Влечение к предельному Включению, или Нам есть куда стремиться!/Лестница от животного к Богу
29 век. Постлюди. Инклюзии. Инопланетяне. Невообразимые технологии и далеко зашедшая эволюция человеческого рода.
Конкуренция. Интриги. Кланы. Покушения. Убийства.
И в центре этого всего праздника жизни — воскрешенный космонавт из прошлого.
Согласно прогнозу — возможная причина войны.
А может и тот, кто способен перевернуть устоявшееся мироздание?
Яцек Дукай, автор шикарных «Иных песен» считается лидером современной польской фантастики. Посему Perfekcyjna niedoskonałość, написанное еще в 2004, и лишь в прошлом году добравшееся до наших пенатов, ожидалось с огромным интересом.
Дукай не подвел. Роман интересный, и как всегда у Яцека, не самый простой для восприятия.
Перед нами будущее «900 лет спустя». За это время на Земле и вокруг многое изменилось (а многое осталось прежним).
Человечество совершило таки долгожданный рывок, выйдя за границы обычных хомо сапиенсов. Правда, далеко не все, а лишь ничтожная его часть. 99 процентов людей напрочь отказываются играть в игры с восхождением по кривой прогресса HS, удовлетворяясь нехитрыми развлечениями и не являясь гражданами Цивилизации человеков.
Серди остальных, кроме собственно стахсов (Standard Homo Sapiens), имеются постлюди (Post-Human Being), внекосмические компьютеры, слабопостижимые, многогранные инклюзии и еще некоторое количество забавной выхухоли. Это не считая самых натуральных алиенов нескольких рас.
Большинство из них существуют на нескольких уровнях реальности, причем порой одновременно: в материальном мире и в виртуале, могут пользоваться разными комплектами чувств, управляя десятками манифестаций себя любимого, находиться в куче разных мест одновременно. Что уж говорить о такой мелочи, как моментальная смена вкусовых предпочтений: от тошноты до искренней любви к определенному блюду.
Кривая прогресса хомяков разумных (и не только) ведущая от стахсов к инклюзиям неплохо продумана и обоснована.
Жаль, особых психологических отличий людей будущего от наших современников, мы не увидим. Те же интриги, те же попытки стать самой большой жабой в болоте, те же убийства и гордыня.
Зато наблюдать за постлюдми, с их неординарным отношением к полу, способом существования — одно удовольствие. Особенно крышесрывным становится начало романа, наполненное терминологией будущего, нестандартными словесными, языковыми конструкциями, полностью отрицающими привычные гендерные подходы, сперва дико похожими на опечатки («Максимилиан следилу за ними сквозь вино, сквозь дракона, сквозь хрусталь. Сейчас ону сгустилусь на Плато едва ли не точечно, оставив прочие свои манифестации», «Я былу приглашену на свадьбу – и прибылу»), резкими многоуровневыми сменами планов и пластов от лица фоэбе. Использованием знаков препинания для передачи разных уровней общения и восприятия постлюдей. Натуральный срыв башки. К которому, по счастью, довольно быстро привыкаешь.
Но и без обычных (почти обычных) людей Дукай нас не оставит. Те самые стахсы, достигшие нехилого долголетия (с помощью архивации воспоминаний, личности и подселения их в случае смерти в другое тело), вовсю пользующиеся ископаемой стайностью/клановостью, чувствуют себя в мире будущего весьма неплохо.
Локация романа многообразная и богатейшая. Отслеживать нюансы будущего Дукая становится одним из интереснейших занятий во время чтения. Яцек познакомит читателя с метафизикой, по законам которой живет его мир, и прочими научными достижениями 29 века. В частности, внушает идея Сол-Порта – недетские забавы с пространством-временем. Концепция Плато. Да и использование нескольких времен порадовало. Как и фантасмагоричные приключения протагонистов в Мешке.
Ведь перед нами крепкая научная фантастика со смелыми идеями, любопытными мыслями и предположениями.
Не оставит автор читателя без местной бурной политической жизни. Конфликты, разборки и дуэли (!) меж кланами, стахсами, горизонталистами, вертикалистами, фоэбе, инклюзиями, деформантами. Жизнь кипит!
Качественными получились и ведущие персонажи.
Анжелика Мария Макферсон — младшая дочка стахса Макферсона, семнадцатое его дитя согласно Старой Традиции. 19 летняя девушка, воспитанная в африканском монастыре иезуитов. Дитя Африки, которому папаня поручил шефство над его собственностью.
Адамом Замойским. Астронавтом из далекого прошлого, восстановленным из останков на борту старого космического корабля. Человеком, которым не должно было быть на этом звездолете. Лишенным памяти гостем из прошлого, пытающимся постигнуть напрочь изменившийся мир будущего. Загадочным субъектом, хранящим в глубине немало тайн, ставшим причиной судьбоносных событий. Нашим проводником, своеобразным воплощением ошарашенного читателя во вселенной Дукая. Радует Адам серьезным развитием, потихоньку превращаясь из первобытного человека в полноправного участника событий.
