Опасные числа /Основная цель/ Простая цель/Главная цель (Prime Target), сериал, 2025
Сложности простых чисел, или Опасливый оммаж царице наук
Студент математического факультета Кэмбриджа Эдвард Брукс слыл среди сокурсников гением. Не зря. Парень действительно был одним из лучших умов своего поколения. Вот только его старый преподаватель заболел Паркинсоном, а с новым, профессором Маллиндером, отношения не очень складывались.
Тем паче после того, как Маллиндер узнал тему исследования, над которым работал Эд. Поиск алгоритма простых чисел, с помощью которого теоретически можно взломать любой цифровой код. Узнал и будто сошел с ума, напрочь запретив Бруксу заниматься этим «бредом».
Тем временем сотрудница АНБ, занимающаяся слежкой и выявлением ученых, чья работа потенциально опасна, замечает, что в Кэмбридже происходит что-то неладное. И, вполне вероятно, она отыскала ту самую «опасную» работу.
А в Ираке после взрыва газа обнаружили старинное подземное помещение, в оформлении которого, похоже, использовалась непонятная последовательность числовых рядов.
Триллер с гениальным математиком в качестве главного героя? После шикарных «Игр разума» такого с ходу не припомнишь. Любопытно.
Не сказать, что у постановщиков получился шедевр, но интересные моменты в сериале имеются.
Начинается Prime неторопливо и спокойно, радуя нас пасторальной Англией, мелькающими на бумаге циферками, погруженными в работу учеными, исследованиями, пафосными речами и умными мыслями. Вскоре градус событий начинает повышаться, проскальзывают параноидальные намеки, все чаще применяются ракурсы съемки «взгляд со стороны». Напряжение растет, потихоньку вплетается в дело знатный саспенс. Даже рисование непонятных математических закорючек подано с изрядной долей тревоги. А там и до экшена недалеко. Target отнюдь не боевик, скорее триллер, но пару недурно поставленных сцен с активным действием нам обеспечат.
Добавляют остроты флеш-беки из прошлого еще одного гениального математика, постановщики даже используют красивое переключение и слияние времен (прием, отлично показанный в Призраках и Женщинах), жаль применяют его очень скупо.
Недурно вышла конспирологическая часть. Мало того, что нас опять пугают опасностями цифровой эры. «Когда создадут ключ, способный открыть любой цифровой замок — начнется хаос». «Безопасность (которая сама по себе иллюзия) – исчезнет!». Нас ждет: «мир, в котором нет секретов». «Все цифровое уязвимо для атак» (нецифровое, значит, неуязвимо). «Математики самые опасные люди на планете». Ух! Аж мурашки по коже. Вдобавок демонстрируют поразительно заботливого Большого брата в лице АНБ, следящего за каждым нашим шагом, как на работе, так и на улицах, или в святая святых – наших жилищах. Все для блага народонаселения, само собой, ведь есть «ученые, чья работа потенциально опасна» (имеют, значит, потенциал стать опасными, как те же мужики, каждый из которых потенциальный насильник, ведь потенциал есть). Постоянно звучащие из репродукторов фразы о том, что видеонаблюдение и запись ведется исключительно для вашей безопасности. Кто бы сомневался, ради его безопасности загоним народное стадо в стойло.
АНБ трудится не покладая рук, причем не столько в Цитадели демократии, сколько в старушке Европе. Доступ к камерам на каждом шагу, на всех континентах, легкий поиск любого субъекта, благодаря тем же камерам и вышкам телефонной связи, доступ к полицейским базам. Кто у нас тут самые опасные, математики? Или есть другие претенденты?
Нам предъявят несколько могущественных сил, гоняющихся за работой Брукса с разными целями. Некоторые скрываются в тумане до последней серии, некоторые — не те, чем кажутся изначально. Восприятие намерений парней, охотящихся за ГГ, меняются на протяжении сериала несколько раз. Интрига со злодеями (и теми, кто просто использует зло во благо) запутана знатно.
С пафосом разве что перебор – «речь о нашем выживании, мы сможем всех защитить». Как-то поотвыкли мы в последнее время в триллерах от такого градуса патетики.
Приятно выглядит оммаж математике и ее адептам, верящим, что «знания — высшая ценность».
