1806 год. Эпоха Наполеоновских войн. Англия. Йорк. Однажды теплым осенним утром двое уважаемых джентльменов, членов местного общества волшебников, твердо решили найти ответ на вопрос: почему в Англии больше не колдуют? Понятно, что множество магов-теоретиков задавались ним уже больше двухсот лет. Но у наших героев было то, чего не было у всех этих историков и ученых. Загадочный волшебник по фамилии Норрелл, живущий в дальней части графства. Обладатель огромной библиотеки, полной древних колдовских трактатов.
Если бы только мистер Сегундус и мистер Хонифут знали, какие грандиозные перемены потрясут Британию после их визита к этому самому Норреллу. Единственному (как казалось на тот момент) практикующему английскому волшебнику, решившему, наконец, прервав свое добровольное уединение, вернуть магию на Острова.
Однако кроме людей, позабывших великое искусство древности, в Англии все это время жили и иные существа. Существа, давным-давно принесшие магию в людской мир. Существа, которым и в голову не приходило отказываться от волшебства. Существа, непредсказуемые, как сама природа. Существа, если обратить на себя их внимание, способные на множество не вяжущихся с нашей моралью поступков.
В Средние века дождливая Британия была полна магии. Сперва основатель традиции Король Ворон. Затем его последователи, ауреаты, или маги Золотого века. Но время шло, ушел Джон Аскгласс. А за ним стало покидать английские берега и волшебство. Уже представители Серебряного века колдовства, или аргентианы, были гораздо больше учеными, чем практиками. А к 19 веку на туманных островах остались лишь теоретики в пыльных кабинетах. Ах да! Еще уличные «маги»: попрошайки да мошенники. Так было ровно до того момента, когда в столицу прибыл мистер Норрелл, еще в Йорке доказавший, что практическая магия живет и здравствует.
«Джонатан Стрендж» девять лет назад буквально взорвал трясину забугорного фэндома. «Хьюго», «Локус», Всемирная Премия фэнтези, Мифопоэтическая премия, Лучший роман года по версии «Time». «Лучший английский фантастический роман, написанный за последние семьдесят лет».
Автор этой бомбы, Сюзанна Кларк, уроженка Ноттингема, Великобритания, в свое время изрядно поколесила по Европе. Вернувшись на родину, Кларк занялась редактированием кулинарных книг в Кембриджском издательстве, параллельно начав писать «Джонатана». Он появился на свет в 2004 году, после 10-летней работы, принеся своему создателю известность и возможность посвящать гораздо больше времени творчеству. Сейчас Сюзанна работает над новой книгой, действие в которой будет происходить через пару лет после окончания «Джонатана», и где, по слухам, в основные герои выйдут некоторые второстепенные персонажи первой книги.
Очень интересный проект. Необычный, нетипичный, непривычный, нестандартный (еще много «не») для современного фантастического книжного сообщества. Со своим очень продуманным, гармоничным миром и темпоритмом. При этом чертовски реальный, увлекательный и завораживающий. Это действительно Роман. С большой буквы. Как раньше. В золотое время романистики. У классиков. Причем великолепно стилизованный под работы того периода. Но если читать реалистичные произведения мне почти всегда было скучновато, то с книгой Кларк соскучиться не получается. Никак.
Между тем, с работами монстров романистики у нее очень много общего. Шикарно проработанные образы. Полифония изложения. Великолепно продуманная канва и множество мелких нюансов, создающих мир. Одних только расширенных комментариев, наращивающих мясо ее вселенной, наберется на немалую книгу.
Что приятно, Сюзанна очень грамотно использует фантдопущение. Отнюдь не ради него самого, а лишь как дополнительный инструмент. Фантдопущение, которое не очень то и меняет историю нашего мира (практически все важные деятели на своих местах. Насколько можно судить, часть событий, знаковых для нашей истории, состоялась и здесь (к примеру, общая канва наполеоновских войн особо не изменилась).
Да, случилось так, что в мире Сюзанны завелся в средние века некий Джон Аскгласс, Король Ворон. Обучавшийся у эльфов/фэйри, и впоследствии правящий частью Англии. Да, в его былинные времена, когда магия была на коне, Король мог, например, легко выгнать Зиму на четыре года. Но затем он ушел, умерли его ученики, и изучение магии превратилась в любование достижениями колдунов прошлого. А история вернулась в свое русло. Ровно до тех пор, пока в Лондоне не появился мистер Норрелл.