Наблюдать за отношениями этой парочки, их трансформацией, интересно, и интересно весьма.
Как вишенки на торте – виртуальность, которая гораздо больше чем виртуальность. Разговорчивые кони-генималы. Чрезмерно могущественные и не очень эффективные Войны. Вопросы воспитания, взросления. Размышления о сути человечности, самотождественности, идентификации себя. И, конечно, любовное описание Черного континента («Африка – это мужчина, его гнев и наслаждение никогда не длятся слишком долго»), наполненное путешествиями по саванне, охотой, ночами под бескрайним небом, уважительно–убийственным отношениям к слонам.
Стоит отметить частое использование оборванных фраз в диалогах. Жизненный прием – как часто во время разговора собеседник дает вам высказаться до конца? Или вступает в полемику, не дослушав ваших аргументов? Так отож.
Да, финал, при желании легко назвать «открытым» (ходили слухи, что Дукай планировал продолжение, однако, по-видимому, оно в планах и осталось), но, в принципе, историю пана Замойского можно счесть завершенной.
Эрго. Непростое для восприятия (особенно в начале, пока не привыкнешь в авторскому стилю), но поразительно атмосферное путешествие в будущее по Дукаю. Масса размышлений о пути развития разума, человечности, завораживающая картина грядущего. Вещь сложная, но достойная.
Путешествие в 19 век, или Три палки в синее колесо заговора
Загадочный прием в стенах отдаленного поместья Харшморт в Орандж-Локс накрепко связал вместе трех абсолютно незнакомых людей.
Юную мисс Темпл, увлекшуюся недостойным для молодой леди занятием – слежкой за бывшим женихом. И пускай она теперь точно уверена, что дело отнюдь не в романтическом увлечении, но…
Наемного убийцу по прозвищу Кардинал Чань, из рук которого выхватили его очередную жертву. И пускай полковник Траппинг все равно был убит, Чань сам видел его тело, но…
Доктора Свенсона, опекуна и няньку беспутного принца Мекленбургского. И пускай принц вроде вырван из лап недостойных негодяев, поселившихся в Харшморте, но…
Все трое после визита в поместье прекрасно понимали: то, что началось в Орандж-Локс далеко от завершения.
Их жизнь уже изменилась: что-то странное, загадочное, смертельно опасной тенью нависло над каждым участником событий. Это не считая вполне земных проблем от влиятельных и богатых людей, также имеющих свой непонятный интерес в этом неведомом деле.
Жизнь наших героев уже изменилась.
Похоже не только их одних.
А что случится, когда это трое наконец-то встретятся?
Карьера американца Гордона Далквиста в писательском ремесле вышла не совсем типичной. С одной стороны, его занятие драматургией вроде как располагало к написанию прозы. С другой – далеко не все драматурги способны сочинить не пьесу, а полноценный роман. Все же эти жанры, несмотря на кажущееся сходство, изрядно далеки друг от друга.
Возможно Гордону помогло еще одно его увлечение – кино. Короткометражки Далквиста неоднократно светились на независимых фестивалях.
Как бы то ни было, дебютная книга Гордона произвела буквально фурор. По слухам издательство предложило ему 2 миллиона долларов за этот роман и его продолжение. Это не считая номинации на премию Локус за лучший дебют.
Что же такое получилось у нашего мастера на все руки?
Вышла весьма интересная и неординарная вещица, интересная в первую очередь стилем.
Стилем 19 века. Последнего столетия в истории человечества сохранившего остатки некой куртуазности, и галантности что-ли. Позабытого, таинственного века, когда наука еще только набирала свою магическую силу, когда скорости не достигли нынешних безумных уровней, орудия убийства не приблизились к современным неимоверным возможностям, и даже злецы не утратили нотку старой доброй патриархальности. Столетию, еще не знавшему мировых войн, мирного атома, и миллионных жертв «локальных» конфликтов. Времени, предстоящему пред «веком-волкодавом».
Этим самым 19 веком пронизано у Далквиста буквально все. Перипетии. Реакции. Описание места действия – не названной по имени территории, чертовски напоминающей Англию. Отели, улицы, особняки, магазины, аристократический быт. Все это будто возвращает нас в то ностальгическое время, куда там пресловутой машине времени.
На эту же мельницу льют воду образы протагонистов — второй откровенной удачи Гордона.
Вся троица жутко колоритная, до одури стильная, и практически не выбивается из контекста эпохи, на диво удачно избегая анахронизмов в своих действиях, и даже мыслях.
