Четыре месяца в году Землю накрывают жесточайшие морозы, когда минус 40, с некоторой долей юмора, считают комфортной температурой.
Однако человечество в порядке. Как? Зимняя спячка – позволяющая избежать худших последствий Зимы.
При этом Спячка разделила гомо сапиенсов на несколько групп.
Обыватели, послушно отходящие ко сну.
Те, кто не желает дрыхнуть, или старается воспользоваться беспомощным состоянием сограждан.
И третьи — Служба Зимних консулов, следившая за порядком в холода.
Чарли Уортинг – неожиданно ставший послушником у одного из самых известных консулов, знал, что дело это опасное. Из неопытных послушников немногие переживают свою первую бессонную Зиму.
Но он и предположить не мог, насколько сложным и судьбоносным будет его дебют в Службе.
Англичанин Джаспер Ффорде стал известным благодаря любопытным фантдопущениям, обыгрывающим варианты нашей реальности, и приятному юмору, позволяющему адекватно воспринимать оригинальные повороты.
Early Riser с этой точки зрения можно назвать типичным романом Ффорде.
Первым привлекает внимание мир альтернативной Земли. Взявший многое от нашего, но имеющий одно кардинальное отличие. Здешние зимы могут заставить удавиться от зависти мартиновских Белых ходоков.
Чтобы справляться с лютой зимушкой-зимой, длящейся четыре месяца в году, человечество выработало неординарный эволюционный механизм. Глубокий и уютный зимний сон. По осени гомосапиенсы начинают активно отъедаться (ведь чем больше вес, тем больше шансов дотянуть до пробуждения), отращивают густую зимнюю шерсть, повсеместно готовясь сладенько вздремнуть в изящных Дормиториумах – специальных отелях, предоставляющих номера для долгого сна.
Правда, просыпаются далеко не все. Слишком много факторов, способных сделать сладкий сон вечным. Преждевременное окончание запасов жира, разлагающегося во сне на углеводы. Разрушение нервной системы, переизбыток углекислого газа, банальные грызуны.
Казалось, когда был изобретен морфенокс – препарат, снижающий потребности организма в энергии, все проблемы останутся позади. Однако мало того, что он далеко не всем по карману, оказалось, что он несет с собой новую угрозу – появление лунатиков. Тех, кто не перенес побочные эффекты несостоявшейся панацеи, и проснулся голодным «овощем»-зомби. Но шо делать? Лучше морфенокса все равно ничего не придумали.
Как вы уже поняли, далеко не все люди согласились в едином порыве дружно залазить под одеялко. Появились отщепенцы, Злодеи, радикалы, симулянты, мусорщики, кочевники, сновидцы и прочие Зимсонники. Часть безобидна, а вот другие представляют прямую угрозу законопослушно храпящим гражданам. Для защиты от таких маргиналов была создана Служба Зимних консулов – бодрствующих в самые лютые холода.
Именно к этим бравым ребятам относится наш главный герой, кого судьба заносит на самый край обитаемого света, сталкивая с вирусными снами, легендарными существами и корпоративными злодеяниями.
Юноша с врожденной деформацией черепа, выросший в приюте, не знавший семейного тепла, бросившийся в опасную работу, как в омут, лишь бы выбраться из приютского болота. Хороший человек, формирующийся по ходу книги, предпринимающий важные моральные (и не только) выборы.
Также охота отметить крайне любопытную парочку под приглядом Януса – Аврору и Токкату. Больше из второстепенных персонажей особо никто не запомнился.
Почти все герои книги вышли у Джаспера изрядно битыми жизнью. Кто на внутреннем, моральном уровне, а кто и на самом банальном – физическом. Отсутствие или деформация частей тела для протагонистов «Пташки» обычное дело.
Зимним сном любопытные особенности мира Ффорде не ограничиваются.
Тут в наличии Мегафауна – мамонты и прочие шерстистые носороги, живущие на территориях, огороженных от цивилизованных земель и использующиеся как продовольственный запас.
-Импульсное оружие, от слабенькой, потенциально нелетальной Колотушки до Голгофы, изначально предназначенной для пробивания тоннелей в скале.
-Преобразованные лунатики — смесь роботов, зомби, и ходячего склада органов.
-Система приютов и прочих средств восстановления популяции, таких как Сестринская община непрерывной беременности.
-И конечно, Зимние легенды с Зимним людом. Местному Малому народцу — теням в буране, в мифологии мира уделено немало внимания. Зимние сирены. Термозавры. Домовые. И — Грымза! Ух! Аж мороз по коже.
Не обойдется без размышлений о моральности действий богатых мира сего, прикрывающих свои делишки заботой о «всеобщем благе».
