Развращение властью, или Великий Манипулятор за работой
Галадриэль встретилась лицом к лицу со своим сокровенным врагом. Вместо цветущих Южных земель зияет рана безжизненного Мордора, в которой копошатся легионы орков. В Казад-думе беда. В Нуменоре к власти приходят гонители Верных. Эльфы бьются над проблемой угасания, собираясь покидать Средиземье. Пара полуросликов и Незнакомец бредут по свету в поисках ответов.
А в Эрегионе владыка Келебримбор по наущению старого друга Халбранда, сказавшегося посланцем Валлар, завершив три эльфийских кольца, принимается за работу над семью гномьими. А следом за девять людских. Ведь как утверждает Халбранд, именно кольца власти способны остановить тьму, накрывающую континент.
Первый сезон долгожданных The Rings of Power оставил крайне противоречивое впечатление. Великолепная картинка совмещалась с бредовостью многих сценарных ходов, преступной плавностью развития сюжета и местечковостью боев.
К сожалению, Кольца, как и их основной фентезийный соперник, не слишком усердно поработали над ошибками. Впрочем, есть и приятные моменты.
Сперва о грустном.
Создается упорное ощущение, что ребята-постановщики слабо понимают нюансы мира Толкиена. И даже если по форме сцена вроде не противоречит средиземским будням, по сути, и по духу выходит натуральный бред. Приколов, от которых у любого, кто вдумчиво читал Профессора, начнется гомерическое лошадиное ржание, нам подгонят выше крыши.
-Сау, толкающий вдохновляющие речи перед орками, нещадно критикующими своего вождя и участвующими в демократических выборах его темнейшего величества. Заодно в Цезаря поиграл. –Развоплощение Саурона у Толкиена было? И у нас будет! Темным эльфом Адаром (которого вроде как уконрапупил Халбранд в конце первого сезона?!!), совращенным лично Морготом и явно сбежавшим от Ниэнны разом с социально продвинутыми орками, предками служак Еськова. А что вы думали! Ирчи не просто бездумное зло, а гордый народ. Сюда же орчихи-мамы с немовлятами. Впрочем, в утверждениях о том, что не все орки сволочи, создатели The Rings of Power не первые и даже не десятые.
— Умилительная попытка озаботить зрителя судьбой Исильдура. А вдруг он до Войны последнего союза не доживет?
-Милитари-эльфы бодро и радостно марширующие строем в красивеньких одинаковых доспехах под лающие команды предводителей.
-Фаразон, дурящий Манвэ в лице его орла.
-Бомбадил активно продвигающий мотивационные речи для белошвеек, пардон несмышленых истари. Ах да! Фансервиса для токиенутых обеспечат выше крыши. Тут вам и упорно игнорируемый Джексоном Том. И умертвия, смахивающие на тормознутых цепных зомби. И энты, посеявшие по дороге мудрость и набравшиеся ненависти похлеще гворнов. И Черный лес с мелкой шелобкой (или скорее с кем-то из ее потомков). И нажористый тролль. А чтобы показать, что мы и сами с усами – болотная тварь и морской змей в роли Фемиды.
-Дурин, сокрушающийся о том, что отец может послать против него гномью армию. При том, что у тангаров весь народ и есть армия.
-Концепция победы над Сауроном с помощью совместных действий, внимание!: короны Моргота, трех эльфийских колец, объединенных сил орков и эльфов!!! Все же трава у сценаристов Колец забористая, не отнять.
-Мутноватый Темный волшебник, один из исстари, отбирающий хлеб у Саурона. Ну зачем преумножать сущности сверх меры? Или вам юность Сарумана захотелось показать неудержимо?
-Доставший до печенок «командующий», которым величают всех направо и налево.
-Таящаяся в кольцах «дьявольщина». Ну нету в Средиземья такого персонажа! Совсем нету!
-И на лингвистическую закуску — «Зло преисполненное злобы» — кто бы мог подумать!
Действие по-прежнему развивается в черепашьем темпе, прыгая между несколькими линиями: эльфы Линдона, гномы, хоббиты, Нуменор, Арандир из Зеленолесья, явно позднее обучавший Леголаса боевым трюкам (ладно-ладно, пани Галка тоже не промах) с будущим назгулом. Второй сезон подарит немало времени Эрегиону с Келебримбором, о котором позднее (самая, пожалуй, «вкусная» линия сериала с искушением, падением, осознанием и преодолением). Из боевки до седьмой серии пара коротких сцен эльфьего паркура. Хоть в предпоследнем эпизоде разговелись, и то хлеб. Что приятно, часть линий успешно удерживают зрительское внимание. Пасут задних арки Нуменора и невысокликов – скучновато, невзирая на магию и колорит здешней Атлантиды.
