Противостояние господу, или Физики на страже человечества
Дела неладно. Самоубийства и отход от дел лучших ученых, бессмысленные результаты экспериментов на ускорителях частиц, отсутствие прогресса в фундаментальных исследованиях.
Наука умирает.
И в центре этой агонии пятерка «молодых гениев из Оксфорда». Одна из них разрабатывает самоорганизующиеся нановолокна, вторая пытается оправдать славу «лучшего физика своего поколения», третий трудится в чужой лаборатории, никак не собравшись с силами открыть собственную. А двое и вовсе завязали с исследованиями. Отдав приоритет преподаванию и бизнесу.
Наука умирает, но кто виновен в ее смертельной болезни?
Неужто сам Господь?
Нет, не ветхозаветный Бог, не Аллах, не Будда и не Иисус Христос.
Похоже, для некоторых землян Господом стал кто-то другой. Кто-то, способный на самые натуральные чудеса и невообразимые для нас технологии. Кто-то, возможно готовый починить то, что поломали люди.
Но что если последователи нового Всевышнего в корне ошибаются, и их Господь вовсе не благ?
Трилогия Цысиня во многом открыла миру китайскую фантастику. Книги Лю напоминали работы Золотого века, радуя полетом воображения автора, спорными, но любопытными научными идеями, приятным этическим базисом. И одним из самых оригинальных апокалипсисов в мировой литературе. Разве что герои откровенно не дотягивали до заданной планки.
Первый роман трилогии уже гостил на экране в виде китайского 30-серийного проекта, увидевшего свет в 2023. Спустя год за дело взялся Нетфликс.
Плюс-минус лапоть постановщики сохранили сюжет первого тома. Внеся меж тем немало изменений и дополнений.
Во-первых строках письма они перенесли действие из Китая в Британию. Поднебесная появляется в ретро-сценах, но арка настоящего происходит на 90 процентов на Туманном Альбионе. Подтянули некоторые сюжетные линии из второй и третьей книг.
Во-вторых дали больше внимания героям, разделив главного книжного протагониста на несколько отдельных личностей. Одна из них занимается нановолокнами, вторая – звезда теоретической физики и игрок в странную игру с полным погружением (вместе с еще одним персонажем), третий и четвертый заодно взвалили на плечи работу других героев Цысиня. Вышло приятно, и позволило придать протагонистам побольше личностных особенностей и объема. За персонажей постановщиков стоит похвалить.
Цзинь Чэн (Хонг) — таланлтивый физик, девушка, которая всегда поступает правильно и во имя всеобщего блага. С избытком наделенная эмпатией, пережившая жуткую трагедию в детстве.
Ее лучшая подруга и разработчица нановолокон Августина Салазар (Гонсалес). Более яркая и бойкая девица, тяжко переживающая использование своего детища для убийств.
Джек Руни (Брэдли) – пышущий энергией толстячок, заработавший миллионы на закусках. Гик, чей дом забит моделями звездолетов из ЗВ, роботами и приблудами из комиксов. Лезущий во все дырки, и не способный держать язык за зубами, даже когда это нужно.
Уилл Даунинг (Шарп) – преподаватель, в душе сожалеющий о своем уходе из науки, несмотря на бодрые слова. Взявший на себя функции персонажа из 3-го тома.
Сол Дюранд (Адепо («Хранители» ) – сотрудник лаборатории теоретической физики, талантливый ученый, лишенный серьезных амбиций. Активно поддерживающий товарищей, даже в ущерб собственным делам. Также принявший на себя нелегкую ношу важнейшего героя из второй книги.
Кларенс Ши (Вонг). Сотрудник стратегической разведки. Ши – хмурый экс-полицейский, в свое время уволенный из всех силовых контор Англии. Паршиво стреляющий (хотя как сказать), «растущий через неудачи». Неглупый, но не выпячивающий свой ум. Спокойный и молчаливый дворовой пес, стерегущий добро хозяина.
Персонаж, заменивший шикарного книжного циника Ши Цяна, не скажу что всегда удачно. Кларенс частенько уступает книжному прототипу, хотя сильные стороны у образа имеются.
А вот за Томаса Уэйда (Каннингем) – спасибо. Еще один привет (не последний) из Игры престолов, начальник Агентства стратегической разведки — вышел на славу. Человек, не замечающий препятствий на пути к цели. Безапелляционный вершитель судеб. Апологет принципа «Разделяй и властвуй», не стесненный никакими морально-этическими шорами при защите человечества. «Ублюдок и фашист, но боец», жертвующий чужими и своими. Разве что самомнение у парня уровня Бог (порой обоснованное). Предводитель, дающий нашей цивилизации хоть какую-то надежду.
