Будущее. Далекий космос. Во время прохождения корабля рядом с Маяком 23, техника дает сбой. После крушения звездолета смотритель маяка спасает женщину, которая представляется сотрудницей Межзвездного космического правительства Астер.
Вскоре выясняется, что дела с личностью гостьи обстоят несколько иначе. Но самое интересное, что с самим смотрителем тоже не все просто.
Добавляют в топку угольку неизвестные науке минералы, недавно обнаруженные смотрителем, и, похоже, ставшие причиной пристального интереса к маяку с самых разных сторон.
Давненько я не встречал настолько слабого телепроекта. Тем паче сейчас, когда малый экран без проблем дает фору своему старшему собрату.
Однако Маяку, снятому по книге Хью Хауи, автора любопытного Бункера (с недавним сериалом по которому все было в порядке), откровенно не повезло.
Beacon 23, завязкой напоминающий «Пассажиров»-лайт — сырой, паршиво снятый и бюджетный сериал.
Бог с тем, что события разворачиваются вяло и неторопливо, с явным намеком на второй сезон, который уже снят. Беда в том, что тут практически ничего не происходит, а перипетии, подбрасываемые постановщикам, выглядят беззубо и неубедительно.
То нам подбрасывают провинциальный капустник в погорелом театре в лице невнятно-фарсовых захватчиков, которых позабыли отправить на курсы актерского мастерства. То подгоняют супербойцицу, ведущую себя подобно наивному ребенку. То на целую серию отбрасывают на 180 лет в прошлое, показывая историю, которая сыграет когда-нибудь в будущем (с обширными флеш-беками создатели сериала не стесняются, что напрочь убивает и без того едва живой темпоритм сериала). То устраивают нудноватые пляски вокруг психотравмы ИИ маяка. То заполняют время галлюцинациями и очередными обрывками воспоминаний. То снова вводят очередных третьестепенных персонажей, которые бродят по экрану на протяжении 10-15-20 минут вылетая из памяти вместе с финальными титрами серии. Разве что за разговорчивый юморной булыжник можно похвалить (почему его так мало?).
Скука, разбойники. Еще и дешевая прям до оскорбления зрителя.
Да, ближе к завершению сезона постановщики начинают приоткрывать некоторые карты, связанные с основной сюжетной линией (она, оказывается, все-таки имеется!). Но переломить негативные впечатления, сложившиеся после первых пяти серий выходит не очень.
Два человека в замкнутом пространстве. Казалось, безотказная основа для качественного моно (точнее дуо) спектакля, способного стать увлекательным, напряженным и захватывающим зрелищем (доказано «Виновным», «Коллектором», «Телефонной будкой», «Локом»). Однако такой формат просто напросто не вытягивают актеры. Которые не особо выкладываются, а о пресловутой химии между ними можно только мечтать.
Смотритель (Джеймс). Отличается мощными бицепсами, провалами в памяти и проблемами с головой. Стефан частенько падает в обморок, усердно хмурит лицо, с удовольствием изображая на нем непонимание. Для третьестепенного образа этого было бы достаточно. Но для центрального не хватает.
Астер (Хиди). С этой знатной, чуть мужиковатой манипуляторшей, таящей внутри немало секретов, ситуация чуток получше. Лина, слабо отображая эмоции, время от времени демонстрирует элементы внутренней игры и смотрится на порядок интереснее партнера. Хотя ее вечная ехидная полуухмылочка к экватору начинает несколько надоедать.
Есть в проекте и немногочисленные плюсы.
-Интрига – любимый конек Хауи. Он усердно разбрасывает намеки и заманухи на будущее. Регулярно намекает на обширный мир, лежащий где-то там, и нечто большее, что ждет нас с минуту на минуту. Добавляет таинственных факторов. Однако в формате «серия в неделю» это вечное обещание изрядно теряет в силе воздействия.
-Недурные картинки космоса и созвездий с башенки, корабля летящего в сверхсветовом пузыре, маяка в окружении обломков, загадочного тоннеля с невесомостью и сменой верха/низа. Вот только длится большинство из них по паре-тройке секунд.
-Разнообразные, говорливые и глобально мыслящие искины, выступающие полноценными участниками действия. Их сомнения, наивная вера в людей. Уверенность в собственной непогрешимости.
Вот только этих редких проблесков недостаточно, чтобы дать Маяку более-менее приличную оценку.
