Юный Квиллифер был полностью доволен своей жизнью. Отец – пускай всего лишь мясник, зато член городского совета. Ученичество у адвоката, способное дать ему в руки уважаемую профессию. Успех у девушек. Возможность время от времени предаваться любимому безделью и мечтам о большом мире.
Все это одной несчастной ночью обратилось в прах и пепел. А Квиллиферу выпал шанс узнать, что большой мир отнюдь не столь прекрасен, как в его грезах. Но как бы там ни было, мозгами парень не обделен, как и хорошо подвешенным языком, а значит нужно устраивать свою дальнейшую жизнь. Благо, в королевстве, после смерти государя, начинается грызня за власть, и таланты Квиллифера могут оказаться востребованными.
Авантюрное фентези без особых претензий? Отчего и нет. Тем паче, Уильямс смешал в своем произведении элементы приключенческого, плутовского, интриганского, военного и авантюрного поджанров, подарив читателю обаятельного, активного развивающегося протагониста, описываемого от первого лица.
Главный герой, его взросление и трансформации становятся основными удачами романа.
Итак, Квиллифер. Хороший, добрый человек, не лишенный мозгов и сострадания. Сын мясника (уважаемая профессия, да еще и связи в гильдии). Член любящей семьи. Ученик адвоката, частенько пользующийся юридическим подходом к вопросам. Обладатель хорошо подвешенного языка. Творец новых для этого мира слов типа: «веродоверчивому» или «монотенизируют». Не красавец, но плечист, харизматичен и очарователен. Имеет некислый успех у дам. Обычный 18-летний повеса, в ком борются тщеславие, толкающее его к борьбе за место под солнцем с любовью к праздности.
Ровно до того момента, пока старая жизнь не накрывается медным тазом, а о праздности приходиться позабыть. Ведь наш герой оказывается вынесен водоворотом событий из уютного родного гнезда в большой мир. Вот тут то и начинаются приключения, грозящие время от времени отправить его в мир иной, или как минимум некисло осложнить бытие. Однако где наша не пропадала!
Став свидетелем пиратского набега и «познакомившись» с разбойниками, возглавляемыми самым натуральным сэром, ГГ надолго оказывается при дворе (так вышло, что на высших постах и вокруг них огромное количество представительниц прекрасного пола, что поделать: «в стране переизбыток королев»). Придворную жизнь мы познаем досконально. Тут вам и коронация. И грызня из-за должностей (среди которых такие перлы как Йомен кувшина, моющий руки гостям и Грум королевского табурета (попросту ночного горшка). И шикарные пиры на десятки экзотических блюд. И подробнейшим образом описанная королевская охота с изничтожением тысяч птиц и сотен крупного зверья. Знакомство с различной знатью, порой весьма высокого пошиба. Обустройство и попытки занять уютное местечко. Внимание и немилость венценосных особ. Интриги, восстание и прочие элементы борьбы за власть. Поприсутствует ГГ при изготовлении громадных орудий (сопровождаемых магическими песнопениями). Поучаствует в написании пьес для королевского театра.
Ах да, была еще одна встреча, кардинально повлиявшая (и продолжающая это делать) на судьбу протагониста. С самой натуральной богиней (или нимфой, или фэйри, кто их разберет). А божественные сущности, как вы догадываетесь существа непостоянные и обидчивые. Порой не слишком отличающиеся от брошенных «бывших». А эти бывшие, ух! Так и норовят палки в колеса.
Затеет герой самое натуральное детективное расследование (причем, к его последующему огорчению, удачное), проявив задатки без малого Холмса. Раскрыв нам параллельно особенности здешней системы правосудия. Поимеет (пускай и не слишком долго) беременную любовницу. Попробует силы в каперстве. Станет свидетелем морской (ну ладно, прибрежной) битвы. Попрыгает по волнам побед и поражений. Скучать ему (и читателю) не доведется.
А затем, будто вспомнив о тех, кому недостает батального экшена, автор перебрасывает героя на поля сражений, заставляя проявить недюжинные офицерские таланты (тут он играет скорее на поле Векслера). Скажу сразу, при дворе, несмотря на попытки убийства, было безопаснее.
Квиллифер взрослеет, меняется, обрастает мяском, опытом и связями. Ну и недоброжелателями, куда ж без них. Пробует свои силы в различных сферах. Становится «широко известным в узких кругах».
