«Мы память, мы память, мы долгая память друг друга», или Индейская супергероиня
Майя Лопес, столь решительно порвавшая со своим «дядей» Фиском во время рождественской эпопеи Клинта Бартона («Соколиный глаз»), решает наведаться домой в Оклахому. Но не для возвращения к истокам, а чтобы заявить о своих планах перехвата контроля над империей Кингпина.
Все оказывается не так просто. Здешние земли – родина индейцев Чокто, полны ностальгии, воспоминаний, некогда близких людей. И мистических видений, связанных с предками Майи – «древним родом особенных женщин».
Вдобавок, Уильям Фиск оказывается живее всех живых, и аж никак не собирается оставлять в покое свою строптивую «племянницу».
Марвеловский паровоз, донедавна успешно приносивший компании популярность и прибыль, несколько забуксовал.
Четвертая фаза киновселенной Марвел уже вызывала некоторые вопросы. Затем пришло время пятой, а вопросы с претензиями множились и множились. И герои, заменившие старую гвардию, в подметки не годились предшественникам. И картинка приелась. И спецэффекты делались на «тяп-ляп». И сами постановщики, похоже, запутались и устали в непрерывном потоке картин.
Echo я смотреть не собирался. Майя аж никак не тянула на главную героиню собственного сериала, да и в шутке про повесточный апогей апофеоза, подаривший нам героиню – женщину из коренных народов, глухонемого инвалида без ноги (интересно, как у Майи с сексуальной ориентацией?) была лишь доля шутки.
Однако обещание вернуть народу монументального Фиска и Сорвиголову все же убедило дать проекту шанс. Благо всего 5 серий по примерно 35, максимум 40 минут.
Фиск действительно с нами, а вот Чарли Кокса мы увидим всего раз в короткой боевой сцене.
О героях позднее, пока об общей стилистике. Сериал, как и недавние Убийцы, пропитан индейским колоритом буквально с первых кадров.
Красочная легенда о появлении племени Чокто. Бабушка с дедушкой, как архетипичные представители аборигенов. Постоянные упоминания предков, которые заботятся о своих потомках. Частые видения и суперсилы, связанные с этими самыми предками. Путешествие на спортивное состязание тысячелетней давности. Пятиминутный кусок черно-белого вестерна в стилистике немого кино, где в главных героях отнюдь не ковбои. Роды в лесу. И как вишенка на торте – красочный индейский фестиваль Пау-вау с ярчайшими, эффектными индейскими нарядами, плясками, музыкой и парадом. Даже непременное казино имеется, правда, оно в сюжете не фигурирует, да и упоминается всего один раз.
Вторая фишка проекта – масса сцен без звука и множество общения на языке жестов. Поскольку главная героиня глухонемая – абсолютно логично. Сперва такие сцены идут довольно стеснительно с музычкой, а потом и уже безо всяких прикрас, без единого звука, с наочной демонстрацией восприятия мира глухим человеком. Впечатляет.
Жаль, как Майя может реагировать на появление противника за спиной в боевых сценах, нам так и не объяснили.
Еще одним небезынтересным моментом стало становление антигероя. Ведь Майю сложновато назвать положительным персонажем. Она обычный боевик преступного синдиката. Уже отнимавшая жизни. С детства, как нам показали, не выказывающая особых морально-этических чеснот. Лишенная возможности сглаживать ситуацию через общение. Усугубившая расклад изучением ударных боевых искусств. По большому счету, при таком воспитании никаких метаний с терзаниями и быть не должно. А должна вырасти настоящая матерая наследница криминальной империи. Хладнокровная убийца, лишающая жизни дядю не из-за абстрактной мести за отца, а чтобы занять его место.
Ладно, спишем на комиксный подход и влияние предков («когда мои предки спустятся с гор: будет беда, просто беда»). Видимо под этим самым влиянием из Майи получился вменяемый, сомневающийся, мыслящий человек, не желающий полного перехода на «темную сторону силы». Испытывающий некислое искушение. Бросающий вызов людям Фиска, но не очень представляющий зачем. Лелеющий детские обиды, использующий тех, кто его любит. Как все мы.