Эрго. На удивление слабый и дешевый сериал с единичными проблесками приятных моментов. Досматривал из чувства гражданской ответственности.
Режиссер: Левин Уэбб, Дэниэл Персивал, Оз Скотт, Грег Биман
В ролях: Стефан Джеймс, Лина Хиди, Уэйд Богерт О`Брайэн, Стивен Рут, Джесс Салгейру, Эллен Вонг, Бо Мартин, Эрик Ланж, Дэниел Малик, Каролина Бартчак, Марк Менчака, Барбара Хёрши, Рузбех Фэйрд, А.Дж. Симмонс, Сидни Озеров-Мейер
Апокалипсис: вид со стороны, или Конец света по-американски
Семья Сантфорд решает провести выходные за городом, сняв шикарный дом в глуши Лонг-Айленда. Все начинается лучше некуда, однако вокруг нарастает ком необъяснимых событий. Животные ведут себя нетипично, интернет и связь шалят, да и с танкером нехорошо получилось.
А посреди ночи у их двери возникает парочка, утверждающая, что они хозяева дома, а в Нью-Йорке происходит что-то странное и возможно опасное.
Свеженькая апокалиптушка Netflix завязкой крайне напомнила шьямалановский «Стук в хижине». И поговорить со зрителем решила о том же самом – о человеке. В принципе, ничего нового после десятков лент на эту тематику мы не услышим (вспомним хотя бы «Эпидемию», «Войну Z» или «Одних из нас»), но повторение, как известно, мать учения.
Люди, как мы все знаем, существа так себе. За маской вежливости скрывающие злобу, снобизм и презрение к окружающим. Мерзопакостные манипуляторы. Эгоисты, с удовольствием обманывающие собратьев, думающие лишь о себе и членах ближайшей стаи. Грызущие друг другу глотки за власть, готовые идти по трупам, подставлять, убивать, использовать страхи сограждан. А уж в критической ситуации и вовсе проявляющие самые пещерные чувства, мгновенно избавляющиеся от налета цивилизованности, становящиеся натуральными зверьми.
Может и хорошо, что Земля от таких избавится? Или все же даже без подобных однопланетников никуда?
Фильм снят по одноименной книге 2020 года Румаана Алама.
Слава богу, уверены постановщики, есть гомо сапиенсы другого подвида. Те, кто сохраняет людской облик в любых условиях (ну или, по крайней мере, в начале катаклизма, когда можно себе это позволить). Готовые помнить о человечности, сострадании, взаимовыручке. Пускай с риском для жизни своей и своих спиногрызов.
Они, тоже, безусловно не ангелы, и могут не подать руку помощи, когда это слишком неудобно, но для них такие ситуации скорее исключение, когда для первой группы – правило.
Среди персонажей нам покажут все подвиды как первой, так и второй категории.
Аманда (Робертс). Колючая злюка, ненавидящая людей. При этом работающая в рекламе, убеждающая клиентов в необходимости товара. Неплохо понимающая человеков, напрочь разочарованная в них, считающая гомо сапиенсов мерзотными тварями, которые неспособны понравиться. Уверенная, что люди портят жизнь не только собратьям, но и всем существам на планете. Дерганная, нервная дамочка, обрушивающая на вас кучу слов, нуждающаяся в бесцельных действиях, иллюзии планирования. Способная чуток отогреться при встрече с хорошими людьми.
Бенефис Робертс, которая выступает в ленте еще и одним из продюсеров. Джулия создает цельный, гармоничный образ женщины, утратившей веру в человечество, но приходящей к выводу, что косить всех под одну гребенку все же неверно.
Ее супруг Клей (Хоук ). Преподаватель литературы искренне доверяющий согражданам — полная противоположность жены. Слабый человек, спокойный пофигист, тем не менее способный на подлость (английский учить надо). Вдруг понимающий, что во время кризиса он не очень-то тянет на роль настоящего мужчины, исполняющего обязанности защитника семьи (особенно без телефона и джпс).
Их дочь Роза (Маккензи ). Несущая двойную функцию. Ребенка, готового замечать и слышать то, что говорит ей окружающий мир. И потребителя эскапистского продукта, до конца цепляющегося за суррогат, приносящий счастье.
Джордж (Махершала Али). Изысканный финансист, вращающийся в мире больших денег, крутых перцев и власти. Считающий, что видит мир насквозь (ошибается). Затрагивающий тему разницы между правдой и предубеждением, необходимости учиться на своих ошибках. Готовый стоять горой не только за тех, в ком течет его кровь, а порой даже несколько поступаться их интересами.