Отметим внимание автора к морской тематике: при любой удобной возможности Уильямс с нескрываемым удовольствием щеголяет знанием морских терминов и обозначений мореходных приблуд.
Мир романа стандартен, оригинальностью не отличается: по нашему времени примерно на заре Нового времени. Но раскрыт вменяемо.
Особенно выделяется красиво и с любовью описанный родной город ГГ – Этельбайт, уютно расположившийся в болотистой дельте реки, окруженный лабиринтами каналов и намытых из ила отмелей (ил становится для поселения настоящей проблемой, медленно убивая город, ограничивая торговлю, преграждая подход больших судов). Город славный производством изделий из стекла и главной фишкой – разноцветными кирпичами из местной глины. Крышами, позволяющими по верху обойти почти весь Этельбайт. Купцами, во время войны становящимися каперами. И утилитарным подходом к статуям королей.
Имеется даже иная раса, правда отличается она от людей лишь золотистым цветом кожи.
Интрига с личностью предателя, ставшего причиной изменений в жизни города и протагониста.
Легкий ретро-финт (см. Квоута, Клинки, Райан, Лайонс, Леопарда). Но он тут скорее для галочки.
Порадует автор умеренно оригинальным пантеоном (и отправит его куда подальше). Наличием учения милосердного Паломника — сплава идей буддизма, христианства и конфуцианства. Учения, не поддерживающего веру в богов, призывающего не обращать на них внимания и не поклоняться им. Предлагающего изучать человека и строить человеческую этику, основанную на нашей реальности.
Местами попадаются философские размышления о религии, предназначении, месте человека в мире, свободе воли, воздействии сверхъестественных сил на судьбы людей.
Читается роман легко, за Квиллифера порой даже становится волнительно (но не слишком, чай главный герой, не сошка какая, способная помереть в любой момент, тем паче ретро изложение).
В целом — простенько, идейных прорывов и миротворческих свершений не ждите, книга хорошо подойдет, чтобы разгрузить мозг. Что тоже дорогого стоит.
Эрго. Приятный приключенческий коктейль из поджанров Страны фантазии. Ненапряжно, без особых претензий, с привлекательным протагонистом.
Следи за небом!, или Вот кто на самом деле «царь природы»
Во время подземных работ в столице Соединенного королевства человеки докопались не туда (пример морийских гномов не помог). В случайно обнаруженной пещере их ждал самый натуральный дракон. Не мудрый, все понимающий философ, а кровожадное, пышущее огнем чудовище, ведомое лишь одним инстинктом – жрать. Вскоре неведомым образом крылатые твари расплодились в невообразимых количествах и уничтожили людскую цивилизацию на корню.
Проходит пара десятков лет. От могущественного человечества остались отдельные очаги в виде немногочисленных общин, тщательно скрывающихся от новых царей природы.
Лидер одной из них – Куинн, некогда стал первым гомо сапиенсом, увидевшим дракона. Теперь его забота дотянуть до следующего урожая, не дав недальновидным согражданам сожрать плоды раньше времени, да обучить детвору жить в смертельно опасном мире.
Но что если на пороге появится некто, заявляющий, что знает, как уничтожить драконов?
Одна из первых отложившихся в памяти постапокалиптичных лент, да еще и с использованием всегда выигрышного пышущего огнем фантдопущения. Которое становится одной из основных претензий к логике фильма.
Драконы в качестве могильщика цивилизации? Вы серьезно? Существа из плоти и крови, обладающие единственной фишкой – способностью выдыхать аналог напалма (и дырявыми крыльями, отнюдь не повышающими их летные качества). Супротив крупнокалиберных пулеметов, авиационных пушек, ракет «воздух-воздух» и систем ПВО с обнаружением целей за сотни километров? Мясо против радаров, стали и взрывчатки. Даже не смешно. При условии того, что против летучих нехристей работают самые примитивные «бардовские» методы. Даже постановщики сами не определились с тем, как вышеозначенные драконы, начав с одной-единственной особи (ладно-ладно, наверняка не одной), смогли расплодиться в неимоверных количествах (кстати, насколько неимоверных? сотни тысяч? миллионы? миллиарды особей? Кто из достаточно крупных живых тварей достигал когда-либо таких циферок?), особенно учитывая их гендерные особенности.