Постепенно переходим к достоинствам проекта.
Картинка, как и прежде – блеск (несмотря на бегство съемочной группы из нашей любимой Новой Зеландии). Эльфийские земли, полные красок и жизни. Напыщенный Нуменор с тягой к пафосу и гигантомании. Колосальная Мория. Палящая пустыня Рун. Панорамы красот, навевающие немедленное желание оказаться там как можно скорее. Да и удачные игры с картой, регулярно превращающейся в реальные места, не утратили своей привлекательности.
К актерам отношение уже более попущенное, чем в первом сезоне: к неординарным трактовкам образов потихоньку привыкаешь. Тем паче среди них активно засияла натуральная жемчужина.
И это товарищ Саурон (Викерз). В облике Аннатара Сау прям хорош. Благостный эльфийский вид. Бьющая по глазам харизма. Вкрадчивые повадки. Уважительная, обходительная речь. Снисходительная, всепонимающая улыбка. Манипуляции 88 левела, когда Гортхауэр находит практически ко всем собеседникам ключик, вскрывающий их потаенные желания и стремления. Обращая их, безусловно, в свою пользу. Великий обманщик и софист, играющий словами, как опавшими листьями. А еще он в сериале знатный правдолюб, не нарушающий клятв (правда, формулирующий их весьма изощренным образом) и шикарный мастер иллюзий, способный создать фату моргану высочайшего класса.
Галадриэль сверкает очами, потихоньку все же начиная пользоваться тем, чем отличалась у Толкиена – мозгами.
Эльронд , стыдливо утверждая, что он, дескать, не политик, приобретает еще больше влияния на события. А еще сын Эарендиля взял на себя неблагодарную ношу борьбы с эльфийскими кольцами, высказывая читерские, пардон, пророческие мысли.
Дурин, вместе с одноименным папашей, отдуваются за гномий род, сверкая горделивым упрямством и проницательной хитростью. Заодно на примере короля нам покажут действие гномьего кольца, дающего огромную власть, которая напрочь развращает, даруя ощущение непогрешимости, циклопическое самомнение и некислую жадность.
Диси – лучшая на данный момент версия гномьей женщины (вариантов, правда, не густо), проявляет себя в роли заклинательницы камня, а также своеобразной Кассандры.
Бронвин слили самым безобразным образом. Арондир с Тео почти не отсвечивают. Исильдур предается романтическим томлениям. Развернулся Келебримор, начинающий с типажа «наивного ученого», позднее демонстрирующий нам тлетворную гордыню творца (сильно хоцца Феанора посрамить), и деградацию под влиянием Сау. Незнакомец играет в юного падована, встретившего мастера-джедая. Девчонки-полурослики вроде и получают немало экранного времени, но радуют поменьше, чем в первом сезоне.
Эрго. Продолжение целиком в стиле первого сезона, изменений не ждите. Все достоинства проекта на месте. Недостатки, впрочем, тоже.
Режиссер: Хуан Антонио Байона, Уэйн Йип, Шарлотта Брандстром
Фэйри Изумрудного острова, или Знамена феминизма 10 века
10 век. Ирландия. На Изумрудном острове идет нормальная средневековая жизнь. Еще не ушли в прошлое конфликты между норманнами и аборигенами острова. Горят монастыри и деревни, льется кровь, умирают люди. Викинги чередуют грабежи с торговлей, ведь многие уже сменили на груди молот Тора на христианский крест. Властители многочисленных королевств норовят отгрызть кусочек земли у соседа, с вожделением посматривая на головной убор Верховного короля. Женщины вовсю манипулируют мужчинами, те традиционно пытаются поддаться всем пагубным страстям одновременно.
Но кроме людского населения, есть у Ирландии и иные обитатели, ведущие свою тысячелетнюю войну. Потомки Туата Де Дананн и фоморов, те, кому подвластно волшебство и могучие артефакты. Фоморы проиграли и повержены, но до конца ли?
Две женщины: из Потомков богини Дану, и племени ее извечных врагов. Одна жаждет дублинский трон для сына и верховную корону для брата – последнего из фоморов. Вторая – хотела лишь покоя и тихой жизни для сестры. Но воля Совета Потомков решила иначе, бросив ее в омут королевского двора, в окружение того, кто готовится вступить в схватку за Верховную корону.
Их интересы непременно пересекутся, повлияв на судьбы двух волшебных народов. И кто в результате одержит верх, не ведомо никому, кроме богов. А может и тем тоже.