При этом весь культурный бэкграунд, как то артисты, певцы, прочие деятели искусства, перенесены из нашего мира практически без изменений. Абсолютно нереально, чтобы в другом мире, уже столетия живущем с Зимним сном, возникли те же личности, что у нас, но придираться к автору по этому поводу в данном случае неохота.
Еще одна визитка Ффорде – юмор, также на месте. Ним пронизана вся книга с первых страниц.
Он достаточно корректен (чай автор не американец с их любимым сортирным юморком), оригинален и отлично раскрывает мир.
-Обжорный четверг – открывающий время, когда надо воздерживаться от греха физических упражнений.
-Джейн Бонд (и единственный актер в этом образе мужского полу).
-Способы засыпания: от долгоиграющих сериалов, через «Войну и мир» до звуков лютни.
-Говорящие фамилии персонажей, подсказывающие читателю, с кем он имеет дело.
-Местные подвиги Геракла и деяние Клитемнестры. Вариации судеб Ромео и Джульетты. Совместная работа Эдисона и Фрейда. Подношения Морфею.
-Стеб над бывшими гордыми повелителями мира – англичанами, превратившимися в Злодеев, теснящихся на окраине Уэльса.
И таких мелочей, изюминок, взрывающихся на языке сладостью «Ранней пташки», в романе уйма.
Дополняют картину эпиграфы – цитаты из художественных книг, научных работ, инструкций, исторических трудов, расширяющих картину мира.
Да есть и шаблонные моменты, типа коварной корпорации, или борьбы идеалиста и прагматиков, но их в меру.
Ураганного экшена тут не отыщешь, вспышки действия в книге редкость. А вот детектив, перемешанный со шпионским/политическим триллером в наличии. Автор разворачивает картину неторопливо, без особых эксцессов, окуная читателя то в паутину снов (сновидения играют в «Пташке» огромную роль), то в зимние бураны. Герои просто живут, встречаются, общаются, разбираются с моральными дилеммами, расследуют странности, пытаются выяснить непонятные моменты, преследуют свои и корпоративные интересы. Без ажиотажа, патетики, спешки, допуская ошибки, бранясь, влюбляясь и умирая, с каждой страницей погружая нас в неординарную атмосферу хорошего романа.
Эрго. Приятный неторопливый роман с неординарным фантдопущением, уместным юмором, развивающимся главным героем. Особого действия не ждите, и вам обеспечено атмосферное путешествие в хорошо проработанный, чуть фантасмагоричный «зимне-сонный» мир.
Повесть о токсичных отношениях, или Незримая угроза
Вряд ли можно было отыскать девушку, более несчастную в отношениях с мужчиной, чем Сесилия Кэсс (Мосс). Несмотря на богатство и славу ученого, Эдриан Гриффин (Джексон-Коэн) отказался донельзя токсичным партером, стремящимся контролировать Сесилию в любых мелочах.
В конце концов, девушка все же решается на побег из огромного особняка Эдриана. Кажется все позади, тем более, что вскоре Гриффин совершает самоубийство.
Однако буквально на следующий день Сесилия понимает, что на самом деле ничего еще не закончилось.
Роман Герберта Уэллса, написанный в 1897 году, добрый десяток раз гостил на киноэкранах. Новая Невидимка задумывалась как часть Темной вселенной Universal, повествующей о классических монстрах этой студии. Однако после провала «Мумии» Темная вселенная, похоже, почила в бозе, и Invisible Man отправился в самостоятельное плавание (по крайней мере пока).
Вышло довольно мило (в смысле жутковато), хотя и не без погрешностей.
В первую очередь охота отметить параноидальную атмосферу картины, получившуюся на славу. Со стартовых минут постановщики, конкретно оператор с осветителем и композитором нагоняют на зрителя тревоги. Музыка, шум дождя, темный дом (с затемненными кадрами ребята малехо перебрали) с робкими проблесками света, героиня собирающаяся в побег. Уже здесь камермэн вводит в дело фирменную фишку этой картины. Камера ведет себя непривычно и некомфортно для зрителя. Вот в кадре испуганная героиня. А через секунду объектив выхватывает пустой угол комнаты или концентрируется на уходящем вдаль коридоре. Причем в то время, когда Кэсс находится в другом месте. Весь фильм камера периодически снимает героев издалека, из-за угла, с точки зрения неведомого наблюдателя, либо перемещает фокус с протагонистки в никуда, бродит взглядом независимо от героини. Отдаленно напоминает забавы с камерой в «Чужаке», хотя там был несколько иной подход к делу.
