Магнолия с мечом, или «Моя крошка стала совсем взрослой и спасла Китай», ой! Это из другой сказки
Древний Китай. Хуа Мулан с детства выделялась среди девчонок деревни. Задорным нравом, мальчишескими проделками и мощным уровнем энергии Ци. Энергии, максимальным овладением которой славятся величайшие воители.
Время шло, родня Мулан активно склоняла ее к привычной женской судьбе – замужеству.
Девушка почитала семью, смиренно (почти) готовясь принять свою долю.
Но тут на Империю обрушиваются безжалостные жужаньские кочевники. Вместо отца, оставшегося калекой после предыдущей войны, в армию тайком отправляется Мулан.
Так как об участии женщины в боевых действиях не может быть и речи, ей приходится притвориться юношей.
А дело это ой какое нелегкое!
И все ближе вражеская армия во главе с жаждущим мести Бори Ханом и ведьмой Сянь Лань.
Диснеевскими игровыми ремейками своих собственных мультфильмов уже никого не удивишь.
И вот пришло время новой Мулан, в версии 2020 больше ориентированной на старинную китайскую легенду о деве-воительнице, а не на мультфильм 1998 года.
Значение имени «Мулань» — «Магнолия».
Изменений по сравнению с любимым мультиком детства нас ожидает немало. Вернулся к предкам дракончик Мушу (искренне ненавидимый китайскими зрителями, считающими его оскорблением величественных драконов Поднебесной), а сверчок из насекомого превратился в комического пухлого юношу. Да, без этих персонажей история Магнолии теряет изрядную долю своего обаяния, но есть в новом творении наследников Уолта и положительные моменты.
Так как Дисней ориентирован на семейную и детскую аудиторию, несмотря на присутствие в ленте сражений и убийств, показаны смерти достаточно мягко (рейтинг PG-13). Герои (и антигерои) в полной мере демонстрируют акробатику и владение боевыми искусствами, повергая противников пачками, при этом на экране не прольется ни капли крови. Sapienti sat – взрослые видят, как десятками наносятся «травмы несовместимые с жизнью», а детишки могут пребывать в блаженной уверенности, что перед ними — то ли бессмертные, то ли персонажи компьютерной игры. Спорный подход, однако альтернатива ему в семейном кино отсутствует (разве что «Голос монстра» с «Терабитией» несколько выделяются).
Битвы по-китайски красивы, обстоятельны, но размахом и количеством не поражают. Все скромно, по-домашнему: редкие мелкие разборки с гарнизонами крепостей, одно более-менее крупное сражение, финальная беготня (порадовала «засада» в императорском городе – чтоб ваши дети всю жизнь такие засады делали, хоть бы корейцев с «Королевством» посмотрели). Зато излюбленных в кинематографе Поднебесной прыжков на грани (и за гранью) фантастики, пробежек по стенам, хождений по воздуху и невообразимой акробатики, нам покажут с лихвой.
Что несколько покоробило – часть этих «использований энергии Ци» смотрится гармонично, но некоторые спецэффекты просто режут глаз (невзирая на 200 лимонов бюджета, вопросы по использованию которого возникают не раз). «Тщательней надо, ребята», оно конечно для подростков младшего и среднего школьного возраста снято, но относиться к аудитории столь пренебрежительно все же не стоит.
Также позабавила легендарная тупость командиров империи, повелевающих дать ровно один лучный залп, ведущихся на детскую хитрость, отправляющих всадников на убой в откровенную засаду. Впрочем, враги отвечают подобной же полководческой гениальностью, играя в Коловрата, и обстреливая горы.
Сюжетная линия вообще не поражает изысками, прямолинейно катясь к известному финалу, но хотя бы не повторяя покадрово мультфильм. Жужане остаются безликой массой – смесью ниндзя, монголов и бессмертных Ксеркса. Власти Империи – полны внутренних достоинств, но не дружат с мозгами. Воины – бодры, полны сомнений и любви к родине (с индивидуальностью у подавляющего большинства опять же не складывается). Временами лента превращается в историю феминистического противостояния двух сильных дам. Одна из которых, как выясняется в финале, также не поражает глубиной интеллекта. Нет, чтобы собрать «своих пацанов», поинтриговать вволю, да самой на трон усесться.