В общем, в данный апокалипсис поверить крайне сложно.
Лады, прекратим занудствовать, поглядим на сам фильм.
Перед нами достаточно бюджетное приключение (апокалипсис подают в виде журнальных вырезок и закадрового голоса, драконов показывают мало, да и не сравнятся они качеством с коллегами из Сердца или Эрагона, не говоря уже о Хоббите или Доме), радующее кастом, одной красивой небесной охотой и умеренно нестандартным ходом со злецом.
Приятных глазу лицедеев тут действительно немало.
Куинн (Бэйл). Острый на язык малец, выросший в харизматичного лидера. Сверкающий ослепительной, располагающей улыбкой, полный энергии молодости (не ходит, а носится галопом). Старающийся не забывать о будущем. По мере сил заботящийся о своих людях (резануло глаз отсутствие полноценной реакции на «призыв» шести парней из замка, или если проиграл в драке, уже и рыпаться не чего?) При этом не рыцарь без страха и упрека, а мятущийся герой, подверженный сомнениям и рефлексиям.
А вот замок в качестве базы – так себе решение (все же литературку стоило почитать, а не только ЗВ смотреть, а то знали бы на примере Харенхолла, что высокие замки драконам на один зуб).
Его лепший друг в исполнении тонкого и звонкого Батлера. Эдакий хрестоматийный «второй», всегда готовый подставить плечо лидеру. Тоже кстати не лишенный обаяния и иронии.
Любопытен подход к личности антагониста (или скорее антигероя). Перед нами не типичный для постапа злодей, жаждущий власти, баб и поклонения. А трагичная фигура, готовящаяся к обреченной схватке, решающей судьбу вида.
Итак, встречайте — Дентон Ван Зан (МакКонахи). Несмотря на фамилию – типичный американец («хуже драконов только американцы»). Понтовитый, пафосный, самоуверенный. Альфа-самец, способный не только переть буром, но и применять дипломатию. С безумным взглядом, полным боли и угрозы (МакКонахи решил, что даже в фентезийной безделушке не будет работать спустя рукава). Возомнивший себя спасителем, готовым ради достижения цели идти по трупам.
Ведь Ван Зан ни капли не заботится не только о чужих, но и о своих людях. Все его напыщенные речи о трех погибших не стоят и выеденного яйца, как мы увидим уже в следующей сцене.
Въезд в Лондон нужно заносить в учебники как вопиющий провтык командира, после которого его должен ждет трибунал, выговор с занесением в грудную клетку и кастрация. Сгрудить подчиненных в кучу, ожидая нападения гигантского летающего огнемета, вместо того чтобы рассыпаться по руинам; отпустить вертолет; не использовать броню и крупный калибр. Кастрация, причем медленная.
Кстати, постановщики вообще в курсе, сколько кушает танк? А вертушка? Того десятка бочек, что нам показали, хватит ненадолго.
Даже в третьестепенных образах персонажей с репликами типа: «кушать подано», не самые безвестные товарищи типа Деннехи, Мэйнарда или Сиддига.
Актерский состав подобрался на диво звездный.
Сама лента, как вы уже поняли, составу не слишком соответствует.
Денег жалеют (из 60 лимонов бюджета львиная доля, похоже, ушла на гонорары). Особых спецэффектов не ждите. Последствий апокалипсиса почти не покажут, кроме разве что грубыми мазками прорисованной панорамы лондонских руин. В наличии аж две экшен-сцены с драконами (одна даже запоминается). Диалоги слабые и пафосные, еще герои полюбляют много и бестолково кричать.
Из приятного – та самая небесная охота на летучую тварь, с использованием вертолета и планирующих камикадзе-сеточников.
Да пара мелочей, типа асбестовых костюмов и пожарных машин с водометами при выезде на природу под драконьи выхлопы. И, конечно, Звездных войн в качестве детской театральной постановки (это вы сами сочинили? А как же! скромно потупляет очи долу ГГ).
Эрго. Слабенький фентезийный постап с на удивление богатым кастом.