Дальше больше. Гробовая тишина, скрип половиц, сменяется взрывом саунда или звуком сигнализации. Взгляды вездесущих камер наблюдения – ловушками пустых (пустых?) комнат. Испуганное лицо протагонистки — скримером. Что интересно, затем на долгое время музыка вообще уходит в никуда, заставляя нас ловить каждый шорох. Отличный эффект присутствия. Обманутые ожидания. Постоянное напряжение. Потенциальная невидимая угроза из любого угла.
В общем, перед нами натуральный параноидальный триллер (по крайней мере ¾ картины).
Последние полчаса стилистика ленты резко меняется, вводя в дело элементы боевика, что смотрится ненатурально. Дело даже не столько в разрушении общей стилистики, а в логике действий главгада, внезапно выходящего под софиты (отчасти вынужденно, но во многом по своей воле), перечеркивая предыдущие коварные свершения. Возможно это не баг а фича, и постановщики намекают на то, что логика меняется не просто так (см. второй «финт» в доме у копа). Но вопросы остаются.
Как вы уже поняли, создатели ленты постарались обеспечить зрителю целых три нежданичка. И если первый весьма предсказуем (сцена в ресторане), то остальные два хороши. А без твистов в этом фильме не обойтись. Проблема в том, что от ленты под названием «Человек-невидимка» зритель особых неожиданностей не ждет, в общих чертах представляя весь сюжет (к 31 минуте любые сомнения в оправданности названия исчезают у зрителя, еще через пяток минут у героини). Возможно, постановщикам стоило отказаться от «манков», сменив имена, название, нагнав чуток таинственности. Тогда бы саспенс, создаваемый командой, заиграл свежими красками с самого начала (потеряв, правда в тоя части аудитории, что идет лишь на знакомые франшизы). А так изрядное количество напряжения уходит вместо пара в свисток.
Взамен постановщики подогнали зрителю остросоциальной тематики. Лента не столько о Invisible Man, его личности и трансформациях, а скорее о токсичных отношениях и насилии над женщинами. Сесилия – классический пример угнетенной дамы, а ее партнер – мужика, помешанного на контроле. И если такого уровня, как у Гриффина, эта мания достигает не всегда, то в меньшей степени присутствует практически во всех союзах (причем не только со стороны сильного пола).
Элизабет Мосс справилась с ролью на ура. Затюканная, напуганная до смерти девица, шарахающаяся от любого шороха. Женщина, мужчина которой старается контролировать все до мелочей, включая мысли, считая ее своей вещью. Психологическое давление по максимуму. Посмотрите на пластику актрисы, ее походку, голову, вжатую в плечи, опущенный, полный ужаса взгляд. Запуганность высшего порядка. Плюс развитие образа, шикарная трансформация к финалу («не стоит обижать маленького пушистого зверька, особенно если он большой и злой»). Отличная работа, смущает лишь то, что Мосс, похоже, сроднилась с типажом и амплуа жертвы, что не есть хорошо. Впрочем, девочка взрослая, разберется как-нибудь.
Да, к подобного рода трепетным ланям (и прочим «митушницам») всегда имеется один банальный вопрос: че ж ты раньше то молчала или ноги не сделала, болезная? Чего довела до края? Любовь слепа? Или финансовый вопрос (обещание роли в фильме известного продюсера, кусок сладкого пирога за красивые глазки) все же играл малюсенькую роль в оттягивании решения?
Забавно то, что Сесилию вряд ли кто-то назовет красавицей. Скорее наоборот. Да, нам объясняют это тем, что она единственная из женщин Гриффина решилась на разрыв, однако остаются сомнения. При том уровне давления, что нам демонстрируют, наоборот, немногие остались бы с этим нарциссом-психопатом.
Джексон-Коэна и его Гриффина (гениальность под руку с безумством?) в ленте совсем немного (а жаль), и развернуться, дать зрителю проникнуться своей злодейскостью, персонаж не успевает (хотя есть нюансы, по его невидимым действиям можно многое понять). Особенно учитывая финал. С которым связан один из главных вопросов ленты. Откуда силушка богатырская в руках взялась? Об усилителях речь вроде не шла?
Со второстепенными персонажами в ленте беда. Раскрыться им не дают. Что брату антагониста (Дорман). Что корешу протагонистки амбалистому копу Джеймсу (Ходж («Скрытые фигуры»), проявившему слабенькие боксерские навыки. Что сестре. А больше никого и нет.
Да, как я уже сказал, последняя треть, несмотря на экшен (или благодаря ему?), выглядит послабее первых двух. Внутреннее напряжение перерождается во внешние действия. Проскальзывают немалые логические дыры, например, кто объяснит заторможенность героини во время разборок в больнице? У нее такие интересные штуки под ногами валялись, а они их упорно игнорировала, когда было самое время использовать.
Эрго. Невзирая на отдельные недостатки, нам подарили атмосферный параноидальный триллер с отличной главной ролью, мастерской работой оператора и недетским напряжением. Последняя треть послабее, но, в общем недурно.