Мисс Темпл – молодая дама из богатой семьи, выросшая на острове вдали от метрополии. С одной стороны образованная молодая леди, не чуждая романтики и любовных томлений (в девках пересидела – уже 25 годочков). С другой – упорный Пеппи Длинный Чулок с крепким характером и ноткой здоровой наглости – воспитание на далеких островах дает о себе знать. Она размышляет, сомневается и переживает, как обычная юная девица. Но при этом вполне способна на поступок и действие (правда, не всегда разумное), чем привлекает читателей не только женского пола.
Доктор Свенсон – медик-офицер и поверенный министра небольшого германского княжества. Интеллигент, джентльмен, переживший в свое время серьезную личную трагедию. Эдакая «золотая середина» нашей троицы. «Середина», к сожалению частенько срывающаяся в силовое решение проблем, вместо использования «серого вещества». В его оправдание нужно сказать, что времени сесть и хорошенько подумать, противники ему практически не оставляют.
Кардинал Чань – в силу особенностей профессии – человек действия. Беспощадный киллер, не отягощенный нравственными ориентирами. На первый взгляд. Со временем выясняется, что и мозгами наш наемник отнюдь не обделен. И моральные принципы присутствуют. И на любовь он способен. И на самопожертвование.
Подавляющее большинство глав рассказывают нам историю от лица одного из троицы, вовсю используя языковые и поведенческие особенности, присущие каждому из героев. И эта перекличка воспринимается абсолютно шикарно. Текст плавно переливается от события к событию, органично продолжая, дополняя и развивая начатое в предыдущей части. Только немного под другим углом восприятия.
Вполне в ключе времени и антагонисты. Зловещий заговор. Жуткие эксперименты. Тайная организация с трескучими идеями до боли знакомыми читателю. Яркие злодеи, безнравственные, опасные, коварные.
На общую стилистику романа работает и талантливое смешение жанров, предпринятое Далквистом.
Начинаясь как женская проза с элементами эротического романа (в стиле незабвенной «Истории О») The Glass Books быстро превращается в готический триллер, приобретая также черты остросюжетного детектива, сдобренного политическими интригами и напряженными боевыми сценами. Каждая глава от лица одного из героев добавляет роману новых красок и оттенков, превращая его в весьма нетривиальное полотно.
И, конечно же, интрига. Она цветет и пахнет фактически с первой страницы. Загадки множатся как грибы после дождя. Информация добывается героями с огромным трудом и по малюсеньким кусочкам. Фактически до самого финала полной картины мы так и не увидим.
Увлекательно.
Помимо стилистики и качественного разыгранного действия, работа Гордона интересна и своими моральными аспектами (какой роман 19 века без моралитэ?). Поразмыслит автор над проблемой научных достижений, попавших не в те руки. Над духовным развитием человека. Выявлением его лучших качеств в тяжелых обстоятельствах. Извлечением худших, или неоднозначных, типа неистовства и чрезмерного упорства. Психологическими нюансами управления толпой и отдельными индивидуумами. Поиздевается над громкими идеями, такими привлекательными для гомо сапиенс, независимо от века, в котором они живут.
Ничего сверхъестественного, но в данном антураже смотрится живо и не нудно. И, к сожалению, весьма актуально.
Эрго. Отличное стилистическое упражнение – оммаж 19 веку, с качественным смешением жанров, удачными героями, вечно живой интригой, и не без морали.
Объем разве что изрядно великоват. Далеко не каждый читатель сможет сдюжить полторы тысячи страниц погружения в прошлое. Но те, кто осилят – скорее всего, не пожалеют.
Поющая ведьмовская эскадрилья, или Матриархальная колдовская Америка
Альтернативная Америка. Страна, где 300 лет назад, вместо салемских костров, ведьмы подписали с жителями цитадели демократии договор. Согласно которому взяли на себе защиту страны от врагов.
Наше время. Штаты сотрясают теракты, проводимые ведьмами из нелегальной радикальной организации.
Тем временем три юных колдуньи начинают обучение в Форте Салем – военной базе, готовящей солдат-колдуний для американской армии.
Им предстоит масса тренировок, овладение силой, налаживание отношений с сокурсниками и офицерами. Но никто из них не догадывается, что коварный враг находится не где-то далеко, а рядом с ними. Прямо в стенах форта.
Тема магических/звездных академий, казалось уже исчерпанная до дна, все никак не хочет отступить в пучины истории. Не успели завершиться «Волшебники», как кабельный канал Freeform подогнал нам новую историю, связанную с магическим обучением.
Историю, в первую и главную очередь радующую нестандартным сеттингом.
Америкой, чьи жители решили не воевать с ведьмами, а интегрировать этих прекрасных дам в общество, поставив их на службу этому самому обществу.
Итак, в этом варианте США кроме обычных войск (о которых мы так ничего и не узнаем), имеются ведьминские подразделения.
