Путешествие в 19 век, или Три палки в синее колесо заговора
Загадочный прием в стенах отдаленного поместья Харшморт в Орандж-Локс накрепко связал вместе трех абсолютно незнакомых людей.
Юную мисс Темпл, увлекшуюся недостойным для молодой леди занятием – слежкой за бывшим женихом. И пускай она теперь точно уверена, что дело отнюдь не в романтическом увлечении, но…
Наемного убийцу по прозвищу Кардинал Чань, из рук которого выхватили его очередную жертву. И пускай полковник Траппинг все равно был убит, Чань сам видел его тело, но…
Доктора Свенсона, опекуна и няньку беспутного принца Мекленбургского. И пускай принц вроде вырван из лап недостойных негодяев, поселившихся в Харшморте, но…
Все трое после визита в поместье прекрасно понимали: то, что началось в Орандж-Локс далеко от завершения.
Их жизнь уже изменилась: что-то странное, загадочное, смертельно опасной тенью нависло над каждым участником событий. Это не считая вполне земных проблем от влиятельных и богатых людей, также имеющих свой непонятный интерес в этом неведомом деле.
Жизнь наших героев уже изменилась.
Похоже не только их одних.
А что случится, когда это трое наконец-то встретятся?
Карьера американца Гордона Далквиста в писательском ремесле вышла не совсем типичной. С одной стороны, его занятие драматургией вроде как располагало к написанию прозы. С другой – далеко не все драматурги способны сочинить не пьесу, а полноценный роман. Все же эти жанры, несмотря на кажущееся сходство, изрядно далеки друг от друга.
Возможно Гордону помогло еще одно его увлечение – кино. Короткометражки Далквиста неоднократно светились на независимых фестивалях.
Как бы то ни было, дебютная книга Гордона произвела буквально фурор. По слухам издательство предложило ему 2 миллиона долларов за этот роман и его продолжение. Это не считая номинации на премию Локус за лучший дебют.
Что же такое получилось у нашего мастера на все руки?
Вышла весьма интересная и неординарная вещица, интересная в первую очередь стилем.
Стилем 19 века. Последнего столетия в истории человечества сохранившего остатки некой куртуазности, и галантности что-ли. Позабытого, таинственного века, когда наука еще только набирала свою магическую силу, когда скорости не достигли нынешних безумных уровней, орудия убийства не приблизились к современным неимоверным возможностям, и даже злецы не утратили нотку старой доброй патриархальности. Столетию, еще не знавшему мировых войн, мирного атома, и миллионных жертв «локальных» конфликтов. Времени, предстоящему пред «веком-волкодавом».
Этим самым 19 веком пронизано у Далквиста буквально все. Перипетии. Реакции. Описание места действия – не названной по имени территории, чертовски напоминающей Англию. Отели, улицы, особняки, магазины, аристократический быт. Все это будто возвращает нас в то ностальгическое время, куда там пресловутой машине времени.
На эту же мельницу льют воду образы протагонистов — второй откровенной удачи Гордона.
Вся троица жутко колоритная, до одури стильная, и практически не выбивается из контекста эпохи, на диво удачно избегая анахронизмов в своих действиях, и даже мыслях.
Мисс Темпл – молодая дама из богатой семьи, выросшая на острове вдали от метрополии. С одной стороны образованная молодая леди, не чуждая романтики и любовных томлений (в девках пересидела – уже 25 годочков). С другой – упорный Пеппи Длинный Чулок с крепким характером и ноткой здоровой наглости – воспитание на далеких островах дает о себе знать. Она размышляет, сомневается и переживает, как обычная юная девица. Но при этом вполне способна на поступок и действие (правда, не всегда разумное), чем привлекает читателей не только женского пола.
Доктор Свенсон – медик-офицер и поверенный министра небольшого германского княжества. Интеллигент, джентльмен, переживший в свое время серьезную личную трагедию. Эдакая «золотая середина» нашей троицы. «Середина», к сожалению частенько срывающаяся в силовое решение проблем, вместо использования «серого вещества». В его оправдание нужно сказать, что времени сесть и хорошенько подумать, противники ему практически не оставляют.
Кардинал Чань – в силу особенностей профессии – человек действия. Беспощадный киллер, не отягощенный нравственными ориентирами. На первый взгляд. Со временем выясняется, что и мозгами наш наемник отнюдь не обделен. И моральные принципы присутствуют. И на любовь он способен. И на самопожертвование.
Подавляющее большинство глав рассказывают нам историю от лица одного из троицы, вовсю используя языковые и поведенческие особенности, присущие каждому из героев. И эта перекличка воспринимается абсолютно шикарно. Текст плавно переливается от события к событию, органично продолжая, дополняя и развивая начатое в предыдущей части. Только немного под другим углом восприятия.
Вполне в ключе времени и антагонисты. Зловещий заговор. Жуткие эксперименты. Тайная организация с трескучими идеями до боли знакомыми читателю. Яркие злодеи, безнравственные, опасные, коварные.
На общую стилистику романа работает и талантливое смешение жанров, предпринятое Далквистом.
Начинаясь как женская проза с элементами эротического романа (в стиле незабвенной «Истории О») The Glass Books быстро превращается в готический триллер, приобретая также черты остросюжетного детектива, сдобренного политическими интригами и напряженными боевыми сценами. Каждая глава от лица одного из героев добавляет роману новых красок и оттенков, превращая его в весьма нетривиальное полотно.
И, конечно же, интрига. Она цветет и пахнет фактически с первой страницы. Загадки множатся как грибы после дождя. Информация добывается героями с огромным трудом и по малюсеньким кусочкам. Фактически до самого финала полной картины мы так и не увидим.
Увлекательно.
Помимо стилистики и качественного разыгранного действия, работа Гордона интересна и своими моральными аспектами (какой роман 19 века без моралитэ?). Поразмыслит автор над проблемой научных достижений, попавших не в те руки. Над духовным развитием человека. Выявлением его лучших качеств в тяжелых обстоятельствах. Извлечением худших, или неоднозначных, типа неистовства и чрезмерного упорства. Психологическими нюансами управления толпой и отдельными индивидуумами. Поиздевается над громкими идеями, такими привлекательными для гомо сапиенс, независимо от века, в котором они живут.
Ничего сверхъестественного, но в данном антураже смотрится живо и не нудно. И, к сожалению, весьма актуально.
Эрго. Отличное стилистическое упражнение – оммаж 19 веку, с качественным смешением жанров, удачными героями, вечно живой интригой, и не без морали.
Объем разве что изрядно великоват. Далеко не каждый читатель сможет сдюжить полторы тысячи страниц погружения в прошлое. Но те, кто осилят – скорее всего, не пожалеют.