Режиссер: Ли Уоннелл
В ролях: Элизабет Мосс, Оливер Джексон-Коэн, Харриет Дайер, Элдис Ходж, Сторм Рейд, Майкл Дорман, Бенедикт Харди, Рени Лим, Брайан Миган, Ник Кичи
P. S. 7-9 лимонов бюджета, 125 миллионов сборов. Похоже, мы уже знаем, как будет сниматься следующая Темная вселенная.
Детишки, спасшие мир, или Юность рыцарям не помеха
Далекий неведомый мир, погруженный в пучину средневековья.
Юный Тиури (Уилсон) не слишком надеялся стать рыцарем Дагоната. На фоне остальных претендентов, искусных в обращении с оружием, ловких и сильных, пацан смотрелся слабо.
Однако почти справился, если бы не таинственный рыцарь, поручивший Тиури доставить королю Унавена жизненно важное послание.
Задание прямо скажем нелегкое. Проблема была не только в сжатых роках и огромном расстоянии до цели. Но и в разыскивающих письмо Красных всадниках безжалостного принца Веридиана – одного из опаснейших людей в мире.
Подростковое фентези имеет немалую армию своих пубертатных поклонников, и, периодически даже радует любопытными решениями. Правда, чаще всего недостатков у этого поджанра на порядок больше чем достоинств. Однако в период, когда новые серьезные фентезийные проекты на паузе, можно взглянуть и на детскую фентезюху.
«Письмо», снятое голландцами по книге голландской же писательницы Тонке Драгта «Письмо королю» (вышедшей в 1962(!), на английском, правда, изданной то ли в 2013-м, то ли в 2014-м), может подбросить несколько интересных моментов, портя восприятие уникальной наивностью и рядом банальных анахронизмов.
В преимущества сериала можно занести красивую природу (интересно, где снимали? По слухам отнюдь не в Нидерландах: как говорят, в кадре засветилась Новая Зеландия (кто бы сомневался!!) и Чехия). Горы, щедро усеянные деревьями, ущелья, полные валунов, заснеженные вершины под облаками, густые леса, просторные, холмистые равнины, бурные реки. Камера, не стесняясь, демонстрирует очаровательные пейзажи, задерживаясь на завораживающих панорамах, горных пиках, лавинах, приятных деталях и прочих прелестях мира.
Красивые замки, гордо возвышающиеся над землей и затерянные монастыри (опять же непонятно, что снималось в реале, а что дорисовывалось на компьютере).
Вполне адекватные платья и средневековые наряды, доспехи, не забыты те же поддоспешники. Мечи в основном претензий не вызывают, а вот резиновые, трясущиеся от удара древком о землю наконечники копий (с ходу напомнило «Падение ордена») позабавили.
Расчет постановщиков идет исключительно на целевую аудиторию, взрослое поколение все составляющие «Письма» видело и читало не раз, в самых различных вариациях. Судьбоносное пророчество, юный избранный (для подростковой литературы 1962-го однозначно свежо). Испытания для юных кандидатов в рыцари с финальным бдением в полном призраков склепе. Верный конь с нюхом на письмо, работающий роялем в кустах и богом из машины. Кровожадные красные всадники, погрязшие в войне, доблестные серые всадники (оказавшиеся натуральными «лохами», не сумевшими изничтожить, похоже, ни одного из оппонентов), таинственные монахи, турнирчики, шатры и приемы. Плюс погони, стычки, драки в тавернах, чудесные спасения, легенды, путешествия пешком, верхом и на кораблях, предательство, дружба, потери, Кровавая Луна, Зверь, серьезный нежданчик. И совсем чуток магии, для блезиру и для финалу. Шаблонно, увлекательно, с приключениями. Чего еще надо молодому организму?
Снято все скромно, но со вкусом, бюджетно, но глаз не царапает. Видно, что о голливудских сотнях миллионов постановщики даже не задумываются, но выделенные им средства не пропили в той самой таверне, а использовали с толком.
Перед нами три сюжетных линии, герои двух из которых постоянно находятся в движении.
Путешествие Тиури с Лавинией. Преследующая их четверка/пятерка недорослей. И двор Дагоната с принцами, принцессами и рыцарями. Также имеются периодические телетайпные включения из ставки главгада. Причем дорогу с увлекательными приключениями нам показывают гораздо чаще, чем невнятные дворцовые интриги. Логично, что скажешь.
Актеры не поразили, но и кашу полностью не испортили.
Тиури (Уилсон) – ловкий, быстрый, но не сильный парнишка, который ни ловкости, ни быстроты за весь сериал, ни разу, пожалуй, не проявил. Герой пророчества, должный остановить Тьму. Наивный, хороший ребенок с большим сердцем. Уилсон показал себя получше, чем в «Началах», но сказать, что его игра запомнилась – откровенно слукавить. Особого актерского таланта въюнош пока не демонстрирует.