Любопытное национальное фентези, приятное, но не без помарок. Перед нами две линии, которые долго не сходятся напрямую, но переплетены слухами, знакомыми именами, действиями, влияющими на всю Ирландию. Не обойдется без хронопрыжков, порой на пяток лет («Джонни, сделай монтаж»). Долгоживущие народы, что с них взять.
Главных героинь, как вы уже поняли, двое. Центральные женские персонажи с описанием от первого лица, становятся одним из главных достоинств романа.
Гормлат – дама с фоморской кровью. Женщина ослепительной красоты, лишь недавно избавившаяся от старика-козла-мужа. Ведомая одной единственной страстью – любовью к сыну, ради которого Гормлат готова на все. Не такая уж распространенная практика среди потомков волшебных народов, которые чаще всего воспринимают своих смертных детей как бабочек-однодневок, либо в лучшем случае, как фигуры в шахматной партии. Абсолютно безжалостная особа (материнские гены), в критических ситуациях не моргнув глазом способная на убийство своими руками. А уж тем паче на опосредованное участие в массовом лишении других жизни. Но обычно предпочитающая действовать более тонкими методами. «Хитра и изворотлива», шикарная интриганка, плетущая крепкую, долгоиграющую паутину козней, использующая манипуляции, психологию, знание реакций, желаний и слабостей других людей, их алчность, гордыню, жажду власти. Обладающая недурным актерским даром и стратегическим мышлением, лишь изредка затмеваемым страхом за сыночка. Живет на свете 40 годочков, сохраняя красоту и молодость (срок жизни здешних «фейри» до трех сотен лет). Уже понимает необходимость смены места обитания («выходи замуж, рожай, прячься»), но не хочет другой личности, очередного замужества и расставания с сыном. А придется — ведь потомки Туата Де Дананн находят своих врагов собирая информацию о людях, которые слишком долго не стареют.
Имеет брата по имени Малморда (да, вот такое вот говорящее имя, у! Морда!) – тоже знатный интриган (и он не последний в книге знаток козней, вспомним хотя бы Олафа), жаждущего захватить власть над страной и уничтожить, наконец, наследников богини Дану.
Фоула – представительница Туата Де Дананн. Несмотря на 105 годочков жизни, сохранила клиническую наивность и доброе сердце. Не очень любит общество, предпочитая отшельничать. Крепко накрепко привязана к сестре, не шибко уважающей законы Потомков. Целительница, способная с помощью дара излечить практически любую хворь. Но и без магии проявляющая себе знающим и талантливым лекарем. Также имеет в качестве мотиватора смертное дитя. В этом случае уже умершее. До сих пор хранит в сердце скорбь по недавно покинувшей этот мир дочери. Эта скорбь частенько оказывает влияние на ее действия. Не выносит жестокости, крайне негативно воспринимает людей, наносящих вред другим.
Обе барышни паршиво относятся к мужикам и могут служить знаменами воинствующего феминизма. Пускай выражаются его появления по-разному. Одна дама считает «сильный пол» — тупыми оглашенными самцами, требующими узды манипуляций, направления и изящного контроля. Другая – жаждущими крови животными, от которых стоит держаться подальше. Женского пренебрежительно-спесиво-манипулятивного отношения к мужикам нам отсыплют сполна. Использовать мужчин, ненавидя при этом, или относиться как к орудию – нормальное явление.
За кого болеет автор, понятно практически с первых страниц, что несколько снижает впечатление от книги. Фоморы, потомки короля Балора (эх, как с ними Дрезден ратоборствовал) в романе – натуральные исчадия зла: коварные, хитрые, безжалостные, готовые для достижения целей развязать массовую бойню. Эдакие ситхи, благо ко времени, описываемом в книге, их осталось ровно две штуки. Туата Де Дананн, напротив, аналог джедаев: пекутся о мире и благоденствии, помогают людям, стараются избежать лишних контактов. Лишь со временем проявляются определенные нюансы, несколько раскрашивающие эту черно-белую картину мира.
Здешние «фейри» не похожи на привычный английский «волшебный народ». Они поголовно полукровки. Не отличаются от людей ничем кроме долголетия и владения даром. Фоморы используют «волшебный огонь». Магия Туата Де Дананн более разнообразна, находится в ведении друидов, ведьм, арфистов, целителей, пророчиц, воинов и оружейников (не спрашивайте, чем последние отличаются друг от друга). Близко познакомимся мы далеко не со всеми видами колдовства. Заявлены также сокровища, как-то камень, дарующий бессмертие, котел, меч и копье, бьющее без промаха. Опять же, почему такой акцент на воинскую снарягу?