Образ создан неплохой, а вот исполнение подкачало. Майя изрядно деревянна, скована и однообразна. Что опять же понятно, Алаква Кокс не профессиональная актриса. Однако реальная глухота, отсутствие ноги и индейское происхождение показались постановщикам важнее, чем умения лицедея. А на курсы актерского мастерства Марвел почему-то денег зажал.
Зато хоть Фиск (Д`Онофрио), как я уже говорил, с нами (Фиск на больничной койке прямая аллюзия на Вейдера ). С одной стороны нам вновь приоткрывают лирическую сторону Амбала. Он у нас оказывается, вполне способен даже трон уступить любимой дочурке (впрочем, то, что Фиск на многое способен ради любимых, мы уже в курсе). С другой – здесь у Фиска проявляется все больше психопатических черт, и все меньше логических действий (чем ему переводчица могла угрожать?). Что несколько разочаровывает, ведь Фиск из Daredevil, безусловно психически ненормален, но запоминается в первую очередь ледяной изысканной вежливостью и буквально физически ощутимым чувством истекающей от него опасности. Мельчает Уилсон.
Кроме Фиска интересных персонажей в проекте негусто.
Сестра Майи Бонни (Джейкобс) запоминается приятной упитанностью. Ее дядя Генри (Спесер) невнятно мятущейся душой. Бабушка Чула (Кардинал) конкретной упертостью и единственной пронзительной сценой.
Разве что рукастый дедушка Скалли (Грин) выделяется иронией, хитринкой и иллюстрацией того, как коренные народы используют колорит своей культуры, чтобы срубить малехо денжат.
Экшена в наличии три с половиной сцены. Впрочем, достаточно напряженных и местами даже интересных. И костюм у Майи роскошный, даже Пантера обзавидуется.
Подарят нам размышления о мужском и женском пути воина с не самым ожидаемым выводом.
Все это, конечно, мило, но когда уже нам полноценно вернут Daredevilа?
Эрго. Спорная презентация первой индейской супергороини. Полно индейского колорита, в наличии любопытные «молчаливые» сцены. А вот к актерам вопросов хватает.
Юная Спенса по прозвищу Юла всегда мечтала летать. Летать и сражаться с ненавистными креллами – чужими, стремящимися уничтожить людское поселение на планете Россыпь.
У девушки даже получается, невзирая на препятствия, стать кадетом летной школы. А заодно обнаружить в отдаленной пещере нечто способное перевернуть ее жизнь.
А может — не ее одной.
Известный демиург, фанат оригинальных систем и миров взялся за стандартную историю о космошколе? Неужто у него не имеется туза в рукаве? Как оказалось, несколько козырей у Брендона припрятано, но их достоинства может не хватить, чтобы перебить шаблонность сеттинга.
В своем новом цикле Сандерсон («Обреченное королевство», «Стальное Сердце», «Пепел и сталь») переносит читателя на затерянную в космосе планету, окруженную многими слоями космического мусора. Тут скрываются, возможно, последние остатки человеческой расы, атакуемые загадочными креллами, природа которых неведома никому из колонистов. Так как благодаря мусору бомбардировки с орбиты невозможны, пришельцам приходится спускаться с небес и пытаться уничтожить хумансов с помощью авиации. Люди, естественно сопротивляются, используя примерно те же технологии.
Временами Skyward напоминает старую добрую космическую игру, типа X-COM (да и с аниме параллели прослеживаются), разве что наземные битвы заменены сражениями в воздухе. Людские базы в пещерах, добыча ресурсов, защита поселений, выработка тактики, строительство истребителей, обучение пилотов.
Брендон тщательно подошел к разработке летающих аппаратов, как людей, так и креллов (даже с рисунками). В наличии разные виды вооружения, типа забавных энерголучей, валящихся с неба антигравов, силовых щитов и отключающих их устройств.
Мило, но в тех или других вариациях мы видели это уже сотни раз.
Линия школьных будней также стандартна (хотя автор всячески пытается ее разнообразить), и ничего сверхинтересного читателю не принесет. Занятия на симуляторах, обучение мастерству пилота, тактике (оказывается, полет и маневрирование не такое простое дело, как казалось юной деве). Отношения внутри звена, где, конечно же, обнаружится подросток-антагонист и недоросли, привлекающие нашу героиню. Козни начальства, упорно не желающего видеть Спенсу среди пилотов.