Режиссер: Роб Боумен
В ролях: Кристиан Бэйл, Мэттью МакКонахи, Изабелла Скорупко, Джерард Батлер, Скотт Моттер, Дэвид Кеннеди, Александр Сиддиг, Нед Деннехи, Рори Кинэн, Теренс Мэйнард, Даг Кокл, Рэндолл Карлтон, Крис Келли, Бен Торнтон, Элис Крайдж
В гостях у кельтов, или Ответ на загадку: «Ни дитя, ни мужчина, ни жив, ни мертв»
Примерно 6 век до нашей эры. Места, которые через множество лет будут известны как Западная Европа. Пока здесь никто не слыхал о гордых квиритах, бал правят разнообразные кельтские племена.
Белловез, племянник Верховного короля битуригов был одним из многих знатных кельтских юношей. Сын потерпевшего поражение короля, изгнанник, живущий лишь милостью коварного дядюшки. Обычный отрок, еще даже не постриженный в мужи.
До той поры, пока во время первого же для юнца настоящего боя, Белловез получает смертельную рану. Несмотря на это, напрочь отказываясь умирать. Ситуация, вызвавшая натуральный скандал в суеверном кельтском обществе.
Чтобы понять, как поступить с дерзким феноменом, Верховный друид решает подвергнуть Белловеза испытанию. Требуя совершить невозможное. Отправиться на остров Старух, где обитают девять бессмертных пророчиц, и переговорить с ними. Остров, на который не должна ступать нога человека. А тех, кто нарушает запрет, ждет неминуемая смерть.
Но что если судьба хранит Белловеза для других свершений?
«Неумерший» по подаче материала совершает явный оммаж Ветру и вышел почти столь же завораживающе-атмосферным. Завязка, как и у Квоута, ретроспективна. Старик, проживший до ежиков насыщенную жизнь, готовясь через три зимы уйти к предкам (стратегическое планирование — великая вещь), рассказывает о себе иноземному ионийскому купцу. Изложение нелинейное, идет в обратно-хронологическом порядке с вариациями. Сперва вступление в настоящем – велеречивое, полное размышлений, философствований. Затем нас переносят в юность героя, его путешествие на таинственный остров. После – поведают о роковом походе Белловеза. Следом – более глубокое погружение в бездну времени: окунут читателя в детство протагониста, занимающее добрую половину романа. А вот и время после общения с пророчицами. Добавляют перчику смешение хронологических потоков во время галлюцинаций и видений героя. О комментариях из настоящего автор не забывает.
Прием с рассказом о жизни, как я уже неоднократно писал (Сайкс, Райан , Лайонс ) двойственный. С одной стороны отлично поддерживает любопытство, вставки из настоящего объединяют куски былого в единое роскошное полотно. С другой – изрядно снижается сопереживание и волнение а ГГ, если уж он лично рассказывает о прожитом, все перипетии прошлого уж как-нибудь да преодолеет. Правда, могут ждать сюрпризы в сегодняшнем дне.
Повествование неторопливое, обстоятельное, с отступлениями, подробностями быта, внутреннего мира протагониста. Добавляет погружения изложение от первого лица главгероя. Будто в голове у него побывал. Что самое приятное, мастерства автора хватает, чтобы держать читательское внимание даже при таком при неспешном рассказе с кучей подробностей, не увлекаясь излишним экшеном.
Роман вышел чертовски атмосферным. Мы с головой заныриваем в быт кельтских племен «до нашей эры». Нас проведут практически от рождения и до могилы этих бравых парней. Детство сорванцов, принадлежащих к знатному роду, но лишенных привилегий. Отношение с челядью и редкими гостями. Проказы и забавы, помощь по хозяйству. Обучение воинскому искусству. Приобщение к мистическому миру большого леса. Опасное знакомство с лесными «хранителями» (и неважно насколько добрые у тебя намерения, доказано Уйдгу). Появление в большом мире. Служба пажами (да, некоторые переводческие решения откровенно режут слух) у известных воинов. Непременные торквесы. Подготовка к войне. Большой пир перед ее началом с пьянками, бахвальством, поединками. Врастание в воинское братство. Особенности похода воинов, откликнувшихся на соседский призыв к оружию: последнему, добравшемуся до места сбора – несдобровать. Курс «молодого бойца». Первая стычка в кругу. Татуировки. Жидкое мыло, придающее волосам огненное сияние (о роли мочи промолчим). Головы врагов, тщательно сберегаемые в виде трофеев.