Е Вэнцьзе (Чао). Женщина, пережившая Культурную революцию, не сумевшая оправиться от утрат. Сделавшая шаг, который может уничтожить расу. И до определенного момента ни капли не раскаивавшаяся в нем.
Постановщики оставили три книжные линии, изрядно сместив акценты в сторону современности, где происходит подавляющее большинство событий.
Кроме 2024, нам покажут Китай времен Культурной революции, и виртуальную реальность игры. Прошлого изрядно меньше, чем в романе, фактически галопом по Европам: ключевая для одной из героинь сцена Митинга борьбы, чуток ужасающей реальности лагерей, и добро пожаловать на базу Красный берег.
Игре, и быту Трисоляриса уделено еще меньше внимания (а жаль). Особенности сан-ти обозначены вкратце, грубыми мазками. Слишком многое остается за кадром. Хоть дегидрацию с регидрацией показать не забыли.
Интрига недурна. Хотя природу угрозы спойлерят уже в аннотации, нюансы проявляются неторопливо, нагнетая саспенс и ощущение беспомощности. Неумолимые цифры обратного отсчета на сетчатке глаза. Сила, которой практически нечего противопоставить, невообразимые технологии, слежка, конспирология, расследование, теории заговора. Ставки постоянно растут, а когда кажется, что намечается просвет, выясняется, что это лишь проявляется мордочка большого «белого песца».
Имеются яркие моменты, как-то военное использование нановолокон, с непременными киношными манипуляциями, типа детей на борту и элементами слэшера. Кто бы спорил, наука на службе у военных – штука неприятная.
Различные продвинутые технологии, людской компьютер, и, безусловно, софоны, отвечающие за самую фантасмагорическую графику в сериале.
Этические вопросы на уровне, хотя до книжного многообразия далеко.
Мы еще раз задумаемся над недостатками людской цивилизации: жестокостью, фанатизмом, ненавистью, желанием оказаться правым любой ценой, самоутвердиться за счет других, склонностью к панике, стремлению уничтожать природу.
Покачаем головой над наивной верой в того, кто все исправит. Прикинем варианты последствий контакта с иным разумом. Неблагих методов, используемых для благой цели.
Эрго. В меру вменяемая телеадаптация недурного романа, внесшая ряд изменений (некоторые удачные, особенно с героями, некоторые нет) в сюжет, перебросившая место действия в Британию, по мере сил старающаяся удерживать зрительское внимание в расчете на продолжение.
Режиссер: Минки Спиро, Джереми Подесва, Дерек Цан, Эндрю Стэнтон
Космонавты Шредингера, или Квантовый полет/Альтернативы бытия/Застывшие в суперпозиции
Профессия астронавта никогда не была намазана медом. Тяжелая работа в невесомости, сложные научные эксперименты, ощущение одиночества, тоска по Земле и близким, холод безбрежности Космоса.
А уж когда на МКС происходит столкновение с неизвестным предметом, становится и вовсе тяжко.
Однако, невзирая на все препятствия и опасности, астронавтка Джо Эрикссон добралась домой, к любимой дочурке.
На Земле тоже все идет не так ладно, как хотелось. Галлюцинации, ПТСР, проблемы в семье, 10- летняя дочь сильно отдалилась от матери.
И все чаще Джо посещают мысли о том, что она вернулась не в то место, откуда улетела. Или столь сильно изменилась сама Эрикссон? Но что если все еще сложнее?
Космос всегда завораживал человека. Не прошел мимо этого чувства и кинематограф. «Контакт», «Гравитация», «Прометей», «Спутник», «Человек на Луне», «За пределами», «Живое», «Жена астронавта», «Салют-7», «К звездам», «Интерстеллар» и многие другие говорят об астронавтах и их нелегком труде. Немалую часть среди космических лент занимает тема возвращения на Землю и проблем вернувшихся.
Создатели Constellation решили сказать еще пару слов на эту тему. Взяв за основу популярную в последнее время квантовую механику.
Вышло любопытно, но неровно.
Мы увидим несколько временных линий и дебютную катастрофу. Первые две серии – напряженный ретроспективная история о спасении в духе Куарона с редчайшими включениями настоящего, напряжение которой снижает лишь тот факт, что мы уже видели героиню, вернувшуюся на Землю.
Тут полно изюминок работы астронавтов в космосе в критической ситуации.