Магия в этом мире практически полностью порождение волшебной страны. Точнее самой всесильной природы. А два главных героя – волшебника – представляют в романе Кларк противоположные взгляды на получение и использование знания, на взаимодействие людского и волшебного миров. Банальности и неведомого. Рациональных подражателей и безграничных творцов. Усердной работы с источниками и вдохновения. Возведенной цивилизации и изначального творения. Если мистер Норрелл всеми силами пытается вычеркнуть влияние фэйри на развитие людского магического искусства, считая эльфов вредоносными, порочными и безумными, то его ученик Джонатан Стрендж, наоборот, уверен в необходимости отдать должное и вновь наладить с ними связь (причем, именно Джонатан немало настрадается от действий одного из волшебного народа). Кстати, подобные научные споры, правда, по поводу других отраслей знания, не редкость и у нас.
Роман Сюзанны, очень английский по духу, некоторые рецензенты ничтоже сумняшеся сравнивают с произведениями Толкиена. Я с ними согласен лишь до некоторой, очень небольшой степени. В работе миротворца, например, Толкиену по-прежнему нет равных. Отлично раскрытая атмосфера Владычицы морей – бесспорно схожая черта. Людей постоянно живущих рядом с Полыми Холмами. Рассказы об особенностях национального характера – тоже (только у Профессора больше внимания уделено среднему классу, а у Кларк – высшему сословью). Но вот чего у Сюзанны в романе маловато, так это эпичности — того, чем полна главная работа Толкиена. Зато юмора у нее на порядок больше, чем у Дж.Р.Р. В общем, читайте, сравнивайте.
Заканчивая разговор об этом бесспорно выдающемся произведении, хочется отпустить пару-тройку матов в адрес издательства Аст, а конкретнее их обложки и аннотации.
«Волшебники состоят на тайной службе правительства». Ну, где она тайная? Что вы нам дешевую шпионскую интригу подсовываете? Абсолютно открытая работа на благо родной страны, как внутри Англии, так и в действующей на континенте армии.
«Волшебники забыли о своем истинном, извечном недруге и противнике — Древнем Народе». С какого перепугу Древний Народ – среди которого были как людские учителя, так и слуги, стал «извечным противником»? Трудно прогнозируемым эксцентричным соседом, с которым надо вести себя как можно осторожнее, возможно. Или вы имеете в виду Джентльмена с волосами, как пух на отцветшем чертополохе? Вам не кажется, что чем-чем, а «управлять человеческими землями и душами» он точно не собирался. И неплохо бы вспомнить, кто стал инициатором знакомства. А уж «магия слабеет и иссякает» уже лет 200 минимум. В книге она наоборот начинает возрождаться.
«Ведомые своей Новой надеждой — подменышем Королем-Вороном…» — полный бред. Куда ведомые? Каким Вороном? Вы книгу читали? Хоть пару страниц?
А если судить по мрачному рисунку, то нас ждет минимум готичный ужастик, полный злобного колдунства и непременных вампиров. Это примерно тоже, что для кинговского 11.22.63 сотворить рисунок в стиле «Лысый против Бешенного», сопроводив описанием типа «зубодробительный боевик: учитель против времени!», и после требовать адекватных ожиданий от потребителя. Негоже обманывать читателя, он такого может и не простить.
Эрго. Шикарный роман, вполне достойный своего букета наград. Только ради бога, не ожидайте водопада экшена, или легкого развлекательного чтива, по дурной современной традиции разжевывающего и глотающего все за читателя! Кларк ждет от читателя участия в Сотворении.
Невнятное предопределение, или Коряво дополненный Хайнлайн
В 1981 году судьба мира изменилась. Воплотилось в жизнь одно из сокровенных мечтаний человечества. Была изобретена машина времени. Вот только человечество об этом не узнало. Узнали лишь его лучшие представители. Заботу о людском благе взяло на себя Временное бюро по предотвращению преступлений. Причем бюро неплохо справлялось со своей работой. У них случился единственный серьезный прокол. Пшик-Подрывник. Человек, уничтоживший в Нью-Йорке 1975-го 11 тысяч человек. Не считая более мелких преступлений.