Главным и чуть ли не единственным оружием ведьмы-солдата является голос («Ваши голоса ваше оружие, солдат – который не может издавать звуки — беззащитен», х-м, а если простуда? Захрипла ведьмочка? Войну отменяем?). Ведь здешняя магия напрямую завязана на звук. Колдуньи могут голосом призвать шторм или торнадо, пробить толстую сталь (сила удара — 1600 кг на метр кв.), или наоборот защититься от металлического штыря в лицо, загипнотизировать человека. Причем используются не только слышимые ухом частоты, но и ультра с инфразвуком. Для разных дел имеются разные звуковые комбинации (прозванные «семенами»), изобретенные в основном ведьмами прошлых поколений.
Имеется также некая загадочная сальва – штука, готовящаяся по древнему рецепту, из трав типа белены, аконита, тысячелистника, позволяющая левитировать, имеющая еще некоторые боевые свойства (какие — зрителю неведомо).
Банальным оружием, как холодным, так и огнестрельным, ведьмы пренебрегают. За исключением некоего хлыста с грузом на конце, наполненным энергией, способным разнести вдребезги камень.
Небогатый арсенал — бедненько, но чистенько.
При наличии ракетного вооружения, снайперских винтовок, ведьмы вполне могут поиметь бледный вид и макаронную походку.
Впрочем, как в этом мире с технологиями, до конца не ясно. Мобилок вроде нет, пользуются проводными телефонами, вертолеты в наличии, машины как 30-х годов, так и вполне нашего уровня, что с самолетами непонятно.
То же касается военных разработок, о них не говорят, и что используется обычными войсками, не показывают.
Впрочем, для постановщиков все это явно не главное.
Их интересует, как может выглядеть Америка, склонившаяся к матриархату и дружащая с ведьмами.
Граждане к колдуньям относятся уважительно, но с опаской и некоторым недоверием. В процессе постепенно перерастающим в страх (террористы-«серийники» постарались). Вполне в людском духе. На политической арене у здешних Шатов все более менее в порядке. Дружба со всеми странами, помимо Китая. Америка, как обычно, возглавляет и направляет, проводит военные операции по всему шарику. В общем, ничего нового.
Против кого операции? Против таких же ведьм – «серийников». Колдуний, активно занявшихся терроризмом. Выкашивающих своими взрывами, проклятиями, заморозками, чумными бомбами сотни людей во многих регионах планеты. Программа у них на первый взгляд странная — за свободу ведьм всего мира, «война может быть лишь одна – между нами и людьми».
Так они ж свободные, полноправные, уважаемые граждане? — удивитесь вы. Так-то оно так, но есть нюанс. Любая ведьма, вошедшая в подростковый возраст обязана откликнуться на призыв армии. Иначе ее ждут крупные неприятности вплоть до смерти. А армию некоторые колдуньи сравнивают с банальным рабством. Причем смертельно опасным.
В общем, как только тебе стукнуло -надцать девчоночьих лет, добро пожаловать на казенный паек. В Форт Салем – единственное место, где нет никого, кроме ведьм. Дальше, после базовой подготовки, в зависимости от твоих способностей и старания. Либо военный колледж. Либо фронт, откуда такие желторотики – «пушечное мясо» чаще всего не возвращаются.
Правда, какая передовая, а уж тем более линия фронта может быть в войне с террором, которая происходит по всей Гее? Ну ладно не будем цепляться к словам.
Как можно догадаться, такая судьба далеко не всем по нраву. Может «серийники» не за свободу ведьм, а против армейской лямки бунтуют? Правда, пока их не было, и ведьминским террором не пахло, и армия была гораздо более спокойным местом. Непонятно.
В названии сериала обыгрывается матриархальный уклон здешней Америки. Motherland – Родина, а также Земля матерей, в отличие от более привычного нашему патриархальному обществу fatherland – Земли отцов.
Однако, это все преамбула, а амбулой у нас, как я уже говорил, выступает классическая подростковая магическая академия, куда отправляются три главные героини.
Раэла – эдакая бунтарка (даже по прическе). Единственная курсантка, без фанатизма относящаяся к бравым речам и мальчикам. Чуждая почтительности, бегущая от ответственности девушка с суицидальными наклонностями. Дочь лекарки, сама практикующая оригинальный вид медицины, подразумевающий перенос хвори с больного на доктора. Несколько расточительный как на меня метод. Доктор так быстро закончится.
Абигейл – член уважаемой семьи, дочь матери-героини («Да, мэм! Нет, мэм!»), напыщенная, высокомерная аристократка, мнящая себя лучше других, с ходу начавшая спорить с Раэлой. Бесстыдная, как и ее мать («стыд — удел гражданских»). «Золотая молодежь» в лучшем виде. Только молодежь, четко готовящаяся к военной стезе. Ребенок, выросший под гнетом родительницы и ее желаний.