Поведение в невесомости. Крепежи-присоски на предметах для удержания на стене, магнитные захваты и ленты для мелочей типа гаек (а то ищи их потом по всей станции). Ручки на стенах, для зацепов ногами и руками, а заодно для отталкивания во время полета/парения. Передвижение на струе из огнетушителя. Опасный полет обломков, получивших ускорение при столкновении. Выход в открытый космос. Работа с оборудованием под тиканье истекающих минут. Мертвая тишина и темнота во время захода Светила. Тесное соседство с мертвым товарищем. Элементы саспенса, типа полета за бусами, или проблем с захватами. Натуральные скримеры, порой переводящие происходящее в разряд хоррора. Сложнейшее вхождение в атмосферу в горящей капсуле с жуткой тряской.
Фух! Напряженненько.
По возвращении вступает в дело конспирологический триллер, по-прежнему распределяющий внимание зрителя между настоящим и прошлым. Нам покажут проблемы астронавтов с адаптацией к притяжению. После года невесомости становиться на ноги действительно непросто. Процесс долгий и болезненный.
Но физические неурядицы не единственные, ждущие вернувшихся из космоса. Серьезнейший стресс, ПТСР, пробелы в памяти, кошмары, галлюцинации в духе Соляриса и фильмов-ужасов, психоз, алкоголизм, накрывающая паранойя. На этом фоне перенос привычек из невесомости на Землю (не повезло стакану) смотрится просто забавным недоразумением.
Для большинства близкое знакомство с Великой Пустотой бесследно не проходит. Ведь: «в космосе есть нечто неправильное».
После экватора начинается самое интересное – альтернативка с «разоблачениями», причем постепенными и далеко не полными (глобальное объяснение происходящего приберегли на финал, хотя догадки у вас появятся заранее). Махровым цветом распускаются теории заговора. Мелькают космические призраки. Красиво пересекаются альтернативные линии, появляются ответы на некоторые загадки, вскрывается смысл видений и глюков из первой половины сезона. Соединение прошлого с настоящим начинает подаваться огорошивающими клиффхэнгерами, причем не всегда в конце серий, порой в начале.
В жанре «трепета» «Созвездие» на высоте. Даже, несмотря на то, что действие подзатянуто, а темпоритм сериала — рваный. Но растекание мысью по древу проблема почти всех современных теле (и кино) проектов.
Отдельное спасибо за внимание к идеям квантовой физики, имеющим тут самое сюжетообразующее значение, в частности двойственному состоянию частицы и эффекту наблюдателя.
Актеры каши не портят.
Джо (Рапас ). Шведская космонавтка, искренне и трепетно любящая дочь. А вот с мужем перед отлетом были нюансы. Крепкий профи, при этом не супервумен, может сорваться, но быстро берет себя в руки. Надломленная галлюцинациями и недоверием окружающих. Сомневающаяся в собственном рассудке. Но не собирающаяся сдаваться. Изо всех сил старающаяся разобраться в том, что с ней происходит.
Ее дочь Эллис (Колуман, похоже, перед нами близняшки), ставшая второй по важности протагонисткой (оставив позади даже Кальдеру). Одновременно – побудительный стимул для многих действий матери и активное начало, человек, по-полной вовлеченный в квантовые забавы.
Ее супруг Магнус (Д`Арси). Детский учитель, в одиночку тянущий воспитание наследницы во время долгого отсутствия супруги. Оказывающийся скорее помехой вместо опоры.
Коммандер Кальдера (Бэнкс). Космонавт, некогда ходивший по Луне. Нынче пожилой мужчина с не лучшим состоянием здоровья и алкогольной зависимостью. Научный консультант, создатель устройства Кэл, должного оказать помощь в поиске «нового состояние материи». С ним во второй половине связано немало мощных психоделических моментов.
Астронавт и коллега Джо — Ланкастер (Кэтлетт ). Еще один пример квантовых игрищ.
Не забудут постановщики о конспирологических теориях. Поделятся своими опасениями насчет людей и космоса: мол, может ну его, эти полеты, стремно там как-то. Тем паче с сомнительными научными экспериментами наперевес. Опять же, ничего сверхоригинального, но вполне увлекательно. Особенно если ужать хронометраж.
Эрго. Триллер о взаимодействии гомо сапиенсов и Космоса. А также о последствиях таких взаимодействий. И о квантовой физике, шоб она была здорова.
Профессор Ван Мяо не считал свою работу судьбоносной для человечества. Да, нанотехнологии, да, сверхпрочные материалы, да нить, способная перерезать грузовик. Но влияние на судьбы цивилизации? Оставьте.