Работающим, дабы «разгадать загадки природы». В передовом отряде современной науки своими исследованиями жаждущим «перейти горизонт, узнать, что по другую сторону черной дыры». Сюда же примыкает линия Багдада, символизирующая связь времен, восхищение теми, кто стоял у основ науки. Жаль, почему-то о греках в данном ключе герои не вспоминают, полностью отдавая пальму первенства арабам, что не есть правда.
Однако. В восхищении математикой звучит опасливый нюанс. Постановщики поднимают любопытную моральную дилемму насчет моральности царицы наук. Существует ли «чистая» математика, или «в этом мире нет ничего чистого». Можно ли заниматься исключительно наукой, не обращая внимания на то, как будут использоваться твои исследования. Дело ли творца бдить и прикидывать риски, или он не несет ответственности за то, в чьи руки попадет его творение. Диссертабельная тема, кстати.
Главный герой (Вудалл )
Не идеален, но вменяем. Типаж юного «безумного ученого». Неловкий, застенчивый левша, всегда спешащий неведомо куда. Увлекающийся, погружающийся в работу с головой в любом месте, где настигло вдохновение. Обладатель непременного блокнота, куда записывается все: от чисел и расчетов до результатов наблюдения за птицами. Гей, не знакомый с понятиями вежливости и политеса. Естественный в реакциях как животное какое-то. Не признающий авторитетов («Ньютон нес чушь, не понимал сути природы»). Гениальный математик, не пользующийся телефоном, считающий компьютеры слишком медленными. «Умело абстрагирующийся от окружающего хаоса через математику». Рационалист, «видящий цели, невидимые для остальных». Считающий математику чистым искусством, жаждущий найти истину, считающий ее не плохой и не хорошей. Знающий, что он не такой как все. Воспринимающий числа как близких друзей. Одинокий, в сложный отношениях с отцом.
Перед Вудаллом стоит непростая задача показать работу гения, процесс творения. Выходит прилично. По сравнению с этим «Баба Яга в тылу врага» и прочие триллеро-экшеновые моменты — и вовсе плевое дело. Да и развитие образа вышло на «ура».
Вторая по важности роль у Тэйлы (Суинделл). Юная программерша, наблюдательница из АНБ, заметившая нескладухи в Кэмбридже и вихрем ворвавшаяся в жизнь Эда. Еще одна вольнодумица, считающая, что знает все лучше всех. Приверженка идеи о «большой ответственности», считающая, что ученым надо более внимательно подходить к своим творениям. Перенесшая жуткую трагедию, которой сама стала причиной. Живущая с давящим чувством вины.
Из второстепенных работ выделяются:
Андреа (Кнудсен). Бодрая доктор философии, профессор, востоковед, историк и переводчик. Со своими фотографиями ставшая спусковым крючком многих важных событий.
Джейн (Плимптон) — фея-крестная Тэйлы, а заодно крупная шишка во французском отделении АНБ. Разрывающаяся между заботой о безопасности девицы и долгом, требующим применять решения пожестче.
Эндрю (Лойд) – «кавалерия» из АНБ. Холеный сноб, везущий из Америки вино во Францию!!! Вот уж у кого сомнений ни на грамм.
Ну и как не отметить две географические локации, откровенно украшающие сериал.
Вне конкуренции тут Кэмбридж. Панорамы зданий университета с его изысканной архитектурой.
Огромная столовая с высоченными потолками. Бюсты на каждом углу. Лужайки, на которых нельзя играть в футбол (!). Многодесяти (или сто)летний плющ, оплетший все стены. Совместные ужины преподавателей и студентов (как в Поттере, право слово). Черт, тут даже грабители на велосипедах!
Багдад c его арабскими особенностями тоже смотрится неплохо. Многолюдие городского муравейника. Минареты видные практически с каждой улицы. Колоритные уличные музыканты. Белье на крышах. Контраст золотых куполов и обшарпанных многоэтажек. Вентиляторы на потолках в кафе (кондеры? Нет, не слыхали). Непривычной формы чашки в кафе. Колоритно.
Эрго. Небезынтересный конспирологический триллер, строящий интригу вокруг математики (и математика).