Талли — экзальтировання девица, отправившаяся в армию, несмотря на мольбы матери и возможность этого не делать. Девственница, воспитывающаяся в матриархальном лагере далеко от города (совсем без мужиков). Чувствительный, добрый, чуточку наивный человек, выступающий миротворцем и скрепляющим материалом для двух предыдущих членов тройки.
Академия получилась вполне типичная. Занятия, точнее песенные тренировки, рейтинги успеваемости, дух соперничества и товарищества, вялые конфликты с сокурсниками (точнее у Абигейл со старой знакомой). Командная работа. Терки внутри подразделения. Пьянки, лесбийские романтические страдания, подготовка к празднику, беготня за понаехавшими мальчиками. Влюбленности, целомудренно показанная страсть. Активное отмечание Бельтайна, яркая энергетическая дискотека (это, понятно, ведьминская специфика). Если судить по тому, что нам продемонстрировали, большую часть времени студентки занимаются чем угодно, только не тренировками, позабыв об угрозе стать «пушечным мясом». Действия и отношения героев временами заставляют вспомнить незабвенную поговорку: «детский сад, вторая группа». «Она сказал, что меня любит!». «Она моя девушка! У меня к ней чувства» в лицо сержанту — особенно порадовало. Прям до слез.
Академическая линия не фонтан.
Армейский быт также в сериале слабенький. Девчачья скажем сразу, получилась армия, версия «лайт». Грозная, но понимающая сержант (ка), даже в морду никому ни разу не давшая. Обращение: «дамы». Гламурные ползанья в грязи и таскания бревен на физподготовке, показанной ровно один раз. Ленивые пробежкти от которых можно отвлечся на получасовой щебет с подружками. Панибратство между генералом и сержантом (младшего и среднего командного состава в форт завезти позабыли). Генеральша – слуга народу, мать солдатам. Полное отсутствие уставных причесок, ну как можно рушить девичью индивидуальность? Ни тебе дедовщины, ни покраски забора от меня и до обеда. Куча свободного времени, используемого черт знает на что. Даже пытки у них очень аккуратные. Скукота.
Позабавил гениальный способ останавливать грузовики с бомбами. Неудивительно, что у них в армии такая смертность. Устройство для принудительной остановки автомобилей? Нет, не слышали.
Зато любопытные особенности сеттинга в наличии.
Позитивные ведьмы, считающие честью служить и защищать, как своих товарок, так и людей. Ведьмы, вне базы силу не использующие ни при каких обстоятельствах (ну, почти).
Поминальные, памятные, а заодно ознакомительные обряды. Ведь у каждой ведьмы на этой войне кто-то погиб.
Гендерный перекос: «Женщины сильнее мужчин».
Топанье ногами вместо аплодисментов.
Милые улыбчивые некромантки с птичками.
Мадам-черный президент, давящая на нашу доблестную 300-летнюю генеральшу.
Пропитанный сексом Бельтайн.
Свадебные (на пять лет) и лечебные ритуалы.
Вечный генерал (ьша), составляющая со своим змеино-старушечьим конвоем (по спартански ночующем в одной комнате) практически одно целое. Генеральша, научившаяся возвращать юность без конька-горбунка и молодильных яблок. Одно из самых мерзеньких мест сериала – задурили девкам головы.
Шпионскую интригу постановщики вскрывают весьма быстро, дальше остается наблюдать за коварным врагом, плетущим паутину вокруг протагонистки (интересно, все ведьмы- серийники такие страшные? Тогда понятно, почему они бесятся. Кстати, не совсем понятно с внешностью террористки, девица вначале несколько отличается личиком от того, что мы увидели в 7-й серии). И делать ставки, на каком этапе супостатка перевоспитается под влиянием чистой девичьей любви.
Да и шлейфа роли миру откровенно не хватает. Дыр и лакун в истории, бытовых и промышленных нюансах этой локации на порядок больше, чем фактажа, что лично меня дико отвлекает от погружения в историю.
Также жаль, что линия начальства и стратегического противостояния с «серийниками», занимает немного места. За ней следить было бы однозначно интереснее, чем за шаблонными девичьими академическими буднями. Впрочем, и усилий от постановщиков она требовали бы гораздо больше, как финансовых, так и сценарных.
Эрго. Сериал с оригинальным сеттингом, распорядиться которым постановщики толком не сумели. Вместо акцента на раскрытии интересного мира, шпионском триллере или мистическом детективе, они уделили львиную долю хронометража банальной истории о школе волшебства. Зря, могло выйти гораздо лучше.
Режиссер: Стив Эделсон, Хайфа Аль-Мансур, М. Дж. Бассетт
Майкл Девен, сын члена Почтенной компании торговцев канцелярскими принадлежностями, прибывает ко двору в надежде попасть в Почетный отряд благородных пенсионеров – личную охрану монарха. Что позволит юноше воплотить свои амбициозные планы. Заодно у него еще одна цель – заручится расположением сэра Фрэнсиса Уолсингема, главы разведслужбы королевы.