Зато о добродетелях типа верности, уважения к старшим, традициям, заботе о чести роди и личной честности нам все уши прожужжат.
Также выделяется слабая с эмоциональной точки зрения игра актеров. Практически все время они демонстрируют «Покер фейс», гуляя по экрану с одним и тем же выражением лица. Интересно, китайские актеры в принципе не любят «внешнюю игру» в стиле того же Ди Каприо или Безрукова, или все же имеются исключения? Надо будет присмотреться.
Главная героиня трогательно пугается увиденных впервые голых мужиков, блистает обаянием, которому не мешает грязная мордашка, и талантливо дает «люлей» неприятелям.
Злодейка демонстрирует тяжелую долю выделяющейся из толпы дамы в суровом китайском древнем мире.
Из мэтров в наличии Джет Ли в непривычном образе императора (аж никак не чуждого боевым искусствам, не благостный старичок из мульта, не надейтесь).
И Донни Йен в образе мудрого отца-командира, внезапно уступающего лидерство девице?!
Кстати, влюблена в здешней версии Мулан оказывается в сослуживца, а вовсе не в начальника, все в русле современных трендов.
Картинка, опять же традиционно для восточного кино очень сочная, насыщенная и яркая.
Летящие специи и полотна ткани, бамбуковые рощи, марево пустынь, колорит базаров и императорского города, шикарная природа (съемки проходили в Китае и непременной Новой Зеландии). Красиво, не придерешься.
Эрго. Красочная восточная легенда о сильных женщинах, тем не менее, проигрывающая мультипликационной версии. Радует яркой картинкой и фантастической боевой хореографией (настолько нереалистичные бои, правда, далеко не всем зрителям по нутру). А вот сюжет, неровные спецэффекты, резковатый монтаж, скромность битв и большую часть актерских работ к достоинствам не отнесешь.
P. S. Объявив универсальную жизненную энергию Ци исключительно мужской, создатели ленты действительно изрядно накосячили. С другой стороны рассказ в ленте изрядное время идет от первого лица отца Мулан. Так что перед нами натуральный «ненадежный рассказчик», возможно озвучивающий свою версию, возникшую от заблуждения, или недостатка знаний.
А бабочка крылышками бяк-бяк-бяк или Отвратительно притягательное путешествие.
Нью-Кробюзон – не самый лучший для жизни город. Город, будто воплотивший ночные кошмары всех разумных. Бездонная клоака, гигантская свалка, наполненная миазмами, болезнями, паразитами, безжалостной милицией, продажными властями и наглым криминалом. Но даже в таких условиях живут люди. И не совсем люди. И совсем не люди.
Гротескные переделанные, хепри-жуки, водяные с русалками и человекоподобные кактусы. Эти и другие расы копошатся в грязи Нью-Кробюзона, занимаясь своими, обычными делами. Жизнь не сахар? Ничего, ведь есть места в этом безумном мире, где она еще хуже.
Ученый Айзек Дэн дер Гримнебулин получает самый сложный вызов своей жизни – вернуть гаруде, человеку-птице, утратившему крылья, возможность летать.
Его возлюбленная из хепри, Лин, создающая причудливые фигуры из цветной слюны, берется за заказ для серьезного криминального авторитета.
Журналистка Дерхан, помимо работы в официальной прессе, трудится на подпольную, запрещенную властью газетенку.
Казалось бы, между этими обычными событиями ничего общего, и они не могут всерьез повлиять ни на что кроме судеб непосредственных участников.
Но что если так лишь казалось?