Режиссер: Брэйди Худ
В ролях: Лео Вудалл, Куинтесса Суинделл, Сидсе Бабетт Кнудсен, Марта Плимптон, Стивен Ри, Гарри Ллойд, Фра Фи, Али Сулиман, Сергей Онопко, Джейсон Флеминг
Сотрудник секретной службы Ксавье Коллинз гордился своей карьерой. Немногие чернокожие могли похвастать должностью старшего агента, охраняющего самого Президента США. Ксавье даже ловил за своего босса пулю. Но после переезда в элитный городок для богачей, уберечь президента не смог.
Коллинз пытается разобраться, кому была выгодна смерть босса, тем более в сложившихся неординарных (крайне неординарных) обстоятельствах. Выясняя, что большинство замешанных в деле имеют в шкафу парочку скелетов. А наделенные властью господа традиционно ведут свою мутную игру.
Неоднозначный сериал, со старта вызывающий ассоциации с кучей проектов от Сосен до Убежища или работы Нолана. Во многом вторичный, но способный порадовать парочкой любопытных ходов.
Сперва о приятном.
Постановщики уделяют массу внимания прошлому. Флеш-беков много, они на диво уместны, гармонично переключают времена, расставляя триггеры, манки, перебрасывая по ним в воспоминания протагонистов, создавая отдельную полноценную линию прошлого. Многие сцены из былого продолжают ранее увиденные эпизоды, заполняя лакуны, восстанавливая происходящее, рисуя непрерывные картины, нарезанные ломтиками и расставленные в настоящем. Например, последние сутки президента и то, что привело к трагедии, мы увидим полностью, но не сразу.
Некоторые серии делают акцент на определенных героях, знакомят с ними поближе, через флеш-беки раскрывают их прошлое, внутренний мир, мотивацию.
В результате второстепенные персонажи оказываются более яркими и близкими зрителю, чем главный герой.
Вне конкуренции тут президент в исполнении Марсдена, с которым мы плотно познакомимся во флешах. Уже давно не встречал настолько обаятельного героя. Кэл Бредфорд буквально лучится харизмой, с первого взгляда располагает к себе, изображая практически идеального политика. «Прогрессивный южанин, верящий в устаревшие стереотипы», кто сказал расист? (вот только чернокожая любовница не слишком подходит под это определение). Избалованный парень из богатого рода, юморист, любитель рок-музыки, фанат баскетбола, порой ведущий себя как ребенок, изрядно побухивающий, не слишком оглядывающийся на правила общения. Старающийся быть порядочным человеком. Пошедший в политику не по своей воле и ненавидящий свою жизнь. Иллюстрирующий вечную проблему отцов и детей. Испытывающий знатный кризис среднего возраста. Отличный образ. Очень жаль, что не он тут на первом плане.
Следующий недурной персонаж второго плана, на этот раз из разряда антагонистов.
Синатра (Николсон ). Женщина, самостоятельно добившаяся самых звездных высот. Властная бабень, способная «построить» кого угодно, включая самых отмороженных убийц и самых хитрых богатеев. Пережившая жуткую утрату, сломавшую жизнь и разрушившую брак. Мать, готовая на что угодно ради своих детей. Жестокая, беспринципная стерва, для которой нет невозможного.
Также можно упомянуть Билли (Биверс). Сотрудник секретной службы с темным прошлым.
Габриэллу (Шахи) – психоаналитика президента, функционал которой гораздо шире, чем просто оказание психологической помощи.
Да парочку из следующего поколения – сына президента и дочь ГГ.
А вот и наш главный герой. Ксавье (Браун). Из семьи пилотов, одними из первых чернокожих, пробившихся за штурвал самолетов в сегрегированном обществе. Обожающий авиацию, но из-за слабого зрения не имеющий возможности пойти по стопам отца. Безэмоциональный, упорный приверженец правил, всегда поступающий правильно, несмотря ни на что.
Сперва Браун кажется натуральным представителем рода «дуб — дерево хвойное», еще и специфическое строение черепа не позволяет особо активно пользоваться мимикой. Но со временем оказывается, что Стерлинг все же не совсем «буратино», способен выдавать качественные эмоциональные сцены, которые могут постоять за его лицедейскую честь.
Но если подытожить, актерских подвигов от этого проекта ждать не стоит. Крепкий сериальный уровень, до лидеров короткого метра, привлекающих лицедеев из большого кино, или воспитывающих Бабу Ягу у себя в коллективе , далековато.