Но кроме верхнего Лондона, существует и Нижний. Халцедоновый чертог – место обитания эльфов, фей и прочих английских фэйри. И, конечно, их королевы – Инвидианы.
Леди Луна, впавшая в немилость у владычицы дивных, получает еще один шанс вернуть королевское расположение. Луне поручают переселиться ко двору Елизаветы и заполучить власть над тем самым сэром Фрэнсисом. Этой фигуре отведена важная роль в интригах королевы фэйри.
Леди принимается за дело, решив действовать через молодого, подающего надежды джентльмена — Майкла Девена.
Романов, где фигурируют фэйри, создано немало. Однако у Мари Бреннан получилось не затеряться на фоне этого многообразия.
В первую очередь потому, что действие происходит в 16-м, «золотом веке Англии». При дворе той самой великой Елизаветы. Книга переполнена приметами и особенностями времени. Богатые покои королевских резиденций (вне конкуренции Райские покои с их сокровищами). Аудиенции, решающие судьбы сотен придворных. Щегольские наряды и тайные свидания (Елизавета любила модное платье, и терпеть не могла интрижек, а тем более браков среди придворных). Долги, в которые с головой приходится влазить тем, кто жаждет достичь хоть какого-то положения («придворная карьера обходится недешево»). Возвышения низких и падения высочайших. Попойки, карты, игры в теннис, жесткое похмелье, прочие прелести светской жизни. Протекции и кумовство. Интриги, которыми буквально пропитан воздух покоев властительницы Англии (следить приходится за каждым своим действием и фразой). Межфракционные игрища, противостояния в Тайном Совете Ее величества, королевская немилость и заключения в Тауэр, витиеватые словеса, изысканная лесть. Дворец, где проводят месяц-другой, после чего меняют место дислокации властительницы с придворными, «ведь в стенах дворцов воцарялись грязь да зловоние» (как не вспомнить «великолепный» Лувр с его практичными портьерами). Забавные нюансы местной жизни, как-то дамы-камеристки, ночующие прямо на полу в покоях своих покровительниц. Религиозные дрязги, конфликт меж католицизмом и протестантством, войны с Испанией, «терки» с Францией, «тонкий европейский политик». Работа главного секретаря, а заодно начальника разведслужбы Елизаветы. Аналитические разборы происходящего в Европе.
Но силен Onyx Court не только историческими экскурсами. Ведь кроме двора Тюдоров есть в Лондоне (точнее под ним) и другой двор – королевы фэйри.
Место, где дивным не страшны сила холодного железа и людской веры – убежище посреди мира смертных. Двор, затмевающий своего людского конкурента.
Разнообразные волшебные существа. Брауни, домовые, великаны, пикси, фавны, альвы, мурианы, буганы, драка, нимфы, русалки, красные колпаки, гоблины, большелапы, криксы. Кого тут только нет! Послы от французских, уэльских и прочих заграничных фэйри (в это мире дивные водятся везде, вплоть до далеких языческих стран). Невообразимые платья, завораживающие сокровища и зачаровывающие чудеса. Восхитительный Ночной сад. Могучие чары и убийственные проклятия. Куртуазность и жестокость. А уж интригам, плетущимся тут, их верхние собратья и в подметки не годятся. Придворной политике фэйри уделяется немало времени.
Не забываем о сложных отношениях с морским народом. Тяжелых переговорах с ирландскими фэйри. Конфликтах английских дивных с Дворами Севера. И, безусловно, противостоянии с могущественной Дикой Охотой. Моментах, активно влияющих на сюжет.
Особенностей жизни волшебного народа автор отсыплет нам с лихвой. Хлеб, принесенный в дар дивным: пища, позволяющая фэйри чувствовать себя нормально в мире смертных (недолго). О воздействии стряпни фэйри на людей Бреннан также не позабыла. Подаренная одежда людей, заставляющая домовых уходить из дому (Добби свободен?). Сложные отношения меж разными народами фэйри. Любовные шашни с людьми. Смертные игрушки королевы, живущие при дворе Инвидианы.
Оба двора крепко накрепко связаны и плотно влияют друг на друга. Действия фэйри влекут падения и возвышения придворных сановников Елизаветы. Индивиана с присными преследуют свои цели, играя в шахматы людскими фигурами (вплоть до королев). Да и в бою смертных использовать доводилось (этим, правда, грешат не английские, а шотландские дивные). Человеки (точнее некоторые из них) в свою очередь пытаются вычислить источник стороннего вмешательства, неведомого игрока, объявившегося на европейской политической доске. И ведь вплотную приблизились к истине, Штирлицы елизаветинские! При том, что фэйри всеми силами избегают внимания смертных, сохраняя свою тайну. Людские верования – грозная сила.