Британец Чайна Том Мьевиль с самого детства был обречен «хотеть странного». Родители-хиппи (отсюда имя China — Китай), много книг. И писать начал рано. В 13 лет опубликован его первый рассказ. Потом — работа в Египте и Зимбабве, учеба в Кембридже и Оксфорде.
Мьевиль даже умудрился влезть в политику в качестве члена Британской социалистической рабочей партии.
Но известен он отнюдь не из-за своих «левых» взглядов, а благодаря принадлежности к авторам, получившим имя «Новые странные». Писателям, пытающимся спасти фэнтези «из тисков коммерции и жанровых клише эпигонов Толкина».
И конечно, благодаря романам коих у нашего сегодняшнего героя насчитывается уже 10 штук.
«Вокзал потерянных снов» — второй роман Чайны, открывший цикл «Нью-Кробюзон» и собравший обширный урожай премий и номинаций, среди которых Лучшая книга года (НФ/фэнтези) по версии SF сайта, Премия Артура Кларка и Британская премия фэнтези.
Роман интересный, но довольно специфичный.
В первую очередь надо быть готовым к тому, что мир Мьевиля чертовски депрессивен.
Не знаю, держал ли Чайна в уме при создании Нью-Кробюзона какой-то реальный город, но если да, то этот самый город автор ненавидит люто и всей душой.
Описание Нью-Кробюзона буквально сочится нечистотами, грязью, мусором, болезнями, нищетой и безнадегой.
С первых страниц автор погружает читателя в этот убойный раствор, и чтобы не бросить книгу после первой сотни страниц, нужно обладать крепким желудком и стойкой психикой.
Плюс добавляют в блюдо остроты описания межрасовых сексуальных утех между человеком и хепри. Бедные несчастные Вачовски, усердно пытавшиеся эпатировать публику гомосексуальными связями в «Восьмом чувстве». Им бы откровенно не помешало взять пару уроков у Мьевиля.
К счастью, эпатаж не являлся основной целью Чайны.
Он хотел поговорить с читателем, пережившим начало книги, о другом.
О расизме и его преодолении. Любви, которой покорны не только все возрасты, но и любые разумные существа, невзирая на внешний вид. Смелых научных теориях и ответственности ученого. Преодолении невозможного. Самореализации творца. Стремлении к прекрасному и вечном томлении бескрылых. Социальном обустройстве. Политике и борьбе за свои права. Преступлении и наказании.
Именно для этих бесед автор выдумал такой неаппетитный, но одновременно завораживающий и убойный инструмент, как Нью-Кробюзон.
Инструмент, застывший на грани между твердой НФ, фентези и стимпанком.
Вот вам расовое многообразие жителей города. Рыхлые водяные, способные очень вольно обходиться с родной стихией. Жукоподобные хепри, создатели нового вида искусства, раса, чьи самцы полностью лишены разума. Брутальные и мощные человеко-кактусы, находящиеся в с особых отношениях с солнечной энергией. Гордые люди-птицы гаруды. Все имеют человеческие черты. Никто не воспринимается равными среди настоящих гомо сапиенс.
Вот вам переделанные, экс-люди, искалеченные биочародеями. Вот ученые, совершающие великие и страшные открытия. Вот роботы, странные механизмы, перфокарты, вычислительные машины и кремниевые пистолеты. Вот политики, милицейский спецназ, забастовщики и штрейкбрехеры. Вот омерзительные рукохваты и машинный разум.
Вот интересная магия, металлические или биочародеи, шаманы-водяные, неведомые или загадочные существа и дипломатические отношения с Адом.
Вот вам городские клоаки и гетто. А вот районы богачей, ученые кварталы, центр власти — парламент, милицейские башни, воздушные монорельсы, железные дороги и масса вокзалов.
Все сплетается в один живущий, любящий, кайфующий, страдающий, умирающий, совокупляющийся и испражняющийся клубок под названием Нью-Кробюзон.