Второстепенные персонажи изрядно уступают главгероине в проработанности, оставаясь в памяти скорее как функции: мальчик-мажор, друг-инженер, меткая девочка, хромой преподаватель.
А вот отношение Сандерсона к смерти выделяет роман из общего потока подростковой фантастики. В первый же день обучения кадеты лицом к лицу сталкиваются с противником в настоящем бою. Вскоре звено вплотную познакомится с Костлявой, и вступит в танец с этой дамой еще не один раз. С разным результатом. Жестко. Реалистично.
Основные преимущества Skyward связаны с ее главной героиней. Спенса получилась живой и привлекательной. Задорная, увлекающаяся, стремящаяся к своей мечте. Воспитанная бабушкой, погрузившей девочку в мир старых земных легенд и преданий. Держащая равнение на эти образцы для подражания. Любящая щегольнуть эпичными фразами в стиле древних героев. Чуток самоуверенная. Чуток эгоистичная. Чуток наивная. Не чуждая эмпатии и даже экстрасенсорике. Поддающаяся гневу и беззаветно влюбленная в свободу, которую дарит полет. Старающаяся подавить в зародыше любое проявление трусости. Спенса эмоционирует, размышляет, сомневается. Живет полной жизнью.
Причем автор не пожалел для своей протагонистки вороха проблем, начиная с самого ее раннего детства. Судьба отца, принесшая девочке клеймо «дочери труса» (сразу понятно, что дело нечисто), презрение окружающих (о концепции «дети за отцов не отвечают» тут явно не слыхали), конфликты с однолетками, одиночество (точнее ровным счетом один хороший друг). Девочка рано узнала о темных сторонах жизни, о том, что взрослые лгут, вставляют ей палки в колеса, а полагаться можно лишь на себя. И даже «прорыв» Спенсы в летную школу аж никак не решил всех ее проблем. Персонаж развивается, взрослеет, теряет друзей, иллюзии, детские заблуждения. Приобретает опыт, делает основополагающий для своей личности выбор, принимает сложные решения, пытается справиться с психологическими травмами, выяснить правду об отце и о себе. К финалу книги перед нами абсолютно другой человек, чем в начале.
Второй приятной стороной романа стала интрига, связанная с таинственным прошлым планеты Россыпь, агрессивными, непонятно чего желающими креллами и загадочным «дефектом». Поддерживается интрига профессионально, информация выдается небольшими кусочками, лишь больше разжигая любопытство.
Не пожалеет автор пищи для ума, поговорив с юным читателем о героизме, трусости, смерти, патриотизме, агрессии, общественной безопасности, диктате правительства.
И, конечно, стоит отметить еще один козырь, выложенный Сандерсоном на стол в начале второй трети романа. Введя его в игру, Брендон, не удаляясь далеко от своей школы, заглядывает на территорию «Замыкания» и «Акселя». Эта арка добавляет роману остроты (как впрочем, практически любая вылазка Спенсы за пределы летной школы), изрядно повышая ставки.
Хватает напряженных сражений с врагом, в духе Звездных войн (да и истребители похожи), где герои используют все описанные ранее виды оружия, плюс выученные на уроках тактические приемы. Ждет нас эпическое финальное сражение. Не забывает автор о юморе и сарказме. Читается роман легко, влет. В умении держать читательское внимание Брендону не откажешь. Для абстрактного Джона Доу такая книга стала бы откровенной удачей. Но для Сандерсона этот визит в гости к young adult космоопере выдающимся назвать сложновато. Слишком высоко Брендон задрал планку некоторыми своими предыдущими работами.
Эрго. Подростковая космоопера с хорошей главной героиней, интригой и приятной неожиданной находкой. А вот шаблонность арки со школой и компьютерность локации к удачам романа не отнесешь.
Темный предок поджанра, или Ландскнехты на службе у Зла
Черный отряд прослыл одной из самых древних наемных компаний. Бывали у них разные времена – удачливые и не очень. Сейчас наступили вторые. Отряду приходится заключить контракт с самыми натуральными силами Зла.