Вторым приятным моментом становится интрига с виновником убийства. Нам подкидывают ложных подозреваемых, регулярно запускают теории, касающиеся потенциального злодея. Как детективо-триллер «Рай» в порядке.
Можно отметить пару нежданчиков, приходящих обычно под занавес серий, вспомним хотя бы ход с «самым больным ублюдком».
Не преминут постановщики поиграться в конспирологию и теорию заговора. Затронуть экологические, расовые, психологические проблемы. Поговорить об угрозе жизни на Земле благодаря действиям ядерных держав. Подтянуть элементы антиутопии (большой брат следит за тобой!) и борьбу одиночки (ну не совсем) против системы. Поразмыслить о людской натуре, заявив о том, что здоровая социальная жизнь хорошо, а нездоровая – нехорошо (Капитан Очевидность с нами!).
Теперь о недостатках. О них без спойлеров не выйдет, посему будьте готовы.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Постапокалиптическую составляющую проекта создатели сериала вяло скрывают аж одну серию, причем отпуская достаточно намеков даже в первые 40 минут.
К сожалению, на этой ниве сказать ничего нового у ребят не вышло. Постап бюджетный и шаблонный, большинство аспектов мы уже видели («банально, Хоботов»)
Тут вам и убежища для богачей с их обслуживающим персоналом (разве что некоторые особенности поселения порадовали, как вам упорные попытки сделать все как в обычном американском городишке, воссоздание звуков насекомых, универсальные пейджер-ключ-кредитка-браслет в одном лице или медиа-холл с дисками и кассетами, кассетами, Билл! ). И попытки социальных перемен. И стремление вылезти наружу. И коварные кукловоды-власть имущие, педалирующие тупенькую идею: «Мы все скроем… чтобы что?» Вот все прям ломанутся из сытого, теплого убежища на мороз, искать вчерашний день. Ага, щас!. Но как можно было, имея в распоряжении всю президентскую рать, провтыкать жену ГГ?! В одной из серий нам ответят на этот вопрос, заодно показав день Конца света: саму катастрофу мы почти не увидим (пенензы у проекта ограничены), но реакцию Белого дома, и людей которые там собрались на апокалипсис нам покажут. Волнительно.
Да и основная интрига с убиением президента несуществующей страны не кажется особо интересной.
В общем, на ниве фантастики Paradise слабо состоятелен.
Эрго. Конспирологичный антиутопический триллер с хорошо продуманными, удачно расставленными флеш-беками и шаблонно-невнятной фантастической оберткой.
Режиссер: Ханель М. Кулпеппер, Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Стерлинг К. Браун, Джеймс Марсден, Крис Маршалл (II), Джулианна Николсон, Сара Шахи, Николь Брайдон Блум, Ришар Робишо, Рафаэль Кабрера, Эдди Диаз
Глубочайший провал в земле где-то в богом затерянной глуши, на границе цивилизаций Востока и Запада. Туман, вечно клубящийся в ущелье. Две башни по его сторонам: Западная и Восточная, обитателям которых крепко-накрепко запрещено общаться друг с другом. Два снайпера в башнях, обслуживающие и управляющие защитным комплексом из пулеметных точек, мин и заграждений. Комплексом, рассчитанным не против людей с другой стороны. И не для того, чтобы не дать посторонним попасть в ущелье. А для сдерживания того, что может появиться из земных глубин. И уничтожить человечество.
Но однажды система дает сбой. Людской фактор, кто бы сомневался. И теперь лишь от двух стрелков в башнях: мужчины и женщины, не пожелавших оставаться безликими винтиками, зависит, чем завершится история смертельно опасного ущелья, тянущаяся десятилетиями.
Истории любви одна из наиболее популярных тем для литературы и кинематографа. Количество банальных мелодрам, забывающихся сразу после финальных титров, исчисляется тысячами. Но были и неординарные ленты, надолго остающиеся в памяти. Тут вам и забавы со временем. И космические приключения). И посмертие). И шпиономания. И боевики.
Именно с последним поджанром решили скрестить постановщики свою историю большой любви. Жирно полив ее соусом из фантастики, хоррора и постапа.
Сперва поговорим о чувствах и тех, кто их воплощает.