А с середины книги, будто решив озаботиться, чтобы уже почти родной и многое переживший с автором читатель не заскучал, Чайна щедро плескает в варево экшена и саспенса. Высоко взвинчивая уровень интриги, соединяя многие разбросанные по тексту зацепки, переводя камерную историю в разряд влияющих на судьбы тысяч и тысяч живущих.
И начинается практически безнадежная борьба. Борьба, требующая запредельных усилий, и непредставимых союзов. Борьба с тем, чего боится сама Преисподняя.
И, конечно же, автор не мыслит своего текста без фантасмагории, гротеска, сюрреализма.
Изломанных тел, отравленных мыслей, украденных сновидений, мировой паутины и Пляшущих Безумных Богов.
Ведь не зря же Мьевиль стал одним из основателей пресловутой группы «Новые странные», и позиционирует себя врагом утешительного, комфортного фэнтези.
Да уж, о комфорте на время пребывания в Нью-Кробюзоне действительно придется позабыть.
Эрго. Специфический по атмосфере, но небезынтересный по духу проект на стыке многих жанров. Стоит учитывать, что особо положительных эмоций вы от визита в Нью-Кробюзон не получите. Но оторваться от этого мерзковатого, местами отвратного, но живого мира, будет весьма сложно.
Плясун на плечах гигантов, или Говорящий с демонами
Адриан Марло имел в жизни все. И немножечко больше. Старший сын архонта и лорда великой звездной Соларианской Империи. Лучшие учителя. Великолепные покои. Завидное будущее. Вот только Адриан сам все испортил.
Сперва он разочаровал отца. Настолько, что тот решил назначить наследником другого сына. А после и вовсе захотел странного – стать схоластом – членом монашеского ордена исследователей и преподавателей.
С этого желания началась одиссея, приведшая Адриана к выигрышу войны, решающей судьбу Империи, убитому солнцу и славе ужасного чудовища.
Но это будет еще не скоро.
С первых страниц новая космоопера с оттенком yong adult вызывает четкое ощущение дежа вю. Не зря. Роман откровенно вторичен, причем этого не стесняется, смешивая сайнс фикшн с фентези и задорно топчась по плечам гигантов. Эндер тут встречается с Дюной, Гиперион с «Тенью трона», «Песни крови» с «Именем ветра». Все идет в дело. Периодически текст разбавляется прямыми короткими цитатами и оммажем классикам.
Начинается он как натуральная подростковая литература, где юный герой (пускай ему 19, все равно пацан, ведь срок жизни здешних аристократов исчисляется многими столетиями) бросает вызов родителям, отправляясь на поиски своего места в жизни. Со временем протагонист взрослеет, закаляется, становится жестче, и примерно с экватора, или скорее с попадания на арену, роман начинает стремиться во «взрослую лигу».
Главный герой оставил, в общем, приятное впечатление.
Вначале перед нами натуральный ребенок-золото: полиглот, художник, хороший фехтовальщик, добрый, человеколюбивый, мягкий, не терпящий жестоких развлечений, склонный к эмпатии. И как только такая бусичка уродилась и выжила в семействе прожженных аристократов? А, понятно! Скорее всего, автор намекает на определяющую роль воспитания, а точнее учителя. Хотя нет, непонятно, учитывая, что учитель Адриан – схоласт, которых называют «живыми машинами», преподать ему он должен был главенство холодного разума. А все действия, предпринятые юным Марло, проходят исключительно по ведомству эмоций. Ведь разум должен был криком кричать, что сперва надо занять место отца, а потом можно и о человеколюбии подумать. И об изменении традиций. Если очень захочется.
Поскольку перед нами скорее не космическая, а приключенческая фантастика, перипетий герою Руоккио подкинет от души. Следить за ними вполне интересно, если бы не обилие «воды». Из отцовских палат парнишка попадает в космос, в трущобы отдаленной планеты, на гладиаторскую арену, в паучью банку провинциального двора, под пристальные взгляды церковников, на передовую общения с чужаками. Будни принца сменяются заботами Гавроша, Спартака, племенного жеребца и толмача. Адриан влюбляется, находит и теряет друзей, учится убивать и усмирять гордыню.