Фоморы активно прячутся, и вообще считаются уничтоженными. Потомки Дану обитают в крепости, скрытой заклятиями от глаз смертных. И тусят «под прикрытием» в людских монастырях, собирая информацию о возможных войнах и прочих аспектах высокой политики по-ирландски. При этом уже 60 лет избегают вмешательства в оную, после принятии новых законов, прямо запрещающих участие в делах смертных, вплоть до запрета сексуальных связей с короткоживущими. Это после того, как долгие столетия волшебный народ активно влазил в их «разборки», дрался между собой в войнах смертных. Ведь над Потомками тоже властны алчность и похоть. Кстати, Потомок может стать смертным и лишиться дара, пронзив сердце определенным кинжалом.
Стоит отметить:
-Мораль книги, вопрошающую, а точно ли стоит мести всех людей под одну гребенку, опираясь на пол, расу или племенную принадлежность? К примеру, все ли мужчины – злодеи? Или имеет смысл подходить с индивидуальным мерилом, и в любой группе будут как хорошие, так и дурные ее представители? И что насчет воспитания, способного создать хорошего, доброго человека, главное чтобы наставник был соответствующим?
-Жестокость времени, с его привычным средневековым зверством, когда никто не боится замарать рук. Войны, уносящие жизни молодых и зрелых. Паршивая медицина. Гибель невинных женщин и детей. Коварные убийства противников. Жизнь не сахар.
-Историчность книги. В романе фигурируют абсолютно реальные исторические личности, некоторые достаточно известные. Обратите внимание хотя бы на знакового для Изумрудного острова короля Бриана Бору или Олафа Трюггвасона, засветившегося при дворе Владимира Святославича.
А вот антуража 10 века мне оказалось недостаточно. Да, есть пара красивых моментов, как-то спор о погребальном обряде викинга, принявшего христианство, особенности дублинского правосудия, или «вдовья доля», становящаяся одним из сюжетообразующих факторов политики. Но хотелось бы большего.
Из любопытного: Открывающий книгу перечень действующих лиц. Дело даже не в куче имен с подробным указанием родственных связей, это нормальная практика. А вот указание покойников как полноценных героев – удивило. Позднее этот прием становится понятным: покойные родственники влияют на действия живых плотно и непосредственно. Причем отнюдь не явлением «привида батька Гамлета в брудному простирадли», а воспоминаниями, сожалениями, незаконченными делами, связанными с отправившимися в лучший мир.
Порадовала «Верховная виночерпица». Фух, это все же не о «побухать», а вид магии, способной
осушать реки и лишать врагов воды во время пути. Ну, тогда ладно.
Эрго. Приятное ирландское фентези с сильными женскими персонажами, крепкой исторической основой и местными «фэйри». А вот акценты можно было расставлять не так заметно, да и антуража эпохи не жалеть.
Жертва пророчества, или Не долетая до гнезда кукушки
Люсинда Прайс с детства видела странное. Людей-теней, тянущих к ней свои призрачные руки. Таблетки и психиатры боролись с этими видениями не покладая рук. Не слишком успешно. До того дня, пока Люс обвинили в непредумышленном убийстве и запроторили в частную клинику на целых два года.
Люсинда тут не одна. А в окружении кучи юниоров, проходящих долгоиграющие курсы психиатрической помощи. Внимание Люс сразу же привлек один из них. Дэниел – юноша, страдающий от обширной амнезии, не позволяющей ничего толком вспомнить из добольничной жизни.
Но с первого же взгляда, что Люс, что Дэниелу начинает казаться, что они хорошо знаю друг друга.
И, похоже, что это не просто ощущения, а с их прошлым связана серьезная тайна. И они оказались в этой лечебнице, чей персонал все больше напоминает служителей некой секты, вовсе не случайно.
Мистический проект с заманчивой аннотацией напрочуд долго запрягает, половину сезона упорно обманывает ожидания, притворяясь типичным Young adult в стиле Дивергента, Бегущего, Орудий и прочих Темных миров. По улиточьи неторопливым, с кучей шаблонных моментов, но не лишенным некоторых удачных ходов.
Лишь ближе к экватору начиная потихоньку выкладывать на стол козыри (есть шансы, что далеко не все зрители дождутся этого часа), переводя игру скорее на поле Волшебников.