Масса кельтских топонимов, имен богов и земель. Манера подходить к незнакомцам выставляя правый бок в знак мира. Трепетное отношение к богам и духам: лучшее оружие в дар, обращение к силам реки при переправе. «Кусок героя», за который порой разражалось соперничество вплоть до смертоубийства. Отсутствие боязни смерти. Поединки богатырей, с обильным поношением друг друга, перечислением подвигов и убитых врагов. Постоянные войны меж племенами («Покорить мир? что за выдумки, кельты слишком заняты разрывая друг друга в междуусобицах»). Зацикленность кельтов на собственных делах (космополитизм явно не их конек, при том, что они знают о наличии и особенностях окружающих их народов, чужаки кельтов практически не интересуют). Галлы 6-го века выходят у автора натуральными домоседами. Информации о том времени минимум миниморум, может так оно и было, а вот к 4-му столетию кельты с удовольствием «ходили в гости» и в Страну Телят, и не только.
Влияние пресловутых друидов. Особенно роль бардов – весьма уважаемых товарищей, считающихся у кельтов священными. Служащих не только источником развлечения и фельдъегерями, переносящими сообщения. Но обладающих заклинаниями, способными при сложении «сатиры» на человека принести тому неисчислимые беды и сделать реальным изгоем. А восхвалением, напротив, преумножить достаток и благоденствие. Обширные элементы мифа и сказки (для нас сказки, а для них обыденности), живущие рядом с людьми в те былинные времена: ведьмы, волшбари, лесные чудища, великан.
Весьма круто заверчена интрига: как именно сложиться судьба Белловеза, с помощью чего ГГ станет крутым вождем.
Активного действия не густо: операция «ниндзя» во время штурма крепости, да пара поединков.
А вот напряженных сцен поболе, вспомним хотя бы почти любое пересечение с мистическими персонажами, или выматывающую гонку к месту сбора.
Язык на уровне: чуток не дотягивает по завораживающей завлекательтности до Ротфусса, но уступает ненамного.
Но главным все же становится погружение в легендарную историю, позволяющее прожить с далекими европейскими предками несколько захватывающих часов. Ощутить особенности той
эпохи. Познать мифологичность далекого прошлого. Вырасти вместе с героем. Превратиться из мальца в мужа…
И ждать перевода продолжения (в оригинале оно вроде как имеется, неясно правда, до конца ли дописан цикл). С надеждой, что возьмем его в руки пораньше, чем третьего Ротфусса.
Эрго. Отличное погружение в легендарное прошлое, созданное в духе «Имени ветра».
Детектив полиции Томас Деггет хотел связать свою жизнь отнюдь не с поиском преступников. А со служением Господу в роли священника.
Однако сводящие с ума видения не способствовали сохранению веры и получению сана.
Время шло, казалось, религиозные терзания остались для Томаса в далеком прошлом. Так казалось до того момента, когда его посетил крайне необычный визитер. А позднее на улице обнаружили не менее странный труп.
Нет, не вышло у Деггета оставить за порогом религиозные мотивы. Ведь ангелы существуют на самом деле. Ангелы, начавшие вторую войну на Небесах.
И некоторые из них уже спускаются на землю в поисках того, от чего может зависеть судьба всего человечества.
Культовое в определенных кругах кино, одна из первых увиденных мной ласточек, повествующих о том, что на Небесах не все так ладно, как могло бы показаться слушателям воскресных проповедей. Открывшая дорогу ангельской теме в Суперах, Доминионе, Легионе и прочих фильмах и сериалах на эту скользкую тему. Да, Знамения появились на пяток лет раньше, но их ироничная стилистика кардинально отличается от трагических Prophecy.
Пророчество – мрачноватый, депрессивный триллер со стильной работой щеголеватого-завораживающего Уокена и немаловажными духовными вопросами.
Задавший моду на определенные ТТХ ангелов, стиль повествования и нюансы отношений в Небесном воинстве. Видите франтоватых молодцев, обливающих презрением людской род, плюющих на физические законы, обожающих восседать в птичьих позах на неудобных поверхностях, умирающих особо заковыристым способом (сердца прочь, или особое оружие). Это отсюда.
Напомнивший, что ветхозаветные ангелы это не просто вестники и добрые покровители, но и безжалостные исполнители господней воли, проливающие по Его слову кровь как водицу (а отчего только по Его?).