Однако когда Китай захлестнула волна самоубийств ученых, а военные, вместе с чинами НАТО и ЦРУ начали создавать Боевые командные центры и говорить о войне неведомо с кем, Ван оказывается в самом центре событий.
Там, где переплелись давние эксперименты по поиску внеземного разума, неординарная виртуальная игра с полным погружением и видения, способные свести с ума и отрицающие законы физики.
Один из популярнейших китайских фантроманов, обладатель Хьюго (вроде как первый из забугорных) и номинант на Небьюлу. Познакомимся поближе с ведущим представителем китайской фантастики.
Цысинь неожиданно порадовал. Навеяв ностальгические воспоминания о золотом веке научной фантастики. Когда авторы не стеснялись вовсю пользоваться воображением, создавая неординарные внеземные цивилизации, используя и предвосхищая великие научные изобретения, ошарашивая важнейшими морально-этическими вопросами.
Лю явно вдохновлялся работами мэтров. Его инопланетяне поражают нестандартной природой и позволяют задуматься над людскими особенностями.
Как вам собратья по разуму, живущие на планете, где чередуются обычные погодные условия и время, когда невозможно предсказать ни когда встанет солнце, ни когда наступит лютая стужа. Собратья, обладающие световой речью, разработавшие эволюционную способность к дегидрации – полному обезвоживанию, позволяющему пережить самые неблагоприятные условия. Затем погрузи тушку, свернутую в коврик в воду – и вуаля! Перед нами снова готовый к жизни индивидуум. А живой компьютер, позволяющий проводить сложнейшие вычисления, используя взаимодействие миллионов существ — просто блеск! «Построится в компьютер!» — это пять. Что уж говорить о забавах с микромиром, он же квантовый (цивилизации жалко), дополнительными измерениями и до пределов наполненными протонами, становящимися чем-то иным. Жаль, Лю не взял у Уоттса еще одну фишку: рассказывать в примечаниях, на каких реальных разработках основаны научные допущения и теории в книге. Любопытно было бы узнать, идея Софона основана на настоящих исследованиях, или это сплошное воображение.
Жаль, социальное устройство инопланетян достаточно стандартно-антиутопично и выглядит бледновато на фоне их физических особенностей и свершений науки.
В описании работы ученых и научных достижений Лю явно не прочь составить конкуренцию Уоттсу и Вейеру. В романе Цысиня наука является щитом и опорой нашей цивилизации. Автор не только описывает развитие физики, знакомит читателя с фактами, использует смелые теории. Но и размышляет о пределах научного познания, неизменности физических законов в пространстве и времени, о невозможном на первый взгляд утверждении, что физика никогда не существовала, и не будет существовать. Над тем, возможно ли остановить научный прогресс, фактически «убив» его на корню.
Совершая еще один немаловажный шаг, раздумывая над тем, может ли наука выступать моральным мерилом цивилизации. А научное развитие одновременно быть признаком развития духовного и морального.
Возвращаясь к излюбленной некогда теме контакта. И тому, чем может завершиться столь желаемое обнаружение собратьев по разуму – благолепием во языцах или наоборот. И можно ли позволять себе наивность и прочие почти религиозные чувства в столь важных вещах.
Посокрушаясь о людских «багах», сволочном отношении к своим собратьям гомо-сапиенсам и матушке-Земле. «Багах», способных вызвать не просто отвращение к людям, но и желание напрочь устранить эту ошибку природы. Любой ценой.
О позитивных теориях типа общевидового коммунизма не позабудет. И о роли личности в истории.
Что интересно, китайских особенностей в книге Цысиня немного. Кроме кровавой Культурной революции, впрочем минимально отличающейся от событий любой другой, того же 1917 (разве что Митинги борьбы, где не просто унижали и убивали классовых врагов, а требовали раскаяния и признания неправоты от ученых и преподавателей похожи на аутентичное китайское изобретение), современность романа весьма напоминает общечеловеческую, без восточных «фишек». С одной стороны – хорошо, дает возможность почувствовать себя как дома. С другой – после Робинсона, показавшего как можно описывать быт фантастической Поднебесной, хочется большего.
Примерно до экватора романа автор активно скрывает свои карты, нагоняя туману, активно вводя читателя в заблуждение. Причем, именно первая половина книги смотрится цельнее и гармоничнее. Дебютное погружение в кровавое болото революции. Интрига, взвивающаяся до небес. Виртуальная игра, с полным погружением, манящая таинственностью и вызовом интеллектуалам. Невозможные явления, повергающие героев и читателя в недоумение и ужас. Навевающие воспоминания о «Миллиарде лет» Стругацких.
