты, роман Райана вышел на удивление затягивающим и увлекательным. Способным обеспечить вам пару интересных вечеров в компании мятущегося Ваэлина и остальных жителей Объединенного Королевства.
Эрго. Интересное героическое фентези в средневековом антураже. Не особо позитивное по настрою, но захватывающее по изложению. Причем, что отдельно радует, не без морали.