Его дочь Рут (Херрольд). Ершистая, не лезущая за словом в карман девица, находящаяся на границе между подростковой и взрослой ипостасью. Стоящая на раздорожье: идти путем, который привел Аманду к людоненавистничеству, или шагать дорогой отца. Автор чеканной фразы «При конце света доверием не стоит разбрасываться, особенно в отношении белых».
Герои наблюдают конец привычного мира, занимаются переосмыслением ценностей, переоценкой поведенческой модели. Заставляют зрителя задуматься о том, как сложно оставаться человеком. Поговорят о теории заговора, посокрушаются о том, что самое страшное, когда мировое правительство лишь миф. О врагах, которые нажила себе Цитадель демократии. И о тех, кто может принести ей проблемы изнутри.
Действие, за редкими исключениями, происходит в снятом доме и неподалеку. Основную угрозу постановщики оставляют за горизонтом, поддерживая интригу, создавая саспенс в основном намеками, полутонами, актерской игрой. Редкими (сперва) сбоями техники. Ощущением, того, что все лишь начинается, и мы видим последние дни цивилизованного мира. Позволяют себе одну единственную относительно кровавую сцену.
Взамен займутся красивыми играми с углами съемки, которые меняются порой самым неожиданным образом. Поглядят на Землю из космоса. Подарят нам взгляд камеры, плавающей с этажа на этаж, не замечая стен. Сцену, достойную натурального хоррора, когда зритель видит, то, что лампа на миг выхватила из темноты, а герои нет. Так и не ответят на вопрос о странной реакции животных на людские проблемы (нетипичная реакция оленей для действа, которое пока практически не затрагивает животный мир). Оборвут сюжет на полуслове, повесив в концовке жирный клиффхэнгер.
Эрго. Недурная, но локально американская апокалиптушка, показывающая даже не зарождение катастрофы, а взгляд на это зарождение тех, кому повезло остаться чуть в стороне. Хорошие актерские работы, размышления о человеках и человечности. А вот финал можно было и позакрытее.
Книга странствий, или Земля без христиан/Под крылом реинкарнации
14 век. Эпидемия чумы опустошила Европу. Буквально. Выжили единицы. О христианских государствах можно позабыть.
Отныне и навсегда знамя людской цивилизации в руках буддистов, народов ислама и китайцев. Именно им предстоит заново обживать европейские земли, открывать Америку, развивать философскую и религиозную мысль, двигать науку и прогресс.
И выйдет это у них аж никак не хуже, чем у поклонников Иисуса. Но получится ли у них лучше?
Американец Ким Робинсон («Красная Луна») известен в первую очередь своей обширной научно-фантастической трилогией о Марсе («Красный Марс», «Зеленый, Голубой Марс»). Но пишет Ким не только Science fiction, среди его работ в частности наш сегодняшний герой – завораживающее полотно альтернативной истории, по погружению, атмосферности, детализации, вызывающее ассоциации с работами Кея, а затравкой сюжета с Дарвинией.
Ким вроде как пишет альтернативку, но, как и у Кея, его роман глубоко историчен и знакомит читателями с реальными особенностями некоторых земных наций. Причем, далеких от европейского читателя. Невзирая на увеличение числа авторов фантастики, строящих произведения на восточных культурах, ход еще не сильно затасканный.
Тем паче, что Ким рисует воистину глобальное полотно, показывая нам земли от Индии до Китая, от Азии и Америки (точнее Инчжоу) до Испании. Пролистывая не просто десятилетия истории нового мира, но целые века (доходя в повествовании до 2002 года).
Перед нами десять разделов, в каждом из которых писатель делает акцент на немаловажном аспекте здешней истории или людского бытия. То показывает вымершую Европу сразу после катаклизма, и потихоньку вводит нас в мир без христиан. То забрасывает в индийские джунгли, прямиком в когти тигра/цы. То отправляет на повторную колонизацию старушки Европы, перед этим завернув в священную Мекку, заодно размышляя о законах ислама, в частности касабельно женщин (далеко не последний раз) и властителей. То дает возможность прикоснуться к самому началу Великих географических открытий по-китайски. То погружает в дебри научных исследований в атмосфере арабских держав (от этой главы так и веет шикарной «Ртутью»). То знакомит с жизнью, спортом и восхитительным социальным устройством американских индейцев. То вновь возвращает в Китай, ставший властителем огромной части мира, демонстрируя конфликты и взаимодействие ислама и конфуцианства. То радуется за индийскую коалицию, несущую свое представление об идеальном мире с помощью доброго слова, шпионов и передовых военных технологий. То погружает в перипетии Мировой войны (единственной, но длящейся больше 60 лет) между странами ислама и Китаем.