Агенты бюро отдавали поимке Подрывника все силы, и кое-что начало получаться. Тем более, когда за дело взялся один из лучших агентов, для которого поимка Пшика становится лебединой песней перед выходом на пенсию. Процесс пошел, но потом выясняется, что Подрывник всего лишь одно из звеньев цепи, вплотную завязанной на того самого агента, начальника Бюро и писателя, работающего под псевдонимом Мать-одиночка.
Лента служащая наглядным подтверждением того, что мы все стоим на плечах титанов. И, к сожалению, в большинстве случаев способны лишь на слепое использование их идей. Основой для фильма послужил рассказ Роберта Хайнлайна "Все вы зомби". Рассказ небольшой, на пять страничек, три из которых занимает история Матери-одиночки.
Создателей Predestination основная фишка рассказа явно поразила до глубины души. Фишка действительно интересная. Но проблема в том, что, повторюсь, "Все вы зомби" занимает ровно пять страниц, и никак не растягивается на час сорок экранного времени. Соответственно, сценаристам пришлось доливать воды, заполнять лакуны, и выдумывать, к чему вообще свести происходящее на экране. Ведь Хайнлайн в этой работе особо связным стратегическим финалом себя не утруждал. Так вот, со своей задачей они справились не лучшим образом.
После окончания ленты возникает желание поаплодировать Хайнлайну за идею и задать вопрос создателям картины. А о чем вы вообще снимали? О меньшем зле? О неизбежности и фатуме? О человеческом выборе? О временных парадоксах? Кидали аллюзии на Святую Троицу? Вы вообще сами определились, что хотели сказать? Или сочли, что достаточно продемонстрировать, какую крутую тему придумал старина Роберт?
Лента, по сути, так и осталась маленьким рассказом Хайнлайна, на который понацепляли абсолютно невнятных, и слабо проработанных навесок. Основная фишка экранизирована кинематографично, подробно и красиво. Но все остальное, не описанное у Роберта (а у него практически ничего, кроме стержневого парадокса не описано), не продумано абсолютно.
Чем конкретно занимается бюро? Какие преступления предотвращаются? Чего вы вообще прицепились к этому Подрывнику (которого, кстати, в рассказе нету как класс)? Неужели не существует на земле более серьезных проблем, которые нужно порешать? С какого перепугу агентов стало 11? Почему, наконец, не доведена до логического завершения основная линия, явно ведущая от ребенка прямиком к начальнику бюро Робертсону?
Сплошные вопросы и никаких ответов. Так, притянутые за уши намеки. Плюс, открытый финал. Это, конечно, концепция, вполне имеющая право на жизнь. Звучит как «Догадайся, мол, сама». Но творцы «Патруля времени» (прямой перевод названия, кстати, «Предопределение», что гораздо ближе по смыслу), все же изрядно перегнули палку, попросту не «заморачиваясь» хоть какими-либо объяснениями. Причем, похоже, не только для зрителя, но и для себя.
Эрго. Забавный, но чертовски недоработанный проект, сильный основной идеей (спасибо дядьке Хайнлайну), и изрядно подпорченный неспособностью сценаристов красиво дополнить эту самую идею для полного метра.
P. S. Особого действия от ленты не ждите. Это разговорная драма с детективной линией, держащая в напряжении в процессе просмотра, но заставляющая долго и сокрушенно удивляться лености создателей после финальных титров.
Режиссер: Майкл Спириг, Питер Спириг В ролях: Итэн Хоук, Сара Снук, Ноа Тейлор, Элиз Джэнсен, Фрея Стэффорд, Кристофер Кирби, Кейт Вульф, Мадлен Уэст, Люсинда Армстронг Холл, Алисия Павлис
Должник Змееносца. Оба слова с большой буквы. И не удивительно. Ведь именно Змееносцы своей жизнью ограждают мир от скверны. Змееносец умирает в муках, а затем рождаются носители Его боли и долга перед ним. Они растут, испытывая Его боль, лелея особую силу, пока не придет время исполнить долг перед Спасителем, отдав свою жизнь. Должники получают Приказ и уходят в неизвестность. Возвращаются единицы.
Аль ри Эстан, все 19 лет жизни готовился исполнить свой Долг. И вот этот день настал. «Вывести. Доставить. Убить». Цель — амечи по имени Эрхал Повелитель Воды, Ученик Богов. Исполни приказ, и достигнешь мечты — стать обычным человеком. Но что делать Должнику, если Долг и Дружба сойдутся внутри него в смертельной схватке?