Госпожой – древней колдуньей, некогда заточенной под землей вместе со своим супругом и десятью могущественными подручными-волшбарями. Освобожденными из векового сна. Вступившими в смертельную борьбу с повстанцами, сражающимися за то, чтобы загнать древнее зло обратно.
Отныне Отряд становится активным участником этой самой борьбы, а заодно пешкой в интригах Десяти Взятых.
Но парни из Отряда не прочь попробовать изменить ситуацию.
Решил я перечитать этого пионера, и в очередной раз убедился, что первый – аж никак не значит хороший (чаще всего наоборот).
Отряд выглядит похуже своих последователей.
Да, перед нами натуральное темное фентези, с кровью, насилием, грабежами, смертями и прочим дерьмишком. Активным использованием обмана, подлога, игры в темную, приемов, типа ударить на опережение, перебить сонными потенциальных противников, которые еще ничего не сделали. «Серыми» героями и моралью, персонажами, почти никого из которых нельзя назвать однозначно хорошим, в лучшем случае не совсем плохим. Максимальное стремление к реальности. Все как полагается по темным канонам.
Вот только нюансы изрядно портят общее впечатление.
Очень слабый перевод, когда из двух существующих выбираешь не лучший, а менее худший. Классическая ситуация 90-х, когда не знаешь: это автор писать не умеет напрочь, или переводчика на пушечный выстрел к клавиатуре подпускать нельзя. После прочтения 20 страниц того и другого, менее худшим был определен вариант с Взятыми и Костоправом. Второй — с Каркуном и Поверженными показался еще корявее.
Отсюда все вопросы к стилю изложения и сухому, средненькому языку. Описания действия, размышлений, поданные короткими предложениями, воспринимаются без особого отвращения, на четверку с минусом. За диалоги больше тройки в базарный день не дашь. А вот моменты быта, жизни отряда во время передышек, особенно забавы колдунов, еще хуже — топорные и рваные. Когда автор использует длинные фразы – беда. Многословие и сложные предложения — явно не его.
Оригинального мира в первых книгах почти нет. Абстрактное средневековье с магией.
Север, Юг, Самоцветные города – скука, разбойники.
Слабо прописанные персонажи. Даже центральный протагонист – Костоправ, от первого лица которого происходит знакомство с миром – лишь обозначен широкими мазками. Лекарь, ненадежный рассказчик, ведущий анналы Отряда, изредка признающийся, что, несмотря на то, что Отряд его семья — они злобные, жестокие варвары (исключая пару человек). Принимающий необходимость, но не наслаждающийся убийствами, порой испытывающий дискомфорт от «обычного средневекового зверства». Начинающий ощущать романтический интерес к фигуре Госпожи. Прошлое? Шлейф роли? Глубокое раскрытие мыслей, стремлений, побудительных мотивов? Не слыхали.
Серебряная медаль у Ворона – эдакого человека из стали, экс-аристократа, преданного близкими по науськиванию одного из Взятых. Человек, свершивший месть и порвавший с прошлой жизнью. Непреклонный супермен с непременными ножами и ледяным взглядом.
Бронзовой нет ни у кого. Кук уделяет внимание буквально паре-тройке персонажей, но и тем достается максимум по одной индивидуальной черте. Капитан – романтик. Ильмо – сержант. Колдуны Отряда – общий комедийный персонаж. Об остальных вообще ничего не скажешь, выветриваются из памяти сразу, как закрываешь книгу.
Большую (прямо скажем — гигантскую) битву нам покажут лишь в самом финале первой книги. Но и это сражение мы увидим со стороны, без излишнего погружения, зато с крайне удобной точки (что даже логично, повествование от лица медика, который на передовой не частый гость). Локальные стычки имеются, но поданы вяловато. Магия – сборная солянка. Мощные боевые заклятия у Взятых и членов Круга 18 (лидеры мятежников). Тут тебе и природные катаклизмы, и вызванные твари, и химические/бактериологические вещества. У остальных, из которых мы видим лишь отрядных варлоков – все гораздо скромнее. Истинное имя колдуна – высочайшая ценность.