Некоторые разделы более подробные и обширные, некоторые менее, но свою роль выполняют на пять баллов, создавая подробную и завораживающую картину индо/арабо/китайской Земли (отдельное спасибо за верблюжьи силы вместо лошадиных). Стоит отметить частое использование (особенно в начале) белого стиха, дополняющего и продолжающего прозу.
Фигурантами в романе Робинсона станут лучшие: философы и ученые, мыслители и первооткрыватели. Есть высокие с социальной точки зрения судьбы людей, живущих у тронов владык, есть гомо сапиенсы среднего класса. Да, низшего слоя мы почти не увидим, но и надоевшей зажравшейся аристократии будет по минимуму.
Люди, в большинстве своем, регулярно отправляющиеся в странствия и путешествия. Самые различные — в физическом теле, философские, религиозные, научные, когда внешние, когда внутренние. Но неизменно глубокие и увлекательные.
Имеется в романе Кима еще одна неординарная фишка. Герои Робинсона, которых мы видим в разные времена и в разных землях, на самом деле крепко-накрепко связаны. Принадлежа к одной джати – кармической, инкарнационной семье или кластеру.
Ведь реинкарнации в здешнем мире не мистическая теория, а реальный факт. Каждая из частей книги заканчивается сценами в Бардо – потустороннем месте, где происходит суд над душами и передышка перед следующим воплощением. Опять же, идея не уникальная, из книг, где инкарнации с кармой становятся важным рычагом сюжета, с ходу вспоминается Муркок с Вечным воителем, да Олди с Карпом, а из фильмов: 8 чувство с Бесконечностью, но неизменно интересна.
Ким проработал эту арку на высочайшем уровне. Все главные герои романа – это одни и те же души (обратите внимание на первые буквы имен персонажей во всех разделах), раз за разом возвращающиеся на Землю (не только в людских телах). Со временем, встречаясь во время воплощений (а у членов одной джати такие встречи практически неизбежны), начинающие ощущать эту связь, терзаться обрывками воспоминаний о былых жизнях. А собираясь в бардо, искренне возмущаться усталостью от повторения сложных жизненных обстоятельств, бессмысленностью и глупостью смертей. Впоследствии даже решаясь пойти против воли властителей бардо и попытаться что-либо изменить. Доказав, что память прошлых жизней лишней не бывает.
Да, смена главных героев, которых мы увидим не один десяток, не слишком комфортная штука для читателя. Да, вторая часть романа кажется слабее, чем первая. Да, порой автор слишком углубляется в религиозные или научные размышления персонажей. Да, можно попенять за циклопический размах, не позволяющий проникнуться бегом времени и отследить нюансы отношений в новом мире. Неспешный темп, упорное невнимание к сражениям и прочему экшену. Излишний акцент на феминизме. Чрезмерный объем, непривычный для современного читателя и увлечение описательными монологами.
Но, несмотря на все нюансы, Киму, уже не в первый раз, удалось создать глубокий и неординарный роман.
Эрго. Глобальное полотно альтернативной Земли без христиан.
2047 год. К орбите Нептуна, где обнаружен пропавший недавно исследовательский корабль «Горизонт событий» отправляется спасательная экспедиция, среди членов которой создатель Горизонта доктор Вейр.
Со внезапно обнаруженным Горизонтом нелады. Людей на борту нет, зато в наличии один замороженный труп и кровавые следы. Оказывается, Горизонт снабжен гравитационным двигателем, позволяющим создавать порталы в пространстве-времени. И должен был отправиться к ближайшей звезде Проксима Центавра.
Но, по-видимому, что-то пошло не так. И теперь спасателям предстоит иметь дело с чем-то абсолютно невообразимым.
И смертельно опасным.
Культовый в определенный кругах (и узнаваемый в немалом количестве последователей, вспомним хотя бы относительно свежих «Летящих») фильм с непростой судьбой. Благодаря целому комплексу причин снималась и монтировалась лента в авральном режиме, вдобавок куче материала не нашлось места в финальной версии. В прокате Event с грохотом провалился, зато компенсировал свои недобранные висты после выпуска на видео.