Перед нами вновь набившее циклопическую оскомину замкнутое молодежное сообщество. Но в данном случае не школа, а психушка-тюрьма с ее относительно жесткими порядками (неужто по следам Макмерфи решили пройтись?). В остальном все сверстано по сотни раз виденным канонам, причем в женской версии. Агрессивная фемина , которой не нравится наша главгероиня. Подружка, глядящая в рот. Девица-аутсайдер. Карьеристка-стукачка. Парень, при первом взгляде на которого Люс не может оторвать глаз. Второй кандидат на романтический интерес протагонистки. Долгие разговоры о своих ментальных проблемах. Сотрудники больницы, каждый со своим подходом, от жесткого до сочувственного.
Лишь со временем начинают проявляться нюансы. Подружка оказывается двинутой на всю голову и страдает серьезными психическими отклонениями. С парнем вы, похоже, давно (очень!) знакомы, хотя в упор этого не помните, основываясь на интуитивных ощущениях и клочках воспоминаний. Любовный треугольник вроде как отменяется (еще позднее вновь возрождаясь к жизни). А в пасторальной природе, окружающей Меч и крест (прям самое удачное название для психушки, не находите?), таится нечто опасное.
В это же время расцветает основная плюшка Fallen – интрига. Ведь с местной больничкой явно не все в порядке. Вооруженная до зубов охрана, приезжающая на вызов в лес на хаммере и броневике (так и оглядываешься в поисках вертолетов и авианосцев на местном озере). При это удивительно безалаберно несущая службу. Ритуальные мантры «по Его воле» (кого Его?), сопровождающие любые общественные и не только действия. Непонятные исцеления. Таинственные смертельно опасные лестные обитатели и н-ф Завеса. Противоречия и разные подходы к делу со стороны персонала. Всплывающее пророчество. Апокалиптические теории. «Запутывают» зрителя постановщики знатно.
Не забывая вносить в дело философские нотки и размышления о воспоминаниях и реальности, манипуляциях с разумом и памятью. Пускай на уровне белошвеек, но все же.
-Можно отметить также отношения между главными протагонистами с их неловкими заигрываниями, вздохами и взглядами украдкой. Да, выглядят они изрядно великовозрастно для такого детского способа ухаживания (опоздали на пяток лет как минимум), но смотрятся эти квазиэротические игры половозрелых гомо сапиенсов мило.
Кстати, Люси (Александр) сыграна вполне адекватно. Активно эмоционирует, пугается, переживает.
А вот Дэниэл (Блом) несколько деревянный. Даже жаль, Прайс заслуживает более живого поклонника.
Из относительно известных лицедеев в наличии лишь доктор Хаусен (Сиддиг). Один из кукловодов, имеющий собственные скелеты в шкафах и психологических тараканов в башке.
-Кучу флеш-беков. Имеется даже вялая попытка совместить прошлое с настоящим (то, что шикарно удалось в Женщинах и Призраках). Попытка, которой постановщики будто сами испугались.
Однако все преимущества сериала (и без того не слишком обширные) напрочь нивелируются поразительно, прямо невозможно затянутым хронометражем. По 30 секунд создатели держат кадр гляделок со сменой планов. Без малого серию пляшут вокруг попыток похищения медзаписей. Вводят кучу неважных боковых линий, типа страданий Пэн по отцу, амбиций Габи, самопорезов Арианны. Арок, которые откровенно усыпляют и вынуждают нещадно материться о потерянном времени. Заставляют героев очень много и бестолково говорить (действия – кот наплакал).
По-хорошему, вместо восьми, нужно было создавать четыре, максимум пять серий. Этого хватило бы с головой.
И шоб вы не сомневались, за 8 серий законченную историю они все равно рассказать не успели. Парни, нас ждет второй сезон!
Эрго. Слабый мистический проект с чудовищно затянутым хронометражем.
Будущее. Жуткая война между двумя межзвездными группировками человечества, уносящая миллионы людских жизней, закончилась. Способом, повергшим в шок каждое мыслящее существо. Война закончилась, но исчезли ли породившие ее причины?
Проходит несколько лет, бывший тяжёлый крейсер класса «хищник», подавший в отставку и ставший спасательным судном, отправляется на выручку потерпевшему крушение лайнеру. К экипажу корабля присоединяются двое агентов спецслужб тех самых противоборствующих группировок. Получивших задание отыскать живым или мертвым одного из пассажиров лайнера.
С крушением не все чисто. Очень похоже, что судно сбили, и это не банальные пираты.
А от результатов спасательной экспедиции «хищника» зависят не только жизни выживших после крушения. Но и судьбы большинства представителей вида гомо сапиенс. А, возможно, и других разумных рас.
Англичанин Пауэлл в первом романе своего цикла не особо торопится вскрывать все карты, лишь обозначая нюансы созданного мира, и радуя читателя сложными моральными дилеммами.