«Империя» построена в ретро-ключе: перед нами книга, которую творит Адриан после завершения всех событий. Об этом приеме я уже неоднократно писал: с одной стороны читателю незачем переживать за героя: все равно доживет до момента написания книги. С другой – узнать, как из человеколюбивого мальца получился Уничтожитель солнца и Сокрушитель врагов, довольно любопытно. Дальше уже все зависит от мастерства автора.
С мастерством имеются нюансы. Как и с языком, идеальным его не назовешь при всем желании.
Роман жутко затянут (а это лишь первая часть цикла из трех романов и двух повестей, и это, скорее всего, не предел). Тут масса воды, рассуждений, сомнений, рефлексий, отступлений и философствований.
Автор радостно валит в одну кучу термины из античности и средних веков (делая в послесловии реверанс в сторону перевода с родного на русский (точнее английский). Архонты и эфебы перемежаются мажордомами, пельтасты – капелланами, гоплиты – рыцарями, ликторы — кастелянами, вилики – приорами. Привыкнуть к такому винегрету непросто, хотя любопытные ингредиенты в салате имеются.
Не в первый раз, кстати, фантасты склонны описывать спорную тенденцию возврата мира грядущего к тенденциям, терминам, отношениям далекого-предалекого прошлого.
А ведь на дворе далекое-предалекое будущее. Уже многие тысячи лет назад кораблики человечества покинули старую Землю, разнося колонистов по вселенной. С тех пор человечество немало пережило и сильно изменилось. У руля император и Святая Земная Капелла – религиозный институт, смешавший язычество и христианство с исламом, инквизицию с министерством пропаганды, держащий в ежовых рукавицах все цивилизованные миры. Одним из первейших задача Капеллы стало не допустить возвращения живых, думающих «греховных» машин, некогда чуть не уничтоживших человечество. Все серьезные технологии под контролем церковников, закупка, использование и ремонт любой сложной техники невозможна без их одобрения. Недаром схоласты стали «живыми компьютерами» лордов, ведь «мертвых компьютеров» жителям империи, и даже представителям высших слоев не полагается.
Разве что к вооружению церковники не имеют претензий. Тут вам и парализаторы, и стреляющие энергокопья, и плазменные пистолеты, и пояс-щиты, останавливающие пулю или разряд, но бессильные против ножа или кулака (скорость удара не та). И даже мечи из высшей материи, отдаленно напоминающие оружие джедаев. А у самой капеллы «в загашнике» имеются штуки изрядной мощи.
Да и генетические технологии в расцвете. Еще до рождения можно убрать генетические проблемы и недостатки, фактически сформировать будущего человека по желанию родителя. Да и после рождения плюшек у таких гомо сапиенсов хватает: рост, иммунитет к болезням, даже выбитые зубы восстанавливаются. Правда, все эти генетические блага доступны лишь аристократам Империи. Именно поэтому уже долгое время высших от низших легко отличить на глазок. Даже аксессуары положения и власти не особо нужны.
Имеются в этом мире и алиены, точнее ксеноксы или ксенобиты (Пинхед? Нет, показалось). За время существования Империи обнаружено почти полсотни рас инопланетян. Все они находились на примитивных стадиях развития, типа бронзового века. Их судьбу представить достаточно легко. На удивление даже не всех извели под корень. Некоторые занимаются несложным трудом на благо хумансов. А некоторые даже состоят в имперских легионах.
Все полсотни рас проиграли человеку еще до встречи. Точнее почти все. За одним неприятным исключением, с которым уже более трех столетий идет жестокая война, разворачивающаяся не так уж легко для доблестной имперской военной машины.
Сьельсины – рогатые гуманоидные кочевники, не брезгующие закусить человечинкой, со своими похожими на ледяные замки кораблями. Уничтожающие целые колонии и опустошающие планеты. С ними мы только начнем знакомиться, основное блюдо встречи с плотоядными чужаками среднего рода — впереди.