После прояснения ситуации автор подгонит пафосной театральщины («тише, товарищи, тише, немцы кругом!»). Покажет «лохами» силовиков с политиками. Продолжит линию былого. Подбавит чуток экшена, продемонстрирует использование в целом мирных научных разработок в военных целях (операция «Гучжэн» выглядит завораживающе, как удав, гипнотизирующий кролика).
Посокрушается о нюансах восприятия мира интеллектуалами и прочей интеллигенцией, готовых на глобальное изменение мира и миллионы смертей (включая порой собственную), ради достижения мечты. Проще надо быть, товарищи, проще – утверждает автор, обычные, ничем не примечательные люди могут кой-чему научить свою элиту.
Поразмыслит о восприятии неизбежного (что хуже — определенного во времени) конца света.
Главных героев в романе два с половиной. Им «как до неба рачки» до психологической глубины и проработки протагонистов того же Мартина. Второстепенные персонажи и вовсе больше функции.
Ван Мяо – ученый-прикладник, работающий с наноматериалами. Профессор, человек науки, способный открыть перед читателем стиль мышления яйцеголовых. Одновременно, так как Ван не теоретик, он лишен того практически религиозного отношения к физическим законам. И способен, после хорошего пинка, здраво взглянуть на вещи.
Е Вэньцзе – Поклонница призвания варягов («земля наша велика и обильна…»). Астрофизик, девушка, потерявшая отца в Революцию. Записанная в «контрики», лишенная прав заниматься любимым делом. Благодаря случайности попавшая на секретную базу, занимающуюся попытками отыскать братьев по разуму. Развивающийся, мятущийся человек, свершающий открытия, совершающий ошибки, задумывающийся над их искуплением.
И половинка, подобно трансформатору снижающая пафос и глобальные раздумья ученой братии. Ши Цян — нестандартно мыслящий полицейский, обучающийся у преступников. Грубый, эффективный и наблюдательный экс-солдат с крайне циничным подходом к жизни. «Не смотрю я на твои звезды», и над великими философскими вопросами не задумываюсь. Работы полно. Мир еще спасать. Некогда мне, некогда.
Достаточно в романе и спорных мест. Об относительной слабости второй части, нередком пафосе и театральщине я уже сказал. С языком тоже не все слава богу. Грубоват, местами казенен и простоват. Возможно дело в двойном переводе (с китайского на английский, оттуда уже на русский). Научной терминологии выше крыши (опять же см. раннего Уоттса) – гуманитариям надо быть готовыми.
Эрго. Научная фантастика в духе золотого века. Косяков хватает, но в целом неожиданно недурно. Но надо учитывать, перед нами первая книга трилогии и финала в «Задаче» нет даже промежуточного. Чтобы узнать, чем все закончилось, нужно читать еще два романа (благо оба есть на русском), и возможно жирный фанфик Баошу. Впрочем, насчет фанфика мнения фэнов разделились.
Страна, развалившаяся на отдельные штаты, каждый со своим правительством и армией. Находящаяся на грани войны за воду. Полная сарисинов – устройств с саморазвивающимся искусственным интеллектом. Мужчин, отчаявшихся найти себе супругу, ведь женщин тут вчетверо меньше мужиков.
Территория, где пересекаются пути обычных, на первый взгляд, людей. Среди которых охотник за вышедшими из-под контроля сарисинами. Криминальный воротила, влезший в долги к опасным людям. Создательница крупнейшего виртуального эксперимента по моделированию эволюционного процесса. Амбициозная журналистка. Искусный дипломат, советник премьер-министра одного из штатов. Как они связаны друг с другом непонятно. Однако, похоже, что Индия становится местом, где произойдут воистину судьбоносные события.
Но они разворачиваются не только на Земле. Ведь в космосе, на одном из астероидов, находят следы присутствия неведомой внеземной силы.
Атмосферный, но не слишком дружелюбный к читателю роман от автора приятной «Новой Луны».
С первых строк нас с головой окунают в индийские реалии. Вечная жара, от которой мутится в голове. Вода, как высшая ценность. Священные коровы и вездесущие обезьяны. Безумное уличное движение. Крикет — любимый спорт всей страны. Забитые народом города. Ганг, носящий на своих плечах сотни трупов, кормящий беспризорных мальчишек, собирающих все, чем поделится с ними вода и песок. Философское отношение к смерти. Мыльные оперы, собирающие у экранов практически все население. Куча терминов, названий, имен, как из настоящего, так и из будущего. Демонстрации религиозных фанатиков. «Доведенная до совершенства классовая система». И как фантастическая вишенка — управляемые дистанционно боевые роботы. Роботы, которые находятся не только на вооружении правительства, но и в руках местного криминала.