Одна из которых и становится зачином романа. Какой цену можно заплатить за прекращение войны? Сколькими людьми пожертвовать? Как посчитать потенциальное количество погибших в продолжающейся войне и соотнести с числом гекатомбы? Есть ли право решать судьбы мирного населения? Отбирать жизнь у одних, возможно сохраняя ее другим? Походя уничтожать иную жизнь, учиняя натуральный геноцид? Или бог с ним со всем, будем после каждой военной операции хоронить сотни тысяч людей вкупе с еще большим «сопутствующими потерями» до того момента, пока кто-то из противников не сдастся?
Чертовски болезненные вопросы, не имеющие простого ответа и решения.
Сюда же автор подверстывает тему силы, и цели для этой силы. Ведь даже источнику непредставимой мощи, способной изменить ход развития людских и прочих рас, нужна цель, ради которой стоит отрывать задницу от дивана. Некий достойный, лидер, который «скажет как надо». Да ну ладно, могут возразить мне, это ты описал особенности не человека разумного, а недолугого ИИ, неспособного самому решить, где черное и где белое. В ответ я попрошу вспомнить людскую историю.
Вопросом цели бытия, так или иначе, задаются большинство героев романа.
Антивоенные размышления о суке-войне, уродующей всех своих участников. Суке, которая никогда не утешается, и как ее, тварь, успокоить — неведомо никому. Не полагаться же, в самом деле, не миллион отыскавших цель Deus ex machina.
Вопросы всеобъемлющего потенциального полицейского государства, насаждающего мир и справедливость на кончиках штыков, пардон торпед и лазеров (а вот идея уничтожения «продвинутых средств ведения войны» вызывает законный скепсис, камни и палки, отлично подходящие для изничтожения себе подобных, еще никто не отменял.). Морального насилия для благой цели. Лишения свободы, пускай даже в ее анархическом варианте, ради прекращения войн. Вопросы, регулярно поднимающиеся в качественной фантастике, но до сих пор тревожащие умы.
Морально-этический базис у книги хорош.
Второй любопытной фишкой становятся разумные звездные корабли. Тема не слишком новая, вспомним хотя бы тот же Радч, но до сих пор волнительная. Здешние звездолеты чертовски умны, наделены сознанием, индивидуальностью, и, по большому счету, могут обходиться без экипажа (исключая разве что ремонтника), который порой лишь мешает. Корабельный мозг, выращенный в инкубаторе с использованием клонов людских клеток, обладает высочайшей скоростью реакции, далеко опережающей людскую. Способностью контролировать одновременно множество процессов. При этом без проблем подчиняется капитану. Идеальная боевая машина. Вот только незапланированные людские эмоции, несколько портят благостную для «ястребов» картину. Есть даже прецедент корабля, отрастившего себе совесть.
Фантдопущения «Углей» не завершаются разумными кораблями.
Тут вам и Объекты (одна из основных сюжетообразующих тем романа), некогда обычные планеты, переделанные местными «предтечами» в циклопические скульптуры в виде мозга, додекаэдра, часов, кубка etc (и это далеко не все сюрпризы Объектов).
И чужие расы, близко из которых мы познакомимся лишь с драффами. Синекожие гермафродитные «пауки» с органами восприятия/лицами на каждой из шести двенадцатипалых рук/ног. Шикарные механики звездных кораблей, чья цель — служение Мировому древу. Мыслят они в своих главах короткими рублеными фразами, пронизанными идеей служения.
И прыжки через гиперпространство, оно же высшее измерение, способом бурения червоточин в ткани пространства/времени.
Не густо, но антураж создается знатный.
Весь роман написан короткими главками от первого лица, перемежающими истории нескольких протагонистов. Нередко используются клиффхэнгеры.
Капитан Салли Констанц. Далекий потомок основательницы Дома Возврата – организации, занимающейся спасением экипажей людских звездных кораблей, попавших в беду. Во время войны командир медицинского фрегата, после отрекшаяся от прошлого, как собственно и все сотрудники Дома. Периодически теряющаяся в критических ситуациях, рефлексирующая, переживающая о смертях, произошедших по ее вине.
Поэтесса Она Судак, ставшая одним из самых известных стихотворцев, пишущих о недавней войне. Пассажир злосчастного лайнера, дама хорошо средних лет, скрывающая некислую тайну.
Аштон Чайлд – экс-коп, нынче агент разведки Конгломерата, застрявший на провинциальной планете. Жутко уставший от бесполезной работы, желающий вырваться из этого бега в колесе.
Нод – драфф-механик, открывающий для нас особенности своей расы. Кстати, драфф называет корабль не Злой, а Тревожной Собакой.