Боевая девица Лавиния (Руби Эшборн Серкис), дочь Энди Серкиса как по сериалу, так и по жизни. Яркий типаж той самой молодой дамы, что и коня на скаку и в горящую избу. Тока б не замуж. Плюс красавица, умница, спортсменка, жаль не комсомолка. Романтическое увлечение протагониста (причем небезответное). И не только.
Юные четыре мушкетера/терки, преследующих главгероя: ловкая азиатка Илона, лютнист Джусипа (да вы прикалываетесь?!), сильный как бык и тупой Арман, невнятный Фолдо, который никогда не заканчивает предложения (кроме как в «страшилках»). И в дополнение пронырливый малец Пиак.
Также задержались в памяти главный злодей принц Веридиан (Блом) — то ли искренне уверенный в своей правоте, то ли талантливо себя обманывающий.
Лидер Красных всадников – изломанное и беспощадное дитя войны.
Да пожалуй, королева Элианор (Коккерель) с принцем Иридианом (Офтебро) с их несостоявшимся романом.
Отдельное спасибо за приглашенных звезд.
Типа заслуженного Фарамира Голливуда Дэвида Уэнама с его лордом-отцом. Благородным, но глуповатым.
Духа Горлума/Кинг-Конга/ Цезаря/Сноука Энди Серкиса в роли мэра милого городка, поправляющего бюджет поселения охотой за головами.
Харизматичного датчанина Кима Бодния с его общиной заблудших душ и отличной философией. Милый персонаж.
А жирненький армянин (ух ты – иранец?) сэр Фонтенар (Джалили) единственный, кто показывает подросткам путь, несколько отличный от пути классического дуболома-рыцаря. Он у нас коварный беспринципный политик-мужчина. Один на весь мир. Не считая короля Дагоната (и то отчасти).
Ведь подавляющее большинство здешних взрослых персонажей, к сожалению, наивные как эльфийские воины, и черно-белые, как шахматные фигуры.
Также портит проект масса анахронизмов и нелепостей. Понятно, что мир абстрактный, как бы к нашей истории отношения не имеющий, отсюда засилие в средневековой локации негров и даже азиатов. Но при этом мир «Письма» от земного практически не отличается. Имеется религия, церковь, проводящая свадебные и прочие обряды (неясно правда, какому богу поклоняется эта церковь), понятие преисподней, цитаты из Данте. Рыцарство, замки, короли, турниры, широкие мечи, арбалеты. Соответственно перед нами мир, находящийся на уровне земных средних веков и прочего феодализма.
В этом ключе весьма забавно слышать от героев упоминание о воскресных школах, лицезреть стальные фляжки современной работы, стеклянные бокалы в захудалых тавернах и стеклянные окна в замках. Наблюдать за убийством знатного лорда в его собственном замке горсткой жлобов, под предводительством другого лорда примерно того же положения, с последующим полным сожжением укрепления. Вопрос вызывает не сам факт убийства, а его обстоятельства, плюс умственные способности жертвы, к которой убийцы вломились прямо в личные покои. Где стража, где оруженосцы, где вооруженная дворня, наконец? Напоминаю – в его собственном замке. И таких проколов в сериале выше крыши.
Не обошлись создатели сериала без «тонкого юморка», типа заявления принца принцессе: «король был чемпионом по пердежу и отрыжке». И поклона толерантности (это не считая негров и азиатов). А жаль.
Эрго. Классическое подростковое приключенческое фентези-путешествие, радующее природой, собственно приключениями, появлением «приглашенных звезд». А вот шаблонность, черно-белость персонажей и анахронизмы можно было бы оставить за кадром.
В ролях: Амир Уилсон, Хайс Блом, Руби Эшборн Серкис, Натаниэль Сале, Таддеа Грэм, Ислам Буакказ, Джек Бартон, Питер Фердинандо, Джона Лис, Тауфик Бархом, Дэвид Уэнам, Ким Бодния, Энди Серкис, Омид Джалили
P. S. Только не спрашивайте меня о великом сакральном смысле отправки этих писем. Учитывая финал – он отсутствует. Разве что в контексте необходимости любого нормального Черного Властелина создать Колечко от гранаты, дернув за которое герой разнесет Злодея к чертовой матери. Как, собственно и о манере отсылать важные мессаги одним-единственным гонцом (а не эскадроном гусар летучих).
1988 год. Офицер полиции Филадельфии Томи Локхард, заступая на ночное дежурство, не знал, что эта ночь станет знаковой в его жизни.