Подаривший нам пару хрестоматийных образов воплощения высших (и низших) сил.
Гавриил (Уокен). Ангел смерти. Лидер тех из небесного воинства, кто не смирился с появлением людей. Жутко ревнующий Господа к его новым чадам. Готовый перевернуть Небо и Землю, чтобы возвратить старые добрые времена до появления гомо сапиенсов. Тоскующий по вниманию Отца. В эгоистичном стремлении вернуть себе все внимание Родителя теряющий благодать, поддающийся злу.
Стиляга, воплощение высокомерия, надменности и пренебрежения. Автор бессмертного определения: «говорящие мартышки», обращенного к «царям природы». Регулярно выдающий чеканные фразы, типа «С этим справятся даже говорящие мартышки», «запах кладбища я чувствую всегда», «учите математику, в ней ключ к пониманию вселенной».
Кстати, Симон в исполнении Штольца/Столца тоже весьма недурен.
Ангелы в «Пророчестве» до одури тактильные существа. Их главное чувство – нюх, на втором месте – осязание, желательно вкусовое. Обожают восседать на жердочках и верхотуре (равновесие 88 левела), напоминая о своей крылатой природе (в эльфах Панкеевой эти ангельские привычки цветут и пахнут). Отличаются неординарными физическими особенностями, слабоубиваемы, невообразимо сильны, способны погружать людей в сон одним прикосновением.
Вторым шикарным персонажем стал Первый из ангелов в исполнении Мортенсена. Одна из наиболее запомнившихся версий этого образа в мировом кинематографе. Соединение ангельской надменности, высочайшего интеллекта, лукавой хитрости, цепенящего коварства, мощного лидерства, звериной силы и непосредственности с излишней самоуверенностью и ощущением незаполняемой пустоты, оставшегося после падения. Ух! До печенок пробирает.
Значимых людских персонажей в ленте ровно два, и они откровенно проигрывают своим мистическим оппонентам.
Деггет (Котеас). Полицейский, вынужденный оставить стезю служителя Господа. Утративший веру, но сохранивший человечность. Проходящий непростой путь ее нового обретения. Сумевший сохранить себя, под весом вновь открывшихся обстоятельств, ломающих привычную мировоззренческую картину.
Кэтрин (Мэдсен). Женское начало, столь редкое в этом царстве мускулинности и бесполого чванства. Женщина не в варианте трепетной лани, а в версии подруги покорителя Дикого Запада. Способная и прикрыть спину, и защитить слабого, и послужить мотиватором, и вломить недругу так, что мало не покажется.
Обратите внимание на знакомство зрителя с Джерри. Когда парой-тройкой кадров нам показали чуть ли не всю жизнь этого человека и его теперешнее состояние.
Запоминается саунд, вовсю использующий религиозные мотивы, церковную музыку, работающий как подводка к персонажам.
Пустынные панорамы Аризоны и индейский колорит части ее жителей.
И, безусловно, морально-этические размышления постановщиков. Об ужасающем воздействии ревности – чувства, способного довести до цугундера практически идеальное существо. Тлетворном влиянии высокомерия, снобизма, пренебрежения к другим, даже казалось бы вполне обоснованного.
И о месте веры в людской жизни. Тут создатели ленты несколько «загнались», порицая право выбора – основополагающую штуку, дарованную людям Господом. То, что во многом и делает нас Людьми.
Эрго. Знаковый мистический триллер, один из «пионеров» (по крайней мере для меня) ангельской темы.
Режиссер: Грегори Уайден
В ролях: Кристофер Уокен, Элиас Котеас, Вирджиния Мэдсен, Эрик Столц, Вигго Мортенсен, Аманда Пламмер, Адам Голдберг, Стив Хитнер, Дж. К. Куин, Альберт Нельсон, Шоун Нельсон, Сандра Эллис Лэфферти, Уильям ’Бак’ Харт, Кристина Холмс, Ник Гомес
Под покаянными крестами, или На фоне гуситских свершений/ Обыденность исторического времени /Фанатизм везде одинаков
Середина 1420-х годов. В Европе творится черт знает что. Гуситские еретики повергают в прах уже не первый крестовый поход, должный притащить их обратно в лоно святой матери-церкви. Волками глядят на крестоносцев польские и литовские рыцари, недаром ожидающие от них очередной подлости, и точащие мечи для новой скорой схватки. Множатся и цветут буйным цветом прочие ереси, тонко намекая на необходимость реформации церковных укладов. Продолжаются кровавые династические дрязги во Франции.