И, безусловно, Злая Собака. Тяжёлый крейсер класса «хищник», считающий себя не мясником, но воином-самураем. Совместившая в своем мозгу людские клетки с собачьими генами, придающими кораблю немало чеснот овчарки. Тот самый пример самостоятельно выращенной совести, решивший сменить военную карьеру на служение всей человеческой Общности. Также не чужда рефлексиям и чувству вины.
Описание от первого лица корабля автору не всегда удается, но Гарет старается.
Развивается действие плавно, мир, как я уже сказал, прописан не слишком подробно, многое оставлено для других книг трилогии (благо они уже переведены). В первом романе нас ждет лишь достаточно условный промежуточный финал.
В наличии пара всплесков экшена, в частности дуэль кораблей с использованием крайне нестандартного тактического хода и оружия, в которое никто не верит.
Интрига с неведомым и жутко опасным врагом, который опять же припрятан для второго тома.
Эрго. Недурная, пускай и не выдающаяся космоопера от первых лиц с качественной морально-этической базой, разумными кораблями и хорошей затравкой на будущие тома трилогии.
«Магия с последующим разоблачением», или В поисках Чуда/Противостояние шестидесятникам
Психолог-криминалист Кристен Бушар за время работы на прокуратуру видела многое. Но, как оказалось, не все. Неожиданный конфликт с работодателем, и вот уже Кристен трудится на некоего асессора Дэвида Акосту, сотрудничающего с католической церковью.
Чем же занимается Дэвид? Вещами крайне неординарными. Расследованиями необъяснимых явлений, медицинских аномалий (кто сказал чудо?), случаев демонической одержимости etc.
Кристен не верит во всю эту демоническую чушь, но Акосте как раз и нужно мнение скептика, способного взглянуть на происходящее с точки зрения психологии и медицины.
Верить-то она не верит, но Дэвид четко знает, что демоны отнюдь не фигура речи. Ведь один из них уже долгое время не дает покоя Акосте. А теперь заинтересовался и его новой сотрудницей.
Или мы имеем дело с обычным психопатом, а остальное Дэвид попросту вообразил?
Сериал, оставляющий двойственное ощущение.
С одной стороны, вы будто возвращаетесь во вторую половину 90-х, начало 2000-ных, до того как малый экран стал вровень со своим старшим собратом, а в сериальную гавань косяком потянулись деньги, известные актеры и сценаристы с прямыми руками. Evil не скрываясь совершает оммаж бессмертным Иксам, заимствуя оттуда массу элементов, разбавляя их приветами от мистических собратьев. «Зло» создано по примеру полицейских процедуралов, с одним делом на серию. Пользуется старой-доброй схемой с монстрами недели и сквозной линией, о которой всплывает упоминание хотя бы пару раз за 45 минут. Выглядит достаточно бюджетно, и позволяет себе сценарные вольности.
С другой — откровенно затягивает (напоминая, как мы часами «залипали» над Иксами, Горцем, Героями, Супернатуралом или Гриммом) благодаря неидеальным, но искренне созданным и сыгранным образам. Шикарному антагонисту, «демонической» интриге и некоторым сюжетным поворотам.
Перед нами классическая команда, только в виде не пары, а троицы (религиозная тематика обязывает), навеянная уже упомянутыми Материалами. Имеется лидер, твердо уверенный, «что истина где-то там», в смысле бог реален, не менее реальны и его оппоненты. Он ставит задачи, подходит к решению с мистической стороны, но при этом готов выслушать соратников, и сокрушенно согласиться с тем, что им опять попался случай, не имеющий никакого отношения к сверхъестественному.
Акоста (Колтер) частенько напоминает огромного медвежонка с обаятельной улыбкой. Исключительно положительный малый с журналистским прошлым, учащийся на священника. Искренне верующий, но по канонам толерантного 21 века. Минимум фанатизма, готовность принять мнение другого, согласиться с тем, что чудо им опять не встретилось, смириться с ироничными ухмылками атеистов. Считает, что церковь права отнюдь не во всем, и косяков у прелатов хватает («Церковь сосредоточена на Зле с большой буквы, а не на бытовых пороках», может это и становится ее самой большой ошибкой – чухают репу зрители?). В наличии также некоторые слабости и спорные действия, но исключительно для приобщения к Господу. Посещаем видениями, в частности одним чрезвычайно назойливым товарищем (который нам вовсе не товарищ). Ну и без тайн прошлого, жутких потерь и роковых ошибок, Дэвида, понятное дело, создатели сериала не оставят.
Следующие двое вкупе исполняют роль неповторимой Скалли.