Йен решил подарить читателю добрый десяток протагонистов, от чьего лица мы будем знакомиться с миром. По числу персов, от которых идет изложение, автор явно стремится к канонам Мартина. Первые 1/6 книги (!) нам только представляют героев, перебирая новенькую колоду лиц – процесс, мягко говоря, долгий и не всегда интересный. Ведь пока перед тобой промелькнут 6-9 глав, что было в первых, ты уже успеваешь подзабыть. Около абзаца затем судорожно пытаясь вспомнить, кто все эти люди и что они тут делают. Нетипичность имен делу не помогают. В результате, сродниться с персонажами не выходит, сопереживание проявляется редкими вспышками, оставляя вас большую часть времени сторонним наблюдателем. Это несмотря на то, что Йен недурно жонглирует линиями, выкладывая их не всегда в строгом порядке, угадать, кто из героев будет следующим – непросто.
Общая картина тоже вырисовывается слабо. Да со временем, начинаешь замечать, как автор плетет красивую паутину вокруг своих персонажей. Вот один мельком замечает другого, вот оказывается, что люди из разных линий знакомы в прошлом, вот упоминаются события, раскрывающиеся в другой арке, вот персонажи из двух линий, одновременно, не видя друг друга, могут оказаться в одном месте (что выясняется позднее). А вот уже и прямое, причем судьбоносное противостояние намечается. Красиво не спорю, но что хочет сказать писатель, долгое время остается тайной. Далеко не каждый читатель будет готов ждать прояснения глобального замысла до финальной трети книги.
Попробую помочь нетерпеливым. Если попытаться свести десяток разных героев в общие группки, отследив их пересечения и взаимодействие, мы получим 3 основных арки.
Научная арка, рассказывающая о возне вокруг суперпродвинутого искусственного интеллекта третьего поколения, легко оставляющего за спиной людской разум, и играх около новой научной разработки.
Космическая – строящаяся на попытках разобраться с инопланетной (и очень древней) штукой на астероиде.
Политическая – завязанная на противостоянии новых государств (бывших штатов Индии), пытающихся преодолеть водный кризис. А также внутренних разборках в Бхарате.
Понятное дело, со временем три линии все чаще пересекаются, в результате сливаясь в один полноводный поток (муссоны все-таки пришли, принеся дожди).
К первой арке можно отнести таких товарищей, как:
Нандха — сыщик Кришны, охотящийся за свихнувшимися ИИ. Обстоятельный мужчина, искренне любящий европейскую музыку времени возрождения. Владелец двойного пистолета, стреляющего разрывными пулями и электромагнитными импульсами. Обладатель целого пантеона богов, от Кришны до Индры – ведь как можно нейтрализовать чужого сарисина без помощи своих? Супруг Парвати, простой сельской девушки, так и не нашедшей себя в городском обществе.
Именно в его арке мы чаще всего встречаемся с ИИ, а также теми, кто работает с искусственным интеллектом.
Вишрам Рэй – неудавшийся адвокат, а ныне эстрадный комедиант. Но ценим мы его не за клоунские таланты. А за то, что он один из трех сыновей главы компании «Рэй пауэр», занимающейся производством энергии, а заодно весьма перспективной научной разработкой.
Ко второй:
Лиза Дурнау — биолог-эволюционист, изобретательница крупнейшего в мире эксперимента по эволюции – псевдореальности, функционирующей на 11 миллионах компьютеров и создающей настоящую виртуальную землю прошлого. Со всеми живыми организмами, за развитием которых в режиме 1 день = 100 тыс. лет и следят ученые. Фанатичная любительница пробежек, дама, ставшая единственной возможностью для правительства США отыскать своего бывшего любовника и следующего нашего героя.
Профессора Томаса Лалла, наиболее влиятельного мыслителя своего времени, бабника и эпатажника (как вам его лодка под названием Salve vagina?). Человека, напрочь исчезнувшего с общественных радаров, но позарез необходимого, чтобы попытаться понять, с чем земляне столкнулись на астероиде Дарнли-285.
К третьей:
Шахин Бадур Хан. Личный секретарь премьера Бхарата Саджиды Раны. Дипломат, предлагающий изысканные (на общем дуболомном уровне) политические ходы. Мусульманин (редкость в те времена и в тех местах), скрывающий влечение к представителям третьего пола (спасибо манге).