Все же читать второй том, не знакомясь предварительно с первым, не есть правильно. А ведь «Клинок Змееносца» именно прямое продолжение «Времени Лжи». К счастью, основная интрига книги не сильно запутанна, но о некоторых нюансах происходящего все равно приходится только догадываться. С другой стороны чрезмерная прямота действия изрядно снижает интерес к «Магу». Ну, бродит по миру бравая троица, каждый со своим тщательно лелеемым камнем за пазухой.
Аль активно переживает, как же он будет убивать Эрхала, с которым за время первого тома успел изрядно сдружиться. Оборотень Темьян прикидывает как не дать Должнику исполнить приказ Змееносца. А Ученик Богов, занят своей прямой миссией – найти и уконтрапупить некоего злокозненного Творца. Персонажи простенькие, самый многогранный, естественно Должник, с мазохистским упоением рассуждающий о том, как же он будет убивать своего друга, и как после этого сам будет умирать.
Если бы все этим ограничивалось, браться за «Мага» я бы никому не посоветовал. Но, слава богам, у цикла и преимущества.
Это оригинальные «фишки» мира, созданного автором. Вот отслеживать, что же именно напридумывал Филоненко для своей Вселенной, довольно интересно. В первую очередь это конечно Должники. Во время исполнения Приказа они бессмертны. Способны познавать суть любого события или существа влияющего на их задачу. И устранять препятствие, стоящее на пути выполнения Приказа. Причем зачастую весьма нестандартными способами. В общем, эдакое вундерваффе узконаправленного действия. Но одними Должниками особенности мира отнюдь не ограничиваются. Тут вам и Тоннель Зла, через который в мир лезет Эра Развоплощения. И пара подвидов Высших существ, амечи и дейвов. И нестандартно описанные оборотни. И трагги — люди-однодневки, считающие время своей недолгой жизни не восходами а пробуждениями. И Галерея Зеркал. И недружелюбная Завеса вокруг Кротоса. И загадочно-забавный Оружейник, некогда Барахольщик, дважды предложивший Алю сделки, от которых тот ну никак не смог отказаться. И…
В общем, фантазия у Филоненко богатая и местами нездоровая. Вот только, как на меня, было бы интереснее прочесть краткую энциклопедию мира Ксантины, чем тратить время на знакомство с довольно однообразными приключениями протагонистов. К счастью, вторая половина книги, когда мы на время расстаемся с «тремя мушкетерами», и погружаемся в прошлое матери Темьяна, или знакомимся с интригами Творца, читается гораздо веселее, чем первая.
Жаль, язык к плюсам книги не отнесешь. Суховато, скупо, не цепляет. В общем, над слогом автору точно поработать не помешает, сразу бы массу дополнительных вистов получил.
Кстати, вместо обещанных трех частей цикла, теперь читателя ждет четыре. Впереди у желающих 3-й том «Тот, кого нет», и 4-й «Время истины».
Эрго. Цикл, интересный благодаря оригинальному миру, и скучноватый за счет всего остального.
Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови! или Коктейль из драйва с экшеном. И взболтайте получше
Недалекое будущее. Пустоши пост-апокалиптической Австралии. Немногие выжившие усердно грызутся за ресурсы. Макс Рокатански (Харди), после смерти семьи отправившийся в добровольное изгнание, попадает в плен к людям Несмертного Джо (Кияс-Бёрн), правителя Цитадели. На этом приключения Безумного Макса имели серьезный шанс завершиться, если бы не Фуриоса (Терон), одна из военачальников Джо. Угнавшая у Несмертного боевую фуру с топливом и кое-чем еще. Джо со своими бойцами бросается в погоню. Прихватив Макса в качестве живого бурдюка-донора. Но у Рокатански другие планы на свою кровь.
Второе место в мировом кинематографе по соотношению прибыли и бюджета. Культовая картина для любителей «постапа» и разнообразного дизельпанка. Лента, открывшая миру Мэла Гибсона. В общем «Безумному Максу» 1979-го было чем гордиться.
Для режиссера Джорджа Миллера трилогия «Mad Max» также осталась одним из наибольших успехов в карьере. Кроме нее в актив постановщику можно занести разве что «Иствикских ведьм» с Николсоном да слащавую, но обласканную академиками анимацию «Делай ноги». Последние лет десять он и вовсе переключился на детские проекты типа «Бэйб: Поросенок в городе», или продолжения оскароносных пингвинов. Но поросятами и птичками душу создателю Безумного Макса обмануть не удалось. И Миллер, наконец, прекратил противиться зову природы. Взявшись в 2012 за ответвление истории Макса Рокатански.