А вот Взятые – хлопцы колоритные (ну ладно-ладно, без назгульских мотивов не обошлось, а тут еще и Око). Жаль, их нам покажут не всех. Да и с былым Десятки по традиции не познакомят.
Ближе всех мы увидим Душелова – работодателя Отряда, способного поглощать чужие души.
Заявят Хромого, о котором не узнаем ничего, кроме общей подлючести. Жутковатого оборотня Меняющего Облик. Повешенного и новую Взятую. Дадут прочувствовать силы Костоглода и Зовущей Бурю.
Одним из основных достоинств цикла считается демонстрация жизни наемников – прислужников Суки-Войны. Перед нами аж никак не «Западный фронт», военных ужасов в Отряде не сады, а вот общей атмосферы армейской бытовухи, циничного ветеранского пофигизма, солдатской обреченности, жуткой усталости от боев — хватает.
К плюсам также можно причислить изначальную идею героев на службе у Зла — заставляющую читателя болеть за тех, кто на Темной стороне Силы. Концепт того, что борцы за свободу и против Тьмы аж никак не белые и пушистые пусички. Коварные ходы по разложению армии повстанцев, козни и свары между Взятыми. Летопись наемников, сохраняющую историю Отряда, их верность (порой чрезмерную) слову и контракту. Ребенка-реинкарнацию Белой Розы, сотни лет назад уничтожившей Империю и заточившей Госпожу с Властителем. Нюансы расстановки сил, и подоплеки интриг, проявляющиеся в финале первой книги.
Вторая книга цикла набирает свои висты за счет линии Шеда и Черного замка, приземляя, одомашнивая глобальный размах дебютного тома, показывая обычных (и не самых лучших) людей этого мира. Без финального твиста автор нас также не оставит.
Эрго. Один из основоположников темной фентези. Наравне с приятными, имеющий изрядное количество спорных моментов. Любителям поджанра стоит ознакомиться, но быть готовыми к некоторому разочарованию. Возможно новый качественный перевод, по примеру того же Малазана, сможет исправить ситуацию. А может и нет.
После жуткой войны Земля мертва. Радиация, мутанты, ураганы непредставимой силы.
Человечество разделило судьбу своей матери.
Уцелело всего несколько сотен, ютящихся на двух летающих кораблях. Последние остатки гомо сапиенсов, выживающие за счет хеллдайверов – людей, спускающихся на отравленную Терру за остатками богатств погибшей расы.
Так продолжалось несколько столетий. Пока под угрозой не оказалась половина уцелевшего человечества.
Но что если та же судьба ждет и второй корабль?
Постапокалиптика, несмотря на откровенное перенасыщение рынка, до сих пор остается одним из популярнейших поджанров для многих авторов. Николас С. Смит из их числа.
Hell divers позволяет вдоволь пощекотать нервы, за экшеном, к сожалению, забывая о внутреннем наполнении.
С активным действием в книге все в порядке. Головокружительные спуски сквозь электрические бури, расцветающие убийственными молниями (как дайверы в таких условиях не помирают во время первого прыжка?). Ветра, разрушающие города. Целый набор опасностей, ждущих на земле: от тех же всесокрушающих ураганов, огромного уровня радиации до недружелюбных местных обитателей: натуральных монстров. Практически каждая из этих стихий пытается сжить наших героев со свету не по одному разу, порой объединяясь друг с другом. Во время спусков, поисков на земле хеллдайверам и читателям автор заскучать не даст. Благо, описаний похождений ныряльщиков в книге полным-полно.
Книга кинематографична, так и просится на экран. Представляете: разгул стихий, вспышки молний, сквозь которые обрушиваются фигурки в титановых доспехах. Гнев урагана, старающегося стереть протагонистов с лица мертвой земли. Джентльменский набор опаснейших чудищ, с которыми и дюжине ведьмаков не справится.
Добавляют в блюдо остроты нюансы оборудования и работы ныряльщиков, носящих эмблемы, напоминающие о «божественном ветре».