Добавляют в блюдо остроты флэш-беки, переносящие читателя на десяток-другой лет, позволяющий присутствовать лично при важных событиях (вплоть до сокрушения Непобедимой армады).
И, конечно, отличная языковая стилизация «под старину», хороший слог, использование старомодных языковых форм (снова вспоминается «Джонатан Стрендж»).
Повествование практически поровну разделено между двумя главными героями (у каждого своя глава) — человеком и фэйри, позволяя прожить с протагонистами несколько насыщенных лет.
Майкл Девен из джентри (нетитулованное мелкопоместное дворянство). Сын книгопечатника/торговца, стремящийся к придворной жизни и возвышению. Вставший на этот нелегкий путь в самом начале романа – получив место в личной охране королевы. Относительно молод (27 лет), амбициозен, неглуп, неплохой аналитик. Ставший приближенным сэра Фрэнсиса Уолсингема, ищущий вместе с ним того самого неизвестного игрока. Влюбившийся в девицу, оказавшуюся не тем, кем представлялась.
А вот и эта девица – леди Луна из дивных. Фэйри, впавшая в немилость королевы Халцедонового Двора, исполняя ответственное дипломатическое поручение. Пытающаяся вернуть свои позиции в нижнем мире, «работая» при дворе Тюдоров. Испытавшая множество опаснейших перипетий. Ненароком прикоснувшаяся к тайне, позволяющей изменить расклад сил в мире дивного народа.
Где-то после экватора романа Девен узнает правду о Луне, и герои вместе вступают в противостояние с силами, которые на первый взгляд невозможно одолеть. Сражаясь не только за свои жизни, но и за судьбы двух миров.
Позднее к делу подключатся действительно могущественные сущности. А уж когда в конфликт активно вмешается Черная свора, вечер окончательно перестанет быть томным.
Протагонисты пройдут непростой и долгий путь развития, часть из которого вместе. Покажут читателю примеры истинной верности, силы духа. Олицетворяя собой веру в великую силу Любви и надежду на мирное сосуществование двух миров: смертных и фэйри. Вот и славно, недаром еще кот Леопольд сказал: «ребята давайте жить дружно».
Эрго. Красивый, атмосферный, отлично стилизованный рассказ о фэйри и людях, полный подробностей «золотого века Англии» и обычаев дивных.
P. S. Всего на сегодня в цикле четыре романа. Причем в них фигурируют не только разные герои, но и различные времена. В следующем томе "И в пепел обращён" (уже переведенном на русский) события происходят во время Великого лондонского пожара 1666 года.
Космическая математика, или Медленные властители Вселенной/ «Тише едешь – дальше будешь» — первый принцип эволюции
Фассин Таак, наблюдатель медленных при дворе наскеронских насельников, никак не ожидал, что несколько высоких чинов Меркатории направят к нему представительскую проекцию с весьма неожиданным предложением.
Понятно, что его работа весьма важна для всей Кульмины. Библиотеки насельников, существ живущих миллиарды лет, хранят в себе массу информации.
Но интерес со стороны самого комплектора? Одного из тех, кто управляет сотнями тысяч звезд и миллионами планет?
К такому Фассин готов не был.
Как и к тому, что от его последующих действий будет зависеть судьба всей системы Юлюбиса.
А может быть и галактики целиком.
Жизнь шотландца Иэна Бэнкса в целом складывалась нескучно. Университет. Подработки
садовником, санитаром, полевым сезонником, швартовщиком. Путешествие автостопом по Европе и Марокко. Визит в США.
В общем, на спокойного обывателя Иэн никак не тянул. Плюс увлечение научной фантастикой. Потихоньку стал писать сам. В стиле все того же сайнс фикшн.
Получилось неплохо.
До рокового 2013 года, когда писателя настиг рака желчного пузыря, на счету Иэн было почти 30 романов, почти треть из которых входит в цикл «Культура».
Однако наш сегодняшний герой, The Algebraist, появившийся на свет в 2004-м, полностью самостоятельное и законченное произведение.
Причем весьма любопытное.
У романа Бэнкса есть две глобальные «фишки», выделяющие его среди конкурентов, и несколько прелестей поскромнее.
Первая интересная черта книги – акцент на вотчине Кроноса- Времени. В галактике Иэна разумные существа подразделяются на медленные и быстрые виды. Быстрые, такие как человечество, чья история обычно исчисляется дай бог если какими-то несчастными десятками тысяч лет, «и жить торопятся, и чувствовать спешат», выбирая бег по дороге развития.
Медленные, расы, существующие миллионы (а то и миллиарды) лет, наоборот приспосабливаются к неторопливости эволюции, и в результате, утратив некую яркость и порывистость, приобретают взамен чертовски долгий срок жизни.
Плюс возможность менять временные темпы. Однозначно, с Хроносом медленные виды «на ты».