Жаль описанием чужих миров автор особо не заморачивается. Нюансы у планет, которые мы увидим, безусловно имеются, но до лучших миротворческих работ, типа того же Питера Гамильтона с его восхитительно описанными мирами Руоккио далеко.
А вот предтечи – таинственные строители зданий из непонятного материала, в этой вселенной в наличии. Однако, этот козырь, как и загадочных экстрасоларианцев, автор будет разыгрывать в следующих томах.
Эрго. Средненькая приключенческая космоопера балансирующая на грани подростковой и взрослой литературы. Вторичная (или скажем по другому: использующая массу наработок предшественников), местами вызывающая массу узнаваний, изрядно подзатянутая, долго топчущаяся на одном месте. При этом способная порадовать развивающимся протагонистом и массой приключенческий перипетий, валящихся на его голову.
Найди свою силу, или Спасибо братьям нашим меньшим
На улицах Нового Орлеана появляется некий препарат, временно наделяющий сверхспособностями.
Сила, позволяющая выбивать стальные двери. Скорость, дающая обогнать автомобиль. Неуязвимость к пулям. Вариантов масса. Как и криминальных применений новых талантов. Есть, правда, нюансы. Всегда остается вероятность того, что вместо получения «плюшек» тебя просто разорвет на куски.
Полицейский детектив Фрэнк Шейпер (Гордон-Левитт) очень хотел отыскать того, кто наводнил город этой дрянью. Бывший военный Арт (Фокс) тоже жаждал найти производителей наркотика, ведь именно у тех людей находилась его похищенная дочь. Юная Робин (Фишбэк), напротив, отлично себя чувствовала в роли дилера по продаже «Силы».
Но именно от этой троицы, похоже, зависят судьбы не только судьбы жителей Нового Орлеана, но и будущее человечества.
Киношная супергероика кроме классических «Мстителей» или «Лиги Справедливости», время от времени позволяет себе любопытные эксперименты («Хранители, «Пацаны»).
Netflix решил подбавить нестандартной супергероики, однако результат оказался гораздо слабее своих предшественников.
Хотя идея, в принципе, интересная. Препарат на пять минут вызывающий у вас одну конкретную суперспособность, у каждого (точнее у определенных типов людей) свою, причем какую именно непонятно, пока не заглотнешь капсулу. Представляете раздолье для спецэффектов и поединков обладателей различных сверхсил? Некоторые из проявлений Силы нам покажут, однако Project Power явно не может похвастать суперкрутым бюджетом, посему их буквально с полдесятка. Огненный мальчик, хамелеон, большой брат, гуттаперчивость, фриз да «мистер острые локти». Ну и финальный рачок-вундервафля, как без него (спорное решение постановщиков, будем честными). Бедненько, но чистенько, право слово.
Тему передоза также стоит отметить. И то верно, все хорошо в меру.
Не обошлось без концепции передачи способностей животного человеку. Для супергероики идея далеко не новая, Человек-паук подтвердит.
Использована популярная в последнее время концепция злодеев, вроде как искренне радеющих за человечество, думающих о развитии людских возможностей, жаждущих изменить мир, запустить новый виток эволюции человека (сама по себе идея не просто неплохая, а в наше кризисное время чертовски актуальная). Хотя здешние злецы слишком неакцентированы, чтобы понять — это они просто замыливают глаза, прикрывая жажду власти, денег, или искренне верят в свою миссию. За злодеев обидно.
Касабельно теории заговора, на какое-то время упустившей свои позиции в кино, но вновь их возвращающей, мнения бытуют разные. Скажу одно. Очень уж заманчиво представлять себе, что существуют все-таки люди, твердо знающие, куда они хотят привести гомо сапиенсов. Хуже, если таких людей нет в помине, и бардак, творящийся в современном мире, полном кризисов, развивается сам по себе.