Исторические, прямо скажем, пришли времена.
Юному медикусу Рейневану фон Беляу не было дела до судьбоносных событий, разрывающих старушку Европу. Все его внимание занимала любовная связь с Аделью фон Стерчей, супругой отбывшего в антигуситский крестовый поход Гельфрада. Вот только кроме рогоносца-муженька в роду Стерчей хватало гневливых мужчин, готовых постоять за честь семьи.
Рейневан пускается в бега, вследствие роковой случайности оказываясь объектом кровной мести, впутываясь в липкую паутину пророчеств.
Помимо разгневанных родичей и нанятых ими головорезов, на след Рейневана встают могущественные личности, обладающие силами, выходящими за грань понимания.
И, похоже, юному Беляу все же придется оказаться причастным к тем самым событиям, до которых совсем недавно ему не было никакого дела.
Анджей Сапковский — автор шикарного Ведьмака, считает своим magnup opus отнюдь не приключения Геральта со товарищи. А вовсе даже нашего сегодняшнего героя.
Трилогию чертовски атмосферную и историчную, сравнимую с лучшими образцами, типа Имени, Ртути или Мага.
С первых страниц мы будто с головой погружаемся в мрачные деньки начала 15 века (Конец света говорите? Историческое время? Какое-то оно у вас обыденно-безотрадное). Времена, когда многие в Европе чуяли приближение серьезных перемен. Когда одна из стран бросила вызов всем остальным чадам Старушки. Когда словно вернулись времена Альбигойских войн, и Крестовые походы устремлялись не к Гробу Господнему, а к соседям-христианам. Когда необходимость реформы церкви стала понятной всем более-менее адекватно мыслящим гомо сапиенсам (пускай тогда, впрочем, как и сейчас, таковых были не сады). Когда вот-вот в мир придет изобретение, перевернувшее социум. В общем, времена вокруг веселые. Тем паче, за бортом царило привычное средневековое зверство, Officium Sanctum Inquisitionis пребывала в самом соку, а ценность человеческой жизни упорно стремилась к нулю.
Автор окутывает нас антуражными подробностями и нюансами тех времен, активно смешивая высокую политику с приземленным бытом обычного народонаселения. Создавая насыщенный, полный вкусов, ароматов (не всегда приятных) и оттенков коктейль, отлично передающий жизнь людей 15 столетия. Мы услышим переговоры на высоком уровне, прочувствуем мотивацию и аргументы аристократии, понаблюдаем за организацией крестового похода. Посетим несколько известных городов Восточной Европы. Отведаем излюбленной в здешних краях капусты. Познакомимся с бандитами, маргиналами и изгоями общества, еще раз ощутим отношение к евреям. Станем свидетелями покраски тканей и работы ксилографов. Обряда экзорцизма, узнаем много нового об изгнании демонов/дьяволов. Вдохнем вонь горящих тел людей, сжигаемых на кострах аутодафе. Побываем в пунктах доносительства и подвалах инквизиции, включая саму пыточную. В стане раубриттеров – рыцарей-разбойников, и на их тинге. В монастыре — доме демеритов, где несут долгое покаяние проштрафившиеся священники. Местной психбольнице. Лагере гуситов, где познакомимся поближе со многими представителями этой «ереси», с кривой усмешкой узнав, что их методы ничуть не отличаются от методов противников. Дотронемся до силезских каменных крестов. Вскользь приобщимся к субкультуре водных поляков – плотогонов, рыбаков, водителей малых речных судов, о которых было бы интересно прочесть отдельную повесть, а то и роман. И богатых коноводов. Увидим привет из будущего — дуэль на ручном огнестрельном оружии. И взаправдашний рыцарский турнир с его неаппетитно пахнущим окружением. Встретим по дороге известных личностей от Завиши Черного до Гутенберга и Коперника.
По книгам, подобным «Башне» изучать историю гораздо интереснее, чем по сухим учебникам.
«Башня» стилизована под старинные романы с непременным кратким изложением-эпиграфом того, что нас ждет в будущей главе.