Протагонисты у нас любопытные. Во-первых, оба махровые убивцы с персональными кладбищами за плечами, причем не только во славу родины (так себе отмазка, если честно), но и на частной наемничьей ниве. Очень мило смотрятся завязка знакомства с демонстрацией талантов и профессиональные беседы о рекордном выстреле. Во-вторых, не имеют близких (папа самолично себя вычеркнул), жутко одиноки, и в принципе, готовы завести роман с кем угодно. А поелику выбора, сидючи в ущелье не густо, романтический финал неизбежен.
Активной стороной сперва оказывается Драса (Тейлор-Джой ). Именно ей принадлежит инициатива установления контакта и прочие брачные танцы. Образ проработан слабенько (как и Ливай, впрочем), но некоторый шлейф все же имеется. Папа, некогда трудившийся на КГБ и явно ставший первопричиной выбора девчонкой столь неординарной профессии. Ранняя смерть матери. Моральные терзания по поводу собственноручно устроенных покойничков. Не густо, но лучше чем ничего.
Аня традиционно очаровательна и естественна.
Ливай (Теллер) попервой кроме томных взглядов на красотку через ущелье (вуаеризмом попахивают эти ваши стеклянные, насквозь прозрачные вершины башен) ничем не отличается. Но затем все же вспоминает о том, что именно мужчине по классике надлежит быть активным началом.
Его путь к Ущелью тоже довольно банален. Опять отец, научивший оглоеда стрелять и передавший ему талант к этому делу. Служба в морпехах, вылет на гражданку по наводке военного психиатра. Бонусом — любовь к поэзии, попытки самому стать виршеплетом. Кошмары прилагаются. Экие у нас убивцы с тонкой душевной организацией.
Теллер держится молодцом, но партнерше в актерском междусобойчике все же уступает.
В целом любовной линии – зачет. Тут вам и флирт на расстоянии, и юморные моменты, и общение жестами или в эпистолярном ключе, и шахматы по переписке, и зарождение эмоциональной близости, и взаимные спасения. Разве что эротики пожалели.
Кроме парочки любовничков можно упомянуть еще Злую тетку в исполнении Уивер. Введена явно, чтобы не оставлять нас вовсе без людского антагониста, и времени имеет «децел», но посмотреть на Сигурни даже в тех двух с половиной сценах что ей отвели, приятно.
Да природа традиционно «рулит», выступая третьим отнюдь не лишним в здешнем немноголюдстве. Горные вершины, вековечные леса, показанные нам во все времена суток. Особенно радует туманное ущелье, добавляя изрядно инфернальности и саспенса.
Теперь о фантэлементе, навевающем воспоминания одновременно о «Аннигиляции» и Last, и получающем развитие после экватора картины.
К логике этого самого элемента присматриваться не советую: «бред, причем нерифмованный». Но свое предназначение шила в тухесе героев исполняет исправно. Сюрпризы, регулярно поднимающиеся к ним в гости (как они там расплодились в таких «промышленных» количествах?). Любопытный дизайн «сюрпризов» (все же грибными коллегами слишком попахивает) и прочих фантасмагорических обитателей ущелья (а тут уже привет от творения Гарленда). Нагнетание беспокойства. Откровенные элементы хоррора, вступающие в дело во время путешествия нашей парочки (Затерянным миром и Сайлент-хилом повеяло). Регулярные и обильные перестрелки. Оригинальные методы спасения (джип — форевер). Динамика в ленте на уровне, да и напряжение поддерживается умело. Еще один зачет. Разве что линию с возможным заражением талантливо слили в унитаз.
Эрго. Простенький, вторичный, но задорный микс мелодрамы с зомби-боевиком и хорроро-триллером.
Режиссер: Скотт Дерриксон
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Майлз Теллер, Сигурни Уивер, Сопе Дирису, Уильям Хьюстон, Сачин Бхатт, Йожеф Талош, Саманта Кохлан, Алессандро Гарсиа, Грета Хансен, Адам Скотт-Роули, Ноэль Анита
1352. Королевство Арагон. Умирающий великий инквизитор королевства назначает преемником доминиканца Николаса Эймерика. Тому нужно не только добиться подтверждения своего назначения у судьи-хустисьи, архиепископа и короля. Но и разобраться в таинственных событиях, происходящих в городе. А их тут хватает.
1990-е годы. Чертовски активный молодой человек Маркус Фруллифер заявляет, что проработал и развил теорию новых элементарных частиц – пситронов, благодаря которым люди могут творить чудеса. А также создавать космические корабли, способные мгновенно попадать в любую точку пространства. И даже времени.