Австралию отыгрывала Намибия, так как после сильнейших ливней пустыни Нового Южного Уэльса расцвели как райский сад. Что неплохо для местного животного мира, но аж никак не подходило для съемок. А Том Харди специально повстречался с Мэлом Гибсоном, получив от него добро на исполнение роли Макса.
В результате мы увидим ленту, по края переполненную бешеным драйвом, но абсолютно не заморачивающуюся по поводу хоть какого-нибудь идейного, или особого сюжетного сопровождения экшена. Ленту буквально брызжущую динамикой, брутальностью и безоглядным фатализмом. Ленту, построенную на адреналине, и подбавляющую его с завидной регулярностью. Ленту, в которой разговоры занимают, дай бог, если 5 процентов от всего времени. Ленту, в корне отринувшую любой гламур (даже жены быстренько понимают, что к чему). Ленту, своими персонажами откровенно издевающуюся над молодежными героями, типа аккуратной Китнисс, или прости господи, дивиргентной Трис. Ленту полную красивейших африканских панорам, заставляющих помимо воли открыть что-то притягательное в пустыне. Ленту, тихонько хихикающую над безоглядной верой в кумиров и массовым психозом. Ленту, грохнувшую 150 миллионов долларов на разнообразные извращения над старинным автопарком, и практически не использующую компьютер. Более 80 процентов спецэффектов и трюков делалось вживую. Ленту, ставшую визуальным пиром для мальчиков: погони, столкновения, взрывы, драки, и куча разнообразных гибридных машинок. Ленту, не замалчивающую различные уродства и мутации умирающего мира, а наоборот частенько сующая их зрителю прямо в лицо.
Вам нравится такое кино? Тогда вы получите от Mad Max: Fury Road все возможное удовольствие. Любителям философской фантастики, разговорных драм, романтичных комедий, милых, очаровательных героев, с новым творением Миллера не по пути.
Напоследок пару слов об актерах. Харди чересчур занят попытками выжить, но даже в этой нервной обстановке пару-тройку раз играет глазами так, что в его неуравновешенную психику веришь сразу и навсегда. В Холте далеко не сразу признаешь глянцевого мальчика из «Джека», и понимаешь, что парню уже давно очень хотелось оттянуться по полной, позабыв о красивых позах и жестах. Терон, для фильма побрившаяся налысо и «пожертвовавшая» левой рукой, работает актерским локомотивом всего фильма. В очередной раз доказывая, что является одной из самых сильных и разноплановых актрис Голливуда. Но если честно, картина абсолютно не актерская, и берет другим. Что для разнообразия довольно приятно.
Эрго. Заряд драйва, обколотого адреналином, в брутальной оболочке древнего постапокалиптического боевика.
P. S. Судьба обещанного сиквела под вопросом. О безумных сборах «Макса» 79-го речь не шла изначально, но, похоже, лента с трудом отбивает даже 150-миллионный бюджет (сборы не дотягивают до 370 лимонов). Этим современный зритель ясно дал понять, что гламурные девочки в нынешней фантастике кроют брутальных грязных мужиков как бык овцу. Что в принципе было понятно изначально, и Миллеру нужно было, наступив на горло собственной песне, уменьшить бюджет хотя бы на треть. Тогда глядишь, и у второй части было бы больше шансов.
Режиссер: Джордж Миллер В ролях: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кияс-Бёрн, Джош Хелман, Нэйтан Джонс, Зои Кравиц, Роузи Хантингтон-Уайтли, Райли Кио, Эбби Ли, Кортни Итон, Джон Ховард, Ричард Картер, Иота, Энгус Сэмпсон, Дженнифер Хэйгэн, Меган Гэйл, Мелисса Яффер, Мелита Юришич, Джиллиан Джонс
Ботаник Марк Уотни был искренне рад тому, что попал в экипаж миссии «Арес-3». Пускай не первооткрыватель, но все же в первой двадцатке побывавших на Марсе. Мелочь, а приятно. Его радость длилась ровно до того момента, пока во время сильнейшей песчаной бури, заставившей НАСА свернуть миссию, Марк не получает в бок приемную антенну.