Практически в каждом разделе мы услышим диспут, беседу, рассказ или событие, несущее свою стержневую идею: историческую, религиозную, моральную либо философскую.
Об управлении массами, отношению к колдовству. О европейской политике, «терках» между Восточной и Западной Европой, рыцарской чести. О ересях (снова и снова, больно животрепещущая тема), гуситах и не только, борьбе с ними самими разными способами: от проповеди до крестового похода и костра. О морально-этических чеснотах: обмане, махровом эгоизме (все лишь для личного блага), ограниченном доверии. О мести и ее правильном исполнении.
О книгопечатании, воздействии книг на людей. О благородстве, его вреде, ошибочном понимании, применении. О войне, против которой активно возражал самолично основатель христианства. Дружбе – основополагающем достоинстве, позволяющем людям выживать в самые непростые времена. Преступлениях, их уместности. Фанатизме – свойстве, нивелирующем самые благие начинания и идеи. Борьбе за правое и святое дело, проходящей, как и положено, по шею в крови. И, безусловно, о Любви – куда ж без нее. Всех тем, коими автор хочет поделиться с читателем, не перечесть.
Структура книги не особо сложна: квест-поход, в процессе которого собирается традиционная для Сапковского колоритная компания.
Рейнмар Беляу он же Рейневан (Пижма) де Беляу. Молодой (23 года) дворянин пястовских кровей (пускай незаконнорожденный), учившийся в пражском универе на медика и травника. Наивный красавчик-юнец, бабник, полный любовного томления и детских представлений о морали и этике. Регулярно и с удовольствием ошибающийся, постоянно бродящий по краю могилы. А еще он адепт магических искусств. При этом Рейневан скорее свидетель эпохи, чем активный протагонист и двигатель сюжета. Да, что-то от Лютика имеет место быть.
Циник и эгоист Шарлей с богатым и неизвестным нам прошлым. Выдающийся боец и опора героя.
Таинственный Странник могучий Самсон-Медок. Полный знаний и загадок.
В процессе из попутчиков троица превращается в настоящих друзей, готовых ради товарища на что угодно.
Антагонист романа — рыцарь-оборотень Стенолаз, чьи цели непонятны долгое время. Живущий под девизом «Аdsumus — Мы здесь» представитель непременного для той эпохи мистического братства-ордена.
С магией ситуация любопытная. Попервой складывается впечатление, что колдовство тут далеко не на первом плане, несмотря на то, что ГГ обучался и практикует чернокнижье. Мази, травы, лечение, указания дороги, попытки поговорить с мертвецом, левитация на пару сантиметров, даже полет (!). Не на первом, однако мы встречаем людей и существ, связанных с колдовским искусством. Они не решают судьбы мира, используя свои скромные знания для решения бытовых, повседневных вопросов. В такую волшбу верится гораздо больше, чем в метание файерболов и сотрясание сфер. Вдобавок со временем автор «Башни» все чаще сталкивает нас с мистическим пластом, казалось бы, сугубо исторического романа, однажды даже позволяя ему исполнить роль Deus ex machina. Напоминая, что в средневековье мистика была гораздо ближе, чем в наше «научное» время, и встретить ее представителей можно было в самом неожиданном месте. В наличии и откровенно «фентезийные» товарищи, о рыцаре-оборотне я уже говорил.
Не обойдется без юмора. Как-то кот по имени Лютер, фигурирующий при разговоре о необходимости реформации церкви. Фразы типа «над колонной висел смрад и дух предпринимательства». Или «самодвижущееся, не смердящее и не отравляющее среду? Сдается мне изобретатели разгрызут эту проблему лишь частично».
А вот перебор с латынью, когда автор цитирует библию или поэзию целыми абзацами на языке Вергилия (в «Сезоне Гроз» эта напасть еще усилится) придется по нутру не всем (эти «простыни» чаще всего пропускаются не глядя). Как и чрезмерное употребление терминологии и названий вещей того времени. С одной стороны – плюс к погружению, с другой – щелкать на сноски полдесятка раз за страницу несколько надоедает. Или обилие разговоров, с небольшим количеством активного действия. Впрочем, знакомые с творчеством Сапковского к этому готовы.
Эрго. Атмосферное погружение в 15 век в духе старых романов. Неторопливое, подробное, доскональное, с массой подробностей и разговоров.