Гадес — вместилище всех возможных ужасов, некогда один из крупнейших земных мегаполисов. Мимо которого наши герои пролететь ну никак не смогут.
И достаточно неожиданный финт в середине романа.
А вот сцены жизни на корабле радуют гораздо меньше: неубедительные попытки обозначить социальные конфликты, да вялая семейная драма в исполнении алкоголика и мальчика не от мира сего.
Здешнее общество вызывает с одной стороны понимание, с другой – удивление. Некоторое количество людей живет на верхних палубах, в относительно приличных условиях. Большинство запуганы силовиками, занимаются грязной работой, сидя на голодном пайке. Многие больны, так как ютятся рядом с реакторами. Да местные туалеты сами по себе могут вызвать очередное восстание!
Тяжелые условия, недостаток ресурсов, военное прошлое кораблей вроде как обуславливают подобное социальное расслоение. Но не так же явно! Неужто у капитана не уцелело ни одной книжки по истории возникновения революций?
Даже эта благодатная тема описана шаблонно и без огонька. Парочка асоциальных типов, порой ругающихся с копами, недовольство, злые взгляды. Лишь сверхкритичная ситуация подстегивает застоявшиеся страсти, заставляя их влиять на сюжет.
Позабавило количество обитателей корабля в 546 человек (общая цифра уцелевших гомо сапиенсов около тысячи особей). При этом дайверов на корабле 12, плюс пару учеников (не маловато для миниатюрной цивилизации мусорщиков, мечтающей о клочке неотравленной земли?). Может при таких раскладах проще прекратить трепыхаться?
Еще одной спорной чертой романа стал периодически зашкаливающий пафос. В первую очередь отличаются хеллдайверы («дайв ради выживания человечества!»), но и остальные обитатели верхних палуб от них не отстают. Каменные лица, выспоренные фразы. Развевающегося флага не хватает.
Пару слов о героях. Сильным местом книги их не назовешь: шаблонно, проработаны «тяп-ляп», но кашу сильно не портят.
Ксавьер Икс. Наш главный протагонист. Самый опытный дайвер, за плечами которого почти сотня прыжков. Потерявший жену, глушащий тоску алкоголем. Получивший на руки 10-летнего пацана. Понявший, что ему вновь есть ради чего жить.
Его подопечный – гениальный мальчишка, отлично разбирающийся в технике. Замкнутый, нелюдимый, с кучей психотравм. Чего стоит только шапочка из фольги.
Ответственная капитан корабля, смертельно больная раком, но не оставляющая свой пост. Ее образ интересен с точки зрения социальной линии. Мария Эш – не диктатор, отнюдь. Она по мере сил заботится о выживании всех обитателях. Включая жильцов нижних палуб. Искренне удивляясь их неблагодарности. Как же, она им целого доктора выделила! И пайки увеличила. С одной картофелины на человека до двух. Ей в голову не приходит, что изначальное пренебрежительное отношение к «нижним», как к быдлу, рабочему скоту, не может привести ни к чему хорошему.
Неубедительный местный революционер Тревис. Явно не Че Гевара и не Троцкий. Единственный, отдаленно напоминающий антагониста, коих в романе откровенная недостача.
Дайвер с другого корабля, попавший в сложнейшую ситуацию.
А больше никого припомнить не получается. Большинство остальных персонажей эдакие NPC с парой реплик, чья задача красиво помереть, показывая опасности дивного нового мира.
Мира, непонятно как дошедшего до жизни такой. Война — и этого довольно. Кого война, с кем, почему? Как дело было? Оно вам надо, поглядите лучше, какие я красочные неприятности нашим дайверам приготовил!
С идейным наполнением тоже не все ладно. Устами героев автор говорит о жертвенности, заботе о других людях. Затем показывает, к чему приводит такая забота, во всей красе демонстрируя прелесть эгоистичного подхода: «умри ты сегодня, а я завтра». Мол, ну их, ближних своих, на помощь к ним лететь, все равно только хуже будет. Товарищ Николас, вы вообще за человечество, или за медведя?
Эрго. Динамичные приключения тела, которые неплохо выглядели бы в формате сериала без особых претензий.