Второй член Троицы Бен (Мандви) трудится техническим экспертом, рассматривая проблему со стороны воздействия технических/научных «приблуд». Бен – араб, недурно разбирающийся в веяниях прогресса, а если надо сестра-хакер поможет. В мистику не верит от слова «совсем», обнаруживает реальное техническое решение почти любой сверхъестественной, на первый взгляд, проблемы.
Третий – та самая психолог-криминалист Кристен (Херберс). Некогда успешная альпинистка, не чуждая скалолазательным рекордам. После романа с коллегой по хобби умудрилась народить четыре! дитятки (о покорении вершин, понятно, пришлось позабыть). Благо одинокая матушка активно выручает с присмотром за выводком, который наштамповала стрекоза-дочурка. Время от времени переживает по поводу резко изменившейся жизни и безвременно кончине любимого занятия, задумывается на тему «что если бы» и активно обсуждает эти варианты с психоаналитиком.
Крис «думает сердцем, а не разумом», несмотря на долгую работу в судебной системе сохранила сопереживание и эмпатию в промышленных масштабах. Бывшая (?) католичка, также крайне скептически относящаяся к религиозным «загонам». Как видим, Дэвид завел себе двух скептиков по цене одного. Живет в доме, прямо под линией наземного метро (или ж-д, кто их там разберет). Любит отдыхать с консервированной «Маргаритой», в связи с острым недостатком финансов и кредитом за учебу соглашается на авантюры, способные принести поболе пенензов.
Отдельное спасибо за искрящую химию между Крис и Дэвидом. Эта парочка уже ко второй серии готова к бурному многочасовому секс-марафону, но условности и ограничения не дают им слиться воедино. А очень хочется. Какими улыбками Кристин одаривает партнера – сердце тает. И без ссор не обойдется (правда, они выглядят менее убедительными, чем притяжение тел) – лицедеям респект.
Ну и как без того самого антагониста, в очередной раз показывающего, как важен качественный «нажористый» противник героев. Доктор, психолог-криминалист (да, еще один) Лиланд Таунсенд (Эмерсен). Циник, говорящий что думает, не опасаясь обидеть собеседника, называющий доброту лицемерием. Умен, коварен, опасен. «Работает» эдаким темным учителем, искусителем, «психологом от дьявола» (благо есть на кого равняться) для неуверенных в себе и чрезмерно амбициозных типов («Последователями» повеяло). Активно использует соцсети, интеренет и прочие современных приблуды. Строит долгоиграющие коварные планы. При нужде способен показать себя настоящим джентльменом, обаять даму, покорить детишек. Натуральный психопат, лишенный морально-этических противовесов. Или все же падший ангел?
Какая все же убедительная аморальная скотина получилась у Эмерсена, особенно на контрасте с его положительным Финчем из Person.
Неуверенность в происходящем становится еще одной фишкой сериала. Постановщики упорно держат нас в сомнениях, талантливо играются со зрительских восприятием перипетий. Как в шикарном романе Булгакова: «магия с последующим разоблачением». Сперва каждую серию герои (и мы с ними) видят откровенно эзотерическое событие (от одержимости и массовой истерии до пророчеств и воскрешений), однако довольно скоро ему находится рациональное объяснение. Либо со стороны техники, либо медицины. И так постоянно (почти, некоторые непроясненные моменты остаются почти в каждом случае) – магия и ее опровержение. Добавляют перчику в блюдо сны и видение протагонистов, «топящие» как раз за колдовскую версию происходящего. Да и некоторые действия антагониста мистичны до ежиков.
В результате интрига с демонической линией (а слуг преисподней нам обещают немало) растет и крепнет. Мы, в отличие от двух из трех персонажей, охотно верим в сверхъестественные ответы. Но чем закончится противостояние добра и зла (или Добра и Зла?) крайне любопытственно.
Кстати о птичках. Экзорцизм («убийственная скука с мелкими перерывами на секунды страха») нам впервые покажут лишь в пятой серии, что для проекта, во многом построенном на одержимости демонами, прям железная выдержка.
Не забывают постановщики и о побочных линиях, периодически погружая нас то в судебную драму, то в улетный быт странноватых коммун, то в психоделический больничный хоррор. А вот некоторые перспективные арки теряют на продолжительное время (куда подевались явления к молящемуся герою? А что там с опасным красным для героини?). Да и начало сериала несколько напрягло. Первые минут 10-15 пытаешься найти резонанс с манерой постановщиков, бросивших зрителя в омут жизни Кристен. Выходит не сразу.
Эрго. Приятный, хотя далеко небезгрешный привет из прошлого, берущий свое неоднозначностью, интригой и актерской «химией».