И дело даже не в рождении дочери, а в трех убийствах, в которых обвинили загадочную темнокожую женщину, не без участия Тома в ту же ночь отправившуюся на небеса. Незнакомую офицеру женщину, слишком много знающую о Томе.
Проходит девять лет. В Филадельфии происходит убийство, совершенное тем же способом, что и в прошлом. А камера запечатлевает женщину, как две капли воды похожую на таинственную незнакомку из 1988-го.
Фильмов и книг, посвященных забавам с Хроносом, существует не один (и не два) десяток. От классики Брэдбери до спорного «Патруля времени», или той же мощной «Тьмы».
In The Shadow Of The Moon оказалась вторичной, не до конца продуманной, тем не менее способной подарить зрителю пару любопытных моментов.
Самый приятный из них связан с личностью главного героя. Фильм покажет его нам в четырех временных промежутках (разделенных девятью годами каждый), и наблюдать за трансформацией Томи Локхарда достаточно интересно.
Бойд Холбрук создал наполненный и сложный образ.
-Молодой офицер полиции, жаждущий стать детективом. Бойкий, умный, наблюдательный. Души не чающий в своей беременной жене. Столкнувшийся со странным преступлением. Оставшийся в изрядном недоумении после «завершения» дела.
-Опытный детектив, перенесший жуткую утрату, растящий девочку и вновь окунувшийся в события девятилетней давности. Объект нападок борцов за права чернокожих, девять лет не успокаивающихся по поводу таинственной негритянки, и напрочь забывающих о ее жертвах. Ведомый полицейским инстинктом, пытающийся разобраться в воскресшем из забытья деле. Нащупавший закономерность, вцепившийся в расследование всеми конечностями.
-Одержимый мужчина, вылетевший со службы, практически потерявший дочь, все свое время тратящий на поиски информации об убийствах, совершенных в 1988. Цепляющийся за ниточку, оказавшуюся толстым канатом, ведущим прямиком в кроличью нору.
-Уставший, опустившийся человек, вся жизнь которого сконцентрировалась в ожидании одного единственного дня. И встречи с той, кто перевернул его жизнь.
Недурное развитие образа. Причем лишь линия 1997-го смотрится несколько натянуто – у Тома не было особых причин столь резво бросаться в бой (кроме разве что неугомонных активистов). Остальные действия Локхарда более менее обоснованы – после событий на аэродроме у него родилась классическая мания, сконцентрированная на женщине в синей толстовке.
Ну и за Майкл С. Холла отдельное спасибо. Всегда приятно увидеть экс-Декстера, даже если роль у него тут не особо обширная.
К сожалению, сама картина откровенно уступает своему главному герою.
Все это мы уже видели. В разных вариациях, созданное с разными степенями таланта и разной долей успешности. И «В тени луны» не покажет нам ничего такого, ради чего стоило тратить без малого два часа своей драгоценной жизни.
Можно прикинуть, с какой целью постановщики вновь впряглись в эту рассохшуюся телегу. Тема гражданской войны в Цитадели демократии в последнее время перемещается из раздела ненаучной фантастики в область теоретически допустимого. Конфликты между неграми и белыми, которых, не прекращая ни на минуту, заставляют каяться в грехах своей расы. «Терки» между городом и деревней, когда провинциалы терпеть не могут жителей крупных городов, а те, в свою очередь, считают их тупым быдлом. Политические разборки и ссоры по поводу дальнейшего пути страны. В общем, понятно из-за чего переживали Джим Микл со товарищи. Вот только донести свои переживания до зрителя в полной мере у них не получилось.
Не в последнюю очередь потому, что они завершили ленту в духе «подросткового оптимизма». Причем кровавого: мол стоит вывести за скобки некоторое количество человеческого фактора, и наступит всеобщее благоденствие (пускай ничего плохого этот самый фактор пока не совершил, привет от «Особого мнения»). Да, без самопожертвования одного человека дело не обошлось. Но что такое одна жизнь по сравнению с миллионами? И здесь мы наблюдаем финальный этап эволюции Томи, точнее одной из его версий – ведь именно ему предстояло решить: кому жить, а кому умирать.
Возможно фильм провисает из-за некоторого количества дыр и недоговоренностей в сюжете. И я даже не о способе/агрегате, избранном для своих деяний нашей таинственной дамой. Этот как раз объяснимо. Ведь только такой способ мог породить цепочку событий, которая привлечет и удержит внимание молодого Тома. И сказав, что «она такого не планировала» во время сцены на аэродроме, наша девица в толстовке откровенно слукавила. Однозначно планировала, ведь только такие действия могли намертво зацепить Локхарда, не дав ему махнуть рукой на экзальтированную дуру. Мэддокса он не простил бы ни при каких обстоятельствах.