Постарались постановщики вложить в мозги юных зрителей идею того, что у любого человека имеются сильные стороны, и для их использования вовсе не нужно принимать сомнительные, негигиенические и несертифицированные препараты. Не поспоришь.
Также создатели ленты подарят нам неординарную съемку сцены перестрелки в клубе, и забавную «обманку» во время драки с промежуточным боссом. Негусто.
Однако вместе картина складывается слабо, выглядя чересчур аморфно и наивно, в стиле старых бравых комиксов. Нераскрытые, глупые злодеи. Слабенько прописанные персонажи (даже флэшбеки не спасают) и невнятный сценарий. Мало действия. Сбитый темпоритм. Нереализованный потенциал неплохой идеи.
Актеры подвигов не совершают.
Фокс в образе злого мстителя местами выглядит убедительно. А вот становясь добрым папашей, тоскующем по дочурке, изрядно теряет в харизме и убедительности.
Гордон-Левитт. Бравый и честный детектив, подсевший (кстати, а как насчет физического привыкания? Что-то эту линию постановщики и вовсе пропустили) на неведомую дрянь, чтобы противостоять супергероическим преступникам. Позволивший поразительно быстро, за пару минут, дать себя переубедить тому, кого он до этого считал злодеем.
Юная девица и вовсе выглядит изрядно деревянной. Символизируя собой ту самую внутреннюю силу, которая есть у каждого человека. Да и вообще, наркодиллер в роли положительной героини смотрится сомнительно. И рэп еще этот пресловутый.
Эрго. Средненькая супергероика с приятной идеей, которую постановщики до ума таки не довели.
Режиссер: Генри Джуст, Эриель Шульман
В ролях: Джейми Фокс, Джозеф Гордон-Левитт, Доминик Фишбэк, Машин Ган Келли, Родриго Санторо, Кортни Б. Вэнс, Эми Ландекер, Тейт Флетчер, Аллен Мальдонадо, Андрин Уорд-Хэммонд, Майкл Сил, Кайанна Симон, С.Дж. ЛеБланк, СиДжей Льюис, Джозеф Поликуин
Вдохновляющая фантазия по заветам Профессора или Темное воздаяние людским потомкам
Эта осень выдалась для обитателей Светлого Арда тревожной. Сперва открыл свои двери тронный зал – три года не видевший своего короля – Престер Джона, убийцу Красного дракона. А затем вся страна погрузилось в печаль – ведь знаменитый владыка умирал. Умирал, оставив в наследство своему народу двух сыновей, не переносящих друг друга. Мрачного священника Прейратса, с его безумно-коварными планами. Вдруг объявившихся норнов, родственников изначальных владык этой земли ситхов, столетиями носа не казавших со своего мрачного Пика Бурь. Да дыхание невозможного и жуткого Зла, доносящееся с далекого севера.
Но какое отношение к этим сварам сильных мира сего имеет 14-летний Саймон, уборщик из замка Хейхолт?
Неужто ему под силу встать на пути смертельной опасности, стучащейся в ворота королевства?
«Американский Толкиен», писатель, которого называли учителем Джордж Мартин и Патрик Ротфусс. Автор, благодаря которому во многой степени появилась история Квоута и Песнь Льда и пламени.
Это все о нем — Тэде Уильямсе (псевдоним Роберта Пола Уильямса).
За свою жизнь Боб перепробовал массу занятий – почтальон, курьер, певец, сценарист, художник комиксов, сотрудник театров, телевизионных и радио-компаний. Не то. Уильямс любил деньги (как и многие из нас) и понимал, что все это баловство богатства не принесет. В конце концов, 30-летний Уильямс решает вплотную сосредоточиться на еще одной грани своего таланта – писательской работе.
Это было то, что нужно. Уже первый роман «Хвосттрубой, или Приключения молодого кота» (1985) заработал номинации на премии им. Уильяма Кроуфорда и Джона Кэмпбелла.