Космовестерн по заветам великих, или Самураи… сколько дадите
Однажды в далекой-далекой галактике… Ой! Это из другой сказки.
Однажды на краю великой космической Державы, на тихой аграрной то ли планетке, то ли луне стояла фермерская деревня. Ее жители сажали и собирали урожай, считая себя максимально далекими от бурных событий в Прародине. Гибели короля с семьей, пришествия к власти сенатора Бализариуса. Зарождающейся революции.
Пока однажды бурные события не пришли к ним сами. В лице адмирала Аттикуса и солдат Державы, намеревающихся отнять все, что нажито непосильным трудом, обрекая фермеров на голодную смерть.
А значит пригретой жителями деревни таинственной девушке Коре, нужно отправляться на поиски воинов, способных защитить фермеров от захватчиков. А может и оказать ключевое влияние на разгорающееся восстание.
Зак Снайдер давно хотел поучаствовать в Звездных войнах. А поскольку к действующим примкнуть не удалось, пришлось создавать собственные.
ЗВ в их глобальном варианте в новой работе Снайдера пока не очень просматриваются, но космический вестерн с приключениями уже налицо. Шаблонный, неторопливый, с массой привычных элементов, откровенно дергающий идеи у Семи самураев и прочих мэтров, пафосный до зубовного скрежета, но способный подарить не слишком скучные два часа у экрана. Также стоит иметь в виду, что перед нами лишь половина истории, вторую увидим в середине апреля 24 года.
Начинается картина откровенно вальяжно, не торопясь знакомя нас с бытом счастливой деревни, посевной, праздником урожая, отличающимся откровенными призывами «плодится и размножатся» из уст местного Старосты/Отца общины Синдри (Столл ). Плавно текут мимо нас пейзажи, снятые на контровом свете, бродит местная живность с милыми пейзанами, проплывают панорамы пасторальной деревни и невозмутимых гор вокруг.
Пока по истечении двадцати минут Зак не решает, наконец, обозначить конфликт, подняв кучу пыли от снижающихся челноков. Не надейтесь, что сразу после этого действие понесется вскачь. Снайдер в первой части своей «Луны» никуда принципиально не торопится. Первая боевая сцена вас ждет на исходе получаса, после этого воспоследует одна перестрелка в кабаке, две приятные активные сцены представления новых героев и финальная схватка. Все с частым использованием излюбленного снайдеровского слоу-мо. На два часа хронометража боевки откровенно негусто, будем честными. Из них отметить стоит лишь грифонье укрощение да поединок Немезиды. Лады, спишем недостаток файта на первую часть, может во второй Зак исправится.
Зато атмосфера вестерна на месте. Невозмутимую тишину крестьянского быта сменяет портовый город, будто перенесенный из Дикого Запада. С невозмутимыми героями и отвратными злодеями. Непременными драками и перестрелками в салунах, орочьими охотниками за головами с их складными роботами – мечтой мента.
Продолжает дело пустынная планета с красивыми кристаллическими сталактитами и краалем для живности. А вот уже привет из стимпанка – центр промышленности с циклопическими заводскими башнями, глубокими подземельями, огромными, изрыгающими пламя трубами. А вот и гладиаторская планета с руинами местного Коллизея нарисовалась.
Свою Вселенную Снайдер заявил неплохо. Остается развить и углубить.
Инопланетяне традиционно человекообразны, с некоторыми дополнениями на башке, все в русле ЗВ. Но имеется два приятных исключения. Шустрый мозг, то ли паразитирующий, то ли симбиотирующий с гомо сапиенсами. И паучиха, с которой вдобавок связана фактически лучшая экшен-сцена всей ленты.
Держава в первой части не особо впечатляет, офицерская форма скопирована с эсэсовской, странные красные товарищи наверняка из вархаммера, солдатские прикиды грубы, средневековы и максимально пытаются дистанцироваться от нарядов штурмовиков. Позабавило, как тщательно герои избегают слова «Империя».