Забавен также вопрос кто именно стоял у истоков всей цепочки событий? Классика насчет курицы и яйца. Эта версия Тома получила информацию от Раи. После чего передала ее другой версии Раи. Ничего не смущает? Откуда информация, как надо действовать, взялась изначально? От курицы? Или от яйца? Или от волшебника в голубом вертолете? …
Да и уверенность в том, что все кончилось хорошо, абсолютно непонятна. А с какого собственно перепуга? Максимум чего они добились – устранения одной единственной линия вероятностей. Ведь убрав повод для конкретно этого сценария дальнейших событий, они ничего не сделали с причинами, ведущими к роковому концу. Все враги резко возлюбили друг друга? Все милитаристы, расисты, фанатики разом подались в монастырь? Да и не в силах самого крутого путешественника во времени устранить первопричины, формирующиеся годами, в одиночку. Да и организации придется попотеть. Кстати, откуда взялось финансирование для исследований физика Навина Рао и создания его компании? Опять волшебник?
Эрго. Абсолютно необязательная, при этом социально злободневная и вторичная история о путешествиях во времени, однозначно радующая лишь развитием образа главного героя.
Режиссер: Джим Микл
В ролях: Бойд Холбрук, Майкл С. Холл, Боким Вудбайн, Клеопатра Коулмэн, Сара Дагдэйл, Руди Дхармалингхам, Габриэль Грэхэм, Джулия Ноуп, Райан Аллен, Билли Отис
Многообразие Любви, или Новая конструкция из знакомых элементов
Прошло 30 лет со времен несостоявшегося Ведьминого века. Клавдий с Ивгой давно женаты и вырастили сына Мартина, который пошел по отцовским стопам, став инквизитором-куратором округа Одница.
Ведьм потихоньку интегрируют в общество, инквизиция занимается в основном не борьбой с ними, а помощью неинициированным «сударыням».
Вот только полностью ли устранена возможность пришествия Ведьмы-Матери? Или людской мир все еще находится под угрозой?
«Ведьмин век» супругов Дяченко написанный в 1997 году, выдержал без малого 10 переизданий, не считая украинского варианта, трех изданий на зарубежных языках и пары аудиокниг. Сами авторы с тех пор попробовали себя в сценарной работе, перебрались из Киева сперва в Москву, затем в Штаты, и вот, по прошествии 22 лет вернулись к «сударыням своим ведьмам».
Мир «Века», как выясняется, тоже не стоял на месте. И наблюдать за переменами в мире романа — одно удовольствие.
Усилиями некоего Клавдия Старжа отношение к ведьмам за эти годы изрядно изменилось. У ведьм появились права, их принимают в университеты, где имеется обязательная квота. Введена цензура на показ злодеяний ведьм в кино, ведь это нарушает права их неинициированных товарок. В киноиндустрии и вовсе «ведьма на ведьме сидит и ведьмой погоняет» (забавная аллюзия на представителей богоизбранного народа, заполонивших Голливуд?). Активно идет поиск другого слова, которым можно было бы именовать неинициированных ведьм, пока, правда, безуспешно. Инквизиция стала не карательным органом, а скорее Конторой по социальной поддержке ведьм, сотрудники которой борются с дискриминацией подопечных. Тут организована горячая линия, а во время приема ведьму и инквизитора разделяет стекло с защитными знаками, установленное для удобства посетительницы (все помнят, что в присутствии инквизиторов «сударыням» не по себе?). Даже в Совете кураторов Инквизиции заседают целых две женщины (!), дикая и невозможная ситуация для мира, описанного в «Веке».
Естественно все «плюшки» относятся исключительно к неинициированным «сударыням». Ведь, как мы помним, действующие ведьмы чертовски меняются, причем не в лучшую сторону, утрачивая людские мотивы и привязанности. Что не позволяет им интегрироваться в самое продвинутое и мягкое общество.
Перед нами политкорректный, толерантный мир, стремящийся отыскать наиболее щадящие варианты взаимодействия с одной из частей социума (и все это благодаря одному человеку!).
Общество вроде как изменилось (по крайней мере, официально), а вот люди застряли на полдороги. И бушуют на улицах митинги студентов, протестующих против ущемления их прав. Ведь ведьмам, учащимся по квотам, позволяется гораздо больше, чем обычным людям. И поднимает голову Новая Инквизиция — организация, объединившая пострадавших от ведьм, людей полных желания отомстить всему ведьмовскому роду. Людские инерция с привычкой штука страшная.
Дяченко чертовски точно ловят и передают тенденции современного общества (правда, в основном западного, так и авторы живут нынче отнюдь не в деревне Гадюкино), с его двойной моралью, лицемерием, попыткам делать хорошую мину при плохой игре, перегибами на местах. Не забывая показать и хорошие стороны такого социума.