В суматохе бури его сочли мертвым, остальные члены экипажа «Арес-3» благополучно отправились на Землю, а Уотни остался на Красной планете один одинешенек. И пускай со своей раной он справился, и ему даже остались все припасы, предназначенные для экспедиции, есть еще одна маленькая проблема. Следующую миссию на Марс имеет смысл ждать не раньше чем через четыре года. А припасов на этот срок, не хватит ни под каким соусом.
У Марка остается два выхода. Смириться, съесть все, что осталось. И умереть от голода. Или напрячь свои «серые клеточки» и, подняв свои знания о ботанике и химии, найти выход из положения.
Энди Вейер (или Уир, в общем Andy Weir), имел дело с наукой с самой юности. Изучение информатики в Калифорнийском университете, работа программистом. А помимо этого искреннее увлечение ботаникой, релятивистской физикой, космонавтикой. Не удивительно, что решив заняться писательством, Энди избрал стезю научной фантастики. Его дебютный роман был воспринят крайне тепло, став «сайнс фикшн»-событием 2012 года (в 2015 киноманы уже ждут экранизацию романа). И через пару лет, наконец- то добрался до наших палестин.
Проект действительно интересный, хотя и не без недостатков. Очень выигрышная тема. Робинзонада всегда привлекала читателя. Еще бы, где можно настолько явно увидеть всю силу людского интеллекта, характера, духа, как не в борьбе с безжалостной природой (тем более неземной). И вполне логично, что в космическом 21 веке герой вынужден выживать не на необитаемом острове, а на целом необитаемом Марсе. В месте, где в одиночку не выживал никто. Добавляет в блюдо остроты то, что через некоторое время в этой робинзонаде так или иначе начинает участвовать практически все человечество.
Повествование классически ведется от первого лица, в виде дневника Уотни, перемежаясь земными и космическими сценами. Автор талантливо пользуется законами драматургии, возводя перед протагонистом новые и новые перипетии. Ведя его через кучу преград, возникающих одна за другой, к кульминации.
Стиль и язык у Энди весьма неплох, а некоторые моменты так и вовсе абсолютно не по-детски берут за душу. Люди в книге поголовно хороши, умны, талантливы, и даже принимая спорные решения, руководствуются далеко не худшими мотивами. Эдакий шаг к «Миру Полдня» АБС. Сказка? Ну и пусть. Все равно иногда очень хочется верить в человека. Невзирая ни на что.
Написано легко (за исключением одного момента, о котором позднее), с юмором, и чертовски оптимистично. Вейер твердо уверен, что для человека знающего, думающего и образованного нет ничего невозможного, и безвыходных ситуаций не бывает. И щедро делится этой уверенностью с читателем. Плюс его герой постоянно подтверждает условную уверенность делом. Главное не паниковать – как будто говорит он, а наоборот хорошенько подумать, вспомнить весь свой багаж знаний, и приниматься за дело. Научный подход (поставил задачу – нашел решение). Убежденность в своих силах. Решать по проблеме за раз, не пытаясь объять необъятное. Не унывать, видя впереди массу сложнейших задач и гигантский массив работы. И ни в коем случае не опускать руки.
И никакой Марс не сможет остановить человека разумного.
Однако в жанре робинзонады и научном подходе, кроме явных и неоспоримых достоинств, кроется и пара небольших недостатков. Налицо некоторая перегруженность химическими терминами и понятиями. Когда Марк начинает размышлять над сплетениями молекул, у меня как у сугубого гуманитария, слегка подвисает мозг. Не критично, и ничего сверхъестественного, такого, на что не ответил бы гугл, Вейер нам не предлагает, но саму тенденцию отметить нужно. И быть к ней готовым.
Вторая негативная особенность робинзонады – стратегическая предсказуемость. Финал ясно виден с самого начала. Но вот то, какими именно путями автор будет вести героя к концовке, и какие преграды тому придется преодолеть, способно поразить самого искушенного читателя.
И еще конечно жаль, что такой выбор локации «робинзонады», лишает нас столь милой ее части, как дикари, или пираты. Ну да ладно, про пришельцев почитаем в другом месте.
Эрго. Оптимистичный гимн науке и силе человеческого разума. Почти как у ранних Стругацких. Приятно все же иногда вместо черного фентези, постапокалиптушек и мрачных антиутопий, почитать про хороших, умных и талантливых людей. Может в результате таких книг, таких людей и в жизни станет побольше.