А вот и он (пардон, эно) – ньют Тал. Тот самый человек третьего пола, скорее являющийся бесполым существом. Сделавший «Шаг-В-Сторону». Тот, кому в юности «надоело участвовать в игре в мужчину и женщину», и кто после сложнейшей хирургической операции получил «новый набор психологических императивов, не связанных с репродуктивным поведением». И шо, сынку, хочется спросить к экватору романа: «помогли тобі твої ляхи?». Шоб да, таки нет.
К ньютам в обществе отношение брезгливо-пренебрежительное, на грани агрессии. Женщинам здесь также далеко до равных прав. Как полагается: Киндер, китчен, кюхен, правда, скорее в дворянском, чем крестьянском или мещанском варианте. Да и к чему эти нелепые телодвижения, когда при таком недостатке дам в социуме практически любая может оторвать себе завидного жениха.
К политической группе подверстывается Наджья Аскарзада. Молодая да рьяная журналистка, воспитанная шведами в западном духе, но решившая добраться до Афганистана, который она покинула в 4-летнем возрасте. Ставшая неожиданным рупором оппозиции, а точнее пешкой в политических играх.
Через нее мы взглянем на новые реалии Болливуда, где живых актеров, операторов и прочих кинематографистов не отыщешь днем с огнем. На экране правят бал сарисины. Причем отдельные ИИ ведут себя как натуральные медийные личности наших дней: вот я, а вот мои роли, мой сценический образ, и не надо путать.
И на одно из излюбленных занятий простонародья: бои саблезубых котов. Зрелище не для слабонервных.
А вот куда притулить Шива Фараджи, волчонка трущоб, выросшего в матерого зверя, «торговца органами, но не убийцу» (до определенного момента), сперва неясно. Лишь со временем выясняется, что Шив становится первой ласточкой того самого пересечения арок, оказываясь замешан во всех трех основных линиях.
В книге хватает секса, сильны киберпанковские мотивы. Мы увидим войну ближайшего будущего, с активным применением боевых роботов и искусственного интеллекта. Познакомимся с отношением к ИИ на западе: обладать самосознанием для них подсудное дело. «Брахманами», генетически сконструированными детьми с иной биохимией тела, застрахованными от дегенеративных болезней, стареющими вдвое медленнее. Совершенными «детьми», уже вряд ли являющиеся людьми. Генными изменениями, их ценой и необходимостью. Задумаемся над реальностью виртуальности. Наполнением искусственного разума, его отношениями с природным. Человечности, коренных недостатках гомо сапиенсов.
Поразмыслить будет над чем.
Эрго. Небезынтересное путешествие в будущее Индии, и Земли. Атмосферное и подкидывающее немало пищи для мозгов. К сожалению, не слишком дружелюбное к читателю и чересчур долго запрягающее.
Условный 19 век. Альтернативная Британия. Хирург и ученый Господ Бакстер всеми силами старался оправдывать свое говорящее имя. Жажда научного познания, смелые исследования мертвой и живой плоти, безумные гибриды из различного зверья.
Посему когда Господу доставили едва умершую беременную женщину, он решил, наконец, воплотить в жизнь свой самый смелый эксперимент.
На следующее утро на свет появилось существо в теле взрослой дамы, но с мозгом ребенка.
Новорожденная Белла начинает познавать мир, с детской непосредственностью отвергая устои, фраппируя общество, меняя судьбы встреченных на пути людей.
Но что, если прошлое новой женщины в старом теле однажды решит напомнить о себе?
Перед нами типичная история взросления. Сперва мы видим детские проявления: освоение тела, неверная координация, наивная бесхитростность в отношениях, непонимание боли других, мизерная эмпатия, жестокость, эгоизм, отсутствие внимания к условностям, жадное впитывание любой информации, открытие все новых и новых сторон жизни. Затем подростковые: бунт против родителей и наставников, желание вырваться из-под отеческого крова, играющие гормоны, проявление сексуальности, заныривание с головой в воды большого секса, познание вкуса алкоголя. Затем юношеские: чтение взахлеб, развитие интеллекта, внимание к философским вопросам, осознание несовершенства социума, желание изменить мир. И, наконец, взрослые: выбор пути, приятие своего места в жизни, акцентирование внимания на том, что действительно важно.