2194. Один из пситронных кораблей отправляется в путешествие к иной планете, которое идет не совсем так, как планировалось.
Еще один цикл итальянца Валерио Эванджелисти — автор до мурашек атмосферного Мага, одного из лучших «путешествий во времени» наравне со Ртутью, Именем и Башней.
Роман любопытный, но не столь удачный, как история Нотрдама. Эванджелисти создал книгу, совместившую историческое полотно, сайнс-фикшн, элементы фентези и хоррора (вспоминается отличная работа Флинна).
Перед нами, как вы уже заметили, три отдельные линии, сходящиеся в общее полотно далеко не сразу.
Первая – арка Фруллифера, перегружена научными (и псведонаучными) терминами: подход вовсю использующийся тем же Уоттсом. Маркус с удовольствие читает обширные лекции о пситронах, и чтобы разобраться в его построениях, нужно вдумчиво пересмотреть текст не один раз. Сдабривает энто дело наш герой сексуальными фантазиями на уровне 15-летнего пубертатного подростка. И нелегким моральным выбором. Выходят эдакие научно-эротически-этичные интермедии.
Вторая (единственная от первого лица) – полет пситронного космического корабля «Мальпертюи». Тут мы уже видим теорию Фруллифера в действии. А точнее наглядно приобщимся к нюансам космических перелетов с помощью пситронов. Нюансам, о которых мы параллельно читаем в теоретических выкладках Фруллифера. Эта арка становится мостиком между первой и третьей, превращая книгу из двух отдельных повестей (намеки на общую картину присутствуют и в арке 1352 года, но почти до финала это лишь намеки) в законченный роман.
Третья – центральная по объему текста: собственно приключения инквизитора.
Николас несет крест профессии чуток мягче, чем некоторые коллеги по цеху (как-то Глокта или Маддердин, которые львы – животное мудак), но до продвинутого Курта ему далеко. Хотя манера работы предшественника, опирающегося в основном на пытки, доминиканцу не слишком нравится, Эймерик готов убивать, и для достижения цели может приказать устроить настоящую кровавую баню.
ГГ пережил чуму, не терпит проявления физических недостатков, обладает замкнутым характером, не любит публичности, его нервируют людные места и толпы. При этом — отличный манипулятор и лжец, умный мужик, не гнушающийся никакими средствами, умело пользующийся ошибками других, тщательно собирающий, использующий информацию, внимательно наблюдающий за реакцией собеседников, делающий верные логические выводы, составляющий хитрые планы (пресловутое «инквизиторское коварство» – это про него), способный откорректировать планы по ходу дела, положиться на интуицию. Не будь парень фанатиком («церковь должна навязывать свой порядок!»), цены б ему не было.
Тут же нас ждет погружение в быт королевства Арагон середины 14 века, с его смесью культур, от мусульман и иудеев до христиан. Мавританским кварталом, залитыми отбросами улицами, прилюдными казнями, и трупами, качающимися на площадях. Черной смертью, унесшей тысячи жизней и продолжающей собирать свою гниющую плату. «Терками» между францисканцами и доминиканцами. Монастырским бытом, противостоянием короля и дворянства (здешняя аристократия упорно и успешно сопротивляется монаршьему самодурству). Нюансами организации и работы инквизиции. Нежданчиком с личностью антагониста.
Однако: при всей атмосферности, особенности устройства королевства поданы дидактично и не слишком акцентировано. Опять же, «Маг» в этом отношении сильнее.
Тут же автор поговорит о разнице между язычеством и христианством, излишней твердолобости, догматичности, непримиримости поклонников Христа («они как пьяные от счастья.., что я говорил, вот она работа дьявола!).
-Противостоянии между холодным разумом и природными инстинктами.
-Отличии женского и мужского подхода к жизни.
-Силе, которую имеет общая молитва, прочие массовые слияния умов и даже один-единственный человеческий разум.
-Богах и вере, о том, на что способна эту самая вера и откуда могут появляться боги.
Напоследок подытожу претензии к роману.
-Манера Валерио выдавать информацию обширными «простынями». «Маг» в этом отношении был интереснее.
-Долгое и неторопливое сплетение общей канвы. И если общность первой и второй видна сразу, то третья кажется инородным телом добрую половину книги.