Перед нами своеобразная лента, с одной стороны беззастенчиво использующая множество хоррор-концептов, показанных в куче фильмов от Чужого , Призраков, Сияния до Соляриса (отсюда заимствований особенно много) и похождений Пинхэда. С другой –атмосферный космический ужастик, смешавший научную фантастику с мистикой, проблемы героев в вакууме с древним ужасом из глубин людской истории.
Дизайн корабля «Горизонт событий» вдохновлен собором Нотр-Дам де Пари.
Гнетущая, тревожная, параноидальная атмосфера вышла у постановщиков на славу. Сны доктора, полные предчувствия неприятностей и жутковатых картинок. Первое знакомство с циклопическим Горизонтом, чуть не закончившееся трагедией. Пустые коридоры корабля с парящими в невесомости вещами. Отсутствие экипажа и странные сигналы биосканера. Исследование Летучего Голландца и пугательные бу!-моменты. Незамеченные сразу героями кровавые странности на стенах. Впечатляющее ядро гравитационной системы. И нарастающие как снежный ком галлюцинации.
Именно на них на протяжении изрядной части ленты будет построен основной хоррор-элемент. Обратите внимание, большую часть времени антагонист использует не физическое, а моральное и психологическое воздействие. Слабости, страхи, темные секреты, фобии героев, их потери, призраки прошлого, воспоминания, грешки, промахи обращаются против них. Заставляя терять критическое восприятие и душевное равновесие, совершать глупости и ошибки. Лишь в финале ситуация меняется, переходя на уровень непосредственного контакта. Как на меня не самый удачный переход. Именно первая половина фильма, с ее нагнетанием, пустотой Горизонта, неверными глюками, попытками разобраться в происходящем, становится наиболее напряженной и берущей за душу. После условного экватора нам добавят динамики и трэша, но изрядно покалечат напряженную атмосферу. Да и первая версия злодея (без зеркал души) смотрелась интереснее второй. Кстати почему «они не нужны чтобы видеть»? Может, как раз дело в тех самых «зеркалах»?
Отдельное спасибо за нестандартного для космических ужастиков противника, создающего натуральный диссонанс восприятия (какое время на дворе?). Никаких кислотных пришельцев, не надейтесь. Все по-другому.
Ну и как не упомянуть моральную основу картины, напоминающую зрителю, что «есть многое на свете друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Порицающую людей науки, безоглядно лезущих в непознанное, играющих с законами природы и вещами, которые неспособны объяснить и до конца понять. В стремлении к новому не задумываясь привлекающих на головы человечества проблемы, по сравнению с которыми все людские страхи покажутся детским писком на лужайке.
Да, до сих пор ничего страшнее расщепления атома (хотя и этого, знаете ли, многим хватило) «яйцеголовые» не придумали, но кто знает, что будет дальше. К этой концепции примыкают вопросы о неготовности людей к далеким полетам в неведомые уголки вселенной и опасностях, вероятно, поджидающих там. Сидите, мол, дома, не гуляйте?
Вейр (Нил). А вот и типичный представитель этих самых ученых. Вежливо-снисходительно-пренебрежительный по отношению к команде. С горящими глазами рассказывающий о своем детище – Горизонте. Одинокий трудоголик, потерявший единственного близкого человека. Отличающийся не самой крепкой психикой и изрядным самомнением.
Как шикарно обыграны тени на лице доктора ближе к финалу! (Я дома!).
Вторым центральным образом стал Миллер (Фишборн/Фишберн ). Суровый как горы и монументальный капитан спасательного корабля. Настоящий «отец солдатам», точнее своей команде, готовый для них на что угодно. Тоже имеющий жаркий скелет в шкафу.
Из остальных членов команды можно вспомнить боевую старопма Старк (Ричардсон ). Пилота Скотти (Пертви) радующего некислой интуицией. Да офицера с не до конца ясными обязанностями («травма»)Ди Джея (Айзекс) этого как всегда у Айзекса за стильный вид.
Графика в картине неоднородна. Местами смотрится на уровне, порой радуют визуальные статичные картинки корабля, как изнутри, так и снаружи. Местами откровенно «гуляет», что неудивительно, учитывая, что времени на ее создание было в обрез.
Кровавые, неаппетитные моменты в наличии, но самое забавное, что их должно было быть на порядок больше – отснятый материал «реальной жести» не вошел в ленту, а позднее был утерян.