Вот только подана эта история в ошеломляющем, отчасти шокирующем виде. С издевкой, сарказмом, сексом, комедийными элементами, в меру глубокими вопросами. Все благодаря тому, что взрослеющий объект находится в теле вполне себе взрослого человека. Когда зрелая женщина невозмутимо «ходит под себя», проявляет типичные детские, по животному непринужденные реакции, не имеет ни малейшего представления о правилах поведения – смотрится впечатляюще.
Нас ждет бесспорный бенефис Стоун.
Ее Белла за 2 с половиной часа проходит путь от младенца до мудреца. Рваная пластика с ломанными, нелепыми, кукольными движениями (координация давалась Белле нелегко, а вот за танец с Дунканом – отдельный респект). Покорение речи и упоминание себя в третьем лице. Завороженное внимание к сказкам. Прямолинейное поведение, непринужденные реакции, искреннее непонимание смысла условностей и догм общества («пойду врежу ребенку!» — как я ее понимаю). Есть потребность, и ее можно удовлетворить – к чему реверансы? Жадное поглощение всего: пищи, эмоций, опыта. Упрямство, ошибки, доверчивость. Познание жалости и горя. Осознание необходимости менять общество. Формирование цели: расти и становится лучше.
Белла на фоне чопорных дам и строгих джентльменов смотрится настоящим глотком свежего воздуха, завораживающим явлением из другого, лучшего мира.
Эмма молодец — весомейшая заявка на Оскар, пожалуй, переплюнувшая Молли и Сандру.
Перевести название ленты можно также как «Бедные (плохие) вещи», либо как «Бедняжки».
Остальные актеры работают скорее фоном для великолепной Беллы, но все равно остаются в памяти.
Господ (в оригинале Годвин, попросту God) (Дефо). Франкенштейн и его чудовище в одном лице. Сын человека, ради науки ставившего над отпрыском чудовищные эксперименты (в этом смысле Господ от папани не сильно отличается). Атеист, талантливый хирург, исследователь, человек науки, утверждающий, что чувства значения не имеют. Ставший для Беллы отцом, которого хотел бы иметь каждый – способным и поддержать, и вовремя отпустить дитятко набивать собственные шишки.
Макс (Юссеф) – его помощник и потенциальный жених Беллы. Мягкий, застенчивый, готовый ждать и принимать любимую, какая она есть.
Дункан (Руффало ). Коварный бабник и серцеед, ставший для Беллы билетом в большой мир, влюбившийся в нее, но не способный принять свободный стиль поведения девушки. По классике – мужчины полигамны, женщины должны быть моногамными.
Недурны и совсем третьестепенные, но важные для сюжета образы, типа циничного Гарри или хозяйки борделя.
Фильм снят по мотивам одноименного романа Аласдера Грея (1992).
Мир, окружающий героев, отчасти списан с викторианской Англии, дополнен элементами стимпанка и забавными мелочами типа воздушных «канаток» в качестве транспорта, или нестандартных круизных кораблей.
Отдельно нужно отметить оператора, откровенно отведшего душу во время съемок.
Изрядную часть времени мы будем наблюдать за происходящим через широкоугольные объективы, в частности через «рыбий глаз», дающий искаженную перспективу и ощущение неловкого и отстраненного подглядывания за героями будто через подзорную трубу, или скорее дверной глазок.
В наличии также игры с цветом: детство Беллы в доме Господа идет черно-белым, ее прошлое в цвете. Правда, после ее выхода в большой свет о ч-б постановщики напрочь забывают. Запоминается яркая, насыщенная колористика городов мира и пышные наряды.
Не преминут создатели ленты сделать непременный реверанс в сторону феминизма и повестки, поговорив о контроле и эксплуатации. Показав разницу мужского подхода к свободной любви и роли женщин в целом.
С одной стороны нам предъявят Макса, заявляющего, что женское тело – ее дело, а он примет любимую всегда, лишь завидуя тем мужчинам, что были с ней.
С другой – садиста и самодура генерала, считающего подругу инкубатором и подневольным существом.
Не поспоришь – тело каждого – его личное дело. Не нравится – никто рядом не держит.
Без особого фанатизма скажут пару слов о несовершенстве социума и попытках его изменить (социалистка в борделе – это «пять»). Вяловато скажут. А вот за «всеобщую цель – «развитие», спасибо, развития нам всем не достает.
Эрго. Ошеломляющая история взросления, ломающая шаблоны за счет непосредственного детского поведения шикарной героини в исполнении Стоун.
Режиссер: Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Уиллем Дефо, Рами Юссеф, Марк Руффало, Вики Пеппердайн, Джек Бартон, Чарли Хискок, Аттила Добай, Эмма Хиндл, Андерс Олоф Грундберг