-Излишняя перегруженность терминами линии 90-го.
Эрго. Любопытный микс разных (порой противоречивых) поджанров Страны фантазии. Недурно, но есть нюансы.
«Неизвестно где, но давным-давно…», или Двуликий Аладдин без обезьянки/ В песчаном царстве-государстве
Лули аль-Назари в целом довольна своей жизнью. Облик Полночного купца, уважаемого торговца магическими реликвиями, позволял неплохо зарабатывать. Джинн Кадир всегда был готов поддержать Лули, а его компас указать путь к этим самым дорогостоящим реликвиям.
Все шло хорошо, до того момента, пока султану Мадинны не удосужилось отыскать лампу, где по преданию заточен могущественный ифрит, способный исполнить любые желания. В том числе те, которые могут полностью изменить мир, направив магию против магии.
Теперь Лули и одного из сыновей султана ждет опаснейшее путешествие в само сердце пустыни — Песчаное море, простирающееся над легендарным городом джиннов.
И шансов вернуться из этого похода не так чтобы много.
Еще один представитель ориентального фентези в его арабском варианте (вспомним хотя бы Чакраборти и Кларк), который не скрываясь опирается на сказки «Тысяча и одной ночи». Вон колоритный восточный город, вон исполняющие желания, но держащие фигу в кармане и заточенные в домашнем инвентаре джинны, вон султан, а вон и 40 разбойников, пардон воров. Разве что Аладдин тут разделился надвое, потеряв по дороге обезьянку, зато обзаведшись джинном-оборотнем. Ну или сменил пол, взяв под крыло миролюбивого прынца. Да злодеем в этом варианте оказался отнюдь не дворецкий (пардон, визирь).
Мы отправимся в сказочное приключение, с колоритными восточными городами, деспотичным султаном, опасным путешествием по пустыне, отдельно выделенными из текста и вдумчиво рассказанными легендами.
Но здешняя сказка рассчитана не на детей младшего школьного возраста, скорее на подростков. Основная «жесть» в романе Челси связана с джиннами. Это аж никак не стихийные духи, или вольнотусующиеся одиночки, а скорее отдельная раса существ со своим городом, внутренними социальными и семейными отношениями. Да, обстоятельно описанный быт джиннов мы уже видели у той же Шеннон, и тут Абдула уступает предшественнице. Но у Челси есть «фишка», которой я пока не встречал (может спецы в арабской фентези поправят). Здешние джинны представляют собой материал для рождения жизни. И не так как люди, чьи тела после кончины неторопливо разлагаются, участвуя в вечном круговороте природы. А практически мгновенно и чертовски наочно, когда смерть джинна влечет за собой мгновенное и буйное цветение, превращающее мертвую пустыню в полный жизни сад или оазис. На этом фоне вполне логично смотрятся лекарственные свойства крови джинна для гомо сапиенсов.
Как вы догадываетесь, при этих раскладах, если бы не было легенд о накосячивших перед богами джиннах, такие мифы надо было срочно выдумать (может так и случилось). Ведь неизбежность охоты за жизнью джиннов встает в полный рост с того мига, когда становится известно о животворящих свойствах их смерти.
Соответственно, дальше мы наблюдаем натуральный геноцид, когда появляется специальная профессия охотников на джиннов, которые гоняются за любым появившимся представителем этого рода, появившемся в нашем мире.
Неясно, правда, как охотники справляются с магией, которой у джиннов полно, от стихийной до теневой и умений некроманта (а 7 повелителей, в отличие от обычных джиннов, могут совмещать разные виды колдовства). Ведь это только в сказках джинны сильные, но тупые, а в жизни вполне сообразительные. Из инструментов у охотников мы увидим лишь железное оружие (стрелы, безусловно, аргумент) да оковы (железо традиционно паршиво сказывается на самочувствии фейри и прочих представителей иного мира) чего явно недостаточно. Кандалы ж надо еще как то водрузить на объект, который в это время шмаляет в тебя, к примеру, огненными шарами.
Нет, джинны не ангелы (они бывают разными, как заявил один из персонажей), часть героев пострадала от их рук, потеряв близких. Но это, пожалуй, неизбежно, когда идет натуральная война насмерть между представителями двух рас.