Эрго. Космический хоррор с неожиданным для этого поджанра антагонистом. Из главных достоинств – недурная атмосфера и первая часть ленты, вторая — изрядно слабее. Из недостатков – чрезмерное количество заимствований.
Режиссер: Пол У.С. Андерсон
В ролях: Лоуренс Фишборн, Сэм Нилл, Кэтлин Куинлен, Джоэли Ричардсон, Ричард Т. Джонс, Джек Ноузворфи, Джейсон Айзекс, Шон Пертуи, Питер Маринкер, Холли Чэнт, Барклай Райт, Ноа Хантли, Роберт Йезек, Эмили Бут, Тереза Мэй
Охота на Отца, или Нужное напоминание о смертности мира
1954 год. Отец атомной бомбы Роберт Оппенгеймер подает апелляцию о восстановлении допуска к гостайне. На слушании Комиссии по атомной энергетике ученый рассказывает о своей жизни, отвечая на едкие вопросы.
Мы увидим становление гениального физика в 20-х, его работу над созданием атомной бомбы в середине 40-х. Осознание необходимости контроля над распространением этого ужасного оружия.
1959 год. Председатель Комиссии Льюис Штраусс, известный долгой и неоднозначной работой с Оппенгеймером, готовится к заседанию Сената, рассматривающего кандидатуру Штраусса на пост министра торговли. Заседанию, где непременно будут обсуждаться его отношения с Робертом. Льюис уверен в положительном решении, однако, что если все пойдет не так гладко, как ему охота?
Выбор нового проекта одним из интереснейших постановщиков современности Кристофером Ноланом многих привел в недоумение. Режиссер, сделавший себе имя закрученными триллерами и фантастикой взялся за биографию? С какого перепугу?
Оказалось, Нолан себе не изменил. В наличии и триллер, детективные и фантэлементы. Первого больше, второго самую малость. Интрига с личностью подлеца в наличии (в реальности Оппи на 100 процентов был уверен в том, кто стоит за его травлей).
Весь фильм фактически предоставляет собой натуральный триллер, с качественным напряжением, противостоянием героя и злодея, неоднозначным финалом.
Фильм снят по книге Кая Берда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея».
Кристофер замахнулся показать в трехчасовом фильме огромный кусок жизни Отца атомной бомбы. Понятно, что многие элементы книги Нолан исключил, к примеру, детство героя полностью осталось за кадром, из учебы в Кембридже нам покажут лишь пресловутое яблоко (в реальности из-за отравления фрукта Роберт поимел кучу проблем), от которого в пространстве фильма чуть не пострадал сам Нильс Бор. Совсем чуток Германии и переходим к делу. Возвращение в Америку, преподавание, знакомство с коммунистами, бабы, известие о расщепление ядра урана, и собственно работа в Манхэттенском проекте, включая первое испытание — единственная часть фильма, не прерываемая прыжками во времени. Охота на него любимого.
Причем тем, кто был недоволен простенькими хронологическими скачками в первом сезоне Ведьмака, смотреть новую ленту Нолана будет не слишком комфортно. Кристофер переплетает времена, подобно мастеровитому пауку, перебрасывая нас между тремя линиями: заседанием комиссии 54-го, на котором главгерой «пытается оправдать свою жизнь», собственно его жизнью, нарезанной вставками-кусочками в хронологическом порядке и слушанием сената 59-го, где о своих отношениях с Оппенгеймером рассказывает Льюис Штраусс. Причем никаких текстовых плашек с номером мелькающего на экране года не ждите. Максимум на что расщедрился постановщик: кадры от лица протагониста цветные (тут нет сцен, в которых не присутствовал бы главный герой, сценарий этих сцен вообще был написан от первого лица), от Льюиса – черно-белые.
Эти перещелкивания времен вызвали у Катерины любопытную мысль: что если встреча двух великих возле озера произошла раньше, чем их же встреча в лесу (жаль, в реальности участники встречи были другими, без Э.)? Именно беседа у озера породила информацию о цепной реакции, способной уничтожить мир? Все в духе квантовой механики, чтоб ее.
Монтаж не всегда комфортный, резкий и звенящий, что добавляет саспенса. Напряжение местами зашкаливает, плюс волнующая музыка, сопровождающая ключевые моменты жизни героя.
За фантастику в картине отвечают видения скрытой вселенной, преследующие протагониста. Ничего особенного, но еще пару десятков вистов Oppenheimer на этом зарабатывает.