Сценаристов, отвечающих за диалоги надо уволить без выходного пособия. Настолько пафосно-дубовых фраз я уже давно не слыхал. «Когда политика экспансии становилась слишком абстрактной, и причина завоевания терялась в чистой свирепости битвы…», «мы больше чем оковы сдерживающие нас», «крестьяне столкнулись с риском уничтожения от силы прародины», «вина — подбрюшье чести», «этот маленький акт неповиновения дал голос безгласным». И такие шедевры на каждом шагу.
Герои, опять же пафосны и до ежиков серьезны. За одним единственным исключением.
Кора (Бутелла). Центральная протагонистка, как полагается совсем не та, кем кажется на первый взгляд. Скрывающая за спиной нехилый бэкграунд. Единственная, удостоенная персональных флеш-бэков в немалых количествах. Боевая машина сама в себе, порой напрочь забывающая о своих способностях («что-то не так!»). Сперва даже намеренная уйти от схватки. Позднее обреченно принимающая роль организатора сопротивления. Бутелла не впечатляет. Что-то с боевыми дамами у ЗВ и их последователей не все слава богу.
Фермер Гуннар (Хейсман). Мирный, трусоватый мужик, надзирающий за урожаем, ведущий каталог семян. Вынужденный отправиться в далекое путешествие, которое его серьезно изменит. Кстати, это первый (по хронологии ИП второй) Даарио Нахарис, затесавшийся среди персонажей «Луны».
Кай (Ханнэм). Ироничный наемник, точнее оппортунист, исполняющий обязанности Хана Соло. Или нет?
Тарак (Наир). Первый из «приглашенных самураев». Типаж: фактурный благородный индеец с нотками Маугли («мы с тобой одной крови», пардон «оба далеко от дома»). Пара баллов за забавы с грифоном.
Немезида (Пэ Дуна) Киборг-мечница с неординарным оружием. И нелюбовью к мести.
Дарриан Кровавый Топор (Фишер). Самый слабо прописанный из слабо прописанных персонажей. Зато без «крыши».
Генерал Титус (Хонсу) Единственный из «самураев», напрочь лишенный минуты славы, а точнее характерного поединка, либо раскрывающего его активного действия. Даже обидно. А начиналось знакомство с генералом так многообещающе. Неужто доля юмора? Нет, показалось.
Адмирал Аттикус (Скрейн), а вот и дебютный Даарио Нахарис. А заодно — то самое исключение. Наиболее приятная актерская работа в фильме. Что на общем железобетонном фоне невеликое достижение, но все же. Адмирал смотрится живенько. Двинутый, нарочито аморальный, карикатурно безжалостный, амбициозный, «понимающий честь, но не понимающий милосердия». При первой встрече изысканно вежливый, но со старта навевающий ощущение жуткой опасности. Любитель фразы: «это идеально». Не лишенный сарказма, иронии, в том числе «само-», что уже выделяет его на общем фоне. Да без духовного наследия Ланды не обошлось, но все же. Адмирала давайте побольше.
Прописаны герои грубыми мазками, шлейфом роли наделили далеко не всех, некоторые хотя бы яркими экшен-сценами отличились. Почему столь приятную практику не расширили на остальных – вопрос открытый.
Еще один многообещающий персонаж робот Джимми (Хопкинс). Некогда защитник короля, отказавшийся сражаться после его гибели (кстати, что за иномирцы в этом виновны?). Но ни капли не утративший сноровки. Размышляющий о сострадании, доброте и радости. В первой части его немного, думаю во второй ситуация изменится.
Кстати, а куда рядовой Арис подевался?
В процессе постановщики нам подарят приятный нежданчик, изрядно переворачивающий восприятие некоторых персонажей.
Недурной визуал, с первых кадров должный обозначить внеземное место действия. Когда горизонт полностью перекрыт планетой с кольцами, на фоне которой бредет некое тягловое животное (ураки – фактически безхвостые кони-першероны с невнятным наростом на лбу), хош не хош настраиваешься на нужный лад. Разве что тускловато-приглушенно-желтоватые цвета не всем могут прийтись по нутру.
Эрго. Неторопливое начало космического вестерна. Вторичного, пафосного, с минимумом экшена. Но атмосферного, с приятной картинкой, потенциально богатой вселенной и некоторой долей приключений. Чтобы сложить окончательное впечатление стоит дождаться второй части.