Поразмышляют авторы над тем, как могло появиться нечто, столь отличное от породивших их гомо сапиенсов. И почему, собственно, ведьмы после инициации становятся чистым злом, теряющим всякое подобие человечности.
Не забудут уделить время вопросам контакта людей с иным, и тому, какое воздействие оказывают эти контакты на человеков. И, конечно же, моральности работы инквизиторов. Работы, принуждающей принимать крайне спорные с этической точки зрения решения, постоянно балансируя на грани между званием спасителей и садистов.
Поговорят с читателем о вечной как мир проблеме отцов и детей. Отцов, пытающихся всегда приглядывать за своими чадами (когда уместно, а когда и нет). Детях – сперва очаровывающихся, а позднее разочаровывающихся в «предках», совершающих глупости, влияющие на всю их жизнь.
Персонажи, как всегда у Сергея с Мариной, хороши. Причем как старые, так и новые.
Из старых знакомых с нами Клав и Ивга.
Клавдий, вот уже 35 лет удерживающий за собой должность Верховного инквизитора. Переживший двух герцогов. Внедривший в жизнь новые подходы к ведьмам. Идущий на все, чтобы защитить жену. Балансирующий на грани высших проявлений заботы и жесточайшего контроля любимой. Чувствующий малейшие смены настроения супруги. Живущий в страхе нового пришествия Матки.
Ивга – мучимая кошмарами, вещими снами и воспоминаниями о несбывшемся. Плотно занявшаяся историей и лингвистикой. Подспудно тоскующая об инициации. Пытающаяся разобраться в природе своего племени.
Подарят нам авторы некоторое количество флеш-беков, вкратце рассказав, как прошли для главных героев эти три десятилетия, пробежавшись по ключевым для супругов Старж событиям.
И, конечно, предъявят парочку представителей нового, молодого поколения.
В первую очередь – Мартина. Находящегося в сложных отношениях с родителями. Юного идеалиста, подавшегося в Инквизицию, чтобы не допустить новых инициаций. Столкнувшегося со сложностями своей работы. Добившегося в ней нехилых высот и неплохих результатов. Едва не сломавшегося под грузом слишком лично воспринятой смерти. Встретившего свою большую любовь.
Ведьму Эгле Север – дизайнера, художницу, специалистку по историческому костюму, трудящуюся в той самой киноиндустрии. Творческую личность, способную вспылить и наговорить в лицо толпе массу нелицеприятных вещей. Спасенную Мартином, позднее буквально вернувшую его к жизни.
Ах, какой между ними разгорелся роман! Все в современных канонах, с внезапной влюбленностью, бурными ночами, ожидаемыми всю неделю совместными выходными. Даже завидно. Никаких тебе платонических отношений, долгих предварительных разговоров, сомнений и терзаний. Не то время. Чай 21-й (или какой у них там) век на дворе.
Есть интересные второстепенные персонажи.
Та же Майя — несчастная девочка, плотно познакомившаяся с реакциями обычных подростков, плевать хотевших на толерантность, подзуживаемых гормонами, не терпящих иных.
Или ее папаня — алкаш-чугайстер (а ведь у парней и правда работа не сахар).
С одной стороны Дяченко не обошлись без элементов самоповтора, переосмысления пройденного. Впрочем сейчас это скорее не «баг» а «фича», доказано «Звездными войнами» и прочими «Терминаторами».
С другой стороны, сюжетообразующие элементы, такие как навка, любовь между инквизитором и ведьмой, пророчество о пришествии Матки, попытки не дать ему воплотиться в реальность, реализованы иначе, собираясь в оригинальный пазл (вот как имело смысл поступить постановщикам новых ЗВ, а не дублировать классику с молодыми героями). Как я уже сказал – время другое, и люди другие, ведь дети почти всегда серьезно отличаются от своих родителей.
И, естественно вторая часть «Века», посвященного Любви, не обойдется без этого прекрасного чувства. Причем, опять же, нам покажут его новые грани. Не только между мужчиной и женщиной, хотя именно любовь Мартина и Эгле не даст этому миру провалиться в тартарары. В «Зове» сыграет свою роль и чувства постаревших Клава с Ивгой, и любовь родителей к детям. То, без чего невозможно представить людскую цивилизацию. Соединившись, эти грани великой силы способны на все. Не только спасти человечество, но и дать ему невообразимый ранее шанс.
Эрго. Отличное продолжение великолепного романа о Любви, позволившее нам вновь увидеться со старыми героями и познакомившее нас с новым, достойным своих предков, поколением. Еще раз тонко намекнувшее читателю на то, что без Любви (во всех ее проявлениях) не обойтись никакому из миров.