Каст, как во всех последних фильмах Нолана, поражает. В фильмах Кристофера уже засветилось большинство значимых голливудских актеров, кроме разве что Питта с Деппом, да Де Ниро с Николсоном. «Оппенгеймер» реноме постановщика не уронил. Что говорить, если даже в эпизодах тут никто иные как Олдман, Малек, Брана, Кейси Аффлек и Дехаан.
От блеска имен актеров в более значимых образах рябит в глазах.
Оппегеймер (Мерфи). «Дилетант, бабник, демократ нового курса, нестабилен, напыщен, эгоистичный невротик», как охарактеризовал его тогда еще не генерал Гровс. Человек, отлично слышащий музыку физики. Видящий пути электронов и судьбы звезд. Не гнушающийся фактически оставить любимую теоретическую физику ради административной должности в судьбоносном проекте. Роберт, как и остальные американские физики, разрабатывают бомбу из опасения, что, нацисты сделают то же самое раньше. А когда Германия уже повержена, правительственные бонзы не дают ученым остановиться (сами физики, будем честными, тоже не горят желанием бросать работу за шаг до завершения). Оппенгеймер, особенно после бесед с Бором, отлично чует опасность нового оружия (и пускай опасения о цепной реакции от первого взрыва атомной бомбы, способной испепелить атмосферу, оказались ложными, вероятность гибели цивилизации становится высокой как никогда). Чует, но продолжает работу, не подписывает обращений к правительству о недопустимости боевого использования (могут снять, заменив лояльными лизоблюдами, бомба-то уже готова). Лишь после гибели японских городов Роберт, погрузившись в серьезную депрессию, начинает активно противиться распространению атомного (и работам над водородным) оружия. Выступая за его запрет или международный контроль. Этот диссонанс, разрывающий ученого на части, показан «на ура». С одной стороны – как теоретику, фанату чистой науки, возможность проверки теории, свершения того, чего никто еще не делал – возбуждают и захватывают дух. Но опасности, возможные последствия, на глазах становящиеся реальными – повергают в ужас.
Мерфи, как всегда хорош: его герой потерян в молодости, способен увлекать, зажигать, вести за собой – в зрелости, утомлен, измотан, придавлен чувством вины, погружен в себя – во время заседания комиссии. Да, погружение в себя становится фирменным приемом Килиана, который можно счесть самоповтором, но это уже придирки.
Обратим также внимание на поединок Добра со Злом. Зло неплохо разыграло карты, умело подставив своего оппонента, устранив того от принятия решений. Но по факту антагониста все же переиграли, и вполне возможно, жена зря заявляла Роберту, что тот не борется за свою репутацию. Кто вам сказал, что не борется? Почему бы не предположить, что тот же Хилл действовал не только из-за стремления к справедливости, но в результате спланированного ответного хода Роберта?
Теперь расширим образ чертами из книги, не вошедшими в фильм:
-Оппенгеймер считался гениальным еще в детстве, но долгое время не знал, куда именно применить свой разум. Увлекаясь всем чем угодно, от минералогии до древнегреческого, парусного спорта и верховой езды. Прямым его путь к вершинам не был даже приблизительно. Долгое изучение химии, попытки овладеть экспериментальной физикой, наконец, привели к теоретической физике и квантовой механике, где он и достиг известности.
-В молодости был изрядно застенчивым, замкнутым, при этом высокомерным и эксцентричным юношей, не имеющим успеха у дам, частенько погружавшимся в депрессии и психозы. Годами посещал психоаналитиков. Начал курить после окончания Гарварда, и никогда не бросал, невзирая на обнаруженный у него туберкулез.
-Превращение Оппенгеймера из чудаковатого ученого в первоклассного администратора и руководителя объекта в Лос-Аламосе происходило не слишком гладко, но на удивление быстро: примерно за три месяца.
-К 1945, последнему году работы над бомбой, Оппенгеймер превратился буквально в скелет – 52 кило, и это при росте в 178 см. Как говорили окружающие, директор Лос-Аламоса таял на глазах.
-Между 1946 и 54 в Америке начались такие подковерные игры вокруг атомного оружия, что гай гудив. Если бы снимать их близко к книге не хватило бы и пяти часов.
-В целом: Образ в ленте смягчен, многие острые углы в фильме сглажены, большинство ошибок и спорных решений Роберта не фигурируют. Кстати о птичках: «Нобелевку» Оппи таки и не получил.