Но известность (а заодно и немножко желанных дензнаков) ему принесла трилогия «Память, горе и тернии» (в русском переводе «Орден Манускрипта»).
Начальная книга которой — The Dragonbone Chair (1988) и станет нашим сегодняшним героем.
Книга, оставившая неоднозначное впечатление.
С одной стороны перед нами действительно «Роман» с большой буквы. Плавно, неторопливо раскрывающееся перед читателем огромное полотно мира. Исторические экскурсы, неплохо прописанные герои, масса отступлений, природных и бытовых описаний, мазков кисти чуть со стороны от главной линии сюжета.
Понятно, почему к творчеству Уильямса столь трепетно относятся Мартин и Ротфусс — любители качественных, тщательно проработанных героев и миров.
И то и другое у Тэда на высоте. Остен Ард разворачивается перед читателем красивым, обширным, а главное реальным местом, полным природных красот, опасных мест, загадок и тайн. Местом, населенным различными существами, связанными между собой давними контактами, щедро сдобренными кровью, потом, любовью, дружбой и ненавистью. Коротышки тролли, изящные ситхи, таинственные норны, великаны гюны, подземные буккены, искусные мастера двернинги. И конечно люди различных племен и народов, сплетенные длинными столетиями войн, мира и союзов, предательств и верности.
Изюминками на пироге Светлого Арда выступают языковые особенности тролля Бинабика, напоминающие попытки образованного, но не часто говорящего с носителями языка иностранца справится с чужой речью. И его ездовая волчица. И Белая стрела ситхов. И религиозные особенности королевства, где смешиваются аналоги христианства и самое кондовое язычество. И обстоятельное путешествие, разворачивающее перед нами все прелести мира. И парочка интересных ходов, как то гражданская война, или известие об Инелуки. И…
В общем, щедрый слой сладостей выходит.
Центровых героев поначалу немного. Основная линия ведется от лица Саймона, дополняет автор картину тонкими главами-мазками, позволяющими читателю увидеть другие места Арда, напрямую не связанные с главным героем.
Протагонист у Тэда получился знатным. Подросток-уборщик не от мира сего, инфантильный ребенок, не умеющий плавать и вдруг брошенный в глубокий омут. При этом не принц, не маленький аристократ или купеческий сын. Обычный простолюдин-слуга из замка (пускай с не совсем обычными родителями). Развитие образа стало одной из сильнейших сторон книги (привет Ротфуссу). Да и интеллигентно-забавно-ответственный тролль Бинабик не уступает.
Но.
Слишком неторопливое развитие сюжета может отпугнуть часть читателей. Плюс объем книги чрезмерно и не всегда оправданно затянут.
И главное, при всех достоинствах The Dragonbone Chair не стремится выбраться за рамки классического фентези с баронами, эльфами, мечами и магией.
Слишком много осознанных или невольных подражаний и аллюзий на Средиземье, вплоть до сюжетных, языковых и поэтических (при том, что в таланте демиурга и мифотворца Уильямсу до Толкиена далековато). Слишком много стандартных ходов и приемов, виденных читателем не один (и не два) десятка раз (я помню, что это 1988, спасибо).
Двинутый инфернальный антагонист со средними умственными способностями. Благородные рыцари и поддавшийся искушению король. Ощущение надвигающегося мирового зла. Призрачная Тьма с перекрашенными «назгулами». Мудрые наставники-истари и загадочные нелюди. Квест, как способ решения проблем. Изрядно сумбурные и скучноватые «сновидческие» отступления.
Оно все вроде ненаказуемо, но слишком уж шаблонно. Тем более для 21 века, отвыкшего от классики, полюбившего смешение жанров и оригинальные фишки, заставляющие хвататься за голову.
Эрго. Старые-добрые «меч-и-магия» с неплохо проработанным миром и шикарным развитием образа протагониста. Поклонники классического фентези скорее всего будут довольны. А вот любители современных «миксов-нежданчиков» и темных фентезюх с неоднозначными героями могут остаться разочарованными.