Сюда же примыкают моральные терзания некоторых героев, размышляющие об этичности использования одушевленных инструментов (это отдельная тема – о ней без спойлеров). И, безусловно, об убиении невинных джиннов и благосостоянии жителей оазисов, построенном в буквальном смысле на крови. В то же время охотники считают свое дело единственно богоугодным и верным, а сомневающихся — хлюпиками и слюнтяями.
За социальный и моральный подтекст ставим плюсик, поглядим как дело с локацией.
Мир романа недурен. В наличии:
-Восточный антураж с великим городом, поделенным на аристократические кварталы, возглавляемые дворцом султана с минаретами и башнями. И нижний город простолюдинов, где бурлит жизнью не только верхний базар, но и Ночное нелегальное торжище в пещере. Портом и Чревом – тюрьмой, откуда не выходят. Колоритными блюдами с неведомыми западному уху названиями типа фаттуша или тибули. Непривычными обращениями к людям.
-Любовно описанная автором пустыня, с ее величественностью, светящимися в воздухе пылинками, сияющими золотом потоками песка, дюнами, как червонное золото. Одновременно Абдула не забывает о темных сторонах desertа: «в пустыне нет места добрячкам», «пустыня опасна», моментах, когда трудно дышать, а песок оказывается в тех местах организма, о которых ты и не думал никогда. А уж если не повезет встретиться с песчаной бурей, вечер прекращает быть томным напрочь.
-Стремление к кочевому образу жизни, которое у многих героев в крови. Гостеприимные стоянки бедуинов с шейхами-предводителями племени.
-Приключения в полный рост, включающие схватки с использованием магии (джинны между собой тоже сойдутся), поединки с тенями, подземелья, ловушки, коварных повелителей, частую одержимость (тут джинны демонов напоминать начинают), «немертвые»-гули, заставляющие пустыню замолкнуть.
-Интрига с одиноким Охотником в Черном, явным приветом из прошлого ГГ.
-Качественные перипетии, обрушивающие протагонистов на грань (а порой и за грань) смерти.
-Коварные интриги и предательство, валящиеся на нашу троицу (четверицу) как песок на голову.
Герои каши не портят, но и шедевральными не выглядят. Основных протагонистов-рассказчиков у нас двое (при посильной поддержке еще одной дамы).
Лули аль-Назари. 20-летняя девушка, потерявшая всю родню в нападении неведомых убийц, спасенная от неминуемой смерти джинном, ставшим ее верным спутником. Выросшая в Полуночного купца – охотника за реликвиями, зачарованными джиннами. Недурной боец, когда дело «доходит до триариев». Знающая, что знания-сила, регулярно подслушивающая разговоры горожан. Не желающая связывать себя узами с мужчиной (пока), но имеющая настойчивого воздыхателя в лице градоправителя одного из поселений. Полная рефлексий и сомнений в себе любимой. Добрая девушка, хорошо относящаяся к джиннам, не одобряющая убийства как класс. Эдакий моральный компас всего романа.
Мазен бин Малик, младший сын султана, любитель сказок и историй, сказитель и сын сказительницы (здешней Шахерезады). Любящий играть в Гаруна-аль-Рашида и сбегать из дворца в народ, потусить, послушать истории. Трусоват, нерешителен, но человек хороший. Как у садиста-султана, пустившего в расход добрую дюжину жен, появился такой мальчик-колокольчик — неведомо (наверняка мать постаралась). Никогда не покидал город, смотрит на мир за пределами Мадинна широко раскрытыми глазами. Принца ожидает изрядное развитие образа, ряд сложных моральных (и не только), выборов.
Дополнением — Айша бинт Луас – вор, охотница на джиннов (ненавидящая их по личным причинам) из «40 воров», преданная (до определенной степени) помощница наследного принца Омара. Эта девица тоже не останется неизменным истуканом.
А ведь есть еще и непростой джинн Кадир…
Косяки встречаются, куда ж без них, к примеру, изменчивый браслет вроде как должен был работать после «напоения камня кровью», а не в руках у первого встречного. Перевод не лучший, нередки режущие ухо и неуместные в этом антураже слова типа «пацифиста». Да и богом из машины Челси злоупотребляет.
Но в целом, приемлемо , хотя и не выходит за рамки не особо претенциозного yong adult
Эрго. Тем, кто соскучился по историям из «Тысячи и одной ночи» — посвящается.