Жена Роберта Кэтрин/Китти (Блант) . Некогда тесно связанная с коммунистами, но разорвавшая эти контакты. Прошедшая с мужем огонь, воду и медные трубы. Простившая измены супруга, но не простившая измен коллег ему.
Дополнение к образу (спасибо книге Берда и Шервина): Напориста. Настойчива. Воинственна. В молодости отличалась исключительной жизнерадостностью. «По матери приходилась родственницей всем коронованным особам Европы». Бакалавр ботаники, «чьей карьерой стало продвижение карьеры мужа». К концу войны стала крепко побухивать («первый коктейль в четыре дня»), позднее это станет настоящей проблемой, в частности приведет к нескольким авариям и одному пожару. Пережила мужа на пять лет.
Его любовница Тэтлок (Пью) . Еще одна последовательница левых взглядов (в середине 30-х в окружении Роберта их было полно), журналистка, психолог, считающая секс великолепным лекарством (не без причины). Трагическая фигура, не сумевшая применить к себе собственные профессиональные навыки психиатра.
Дополнение к образу: Древнеирландская принцесса (как называли знакомые 22-летнюю Джин), позднее заслужившая полуироническое прозвище «преждевременной антифашистки» — за раннюю отповедь Муссолини и Гитлеру, современникам была известна умом, красотой и зрелостью не по годам. Потомкам – связью с Оппенгеймером.
Штраусс/Стросс (ДауниНастоящий политик. Чертовски амбициозен. Обидчивый гордец, плохо переживающий насмешки. Не изживший бедную юность. Пышущий ядом в адрес ученых, до которых ему как до неба. Дауни в Льюисе узнать непросто (как и Олдмана в Трумэне), зато эмоциональная наполненность образа на высоте.
Дополнение к образу: Адмиралом его называли не от балды, во время второй мировой Штраусс дослужился до звания контр-адмирала. Флотом, на японцев, правда не водил, тянул лямку в главном управлении вооружений Министерства ВМС. Начинавший как продавец обуви, сделал состояние как инвестиционный банкир. Был ярым консерватором и сторонником скорейшего изготовления водородной бомбы.
Гровс (Дэймон). Человек, «построивший Пентагон». Слуга царю, отец солдатам, рвущийся на фронт. Грубоватый, откровенный вояка. Прямолинейный, но умный мужик, недурно разбирающийся в людях.
Дополнение к образу: Инженер и деспот, умеющий добиваться исполнения своих приказов и доводить до конца порученное дело. Гровс, в реальности весящий 113 кг, заслужил от Оппи характеристику: «Сволочь, но не подлец». Николс (персонаж Дехаана) в свою очередь припечатал своего начальника фразой: «величайший сукин сын из всех, с кем я работал».
Теллер (Сафди). Апологет и автор водородной бомбы, один из тех самых коллег, которых так и не простила Кэтрин.
Дополнение к образу: Прожил без малого сто лет. Долгое время после свидетельств во время слушаний комиссии был отверженным в научных кругах. Зато пользовался неизменной популярностью среди чиновников.
Отдельное спасибо за объяснение квантовой механики, в изложении Роберта звучащее так: «Все предметы вокруг и наши тела пустое пространство, сгустки энергетических волн, сплетенных силами притяжения, которые могут убедить нас, что материя тверда и помешать твоему телу пройти сквозь мое».
Щелкнут постановщики по носу попутавшее берега государство, не просто утверждающее, что каждый гражданин ему должен по гроб жизни, но и гнобящее тех, кто решил все же вернуть ей несуществующие долги.
Поднимут важные нравственные и социальные вопросы, типа ответственности ученого, разделяющего вину за смерти в результате использования изобретения с теми, кто принимает политическое решение о применении. Особенно такого изобретения, которому и вовсе лучше было не появляться на свет. Искупления вины, даже если она лежит не на тебе одном.
И, безусловно, необходимости ограничения атомного оружия. Немирный атом штука действительно страшная, о чем люди, похоже, уже начали забывать. А наша планета смертна и беспомощна перед этой разрушительной силой. Тема, казалось утратившая актуальность после окончания Холодной войны, но в связи с событиями 2022, вновь оказавшаяся на слуху. Так что Оппенгеймер получился еще и фильмом на злобу дня.
Эрго. Качественный и актуальный байопик об отце атомной бомбы. Отличается трехчасовым хронометражем, некислым напряжением, хронологическими скачками, мощным подбором хорошо отработавших актеров.