Многообразие разумных рас, и их серьезное отличие от привычных нам гомо сапиенс в фантастике дело не новое. Но такие интересные варианты, подразумевающие абсолютно иной подход к жизни, и дающие нам настолько серьезную пищу для размышлений, встречаются нечасто.
Отсюда выплывает вторая прелесть «Алгебраиста»: одна из медленных рас, те самые насельники, с которыми мы познакомимся достаточно близко.
Живут они исключительно на газовых гигантах, и описание их цивилизации одна из «вкуснейших» линий романа.
Дело даже не в их внешнем виде, хотя насельники напоминают пару больших колес, соединенных осью, и при этом абсолютно не чувствуют физической боли. И не в полном отсутствии у них постоянного правительства, военных сил и денег. И не в забавной системе баллов, единственной, кроме возраста, имеющей для насельников серьезное значение. Или их городах, «механизм из миллионов шестеренок парящие в густом газовом бульоне». А скорее в общем подходе к жизни.
Как вам практически случайное распределение властных постов? Или то, что почти все время насельники пребывают в «мужском» состоянии, становясь «женщинами» лишь на короткий срок вынашивания плода и родов. Или отношение к отпрыскам, считающимися низшими существами, тысячелетиями своего детства остающимися рабами, прислугой у взрослых, а то и попросту объектом для охоты (своеобразный естественный отбор).
А их формальные войны, напоминающие своеобразные гигантские дуэли, возникающие по эстетическим, или планетопланировочным поводам?
В общем, следить за этой крайне неординарной цивилизацией, постоянно открывая новые и новые ее особенности, вызывающие то оторопь, то смех, то неприятие, то интересные мысли — «просто праздник какой-то».
Но насельниками прелести The Algebraist не ограничиваются.
Есть еще:
— «Правда» — универсальная «окончательная вера», сверхрелигия, включающая в себя все остальные, и основанная на концепции имитации реальности (здравствуй, «Матрица») и понимании того, что вся наша жизнь лишь эта самая имитация.
Причем для Меркатории (здешнее имперское державное объединение) «Правда» является государственной религией, и костылями, на которых держится вся система.
— Крайне негативное отношение к искусственному разуму, официально именуемому «искусственной мерзостью». После Войны машин были запрещены нанотехнологии, а ИР полностью поставлен вне закона. Существуют даже специальные службы, разыскивающие и уничтожающие остатки искусственного разума, и тех, кто скрывает умные машины.
— Значимый социальный аспект, выражающийся через конфликт запредельцев, местных варваров с отдаленных систем и властями Меркатории. Та, как и любая империя, не терпит не только внешнего, но и внутреннего сопротивления. Посему, кроме запредельцев «отгребает» и разнообразная хиппующая молодежь.
— Начальное обучение, «регрессорская» практика, бытующая в Кульмине. У слаборазвитого вида, не вышедшего в космос, изымается некоторое количество эмбрионов, из которых затем выводится зависимые существа, использующийся для службы властям Меркатории. Мало того, что выращенные таким образом особи при должной обработке по гроб жизни благодарны своим наставникам. Так еще и оставшиеся на родной планете, после того как выходят в космос, чувствуют себя отсталыми по сравнению с собратьями, уже приобщенными к галактической цивилизации. Что не лучшим образом сказывается на отношениях внутри вида.
Именно такая практика была применена к человечеству, нынче разделенному на п-землян (продвинутых) и о-землян (остаточное человечество).
Плюс классический квест по поиску Жутко Необходимой Штуки (завершающийся, правда, отнюдь не классическим финалом). Изначально нагнетаемая интрига и угроза, нависающая над героями буквально с первых страниц. Омерзительный антагонист, вызывающий нутряное желание как можно скорее отправить его вниз на заслуженный отдых. Оригинальные расы инопланетян в больших количествах.
Вот только протагонист не произвел на меня впечатления, сравнимого по силе с общим ощущением от романа. Да Фассин хороший парень, чью личность нам вдобавок раскрывают через флешбеки из прошлого. Честный, в меру храбрый и сообразительный. Но как-то слабо затронул. Плывет себе по волнам происходящего, как бревно по морю. Скорее наблюдатель, чем активный герой.
Да и творением Симмонса местами сильно попахивает. Не сильно большая проблема, но малехо вистов Иэн на этом сходстве теряет.
Также к недостаткам «Алгебраиста» я бы отнес чрезмерную неторопливость развития сюжета, местами излишнюю велеречивость автора (а уж как он большие вставные предложения любит!), и deus ex machina, ярко развернувшихся в финале.
Как на меня, Бэнкс нашел далеко не лучший выход из ситуации.
Эрго. Сильный космический проект, интересный размышлениями о времени, цивилизацией насельников и неплохо проработанной вселенной. Сюда бы героя поярче, да «богов из машины» приструнить, было бы вообще хорошо.